Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

Вера

Вера - отношение к событиям, теориям и даже вымыслам (мифы, сказки), когда они принимаются за достоверные без доказательств.

На вере основана религия. В этом случае она обычно определяется как мировоззренческое и психологическое принятие основных положений религиозной системы, в той или иной степени противопоставленных неверию.

Вернадский Г. В.

Вернадский Г. В. (1887-1973) - русский историк, философ, выступавший как активный участник евразийства, сын В. И. Вернадского, автор работ "Начертание русской истории" (1927),"История России" (1929); "Опыт истории Евразии с половины VI века до настоящего времени" (1934), "Звенья русской культуры" (1938), "Древняя Русь" (1943), "Киевская Русь" (1948), "Монголы и Русь" (1953) и др.

В своих произведениях В. характеризовал историю Евразии как ряд попыток создания единого государства, а собственно русскую историю считал процессом постепенного освоения русским народом евразийской территории. Для В., как и др. представителей евразийского движения, было характерно представление о строго упорядоченном и ритмическом развитии культурно-исторического процесса. По мнению В., европеизация для России обернулась серьезным потрясением в ее духовной жизни: в нее проникли европейские формы культуры.

В работах В. подчеркивался еще один важный фактор, сыгравший важную роль в формировании русско-евразийской самобытной культуры, - восточное влияние. Татаро-монгольское иго явилось важным фактором для консолидации русского народа. Более того, оно стало своеобразной преградой для латинизации Руси.

Особенность идей В. заключается в том, что он не придавал самодовлеющего значения природно-гео-графическому фактору в развитии культуры и этноса. По его мнению, основным источником прогресса материальной и духовной культуры является внутреннее саморазвитие общества и нации, а отнюдь не внесоци-альные факторы.

Верования

Верования - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

Вероятностей теория

Вероятностей теория - математическая концепция, позволяющая по вероятностям одних случайных событий находить вероятности других случайных событий, связанных сложными, нелинейными зависимостями с первыми.

Теория вероятностей особенно широко применима при исследовании явлений, на развитие которых воздействует огромное количество самых различных трудноуловимых факторов и которые невозможно описать качественно на данном этапе развития науки.

В настоящее время В.т. стала основной математической теорией, которая применяется при анализе, описании и формализации психологических явлений. При этом важно не допускать подмены социально-психологических характеристик и явлений количественными (этнографическими и иными явлениями). Так, если большинство людей в изучаемой этнопсихологами стране относится к сельскому населению, то было бы неверно при анализе результатов их исследования и тестирования не сопоставить их с результатами тестирования сельского и городского населения в целом. К национально-психологическим особенностям населения можно отнести только те, которые характерны как для представителей города, так и представителей сельской местности.

Чтобы добиться необходимой представительности данных исследования, нужно также сравнение полученных результатов этнопсихологических исследований с аналогичными данными по различным условным и реальным социальным и этническим группам. Следует убедиться в статистической репрезентативности полученных результатов для всего изучаемого социума, народа, всей нации, большинства социальных и этнических групп. Использование методов теории вероятностей повышает надежность этнопсихологических исследований.

Взаимоотношения межличностные

Взаимоотношения межличностные - субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах.

Взаимоотношения межнациональные

Взаимоотношения межнациональные - связи и отношения, устанавливающиеся между представителями различных наций и народов и их труппами, которые регулируются на договорных началах.

Взаимоотношения национальные

Взаимоотношения национальные - система связей и отношений людей одной национальной общности, которые формируются в процессе этнического развития и регулируются традициями и нормами поведения, принятыми в их среде.

Взаимопонимание этническое

Взаимопонимание этническое - этнопсихологическое явление, ядро которого составляет эмпа-тия (см.: Эмпатия этническая), сходство установок, близость и однотипность психики, черт национального характера, переживаний национально-психологических особенностей, традиций, образа жизни, обычаев представителей близких по этническим признакам наций и т. д., на основе которых возникают взаимные симпатии, доверительность межличностных отношений, психологическая совместимость межнационального или внутринационального взаимодействия.

Воспитательная работа в многонациональном коллективе

Воспитательная работа в многонациональном коллективе - совокупность способов и приемов педагогического и психологического воздействия, рассчитанная на представителей определенной этнической общности.

Главным элементом этой деятельности является, во-первых, изучение представителей различных этнических общностей. Воспитатели обязаны предварительно изучать нравы, обычаи, традиции народов, которые их интересуют. Этот процесс должен быть непрерывным, постоянно совершенствующимся и углубляющимся с течением времени, без него не может быть успеха и в последующем, когда будет осуществляться собственно педагогическое воздействие.

Во-вторых, важнейшим направлением педагогической деятельности является изучение воспитателем системы межличностных отношений, морально-психологической атмосферы в многонациональном коллективе. Необходимо использовать в этих целях результаты исследований, рекомендации ученых, ориентирующие на использование специальных методик, способных показать общую картину межнациональных отношений в коллективе, позволяющие определить и направления совершенствования воспитательного процесса.

В-третьих, большое значение имеет деятельность воспитателя по сплочению многонационального коллектива, главная задача которой найти правильные подходы к каждому конкретному представителю той или иной этнической общности, четко представлять мнения и позиции каждого человека по поводу национально окрашенных проблем, складывающихся в коллективе. Воспитатель должен стремиться приводить в соответствие нормы и формы общения представителей различных этнических общностей, широко использовать знания национально-психологических особенностей для наиболее эффективного стимулирования их активности в коллективе. В процессе сплочения воспитатель обязан постоянно анализировать положение дел в межнациональных отношениях, следить за тем, чтобы оно как объективная предпосылка способствовало укреплению дружбы и братства между представителями разных национальностей.

В-четвертых, особым направлением деятельности воспитателя является предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе, которые всегда являются следствием неправильных контактов представителей одной национальности с другой, отсутствия опыта взаимоотношений, излишней впечатлительности от такого рода опыта общения. На первых порах совместной деятельности представителей различных национальностей нужно предвидеть излишнюю замкнутость членов многонационального коллектива в микрогруппах по этническому признаку. Необходимо следить за тем, чтобы интересы последних не входили в противоречие с целями и задачами всего коллектива. Одной из таких мер может выступить забота об авторитете актива многонационального коллектива. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы члены актива представляли интересы всех национальностей, входящих в коллектив.

В-пятых, важнейшим элементом воспитательной деятельности в многонациональном коллективе является формирование культуры межнационального общения (см.).

Восток

Восток - термин, обозначающий не просто географическое пространство, а особого рода идею как совокупность государственности, религиозности, нравственности, а также философии, культуры, искусства.

Кроме того, В. обозначает одну из частей внутриев-ропейского раскола, начавшегося еще в IX в. н. э.в христианском мире.

По сложившейся традиции к В. стали относить все, что связано с византийской религиозной догматикой, государственностью и культурой. В своих истоках В. характеризовался религией, отличной от европейского католицизма как особой формы государственного устройства, принижением земной человеческой жизни.

В настоящее время термин В. широко применяется для обозначения обширного культурного региона, расположенного географически восточнее России. Проблема взаимоотношений "Востока и Запада" до сих пор вызывает многочисленные дискуссии и споры среди ученых, отстаивающих приоритет того или др. региона.

Вундт (Wundt) В.

Вундт (Wundt) В. (1832-1920) - немецкий психолог, физиолог и философ, один из основателей экспериментальной научной психологии, профессор философии Лейпцигского университета.

В 1879 году основал первую в мире психологическую лабораторию, преобразованную позже в Институт экспериментальной психологии. В 1881 году создал первый психологический журнал "Психологические исследования" (первоначально"Философские исследования"), где публиковались труды ученых института. Выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента.

Критически проанализировав существовавшие тогда взгляды на предмет психологии как науки о душе и внутреннем опыте, В. определил ее как науку о непосредственном опыте, т. е. доступных самонаблюдению явлениях сознания. Большую известность получили его работы "Основания физиологической психологии" (1874), "Система философии" (1889), "Основы психологии" (1896). Согласно В. экспериментальному изучению поддаются лишь простейшие психические процессы. Что же касается высших психических процессов (речь, мышление, воля), то они должны изучаться культурно-историческим методом.

Сначала в своих "Лекциях о душе человека и животных" (1863), а позже, в десятитомной "Психологии народов" (1900-1920) В. развил и систематизировал идеи основателей школы психологии народов X. Штейн-таля и М. Лацаруса о необходимости познания духа народа, проявляющегося в языке, традициях, обычаях, нравах, мифах, искусстве. По его мнению, психология народов является наукой о душе народа, которая также реальна, как и душа индивида. Психология народов в варианте В. рассматривалась как описательная дисциплина.

Выготский Л. С.

Выготский Л. С. (1896-1934) - выдающийся советский психолог, основатель культурно-исторической школы в отечественной психологии. Главная идея В. заключалась в том, что психическая деятельность человека в процессе культурно-исторического развития формируется под влиянием орудий труда, что вызывает принципиальную ее перестройку. Согласно его взглядам источники и детерминанты психического развития человека лежат в исторически развившейся культуре. В. различает два плана поведения-натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Он полагал, что суть культурного поведения заключается в его опосредованности орудиями и знаками (причем первые направлены "вовне", на преобразование действительности, а вторые - "вовнутрь", сначала на преобразование др. людей, затем - на управление собственным поведением).

Основным методом исследования в этнопсихологии В. считал инструментальный метод, суть которого состоит в исследовании поведения людей в тесной взаимосвязи с тенденциями исторического, социокультурного и национального развития, в анализе структуры и динамики "инструментальных актов" психики человека.

В. в рамках этнической психологии выделял "психологию примитивных народов", подразумевая под этим сравнительный анализ психической деятельности современного "культурного" человека и первобытного "примитива". Ее предметом он считал также кросскуль-турные исследования и, прежде всего, межэтнические сравнительные психологические исследования представителей "традиционных" и цивилизованных обществ.

Специфика его подхода к изучению представителен различных народностей и этнических групп заключалась в том, что в противовес принятым тестовым испытаниям он предлагал в центр исследования поставить изучение особенностей их национальной среды, ее структуры, динамики содержания всего того, что определяет этническое своеобразие психических процессов, Кроме того, он предлагал изучать психику детей не в сравнении с психикой среднестатического "стандартного" ребенка, а на основании сравнительного анализа с психикой взрослого той же национальной общности, принадлежащего к той же культурной среде.

Вытеснение этнопсихологическое

Вытеснение этнопсихологическое - защитный механизм психики, заключающийся в процессе активного неосознанного устранения из сознательной сферы личности представителей определенной этнической общности и перевод в сферу бессознательного неприемлемых для них мыслей, воспоминаний, переживаний.

В.э. позволяет как бы обойти, избежать или локализовать конфликт между сознательным и бессознательным, между природными, спонтанными потребностями и нормами-требованиями социальной среды, усвоенными господствующими нормами, правилами поведения. При ослаблении защитных механизмов в психике человека все, что подвергается вытеснению из сферы бессознательного, способно прорываться в сознательное в форме резкого изменения отношения к чему-то, кому-то на противоположное, в форме реплик, оговорок, символов, грез и т. д. То, что разрушает или деформи: рует национальное самосознание этноса, личности, порой не осознается, вытесняется, и это как бы сохраняет социальную общность от разрушительных социальных потрясений, конфликтов и психических переживаний.

Так, в сознании американцев нередко вытесняется тот факт, что англичане внесли особый вклад в освоение и развитие Америки. Это вытеснение стало всеобщим в период англо-американской войны 1814-16 гг. и в другие периоды обострения отношений между США и Англией. Наблюдается закономерность: в период обострения отношений между нациями, народностями из общественного сознания вытесняются положительные чувства, мысли, ценности, объединяющие нацию переживания, события, и, наоборот, усиливаются негативные настроения и установки.

Предыдущая страница Следующая страница