Поиск по материалам сайта
Cлово "PROLEGOMENA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. БИБЛИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 7кб.
2. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГИП"-"ГОР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
3. Словарь античности. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВОЕ"-"ВЮР")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
4. ЗАПАД И ВОСТОК (парадигматика)
Входимость: 1. Размер: 20кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРМ"-"ОЧИ")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
6. Реальный словарь классических древностей. ГОМЕР
Входимость: 1. Размер: 21кб.
7. Античная культура. Словарь-справочник. Статьи на букву "Г"
Входимость: 1. Размер: 62кб.
8. Большой толковый словарь по культурологии. ЗАПАД И ВОСТОК
Входимость: 1. Размер: 23кб.
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАР"-"КЛА")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
10. КЕЙЗЕРЛИНГ (Keyserling) Герман (1880-1946), граф
Входимость: 1. Размер: 4кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. БИБЛИОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: 3 vols. New Haven, 1953-1957. Douglas, 1966 — Douglas M. Purity and Danger. L. , 1966. Douglas, 1970 — Douglas M. Natural Symbols. L, 1970. Douglas, 197Z — Douglas M. Symbolic Orders in the Use of Domestic Space // Man, Settlement and Urbanism. Cambridge (Mass. ), 1972, p. 513—521. Evans-Pritchard, 1956 — Evans-Pritchard E. E. Nuer Religion. Oxf, 1956. Fernandez, 1965 — Fernandez J. W. Symbolic Consensus in a Fang Reformative Cult // American Anthropologist, 1965, vol. 67, p. 902-929. Fernandez, 1974 — Fernandez J. W. The Mission of Metaphor in Expressive Culture // Current Anthropology, 1974, vol. 15, p. 119-145. Firth, 1973 — Firth R. Symbols; Public and Private. L. , 1973. Geertz, 1973 — Geertz C. Thick Description: Toward an Interpretive Theory of Culture // Geertz C. The Interpretation of Cultures. Selected Essays by Clifford Geertz. N. Y. , 1973, p. 3-30. Hjelmslev, 1953 — Hjelmdcv L. Prolegomena to a Theory of Language. Bloomington, 1953. Jakobson-Halle, 1956 — J akobson R. , Halle M. Fundamentals of Language (Janua Linguarum: Series Minor 1). The Hague, 1956. Leach, 1954 — Leach E. R. Political Systems of Highland Burma. L, 1954. Leach, 1958 — Leach E. R. Magical Hair // Journal of the Royal Anthropological Institute, 1958, vol. 88, p. 147-164. Leach, 1961 — Leach E. R. Pul Eliya: A Village in Ceylon. Cambridge, 1961. Leach, 1964 — Leach E. R Anthropological Aspects of Language: Animal Categories and Verbal Abuse // New Directions in the Study of Language. Cambridge (Mass. ), 1964. Leach, 1970...
2. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГИП"-"ГОР")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГИП"-"ГОР") ГИПОРХЕМА ГИПОРХЕМА (греч. hyporchema), танцевальная песнь для хора в сопровождении струнных инструментов, а также флейты, первоначально военный танец на о. Крит. Благодаря Талету из Гортины (после 665 до н. э.) он распространился в Спарте. Г. - один из элементов творчества Пиндара и Вакхилида. ГИПОТЕЗА ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis - основание), сюжет, лежащий в основе, сведения, которые предшествовали текстам некоторых греч. драм, а также некоторым речам Демосфена (примерно сравнима с театральными программами спектаклей). Наряду с коротким очерком событий в них велось разъяснение относительно времени и места действия, о персонажах, актерах и хоре, о замысле, содержании и ценности пьесы, а также о творчестве автора. Вначале Г. составлялись александрийскими учеными, позднее, вероятно, переписчиками или интерпретаторами. Греч. Г. соответствуют лат. Argumentum в рим. комедиях. Совр. понятие Г. как научного предвидения, основы для дальнейшей научной работы, вероятно, восходит к Ньютону. ГИППАРХ ГИППАРХ (греч. Hipparchos). 1. Сын тирана Писистрата из Афин, младший брат Гиппия, считался покровителем искусства и наук, пригласил в Афины Анакреонта и других поэтов. Был убит в 514 до н. э. Гармодием и Аристогитоном. 2. Г. из Никеи (род. 190, ум. 125 до н. э.), один из выдающихся астрономов античности. Уделил осн. внимание интенсивным наблюдениям, заимствовав при этом мн. материалы вавилонских астрономов. Он рассчитал аномалии солнечного движения и объяснил их тем, что Солнце проходит эксцентрич. путь вокруг Земли, определил с большой точностью расстояние от Земли до Луны и неточно - расстояние от Земли до Солнца. Наблюдение новой звезды (134 до н. э.) побудило его к созданию звездного каталога, который был использован впоследствии...
3. Словарь античности. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВОЕ"-"ВЮР")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: конь, вепрь, орел. Марий ввел орла (аквилла, носитель знака орла - аквилифер) как единый знак легиона. Во времена Республики орел изготавливался из серебра, во времена Империи - из золота. В мелких конных отрядах, небольших пехотных подразделениях существовали полевые штандарты (вексиллум), носимые вексиллариями или сигниферами. Эти знамена состояли из четырехугольного куска сукна и были укреплены на перекладине древка. Изготавливаемые из пурпурно-красного сукна штандарты полководцев выносились перед походным маршем из лагеря на преторий, а в морской войне поднимались на мачту адмиральского корабля. Около 100 при Траяне были введены знамена по парфянскому или дакийскому образцу в виде окраш. драконов из материи (лат. draco, знаменосец назывался драконарием). Особое значение имели императорские пурпурные знамена в виде драконов, которые сопутствовали в битвах и на праздничных парадах. рис. Знаменосец 5-м когорты Астура. ВОЕННЫЕ КОЛОНИИ ВОЕННЫЕ КОЛОНИИ - создаваемые на завоеванных терр. афинские и рим. поселения. В отличие от греч. колоний В. к. не являлись независимыми полисами. Их существование оправдывалось необходимостью укрепления политич. могущества Афин и Рима и военного контроля над захвач. землями. Александр Македонский также стремился укрепить свою власть на захвач. в Азии терр. с помощью В. к. ВОЕННЫЕ ПИСАТЕЛИ ВОЕННЫЕ ПИСАТЕЛИ - К...
4. ЗАПАД И ВОСТОК (парадигматика)
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Часть текста: наоборот). Даже намеренно абстрагируясь от дихотомии 3. и В., субъект той или иной культуры, стремясь определить ее место (или отд. ее феномена) среди иных культурных образований — типологически родственных или контрастных, — всегда имеет в виду некую систему пространственных координат, т.е. опр. ценностно-смысловую топологию. 3. и В. в своей содержат, соотнесенности и представляют собой простейший и универсальный случай культурной топологии (два разных топоса, образующих в паре смысловое напряжение и в то же время органич. смысловую связь). К такому универсуму апеллировал, напр., поздний Гёте, создавая свой “Западно-вост. диван”; аналогичную роль играют вост. мотивы в творчестве зап.-европ. романтиков. В 20 в. число примеров более или менее органичных совмещений зап. и вост. дискурсов в рамках одной худож. или филос. картины мира можно умножить многократно (Н. Гумилев, В. Хлебников, Г. Малер, И. Стравинский, П. Кузнецов, О. Шпенглер, П. Гоген, А. Матисс, А. Арто, А. Камю, Т. Манн, Г. Гессе, К. Г. Юнг, А. Швейцер, Дж.Д. Сэлинджер, И. Бродский и др.). Связь 3. и В., их явная или демонстративная парная сопряженность символизирует единство мира, глобальный универсум, терр. или смысловое всеединство мировых сил, природных стихий, разных народов и стран. Именно к такому универсуму апеллируют все мировые религии, наиболее общие и универсальные филос. системы. Не случайно почти все империи обращались к парадигматике 3. и В. (Др. Китай, эллинистич. Греция, Рим. империя, Византия, кочевая империя Чингисхана, Россия и СССР и др.). Характерна преемственность имперского герба “трех Римов” — двухглавого орла, как раз и означающего соединенность и неразрывность 3. и В., а также всеохватность власти, обнимающей безграничное пространство, а значит, в принципе неограниченной, абсолютной, вселенской. Пространственная саморефлексия любой культуры (или ее относительно завершенного фрагмента) в той или иной мере связана с ...
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "О" (часть 3, "ОРМ"-"ОЧИ")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: по древнеперсидски Агурамазда, главное доброе божество у персов, противоположно Ахриману, творец органической жизни и источник всего доброго и чистого: он - основное начало вечного света, которым он и освещает этот материальный мир тел. Он создал постепенно, в 6 периодов времени, свет и звезды, воду, землю, растения, животных и человека. Во время этого творения враждебная ему деятельность Ахримана вызывала разделение в созданном О. единстве и произвела многообразие индивидуумов. Фервы, духи света, составляют связь в этой еще и теперь продолжающейся борьбе двух противоположных начал, связь, которая объединяет между собою все добрые существа. ср.: Duncker, Geschichte des Alterthums, т. 4. ОРНЕАТЫ ОРНЕАТЫ - Ορνεα̃ται, т. е. жители Орней; Фукидид (5, 67) называет их σύμμαχοι, Геродот (8, 73) упоминает их наряду с периэками аргивян (Όρνεα̃τες καὶ περίοικοι); вероятно, это имя служило общим названием для союзников аргивян. ОРНЕИ ОРНЕИ - Orněae, Όρνεαί, 1. город в северо-западной Арголиде на границе Флиасии, лежащий у подножия Лиркеонских гор, вблизи нынешнего Палео-Леонти. Остатки стен носят название Сампирго (ср. Forchhammer, Halkyonia, стр. 8)....
6. Реальный словарь классических древностей. ГОМЕР
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: Новейшие писатели полагают, что оно обозначает творца эпической композиции, составителя (ο̉μου̃ - 'άρω); другие видят в нем указание на тесно сплоченное сословие певцов ('όμηροι, товарищи), откуда, по их мнению, заимствуется название для мнимого родоначальника товарищества; другие отождествляли это имя с именем древнего фракийского певца Θάμυρις и делали из Г. отвлеченное понятие; в новейшее время Бергк, не признавая символического значения «заложника» или «поручителя», просто считал Г. исторической личностью. Относительно века, в котором жил поэт, древние очень расходятся. Кратет Пергамский утверждал, что он жил до переселения Гераклидов; Феопомп и Евфорион говорили, что он жил 500 лет после Троянской войны, так что между самым ранним временем, к которому относят жизнь Г., и самым поздним находится промежуток не менее чем в 460 лет. Наиболее вероятен расчет Геродота, что Г. родился за 400 лет до его времени, следовательно, ок. 850 г. до Р. X. Родина Г., как и его век, составляет предмет спора. Обыкновенно приводятся семь городов, которые считали его своим гражданином. Эпиграмма у Геллия (3, 11) называет: Смирну, Родос , Колофон , Саламин (на Кипре), Иос , Аргос , Афины , а вариации этой эпиграммы называют еще Киму, Хиос , Пилос и Итаку. Некоторые из этих городов потому считаются родиной Г., что в них особенно процветала гомерическая поэзия, другие притязания основываются на связи колоний. Самые древние свидетельства указывают на ионический берег Малой Азии и на соседние острова, именно на...
7. Античная культура. Словарь-справочник. Статьи на букву "Г"
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: мимической актрисе Кифериде, воспетой им под именем Ликориды. От 4 кн. любовных элегий Г. К. ничего не дошло. Имя Г. К. фигурирует в VI и X эклогах Вергилия. Е.О. ГЕКАТЕЙ ГЕКАТЕЙ (ок. 540-480) др.-гр. историк, представитель ранней гр. историографии, предшественник Геродота; происх. из Милета. Автор 2 трактатов: «Описание земли» и «Родословные», от к-рых сохранилось ок. 370 фр-тов. В 1-м соч. содержались геогр. сведения о Европе, Азии и Африке. 2-е соч. имело ист.-мифолог. характер и заключало в себе легендарную историю героич. периода. Г. - составитель одной из первых геогр. карт. В его трудах прослеживаются зачатки ист. критики, хотя и очень наивной. Гл. заслуга Г. состояла в том, что в его соч. наметился переход от изложения местных событий к всемирной истории. Е.С. ГЕКСАМЕТР ГЕКСАМЕТР (греч. ἑξάμετρον) шестистопный стихотв. размер. В античности наибол. распространение получил дактилический Г., к-рый использовался в эпосе. В первых четырех стопах дактиль мог заменяться спондеем. Последняя - спондей или усеченный дактиль. Схема: -UUI-UUI-UUI-UUI-UUI-U. Н.Ш. ГЕЛИОДОР ГЕЛИОДОР (III или IV в. н. э.) др.-гр. писатель, автор романа «Эфиопика» в 10 кн., самого бол. и, no-вид., самого позд. из полностью сохранившихся гр. любовных романов. Сюжет его включает все компоненты построения действия в произв. подобного жанра. Приемная дочь дельфийского жреца, девушка ослепительной красоты Хариклея и прибывший на праздник в Дельфы прекрасный юноша Феоген влюбляются друг в др. Гостящий там египет. жрец Каласирид, прочитав эфиопские знаки на повязке Хариклеи, узнает тайну ее рождения и советует влюбленным бежать в Эфиопию, где Хариклея сможет избежать грозящего ей в Дельфах брака. После длительных и разнообр. приключений, к-рые молодые люди претерпевают вместе и порознь, они попадают в Эфиопию, где царь Гидасп предназначает их в жертву богам. Но выясняется, что Хариклея - дочь самого царя. Т. о., все...
8. Большой толковый словарь по культурологии. ЗАПАД И ВОСТОК
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: антиномичность полярных начал; диалектику единства и множественности культуры как сложного целого. 3. и В. невозможно представить без заданной или хотя бы подразумеваемой противоположности: если опр. культурный текст характеризуется как Запад (или его органич. часть), то в качестве его эпистемологич. контекста всегда выступает Восток (и наоборот). Даже намеренно абстрагируясь от дихотомии 3. и В., субъект той или иной культуры, стремясь определить ее место (или отд. ее феномена) среди иных культурных образований - типологически родственных или контрастных, - всегда имеет в виду некую систему пространственных координат, т.е. опр. ценностно-смысловую топологию . 3. и В. в своей содержат. соотнесенности и представляют собой простейший и универсальный случай культурной топологии (два разных топоса, образующих в паре смысловое напряжение и в то же время органич. смысловую связь). К такому универсуму апеллировал, напр., поздний Гёте, создавая свой "Западно-вост. диван"; аналогичную роль играют вост. мотивы в творчестве зап.-европ. романтиков. В 20 в. число примеров более или менее органичных совмещений зап. и вост. дискурсов в рамках одной худож. или филос. картины мира можно умножить многократно (Н. Гумилев, В. Хлебников, Г. Малер, И. Стравинский, П. Кузнецов, О. Шпенглер , П. Гоген, А. Матисс, А. Арто, А. Камю , Т. Манн , Г. Гессе, К. Г. Юнг , А. Швейцер , Дж.Д. Сэлинджер, И. Бродский и др.). Связь 3. и В., их явная или демонстративная парная сопряженность символизирует единство мира, глобальный универсум, терр. или смысловое всеединство мировых сил, природных стихий, разных народов и стран. Именно к такому универсуму апеллируют все мировые религии, наиболее общие и универсальные филос. системы. Не случайно почти все империи обращались к парадигматике 3. и В. (Др. Китай, эллинистич. Греция, Рим. империя, Византия, кочевая империя Чингисхана, Россия и СССР и др.)....
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАР"-"КЛА")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Часть текста: и связанные с ней демогр. исследования. Широкие научные интересы К. и связи с полевыми исследованиями, а также работа в музее заставили его кропотливо изучать отд. аспекты существования конкр. культур, религ. системы и их значение, место магии и колдовства в жизни об-ва. Соч. : The Culture Process // Essays in the Science of Culture. In Honour of Leslie White. N.Y., 1960; Ascertaining, Testing, and Interpreting Sequences of Cultural Development // Southwestern Journal of Anthropology. Albuquerque, 1968; A Theory of the Origin of the State // Science. Wash., D.C. 1970; Hunting Magic among the Amahuca // Ethnology, Pittsburgh, Pa, 1970; Classical Evolution // Main Currents in Cultural Anthropology. N.Y., 1973. Л.А. Мостова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996 КАРСАВИН Статья большая, находится на отдельной странице . КАССИРЕР Статья большая, находится на отдельной странице . КАТАРСИС КАТАРСИС (греч. katharsis - очищение) термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека - очищение через сострадание и сопереживание. духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии. КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ - наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании к-рых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов и разрабатываются методологии и методы их познания. В культурологич. науках до сих пор не разработан и не систематизирован сколь-либо целостный категориальный аппарат, поэтому формирование...
10. КЕЙЗЕРЛИНГ (Keyserling) Герман (1880-1946), граф
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: проблемам. В том же году в Гамбурге К. выступает с лекциями, гл. положения к-рых вошли в кн. “Введение в натурфилософию” — вершину творчества К. в качестве критич. философа. Большое влияние на К. оказал Дильтеч, позднее существ. значение в творчестве К. имели идеи Бергсона. В своих трудах К. излагал “философию жизни” в самой общей и неопр. форме, обращаясь к “силе понимания”, к чувству как духовной сути, совпадающей с истоками жизни. К. увлекается “философией чувств”, заменяя филос. построения культурными и критич. размышлениями. В 1910 появилась кн. “Шопенгауэр как фальсификатор”, свидетельствующая о формировании К. как метафизика. Еще до Первой мир. войны К. посетил многие страны, в 1911-12 совершил кругосветные путешествия, изучая формы культуры и образ жизни разных народов (“Путевой дневник философа”, 1919). В 1920 К. основал “Школу мудрости” в Дармштадте и взял девизом осн. формулу из своего дневника: “Самоосуществление в путешествии сквозь мир...” К. считал себя философом культуры, но не систематизатором, а “человеком факта”. Культура для К. — человеч. дух, к-рый, возвращаясь к человеку из окружающей среды, воздействует на него как формообразующий. Дух не может быть постигнут разумом, но...