Статьи на букву "С"
см. садб |
См. садб |
В мифологии ирландских кельтов Садб была превращена друидом в лань. Ее встретил на охоте Финн Мак Кумалл. Садб вновь приняла облик смертной женщины и стала любовницей или женой Финна. Однако друид узнал, что она сбросила образ лани, и вновь превратил ее в это существо. После этого Финн потерял ее из виду. Но однажды он повстречал обнаженного мальчика, имеющего облик молодого оленя. Финн понял, что перед ним - его собственный сын от Садб, и дал ему имя Ойсин, что означает "Молодой Олень". |
См. голова |
В мифологии ирландских кельтов - эптитет Луга, означающий "повелитель всех ремесел". |
В мифологии шотландских кельтов - гоблин, появляющийся на празднике Самхейн. |
Самхейн - один из четырех главных кельтских праздников, отмечавшийся 1 ноября. Ночь накануне Самхейна можно сравнить с кануном нынешнего праздника Хэллоуин. Самхейн, будучи чисто крестьянским праздником, знаменовал собой окончание одного сельскохозяйственного года и начало следующего. Во время празднования Самхейна жители приводили с полей скот; часть животных забивали и съедали сразу же, другие шли под нож несколько позже. Самхейн считался временем, когда как бы исчезали все привычные преграды между миром смертных и Потусторонним миром. На праздник Самхейн проводились массовые гуляния в Таре; жители устраивали пиры, состязались в различных играх и верховых скачках. Считалось, что в этот день духи из Потустороннего мира могут свободно наведываться в гости к простым смертным, а люди, в свою очередь, могут побывать в загробном мире. Именно эта связь Самхейна со сверхъестественными силами и объясняет странную связь между ведьмами, колдунами и прочими потусторонними существами и праздником Хэллоуин. На праздник Самхейн зажигались ритуальные костры, но сперва во всех домах гасились очаги, и друиды разжигали церемониальные огни и костры. Самхейн играл у кельтов исключительно важную роль, и дошедшие до нас легенды отражают странные и важные события, случившиеся в этот день. Так, например, именно во время Самхейна люди Немхеда должны были уплачивать фоморам ежегодную дань; дань эта была чрезвычайно тяжелой и состояла из двух третей зерна, вина (по некоторым легендам - молока) и детей, родившихся в течение года. Кроме того, в этот день состоялась вторая битва при Маг Туиред. |
Сауин в культуре кельтов - аналог ирландского праздника Самхейн. Сауин отмечался 1 ноября. |
В Саут Кэдбери, Сомерсет, сохранились развалины древнего городища, датируемого Железным веком. По-видимому, в древности это был религиозный центр кельтов; особый интерес представляют останки молодого мужчины, погребенного под стеной. Он был захоронен здесь либо в качестве талисмана на удачу, либо в виде жертвы богам, чтобы умилостивить их, однако не вполне ясно, умер ли он естественной смертью, или же это было человеческое жертвоприношение. Была ли у кельтов практика человеческих жертвоприношений или нет - это вопрос дискуссионный, и юноша мог погибнуть в бою или умереть от какой-нибудь болезни. С другой стороны, в городище найдены следы жертвоприношений животных и сохранились даже останки молодых домашних животных - поросят, телят и ягнят. Замок Саут Кэдбери - один из предполагаемых прототипов легендарного Камелота (см. глава 23). |
На землях Европы, заселенных кельтами, свастика, как и колесо, служила излюбленным солярным символом. Изображения свастики встречаются на каменных алтарях, в орнаментальном декоре артефактов. Иногда свастика изображается отдельно, иной раз ее дополняет колесо. Предполагается, что она, как и прочие солярные знаки, служила символом успеха и удачи. |
см. глава 20. |
См. грааль |
В мифологии ирландских кельтов Сгеолан - один из двух верных псов Финна Мак Кумалла; вторым был Бран (2) (см. глава 15). |
См. сетанта |
В мифологии кельтов Галлии Секвена - богиня истока реки Сены, давшая ей свое имя. Неподалеку от этого истока обнаружено древнее святилище, в котором найдены различные артефакты, служившие жертвенными дарами. В легендах богиня часто ассоциируется с уткой. |
В мифологии ирландских кельтов Семион - сын Стариата. Именно от него происходили знаменитые Фир Болг. |
В мифологии ирландских кельтов Сенах - воин, с которым Кухулин вступил в бой и победил его. |
В мифологии ирландских кельтов - "Старая Равнина", первозданная земля Ирландии. Именно здесь вымерло все племя Парталона (см. глава 6). |
В мифологии ирландских кельтов Сенха - верховный судья и поэт Ольстера во время правления Конхобара Мак Нессы. |
В мифологии ирландских кельтов - главный бард Ирландии, живший в VII в. По преданию, Сенхан получил от святых позволение воскресить из мертвых Фергуса Мак Рота, чтобы узнать от него обо всех перипетиях, связанных с похищением быка из Куальгне. |
В мифологии ирландских кельтов Сера - отец Парталона (см. глава 6). Согласно некоторым источникам, именно Сера, а не Парталон был мужем Дилгнейд. |
В мифологии ирландских кельтов Сербан - одноглазый великан, приставленный, чтобы охранять волшебную рябину, выросшую из ягодки, случайно оброненной кем-то из богов Туатха Де Данаан. Отличался свирепым видом, и каждый, кто видел его, испытывал ужас. По легенде, убить великана можно было, только нанеся ему три удара его собственной железной дубинкой (палицей). В конце концов Сербана убил Диармайд уа Дуибхне (см. глава 15). |
В мифологии ирландских кельтов - боевой конь Кухулина (см. глава 12). |
В мифологии ирландских кельтов - имя Кухулина в отрочестве. Свой первый подвиг - одолев и убив пятьдесят слуг Конхобара Мак Нессы, - он совершил, когда еще носил это имя. |
Мн. число СИДХЕ В мифологии ирландских кельтов после поражения от Сынов Мил Эспэйна каждому божеству клана Туатха Де Данаан было отведено особое владение в Потустороннем (точнее говоря, подземном) мире. Такое владение называлось сидх, что означает курган или холм. Впоследствии это слово стало употребляться в качестве названия обители бога. Каждый бог считался Фер-Сидхе, то есть "Муж холма", а каждая богиня - "Бин-Сидхе", то есть "Женщина холма". Со временем Бин-Сидхе превратилось в банши популярных легенд. Аэс Сидхе, "Люди холма", стало общим названием богов, сокращенно - сидхе. |
См. холмы |
См. сионан |
В мифологии ирландских кельтов - название копья Коналла Кирнаха. |
В мифологии ирландских кельтов Сионан - внучка Лира. Она ассоциировалась с рекой Шэннон, название которой, как считается, произошло от ее имени (см. глава 5). |
В мифологии кельтов Галлии Сирона - богиня, имя которой означает "звезда", хотя у нас нет никаких свидетельств того, что она играла хоть сколько-нибудь заметную роль в астрономических представлениях кельтов. В частности, Сирона ассоциировалась с целительными алтарями и часто изображалась вместе с Гранносом, которого можно отождествить с Аполлоном классической античности. И хотя Сирона обычно изображалась рядом с Гранносом или Аполлоном, она выступала и в роли независимого божества, особенно в эпоху, предшествующую так называемому романо-кельтскому периоду. Ассоциировалась с возрождением, обновлением, плодородием и исцелением. |
В мифологии ирландских кельтов - одно из препятствий, которые должен был преодолеть Кухулин на пути к острову Скатах (см. глава 12). |
В мифологии ирландских кельтов Скатах - пророчица и великая воительница. По легенде, она держала нечто вроде военной школы, в которой обучала своему искусству многочисленных учеников. Одним из ее учеников был Кухулин, которому она, по преданию, вручила Га-Болг, свое непобедимое копье (см. глава 12). |
См. сгеолан |
В археологических раскопках на землях кельтов были найдены предметы, выполнявшие в древности роль скипетров или жезлов. Чаще всего их находили на развалинах храмов и святилищ; предполагается, что они служили регалиями жрецов. Некоторые из таких скипетров или жезлов весьма просты, другие отличаются тщательной отделкой. Часто они покрыты резьбой, соответствующей культу данного божества, в частности, бога Солнца. |
В мифологии ирландских кельтов - женщина, от которой ведут свой род гэлы (см. глава 10). |
В мифологии валлийских кельтов - приданое для Ольвен (см. глава 24). |
См. солнце |
То, что Солнце пользовалось у кельтов особым почитанием, со всей очевидностью показывают многочисленные сюжеты самых разнообразных кельтских артефактов, найденные во время археологических раскопок. Особенно распространены изображения колеса в качестве солярного символа. Хотя вполне естественно ожидать от кельтов особого поклонения Солнцу, поскольку они вообще обожествляли всевозможные природные объекты, в частности, деревья и воды, свидетельств об особой роли бога Солнца в кельтской литературе немного. Ирландский бог Луг, имя которого означает "сияющий", обладатель сверкающего лика, ассоциирующийся со светом, - главный претендент на роль бога Солнца. Галльский бог Беленус также ассоциировался со светом, ибо слово бел переводится как "яркий, светящийся", однако он известен именно как бог света, бог-целитель, но не как собственно бог Солнца. |
В некоторых кельтских поселениях в Европе все благополучие жителей было основано на добыче соли. Самое знаменитое из таких поселений - Халльштатт, раскопки в котором резко расширили наши представления о кельтах. Название Халльштатта происходит от соляных копей, находящихся в Верхней Австрии. |
В мифологии ирландских кельтов Сренг - воин клана Фир Болг, которому было поручено стать посланником и вести переговоры с богами клана Туатха Де Данаан, высадившимися в Ирландии. Сренг вел переговоры с Бресом, парламентером Туатха Де Данаан, который предложил поделить Ирландию между Фир Болг и Туатха Де Данаан. Предводители Фир Болг отвергли это предложение, результатом чего стала первая битва при Маг Туиред. Хотя Фир Болг поначалу добились некоторого перевеса, когда Сренг и Нуада сразились в поединке и Сренг отрубил Нуаде руку, в конце концов Фир Болг потерпели жестокое поражение (см. глава 6). |
См. семион |
см. глава 14. |
В мифологии ирландских кельтов Старн - сын Серы и брат Парталона. |
В мифологии ирландских кельтов фоморы, по преданию, воздвигли на острове Тори некую стеклянную башню или замок, известный также под названием Башня Конана. Немедийцы, захватив остров, взяли башню штурмом и убили Конана Мак Фебара, короля фоморов. Балор, по легенде, заточил в Стеклянную Башню свою дочь. |
См. стеклянная башня |
Столбы и колонны играли важную роль в культуре кельтов. Иногда они были выполнены из дерева, нередко - из камня. Они часто воздвигались в местах, считавшихся священными. Кельты воспринимали такие столбы как символы деревьев, многие из которых также почитались священными. Столбы часто были очень высокими, и их сплошь покрывала сюжетная резьба. |
См. охайн |
Согласно кельтской мифологии, Стоунхендж был воздвигнут Мирдином из каменных глыб, перенесенных им в Британию из Ирландии. В Ирландии они образовывали Кольцо Великанов на горе Маунт Килларус. По преданию, каменные глыбы были перенесены сюда великанами родом из Африки, которые были первыми обитателями Земли (см. глава 23). |
См. гвлад ир хав |
См. тир-нан-бео |
см. глава 13. |
См. тир-на-ог |
Корнуелльский аналог коблинов (см. также глава 26). |
В мифологии ирландских кельтов Суалтам - смертный отец Кухулина. В ночь накануне его женитьбы на Дехтире бог Луг похитил ее и вступил с нею в связь, от которой впоследствии и родился Сетанта (Кухулин). Когда королева Медб с войском вторглась в Ольстер, чтобы завладеть огромным Бурым Быком, Суалтам попытался поднять мужей Ольстера, чтобы противостать ей. В гневе он повернул своего коня, Серого из Махи, настолько резко и быстро, что острым краем собственного щита отрезал себе голову. Голова его, упав на землю, продолжала кричать, призывая мужей Ольстера, до тех пор, пока чары заклятия, наложенного на них, не слетели и мужи Ольстера вновь обрели способность сражаться (см. глава 12). |
В мифологии ирландских кельтов - одной из сокровищ богов Туатха Де Данаан. По легенде, они принесли его с собой из Галиаса; впоследствии этот камень попал в руки смертных королей Ирландии (см. глава 6). |
В мифологии кельтов Галлии Сукеллус, чье имя можно перевести как "крепко бьющий", - бог, часто изображаемый с большой колотушкой на длинной рукоятке. Рядом с ним обычно изображаются винная бочка, сосуд для питья и нередко - большая собака. |
Суккат - детское имя или уменьшительное прозвище св. Патрика. |
Сулис - имя богини-покровительницы целебного источника в Бате (Англия). Когда римляне вторглись в Британию, они превратили целебный источник в Бате в огромные бани* и воздвигли храм, однако место вокруг источника, видимо, почиталось кельтами священным задолго до появления римлян. Сулис была одним из кельтских божеств, связанных с водами, и, вследствие связи своего культа с Батом, почиталась богиней-целительницей. Римляне настолько почитали Сулис, что назвали основанный ими город, который сегодня носит название Бат, ее именем - Акваэ Сулис**. С появлением римлян Сулис стала ассоциироваться их собственной богиней Минервой. Такое смешение кельтских и римских божеств было весьма распространенным явлением, и новая синкретическая богиня получила имя Сулис Минерва. В эпоху римского владычества она по-прежнему оставалась богиней - покровительницей целебных источников в Бате. * Название курортного городка Бат (англ. Bath), где немало минеральных источников, происходит от слова "бат" (англ. Bath), что означает "баня" (прим. перев.) **Акваэ Сулис (лат. Aquae Sulis) - Воды Сулис (прим. перев.) |
См. мил эспэйна сыны |