Поиск по материалам сайта
Cлово "PSYCHOLOGY"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937)
Входимость: 4. Размер: 7кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 2, "АДА"-"АЛЬ")
Входимость: 4. Размер: 64кб.
3. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 5, "ПРО"-"ПЯТ")
Входимость: 3. Размер: 55кб.
4. Мифы народов мира. ПРАЗДНИК
Входимость: 2. Размер: 20кб.
5. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 2, "КЛИ"-"КОН")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
6. ФРОММ Эрих (1900-1980)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
7. Большой толковый словарь по культурологии. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
8. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 3, "СЛА"-"СОЦ")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
9. Большой толковый словарь по культурологии. ВИТГЕНШТЕЙН
Входимость: 1. Размер: 14кб.
10. ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунде (1857- 1929)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
11. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАЗ"-"ГОР")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
12. Большой толковый словарь по культурологии. ИДЕНТИЧНОСТЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
13. БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
14. КРЁБЕР (Кгоеbег) Альфред Луис (1876-1960)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
15. Этнопсихологический словарь. Список использованной литературы
Входимость: 1. Размер: 13кб.
16. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Р" (часть 3, "РИТ"-"РЫЦ")
Входимость: 1. Размер: 32кб.
17. БИДНИ (Bidney) Дэвид (1908-1987)
Входимость: 1. Размер: 3кб.
18. Библиография
Входимость: 1. Размер: 47кб.
19. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ВОЗВЫШЕННОЕ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
20. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕР"-"ДИС")
Входимость: 1. Размер: 31кб.
21. ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (1889-1951)
Входимость: 1. Размер: 12кб.
22. ИДЕНТИЧНОСТЬ психосоциальная
Входимость: 1. Размер: 12кб.
23. РОЛЬ
Входимость: 1. Размер: 5кб.
24. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФРА"-"ФУТ")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
25. Большой толковый словарь по культурологии. РУБИНШТЕЙН
Входимость: 1. Размер: 23кб.
26. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕЛ"-"БЕС")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
27. Большой толковый словарь по культурологии. БИХЕВИОРИЗМ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
28. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Б" (часть 3, "БИБ"-"БОГ")
Входимость: 1. Размер: 42кб.
29. Словарь средневековой культуры. АЛХИМИЯ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
30. ДЖЕЙМС, ДЖЕМС (James) Уильям (1842-1910)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
31. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "В" (часть 2, "ВВЕ"-"ВЕР")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
32. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ИСКУССТВО
Входимость: 1. Размер: 49кб.
33. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 20 в. НА ЗАПАДЕ
Входимость: 1. Размер: 28кб.
34. БИХЕВИОРИЗМ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
35. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БИБ"-"БЮР")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
36. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГОР"-"ГУР")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
37. РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889-1960)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
38. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 4, "КОН"-"КУЛ")
Входимость: 1. Размер: 79кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937)
Входимость: 4. Размер: 7кб.
Часть текста: относился к фрейдовскому методу толкования сновидений и объяснения психич. расстройств сексуальными факторами, отвергал концепции “либидо” и “Эдипова комплекса”. В 1907 опубликовал книгу “Исследование неполноценности органов и ее психич. компенсации”, негативно встреченную Фрейдом; в 1911 окончательно с ним разошелся, основав собств. направление в психологии — “индивидуальную психологию”. В 1914 основал журнал “Internationale Zeitschrift fur Individualpsychologie”, в 1924 — Междунар. ассоциацию индивидуальной психологии. В 1926 читал лекции в Колумбийском ун-те. В 1932 переехал в США, занимался преподаванием. А. исходил из того, что человеч. психология детерминируется факторами особого порядка и не может быть сведена к физиол. или биол. причинам; чистая каузальность действует лишь в мире неодушевленных объектов и совершенно недостаточна для объяснения человеч. жизни, ключевую роль в к-рой играют долженствование и целеполагание. (Эта методол. установка определила несогласие А. с теорией сексуальности Фрейда, его концепцией либидо и редукционистскими моделями объяснения, сводившими психич. процессы в конечном счете к биол. первоосновам.) По мнению А., объяснение психич. процессов и поведения индивида требует прежде всего выявления его цели, или целевой установки. Целевая установка (часто самим индивидом не сознаваемая) определяет “линию жизни” индивида, его “жизненный план”, к-рый так или иначе реализуется во всех поступках человека и определяет долговременную стратегич. направленность его поведения. А. отказался от причинного объяснения и поставил на его место телеологич. подход. Осн., общей целью каждого индивида А. считал стремление к власти и превосходству, к-рое может в каждом...
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 2, "АДА"-"АЛЬ")
Входимость: 4. Размер: 64кб.
Часть текста: страница Статьи на букву "А" (часть 2, "АДА"-"АЛЬ") АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ - Приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отд. индивидумов к меняющимся природно-геогр. и истор. (социальным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности, а также номенклатуры ее продуктов, механизмов коммуницирования и трансляции социального опыта и т.п. А.к. - один из осн. факторов культурогенеза в целом, истор. изменчивости культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации сооб-ва, а также изменения черт сознания и поведения отд. личностей. В работах эволюционистов 19 в. (Спенсера, Л. Моргана и др.) А.к. постулируется как доминантный фактор, определяющий культурное многообразие человечества, темпы, направленность и специфику социокультурной эволюции сооб-в. Корифеи культурологии 20 в. (неоэволюционисты, структурные функционалисты и др.), признавая А.к. одним из важнейших механизмов культурной изменчивости, тем не менее не абсолютизировали ее, полагая столь же значимыми факторами развития интерес людей к познанию нового, их стремление к рационализации своей деятельности, экономии времени и затрат труда, внутр. логику развития технологий в специализир. областях деятельности и т.п. В целом эволюция способов адаптивных реакций может быть...
3. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 5, "ПРО"-"ПЯТ")
Входимость: 3. Размер: 55кб.
Часть текста: общего объема выпущенной продукции П. свидетельствует о норме выпуска (напр., выпуск в расчете на 1 раб. час). Ср. П. - это отношение общего выпуска продукции к общим затратам производственного фактора. Предельная П. измеряет доп. выпуск продукции из доп. единицы затрат производственных факторов ( маржинальный анализ ). Рост П., важного источника экономического роста, определяется техн. прогрессом, наличием капитала или изменениями в производственной деят-ти. Производственная демократия Производственная демократия (industrial democracy), участие рабочих в управлении пром-тью и принятии решений. Профсоюзы в промышленно развитых странах с рыночной экономикой, напр., в США и Великобритании, традиционно не участвуют в управлении произ-вом. Однако в последние десятилетия в ряде стран их участие в коллект. договорах резко возросло. Нормой для мн. стран становятся трехсторонние консультации пр-ва, предпринимателей и профсоюзов по вопросам эконом, и социальной политики. Начиная с 1970-х гг. в европ. и развивающихся странах рабочие стали активнее участвовать в деят-ти раб. советов, а часто и выступать в роли представителей адм-ции. В нек-рых странах, напр., в Германии, представители рабочих имеют, согласно закону, право участвовать в работе совета директоров. Повышение роли рабочих проявляется также в их участии в прибылях и в создании на произ-ве раб. групп повышения производительности труда. В большинстве кооперативов существует раб. управление или участие. Нек-рые развивающиеся страны приняли югославскую систему самоуправления ...
4. Мифы народов мира. ПРАЗДНИК
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Часть текста: ритуальность - аритуальность (точнее - степень и характер проявления ритуальности), весёлость - печаль, официальность - неофициальность, торжественность - неторжественность, должны рассматриваться как вторичные и несущественные при различении П. и не-П. Существенным и неотъемлемым признаком П. является также его сакральность. Эта связь сакральности и П. в его архаичной форме настолько обязательна, что в известной степени и в определённом контексте можно сказать, что сакрально то, что связано с сутью П., с его ядром. При этом надо оговориться, что существуют, во-первых, и чисто мирские (профанические) П. (особенно в эпоху кризиса мифопоэтического мировоззрения), и, во-вторых, внутри П. как сакрального целого выделяются профанические фрагменты (иногда они разворачиваются как относительно самостоятельный праздничный обряд, параллельный сакральному ядру П.). Но для мифопоэтической эпохи любой мирской П. соотнесён с сакральными ценностями данного коллектива, с его сакральной историей или, во всяком случае, с неким прецедентом, который может подвергаться сакрализации. Такие связи более или менее полно прослеживаются не только в вырожденных чисто развлекательных мирских П., но даже и в том случае, когда П. как таковой теряет свой статус и становится объектом иного знакового ряда - игрой (особенно часто...
5. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 2, "КЛИ"-"КОН")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Часть текста: эконом, контроль. Патрон может обеспечить контракты на выполнение обществ, работ, способствовать поступлению на гос. службу, удачной карьере, доступу к образованию и лечению и даже защитить от судебного преследования. В об-вах, где распространены отношения патрон- клиент, орг-ция коллект. действий через профсоюзы или полит, партии может быть затруднена. Хотя в нек-рых об-вах эта система глубоко укоренилась (напр., мафия в Италии), ее критики указывают на коррупцию, сопутствующую К., а также на стремление ее лидеров к усилению своих позиций благодаря приближению к себе членов своего клана или этнич. группы, к-рые требуют свою долю власти и доходов, оттесняя всех остальных. Клиническая лингвистика Клиническая лингвистика (clinical linguistics), изучение и лечение языковых дефектов. Они могут проявляться на любом уровне лингвистики - фонетическом, фонологическом, грамматическом или семантическом ( фонетика , фонология, грамматика , семантика) - и являются следствием отклонения от норм. физ. развития или отставания в обучении. Языковые дефекты могут проявляться как в речи, так и при чтении, как на стадии воспроиз-ва, так и на стадии понимания. При этом могут возникнуть трудности с изучением языка или при пользовании им. К.л. опирается на лингвистические теории, методы и данные для объяснения природы патологии в той мере, в...
6. ФРОММ Эрих (1900-1980)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: к-рые отличают человека от животного. Ф. же пытается определить человека экзистенциально, то есть через способ существования. Это — впечатляющее открытие философии 20 в., рожденное экзистенциалистской традицией. Специфика культуры определяется тем, как складывается трагич. бытие человека. Человек принадлежит природе и в то же время отторгнут от нее. Он наделен инстинктами, но они не выполняют в нем роль безотказных стимуляторов поведения. Он обладает фиксированными признаками, но они двусмысленны, ускользают от окончат, определений. Человек имеет трагич. представление о способах своего существования и в то же время заново в каждом конкр. индивиде открывает эту истину. В отличие от Фрейда, .к-рый пытался понять культурные феномены через драматургию инстинкта, Ф. стремится связать психоанализ с социальной историей, показывая, как неповторимый экзистенциальный склад личности вписывается в конкр. обществ, фон, к-рый оказывает воздействие на индивида, преображает его потребности, вырабатывает социальные характеры. Ф. рассматривает культуру не только как средство гуманизации истории, но и как способ ее обесчеловечивания. Пяти формам социализации, т.е. освоения наличной культуры (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и любовь) соответствуют пять способов адаптации к социуму: рецептивный, эксплуатирующий, накопительский, рыночный и продуктивный. В статье “Развитие догмы Христа. Психоаналитич. исследование социально-психол. ...
7. Большой толковый словарь по культурологии. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: природу мифа, его структуру, функции. Миф в качестве синкретически не развернутого единства исторически и логически предшествовал развитым формам религии и худож. творчеству, филос. спекуляции и научным классификациям. Преодоление мифологич. сознания с одновременным широким использованием мифологич. наследия имело место в процессе развития древнегреческой или индийской философии, при этом генетический план переходит в онтологический. Фольклор и древние литературы непосредственно связаны с мифологич. традициями, пропитаны мифологией; сознательное использование традиционных мифологич. сюжетов продолжалось в лит-ре Запада вплоть до конца 17 в., а на Востоке еще дольше. Вместе с тем история лит-ры (не говоря уже об истории философии) в целом, несколько огрубляя картину, может трактоваться как история ее демифологизации. Вершинами в этом процессе было просвещение 18 в., отождествляющее мифы с суеверием и обманом (этому взгляду в нач. 18 в. противостоит только Вико), а также (после сильного подъема интереса и симпатии к...
8. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 3, "СЛА"-"СОЦ")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: языки (Slavic languages), группа индоевропейских языков, распространенных в Центр , и Вост. Европе. С.я. принято делить на три группы (южно-, западно- и восточнославянскую), но они все близки между собой и грамматически, и фонологически, и лексически, причем разговорные яз. различаются меньше, чем лит. Древнейшим письменным С.я. является старо- (церковно-) славянский, язык православ. церкви, зафиксированный в 9 в. н.э. Совр. южнославянская группа включает сербскохорватский (17 млн. говорящих), словенский (2 млн.), македонский (1 млн.) и болгарский (8 млн.) яз. Сербскохорватский, на к-ром говорят в Югославии и ее быв. республиках, имеет три отчетливо выраженных диалекта и записывается как кириллицей, так и латиницей. Кириллический алфавит , основанный на греч., был создан в 9 в. православ. проповедниками Кириллом и Мефодием. На словенском яз. говорят в Словении. Македонские диалекты представляют собой переходные (лингвистически и географически) формы между сербскохорватским и болгарским яз., в к-ром существуют зап. и вост. диалекты. Вост. диалект лежит в основе лит. яз., сформированного в 18 в. К западнославянской группе относятся чешский, словацкий и польский яз., использующие модифицированный лат. алфавит. Чешский (9,5 млн. говорящих) и словацкий (4,5 млн.) яз. взаимопонятны; при этом чешский испытал влияние нем. яз., а словацкий - венг. Польский (37 млн. говорящих) впервые засвидетельствован в текстах 14 в. Восточнославянская группа включает рус., белорус, и украинский яз.; все они пользуются кириллицей. Рус. является родным яз. для 150 млн. чел.; он распространен на всем пространстве быв. СССР,...
9. Большой толковый словарь по культурологии. ВИТГЕНШТЕЙН
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: учился у Г. Фреге, потом в Кембридже у Б. Рассела, интенсивно занимался проблемами логики, оснований математики и логич. анализа языка. Начало Первой мир. войны вынудило его вернуться в Австрию. Он добился отправки на фронт, имел награды и ранения. Его исследование по логике и философии было завершено в плену (Монте-Кяссино, Италия); в 1921 опубликовано под названием "Логико-филос. трактат". К этому времени В. решительно отказался от занятий философией. Ряд лет был учителем в сельской школе, занимался архитектурой, был монастырским садовником. В 1929 вернулся к занятиям философией и был приглашен в Кембридж, где с перерывами читал лекции до 1947. Во время Второй мир. войны оставил преподавание и работал санитаром в Лондон. госпитале. В 1947 он покинул Кэмбридж и сосредоточился на разработке своих идей, ведя затворническое существование в деревушке в Ирландии. После смерти В. осталась одна подготовленная для печати рукопись. Его ученики и душеприказчики, дополнив рядом фрагментов, опубликовали ее под названием "Филос. исследования" (1953). Публикация его рукописного наследия продолжается. Целью филос. занятий В. считал достижение ясности, что имело для него значение этич. принципа как требование честности и...
10. ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунде (1857- 1929)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: них — родительский, “инстинкт мастерства” и инстинкт любопытства. На ранних стадиях истор. развития инстинкты проявляются в чистом виде, а на более поздних — трансформируются и принимают завуалированные формы. Типы поведения, диктуемые этими инстинктами, закрепляются обычаем и отливаются в форму институтов. В. рассматривал институты как осн. единицу анализа; один из важнейших институтов совр. об-ва — институт праздного класса. В. попытался проследить становление праздного класса, его эволюцию, выявить его осн. характеристики и последствия функционирования данного института для образа жизни об-ва в целом. Возникновение праздного класса происходит в период перехода от “миролюбивой” стадии культурного развития к его “хищнической”, или воинственной стадии вместе с разделением труда. Фактическое разделение труда сопровождается разделением занятий в человеч. сознании на почетные и непочетные. К почетной деятельности (осн. черта ее — непроизводственный характер) относятся четыре категории занятий: 1) управление; 2) военное дело; 3) священнослужение; 4) спорт и развлечения. Почетные занятия становятся привилегией верхних слоев об-ва, а со временем и единств, видами их деятельности; низшие же слои к почетной деятельности не допускаются. В процессе формирования и закрепления классовых различий понятия “доблести”, “достоинства”, “почета” приобретают первостеп. важность. Вследствие “инстинкта мастерства” (стремления к результативным и эффективным действиям) человек склонен сравнивать достигаемые им результаты с рез-тами других; это “завистливое сравнение” порождает соперничество и...