Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "Я"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я"

Язык

1) система знаков любой конфигурации, служащая средством человеческого (в том числе и национального) общения, а также мышления;

2) средство-хранения и передачи информации;

3) одно из средств, управления поведением человека;

4) одно из оснований этничности, обеспечивающее единство как этноса, так " государства, всего общества в целом.

Я. слов - социально-психологическое явление, общественно необходимое и исторически обусловленное. Естественным проявлением Я. является речь. Национальный Я. - средство общения, накопления и выражения опыта представителями конкретных этнических, общностей, влияющее на их национально-психологические особенности (см.) и формирующее их национальное самосознание (см.).

Я. лежит в основе, культуры, выражает ее, является важнейшим механизмом формирования, самоопределения, дифференциации этноса, средством социального продвижения. Наряду с религией он обеспечивает развитие этнической идентификации. Смена Я. или его утрата стимулирует ассимиляцию (см.), аккультурацию-(см.) этноса.

Характерными чертами Я. являются: специфика, определяемая представлениями об его уникальности и самостоятельности; социальный престиж, в основе которого лежит коммуникативная ценность (распространенность). Функции Я. разнообразны - коммуникативные^ и интеграционные, политические. С помощью Я. создаются каналы общения с иноэтнической средой, приобщения к другим культурам других народов. Привязанность к родному языку определяет болезненную реакцию при гонениях на язык, легкость мобилизации в соответствующих движениях, готовность откликнуться на призыв выступить в его защиту.

На основе Я. формируется этнолингвистические общности, а этнос разделяется на части, объединенные единым языком. На немецком языке говорят немцы и австрийцы, испанском - испанцы и народы Латинской Америки, английском - англичане, американцы, австралийцы, новозеландцы, на кабардинско-черкесском -кабардинцы и черкесы, бельгийцы говорят на французском и валлонском языке, марийцы - горномарийском и лугомарийском, мордва - на мокша и эрзя.

Я. входит в состав символических ресурсов власти (политической и этнической) наряду со знаменем, гербом и пр. Право говорить и писать на родном языке входит в состав коллективных, этнических прав.

Статус Я. определяет языковое равенство или неравноправие, и отражает общее положение этноса в обществе (привилегированное, доминирующее или дискриминированное). Языковый вопрос чаще всего обостряется при высокой консолидации этноса и при осуществлении политики навязывания языка. На этой основе возникают этнолингвистические движения.

Я. существует в различных формах: устной, разговорной или литературной, бесписьменной и письменной; функционирует на уровне - общенациональном, локальном, местном. Соответственно выделяются - язык межнационального общения; официальный, используемый в государственном управлении; региональные; местные, в том числе племенные, диалекты; автохтонные или национальные, родные или иностранные Я.

Якуты

Якуты - представители древнего народа, проживающего в Сибири, на берегах рек Лены, Вилюй и Индигирка.

Якуты очень неприхотливы, выносливы и организованны. Исследователи дореволюционной России делали следующие зарисовки их жизни и быта: "Стужу и голод якуты могут переносить как ни один другой народ. Ночуя под открытым небом при 46-градусном морозе, они разводят костер и преспокойно укладываются спать. Якут с младенчества приучен к холоду. Новорожденных детей якуты по несколько раз в день натирают снегом, и те, которые от этой операции не умирают, становятся в высшей степени крепкими и выносливыми. Как правило, хорошо подготовлены в физическом отношении, терпеливы, обладают заметными организаторскими способностями. Якуты, бесспорно, самые даровитые из всех кочевых инородцев Сибири. Они очень способны к разным искусствам: из них выходят хорошие музыканты и живописцы".

Современные якуты унаследовали лучшие черты национального характера своего народа.

Японцы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ясперс (Jaspers) К.

Ясперс (Jaspers) К. (1883-1969) - немецкий философ и историк, автор работ "Истоки истории и ее цель" (1978), "Духовная ситуация времени" (статья, 1988) и др.

Я. дал анализ специфики исторического развития европейской культуры и причин ее своеобразия. Выступая против европоцентризма, он выдвинул положение о ценности азиатской культуры, связь с которой имеет для Запада не только чисто познавательное значение, но и способствует самопознанию тех общечеловеческих глубинных процессов, которые отражены в ней и не получили должного развития в западной культуре.

Я. разработал такие важные категории, как "осевое время", "осевые народы" и др. "Осевое время", по его мнению, породило для всех времен общечеловеческий критерий личной ответственности, послужив общим источником для развития культур Востока и Запада.

Предыдущая страница