Поиск по материалам сайта
Cлово "LITERATUR"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГРА"-"ГЮЛ")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
2. Мифы народов мира. НАСЕКОМЫЕ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 5, "АПО"-"АРХ")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
4. Большой толковый словарь по культурологии. ГЕНИЙ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 8, "МНЕ"-"МУЛ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. АССМАН
Входимость: 1. Размер: 22кб.
7. Словарь средневековой культуры. ВРЕМЯ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
8. Мифы народов мира. ГРЕХОПАДЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
9. Словарь средневековой культуры. ПУТЕШЕСТВИЕ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
10. АССМАН (Assmann) Ян (р. 1938)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДАН"-"ДЕВ")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
12. Мифы народов мира. ОРЕЛ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
13. Словарь средневековой культуры. СХОЛАСТИКА
Входимость: 1. Размер: 20кб.
14. Словарь средневековой культуры. ЧТЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
15. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 3, "ВАС"-"ВЕР")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
16. Мифы народов мира. КАИН
Входимость: 1. Размер: 15кб.
17. Мифы народов мира. ХРИСТИАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 33кб.
18. ГЕНИЙ
Входимость: 1. Размер: 11кб.
19. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 11, "АСТ"-"АФИ")
Входимость: 1. Размер: 55кб.
20. Мифы народов мира. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 39кб.
21. Словарь средневековой культуры. ТРУБАДУРЫ
Входимость: 1. Размер: 35кб.
22. The book about the motherland: analyzing discursive practices
Входимость: 1. Размер: 19кб.
23. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 83кб.
24. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 7, "СОД"-"СПЕ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
25. АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
26. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 5, "ПОД"-"ПРА")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
27. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 6, "АРХ"-"АЭД")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
28. АУЭРБАХ (Auerbach) Эрих (1892-1957)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
29. Большой толковый словарь по культурологии. ФИЛОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 31кб.
30. Мифы народов мира. ЗАГОВОРЫ И МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
31. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "К"
Входимость: 1. Размер: 81кб.
32. Мифы народов мира. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
33. Словарь средневековой культуры. ЛИТЕРАТУРА
Входимость: 1. Размер: 22кб.
34. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 8, "СПЕ"-"СУН")
Входимость: 1. Размер: 45кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГРА"-"ГЮЛ")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
Часть текста: они обменивались поочерёдно. Персей овладел этими зубом и глазом, за это Г. указали Персею путь к нимфам, владелицам крылатых сандалий, сумки и шапки-невидимки (Apollod. П. 4, 2). а. Т.-г. ГРАЦИИ ГРАЦИИ (лат.), см. Хариты (греч.). ГРЕХОПАДЕНИЕ Статья большая, находится на отдельной странице . ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ Статья большая, находится на отдельной странице . ГРИБЫ ГРИБЫ - Свидетельством весьма значительной роли Г. в мифологии и - шире-в культуре следует считать возникновение особой науки этномикологии. Работы американского учёного Р. Г. Уоссона и его последователей позволяют выявить значение Г. во многих культурно-исторических традициях. В частности, нередко Г. выступают как классификатор, с помощью которого чётко формируются такие оппозиции, как «профанический - сакральный», «женский - мужской», «вода - огонь» и т. д. Сохраняющиеся в низовой традиции колебания относительно принадлежности Г. к растительному или животному миру объясняют ряд мифологических мотивов, связанных с метаморфозами Г. (происхождение Г. из камня, превращение людей в Г., дублирование, при котором один и тот же мотив соотносится то с Г., то с камнями, то с...
2. Мифы народов мира. НАСЕКОМЫЕ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: Н. подчёркивается связь с нечистой силой; в частности, стрекоза обозначается (в противоположность божьей коровке и др.) как ездовое животное чёрта - «коза (или козёл) чёрта», «конь чёрта» и т. п. [ср. литов. velnio ožys, velnio žirgelis, англ. dragon-fly, букв. «муха дракона», рус. стрекоза при Стри (бог) и коза и т. п.]. Как образ низа Н. функционально сопоставимы с хтоническими животными (змеи, ужи, черви, мыши, бобры, чудовища и т. п.). Тот факт, что разные Н. соотносятся в совокупности со всеми космическими зонами и со всеми тремя частями мирового дерева, находит параллель в мифопоэтическом взгляде на Н. как гибридный образ, составленный из черт (или свойств), присущих животным, живущим в воздухе, на земле (а иногда и под землёй); ср. соответствующие тексты (особенно часто - загадки о Н.) типа: «чорон, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт: летит - воет, падает - землю роет», «Летит по-птичьи, ревёт по-бычьи», «Не рак, не рыба, не зверь, не птица» и т. п. Иногда Н. изображается как посланец бога, которому дана власть над всеми, кроме обитателей моря. Некоторые ритуальные тексты наглядно демонстрируют функциональные различия между разными видами Н. Один полюс образуют «божьи» пчёлы, которые приносят весну и плодородие. На другом находятся вредоносные Н., созданные в наказание людям и скоту. У многих сибирских народностей (ненцы, селькупы, нганасаны, кеты и др.), как и у ряда североамериканских индейцев, распространён миф о происхождении таких Н. (особенно часто комаров) из искр костра, на котором мифологический герой сжигает злое женское существо (ср. появление комаров из тела Хоседэм, сожжённой на костре у кетов, из тела парнэ у ненцев и т. п.). В связи с этим мотивом находятся и другие, довольно многочисленные версии происхождения Н. (муравьев, мух, москитов, вшей и т. п.) из тела убитого чудовища в результате инцеста между братом и сестрой, а...
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 5, "АПО"-"АРХ")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Часть текста: Следующая страница Статьи на букву "А" (часть 5, "АПО"-"АРХ") АПОЛЛОНОВСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ НАЧАЛО АПОЛЛОНОВСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ НАЧАЛО - философско-эстетические понятия, введенные Ф. Ницше для характеристики двух типов культуры и двух начал бытия, олицетворение которых он видел в образах античных богов - Аполлона и Диониса. Аполлоновское символизировало собой светлое, рациональное начало, а дионисийское - темное, страстное, хаотическое. Идеал в искусстве Ф. Ницше видел в некоем равновесии аполлоновского и дионисийского начал в культуре. АПОЛОГЕТИКА АПОЛОГЕТИКА (греч. apologetikos - защищающий) - отрасль теологии. Цель апологетики - защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. Включается в систему католического и православного богословия; протестантизм отвергает апологетику, исходя из примата веры над разумом. В состав апологетики входят: доказательства бытия Бога, бессмертия души, божественные чудеса и пророчества и др. АПОЛОГЕТЫ АПОЛОГЕТЫ (от греч. - защитительная речь), раннехристианские полемисты П-Ш вв., в обстановке законодательных запретов и литературных нападок защищавшие христианство перед образованными и влиятельными кругами греко-римского общества, добиваясь для него легального статуса, а в связи с этим - более широко, чем это имело место до сих...
4. Большой толковый словарь по культурологии. ГЕНИЙ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества, божеств. двойника, хранителя, а также однокоренного с genius слова ingenio (вошедшего в европ. риторич. теорию), означающего врожденные (собств., полученные при рождении от духа) способности, дарования, изобретательность, остроту ума. По учению Диотимы в "Пире" Платона (202 е), духи-"даймоны" суть "среднее между богом и смертным" и имеют силу "быть истолкователями и передатчиками человеч. дел богам, а божеских - людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы - другим", благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с "даймоном" творч. функции - всего относящегося к "жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию". В "Федре" (242 с) Сократ рассказывает о своем "даймонионе", подающем ему знамения. Действия "даймона" сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божеств. знаки оказываются одновр. и "внутр. голосом" личности. Т.о., представления о "даймоне" и соотв. римском "гении" (сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков) в своем филос. истолковании, в качестве своих осн. импликаций предполагают: творч. природу Г. как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей его бытие; не просто закрепленность Г. за индивидом, но сопряженность Г. с "душой" как внутр. началом человека, личности. Все эти моменты сохранены и отражены в новоевроп. понятии Г., в иных отношениях порывающем с традицией. Все они получили развитие лишь в возрастании...
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 8, "МНЕ"-"МУЛ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: "М" (часть 8, "МНЕ"-"МУЛ") МНЕВИС МНЕВИС (mrw - wr), в египетской мифологии божество в виде чёрного быка. Центр его культа - Гелиополь. М. почитался как живое воплощение бога солнца и изображался с солнечным диском между рогами. Эпитет М.- «посредник Ра, который сообщает истину Атуму». Почитавшиеся М. быки содержались в особом помещении, после смерти их бальзамировали и хоронили в специальном склепе. Матерью М. была корова Хесат. М. отождествлялся с обожествлённым быком Бухисом, считался ба - душой Pa, a также города Нехен (Иераконполь). Р. Р. МНЕМОСИНА МНЕМОСИНА - Мнемозина (Μνημμοσύνη); в греческой мифологии богиня памяти, дочь Урана и Геи, титанида (Hes. Theog. 135). Родила от Зевса муз - девять дочерей (915- 917). Согласно сообщению Павсания (IX 39, 8) в Лейбадее (Беотия), вблизи пещеры Трофония, находились два источника: Леты - забвения и М.- памяти (см. в ст. Лета ). А. Е.-Г. МОДА-АВА МОДА-АВА - Мастор-ава (мода, мастор, «земля», ава, «мать, женщина»), в мордовской мифологии хозяйка - «держательница» земли, воплощение земли и её плодородия. Её молили об урожае («что сеем в тебя - подними, вырасти»), но ей же приписывали и насылание порчи, болезни. Падение на землю считалось вызванным гневом М.-а. В марийской мифологии М.-а. соответствует Мланде-ава. МОДЕЛЬ МИРА Статья большая, находится на отдельной странице . МОЖЖЕВЕЛЬНИК МОЖЖЕВЕЛЬНИК - кедр, кипарис. Мифопоэтические представления о М., кедре, кипарисе и других сходных растениях,...
6. Большой толковый словарь по культурологии. АССМАН
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: подходу наброски возможных исследований в тех областях, к-рые только в самое последнее время начинают привлекать внимание специалистов ("Сокрытость мифа в Египте", "Понятие личности и личностное самосознание", "Письменность, смерть и самоидентичность. Гробница как начальная школа лит-ры в Др. Египте", "Война и мир в Др. Египте. Рамсес II и битва при Кадеше", "Hierotaxis. Построение текста и композиция изображения в егип. искусстве и лит-ре", "Египет: теология и благочестие ранней цивилизации"). С 80-х гг. А. активно участвует в работе междисциплинарного семинара "Археология лит. коммуникации" и является составителем ряда тематич. сб. ("Письменность и память", 1983; "Канон и цензура", 1987; "Культура и память", 1988; "Праздник и сакральное. Религ. контрапункты к миру повседневности", 1991). В книге "Маат: Праведность и бессмертие в Древнем Египте" (1990) исследуется центральная для др.-егип. культуры идея Маат (буквально "Правда", "Справедливость") - так звали богиню, воплощавшую единый принцип, от соблюдения к-рого зависело, по представлениям египтян, гармоничное функционирование об-ва и космоса. А. заинтересовался этой проблемой в связи со своим увлечением концепцией "осевого времени" Ясперса (см. Осевое время , Ясперс ), в 70-80-х гг. ставшей темой нескольких междунар. коллоквиумов, в к-рых приняли участие историки античности, востоковеды и социологи. Новейшие междисциплинарные исследования, во многом углубив характер понимания "культур осевого времени", по сути, оставили открытым вопрос о том, какие этапы...
7. Словарь средневековой культуры. ВРЕМЯ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: миросозерцание частично обесценивало земное В.я, противопоставляя его вечности, и этим определялась вся система ценностей, которую проповедовала церковь. Если в архаических обществах В.я воспринималось как циклическое, как «вечное возвращение», если в системе ценностей античных обществ наиболее значимым было прошлое, и они «двигались вперед с головой, повернутой назад», то христианство, опираясь на ветхозаветную концепцию В.ени, ориентированную на будущее, на ожидаемый приход мессии, вместе с тем радикально ее перестроило, придав В.ени новую специфическую структуру. В.я линейно растянуто между началом - сотворением мира и финалом - вторым пришествием и «исполнением В.ен», но оно уже прошло свою кульминацию - рождение Христа, его проповедь и крестную муку. В.я ветхозаветное представляет собой, согласно церковному учению, префигурацию В.ени новозаветного. Соответственно, история народов и монархий, равно как и жизнь каждого индивида, развертывается в контексте всемирной истории спасения. Эпоха после Христа - завершающая эпоха истории; В.я стареет и близится к концу, люди живут в «последние В.на». Но эта история «Града земного», реализующаяся во В.ени, протекает на фоне вечности, в которой пребывает «Град Божий», и соотнесена с ней. Историческое В.я подчинено сакральному, но не растворяется в нем: христианский миф дает...
8. Мифы народов мира. ГРЕХОПАДЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: на чудесных плодах которого лежит запрет, - древо жизни, однако искони речь шла, по-видимому, об одном дереве). Но змей (по-еврейски слово мужского рода), который был «хитрее всех зверей полевых», созданных Яхве, обольщает жену. Он знает правду о том, что от запретного плода люди не умрут, как угрожал Яхве, а станут лишь как «боги, знающие добро и зло». Змей намеренно искажает содержание запрета, спрашивая жену, действительно ли бог не велел есть «ни от какого дерева в саду?». Отвечая ему, жена наивно преувеличивает, утверждая, что запрещено даже коснуться древа познания. Немотивированность поведения змея дала повод впоследствии считать его воплощением «зла» и «искусителем». По агадическим и кораническим легендам змей - это падший ангел, который не хотел подчиниться человеку, завидуя ему; в христианской традиции прочно утвердилось отождествление змея с дьяволом, сатаной, принявшим лишь обличье змея. Агадические рассказы пытаются психологически объяснить поведение персонажей повествования: змей дотронулся до запретного дерева, но остался жить, чем продемонстрировал несостоятельность опасений жены; он толкнул жену так, что она сама коснулась дерева, увидев при этом ангела смерти, но она сказала себе: если я умру, бог создаст другую жену Адаму, поэтому я дам ему тоже отведать от плода - или умрём вместе, или останемся живы (по одному из преданий, змей сожительствовал с женой Адама). Жена сама ест плод и даёт мужу. После этого у обоих открываются глаза на собственную наготу, и из чувства стыда (впервые появившегося) люди делают себе опоясания из смоковных листьев («фиговый листок»). Бог, который изображается вовсе не всевидящим и всезнающим, а строгим, но справедливым судьёй, прогуливается вечером («во время прохлады дня») по саду. Только из ответов человека он узнаёт, что его...
9. Словарь средневековой культуры. ПУТЕШЕСТВИЕ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: границы известного мира, и взору европейца открылись новые географические пространства Азии. Монгольская экспансия привела к проникновению в Центральную Азию и на Дальний Восток западных миссий, купцов, путешественников. В то же время совершенствовалась картография - появились портоланы; в результате вырисовывается более или менее точная картина морских побережий. Итальянские, французские и каталонские путешественники (Марко Поло, Журден де Северак, Одорикоде Порденоне), миссионеры и купцы осваивают просторы доселе неизвестной Азии. Их восприятие пространства определялось уже не спиритуал ьны-ми ценностями, а нередко прагматическими целями и стремлением к познанию мира. Разумеется, культурные стереотипы продолжали играть важную роль. Сама идея П.я в дальние страны с целью узнать или увидеть нечто новое получает высокую оценку лишь в позднее средневековье, и именно тогда появляется такой мотив П.я, KaKcuriositas, не всегда одобряемый церковью. Это обстоятельство было тонко подмечено Жаком Витрийским: «Некоторые легкомысленные и любопытные особы, -пишет епископ в одном из своих сочинений, - отправляются в паломническое П.е не из благочестия, а исключительно из любопытства и желания узнать...
10. АССМАН (Assmann) Ян (р. 1938)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: исследований в тех областях, к-рые только в самое последнее время начинают привлекать внимание специалистов (“Сокрытость мифа в Египте”, “Понятие личности и личностное самосознание”, “Письменность, смерть и самоидентичность. Гробница как начальная школа лит-ры в Др. Египте”, “Война и мир в Др. Египте. Рамсес II и битва при Кадеше”, “Hierotaxis. Построение текста и композиция изображения в егип. искусстве и лит-ре”, “Египет: теология и благочестие ранней цивилизации”). С 80-х гг. А. активно участвует в работе междисциплинарного семинара “Археология лит. коммуникации” и является составителем ряда тематич. сб. (“Письменность и память”, 1983; “Канон и цензура”, 1987; “Культура и память”, 1988; “Праздник и сакральное. Религ. контрапункты к миру повседневности”, 1991). В книге “Маат: Праведность и бессмертие в Древнем Египте” (1990) исследуется центральная для др.-егип. культуры идея Маат (буквально “Правда”, “Справедливость”) — так звали богиню, воплощавшую единый принцип, от соблюдения к-рого зависело, по представлениям египтян, гармоничное функционирование об-ва и космоса. А. заинтересовался этой проблемой в связи со своим увлечением концепцией “осевого времени” Ясперса, в 70-80-х гг. ставшей темой нескольких междунар. коллоквиумов, в к-рых...