Словарь средневековой культуры
АЛХИМИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш

АЛХИМИЯ

АЛХИМИЯ - Особая отрасль теоретического и практического знания, сочетающая натурфилософию, магию и технохимические процедуры и направленная на преобразование материи (в первую очередь металлов), понятое как приведение ее в более совершенное состояние. Само слово возникло на рубеже VII и VIII вв. и занесено в Западную Европу в XII в. Его префикс представляет собой арабский определенный артикль «аль». Корень же исследователи (а иногда и сами алхимики) производят от греч. chymos - «сок, жидкость»; либо от древнеегип. khemi - «Черная» (подразумевается «Черная Земля» - самоназвание Древнего Египта).

В науке принята следующая периодизация А.и. 1 -й период - александрийская, или греко-египетская А.я (II-VI вв.). Основные тексты написаны по-гречески и основаны на неоплатонически-гностических рассуждениях о единстве всего сущего, о возможности совершенствования и одухотворения плоти, о связи металлов с планетами, а также содержат технические сведения об амальгамировании, очистке металлов и об изготовлении поддельного (ученые спорят о том, считали ли его таковым сами мастера) золота.

2-й период - арабский (VI I-XII вв.). Первым по времени арабским алхимиком считается Хадид-ибн-Язид (ок. 660-704), самым известным - автор книги «Сумма совершенств» Джабир-ибн-Хайан (ок. 721-815), получивший в Европе имя Гебер. Среди авторов алхимических сочинений называются: Ар-Рази (или Разес в европейской традиции) (865-925), великий медик Абу-Али-ибн-Сина (Авиценна) (980-1037), знаменитый философ Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198). Помимо описаний химической аппаратуры и реакций в трудах арабских алхимиков, не без влияния перипатетической мысли, появляются серно-ртутная теория (представления о том, что все металлы состоят из серы и ртути в разных соотношениях) и рецепты получения философского камня.

3-й период - западная А.я (XII-XV вв.). Хотя первое упоминание об алхимиках на Западе относится к 1063 г., начало этого периода отсчитывают с XII в., момента появления большого количества переводов с арабского сочинений как греческих, так и собственно арабских авторов, начала активного распространения перипатетической философии. Алхимические теории занимают почетное место в средневековых энциклопедиях. Среди адептов А.и числятся мыслители Альберт фон Болыитедт (Альберт Великий) (1193-1280), Роджер Бэкон (ок. 1214-1292), генерал францисканского ордена Бонавентура (Джованни да Фиданца) (1221-1274), светоч схоластики Фома Аквинский (1225-1274), один из самых оригинальных умов средневековья Рамон Льюль (1235-1315), знаменитый медик Арнольд из Виллановы (1250-1313? или ок. 1235-1311), писатель, один из авторов «Романа о Розе» Жан де Мен (ок. 1250 -ок.1315), собственно алхимики француз Никола Фламель (1330-1418), англичане Джон Дастин (90-е гг. XIII в. - ок. 1385) и Исаак Холланд (XIV-XV вв.), немец Василий Валентин (сер. XV в.) и мн. др. Именно этот период считается эпохой расцвета алхимической теории и практики.

Следующий, 4-й период описывается как время одновременно упадка А.и и зарождения идей, послуживших основанием для новой, научной химии. Этот период завершается в сер. XVII в. и именуется обычно периодом ятрохимии (от греч. iatros - «врач»). Основателем последней был Теофраст Ауреол Бомбаст фон Гогенхейм (1493-1541), более известный под псевдонимом Парацельс. Он заявлял, что «настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств». Ятрохимики, не отрицая аристотелевых натурфилософских теорий, основное внимание уделяли фармакологии. А.я продолжает практиковаться до кон. XVIII в. и даже в XIX в., и в это время ее представляли такие колоритные фигуры, как загадочный граф Сен-Жермен (ум. между 1784 и 1795) и авантюрист Джузеппе Бальзамо (1743-1795), именовавший себя графом Калиостро. Однако предел алхимическим теориям положил английский ученый Роберт Бойль (1627-1691), который в своей главной работе «Химик-скептик» (1661 г.) доказал химическую неизменность элементов.

Подобная схема истории А.и достаточно условна. Ведь датировка большинства алхимических текстов весьма ненадежна: например, т.н. «Изумрудная скрижаль» впервые упоминается на рубеже XII и XIII вв., но известна нам лишь в издании 1541 г. значительная часть алхимических текстов дошла до нас в публикациях XVI - нач. XVIII вв. Многие алхимические труды созданы гораздо позднее того времени, которому они приписаны: так, под именем Гебера писал некий латиноязычный автор XIV в.

Натурфилософские основы А.и базируются на учении Платона («Тимей») и Аристотеля (IV книга «Метеорологики»), согласно которому материальный мир состоит из четырех элементов - земли, воды, воздуха и огня и определяется двумя парами противоположных качеств: сухое - влажное и горячее - холодное. Особенности всякого иного вещества определяются набором этих составляющих первоэлементов и их качеств. Металлы и минералы образуются в недрах Земли путем различных природных процессов, заключающихся в смешении элементов и их нагреве. Вещества, в зависимости от сочетания элементов, длительности и температуры их взаимодействия, могут быть более или менее совершенными; самое совершенное, наиболее устойчивый сплав первоэлементов, -золото. Всего в природе наличествует семь металлов, каждому из которых соответствует своя планета: золоту - Солнце, серебру - Луна, ртути - Меркурий, меди - Венера, железу - Марс, олову - Юпитер, свинцу -Сатурн. Поскольку основа металлов и всего сущего едина, металлы могут превращаться один в другой; это изменение (трансмутация, на языке А.и - Великое Деяние) может иметь место в результате операций, воспроизводящих природные процессы. Все металлы состоят из двух начал: серы, сухой и горячей, состоящей из огня и наделенной свойствами горючести, летучести, активности и переменности состава, и ртути, влажной и холодной, состоящей из воды со свойствами огнеупорности, нелетучести, пассивности и постоянства состава. Сера (сульфур) - форма вещества, ртуть (меркурий, «живое серебро») - материя. В некоторых текстах упоминается и третье начало металлов: чаще всего соль, иногда конкретная аммонийная соль (нашатырь) , реже мышьяк или его соединения, еще реже вода, иногда не простая, а «металлическая». Это дополнительное начало воплощает в себе т.н. квинтэссенцию и является либо движущей силой химических реакций, либо принципом фиксации, т.е. достижения устойчивости полученного вещества. В самых ранних алхимических сочинениях превращение металлов происходит непосредственно, но уже в арабской А.и появляются представления о некоем реактиве, который, соединяясь с неблагородными металлами, превращает их в благородные, - философском камне (он же магистериум, тинктура, медикамент). Иногда речь заходит о двух разновидностях философского камня: малом магистериуме (он же - белый лев), с помощью которого неблагородные металлы превращаются в серебро, и великом магистериуме (красном льве) - для получения золота. Трансмутация трактуется в разных случаях по-разному: либо как постепенный переход одних металлов в другие, например, железа в свинец, свинца в медь и т.д. до золота, либо как процесс в два этапа - из неблагородного металла в серебро и далее в золото, либо как единовременный акт. Операции - растворение, возгонка, окрашивание и т.д. - применяются для создания философского камня. Магистериум не только преобразует металлы, он придает совершенство всему и является, таким образом, универсальным всеисцеляющим лекарством (панацеей), раствор философского камня (aurum potabile, т.е. «питьевое золото») дарует вечную молодость.

Однако А.я не исчерпывается натурфилософией. Платоновские представления о сущностном единстве мира в позднем неоплатонизме и его гностических вариантах трансформировались в представления о единстве магическом. «Все в одном» - девиз и гностиков, и алхимиков, и магический знак этого единства и вечного возвращения - уроборос (змей, кусающий свой хвост) - является обозначением обратимой реакции в А.и. Трансмутация оказывается одновременно и природным (или подражающим природе) преобразованием, и волшебным превращением. Алхимики, основываясь на труде Аристотеля «О возникновении и уничтожении» и, в частности, на его утверждении о том, что идеальные первоэлементы - огонь, вода и т.д. - не тождественны эмпирическим огню и воде, также доказывали, что идеальные Меркурий и Сульфур философов - не то же самое, что обычные ртуть и сера. То же касается веществ и операций. «Дух» (spiritus) есть летучие вещества либо вещества, оставшиеся после перегонки, и тем самым являющиеся сущностью перегоняемого соединения (так получил свое название образующийся путем дистилляции вина винный спирт - spiritus vini, «дух вина») и одновременно духовная сущность, проникающая в тела и меняющая их субстанцию. Философский камень есть Великий Дух, но в «Книжице об А.и», приписываемой Альберту Великому, «субстанциональные духовные начала» суть аурипигмент (сернистый мышьяк, AS2S3) и нашатырь, и одна из глав упомянутого трактата называется «О растворении в воде субстанциональных духовных начал». Подобный ход мысли, практически не различающий идеального и реального, характерен для средневекового мышления. Алхимические практические действия являются одновременно и ритуальными. Существуют самые разные описания и перечни последовательных операций получения магистериума, но все они сводятся ктой идее, что для перехода из одного состояния в другое необходимо «умереть» и «возродиться». Все алхимические операции начинаются с реакций осаждения, коагуляции, первая стадия Великого Деяния обязательно включает в себя гниение (вся эта группа операций носит общее название melanosis - «чернение», или nigredo - «чернота»), т.е. смерть вещества, обращение его в нечто неподвижное, в труп, прах, первоматерию; затем идет растворение, фильтрация, осветление веществ (все это именуется leukosis - «беление», или albedo -«белизна»), т.е. оживление, возрождение и придание необходимых субстанциональных качеств; и, наконец, возгонка и получение искомого вещества красного и/или золотого цвета (это - xanthosis - «золочение», либо rubedo - «краснота»). Мифом и магией проникнута и алхимическая символика и терминология: например, Солнце - золото, Мертвая голова - нерастворимые осадки, Таинство соития (mysterium conjunctionis) - некоторые реакции, Могучий цыпленок - печь для нагрева. Символы в А.и неоднозначны, взаимозаменяемы. Одно название может обозначать разные вещества, например, красный лев - это золото, философский камень, киноварь, сурик и многое др.; разные наименования - одно, например, ртуть - это Меркурий, дева, царица, жена, белизна, матка и т.д., сера - Сульфур, юноша, царь, муж, краснота, семя и т.д. Серно-ртутная теория есть также и миф о соединении мужского и женского начал, о порождении всего материального мира, космогонический миф, персонажи которого являются одновременно и веществами, и существами. Темный язык алхимиков - средство сохранить тайны своего искусства и в то же время отличный от обыденного язык заклинаний.

Цель А.и - не просто создание золота, но чудесное преображение материального мира, сотворение нового, совершенного космоса, трансмутация - одухотворение материи. В процессе Великого Деяния происходит преобразование и вещества, и самого алхимика, трансмутация доводит до совершенства обоих, и, наоборот, несовершенный человек не может проделать трансмутацию. Потому из трактата в трактат переходят особые требования, предъявляемые к алхимику. Здесь и запрет на передачу знаний посторонним, ибо это знание дает власть над миром и не должно попасть в дурные руки. Здесь и требование бескорыстия - сотворивший золото сам не должен им пользоваться, разве что - в благих целях: по легенде, Рамон Льюль созданное им золото передал королю Англии Эдуарду III(1312-1377, король с 1327) на организацию крестового похода (никого, видимо, не смущало, что Льюль умер через три года после рождения Эдуарда и за двенадцать лет до восшествия того на престол); Никола Фламель на алхимическое золото основал несколько больниц и домов для престарелых в Париже. Здесь и требование аскетической жизни ; это в.пародийной форме обыграл Бен Джонсон (1573-1637) в комедии «Алхимик» (1610 г.): дабы обмануть жадного горожанина, жулики-лжеалхимики накануне Великого Деяния, которое тот дол жен свершить по их рецептам, подсовывают ему девицу легкого поведения; трансмутация заканчивается полной неудачей, в которой виноват, конечно, сам несостоявшийся алхимик, нарушивший зарок целомудрия. Но все указанные этические требования неотделимы от технических: в упоминавшейся «Книжице об А.и» в списке правил поведения алхимика седьмое требует сторониться сильных мира сего, а предыдущее, шестое - использовать сосуды из стекла либо глазурованные изнутри.

А.я находится в сложных отношениях с официальной религией. С одной стороны, пресуществление, преобразование плоти - вполне христианские понятия, и алхимики не уставали заверять всех, что их искусство - от Бога, с другой, в христианстве данные акты есть проявление божественной воли, есть чудо либо таинство, тогда как в А.и - результат технохимических операций. Алхимики сами именовали себя философами, т.е. любителями (и знатоками) мудрости, но это же слово значило в средние века и мага и неверующего.

В Дантовом аду, в десятом рве восьмого круга мучаются алхимики - подделыцики металлов. Известны выпады Джеффри Чосера (1340-1400) против А.и в «Рассказе слуги каноника» из «Кентерберийскихрассказов». Но осуждается не столько сама А.я, сколько связанное с нею мошенничество. Осмеяв химерические бредни тех, кто гоняется за призраком богатства, а находит лишь нищету, Чосер признает существование подлинной А.и, достойнейшей из наук. Периоды особенного увлечения А.ей - II-VI и XIV-XVI вв., эпохи кануна и заката средневековья.

Литература: Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII в. М., 1980; Джуa M. История химии. 2-е изд. М., 1975; Mорозов H.A. В поисках философского камня. СПб., 1909; Орлов M .A. Алхимия. Пг., 1917; Пуассон А. Теории и символы алхимиков. Пг., 1915; Рабинович В.Л .Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979; Berthelot M . Les origines de l'alchimie. P., 1885; Idem. La chimie du Moyen Âge. V. 1-3. P., 1893-1898; Crossland M.P. Historical studies in the language of chemistry. Cambridge (Mass.), 1962; Holmyard E.J. Alchemy. L., 1957; Hopkins A. J. Alchemy. Child of greek philosophy. N.Y., 1934; Jung C.G. Psychology and alchemy // Idem. The collected works. V. 12. L., 1957; Idem. Symbols of transformations// Ibid. V. 3. L., 1956; Klossowsky de Roi a S. Alchemy. The secret art. L., 1973; Lennep I. van. Art et alchimie. Etude de Piconographie hermétique et des ses interférences. Bruxelles, 1966; Lippman E.O.von. Entstehung und Ausbreitung der Alchemic Bd. 1-2. В., 1919-1931, Bd. 3. Weinheim, 1954; Stillman M. The story of alchemy and early chemistry. N. Y., 1960; Thomson G.J.S. The lure and romance of alchemy. L., 1932.

Д. Э. Харитонович

В начало словаря