Поиск по материалам сайта
Cлово "HERO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ
Входимость: 3. Размер: 20кб.
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕМ"-"ДИА")
Входимость: 2. Размер: 47кб.
3. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
4. Кельтская мифология. Энциклопедия. ГЛАВА 2. ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ О КЕЛЬТСКОЙ МИФОЛОГИИ
Входимость: 2. Размер: 18кб.
5. Мифы народов мира. ГЕРОЙ
Входимость: 2. Размер: 12кб.
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 2. Размер: 68кб.
7. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕР"-"ГЕС")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
8. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 1. Размер: 17кб.
9. Библиография
Входимость: 1. Размер: 47кб.
10. Мифы народов мира. ЭПОС И МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 12кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 4, "СВА"-"СЕР")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
12. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 6, "ПРА"-"ПСЫ")
Входимость: 1. Размер: 68кб.
13. Мифы народов мира. ОДИССЕЙ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
14. Реальный словарь классических древностей. АРГОС
Входимость: 1. Размер: 14кб.
15. Словарь античности. Статьи на букву "С" (часть 5, "СЛА"-"СПА")
Входимость: 1. Размер: 69кб.
16. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФА"-"ФИЛ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
17. Мифы народов мира. АФРИКАНСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
18. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГЕР"-"ГИГ")
Входимость: 1. Размер: 70кб.
19. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 7, "СОД"-"СПЕ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
20. Мифы народов мира. Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЗМ"-"ИНА")
Входимость: 1. Размер: 63кб.
21. Мифы народов мира. КЕЛЬТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 27кб.
22. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Н" (часть 4, "НИС"-"НУР")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
23. Мифы народов мира. СКАЗКИ И МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 20кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Часть текста: Héros civilisateurs, нем. Heilbringer), мифический персонаж, который добывает или впервые создаёт для людей различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда), учит их охотничьим приёмам, ремёслам, искусствам, вводит определённую социальную организацию, брачные правила, магические предписания, ритуалы и праздники. В силу недифференцированности представлений о природе и культуре в первобытном сознании (напр., появление огня в результате трения приравнивается к происхождению природных явлений грома и молнии, солнечного света и т. п.) К. г. приписывается также участие в мироустройстве: вылавливание земли из первоначального океана, установление небесных светил, регулирование смены дня и ночи, времён года, приливов и отливов, участие в создании, формировании и воспитании первых людей и др. (перечень основных фольклорных мотивов в сказаниях о К. г. см. в указателе: Thompson S., Motif-index of folk-literature, Bloomington, 1966: A500-A599, A1703, A1058, A2252.3, A978.1). В древних версиях мифов, отражающих специфику присваивающего хозяйства, К. г....
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕМ"-"ДИА")
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Часть текста: Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕМ"-"ДИА") ДЕМОСФЕН Статья большая, находится на отдельной странице . ДЕМОФАН ДЕМОФАН - Demophănes, Δημοφάνης, см. Ecdemus, Экдем . ДЕМОФОН ДЕМОФОН - Demŏphon, Δημοφόων, Δημοφω̃ν, 1. см. Δημήτηρ, Деметра , 2; 2. сын Тесея и Федры, царь афинский (см. Diomedes, Диомед ). По сказанию послегомеровскому, он сражается под Троей и освобождает свою бабушку Эфру, попавшую в Трою в качестве невольницы Елены. Il. 3, 144. Pans. 10, 25, 3. На возвратном пути из Трои он обручился с Филлидою, дочерью фракийского царя Сифона, но до свадьбы заехал на родину, чтобы устроить свои дела. Когда в назначенное время он не возвратился, то Филлида повесилась и была превращена в дерево. Ov. her. 2. Д. защищал гераклидов в Аттике от преследовавшего их Ерисфея и убил его в битве. (Eur. Heraclidae). Брат его Акамант (см. Acamas, Акамант ) также сражался под Троей. ДЕМОХАР ДЕМОХАР - Demochăres, Δημοχάρης, племянник Демосфена (сын его сестры), принадлежал к числу отличнейших афинских граждан. Получив образование от своего дяди, он после смерти его с большою силою боролся с македонской парией. Plut. Demosth. 21. Demetr. 24. Влияние Димитрия Полиоркета, восстановившего демократическое правление в Афинах, возвысило его среди сограждан, но и ему пришлось испытать переменчивость судьбы: в 303 г. он был изгнан из Афин. Возвратившись из изгнания в 298 ...
3. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Часть текста: С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я ЦАРЬ ЦАРЬ - один из центральных образов в мифологии. «Мифологический Ц.» в архаических мифах - это вождь первобытного коллектива, родоначальник, культурный герой. В более развитых мифологиях - это фигуры божественных или священных Ц., а также образ Ц. богов. Ц. мыслится центром вселенной, осью мира, в нём неразличимо слиты космическое и социальное. В общей мифологической концепции циклической смены смерти и возрождения Ц. воплощает полюс жизни и победы над гибелью как космоса, так и человеческого коллектива. В изучении мифологии Ц. эпоху составила книга Дж. Фрейзера «Золотая ветвь», идеи которой были развиты учёными кембриджской школы (А. Б. Кук, Ф. М. Корнфорд, Дж. Харрисон и Г. Марри, отчасти А. М. Хокарт). В исследованиях этой школы реконструировался комплекс представлений о божестве неба, воды и смерти, о божестве древа мирового. Это божество - бог года, в котором сосредоточена сила сезонного плодородия, а репрезентант такого бога - божественный Ц. (divine king), которого ежегодно переизбирают или заменяют. Каждый новый божественный Ц. справляет священный брак, дарующий плодородие в...
4. Кельтская мифология. Энциклопедия. ГЛАВА 2. ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ О КЕЛЬТСКОЙ МИФОЛОГИИ
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Часть текста: до св. Патрика или даже Юлия Цезаря, в их первозданном облике персонажей кельтской мифологии; равно как не обязаны отслеживать всевозможные атрибуты и чудеса сомнительных святых ранней церкви или вычленять примитивные языческие элементы в легендах об Артуре и его рыцарях из потока благочестивой беллетристики, привнесенной в них норманнскими авторами знаменитых романов. Помимо этих источников, которые мы с полным правом можем считать вторичными, мы располагаем обширным корпусом подлинных ранних текстов, которые хотя и несут на себе - в своем теперешнем виде - позднехристианские черты, тем не менее восходят к более ранней языческой эпохе. Эти тексты дошли до нас в составе пергаментных манускриптов, на протяжении многих веков хранившихся в монастырских библиотеках Ирландии, Шотландии и Уэльса и лишь в XIX веке представших пред широкой публикой. Прилежные ученые, знатоки давно исчезнувших диалектов, на которых они были написаны, бережно сняли с них копии и перевели на современный язык. Многие из этих томов представляют собой забавную смесь самых разных текстов. Обычно в монастырской общине был огромный том, куда переписывалось все, что ученые братья считали достойным внимания и...
5. Мифы народов мира. ГЕРОЙ
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Часть текста: сближая с именем богини Геры - Ήρα. История Г. относится к т. н. классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (2-е тыс. до н. э., расцвет - сер. 2-го тыс. до н. э.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли - Геи, создают поколения Г., вступая в брак с родом смертных. Известны т. н. каталоги Г. с указанием их родителей и места рождения (Неs. Theog. 240-1022; frg. 1-153; Apoll. Rhod. I 23-233). Иногда Г. не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги (см. Тесей ). Т. призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в неё справедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Обычно Г. наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишён бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением Г. утвердить себя в бессмертии. Известны мифы о попытках богов сделать Г. бессмертными; так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нём всё смертное и умащая его амбросией (Apollod. Ill 13, в), или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет их сына Демофонта (Hymn. Hom. V 239-262). И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей - отец Ахилла, Метанира - мать Демофонта). Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий, сын Аполлона я смертной женщины...
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЯ"-"ГЕР")
Входимость: 2. Размер: 68кб.
Часть текста: - «петь»), в древнеиндийской мифологии жена Брахмы и мать четырёх вед, а также дваждырождённых (или трёх высших каст); иногда Г. представляют в виде птицы. Согласно традиции, Г. - жизненное дыхание. Г. персонифицирует также ведийский стихотворный размер (три стиха по восемь слогов), священный отрывок гимна «Ригведы», который брахман должен мысленно повторять во время утренней и вечерней молитвы. в. т. ГБАДЕ ГБАДЕ - в дагомейской мифологии младший сын Хевиозо, его любимец; он непослушен и могуществен. Согласно мифам, Г., которому мать завещала гнев, легко возбуждается и стремится всё истребить. Он посылает зигзаги молний, его голос - громовые раскаты; от них раскрываются яйца ящериц, питонов и крокодилов. Всюду за ним следует его мать, вслед. за громом слышен её укоряющий голос: «Не убивай, успокойся». Г. приходит на землю, чтобы наказать людей, делающих зло. Когда вдали собираются облака и слышны отдалённые раскаты грома, это означает, что Г. навещает другие страны. Согласно некоторым мифам, Г. от отца получил радугу-змею Айдо-Хведо, которая переносит его на землю. е. к. ГВЕЛИСПЕРИ ГВЕЛИСПЕРИ («змееподобный»), в грузинской мифологии помощник божества, выступающий в образе змея или дракона, сидящего на цепи. Г. наносит поражение врагам божества и помогает его преданным слугам в несчастье. Вместе с тем спускаемый с цепи, Г. несёт наказание непокорным почитателям божества. а. ч. ГЕБ ГЕБ (gb), в ...
7. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕР"-"ГЕС")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: Ио , Каллисто , Лето , Семелу) и их детей (Геракла). В споре, возбужденном Эридой из-за яблока, предназнач. прекраснейшей из богинь и решенном троянцем Парисом в пользу Афродиты, Г., как и Афина, была вынуждена уступить и стала противницей всех троянцев, например Энея. Иксион, пытавшийся соблазнить Г., был в наказание навечно привязан к вращающемуся колесу. Как богиня женщин Г. покровительствовала браку, как Илифия - роженицам. Ей была посвящена корова, сама Г. именовалась «волоокой», ее атрибутом был павлин. Изначально Г. была, вероятно, аргосской богиней, гл. местами ее культа были Аргос (с утрач. хрисоэлефантинными статуями работы Поликлета) и о. Самос (Г. приписывалась статуя с посвятительной надписью Херамия). К числу знаменитейших произведений, считавшихся изображениями Г., причисляют Юнону Людовизи, колоссальную мраморную голову, получившую высокую оценку в 18 - 19 вв. (в последнее время она рассматривается как портрет времени ранней Империи). В своих произведениях Г. изображали А. Корреджо, П. Рубенс, Д. Тьеполо, Н. Пуссен. ГЕРАЙОН ГЕРАЙОН (греч. Heraion), храм Геры. Наиболее известные Г. находились в Олимпии (7 - 6 вв. до н. э.) и на о. Самос (8 - 6 вв. до н. э.). Значительную роль играл Г. в Арголиде (между Аргосом и Микенами), с которым связан миф о Клеобисе и Битоне. ГЕРАКЛ ГЕРАКЛ (греч. Herakles, лат. Hercules), любимейший герой греч. сказаний, сын Зевса и Алкмены, жены Амфитриона. Его братом-близнецом, сыном Амфитриона, был Ификл. Когда Гера захотела убить младенца Г., натравив на него двух змей, Г. задушил их (изображение Г.,...
8. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». З. - сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Неs. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453-491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Главным местопребыванием З. Лабриса, или З. Лабрандского, считался лабиринт (ср. этимологическое родство названий лабрис - лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. Образ архаического З. сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын З. В системе мифов о З. Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца З. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») - камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца З. (Paus. X 16, 3; Strab. IX 3, 6). Омфал был поставлен З. в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным (Неs. Theog. 497-500). Возмужавший З. вывел своих братьев и сестёр из утробы Крона (493- 496, 501 след.), напоив его по совету Метиды...
9. Библиография
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров западноевроп. лит. XX в. / Сост., предис., общ. ред. Андреева Л. Г. — М., 1986. — С. 3-18. 8. Андреев Л. Г. Французская литература и "конец века". // Вопр. лит. — М., 1986. — № 6. — С. 81 — 101. 9. Балашова Т. В. Методология "новой критики" // Теории, школы, концепции. — М., 1975. — С. 64-108. 10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К. — М.. 1989. — 616 с. 11. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — 502 с. 12. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 6-71. 13. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — 4-е изд. — М., 1979. — 320 с. 14. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.,1979. — 424 с. 14а. Вайнштейн О. Б. Сопротивление теории или эстетика чтения. // Вопр. лит. —М.,1990.— № 5. — С. 88-93. 15. Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры: (Критика философии М. Хайдеггера). — М., 1963. —121 с. 16. Гараджа А. В. Критика метафизики в неоструктурализме (по работам Ж. Дерриды 80-х годов). — М., 1989. — 50 с. 17. Гульельми А. Группа 63. // Называть вещи своими именами. — М.,1986. — С. 185-194. 18. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. — М.,1990. —107 с. 19. Деррида Ж. Письмо к японскому другу. // Вопр. философии. — М., 1992. — № 4. — С. 53 - 57. 20. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX — XX вв. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К. — М.,1987. — 511 с. 21. Затонский Д В. Реализм — это сомнение? — Киев. 1992. — 278 с. 22. Зверев А. М. Дворец на острие иглы: Из худож. опыта XX в. — М., 1989. — 410 с. 23. Зверев А. М. Логика литературного десятилетия. //...
10. Мифы народов мира. ЭПОС И МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: существовавших. В архаических эпосах прошлое племени рисуется как история «настоящих людей», человеческого рода, поскольку границы человечества и племени или группы родственных племён субъективно совпадают; в них повествуется о происхождении человека, добывании элементов культуры и защите их от чудовищ. Эпическое время в этих памятниках - мифическая эпоха первотворения. В архаической эпике обычно выступает некая, в значительной мере мифологическая, дуальная система постоянно враждующих племён - своего, человеческого, и чужого, демонского (при этом на втором плане в эпосах могут фигурировать и другие мифические миры и племена). Эта межплеменная борьба является конкретным выражением защиты космоса от сил хаоса. «Враги» большей частью хтоничны, т. е. связаны с подземным миром, смертью, болезнями и т. п., а «своё» племя локализовано на «средней земле» и пользуется покровительством небесных богов. Таково, например, противопоставление, чисто мифологическое в своей основе, якутских демонских богатырей абасы, находящихся под покровительством духов болезней, хтонических демонов абасы, и человеческих богатырей айы, покровительствуемых айы. Эта чисто мифологическая оппозиция накладывается в якутских богатырских поэмах на противопоставление предков якутов - группы скотоводческих тюркских племён - окружающим якутов тунгусо-маньчжурским племенам, занимающимся лесной охотой и рыболовством. В эпосе алтайских тюрок и бурят нет резкого деления на два враждующих племени (у бурят такое деление сохранено в применении к небесным духам и богам), но богатыри сражаются с различными чудовищами-мангадхаями в бурятских улигерах (см. в ст. Мангус ) или с чудовищами, подчинёнными Эрлику, хозяину...