Поиск по материалам сайта
Cлово "GRATIA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХЕМ")
Входимость: 2. Размер: 38кб.
2. Словарь средневековой культуры. ВЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЯ
Входимость: 1. Размер: 53кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГОР"-"ГУЛ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАР"-"НЕР")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
5. Народы и религии мира. ЛЮТЕРАНСТВО
Входимость: 1. Размер: 14кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 8, "ФРА"-"ФУЦ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
7. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АГР")
Входимость: 1. Размер: 56кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХЕМ")
Входимость: 2. Размер: 38кб.
Часть текста: Сфодрия в Элладе со спартанским войском и занятие Кадмеи Фойбидом повели к более тесному соединению спасшихся бегством фивских патриотов для освобождения Фив, а затем последовало сближение между Афинами и Фивами. Когда Агесилай со спартанским войском в 387 г. вторгся в Беотию (Diod. Sic. 15, 30.), X. пришел на помощь фивянам, опустошил земли союзников Спарты и затем ожидал войска Агесилая близ Фив на неприступной возвышенности, так что Агесилай после нескольких неудачных приступов должен был удалиться Nep. Chabr. 1 Diod. Sic. 15, 32. Благоразумный образ действий X. доставил ему великую славу и благодарность соотечественников. После одержанной им морской победы при Наксосе 16 числа месяца Боедромиона 376 г. (Хеn. Hell. 5, 4, 61. Diod. Sic. 15, 34. Plut. Phoc. 6.) афиняне послали его во Фракию, где он избавил Абдеры от нападений варваров. Plut. Phoc. 6. Camill. 19. Xenoph. Hell. 5, 4, 60. В борьбе между Фивами и Спартой (368 г.) он с успехом защищал Коринф против фивян, но не так удачно отстаивал он Истм против Эпаминонда. Хеn. Hell. 7, 1, 5. В 366 г. против него возбуждено было обвинение в передаче Оропа Фивам, но он был оправдан. После сражения при Мантинее он отправился на помощь к царю Египетскому Тахою (Τάχως) и командовал флотом его против персов, Plut....
2. Словарь средневековой культуры. ВЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЯ
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: реализации. В. государей в средневековой Европе основывалась на весьма различных историко-культурных традициях, материальных, организационных, а также социально-психологических предпосылках и складывалась на основе отношений между общественными группами, все социальные характеристики которых на протяжении средневековья претерпевали существенные изменения. 1. Историко-культурные традиции На характер В.и в средние века оказали сильное воздействие три основные историко-культурные традиции: древнегерманская, римская и тесно связанная с ней церковная. а) У древних германцев, как и во многих других архаических обществах, В. племенного вождя обуславливалась дарованной ему свыше харизмой - особыми качествами сакрального свойства, приносящими удачу в войнах с врагами, мир и материальное довольство внутри племени. Такая харизма считалась достоянием не столько отдельной личности, сколько определенного знатного рода, из которого и избирался германцами «кунинг». Харизма должна постоянно подтверждаться; утративший ее вождь может потерять и свою В. В. вождя распространяется на свободных соплеменников и включает в себя и функцию посредничества между миром людей и миром богов. Последнее видно, помимо прочего, из обычного у древних германцев (но не у кельтов, например) выполнения вождями жреческих обязанностей. Отношения между наделенным харизмой вождем, ближайшими к нему людьми (чаще всего дружинниками) и остальными соплеменниками строились на основе взаимности обязательств, при которой верности со стороны «подвластных» соответствовала со стороны «властителей» готовность оказывать покровительство и щедро делиться ценностями. У древних германцев род, из которого избирали вождя, не был единственным обладателем харизмы - она считалась присущей, пускай в меньшей степени, и другим знатным семействам. Потому полномочия представителей знати, в отличие от полномочий лично зависевших от вождя людей, рассматривались не как производные от В.и вождя, а...
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГОР"-"ГУЛ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГОР"-"ГУЛ") ГОРГИЙ ЛЕОНТИНСКИЙ ГОРГИЙ ЛЕОНТИНСКИЙ - Gordĭas, Γοργίας, по мнению некоторых писателей, ученик Эмпедокла, уже преклонных лет, в 427 г. до Р. X. вместе с Тисием приехал в Афины в качестве посла от своей родины, чтобы попросить помощи против Сиракуз. Здесь он обратил на себя внимание новизной своего образа речи; немного спустя он приехал навсегда в Грецию, странствовал по греческим городам и приобрел много славы и денег своими напыщенными речами в частных собраниях (ε̉πιδείξεις) и преподаванием. Наконец, мы встречаем его в фессалийском городе Лариссе, где он и умер после Сократа, может быть, не раньше 375 г., более чем 100 лет от роду. В своем сочинении περὶ του̃ μὴ όντος ή περὶ φύσεως он берет исходной точкой учение элеатов, что истина есть совершенно разное единство без противоречия, и,...
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАР"-"НЕР")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: но вскоре навлек на себя ненависть Агриппины (Tac. ann. 12, 57), которая, задумав умертвить Клавдия, удалила его из Рима, а потом приказала убить (ib. 13, 1). Он, однако, успел уничтожить свою переписку с Клавдием, чтобы открытие ее не могло повредить другим. Dio Cass. 60, 31 слл.; 3. любимец императора Коммода, принимавший участие в его убийстве и лишенный жизни в царствование Септимия Севера. Herod. 1, 17. Sept. Sev. 14. НАРЦИССА ИСТОЧНИК НАРЦИССА ИСТОЧНИК - Narcissi fons, Ναρκίσσου πηγή, источник у Донакона, близ Феспий в Беотии, вокруг которого и теперь находится множество нарциссов. Ov. met. 3, 407. Paus. 9. 31, 7. НАСАМОНЫ НАСАМОНЫ - Nasamōnes, Νασαμω̃νες, дикий и сильный народ внутри Африки, на юго-восток от Киренаики почти до большого Сирта (Hdt. 2, 32. 4, 172); впоследствии римляне оттеснили их до внутренних областей Мармарики. Их нравы и обычаи подробно описаны Геродотом в указанном выше месте. НАСИДИИ НАСИДИИ - Nasidĭi, 1. Н., римский всадник, сторонник Помпея, который в 49 г. был разбит Брутом при Массилии (Caes. b. c. 2, 3 слл.), а впоследствии был противником Антония. Cic. Phil. 7, 8; 2. Кв. Н., сын предыдущего, верный приверженец Помпея Младшего, по смерти которого (35 г. до Р. X.) он примкнул к Антонию и, начальствуя над его флотом, был разбит Агриппою. Dio Cass. 50, 13. НАСЛЕДСТВА ПРАВО НАСЛЕДСТВА ПРАВО - Hereditas. I. Аттическое. В Афинах право наследства зависело от того, оставил ли умерший завещание или нет. До Солона нельзя было завещать имущество, но оно оставалось во владении рода (γένος). Солоново...
5. Народы и религии мира. ЛЮТЕРАНСТВО
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: в которых подверг суровой критике католицизм. Но иногда основание этого течения приурочивают к зиме 1513-14, так как именно в это время М. Лютер пришёл к выводу о решающем значении для спасения Божьей милости. Существует ещё одна точка зрения, согласно которой возникновение лютеранства связывают с 1530, когда было опубликовано написанное сподвижником М. Лютера Филиппом Меланхтоном (1497-1560) Аугсбургское исповедание, содержащее основы лютеранского вероучения. Доктринальные положения лютеранства даны в так называемой Книге согласия. В неё включены три исторических символа веры (Апостольский, Никейский, или Никео-Константинопольский, и Афанасьевский), Аугсбургское исповедание и Апология Аугсбургского исповедания (1531), Малый и Большой (для детей и для взрослых) катехизисы Лютера (1529), Шмалькальденские статьи (содержащий резкую критику католицизма ответ лютеранских лидеров на приглашение папы Павла III на собор в Мантуе, который должен был состояться в 1537) и Формула согласия (принятый в 1577 церковный документ, в котором был разрешён возникший после смерти М. Лютера спор между его сторонниками). Среди этих документов особое значение придаётся Аугсбургскому исповеданию и Малому катехизису Лютера. Лютеране, как и большинство христиан, принимают учения о Святой Троице и о двойной природе Иисуса Христа - божественной и человеческой. Они верят также в искупительную жертву Христа, Его воскресение и вознесение. Одной из важнейших доктрин лютеранства является положение о спасении человека только Божьей милостью через веру в Иисуса Христа (так называемые sola gratia и sola fide). Лютеране считают, что из-за первородного греха человек нуждается в примирении с Богом, а это примирение вместе с прощением грехов являются сущностью оправдания. Христова праведность вменяется верующему, который получает её через Святого Духа. Согласно лютеранству , оправдание человека перед ...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 8, "ФРА"-"ФУЦ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Часть текста: во главе флота, командовал в сражении при Аргинусах 15-ю кораблями и после сражения был обвинен вместе с товарищами в неисполнении долга по отношению к убитым и казненным. Thuc. 8, 73 слл. 100 слл. Хеn. Hell. 1, 2. 4. 5. Plut. Alc. 29; 2. греческий астролог, родом из Родоса, жил в Риме, посвящал Тиберия в тайны своего искусства, но потом впал в немилость и с трудом избег смерти. Полагают, что это тот же Ф., который занимался философией Платона и разделил сочинения его на тетралогии. Tac. ann. 6, 26. Suet. Tib. 14. ФРАСИМАХ ФРАСИМАХ - Trasimăchus, Θρασύμαχος, 1. из Халкедона, современник Лисия, пришел в 430 г. до Р. X. в Афины и занимался сначала философией, затем риторикой и обучением ею. Цицерон хвалил его изложение и прекрасный ритм его периодов (Cic. or. 12, 39. 13, 41); Платон причисляет его к софистам и порицает его чрезмерную смелость и упорство в защите безнравственных софистических воззрений. Из сочинений Ф., исключительно риторического содержания, сохранились только отрывки. По преданию, он повесился вследствие пресыщения жизнью. Athen. 10, р. 454. Cic. de or. 3, 32. Quint. 3, 1, 10. Монография К. F. Hermann'a (1848); 2. из Коринфа философ, учитель Стилпона Мегарского. Diod. Laert. 2, 113. ФРАСИМЕД ФРАСИМЕД - Thrasymēdes, Θρασυμήδης, храбрый сын Нестора и Анаксибии, отправился с отцом под Трою и благополучно возвратился домой. Il. 9, 81. 14, 10. 16, 321. Ноm. Od. 3, 39. 414. 442. 448. Могила его была в мессенском Пилосе; сына его звали Силлом. ФРАСОН ФРАСОН - Thrason, Θράσων, 1. родом из Аттики, содействовал фиванским беглецам при изгнании спартанского гарнизона из Фив и через это снискал себе большую любовь...
7. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АГР")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Часть текста: языках - «aleph», отсюда греческое «alpha»). Различные формы начертания А с др. времен до наших дней использованы Фрицем Кюном при оформлении парадной двери Берлинской государственной библиотеки (1966). АБАК АБАК (лат. abacus - доска) 1. Счетный инструмент (доска, стол ), напоминающий современные счеты. Доска разделялась на полосы или столбцы, по которым передвигались или перекладывались счетные марки, обозначавшие определенные денежные единицы, единицы меры и веса. Отдельные античные экземпляры сохранились до наших дней. Наибольшее распространение абак получил в период средневековья в Европе и Азии. Начиная с 19 в. абак вытесняется методом письменного счета с помощью индо-арабских цифр. 2. В греч. архитектурных ордерах - верхняя плита капители колонны. рис. Римский ручной абак АБАНТ АБАНТ - или Абас (греч. Abas) в греческой мифологии двенадцатый аргосский царь, дед Данаи. Считался героем-эпонимом племени абантов, жителей острова Эвбея. АББРЕВИАТУРА АББРЕВИАТУРА (лат. сокращение) первоначально аббревиатура использовались в античных надписях, позднее получили распространение и в рукописях. С помощью так называемой суспензии, то есть используя начальные буквы слов, римляне сокращали сначала имена собственные (G. - Gaius, Q. - Quintus), а в дальнейшем и другие слова (cos. - consul, v. с. - vir clarissimus, «светлейший муж»). Повторение одной и той же буквы обозначало множественное число (coss. - consules, vv. cc. - viri clarissimi). Аналогичные аббревиатуры встречаются в греческих курсивных...