Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

Базисной (модальной) личности теория

Базисной (модальной) личности теория (от англ, basis - главный, основной) - концепция американской этнопсихологической школы (см.), получившая распространение в 40-50 годы XX века, согласно которой существует "базисная личность", т. е. некий средний психологический тип людей, преобладающий в каждом конкретном обществе, который и составляет основу этого общества, базу его культуры. По этой причине, считают зарубежные этнопсихологи, вполне правомерно переносить данные изучения личности в том или ином государстве на всех представителей этнической общности в мире в целом.

На основе методологических принципов этой теории этнопсихологи на Западе провели большое количество прикладных исследований, изучая национально-психологические особенности многих народов мира. Однако в 60-е годы зарубежная этнопсихологическая наука стала отходить от концепции "базисной личности", поскольку, как оказалось, она давала во многом идеализированное представление о конкретных чертах национального характера и не учитывала их многообразие, индивидуальные качества, возможности вариаций их проявления у различных типов людей как представителей одной и той же национальной общности.

На смену ей пришла теория "модальной личности", т. е. такой, которая лишь в общем виде отражает главные характеристики психологии того или иного народа, а в реальной жизни могут присутствовать различные спектры проявления общих национально-психологических особенностей, которые поддаются фиксации экспериментальным путем. В 70-е годы в ходе широких исследований в рамках концепции "модальной личности" стали использоваться адаптированные к национальной специфике новейшие достижения в области тестовых, психодиагностических, аппаратурных и других методик, что позволило создать большой банк данных о национально-психологических особенностях представителей многих этнических общностей мира.

Барьер смысловой (этнопсихологический)

Барьер смысловой (этнопсихологический) (от фр. barriere - преграда)-взаимонепонимание между людьми - представителями различных этнических общностей и культур, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различное смысловое значение и неодинаковое толкование в силу языковых различий, принадлежности к разным национальным культурам.

Так, в некоторых восточных странах принято снимать обувь перед входом в жилище. В европейских же государствах, наоборот - гостя пропускают в дом в обуви. То же самое относится и к жестам. Движения головой, плечами, руками, походка, взгляд в однотипных ситуациях означает не одно и то же, например, во Франции, Турции, США, Италии и т. д. В связи с этим в новой национальной среде человек может попасть в пикантное положение. Так, для испанца прикосновение собеседника к мочке уха - оскорбление. Для грека таким же оскорблением будет поднятая рука с открытой ладонью в его сторону. Говоря "да", грек, турок, болгарин будут поворачивать голову вправо и влево, что для большинства европейцев равнозначно "нет". Африканцы и азиаты считают на пальцах не так, как это делают в Париже и Вашингтоне. Японец начинает с открытой руки, загибает большой палец на счет "один", указательный - на счет "два", и так далее. Когда все пальцы загнуты, начинается обратный процесс - отогнутый мизинец - "один", безымянный палец - "два"...

Или другой жест, имеющий различные толкования: большой и указательный пальцы сложены в виде кольца. Для американца - это "окей", для жителей французского Средиземноморья - "ноль" или "ничто", для тунисца - "я тебя убью", для токийца - "деньги". Указательный палец, приложенный к виску, выражает глупость во Франции, ум - в Голландии. С точки зрения итальянца из Флоренции, палец у века - проявление доброжелательности, а вот для испанца этот жест означает недоверие; француз же посчитает, что его принимают за лжеца.

Башкиры

Башкиры - коренное население республики Башкортостан РФ. Как показывают социологические и социально-психологические исследования, Б. отличаются большим трудолюбием и самостоятельностью. Они исполнительны, аккуратны и прилежны в выполнении своих профессиональных и гражданских обязанностей, но не всегда выдержанны и настойчивы. Вместе с тем для них свойственна достаточно высокая психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях.

В ряде случаев можно констатировать пассивность и меланхоличность в восприятии ими событий и явлений окружающего мира. В быту башкиры неприхотливы, несколько замкнуты в общении, могут проявлять вспыльчивость, однако высоко развитое чувство ответственности позволяет им всегда владеть собой. В целом они добродушны, приветливы, радушны и гостеприимны. Иногда чересчур медлительны в работе.

Беженцы

Беженцы - вынужденные мигранты, появляющиеся вследствие экономической нестабильности, национально-этнических конфликтов, углубления процессов распада государственности. Б. наделены определенными психологическими особенностями, находящими выражение в специфическом мировосприятии, угнетенности психики, повышенной чувствительности к несправедливости и др.

Появление этой категории населения на территории бывшего СССР относится к 1988-1989 г. Делами Б. в Российской Федерации занимаются около 20 организаций. При Министерстве по делам национальностей РФ создана Федеральная служба по делам беженцев.

Б. неоднородны: это и вынужденные переселенцы и "репатрианты". В этом явлении объединены несколько различных процессов, имеющих свои аналоги и прецеденты и предполагающих качественно различные средства регулирования: эмиграция евреев из Эстонии в Россию, немцев в Аргентину; фактическая эмиграция в российские города наиболее трезвомыслящей части населения "горячих" регионов, считающей за благо не участвовать в выяснении межродовых и межнациональных отношений у себя на родине (Таджикистан, Северный Кавказ и др.).

Самый большой поток беженцев - это исход русских из бывших республик СССР. Из Армении ушло практически все русское население. То же самое имело место и в Чечне. Процессы медленной репатриации характерны для русского населения Средней Азии и Казахстана. Процессы эти могут быть двояко направленными: неготовность России принять миллионы сограждан приведет к вынужденной эмиграции в дальнее зарубежье, "утечке русских мозгов", к ускорению инновационной активности в российской провинции за счет большей социальной мобильности мигрантов; а также будет способствовать консолидации русского этноса. Общая цифра русских, помимо своей воли оказавшихся за границей, составляет 25 млн. человек.

Белорусы

Белорусы - третий по численности славянский народ (9,5 млн. человек,- из них 7,7 млн. проживают непосредственно в республике Беларусь).

Как название народности, так и само слово "белорусы" имеет свои древние корни, хотя белорусская нация сформировалась окончательно довольно поздно, в конце XIX - начале XX века. Причем процесс этот проходил трудно и многосложно.

Самобытность и своеобразная психология белорусского народа - результат многовекового развития. Бесчисленное количество раз приходилось ему браться за оружие. И после каждого нашествия завоевателей начинал он строить жизнь почти заново - поднимая свою землю из разрухи, возрождая свой народ из пепла. По этой причине, наверное, упорство является одной из наиболее характерных черт белорусов. И еще они отличаются большим трудолюбием, надежностью, скромностью и уважительным отношением к старшим, сослуживцам, а также выносливостью, неприхотливостью в любых условиях, верностью в дружбе.

Специальные прикладные исследования свидетельствуют: большинству белорусов присущи такие национальные качества, как стремление добросовестно относиться к любому делу, упорно добиваться поставленных целей, деловитость, уважение к порядку, дисциплиниро-ванность, доверительное отношение к людям, коммуникабельность, обстоятельность, честность, порядочность, совестливость. Любое дело им не в тягость. Свои профессиональные обязанности они выполняют ревностно, может быть, поэтому при сложившихся обстоятельствах иной белорус вступает в конфликт с теми, кто работает, трудится недобросовестно, пытается переложить ответственность на чужие плечи.

В многонациональных коллективах белорусы показывают но всем пример, привносят ответственное отношение в исполнение порученного дела, показывают сознательную приверженность к порядку. И хотя чаще всего белорусы немногословны, их присутствие всегда положительно сказывается на настроении товарищей в многонациональном коллективе.

Особо следует отметить любовь белорусов к технике. Они быстро и уверенно осваивают сложнейшие трудовые специальности, проявляют разумную инициативу в любом деле, смело берут на себя ответственность, если этого требует обстановка, и всегда доводят начатое дело до конца.

Склонность к образованию земляческих и национальных микрогрупп в больших трудовых коллективах представители этой национальности, как правило, не проявляют, так как ценят в человеке прежде всего его личные качества, а фактор этнической принадлежности для них не имеет особого значения. Конфликтные ситуации с участием белорусов возникают довольно редко, так как они беззлобно относятся к шуткам товарищей, не реагируют на их подтрунивание. Разговаривают они, как правило, по-русски и между собой, и с людьми других национальностей. Занимая руководящие посты, белорусы к выполнению своих обязанностей подходят ответственно, проявляют ровную и равную требовательность к подчиненным, заботятся о них. Их отличает терпеливость в обучении и воспитании подчиненных других национальностей.

Белорусы - очень гордые люди. Их гордость проявляется в отношении к служебным обязанностям, делу, товарищам. Именно чувство национальной гордости не позволяет им равнодушно пройти мимо несправедливости, унижения человека и глумления над его достоинством. Как показывают специальные исследования, представители этой национальности более замкнуты, чем например, украинцы, проявляют сдержанное отношение к новым знакомым, сослуживцам до тех пор, пока не узнают их в деле, но затем, по мере сближения, становятся надежными товарищами и деловыми партнерами.

Бенедикт (Benedict) P.

Бенедикт (Benedict) P. (1887-1948) - американский культуроантрополог, представитель этнопсихологической школы в американской этнографии, профессор Колумбийского университета. Несколько лет прожила в индейских племенах Северной Америки, организовала исследование "транскультурных" предпосылок, ведущих к уменьшению национальной враждебности этноцентризма. Б. является автором широко известных работ: "Модели культуры" (1934), "Хризантема и меч" (1946), "Раса: наука и политика" (1953).

В своих трудах Б. обосновала тезис об усилении роли сознания в процессе развития этносов, о необходимости изучения их исторического и культурного прошлого.

Она рассматривала культуру как совокупность общих предписаний, норм-требований для представителей определенной этнической общности, проявляющихся в ее национальном характере и возможностях индивидуального самораскрытия в процессе поведения и деятельности.

Б. стремилась доказать, что набор типов поведения, задаваемых конкретным обществом, национальной культурой в достаточной степени ограничен и может быть хорошо изучен. Она призывала к недопустимости расовой и этнической дискриминации. Во время второй мировой войны Б. изучала культуру и национально-психологические особенности японцев с точки зрения анализа места и роли Японии в условиях всеобщего мира и сотрудничества. В связи с этим Б. разработала -в отличие от принятого в этнографии и культурной антропологии полевого исследования - "методологию изучения культур на расстоянии" (анализ фильмов, пьес, произведений художественной литературы и др. продуктов культуры).

Последние годы своей жизни, используя эту методологию, Б. посвятила сравнительному изучению культур Франции, Чехословакии, Польши, Сирии, Китая, дореволюционной России и восточно-европейских евреев.

Бердяев Н. А.

Бердяев Н. А. (1874-1948) - известный русский религиозный философ и историк, посвятивший много времени изучению и объяснению проблем России и национальной психологии русских. Его взгляды нашли отражение в фундаментальном труде "Судьба России" (1920) и др. работах.

Б. уделял большое внимание осмыслению феномена российской цивилизации, считая ее "самостоятельной ценностью в мире, нерастворимой в других ценностях, и эту ценность России нужно донести до божественной жизни". "Всякая великая империя, - писал он, - исторически жизнепригодная, должна иметь пребывающее национальное ядро, из которого и вокруг которого совершается ее всемирно-историческая работа. Великорусское племя и составляет такое ядро русского империализма, оно создало огромную Россию. Российская империя заключает в себе очень сложный, национальный состав, она объединяет множество народностей, но она не может быть рассматриваема как механическая смесь народностей - она русская по своей основе и задаче в мире".

Особенности "души России", отличающейся, согласно взглядам Бердяева, таинственностью, мистичностью и иррациональностью, проявляется в разных аспектах: так, с одной стороны, русские самый аполитичный, "безгосударственный" народ в мире, но в то же время в России до 1917 г. была создана одна из самых мощных государственных бюрократических машин, угнетавшая присущую народу свободу духа и подавляющая личность. "В русском народе поистине есть свобода духа, которая дается лишь тому, кто не слишком поглощен жаждой земной прибыли и земного благоустройства -подчеркивал Б. - Россия - страна бытовой свободы, неведомой передовым народам Запада, закрепощенным мещанскими нормами. Только в России нет давящей власти буржуазных условностей, нет деспотизма мещанской семьи".

Противоречивым, по мнению Бердяева, является и отношение русских к другим народам: русская душа внутренне интернациональна, "сверхнациональна", уважительна и терпима к другим нациям и народностям. Бердяев считал Россию самой "нешовинистической страной в мире", миссия которой освобождать других. "Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины, - отмечал Б. - Сверхнационализм, универсализм - такое же существенное свойство русского национального духа, как и безгосударственность, анархизм... Нужно полюбить душу России и интимно узнать ее, чтобы виден был русский сверхнационализм и русское бескорыстие, неведомые другим народам". И в то же время, вопреки этим, казалось бы, характерным чертам национального характера русских, Россия часто выступает не только в качестве освободителя, но и угнетателя народов, а ее государство проводит националистическую, великодержавную по отношению к другим этносам политику.

Противоречивость национального духа русского народа, по мнению Б., проявляется и в другом. Так, одной из важнейших и отличительных черт русской души он считал ее "бытовую свободу", отсутствие мещанства, погони за прибылью и страсти к наживе, благосостоянию, столь характерных для стран Запада. В этом смысле тип странника, искателя Божьей правды, смысла жизни, не связанного земными делами и заботами, представляется Бердяеву наиболее внутренне естественным для проявления русской души. Однако и в этом отношении русский дух не реализует себя в естественной форме.

Более того, обогащение одних за счет других, наличие купцов-стяжателей, чиновников и крестьян, ничего не желающих, кроме земли, присутствие тотального консерватизма, инертности и лени свидетельствуют о том, что исконные черты русской души подвергаются деформации, заменяются иными, противоположными в корне чуждыми и ее характеру и собственной природе ценностями.

Конечно, многие взгляды Б. противоречивы и субъективны, однако его подход к констатации и анализу русской души, черт национального характера поражает своей глубиной и многогранностью, вызывает интерес этнопсихологов и других исследователей.

Бехтерев В. М.

Бехтерев В. М. (1857-1927) - выдающийся русский и советский психиатр и психолог, основатель научного направления - рефлексологии, организатор и руководитель Психоневрологического института (1908) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918), автор известных работ "Коллективная рефлексология" (1921), "Общественная психология" (1903), "Внушение в общественной жизни" (1908).

Бехтерев считал, что каждая нация имеет свой темперамент и свои национальные черты характера, особенности умственной деятельности, которые закрепляются и соответственно передаются биологическим путем. Все же остальные этнопсихологические характеристики имеют социокультурную природу, зависят, по его мнению, от общественного развития и уклада жизни, сложившегося в ходе культурного генезиса.

В противовес В. Вундту (см.), предполагавшему, что основными источниками этнопсихологических знаний являются мифы, обычаи и язык, Б. призывал исследовать коллективную и индивидуальную психологию и деятельность людей как. представителей конкретных национальных общностей, резко критикуя при этом не только объекты изучения, но и понятийный аппарат своих предшественников (Вундта, Лебона), которые проявляли субъективизм, говоря о "народной душе", "народном чувстве" и "народном духе". Бехтерев противопоставлял им свою точку зрения на психологию народов, полагая, что ею должна заниматься особая наука -коллективная рефлексология.

В своих работах Б. одним из первых в России обратился к вопросу о роли и значении символики в национальной психологии.

Согласно его представлениям, жизнь любой группы и народа в том числе, полна символизма. В качестве национальных специфических символов может использоваться широкий круг предметов и явлений: язык и жесты, флаги и гербы, герои войны, подвиги исторических лиц, выдающиеся исторические события. Эти символы выступают средством согласования интересов и совместной деятельности людей, тем самым объединяя их в единую общность.

Боас (Boas) Ф.

Боас (Boas) Ф. (1858-1942) - американский этнограф, лингвист, антрополог, родоначальник этнопсихологической школы в американской этнографии.

Б. считал, что изучать поведение, традиции и культуру людей без знания их психологии невозможно, рассматривал изучение психологии как составную часть этнографической методологии. Он всегда настаивал на необходимости исследования "психологических изменений" и "психологической динамики" культуры, считая их результатом аккультурации (см.).

В последние годы своей жизни Б. увлекся проблемами обеспечения политиков рецептами бесконфликтной аккультурации социально отсталых народов США и колониальных народов, внес большой вклад в исследование культуры индейцев, выступал против расовой дискриминации и нацизма.

Наследие Б. оставило заметный след в американской науке, у него было много последователей, которые воплотили его идеи во многих концепциях, известных сейчас во всем мире.

Буряты

Буряты - представители потомков монгольского суперэтноса, сформировавшегося в XII-XIV веках, проживают в Иркутской и Читинской областях в достаточно сложных условиях.

Развитие и жизнь бурят с давних пор их существования характеризовались низким уровнем экономических отношений, длительное время определялись патриархально-родовым строем, тесными и устойчивыми связями только внутри узкого круга близких и родственников. Как правило, они вели кочевой образ жизни, были изолированы от внешнего мира, что сформировало их серьезную зависимость от сил природы, способствовало появлению множества связанных со взаимоотношениями с ней традиций и обрядов. Каждое племя, каждый род могли надеяться только на собственные силы и возможности, неоткуда было ждать помощи.

Вместе с тем суровые условия Забайкалья и Прибайкалья "не терпели" поспешных решений, туманных размышлений и многословья. Подрастающее поколение также воспитывалось через непосредственное включение людей в систему традиционного для бурят миросозерцания, определяемого условиями жизни в степи, лесостепи, тайге. Основной упор делался на наглядно-действенное видение мира и был направлен главным образом на формирование особой сенсорной чувствительности и конкретно-образного мышления. Для выживания существенное значение имело высокое развитие пространственной ориентации, физической выносливости, наблюдательности, хорошего глазомера, внимательности и собранности, т. е. весьма своеобразного комплекса черт, занимавших особое место в национальном характере бурят.

Вот почему в национальной психологии бурят утвердились, с одной стороны, такие качества как выдержанность, рассудительность, немногословность, слабое выражение эмоций и чувств, внутренняя уравновешенность, а с другой - активно функционировали коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, исполнительность, устойчивость родственных связей, немногословность и сдержанность в межличностных отношениях, уважительное отношение к старшим, стремление обойти острые углы, конформность, терпеливость во взаимоотношениях.

Сегодня буряты - это люди со своеобразной психикой, особенности которой нужно принимать во внимание в межнациональных отношениях.

Бэр К. М.

Бэр К. М. (1792-1876) - русский ученый - географ, этнограф, действительный член Петербургской академии наук. В марте 1846 года Б. сделал доклад на заседании Русского географического общества на тему "Об этнографических исследованиях вообще и в России в частности", после которого в стране началось реальное изучение этнографических и этнопсихологических характеристик представителей многочисленных народов государства. Главная задача этих исследований, по его мнению, состоит в познании способов жизни, умственных особенностей народа, нравов, религии, предрассудков и т. д.

Б. выступал за сравнительное изучение этнических особенностей людей. Его теоретические взгляды были своеобразными. В частности, в понимании причин происхождения этнических особенностей отдельных народов он усматривал зависимость между этнопсихологическими, расовыми признаками народа и политическими учреждениями государства. В постановке же задач исследования этнических характеристик народов он опередил своих заграничных коллег.

Предыдущая страница Следующая страница