Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

Гегель (Hegel) Г.

Гегель (Hegel) Г. (1770-1831) - немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе теорию диалектики, обращавшийся к проблемам этнической психологии, особенно в его главной работе "Философия духа" (1807).

Национальная психология интересовала Г. в связи с тем, что она отражает в себе историю развития этноса. В целом понимание им национального характера было очень противоречиво, хотя в его рассуждениях по этому поводу можно найти много плодотвор-ных идей и суждений. Например, уделял серьезное внимание роли географической среды в формировании национальной психики, подчеркивал, что последняя консервативна и почти неизменна.

Г. в то же время выступал против отождествления понятий национального характера и темперамента, ут-верждая, что они различны по своему содержанию. Если национальный характер имеет всеобщее проявление, то темперамент - особенность отдельного индивидуума.

Г. как объективный идеалист считал творцом исторического процесса мировой дух и в связи с этим интересно рассматривал соотношение характера народного духа и мирового духа. В сознании некоторых народов, по его мнению, воплощается мировой дух, и он выражает сущность эпохи, поэтому всю историю можно разделить на четыре периода: восточный, греческий, римский и германский. В этом суждении присутствует существенное противоречие. С одной стороны, Г. подходит к национальному характеру как социальному явлению, имеющему свою детерминацию, часто социокультурную, природную, географическую. С другой - национальный характер выступает у него как абсолютный дух, который оторван от объективной основы жизни народа, отдельного этноса. Дух народа, по Г., имеет некоторую определенность как ступень развития мирового духа; выполняет определенные функции, создавая из себя наличный мир, свои культуры, религии, обычаи, определяя государственное устройство, законы и поведение людей, их судьбу и историю.

Гегель, кроме того, исследовал характеры европейских народов, отмечая не только их разнообразие, но и определенное сходство. Раскрывая черты национального характера англичан, Г. подчеркивает их способность к интеллектуальному восприятию мира, склонность к консерватизму, приверженность к традициям По его мнению, итальянский и испанский характеры близки друг другу, их основной чертой является индивидуализм. Однако черты индивидуализма у итальянцев проявляются ограниченно, тогда как у испанцев они носят форму всеобщности и проникнуты рефлексией. Основными чертами национального характера немцев Г. считал глубину мысли, рассудительность, выдержку, определяющие их успех во всех сферах деятельности.

Гегемония

Гегемония (от греч. hegemonia - господство) - выдающаяся политическая роль одного государства, народа, определенного социального слоя по отношению к другим. Г. означает четкое осуществление своего влияния с навязыванием своей идеологии.

В формировании империй, национальных государств Г. определенных стран и народов была свойственна Афинам, Фивам, Македонии, Франции, Англии, США. России и пр. В марксизме ведущую роль играла теория пролетариата. Пролетариату отводилось решающее значение в революции ввиду наличия у него таких качеств как организованность, настойчивость, решительность и пр. В теории международных отношений понятие Г. используется для обозначения лидерского положения определенной страны.

Гельвеций К.

Гельвеций К. (Helvetius) - (1715-1771)

французский философ, впервые давший диалектический анализ ощущений и мышления, показавший роль среды в формировании мышления.

В одном из своих главных трудов "О человеке" (1773) Гельвеции посвятил большой раздел выявлению изменений, происходящих в характере народов, и факторов, их порождающих. По его мнению, каждый народ наделен собственным способом видеть и чувствовать, который и определяет сущность его характера. У всех народов характер этот может изменяться или внезапно, или постепенно, в зависимости от незаметных трансформаций, происходящих в форме правления и общественном воспитании.

Понимание характера народа, по Г., существенно отличается от подхода Монтескье (см.). Характер, по его мнению, - это способ миросозерцания и восприятия окружающей действительности, это то, что свойственно только для одного народа и зависит от социально-политической истории народа, форм правления. Изменение последних, т. е. изменение социально-политических отношений, воздействует на содержание национального характера.

Эту свою точку зрения Гельвеций подтверждает примерами из истории. Так, развитие свободы, демократическое правление способствуют трансформации характера народов. Уровень развития культуры, черт их характера Г. видел в эволюции политического строя, он не признавал определяющего влияния географических факторов на духовную структуру наций.

В наследии Г. оказались, в окончательном итоге, заложены, многие глубокие научные принципы понимания сущности национального характера, такие, как идеи развития и социальной обусловленности, послужившие важной основой совершенствования знания о феномене национального характера в будущем.

Гершензон М. О.

Гершензон М. О. (1869-1925) - русский философ, историк, исследователь отечественной общественной мысли, автор популярных в начале XX в. историко-биографических сочинений, посвященных деятелям и истории российской культуры: "История молодой России" (1908), "П. Я- Чаадаев. Жизнь и мышление" (1908); "Образы прошлого. А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, П. В. Киреевский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев" (1912), "Ключ веры" (1922), "Судьбы еврейского народа" (1922) и др. Г. особо исследовал особенности русской интеллигенции, полагая, что ей необходимо преодолеть "раскол в обществе" с помощью творческого обращения к духовным сторонам жизни.

Первая мировая война вызвала у Г. критическое отношение к европейской культуре. Он пришел к выводу о том, что существует глубокий разрыв между культурным сознанием и волей личности, характерный не только для представителей России, но и носящий универсальный характер.

Г. осуждал вандализм воюющих стран по отношению к своей собственной культуре. Он писал также об отчужденности культуры от человеческой природы. В своих воззрениях Г. не разделял культуру и цивилизацию.

По его мнению, такие культурные ценности, как религия, мораль и т. д., как и орудия труда, созданные цивилизацией, являются всего лишь мертвыми обобщенными отвлеченными характеристиками Бога, человека и природы.

Гиперкомпенсация (этнопсихологическая)

Гиперкомпенсация (этнопсихологическая) - механизм замещения реально существующей или воображаемой психологической дискомфортности,неполноценности высокими достижениями в других видах деятельности.

Так, в послевоенной истории данный защитный механизм отчетливо проявился у представителей немецкой, японской наций в форме массового творческого подъема, инициативности в труде, которые привели к успехам в экономическом развитии стран. При этом данные нации тем самым как бы компенсировали психологические последствия поражений во Второй мировой войне.

Глубинная психология

Глубинная психология (от нем. tifenpsychologie -букв, глубинная психология) - ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых -бессознательное как главный фактор организаций человеческого поведения (фрейдизм, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм).

К предмету исследования Г. п. относятся защитные механизмы психики, такие явления как когнитивный диссонанс, амбивалентность чувств и др. Выводы Г. п. позволяют более полнее познать особенности, истоки формирования национально-психологических особенностей.

Готовность к межэтническому взаимодействию и общению

Готовность к межэтническому взаимодействию и общению - состояние, испытываемое представителем конкретной этнической общности, позволяющее ему осуществлять эффективные контакты с людьми других наций и народов и способствующее понижению враждебности, уменьшению степени выраженности негативных стереотипов между людьми.

Она формируется в процессе длительной подготовки, которая включает в себя несколько этапов.

Первый этап - просвещение, в ходе которого людей знакомят с историей, государственным устройством, обычаями и традициями конкретных народов.

Второй этап - ориентирование, цель которого ознакомление с новым для человека этническим окружением, его основными национальными и моральными ценностями, позволяющее смягчить культурный шок (см.) и повысить эффективность этнической адаптации. При этом используются специальные учебные пособия, получившие название "культурных поваренных книг" с рецептами типа: "Делай это и не делай того".

Третий этап - инструктаж, который обеспечивает широкий взгляд на возможные проблемы и фокусируется на отдельных аспектах приспособления к. новому этническому окружению.

Четвертый этап - тренинг, обеспечивающий практическое ориентирование на непосредственное взаимодействие с членами других национальных групп; обучение, когда индивид получает конкретные навыки налаживания межличностных контактов в новом для себя этническом окружении, вырабатывает умения овладевать ценностями, нормами, ролевыми структурами чужой культуры.

Готовность к преодолению трудностей во взаимоотношениях с представителями других этнических общностей

Готовность к преодолению трудностей во взаимоотношениях с представителями других этнических общностей - это эмоционально-волевая устойчивость к перипетиям и превратностям межнациональных отношений плюс способность проявлять ее в любых условиях сопутствующих им контактов и взаимодействия.

Она обычно проявляется в выдержке, внешне спокойном и нейтральном реагировании человеком на факты, предубеждения, неприязни и непонимания, умении достойно и с чистой совестью выходить из конфликтных ситуаций, не таить напрасных зла и обиды, кропотливо и всесторонне выяснять их причины, делать правильные выводы из критических ситуаций и на этой основе совершенствовать свою деятельность, направленную на установление и поддержание дружеской атмосферы и тесного сотрудничества.

Греки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Грузины

Грузины - представители одной из древнейших закавказской нации, составляющие большинство суверенного государства Грузия.

Испокон веков в Грузии с особым уважением относились к военному делу. В тяжелые времена не раз в строй защитников страны становились даже женщины. Каждый мужчина считается воином, который должен защищать свою Родину, близких, самого себя. Он должен хорошо владеть оружием. Грузинам присущи смелость, храбрость и воинственность. В различных ритуалах и обрядах часто используется оружие как символ борьбы со злом. Распространены различные амулеты. Существует культ креста, шашки, кинжала. Ношение холодного оружия стало национальной традицией. Виноградная лоза и меч в исторической символике Грузии говорят о значимости того почета и уважения, которыми обычно окружен человек и как воин-защитник, и как труженик, всецело отдающий себя работе на поле.

Грузины обладают обостренным чувством национальной гордости и национального достоинства, которые порождены высоким осознанием величия своей страны, опирающимся на героическое историческое прошлое Грузии, всегда побеждавшей своих врагов з борьбе за национальную независимость.

Высокое развитие образования, культуры в Грузии способствовало формированию в стране широкого и образованного слоя интеллигенции, всегда позволяло выращивать многочисленные кадры высококвалифицированных научно-технических работников. В сочетании с многовековыми национальными традициями грузинского народа это привело к развитию в психологии населения Грузии таких черт его национального характера, как уважение к людям, обладающим знаниями, остроумие, находчивость, умение применять в различных ситуациях народный эпос, цитаты из популярных произ-ведений грузинских поэтов и писателей. Очень выражение проявляется у представителей этой общности и любовь к народным мелодиям, хорошему исполнению песен.

Грузины высоко ценят дружбу. Недаром грузинская притча гласит: "Кто самый бедный и несчастный? Тот, у кого нет друга. Кто самый богатый и счастливый?

Тот, у кого много верных друзей. Там, где поселились дружба и терпение-в семье, во дворе, в доме, на улице, в селе, в городе, в стране, - там все человеческие радости собираются вместе: мир и согласие, любовь и счастье".

Психология терпимости, такта и сотрудничества в межнациональном общении и взаимоотношениях с представителями других этнических общностей характерна для народа Грузии, несмотря на приписываемые ему горячность и нетерпеливость. Грузины с иронией и юмором относятся к себе и своим слабостям. Одна их пословица гласит: "Если у тебя загорелся сарай и не можешь потушить пожар, то хотя бы руки погрей". Оптимизм, огромное человеческое жизнелюбие - также являются их важнейшими качествами.

Известно грузинское гостеприимство. Во время застолья прежде всего ценится умение сказать хороший тост. Это своего рода искусство. Состязание гостей в произнесении тостов на любом торжестве вовсе не означает столь же активного употребления спиртных напитков. Здесь важно сохранить ясный ум, человеческое достоинство в течение всего празднества. Вот почему на грузинских праздниках неизменны искреннее веселье, витиеватая, но вполне понятная игра слов, тонкий юмор, человеческая теплота, рыцарское отношение к женщине.

Группа социальная

Группа социальная (от нем. gruppe) - относительно устойчивая, складывающаяся в рамках исторически определенного общества совокупность людей, объединенных единством интересов (а также культурных, национальных ценностей и норм поведения), находящихся в более или менее систематическом взаимодействии.

Гуманизм

Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Гумилев Л. Н.

Гумилев Л. Н. (1914-1992) - советский историк и этнограф, разработавший своеобразную концепцию происхождения этносов и психологии людей, к ним принадлежащих, отраженную в целом ряде работ ("Этногенез и биосфера земли" (1989), "География этноса в исторический период" (1990), "От Руси к России" (1994) и др.).

Г. считал, что этнос (группа, противопоставляющая себя другим общностям и обладающая едиными стереотипами поведения и своей внутренней структурой) -есть явление географическое, всегда связанное с ландшафтом, который кормит приспособившихся к нему людей и развитие которого зависит в то же время от особого сочетания природных явлений с социальными и искусственно созданными условиями. Новые этносы возникают в результате космического энергетического толчка, порождающего активность ряда особей - "пассионариев". Вместе с тем он всегда подчеркивал психологическое своеобразие этноса, определяя последний как устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразными стереотипами поведения, которые закономерно меняются в историческом времени.

Для Г. этногенез и этническая история - понятия не идентичные. По его мнению, этногенез не только начальный период этнической истории, но и четырехфаз-ный процесс, включающий возникновение, подъем,, упадок и умирание этноса. Жизнь этноса подобна жизни человека, и, как и человек, этнос смертен. Эти представления Г. вызывают споры и критику со стороны ряда ученых, однако если жизнь подтвердит цикличность развития этноса, то это позволит по-новому взглянуть на формирование и передачу национально-психологических особенностей представителей конкретных этносов.

Этническая история, по Г. дискретна (прерывна). Импульсом, приводящим в движение этносы, считает он, является пассионарность (см.)-способность к преодолению инерции агрегатного состояния среды.

Концепция Г. в целом достаточно специфична, но психологи находят в ней немало нового в силу того, что пассионарность помогает понять многие феномены, которые они изучают.

Предыдущая страница Следующая страница