Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

Эвенки и эвены

Эвенки и эвены - родственные народы, проживающие от побережья Охотского моря на востоке до рек Оби и Иртыша на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и реки Амур на юге.

Представители этих народов отличаются, высокой степенью национального самолюбия, добросовестностью и старательностью во всех сферах жизни и деятельности, стремлением завоевать доверие представителей других этнических общностей.

Эмоционально волевые национально-психологические особенности

Эмоционально волевые национально-психологические особенности - охватывают сферу проявления динамических (изменчивых) характеристик эмоциональных и волевых процессов представителей конкретных этнических общностей.

Например, хорошо известны интровертированность и выдержанность англичан и немцев, большая возбудимость и горячность французов и ирландцев. Многие исследователи также пришли к выводу, что наибольшей устойчивостью отличаются волевые процессы у англичан, эстонцев и китайцев, а более длительные волевые усилия способны проявлять турки, евреи и японцы.

Эмоционально-волевые национально-психологические особенности, как показали кросскультурные исследования, отличаются у различных народов не наличием или присутствием каких-то эмоциональных и волевых черт, их количество у всех одинаково, а: 1) спецификой их соотношения в национальном характере и национальном темпераменте; 2) динамикой протекания чувств и проявления воли; 3) своеобразием национальной установки на. эмоциональную и волевую активность.

Эмпатия этническая

Эмпатия этническая (от лат. empateo - волновать, потрясать) - качество личности, проявляющееся в ее способности проникать с помощью чувств и переживаний в мир людей с однотипной психикой, национальными чертами характера, сопереживать и сочувствовать друг другу, разделять совместные радости и печали.

Как показывают психологические исследования, Э. э. трудно, поддается как формированию, так и разрушению с помощью рациональных приемов и средств влияния на ллюдей (массовых митингов, прбпаганды, телевидения и т. д.). Э.э. сближает людей на бессознательном уровне, доводя общение между ними до степени доверительности. Э.э. активизируется при пребывании людей в ситуациях этнической разобщенности в незнакомом окружении (национальном в том числе). Люди порой бессознательно ищут себе подобных, с однотипны ми установками в бессознательном, эмоциональном, с однотипными обычаями, традициями, привычками.

В ситуации Э.э. резко сокращается период адаптации, повышается эффективность совместной деятельности людей. Не случайно в Америке представители различных национальностей живут вместе, колониями-кварталами, улицами и т.д. Э.э. служит психологическим механизмом сохранения нации, народности, развития национального самосознания, национальной культуры.

Эскимосы

Эскимосы - представители народа, проживающего на Чукотке и Камчатке (а также в США).

Эскимосы отличаются большой неприхотливостью, старательностью, силой воли и выдержкой.

Они доброжелательны и снисходительны в отношениях с представителями других этнических общностей, всегда готовы прийти на помощь, отдать последнее, если это требуется.

Эстонцы (эсты)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Этика национальных отношений

Этика национальных отношений - совокупность норм и правил внутри - и межнациональных отношений, способствующих нормальному функционированию различных связей между представителями этнических общностей и групп.

В процессе совместной деятельности люди вступают между собой в нравственно-психологические отношения не только как члены каких-либо политических, профессиональных, демографических или культурных общностей, организаций и общественных движений, но и в качестве граждан государств, представителей определенных народов (этносов, национальностей). В результате складывается система их нравственных обязанностей, требований к жизни, деятельности и поведению, образуя особую этику, которую обычно называют Э.н.о.

В настоящее время сложились определенные представления о содержании такой этики, основные требования к которой сводятся к следующему:

1) Есть народы большие и малые по численности, находящиеся на разных уровнях культурно-исторического и этнического развития, но нет народов больших и малых по духовно-нравственному потенциалу, по их способности к дальнейшему развитию и совершенствованию; национальная личл ная автономия индивида является - важным моментом обнаружения им своей общественной сущности, а уважение национальных чувств и традиций- конкретным выражением человеческого достоинства;

2) Моральной оценке и суду подлежат не народ или нация, а отдельный индивид, независимо от своей национальной принадлежности; условием такой оценки может быть только личная автономия индивида, которую он впервые обретает в рамках существования нации.

Э. н. о. морально осуждает любые формы национальной дискриминации, ненависти и розни, национальное или расовое превосходство, утверждение исключительности или, наоборот, ощущение этнической неполноценности. Она не приемлет политики, ведущей к местничеству, национальной ограниченности и замкнутости, оскудению самобытности культурного братства народов.

Нормы и ценности Э. н. о. ориентируют на сотрудничество и солидарность народов в ходе их прогрессивного развития, в случаях их социальных потрясений или природных катастроф, на осуществление требований социальной справедливости в сфере национальных отношений, на преодоление иждивенческих настроений, стимулирование инициативы, разумное использование природных и других ресурсов национальных регионов.

Э. н. о. является составной частью культуры межнационального общения (см.). В процессе такого общения люди разных национальностей находят "общий язык", обмениваются действиями, поступками, мыслями, чувствами, переживаниями.

Этикет национальный

Этикет национальный - установленный порядок, набор правил, определяющий поведение людей, принадлежащих к конкретной этнической группе, общности.

Э. н. является устойчивым и общепринятым порядком поведения. Правила Э. н. воплощают внешнюю "нормативную" культуру поведения, являются соглашением между представителями нации об общепринятых формах поведения. Особое значение приобретает Э. н при поведении людей в ходе праздничных мероприятий, во время которых он приобретает ритуальный характер.

Элементы Э. н. тесно взаимопереплетены с национальными традициями и обрядами. Э. н. является формой общественного контроля за поведением каждого человека. Нарушение правил Э. н. влечет за собой санкции общества по отношению к индивиду, нарушившему правила.

Э. н. принадлежит к общей культуре этнической группы, общности. Уровень овладения правилами и нормами Э. н., отношение индивида к ним, использование правил Э. н. в процессе взаимоотношений с другими индивидами свидетельствует об этнической идентичности.

Многочисленные правила Э. н. классифицируются в соответствии со сферами общественной жизни, в которых осуществляется жизнедеятельность индивида: Э. н. определяет правила, регулирующие порядок знакомства, приветствия, прощания; правила ведения беседы, посещения и приема гостей, поведения за столом; правила взаимоотношений между людьми разных поколений; правила взаимоотношений между мужчиной и женщиной; семейные, родственные отношения и т. д.

Этническая группа

Этническая группа - обособленная часть народности или нации, сохраняющая некоторые, наиболее значимые особенности языка, культуры, религии, быта. Обособляясь по национально-этническому, религиозно-общинному, языковому, культурно-бытовому признаку, такие группы образуют субэтнические, этноконфессиональные, этнолингвистические общности, которые со временем начинают претендовать на определенный этнополитический статус.

Мировая практика показывает, что от статуса, от положения этнических меньшинств зависит прочность социально-политического бытия. В нестабильной ситуации наибольший дискомфорт ощущают именно этнические группы, которые особо нуждаются в уверенности относительного обеспечения своих прав без ущемления и унижения, без риска потерять собственную самобытную культуру.

Межэтнические отношения - это вид межгрупповых отношений, исторически предшествовавший всем остальным видам; Поэтому он наиболее глубоко связан с предысторией человечества, с теми психологическими закономерностями организации социального действия, которые зародились в глубине антропогенеза, развивавшегося через противопоставление "мы"-"они" по признаку принадлежности в первую очередь к этнической группе.

Этническая дифференциация (дифференцированность)

Этническая дифференциация (дифференцированность) - а) эмоционально-когнитивный процесс разъединения людей по этническим признакам; сопровождающийся индифферентным (а иногда и отрицательным) отношением к истории, культуре, национальным традициям, интересам и ценностям других народов;

б) негативно ценностное отношение личности, этнических групп к представителям других национальных общностей и к проявлениям их традиций, привычек, психологии.

Э.д. является антиподом этнической идентичности (см.), способствует разобщению представителей разных общностей или сближению членов одной и той же.

Этническая идентичность (этничность)

Этническая идентичность (этничность) - эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также его позитивное ценностное отношение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса и его государственности.

В годы советской власти в нашей стране искусственно развивалась и поддерживалась тенденция роста Э. и., которую представляли как интернационализацию культур и унификацию образа жизни разных народов. В 80-90-е-годы этнические процессы в России и за рубежом активизировались вследствие объективных и субъективных причин. Люди не желают "стричься под одну национальную гребенку", активно функционирует процесс "этнического ренессанса". В настоящее время во многих государствах, выделившихся из состава СССР, растут обиды, безнадежность, вызванные неудовлетворенностью политикой руководства по отношению к предста-вителям славянских народов. В этих условиях национальность воспринимается как последняя надежда, наиболее доступная форма идентификации для больших масс людей.

Рост Э. и. может приводить и к усилению этноцентризма (см.), который в условиях падения нравственности в обществе чреват негативными последствиями: усиливается и абсолютизируется разница между "своими" и "чужими", что приводит к росту национальной неудовлетворенности, всплеску межнациональной конфликтности.

Этническая картина мира

Этническая картина мира - это совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности.

Э. к. м. выражается через философию, литературу, мифологию (в том числе и современную), идеологию, ценностные ориентации и интересы и т. п. представителей той или иной нации, в основе функционирования которых лежат проявления традиционного сознания этноса (см.).

Э. к. м. обнаруживает себя через поступки и действия людей, а также через их объяснение своих намерений и поведения.

Этническая конкуренция

Этническая конкуренция - отношения соревнования между этническими группами, общностями за. ресурсы, необходимые для их жизнедеятельности и развития.

Э. к. может привести к возникновению межэтническо го конфликта (см.: Межэтнические конфликты), который будет развиваться деструктивным или конструктивным путем.

Э. к. обусловлена политическими факторами и ограниченностью ресурсов. В процессе этнической истории возникают и формируются новые потребности и интересы, для удовлетворения которых этнические группы, общности вынуждены искать ресурсы, создавать новые, либо добиваться их перераспределения. Процесс Э. к. тесно взаимосвязан со стремлением к преимуществам в овладении материальными и духовными ресурсами.

Если Э. к. возникает между этносами, имеющими свою государственность, то она регламентируется международным законодательством, заключенными соглашениями. Внутри отдельных государств Э. к. создает условия соревнования и борьбы как между отдельными этническими группами, общностями, так и региональной и центральной властью.

Признавая друг друга конкурентами, этносы прибегают к таким видам противостояния, как конфликт, соперничество, соревнование. Соревнование является неизбежной формой взаимоотношений этносов в силу того, что в обществе ограничено наличие ресурсов. Среди этносов идет постоянное соревнование за развитие торговли, экономики, производства и сбыта продукции, обладания и использования природных ресурсов. Каждый этнос в процессе Э. к. стремится защитить свои интересы.

Отношения сотрудничества между различными этносами являются противоположными по своему содержанию, методам и средствам взаимодействия отношениям Э.к.

Этническая (национальная) идентификация

Этническая (национальная) идентификация (от лат. identificare - отождествлять) - 1) отождествление, уподобление себя членам данной этнической группы; 2) процесс сопоставления и сравнения субъекта данной этнической группы с субъектами своей и другой группы.

Понятие "идентификация" было введено 3. Фрейдом и являлось одним из основных понятий психоанализа, затем оно стало широко использоваться в других общественных науках, в частности, в социальной психологии, социологии, политологии.

Э.и. является результатом процесса этнической социализации и означает осознание индивидуумом своей этнической принадлежности, приобщение к ее этническим признакам, а также принятие индивидом статуса и роли данной этнической общности.

Э. и. предполагает: во-первых, что этнические нормы, ценности, стереотипы являются неотъемлемыми элементами внутреннего содержания личности; во-вторых, ожидание от другого индивида, принадлежащего к этой же этнической общности, сходных этнических оценок, моделей действия и реакции, в-третьих, моделирование действий другого субъекта путем постановки себя на его место и, таким образом, достижения эффективных результатов во взаимопонимании с ним.

Э. и. достаточно устойчива и обладает защитно-психологическими механизмами, т. к. содержит в себе кри терий деления по этническому признаку (этнической принадлежности) на "своих" и "чужих", и, соответственно, на этой основе моделирует образец поведения: солидарность со "своими", оппозиция по отношению к "чужим".

Трудности, которые могут возникнуть в процессе действенной Э.и., рассматриваются как внутренний конфликт идентификации. Субъект, испытывающий трудности в этническом самоопределении, вынужден пересматривать свои позиции. Крайние формы переживания конфликта могут привести к диффузии личностной идентификации, но при успешном преодолении конфликта субъект способен успешно адаптироваться к новой иноэтнической среде.

Многие психологи рассматривают социальную идентификацию (в том числе и этническую) как одну из важнейших потребностей личности, от степени удовлетворения которой во многом зависит ее жизненное состояние.

Этническая общность

Этнос

Этническая сплоченность

Этническая сплоченность - результат внутриэтнических отношений, консолидации этнической группы, общности.

Э.с. противоположна процессу этнокультурной диффузии (см.). Она изменяется в зависимости от внешних и внутренних факторов. Появление внешней угрозы способствует усилению Э. с., объединению усилий для противостояния угрозе. В таких условиях мобилизующим фактором является стремление к этноцентризму, поляризация по признаку "свой"-"чужой" и резко негативное отношение к "чужим". Э. с. возрастает при условии решения сложной внутренней проблемы, когда необходимо объединение усилий для ее выполнения. Например, послевоенные восстановительные периоды знаменуются возрастанием Э.с.

В условиях эволюционного развития Э.с. проявляется опосредованно в конкретных отношениях и видах жизнедеятельности этнической группы, общности (отношение к этнической истории, культуре, традициям, уровень овладения ими и т. д.) Э. с. представляет собой энергетический потенциал этноса, обеспечивающий возможности качественных изменений в его жизни, а также условия выживаемости в сложной ситуации.

Индикаторами Э.с. являются: частота внутриэтнических контактов и связей; степень распространения этнических отношений за пределы внутренней жизни и деятельности этноса; показатель количества внутриэтнических браков; соблюдение этнической культуры, традиций, обычаев, этикета (см.: Этикет национальный) на уровне этнической группы, общности и т. д.

Э.с., являясь положительным фактором, при излишнем акцентировании и самоизоляции приводит к трудностям как во взаимоотношениях с другими этническими группами, общностями (этническая изолированность, этноцентризм как противопоставление себя другим), так и для самого этноса (снижение числа контактов с другими этносами, излишняя самоизоляция и консервация собственных форм жизнеобеспечения).

Этническая структура личности

Этническая структура личности - иерархически построенная совокупность черт личности представителя определенной национальной общности, отражающая ее внутреннее содержание и влияющая на действия, поступки и поведение человека.

Э. с. л. сложна и многослойна. В ней можно выделить следующие элементы.

Во-первых, духовный мир личности, представляющий собой особое сочетание потребностей и интересов, их гуманистической направленности, которые влияют на специфику восприятия, общения и взаимоотношений, национальное достоинство личности. Для каждого народа характерна! своя специфическая духовность, определяющаяся этическими, эстетическим и нравственными взглядами, сложившимися в процессе национального развития. Формирование духовного мира человека связано также с национальными идеалами личности, в которых отражаются элементы национального самосознания людей.

Во-вторых, Э. с. л. включает ее мировоззрение, реализующее этническую специфику ценностных ориентации и мотивации личности и составляющее основу национально своеобразной системы ее взглядов на мир, идеалы, т. е. всю ее жизненную позицию. Этот элемент структуры во многом определяется национальным самосознанием, которое показывает то, как человек включен в историческую память, этносоциальные отношения своего народа. Формирование мировоззренческих элементов личности без соотнесения их с этническими ценностями приводит к отрицательным последствиям. Обострение межнациональных отношений, духовная и идеологическая нетерпимость, национальные предрассудки порождаются недостаточно правильно развитыми элементами национального мировоззрения.

В-третьих, Э. с. л. включает характер личности, представляющий типологическую систему отношений человека, отражающую специфику проявления его волевых, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Характер сказывается на всех действиях и поступках человека как представителя этнической общности. В более широком смысле это отражение некоторых общих национально-психологических особенностей всего народа, под воздействием которых формируются обычаи, традиции, привычки и стереотипы поведения и действий личности

В-четвертых, Э.с.л. включает темперамент личности, т. е. психологическое свойство личности, выражающее динамику проявления эмоций, чувств, специфику непосредственного реагирования представителя конкретной этнической общности на воздействия со стороны окружающего мира и других людей. Каков темперамент человека - члена конкретной этнической общности, таково и его поведение, внутреннее самочувствие в общении и взаимодействии с представителями других народов.

В-пятых, Э.с.л. отражает социальный опыт личности, отличающий представителя каждой этнической общности как работника, члена общества. Первичный жизненный опыт личности формируется в семье, этнически своеобразной ячейке общества. Социальный опыт человека отражает в себе народные традиции, специфику художественно-производственной деятельности в зависимости от климата, ландшафта, т. е. географических условий. Духовность, мировоззрение, характер, темперамент, социальный опыт личности проявляются в форме конкретных национально-психологических особенностей человека (интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих).

Этническая толерантность

Этническая толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д.

Внешне Э.т. отражается в выдержке, самообладании, способности индивида длительно выносить непривычные (неприятные) воздействия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей. Э. т. проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, сопровождается психологической напряженностью, т. к. вхождение личности в новую этническую среду и взаимодействие с представителями других народов часто представляет для нее определенные трудности, сопровождается появлением состояний неопределенности и фрустрации.

Исследованиями установлено, что в процессе проявления Э.т.: существуют различные способы реагирования представителя конкретной национальной общности на однотипные проблемно-конфликтные ситуации в своей и чужой этнической среде; социально-политическая обстановка воздействует на степень выраженности Э.т.; последняя имеет свойство повышаться или понижаться в зависимости от наличия у человека опыта общения с представителями той или иной этнической общности.

Этнические процессы

Этнические процессы - изменения, происходящие в жизни и деятельности этноса и вызывающие трансформацию различных ее компонентов: отдельных элементов культуры, языка, социальной структуры, традиций, норм поведения, существенно влияющие на психологию его представителей.

Э.п. могут носить этноэволюционный и этнотрансформационный характер. В первом случае происходит изменение отдельных компонентов этнической системы, которое не приводит к ломке системы в целом, и она сохраняется как таковая, переходя во многом в качественно новое состояние с сохранением этнического самосознания. Во втором случае, этническое самосознание значительно изменяется. Наконец, в зависимости от доминирования центробежных или центростремительных тенденций этнические процессы подразделяются на две основные типологические группы: этническое разделение и этническое объединение.

Процессы, сопровождающие каждое из этих явлений, могут быть и этноэволюционными, и этнотрансформационными, и смешанными, т.е. эволюционно-трансформационными.

Этнический уровень взаимодействия культур

Этнический уровень взаимодействия культур - термин, употребляемый в основном в культурологии для обозначения определенного характера взаимодействия между различными этническими общностями.

В нем отчетливо просматриваются следующие основные тенденции, иногда противоречивые: во-первых, усвоение элементов культуры другой этнической общности, способствующих интенсивным интеграционным процессам, взаимному обогащению, взаимопроникновению, обмену между народами и т. д.,- во-вторых, взаимодействие, сопровождающееся непременным усилением этнического самосознания и этнической самобытности конкретной этнической общности (см.: Национальный уровень взаимодействия культур).

Этническое поле индивида

Этническое поле индивида - понятие, предложенное Л. Н. Гумилевым и определенное им как "поле поведения и активности членов этнической системы".

Э. п. и. существует в виде трехуровневой структуры. Первый ее компонент охарактеризовать как "этническое для себя" и оно выражает наличие у любого человека общей для его народа системы иерархий и этнических ценностей. Эта система не обязательно является вербализованной и осознаваемой. Но субъект, вступающий з контакт с другим субъектом, в случае опознания его этнической несхожести, в своем поведении будет вести себя в соответствии со своими этническими нормами и ценностями.

Второй компонент Э. п. и. - "этническое для социума"- отражает в себе проявление двойственности этнической принадлежности человека, когда он помнит, что по отцу он, например, украинец, а по матери - эстонец.

Третья составная часть Э.п.и. - "этническое для государства"- отражает в личности ее государственную принадлежность. Так, жители России или США, оказавшись за рубежом, независимо от своей подлинной национальности, предстают для окружающих соответственно как "русские" и "американцы", хотя могут быть соответственно "удмуртского" или "мексиканского" происхождения.

Этнокультурная диффузия

Этнокультурная диффузия (от лат. diffusio - распространение, растекание) - процесс распространения этнической культуры.

Этническая культура является одним из системообразующих признаков этнической общности. Ее сохранение и развитие выступает условием сохранения этноса. Э. д. в высшем этапе своего развития может стать началом разрушения этнической культуры и, таким образом, этническая группа, общность будет терять свою этническую идентичность (см.: Этническая идентификация).

В многонациональном государстве происходит взаимосвязь и взаимопроникновение различных этнических культур. Культура многочисленной нации оказывает влияние на культуру малочисленной этнической группы или общности. Если в государстве отсутствуют правовые акты и институты, закрепляющие самостоятельность развития культуры малочисленной этнической группы, то со временем Э.д: приведет к окончательной ликвидации этнокультуры последней. Проблема сохранения и развития своей этнокультуры является предметом многочисленных межэтнических конфликтов (см.: Межэтнические конфликты).

Потребность в развитии и совершенствовании своей этнокультуры является базисной потребностью этнической группы, т. е. пользоваться своим языком, социокультурными ценностями, традициями, материальной и духовной этнической культурой означает для индивида не потерять свои "национальные корни". Позитивная социальная идентичность личности основана на благоприятных для собственной этнической группы результатах сравнения.

Процесс взаимодействия этнических культур сопровождается, помимо Э.д., интеграцией, адаптацией, дискриминацией, поглощением. Он также может приносить как положительные, так и негативные последствия. В многонациональных обществах над процессом Э.д. осуществляется контроль со стороны государства, а также общественных, политических и др. организаций с целью предупреждения возможности негативных последствий и возникновения на почве Э.д. межэтнических конфликтов.

Этнокультурная компетентность

Этнокультурная компетентность - степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия.

Э. к. реализуется прежде всего в высокой степени понимания, правильного учета своеобразия функционирования национально-психологических особенностей представителей тех или иных наций, выражающейся в тщательной фиксации и учете:

а) потребностей, мотивов и ценностных ориентации представителей конкретных национальных регионов, этническая специфика проявления которых существенно влияет на общение с ними;

б) фактов, свидетельствующих о наличии несоответствия между потребностями и мотивами представителей конкретных национальных общностей и функционирующими в общественном сознании населения традиционными нормами делового, политического и межнационального взаимодействия между людьми;

в) своеобразия проявления национального самосознания представителей конкретных национальностей;

г) специфики форм защиты политического самосознания представителей конкретных этнических общностей от элементов национализма, шовинизма в ходе межнациональных отношений.

Этнокультурный опыт

Этнокультурный опыт - понятие, принятое для обозначения результатов совместной жизнедеятельности представителей одной этнической общности, отражающих их национальное своеобразие.

Э.о. подобен родному языку, которому ребенок не может не научиться и не может произвольно утратить. Освоение Э.о. своего народа неотвратимо и необратимо, поскольку оно протекает как на подсознательном, так и на сознательном уровнях.

Специфика Э.о. состоит в том, что каждая личность им овладевает, а накапливает и распространяет его весь этнос. В основе формирования Э. о. лежит механизм транситуативного научения.

Этнокультурология

Этнокультурология (от греч. ethnos - народ + cultura - развитие + logos - учение) - отрасль культурологии, представители которой в качестве определяющего фактора появления и функционирования этнопсихологических характеристик народов выделяют влияние культурной среды.

По мнению ученых, культура начинается с того, что н.а поведение людей накладываются определенные ограничения, т. к. целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, наличие общей национальной памяти, единой картины мира у представителей этноса.

В процессе исторического развития каждый народ создает собственную однородную систему культурных ценностей, которые используются его членами для выражения своего этнического сознания.

Этномаргинальная личность

Этномаргинальная личность - личность, занимающая по своему социальному статусу промежуточное, переходное положение между двумя нациями или народностями. В психологии это следствие проявления защитного механизма психики - пограничной ситуации, при которой формирование индивида происходит под пересекающимся воздействием различных культур.

Э. Л. страдает раздвоенностью, внутренней противоречивостью, порой трагическим разладом с собой в силу невозможности сочетаний якобы несовместимых особенностей воздействующих на нее различных национальных культур. Такая внутренняя дисгармония личности объясняется практической непреодолимостью этнических и культурных различий. Человек, находящийся на рубеже двух или более культур, тяготеет сразу к нескольким национальным или расовым группам, не будучи в состоянии полностью реализовать мировосприятие ни одной из них. Отсюда у него появляется ощущение двойственности своего положения, внутреннее беспокойство, чувство оторванности, отчужденности от людей. Дискриминация, предрассудки, делают переход таких людей из одной национальной группы в другую трудным, длительным и разлагающим процессом. Вместе с тем длительное пребывание Э. л. в однонациональной социокультурной среде облегчает ее существование (см.: также: Маргинал; Маргинальная личность; Маргинальность этническая).

Этнопедагогика

Этнопедагогика (от греч. ethnos - народ + pedagogike - наука о воспитании детей) - отрасль педагогической науки, занимающаяся:

1) исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов (народная педагогика);

2) сравнительным изучением специфики обучения и воспитания, существующей у различных народов;

3) анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей;

4) учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического и обучающего воздействия.

Этнопедагогическая аксиология

Этнопедагогическая аксиология (от греч. ethnos - народ + paidogogike - воспитание + axia - ценность + logoc - слово, учение) - научное направление в этнопедагогике, обосновывающее педагогическое значение словесных средств воспитания, сохранившихся в устном народном творчестве представителей той или иной этнической общности.

Э. а. призвана дать ответ на вопрос: "Что есть благо в воспитательной системе конкретного народа?"

Э. а. как самостоятельная область исследования возникает тогда, когда понятие педагогического бытия (процесса воспитания) расщепляется на два элемента: педагогическая реальность и воспитательная ценность (значение) как объект разнообразных человеческих устремлений и желаний, связанных с воспитанием подрастающего поколения представителей конкретных этнических общностей. Воспитательная идея, содержащаяся в каком-либо явлении, и воспитательное значение какой-либо информации о ней находятся в тесной взаимосвязи.

К народной педагогике и исследующей ее функционирование этнопедагогике имеет прямое отношение, прежде всего, воспитательная (педагогическая) идея. В то же время, несомненно, информация, содержащая педагогическую идею, имеет наибольшее воспитательное значение (по значению с другой информацией). С другой стороны, нет "демаркационной" линии между воспитательной идеей и воспитательным значением. Это яснее всего прослеживается в произведениях Л. Н. Толстого для детей: рассказ или сказка, имеющие воспитательное значение, завершаются выводом в виде какого-либо изречения, концентрированно представляющего конкретную педагогическую идею.

Педагогическая идея в традиционной культуре воспитания функционирует в разных формах: изречение, характеризующее глубинные педагогические процессы, афоризмы и крылатые фразы, выражающие здравый смысл, назидания, наставления, советы и пожелания. А сама воспитательная ценность, собственно аксиология, чаще всего представляется эпизодами, ситуациями, событиями и мыслями, ими порождаемыми. Педагогическая идея любого явления (эпистемия) однозначно усиливает воспитательное значение информации. Воспитание на основе учета национально-психологических особенностей должно основываться на закономерностях этнопедагогической аксиологии.

Этнопедагогическая эпистемия

Этнопедагогическая эпистемия (от греч. episteme - значение) (синонимы: этнопедагогическое познание, этнопедагогическая эпистемология, этнопеда-гогическая теория познания) - научное направление в педагогике, состоящее в выделении из совокупности воспитательных (педагогических) фактов, педагогических идей (знаний), значимых для конкретного народа.

Главенствующей идеей Э.э. является идеал личности в народном воспитании, с которым связано искусство (мастерство) воспитания в народной традиций в социальном опыте. Идеал личности в народном воспитании трактуется в тесном единстве с практическим педагогическим опытом. Этнопедагогические идеи выражаются в образной метафорической форме: "в начале был труд"; "что хорошо и что плохо"; "что красиво, то красиво"; "устами образованного человека мед пить"; "горячий как железо, твердый как сталь"; "вода течет, камни остаются".

Э.э. имеет целью - найти в народной педагогике и народном фольклоре то, что способствует воспитанию, а также на их опыте построить своего рода модель педагогической мысли народа. Э.э. ищет и находит ответ на вопрос: не существовала ли такая базовая народная концепция, вначале недифференцированная, из которой впоследствии вышла и выросла систематизированная народная педагогика? Ответ на этот вопрос требует признания того, что в устном народном творчестве можно вскрыть два взаимосвязанных пласта, подлежащих специальному исследованию: во-первых, аспект эписте-мический (фольклорная концепция воспитания), во-вторых, аксиологический (воспитательная ценность фольклора). Эти аспекты постоянно влияют друг на друга в условиях преимущественного внимания к аксиологическому аспекту.

Этнопсихолингвистика

Этнопсихолингвистика (от греч. ethnos - народ + psyche - душа + от лат. linqua - язык) -отрасль лингвистической науки, которая в качестве главного фактора формирования психики этноса рассматривает влияние языка, накапливающего и отражающего его исторический опыт.

По мнению представителей Э., любой язык тесно связан с этническими, правовыми, религиозными формами общественного сознания, которые несут в себе значительную этническую нагрузку. Кроме того, считается, что в функциональном плане структура языка детерминирует и структуру мышления представителей конкретной национальной общности, а специфическая функция языка (речи) определяет и своеобразие развития и функционирования их психических процессов.

Этнопсихологическая школа в отечественной военной психологии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Этнопсихологическая школа в отечественной социологии и этнологии

Этнопсихологическая школа в отечественной социологии и этнологии - совокупность направлений развития этнопсихологических взглядов и кросскультурных исследований, предпринятых российскими социологами и этнологами (этнографами).

Социология имеет свой, более масштабный подход к этническим общностям и психологии их представителей. Она рассматривает эти общности как определенное единство, объединенное сходством жизни и интересов их членов. Вместе с тем в понимании этнического сознания, его динамики в социологии и этнопсихологии много общего, особенно в методах исследования.

В свою очередь этнология (этнография) и этнопсихология имеют один объект - это национальные общности, но первая изучает быт и культуру, демографические характеристики народов, а этнопсихология - закономерности и особенности функционирования психики, самосознания, черт национального характера и т. д. их представителей, которые проявляются в быту, культуре, традициях, поведении людей. В то же время именно социологи и этнографы после критики культа личности Сталина с начала 60-х гг. вновь поставили вопрос о необходимости изучения национальной психологии, предложили направления анализа ее теоретических и методологических проблем, призвали к сотрудничеству в решении этих проблем других ученых, в частности и психологов. Затем они активно развернули исследования этносоциологических и национально-психологических характеристик населения страны.

Наиболее продуктивно работали научные коллективы под руководством Ю. В. Бромлея и Л, М. Дробижевой, обращавшие главное внимание на изучение психологических аспектов национальных отношений, роли национальных традиций в социальной регуляции поведения, влияния многообразия культурной среды на психику представителей различных этнических общностей. По результатам этой многогранной деятельности регулярно проводились научные конференции и семинары и Москве, Тарту, Казани, Баку, Ростове-на-Дону.

В 70-е годы стали активно включаться в этот процесс представители национальных регионов государства, что, безусловно, принесло большие положительные результаты, т. к. исследовались национально-психологические явления и процессы в той среде, представителями которой были сами ученые. А. X. Гаджиев возглавил изучение национальных стереотипов и установок представителей народов Северного Кавказа. А. Ф. Дашдамиров продуктивно работал над проблемами исследования национально-психологического своеобразия проявлений личности индивида в условиях Закавказья. Под руководством Н. Д. Джандильдина изучались этнопсихологические характеристики народов Средней Азии и Казахстана. Не остались без внимания ученых и: вопросы культуры межнационального общения в государстве; классовые и человеческие аспекты в национальной психологии; специфика проявления национального характера в общественной жизни; национальные и интернациональные формы социального бытия, национального сознания и самосознания, своеобразия их функционирования.

Результаты проведенных исследований получили широкое освещение на страницах журналов "Советская этнография", "Вопросы философии", "Психологического журнала", прошедших в 90-е годы научных конференциях в Москве, Твери и Владикавказе.

Этнопсихология

Этнопсихология (от греч. ethnos - народ + psyche - душа + logos - слово, учение) - отрасль научного знания, возникшая на стыке социологии, социальной психологии и этнологии (этнографии), изучающая национальные (этнические) особенности психики людей как представителей конкретных наций и народов, проявляющиеся в их поведении и действиях.

Э. как особая научная дисциплина зародилась в середине XIX века сначала в России (как психологическая этнография), а затем на Западе (как "психология народов") и была ориентирована на изучение психологического своеобразия национального характера, национального самосознания, национальных традиций и поведения представителей различных этнических общностей и групп.

Современная Э. вобрала в себя тематику, проблематику и методы исследования многих наук (социологии, психологии, этнологии, культурологии, педагогики и др.) и занимается исследованием:

1) национальных особенностей психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, в также состояний и свойств личности представителей конкретных этнических общностей;

2) своеобразия социально-психологических процессов и явлений, возникающих среди конкретных наций и народов (особенностей взаимодействия, общения и взаимоотношений; социальных установок и стереотипов поведения; специфики социальной перцепции и адаптации);

3) этнического сознания и самосознания, национальных ценностей и ориентации, национальных ожиданий, национального характера;

4) социально-психологических факторов этногенеза (детерминации национальной психики, этнопсихологических характеристик культуры, экономики, политики и т. д.).

Основная трудность, которая сейчас стоит на пути развития Э., выражается в том, что представители многих наук, занимающиеся ее изучением, стремятся объяснять психологические явления не психологическими, а иными закономерностями, что вносит определенный диссонанс в согласование совместных усилий ученых.

Этнопсихология зарубежная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Этнопсихология отечественная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Этнос (этническая общность)

Этнос (этническая общность) (от греч. ethnos - племя, группа, народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании.

Непременными условиями возникновения Э. являются общность территории, языка и единство психического склада, а его характерными чертами считаются:

1) самоназвание (этноним), в определенных случаях связанное с наименованием территории проживания (топонимом);

2) территориальная целостность как условие формирования и существования Э.;

3) наличие антропологических (расовых) признаков;

4) проявление особенностей культуры (материальной культуры - орудия труда, жилье, одежда и т. д.; духовной культуры - система образования, наука, литература, искусство и т. п.).

Формирование Э. обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни. Однако в результате миграций, вызванных различными историческими причинами, территория современного расселения Э. не всегда компактна, и многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. Поэтому а отечественной науке делается различие между понятиями Э. в узком смысле слова (называемого этникосом) и этносоциального организма. К единому этникосу относятся все группы данного Э., где бы они ни проживали. Этносоциальный же организм обязательно сопряжен с государством.

К признакам, выражающим системные свойства существующего Э. и отделяющим его от другого этноса, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения. Важнейшей отличительной чертой этноса является наличие самосознания, т. е. Э. является только та культурная общность, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других общностей.

В отечественной науке принято делить Э. на три стадиальных типа. К самому раннему типу относятся племена, характерные для первобытнообщинного строя. Второй тип Э. - народность - обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями. Третий тип Э. - нация возникает с развитием капиталистических отношений и интенсификацией экономических связей. Однако подобное трехчленное деление Э. не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей.

Этноса защита психологическая

Совокупность проявлений бессознательных механизмов психики человека - представителя конкретной этнической общности, обеспечивающих стабилизацию его внутренних состояний и ограждение сознания от негативных и деструктивных влияний внешней и внутренней среды во взаимоотношениях с другими людьми.

Э. з. п. обеспечивает нормальные, бесконфликтные жизнь, поведение и деятельность представителей конкретных наций во взаимодействии с другими народами. В ее основе лежат представления об этнической картине мира (см.). В целом процветание этноса зависит не от меры конфликтности его членов с другими людьми, а от того, насколько хорошо функционируют психологические защитные механизмы этноса. Так, в критических ситуациях этнос с хорошо налаженной психологической защитой может бессознательно воспроизвести целый комплекс реакций, эмоций и поступков, которые в прошлом, в схожих ситуациях, давали возможность пережить их с наименьшими потерями. Это особенно бросается в глаза у народов с трудной исторической судьбой, но в целом относится ко всем.

бычно в психологической науке выделяют следующие типы защитных механизмов психики: репрессию, посредством которой травмирующий опыт изымается из сознания; проекцию, когда собственные переживания человека приписываются другим лицам и объектам; интроецию, в результате которой человек приписывает себе черты значимого для него другого лица (частным случаем этого механизма выступает идентификация с агрессором); замещение, когда человек переносит свои чувства и эмоции с неприемлемого, с точки зрения его сознательных установок, объекта на другой, легитимный; регрессию, когда человек, столкнувшись с травмирующей ситуацией, использует способ поведения, характерный для более раннего, безопасного периода его развития; формирующую реакцию, когда осуществляется замещение негативных чувств и эмоций противоположными; рационализацию, снимающие конфликт истолкования событий и др. Однако их проявление в межнациональных отношениях представителей различных этнических общностей носит специфический характер.

Этносоциология

Научная дисциплина, сложившаяся на стыке социологии и этнографии и занимающаяся изучением социальных явлений, происходящих в различных этнических общностях.

Некоторые представители Э. считают, что она должна заниматься изучением этнопсихологических явлений и процессов, психологического своеобразия национальных отношений, психологии межличностного общения, факторов, определяющих формирование и развитие национального самосознания, некоторых этнических особенностей в психике людей разных национальностей, т. е. охватывать большую часть предмета этнопсихологии.

На самом же деле необходимо видеть четкую грань между понятиями "социальное" и "психологическое" и объяснять их соответственно социологическими и психологическими закономерностями.

Этнофор

Этнофор (от греч. ethnos - племя, народ + ит. fora - наружу, вне, вперед) - индивидуальный носитель определенной этнической культуры и национальной психики.

Этноцентризм

Этноцентризм (от греч. ethnos - племя, группа, народ и лат. centrum - центр, средоточие) - склонность человека воспринимать и оценивать явления окружающей действительности с позиции "своей" этнической общности, рассматриваемой в качестве эталона.

Сущность Э. как общественно-психологического явления сводится к наличию совокупности массовых иррациональных положительных представлений о своей этнической общности как о некоем "ядре", вокруг которого группируются этнические общности. Вместе с тем характерная для Э. фиксация черт своего этноса не обязательно подразумевает формирование отрицательного или даже враждебного отношения к представителям других этнических общностей. Характер Э. определяется типом общественных отношений, идеологией, содержанием национальной политики, а также личным опытом индивида.

Понятие Э. было впервые введено в науку в 1883 австрийским социологом И. Гумпловичем. Прежде эта понятие разрабатывалось американским социологом Д. Самнером. Рассматривая взаимоотношения между "мы - группой" и "они - группой" как враждебные, Д. Самнер утверждал, что эта враждебность базируется на склонности человека оценивать различные явления окружающего мира на основе культурных стереотипов той этнической общности, к которой он принадлежит, т. е. на основе этноцентризма. В последующие годы термин "этноцентризм" стал широко использоваться в социальной психологии, социологии и этнографии.

Э. имеет определенную объективную основу в реальном различии культур, образа жизни, исторического опыта отдельных племен, народов, слоев общества. Его развитию способствует слабая осведомленность людей об обычаях, верованиях, традиционных занятиях представителей других социальных групп. В связи с этим можно предположить, что с развитием коммуникаций, ростом объема и доступности информации, а также прогрессом в области культуры и образования, явление Э. будет постепенно ослабевать. Этому благоприятствуют взаимопроникновение этнических сообществ, вариантность культурных и языковых характеристик, проблематичность этнической принадлежности некоторых членов этнических общностей, взаимодействие, пересекающее границы этнических общностей, исторические сдвиги в этнической принадлежности и образе жизни.

Будучи в целом явлением, отягощающим отношения между различными социальными группами и их представителями, Э. при этом способствует сохранению их самобытности, закреплению их особенностей. Вне этого явления процесс ассимиляции шел бы гораздо быстрее. К тому же Э. является мощным стимулом внутригрупповой консолидации.

Предыдущая страница Следующая страница