Кельтская мифология. Энциклопедия.
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
Книга А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

СААР

см. садб

САБИЯ

См. садб

САДБ

В мифологии ирландских кельтов Садб была превращена друидом в лань. Ее встретил на охоте Финн Мак Кумалл. Садб вновь приняла облик смертной женщины и стала любовницей или женой Финна. Однако друид узнал, что она сбросила образ лани, и вновь превратил ее в это существо. После этого Финн потерял ее из виду. Но однажды он повстречал обнаженного мальчика, имеющего облик молодого оленя. Финн понял, что перед ним - его собственный сын от Садб, и дал ему имя Ойсин, что означает "Молодой Олень".

САЛИИ

См. голова

САМИЛДАНАХ

В мифологии ирландских кельтов - эптитет Луга, означающий "повелитель всех ремесел".

САМХАНАХ

В мифологии шотландских кельтов - гоблин, появляющийся на празднике Самхейн.

САМХЕЙН

Самхейн - один из четырех главных кельтских праздников, отмечавшийся 1 ноября. Ночь накануне Самхейна можно сравнить с кануном нынешнего праздника Хэллоуин. Самхейн, будучи чисто крестьянским праздником, знаменовал собой окончание одного сельскохозяйственного года и начало следующего. Во время празднования Самхейна жители приводили с полей скот; часть животных забивали и съедали сразу же, другие шли под нож несколько позже. Самхейн считался временем, когда как бы исчезали все привычные преграды между миром смертных и Потусторонним миром. На праздник Самхейн проводились массовые гуляния в Таре; жители устраивали пиры, состязались в различных играх и верховых скачках. Считалось, что в этот день духи из Потустороннего мира могут свободно наведываться в гости к простым смертным, а люди, в свою очередь, могут побывать в загробном мире. Именно эта связь Самхейна со сверхъестественными силами и объясняет странную связь между ведьмами, колдунами и прочими потусторонними существами и праздником Хэллоуин. На праздник Самхейн зажигались ритуальные костры, но сперва во всех домах гасились очаги, и друиды разжигали церемониальные огни и костры. Самхейн играл у кельтов исключительно важную роль, и дошедшие до нас легенды отражают странные и важные события, случившиеся в этот день. Так, например, именно во время Самхейна люди Немхеда должны были уплачивать фоморам ежегодную дань; дань эта была чрезвычайно тяжелой и состояла из двух третей зерна, вина (по некоторым легендам - молока) и детей, родившихся в течение года. Кроме того, в этот день состоялась вторая битва при Маг Туиред.

САУИН

Сауин в культуре кельтов - аналог ирландского праздника Самхейн. Сауин отмечался 1 ноября.

САУТ КЭДБЕРИ

В Саут Кэдбери, Сомерсет, сохранились развалины древнего городища, датируемого Железным веком. По-видимому, в древности это был религиозный центр кельтов; особый интерес представляют останки молодого мужчины, погребенного под стеной. Он был захоронен здесь либо в качестве талисмана на удачу, либо в виде жертвы богам, чтобы умилостивить их, однако не вполне ясно, умер ли он естественной смертью, или же это было человеческое жертвоприношение. Была ли у кельтов практика человеческих жертвоприношений или нет - это вопрос дискуссионный, и юноша мог погибнуть в бою или умереть от какой-нибудь болезни. С другой стороны, в городище найдены следы жертвоприношений животных и сохранились даже останки молодых домашних животных - поросят, телят и ягнят. Замок Саут Кэдбери - один из предполагаемых прототипов легендарного Камелота (см. глава 23).

СВАСТИКА

На землях Европы, заселенных кельтами, свастика, как и колесо, служила излюбленным солярным символом. Изображения свастики встречаются на каменных алтарях, в орнаментальном декоре артефактов. Иногда свастика изображается отдельно, иной раз ее дополняет колесо. Предполагается, что она, как и прочие солярные знаки, служила символом успеха и удачи.

СВАТОВСТВО К БРАНВЕН И ГОЛОВА БРАНА

см. глава 20.

СВЯТОЙ ГРААЛЬ

См. грааль

СГЕОЛАН

В мифологии ирландских кельтов Сгеолан - один из двух верных псов Финна Мак Кумалла; вторым был Бран (2) (см. глава 15).

СЕДАНТА

См. сетанта

СЕКВЕНА

В мифологии кельтов Галлии Секвена - богиня истока реки Сены, давшая ей свое имя. Неподалеку от этого истока обнаружено древнее святилище, в котором найдены различные артефакты, служившие жертвенными дарами. В легендах богиня часто ассоциируется с уткой.

СЕМИОН

В мифологии ирландских кельтов Семион - сын Стариата. Именно от него происходили знаменитые Фир Болг.

СЕНАХ

В мифологии ирландских кельтов Сенах - воин, с которым Кухулин вступил в бой и победил его.

СЕНМАГ

В мифологии ирландских кельтов - "Старая Равнина", первозданная земля Ирландии. Именно здесь вымерло все племя Парталона (см. глава 6).

СЕНХА

В мифологии ирландских кельтов Сенха - верховный судья и поэт Ольстера во время правления Конхобара Мак Нессы.

СЕНХАН ТОРПЕЙСТ

В мифологии ирландских кельтов - главный бард Ирландии, живший в VII в. По преданию, Сенхан получил от святых позволение воскресить из мертвых Фергуса Мак Рота, чтобы узнать от него обо всех перипетиях, связанных с похищением быка из Куальгне.

СЕРА

В мифологии ирландских кельтов Сера - отец Парталона (см. глава 6). Согласно некоторым источникам, именно Сера, а не Парталон был мужем Дилгнейд.

СЕРБАН

В мифологии ирландских кельтов Сербан - одноглазый великан, приставленный, чтобы охранять волшебную рябину, выросшую из ягодки, случайно оброненной кем-то из богов Туатха Де Данаан. Отличался свирепым видом, и каждый, кто видел его, испытывал ужас. По легенде, убить великана можно было, только нанеся ему три удара его собственной железной дубинкой (палицей). В конце концов Сербана убил Диармайд уа Дуибхне (см. глава 15).

СЕРЫЙ ИЗ МАХИ

В мифологии ирландских кельтов - боевой конь Кухулина (см. глава 12).

СЕТАНТА

В мифологии ирландских кельтов - имя Кухулина в отрочестве. Свой первый подвиг - одолев и убив пятьдесят слуг Конхобара Мак Нессы, - он совершил, когда еще носил это имя.

СИДХ

Мн. число СИДХЕ В мифологии ирландских кельтов после поражения от Сынов Мил Эспэйна каждому божеству клана Туатха Де Данаан было отведено особое владение в Потустороннем (точнее говоря, подземном) мире. Такое владение называлось сидх, что означает курган или холм. Впоследствии это слово стало употребляться в качестве названия обители бога. Каждый бог считался Фер-Сидхе, то есть "Муж холма", а каждая богиня - "Бин-Сидхе", то есть "Женщина холма". Со временем Бин-Сидхе превратилось в банши популярных легенд. Аэс Сидхе, "Люди холма", стало общим названием богов, сокращенно - сидхе.

СИЛБЕРИ ХИЛЛ

См. холмы

СИНАЙНН

См. сионан

СИНЕ-ЗЕЛЕНОЕ

В мифологии ирландских кельтов - название копья Коналла Кирнаха.

СИОНАН

В мифологии ирландских кельтов Сионан - внучка Лира. Она ассоциировалась с рекой Шэннон, название которой, как считается, произошло от ее имени (см. глава 5).

СИРОНА

В мифологии кельтов Галлии Сирона - богиня, имя которой означает "звезда", хотя у нас нет никаких свидетельств того, что она играла хоть сколько-нибудь заметную роль в астрономических представлениях кельтов. В частности, Сирона ассоциировалась с целительными алтарями и часто изображалась вместе с Гранносом, которого можно отождествить с Аполлоном классической античности. И хотя Сирона обычно изображалась рядом с Гранносом или Аполлоном, она выступала и в роли независимого божества, особенно в эпоху, предшествующую так называемому романо-кельтскому периоду. Ассоциировалась с возрождением, обновлением, плодородием и исцелением.

СКАЛЬНЫЙ МОСТ

В мифологии ирландских кельтов - одно из препятствий, которые должен был преодолеть Кухулин на пути к острову Скатах (см. глава 12).

СКАТАХ

В мифологии ирландских кельтов Скатах - пророчица и великая воительница. По легенде, она держала нечто вроде военной школы, в которой обучала своему искусству многочисленных учеников. Одним из ее учеников был Кухулин, которому она, по преданию, вручила Га-Болг, свое непобедимое копье (см. глава 12).

СКЕОЛАН

См. сгеолан

СКИПЕТР

В археологических раскопках на землях кельтов были найдены предметы, выполнявшие в древности роль скипетров или жезлов. Чаще всего их находили на развалинах храмов и святилищ; предполагается, что они служили регалиями жрецов. Некоторые из таких скипетров или жезлов весьма просты, другие отличаются тщательной отделкой. Часто они покрыты резьбой, соответствующей культу данного божества, в частности, бога Солнца.

СКОТА

В мифологии ирландских кельтов - женщина, от которой ведут свой род гэлы (см. глава 10).

СМЕРТЬ АРТУРА

См. мэлори, сэр томас

СОКРОВИЩА БРИТАНИИ

В мифологии валлийских кельтов - приданое для Ольвен (см. глава 24).

СОЛНЦА БОГ

См. солнце

СОЛНЦЕ

То, что Солнце пользовалось у кельтов особым почитанием, со всей очевидностью показывают многочисленные сюжеты самых разнообразных кельтских артефактов, найденные во время археологических раскопок. Особенно распространены изображения колеса в качестве солярного символа. Хотя вполне естественно ожидать от кельтов особого поклонения Солнцу, поскольку они вообще обожествляли всевозможные природные объекты, в частности, деревья и воды, свидетельств об особой роли бога Солнца в кельтской литературе немного. Ирландский бог Луг, имя которого означает "сияющий", обладатель сверкающего лика, ассоциирующийся со светом, - главный претендент на роль бога Солнца. Галльский бог Беленус также ассоциировался со светом, ибо слово бел переводится как "яркий, светящийся", однако он известен именно как бог света, бог-целитель, но не как собственно бог Солнца.

СОЛЬ

В некоторых кельтских поселениях в Европе все благополучие жителей было основано на добыче соли. Самое знаменитое из таких поселений - Халльштатт, раскопки в котором резко расширили наши представления о кельтах. Название Халльштатта происходит от соляных копей, находящихся в Верхней Австрии.

СРЕНГ

В мифологии ирландских кельтов Сренг - воин клана Фир Болг, которому было поручено стать посланником и вести переговоры с богами клана Туатха Де Данаан, высадившимися в Ирландии. Сренг вел переговоры с Бресом, парламентером Туатха Де Данаан, который предложил поделить Ирландию между Фир Болг и Туатха Де Данаан. Предводители Фир Болг отвергли это предложение, результатом чего стала первая битва при Маг Туиред. Хотя Фир Болг поначалу добились некоторого перевеса, когда Сренг и Нуада сразились в поединке и Сренг отрубил Нуаде руку, в конце концов Фир Болг потерпели жестокое поражение (см. глава 6).

СТАРИАТ

См. семион

СТАРИННЫЕ ГЭЛЬСКИЕ ИСТОРИИ О ЛЮБВИ

см. глава 14.

СТАРН

В мифологии ирландских кельтов Старн - сын Серы и брат Парталона.

СТЕКЛЯННАЯ БАШНЯ

В мифологии ирландских кельтов фоморы, по преданию, воздвигли на острове Тори некую стеклянную башню или замок, известный также под названием Башня Конана. Немедийцы, захватив остров, взяли башню штурмом и убили Конана Мак Фебара, короля фоморов. Балор, по легенде, заточил в Стеклянную Башню свою дочь.

СТЕКЛЯННЫЙ ЗАМОК

См. стеклянная башня

СТОЛБЫ И КОЛОННЫ

Столбы и колонны играли важную роль в культуре кельтов. Иногда они были выполнены из дерева, нередко - из камня. Они часто воздвигались в местах, считавшихся священными. Кельты воспринимали такие столбы как символы деревьев, многие из которых также почитались священными. Столбы часто были очень высокими, и их сплошь покрывала сюжетная резьба.

СТОНУЩИЙ

См. охайн

СТОУНХЕНДЖ

Согласно кельтской мифологии, Стоунхендж был воздвигнут Мирдином из каменных глыб, перенесенных им в Британию из Ирландии. В Ирландии они образовывали Кольцо Великанов на горе Маунт Килларус. По преданию, каменные глыбы были перенесены сюда великанами родом из Африки, которые были первыми обитателями Земли (см. глава 23).

СТРАНА ВЕЧНОГО ЛЕТА

См. гвлад ир хав

СТРАНА ЖИВЫХ

См. тир-нан-бео

СТРАНА КАРЛИКОВ

см. глава 13.

СТРАНА МОЛОДОСТИ

См. тир-на-ог

СТУЧАЩИЕ

Корнуелльский аналог коблинов (см. также глава 26).

СУАЛТАМ

В мифологии ирландских кельтов Суалтам - смертный отец Кухулина. В ночь накануне его женитьбы на Дехтире бог Луг похитил ее и вступил с нею в связь, от которой впоследствии и родился Сетанта (Кухулин). Когда королева Медб с войском вторглась в Ольстер, чтобы завладеть огромным Бурым Быком, Суалтам попытался поднять мужей Ольстера, чтобы противостать ей. В гневе он повернул своего коня, Серого из Махи, настолько резко и быстро, что острым краем собственного щита отрезал себе голову. Голова его, упав на землю, продолжала кричать, призывая мужей Ольстера, до тех пор, пока чары заклятия, наложенного на них, не слетели и мужи Ольстера вновь обрели способность сражаться (см. глава 12).

СУДЬБЫ КАМЕНЬ

В мифологии ирландских кельтов - одной из сокровищ богов Туатха Де Данаан. По легенде, они принесли его с собой из Галиаса; впоследствии этот камень попал в руки смертных королей Ирландии (см. глава 6).

СУКЕЛЛУС

В мифологии кельтов Галлии Сукеллус, чье имя можно перевести как "крепко бьющий", - бог, часто изображаемый с большой колотушкой на длинной рукоятке. Рядом с ним обычно изображаются винная бочка, сосуд для питья и нередко - большая собака.

СУККАТ

Суккат - детское имя или уменьшительное прозвище св. Патрика.

СУЛИС

Сулис - имя богини-покровительницы целебного источника в Бате (Англия). Когда римляне вторглись в Британию, они превратили целебный источник в Бате в огромные бани* и воздвигли храм, однако место вокруг источника, видимо, почиталось кельтами священным задолго до появления римлян. Сулис была одним из кельтских божеств, связанных с водами, и, вследствие связи своего культа с Батом, почиталась богиней-целительницей. Римляне настолько почитали Сулис, что назвали основанный ими город, который сегодня носит название Бат, ее именем - Акваэ Сулис**. С появлением римлян Сулис стала ассоциироваться их собственной богиней Минервой. Такое смешение кельтских и римских божеств было весьма распространенным явлением, и новая синкретическая богиня получила имя Сулис Минерва. В эпоху римского владычества она по-прежнему оставалась богиней - покровительницей целебных источников в Бате.

* Название курортного городка Бат (англ. Bath), где немало минеральных источников, происходит от слова "бат" (англ. Bath), что означает "баня" (прим. перев.)

**Акваэ Сулис (лат. Aquae Sulis) - Воды Сулис (прим. перев.)

СЫНЫ МИЛ ЭСПЭЙНА

См. мил эспэйна сыны

Предыдущая страница Следующая страница