Поиск по материалам сайта
Cлово "ALEXANDER"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ")
Входимость: 2. Размер: 35кб.
2. ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (1858-1917)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
3. Мифы народов мира. ИНДЕЙЦЕВ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
4. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
5. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 134кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Л" (часть 6, "ЛИТ"-"ЛЮЦ")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
7. Реальный словарь классических древностей. АЛЕКСАНДР
Входимость: 1. Размер: 32кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦЗЮ"-"ЦЮН")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
9. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПРЕКРАСНОЕ
Входимость: 1. Размер: 36кб.
10. Мифы народов мира. ПРОСТРАНСТВО
Входимость: 1. Размер: 18кб.
11. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕМ"-"ТИБ")
Входимость: 1. Размер: 67кб.
12. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГЕР"-"ГИГ")
Входимость: 1. Размер: 70кб.
13. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Н" (часть 4, "НИС"-"НУР")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
14. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 2, "АГР"-"АЛИ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ")
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Часть текста: древностей Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ") АБАДДИР АБАДДИР - Abaddir, см. Βαίτυλος, Байтилы . АБАК АБАК - Abăcus, ά̉βαξ, αβάκιον, всякий для особенного употребления предназначаемый стол; так, у римлян, в особенности стол о трех ногах, на котором во время обеда или только напоказ выставлялась золотая и серебряная посуда - поставец для посуды (Cic. Verr. 2, 4, 16. 25. Plin. 37, 2, 6). Доска такого стола была по большей части мраморная, иногда серебряная, реже из дерева citrus, из кленового или кедрового дерева; форма ее обыкновенно была четырехугольная, реже круглая, иногда с возвышенными вокруг краями; ножка делалась из слоновой кости или дорогой делосской бронзы. Словом abaci обозначаются также гладкие поля в искусственной мраморной...
2. ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (1858-1917)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: изучение социальных явлений не путем интроспекции (явной и скрытой), а извне, через их внешним образом фиксируемые признаки, как это происходит с изучением объектов природного мира. Из социологии следует устранить все “предпонятия”, т.е. понятия, сформировавшиеся вне науки. По Д., объект социологии — социальная реальность; она включена в универсальный природный порядок и так же фундаментальна и “прочна”, как и другие виды природной реальности, поэтому подобно им она не поддается произвольному манипулированию. Обосновывая самостоятельность социологии, ее особое место в системе наук, он доказывал специфичность социальной реальности и ее несводимость к биопсихич. реальности, воплощенной в индивидах. Отсюда его критика биол. и особенно психол. редукционизма в социологии и требование “чисто” социол. объяснения, т.е. такого, при к-ром социальные факты объясняются другими социальными фактами, а не процессами, происходящими в психике и поведении индивида. В то же время социология, по Д., в значит, мере...
3. Мифы народов мира. ИНДЕЙЦЕВ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: мифологии нескольких десятков индейских народов Южной Америки; она выступает как единое целое не только по географическому признаку, но и в силу её внутреннего единства, т. е. большого количества особенностей, общих для мифов всего коренного населения континента. В то же время в пределах Южной Америки трудно чётко разграничить мелкие фольклорно-мифологические общности. Многие мифологемы распределены весьма беспорядочно вне зависимости от территории, языковой принадлежности и уровня общественного развития индейских народов. Так как народы Южной Америки не создали своей письменности, главным источником знаний об индейских мифах служат записи европейцев от первых завоевателей и миссионеров до современных этнографов. Дополнительные сведения даёт анализ памятников искусства, особенно росписи на сосудах. В И. Ю. А. м. почти или совсем отсутствуют мифы о создании мира. В редких случаях кратко упоминается о том, что были созданы небо и земля (кечуа), только земля (мосетене), вообще мир (у вайка). Более характерно представление о создании мира как его перестройке, переходе тех или иных явлений в свою противоположность. Так, в мифах тоба земля некогда была на месте неба, а небо на месте земли, потом они поменялись местами....
4. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: героев, т.е. через явления, составляющие внешний мир. ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО - искусство древнерусских государственных образований IX - XIII вв. Вобрав в себя традиции восточнославянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, древнерусское искусство создало выдающиеся памятники церковной и светской архитектуры, замечательные мозаики, фрески, миниатюры, рельефы, декоративные изделия. ДРЕВС, АРТУР ДРЕВС, АРТУР (Drews) (1.11.1865, Итерзен, - 19.7.1935, Ахерн), немецкий философ-идеалист, последователь Э. Гартмана. Профессор политехнического института в Карлсруэ (с 1898 г.). В основе бытия, по Д., лежит иррациональная и божественная стихия, обретающая самосознание в религиозно-философском творчестве человека. С позиции этого «конкретного», или «динамического», пантеизма Д. выступил против христианства, утверждая веру в бессознательный божественный дух. Д. приобрел известность как плодовитый популяризатор т. н. мифологической школы в религиеведении. Его интерпретация образов Христа и других новозаветных персонажен как безличных астральных символов основана на гипотезах Дж. Фрейзера, Дж. Робертсона и других историков религии. В конце жизни разрабатывал расовую «германскую религию» (книга о Р. Вагнере «R. Wagner», 1934, толкование свастики и т. п.), смыкаясь с идеологией нацизма. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь ДУССЕЛЬ ДУССЕЛЬ - Энрике Дуссель (Dussel) (р. 1934) аргент. философ и теолог, в наст. время живет в Мексике. Д. - своеобразный продолжатель "философии лат.-амер. сущности" Л.Сеа. Основываясь на теор. вопросах, разработанных предшественниками (проблема взаимосвязанности...
5. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 134кб.
Часть текста: Мифическое лицо, жрец Аполлона, который, по преданию, не принимал земной пищи и летал по воздуху на золотой стреле, полученной в дар от Аполлона; жил около 570 г. до Р. X. АБДЕРЫ Абдеры (Abdera, τά Αβδηρα). Город во Фракии, близ устья реки Неста. Это место рождения Демокрита, Протагора, Анаксарха и других замечательных людей. Несмотря на это, Абдеры считались городом глупцов и "абдерит" было прозвищем нелестным. АБЕЛЛА Абелла или Авелла (Abella = Avella, Άβέλλα). Халкидская колония в Кампании, славившаяся своими яблоками, за что Виргилий назвал ее malifera, т. е. приносящая яблоки. АБИДОС Абидос (Abydus, Αβυδος). 1) Город в Египте, известный храмом Осириса, развалины которого сохранились до настоящего времени, а также оракулом. 2) Город на Геллеспонте, известный любовью Геро и Леандра (см. Леандр ). Отсюда Ксеркс начал строить мост из лодок для перехода персидского войска в Грецию. АБИИ Абии (Abii, Αβιοι). Народ, упоминаемый Гомером, вероятно, живший во Фракии. Они питались молоком, отличались целомудрием и нелюбовью к войне. АБИЛА Абила (Abila) 1) Город в Целе-Сирии, впоследствии Клавдиополь. (Abyla) 2) Гора в Африке против мыса Кальпе в Испании (ныне Гибралтар), отстоящего от нее на три мили; вместе с мысом Кальпе гора Абила составляла Геркулесовы столбы. АБНОБА-МОНС Абноба-Монс (Abnoba-Mons). Древнее название Шварцвальденского хребта в Германии. АБОРИГЕНЫ Аборигены или Автохтоны (Aborigines, Αύτόχθονες). Вообще первобытные, коренные жители какой-нибудь страны. В частности, Аборигенами называлось древнее племя, родственное латинам и жившее в Италии между Тибром и Лирисом. По Саллюстию, племя это в союзе с пришедшими под предводительством Энея...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Л" (часть 6, "ЛИТ"-"ЛЮЦ")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
Часть текста: тем, что он угощал в праздник гимнопедий всех чужеземцев, находившихся в Спарте (Хеn. Socrat. 1, 2, 61), а также своей победой на Олимпийских играх (Оl. 90). Впоследствии он часто был отправляем послом от государства и показал себя человеком честным и благородным, напр., в сношениях своих с Тиссаферном. Thuc. 5, 22. 76. 8, 39 слл. ЛИХН ЛИХН - Λύχνος, была у греков единственным средством освещения в их домашнем быту. В гомеровские времена употреблялись особого рода светильники (λαμπτη̃ρες), состоявшие из жаровен, покоившихся на высоких подставках или ножках и наполнявшихся сухим деревом и смоляными сосновыми лучинами (δα̃δες), которые зажигались. Для поддержания пламени рабыни должны были время от времени вытряхивать золу из жаровен и подкладывать новые лучины. Другой род λύχνων назывался φανός или φανή; они состояли из деревянных полок, пропитанных варом, смолою или воском, которые плотно связывались и вставлялись в середину чашки. Последняя служила для того, чтобы задерживать падающие вниз уголья или капающую смолу. Подобного...
7. Реальный словарь классических древностей. АЛЕКСАНДР
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: тирана Полифрона Ферэйского (в Фессалии), убил его и сам сделался тираном в 369 г. до Р. X. Plut. Pel. 29. Его жестокость к подданным и вероломство в отношениях к гражданам других городов дали повод ларисской фамилии Алевадов призвать А. II Македонского. Но после того как А. II вскоре оттуда удалился, тиран снова начал производить жестокие притеснения; тогда фессалийцы обратились за помощью в Фивы; знаменитый полководец фиванский Пелопид заставил А. прекратить угнетения. Вскоре потом Пелопид и Исмений, возвращаясь из Македонии, куда были посланы, чтобы удалить некоторые раздоры, были коварно захвачены в плен А. Эпаминонд с войском вступил в Фессалию и заставил Александра возвратить пленных, 368 г. до Р. X. Plut. Pel. 27-29. Nep. Pel. 5. Но вскоре опять фессалийские города были вынуждены призвать фиванцев на помощь, и Пелопид разбил А. (в 364 г. до Р. X.) в битве при Киноскефалах, в которой, однако, и сам был убит. Plut. Pel. 31 слл. Затем фиванцы принудили А. заключить с ними союз и отказаться от власти над другими городами, кроме Фер. Бесчеловечная его жестокость сделала его ненавистным для самых близких ему людей, и в 358 г. до Р. X. он, по подговору жены своей Фебы, был убит ее братьями. Plut. Pel. 29. 35. Val. Max. 9, 13. Cic. off. 2, 7, 13. Sievers, Gesch. Griechenlands стр. 327 слл. [Кн. С. Абамелек-Лазарев, «Ферейские тираны» в «Сборнике статей по классической филологии», 1880, стр. 383 слл.]. a) Цари эпирские 3. А. I, брат Олимпиады, супруги Филиппа Македонского. С помощью зятя своего Филиппа изгнав в 343 - 342 гг. до Р. X. дядю своего Ариббу и двоюродного брата Эакида (Justin. 8, 6), сделался царем эпирским. К нему бежала прогнанная Филиппом Олимпиада и старалась подстрекнуть его к войне с Филиппом, но тот постарался расположить А. в свою...
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦЗЮ"-"ЦЮН")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Часть текста: горшок, шкатулка). Рыбак подобрал вазу и решил кормить из неё собаку. Положит туда корм, собака ест, а еды не убывает. Однажды его старуха наклонилась над вазой и уронила туда золотую шпильку, и ваза тотчас же наполнилась до краёв золотыми шпильками. Бросили в вазу монету, и она тотчас же наполнилась деньгами. Вазу перенесли в дом и стали ею пользоваться для добывания денег и ценностей. Собрав огромное богатство, старики стали помогать своим близким, за что старик был назван живым цай-шэнем. (богом богатства). Не исключено, что представление о Ц. восходит к буддийскому образу супры, так как в китайских буддийских храмах в качестве бога богатства часто почитается толстобрюхий Ми-лэ, со слитком серебра в руке, у ног которого стоит Ц. Лит.: Алексеев В. М., Китайская народная картина, М., 1966, с. 162-63. Б. Л. Рифтин. ЦЗЮЙ-ЛИН ЦЗЮЙ-ЛИН (букв. «огромный холм»), в древнекитайской мифологии титан, менявший течение рек. Согласно «Дунь цзя кай шань ту» (ок. 1 в. н. э.) Ц.-л. родился вместе с первоначальной субстанцией (юань-ци). Ему приписывается магическое знание законов земли и умение создавать горы и реки. В средневековых источниках, не связанных с даосской традицией, Ц.-л. - божество реки. Некогда, рассказывает предание, гора Хуашань (см. также У юэ )...
9. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. ПРЕКРАСНОЕ
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Часть текста: метафизики, богословия и практически - как синонимы, хотя, «П.» чаще использовался в качестве широкой оценочной категории, а «красота» - для обозначения совершенства универсума и его отдельных составляющих, т. е. носил праонтологический характер. В средиземноморском ареале представления о красоте и П. восходят к древнеегипетской культуре. Уже во II тысяч. до н. э. мы встречаем множество текстов, в которых П. (нефер) выступает высшей характеристикой богов, фараонов, людей, предметов окружающего мира. При этом в человеке (особенно в женщине) выше всего ценится физическая гедонистическая красота, связывавшаяся египтянами с чувственными наслаждениями. Само слово «нефер» нередко входило в официальный титул фараонов: перед именем царицы Нефертити добавлялось «Нефер-нефру-Атон» (прекрасен красотами Атон). Египетская поэзия наполнена описаниями красоты богов и фараонов. Египтяне саму жизнь считали прекрасной; под красотой предметов обихода нередко понималась их польза для человека. Главным богом египетского пантеона был бог-солнце Ра, поэтому солнечный свет отождествлялся ими с красотой и высшим благом; божественный свет выступал синонимом божественной красоты. Эти представления в дальнейшем через библейскую эстетику унаследует христианская культура. В античной Греции уже Гомер называет «прекрасным» (kalon) и...
10. Мифы народов мира. ПРОСТРАНСТВО
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: мифопоэтической модели мира (как нередко не было и самого слова для «П.»). В архаичной модели мира П. оживотворено, одухотворено и качественно разнородно. Оно не является идеальным, абстрактным, пустым, не предшествует вещам, его заполняющим, а наоборот, конституируется ими. Оно всегда заполнено и всегда вещно; вне вещей оно не существует. Воплощением отсутствия П. (не-П.) является хаос до начала творения; в условиях уже наличествующего творения, когда складывается оппозиция: П. в космосе (в центре) - отсутствие П. в хаосе (на периферии); наконец, внутри самого космоса - в остатках хаотического начала, ещё не переработанного космическими силами, когда хаотическое отсутствие П. (не-П.) помещается в центре космоса, который окружает своим П. область хаотического не-П. Не разделяет мифопоэтическое сознание и П. и время. Любое полноценное описание П. первобытным или архаичным сознанием предполагает определение «здесь-теперь», а не просто «здесь»; П. и время образуют в этом случае неразрывное единство - хронотоп. «Языковая» мифология подтверждает это заключение нередкими примерами обозначения П., его «наполнения» (боги, люди, животные, растения, элементы...