Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

Аборигены

Аборигены (от лат. aborigine - начало) коренные жители территории, страны. Впервые термин был использован римскими писателями для обозначения племен, ставшими известными как латинские и давшими название территории, на которой был основан Рим.

В настоящее время это понятие чаще всего адресуется к бушменам, коренным жителям Южной Африки, населявшим данные территории до появления на них негритянских племен, говорящих на языке банту (впоследствии также потесненных европейскими переселенцами) и к примитивным племенам, населяющим Австралию, до прибытия туда европейцев. Такова же логика применения данного термина для описания населения Северной Америки, когда под аборигенами подразумеваются ее коренные жители - индейцы.

В целом в современной практике термин обычно применяется для противопоставления коренных обитателей какой-либо территории, страны и позднейших пришельцев (колонизаторов, переселенцев), особенно если первые до настоящего времени сохраняют свою примитивную культуру, образ жизни. В социологии понятие А. используется в более расширительной трактовке, когда к коренным жителям (аборигенам) порой уже относят тех, кто родился на данной территории в отличие от тех, кто прибыл на нее в качестве иммигрантов.

Агрессия

Агрессия - противоправное, прямое или косвенное, применение вооруженной силы одним государством против другого. В современном международном праве запрещение А. приобрело значение общепризнанного и обязательного для всех стран принципа.

Общую формулировку А. дает резолюция, одобренная в 1974г. XXIX сессией генеральной Ассамблеи ООН: "Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета: территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций". Резолюция содержит и перечень конкретных действий государств, которые квалифицируются как А., в том числе вторжение или нападение вооруженных сил, морально-психологическое давление на нации и народы и др., какой бы временный характер ни носили подобные акты.

Адаптация социально-психологическая

Адаптация социально-психологическая (от лат. adoptation - приспособление) - результат (и процесс) взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному согласованию (установлению оптимального соотношения) целей и ценностей личности и группы.

Адаптация этнокультурная

Адаптация этнокультурная (от лат. adoptation - приспособление)- психологическое и социальное привыкание, приспособление людей к новой культуре, "чужим" национальным традициям и ценностям, образу жизни и поведению, в ходе которых согласовываются нормы-требования и ожидания участников межэтнического взаимодействия.

В процессе А.э. человек проходит, как правило, через три этапа, которые обычно сопровождаются и определенными трансформациями его психики, ценностных установок и поведения. На первом этапе у него появляется энтузиазм и приподнятое настроение. На втором- присутствуют фрустрация (см. Фрустрация этнопсихологическая), депрессия и чувство замешательства. На третьем этапе появляется чувство уверенности в своих силах и удовлетворения своими переживаниями.

Продолжительность А.э. зависит от степени сходства или различия между людьми, этносами (культурами) и их психологическим складом; от индивидуальных различий людей; условий природной и социальной среды, индивидуального опыта пребывания в новой национальной среде (культуре); психологического климата в этнической группе; наличия связей (дружеских или недружеских) между людьми - представителями различных этнических общностей.

Адыгейцы

Адыгейцы - коренные жители Адыгеи. Как показывают социально-психологические исследования, адыгейцы отличаются твердым характером, верностью слову, настойчивостью, терпеливостью в достижении поставленных целей, неприхотливостью в быту. Они впечатлительны, кажутся несколько легкомысленными, но вместе с тем энергичны и упорны.

В межнациональных отношениях с адыгейцами необходимы такт, выдержанность, равноправие во взаимодействии и доверительность в общении.

Азербайджанцы

Азербайджанцы - представители нации, составляющей большинство одного из государств Закавказья-Азербайджана. По своему характеру А. любознательны, сообразительны, храбры, свободолюбивы, соблюдают данные ими обещания. Как правило, держатся они скромно, но с достоинством, отличаются при этом быстротой суждений и выводов, что не всегда может быть однозначно истолковано другими людьми во взаимоотношениях с ними.

Нельзя не учитывать и большую эмоциональность азербайджанцев. Неуважительное отношение к ним или их близким почти всегда воспринимается как посягательство на их честь и достоинство, может вызвать у них чувство обиды или острую ответную реакцию. При общении с азербайджанцами следует проявлять как можно больше такта, внимательности, подлинного уважения. Доверием, дружеским отношением и участием от них можно добиться большего, нежели давлением и принуждением.

В конфликтных ситуациях азербайджанцы эмоционально невоздержанны и горячи, но не так безоглядно, как, например, чеченцы или осетины. Однако в такие минуты и они подчас склонны решать вопросы с представителями других национальностей "с позиции силы", вступаются за своих земляков вне зависимости от того,, правы они или нет в данном случае.

Отношение к труду в Азербайджане не однозначно. Большинство людей в основном добросовестно осваивают профессию, свое дело, становятся хорошими специалистами. В то же время есть немало и таких, у кого проявляются лень, желание найти "тепленькое место". Есть и люди, которые стремятся быть обеспеченными, иметь престижные вещи, машину, ничего для этого не делая. Азербайджанцы вообще нередко подходят к жизни излишне прагматически, часто руководствуясь лишь сиюминутной выгодой, которую могут извлечь для себя.

Они очень чувствительны к успеху, к почету, известности. Не последнюю роль играет при этом и свойственное им большое честолюбие. Азербайджанцы любят хвалиться своими успехами в служебной и общественной деятельности, всячески подчеркивают личные заслуги и достижения, делают все, чтобы другие люди обращали на это особое внимание.

Азербайджанцы охотно общаются и взаимодействуют с людьми разных национальностей. Они с готовностью берутся за изучение русского языка, хотя из-за того, что он мало сходен с их родным языком, как правило, достигают не очень больших успехов. Однако иногда, даже зная русский язык, азербайджанец скрывает это, пытаясь, когда нужно, использовать такое обстоятельство в своих интересах.

Аккультурация

Аккультурация (от acculturation - английский неологизм от лат. ad - к и cultura - возделывание) -процесс взаимовлияния людей с определенной культурой друг на друга, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятии одной из культур, обычно менее развитой (хотя возможны и противоположные влияния), элементов другой культуры или возникновения новых культурных феноменов. А. часто ведет к частичной или полной ассимиляции (см.: Ассимиляция этническая) .

В этнопсихологии понятие А. используется для обозначения: а) процесса социально-психологической адаптации представителей одной этнической общности к традициям, привычкам, образу жизни и культуре другой; б) результатов влияния культуры, национально-психологических особенностей представителей одной общности на другую. Как следствие А. некоторые традиции, привычки, нормы-ценности и образцы поведения заимствуются и закрепляются в психическом складе представителей другой нации или этнической группы. Понятие А. употребляется в основном западными учеными.

Аккумуляция национальная, этническая

Аккумуляция национальная, этническая (от лат. accumulatio - собирание в кучу, накопление) - понятие, принятое в культурологии и обозначающее процесс, благодаря которому к национальному (этническому) наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых.

Активность социальная

Активность социальная - поведение социальных субъектов (общества, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их собственную организационную структуру и психику.

Алтайцы

Алтайцы - представители коренного населения Алтая, немногочисленная народность, сохранившая свои традиции и обычаи. Для них свойственны неприхотливость, умеренность и простота в обыденной жизни, стремление к сохранению близких кровно-родственных связей в течение жизни многих поколений, высокая степень организованности совместных действий, уважительное отношение к древним традициям и привычкам, беспрекословное следование им.

Альтруизм

Альтруизм (от лат. alter - другой)-готовность личности бескорыстно жертвовать своими интересами ради интересов другого человека или социальной общности.

Амбивалентность

Амбивалентность (от лат. amphi- кругом, с обеих сторон + valentia - сила) -сложное противоречивое состояние личности, двойственность ее переживаний, обычно принимающие характер внутреннего конфликта и выражающиеся в том, что одни и те же явления или объект (напр. образ кого-то) вызывают у человека одновременно противоположные чувства: удовольствие - неудовольствие, солидаризм - антагонизм, симпатию- антипатию, эталитаризм - иерархизм и т. п.

А. нередко сопровождает сложный процесс включения личности в новую этническую среду, взаимодействия национально-психологических особенностей этнической группы с моральными и социальными ценностями и установками личности, врожденными или приобретаемыми по мере накопления опыта межнационального общения и взаимодействия. Так, в национальной культуре и этнопсихологии некоторых стран Азии и Ближнего Востока отражены стремление к равенству, справедливости, традиция богатых делиться с бедными, приверженность к аскетизму. Однако проникновение в эти страны духа наживы, накопительства, утверждение капиталистических рыночных отношений приводят к деформации устоявшихся нравственных норм, заставляют людей менять свои национальные установки, представления и ориентироваться на нормы-ценности, принятые в международном бизнесе. Этот процесс проходит сложно, внутренне противоречиво и вызывает при столкновении различных моральных установок амбивалентность национальных чувств.

А. - одна из предпосылок подготовки и последующего незамедлительного начала процесса трансформации национально-психологических особенностей в масштабе нации.

Американская этнопсихологическая школа

Американская этнопсихологическая школа - совокупность взглядов и концепций, широко разрабатывавшихся в США в первой половине - середине XX в. и объяснявших своеобразие культурно-исторического облика народов.

Наиболее яркими представителями А.э.ш. являлись такие видные ученые, как А. Кардинер, М. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон. В основу научных представлений, взглядов и концепций А.э.ш. было положено признание существования у различных народов специфических, только им присущих черт национального характера, которые являются устойчивыми психологическими характеристиками. Исходя из этого методологического положения, любой исследователь может построить модель некоей "базисной (модальной) личности" (см.).

Представители А.э.ш. утверждают, что решающую роль в психологии человека играют этнокультурные нормы, а не природные способности и задатки, эмоционально-чувственные побуждения. По их мнению, такие черты национального характера, как агрессивность, стремление к насилию, подозрительность и др. объясняются особенностями культуры народов, особенностями их национальной психологии в целом.

В своих концепциях американские этнопсихологи широко использовали психиатрические термины и положения психоанализа о вытеснении, о замещении, об Эдиповом комплексе и др. Всего представителями А.э.ш. было исследовано около 20 различных культур в основном народов бассейна Тихого океана и сделаны выводы о специфике психологической культуры каждого из них.

Американцы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аморализм

Аморализм (от греч. а - отриц. частица + лат. moralis - нравственный, лишенный морали, безнравственный) - отрицание в той или иной мере требований морали, общепринятых норм поведения в обществе, отступление от морали господствующего класса.

Анахронизм (национальный)

Анахронизм (национальный) (от греч. anachronimos - ana - обратно, назад, против + chronos - время) - понятие, употребляемое в общественных науках в следующих значениях: 1) ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, происходящего в обществе и культуре, к другому времени; 2) внесение в изображение исторической или культурной эпохи черт, ей не присущих; 3) пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни этнической общности; устарелый взгляд или обычай.

Англичане

Статья большая, находится на отдельной странице.

Арабы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Армяне

Армяне - представители древней нации, составляющие большинство закавказского государства - Армении. Армяне обладают острым умом, высокой общеобразовательной подготовкой, предприимчивы, привержены своей национальной культуре, традициям.

Армянская семья отличается крепостью уз, страстной привязанностью к детям, ко всем родственникам без исключения. В отличие от других народов Кавказа и Средней Азии большим авторитетом в Армении пользуется не только отец, но и мать. Огромен авторитет также и у бабушки. Женщина здесь практически освобождается от участия в других работах, в основном занимается домашним хозяйством, воспитанием детей. Это приводит к тому, что мужчины с пренебрежением относятся к такого рода деятельности, считая ее чисто женской. Кроме того, в Армении проявляют уважительное отношение ко всем старшим по возрасту. Молодые люди встают, если в дом входит пожилой человек, и садятся только после его предложения сесть. При людях, более старших по возрасту, не принято курить, громко разговаривать.

Умение относиться с уважением к другим людям очень высоко ценится в Армении. Для ее жителя нет человека, после общения с которым он бы "никак" к нему не относился. Мнение у него составляется полярное: или друг, единомышленник, или чужой, "не наш", "враг" - и никак иначе. Другу, товарищу выказываются большая душевная щедрость и постоянное внимание; с врагом, как правило, отношения всегда непримиримые. На эти качества поэтому следует обращать особое внимание при взаимоотношениях с представителями этой нации. О них нужно всегда помнить. Кроме того, любое общение армяне стремятся перевести в плоскость неформальных межличностных отношений. Они почти никогда не терпят грубости, прямого принуждения, давления, любят, чтобы все было по-хорошему.

Армяне коммуникабельны. В профессиональных и личных отношениях они, как правило, придерживаются стиля, который отличается большим дружелюбием и доброжелательностью. Такую форму общения с интересными и приятными им людьми можно назвать бережным отношением. Подобного же поведения они ожидают и от других. Армяне способны быстро устанавливать деловые контакты с представителями любых национальностей. В личных взаимоотношениях с последними они менее резки, чем азербайджанцы и выходцы с Северного Кавказа. Вместе с тем армяне чувствительны к неуважительности, поверхностному отношению к ним, очень обижаются, когда их игнорируют.

Они умеют в различных ситуациях сдерживать чувства, но вместе с тем они очень самолюбивы, болезненно переживают просчеты и упущения при достижении поставленных целей, падение своего авторитета. Вот почему во взаимодействии с ними необходимо всегда разъяснять, для чего нужно выполнить ту или иную задачу, и почему ее решение поручается именно им. В противном случае, даже выполнив то, что от него требуется, армянин остается при своем мнении и часто остается неудовлетворенным от выполненного дела, что неизбежно приводит к дискомфорту во взаимоотношениях с ним в будущем, повторению схожей ситуации.

Арсеньев Н. С.

Арсеньев Н. С. (1888-1977) - русский философ,богослов, культуролог, литературовед, эмигрировавший из России в 1920 г., автор многочисленных работ, в том числе "В поисках абсолютного бога" (1910), "Античный мир и раннее христианство", "Из русской культурной и. творческой традиции" (1959), "Единый поток жизни: к проблеме единства христиан" (1973).

В центре научных интересов А. находилось сходства различных культур, эпох, народов. Основой духовной жизни человечества он считал преодоление пессимизма, который был характерен для религии древних египтян, греков, евреев, а также для религии буддизма. В своих работах культуру, базирующуюся на христианстве, он сравнивал с предшествующими верованиями, восходящими в свою очередь к античной эпохе. Отдавая предпочтение культуре, насыщенной творческими воздействиями, А. полагал, что смысл культурного творчества состоит в любви. Негативным для развития культуры он считал болезненные "разрывы" в культурной преемственности, причину которых он усматривал в революциях - убогих и бесплодных, а также в духовных оскудениях - "мещанском" обмельчании духа.

Основные идеи А. получили обоснование в его работах о русской жизни: его трогала как трепетная "женственность души" России, так и сила ее духа; ему импонировали ее патриархальность, уют и внутренняя теплота. Описываемая им особо энергия "усадебных гнезд" и деревенская жизнь были, по мысли А., плодотворны для синтеза культуры Востока и Запада.

Артефакты национальные (этнические)

Артефакты национальные (этнические) (от лат. arte - искусственный + factus - сделанный)- термин обозначает любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое со- держание.

А.н. - предметы, вещи, техника, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги, созданные людьми, принадлежащими к определенной национальной (этнической) общности. К А.э. относятся любые феномены духовной жизни этноса, будь то научные теории или суеверия, произведения искусства и фольклор- все то, что характеризуется как национальная сторона жизни общества.

Архетип

Архетип (от греч. arche - начало + typos - образ)-бессознательная форма восприятия фундаментальных элементов общественной жизни людей: любви, насилия, труда, счастья и др. В аналитической психологии К. Юнга архетипы - структурные компоненты коллективного бессознательного, лежащие в основе общечеловеческой символики, сновидений, мифов, сказок, легенд, преданий и т. п.

Среди них есть важнейшие. Это в первую очередь "Тень" - дочеловеческая часть психики, уходящая своими корнями в толщу мироздания, человеческого космоса, характеризующаяся имманентностью, бессознательностью. "Тень" - самое примитивное, темное в человеке. В мифах "Тени" актуализируются в виде антигероев (напр. Мефистофель в "Фаусте" Гете).

Вторым значимым архетипом К. Юнг называет. "Персону" - своеобразную маску, которую человек надевает на себя, либо вступая во внешние отношения, либо пытаясь создать свой собственный образ, сформулировать свою суть. "Персона" - автономное порождение сознания, пытающегося выделить свою индивидуальность, это инобытие- истинного лика человека. "Персона" - это социальная роль или просто роль, играемая человеком не только для окружающих, но и для себя самого.

Центральным архетипом личности, по Юнгу, выступает "Самость" - центр целостности человека, его средоточие. "Самость" - бог внутри нас, это одновременно синтез и гармоническое сочетание сознательного и бессознательного, личного и коллективного, внешнего и внутреннего, единство противоборствующих сил, встречающихся и противоборствующих в психической реальности. "Самость" - это и есть тот источник света, преобразующий энергию бессознательного в свет сознания.

Кроме того, считал Юнг, существуют еще "Анимус" и "Анима", т. е. бессознательные начала противоположного пола: "Анима" - женственность в мужском, "Анимус" - мужественность в женском. "Анима" - символ бессознательного, существующего за пределами сознания во всей хаотической целостности мира. И, наконец, существует архетип "Мудреца" (старика или старухи). Это, по мнению К. Юнга, проявление духа, смысла, скрытого за хаосом жизни, символ волшебника.

В целом существование и функционирование осмысленных Юнгом архетипов совпадает с содержанием разработанной впоследствии учеными концепции социальной преемственности поколений, в которой есть место передаче национально-психологических особенностей и черт национального характера людей от поколения к поколению, осуществляемой с помощью архетипов.

Ассимиляция этническая

Ассимиляция этническая (от лат. assimiliation - уподобление, подражание, сходство) - вид объединительных этнических процессов, слияние одного народа с другим, связанные с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания (см.), в результате чего происходит определенная (очень часто кардинальная) трансформация национально-психологических особенностей.

А.э. предшествует языковая и культурная ассимиляция, или аккультурация (см.), которые особенно характерны для этнических меньшинств, в частности иммигрантов. А.э. обусловлена численным или социально-культурным неравенством этносов в ситуациях, когда это неравенство вызвано или усилено государственными мерами (вытеснение этноса с исконной территории, репрессии против его представителей и т. д.). В этом случае она приобретает насильственный характер.

По мнению американского социолога Р. Парка, А. э. проходит следующие фазы: контакт, конкуренция, приспособление и собственно ассимиляция. Особенно часто термин А.э. применяется для характеристики процесса (и его результата) сближения и в дальнейшем слияния ранее независимых этносов. При этом общим понятием А.э. охватываются весьма разнородные процессы. Это и сближение двух (или более) народов, в ходе которого рождается новая общность с новой культурой, являющейся продуктом взаимодействия и взаимообогащения культур, ее образующих компонентов. Эта новая культура может включать элементы, перенесенные практически в неизменном виде из культурного арсенала народов, создавших новую общность, а также элементы, рожденные в ходе А.э. Это и постепенное вливание одного этноса в другой с потерей первым его особого этнического лица, его самоназвания и принятием им характерных черт и названия народа, в состав которого он вливается.

В любом случае, как принято считать в последнее время, А.э. никогда не носит односторонний характер, т. е. даже при очевидности различий в положении ассимилирующего и ассимилируемого народа, определенные, хотя и неравнозначные народы сохраняют и свой язык. Таков опыт создания бельгийской нации.

А.э. может проходить естественным путем. В этом случае она является следствием объективных процессов экономического и политического сближения территорий (отдельных регионов и целых государств) и народов, давших мощный импульс их культурному сближению. (Сближение культур народов - ядро ассимиляционных процессов.) Особенно бурно эти процессы стали развиваться на фоне растущей интернационализации мирового хозяйства. Естественным путем протекает А.э. и тогда, когда группы иммигрантов на своей новой родине вливаются в состав коренного населения, постепенно растворяясь в нем. Этот процесс значительно ускоряется заключением межэтнических браков.

А.э. может носить и принудительный, насильственный характер. В таком случае она представляет собой конкретное направление национальной политики, имеющей целью уничтожение того или иного этноса как самостоятельной единицы нефизическим способом. Подобные действия зачастую камуфлируются благородными лозунгами, например, "приобщить отсталый народ к благам современной цивилизации". Насильственная А.э. осуществляется прежде всего путем нанесения удара по национальной культуре (и ее конкретным носителям - творческой интеллигенции), в том числе через сужение сферы применения национального языка, с последующим полным его изъятием из обращения, искоренение национальных традиций.

Ассоциативный эксперимент в этнопсихологии

Ассоциативный эксперимент в этнопсихологии - метод изучения свободных реакций представителей конкретных этнических общностей на заданные экспериментатором стимулы.

Существуют три основные разновидности А.э.: а) направленный А.э. с ограниченным количеством реакций, в ходе проведения которого слова-стимулы и слова-реакции могут быть либо одного, либо разных классов, что предварительно жестко обговаривается во время инструктажа; б) свободный А. э. (наиболее часто использующийся), когда ограничивается количество слов-стимулов, но в выборе реакций на них испытуемый свободен; г) свободный А.э. с множественными ассоциациями, когда испытуемый не ограничен в количестве реакций, ни в их направленности, более того, экспериментатор стимулирует и поощряет максимальное разнообразие и многочисленность актуализируемых ассоциаций.

Характерным примером А.э. является, напр., изучение этнической специфики ассоциаций, где в качестве стимулов использовались наименования основных цветов и их оттенков. Анализ ассоциативных полей цвето-обозначений "красный", "белый", "желтый" и "синий" у представителей 12 этнических групп (русских, украинцев, белорусов, словаков, поляков, англичан, американцев, немцев, французов, казахов, киргизов и узбеков) показал, что основные ассоциативные связи между стимулами и реакциями национально специфичны.

Резко отлична у различных этнических групп частота подведения исходного цветообозначения под общее понятие (типа "белый цвет"): у немцев, американцев, поляков, словаков, русских, украинцев и белорусов эта частота значительно выше, чем у представителей тюрко-язычных испытуемых, особенно у казахов и киргизов. Резко отличается также увязывание слова-стимула с объектами окружающего мира, типичными носителями данного признака. Так, стимул "желтый" у русских ассоциируется с одуванчиком; у украинцев - с подсолнухом; у французов - с золотом и яичным желтком; у американцев, казахов, киргизов - с маслом; а у узбеков - с просом.

Этноспецифичны также реакции, в которых реализовано символическое переосмысливание исходного слова. Так, желтый цвет у русских, белорусов, поляков, немцев и французов символизирует измену, разлуку; у немцев он связан с ненавистью, завистью, фальшью; у поляков - со злостью; у американцев - с трусостью; для русских, поляков, американцев и немцев этот же цвет также связан с предупреждением об опасности.

Атрибуция

Атрибуция - приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.

Аттракция

Аттракция - термин, обозначающий в социальной психологии процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формирование привлекательности одного человека для других, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви.

Аттракция этническая

Аттракция этническая (от греч. attrahere - привлекать, притягивать) - социально-психологическое явление, отражающее процесс взаимного тяготения лиц той или иной национальности друг к другу.

Психологи описывают такой случай: в одной немецкой гостинице поселились турки. У них были прекрасные отношения с владельцем гостиницы, и они расстались друзьями. Но когда через несколько лет эти же турки обратились к владельцу гостиницы с просьбой вновь остановиться у него, то получили отказ, который был продиктован тем негативным отношением, которое сложилось в этот раз в Германии к туркам, оставшимся в стране для постоянного проживания.

Афористическая педагогика

Афористическая педагогика - название части фольклорной педагогики, выраженной в пословицах, поговорках, загадках, благопожеланиях, проклятиях, клятвах, веллеризмах, других видах народных изречений представителей конкретных этнических общностей.

Основой объединения указанных средств традиционного воспитания в единый комплекс (именуемый А.п.), является такой их доминирующий признак, как непременная афористичность, то есть: семантическая насыщенность, сжатость, лаконизм, художественная завершенность, идейно-структурное единство и сентенциозность - нацеленность на поучение, наставление.

Афористические средства народного воспитания, идей которых плотно упакованы в минимальный объем (одно предложение, в особых случаях - один речевой период), пронизывают всю этнопедагогическую систему всякого народа, они приложимы практически ко всем жизненным ситуациям, нацелены на развитие и поддержание в ребенке целого спектра лучших человеческих качеств. Афористическая форма педагогических знаний народа является результатом естественного отбора средств оптимальной передачи информации. Афористически выраженное народное наставление - по сути итог спирального витка осмысления информации, включая констатацию и обобщение множества фактов и примеров, их анализ, абстрагирование и сжатие в емкую по смыслу и минимальную по объему художественную форму.

В афоризмах, своего рода "моделях поведения", проявляется один из самых архаичных истоков педагогики. А.п. была не только источником педагогических идей, народной концепции воспитания (эпистемический аспект), но и народные знания, запечатленные в афористические формы, несли образовательные и воспитательные функции (аспект аксиологический). Народные афоризмы, характеризующиеся максимальной плотностью информации, экспрессивностью, и сейчас весьма жизнедеятельны и авторитетно воздействуют на личность.

Основные виды этнопедагогической афористики являются характерными для множества этнических традиций, совпадает не только их внешнее оформление, но и смысл. Такое совпадение не случайно и кроется в природе данного педагогического средства: афоризмы -не случайный набор тех или иных изречений, а стройная логическая система, основанная на веками отшлифованных приемах и правилах обыденного мышления. По этой причине так похожи афористические наставления у разных народов, так легко находятся взаимные соответствия и параллели. Вместе с тем существуют звенья системы афористических средств, представленные национально оригинальными видами этнопедагогической афористики, которые являются специфическими как по форме, так и по содержанию.

Афористический пласт народной педагогики при методически целенаправленном применении может стать значительным средством воспитания и самовоспитания ребенка. Эффективности воспитательного воздействия материала способствует учет видовых особенностей различных видов афористики, подключение межпредметных связей, творческие задания, факультативные занятия, на которых инонациональные материалы, предлагаемые ребенку при изучении явлений родной афористики, подводят детей к мысли, что в афористических установках каждого народа выражаются адекватные понятия, что многие наблюдаемые ими совпадения не случайны, л обусловлены историческими взаимосвязями и типологической общностью.

Прорабатываемые в данном ключе материалы, краткая форма которых как нельзя лучше способствует разного рода сравнениям и сопоставлениям, ненавязчиво приобщает ребенка к инонациональной культуре, выполняя одну из важнейших функций нравственно-эстетического развития: борьбу с ксенофобией, отрицанием ценностей других народов, иных обычаев и условий жизни.

Аффилиация

Аффилиация - потребность человека в общении, в эмоциональных контактах.

Следующая страница