Поиск по материалам сайта
Cлово "CUSTOM"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТОВ")
Входимость: 2. Размер: 47кб.
2. Мифы народов мира. ИУДАИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 52кб.
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 6, "ДОД"-"ДУА")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
4. ГЛАКМЕН (Gluckman) Макс (1911-1975)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАБ"-"ГАЦ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
6. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 3, "КОН"-"КЬЕ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
7. CAMHEP (Sumner) Уильям Грэхем (1840-1910)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛИО"-"ЛОЦ")
Входимость: 1. Размер: 42кб.
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 1, "САГ"-"СВЯ")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
10. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОК"-"ПОХ")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
11. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЛА"-"ГРА")
Входимость: 1. Размер: 35кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТОВ")
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Часть текста: и крещения, установленных, как они считают, Иисусом Христом. Квакеры и Армия спасения вообще не признают никаких внеш. обрядов. Англиканская церковь признает все семь Т., но отдает первенство причащению и крещению. Крещение - христ. обряд посвящения ( обряды инициации ), очищающий человека посредством окропления водой или погружения в нее, либо посредством помазания. Конфирмация, состоящая обычно в возложении рук и помазании, укрепляет душевную чистоту верующего и утверждает его в лоне церкви. Причащение, или действо вкушения хлеба и вина, якобы возрождает Тайную вечерю, во время к-рой Иисус и его ученики вкусили хлеба и вина, и напоминает об искуплении грехов человечества через крестную жертву Иисуса Христа. Христ. церкви по-разному понимают евхаристию: для рим. католич. и православ. церквей хлеб и вино пресуществляются в тело и кровь Христа; большинство протест, церквей рассматривают причащение как символ жертвы Иисуса и единства верующих. При покаянии верующий кается в своих грехах, после чего священник прощает их от имени Бога и налагает епитимью. Елеосвящение - Т., совершаемое у постели больного. Тайские языки Тайские языки (Tai languages), группа из прибл. 60 родственных яз., на к-рых говорят св. 60 млн. чел. в Таиланде, Лаосе, Сев. Бирме, инд. шт. Ассаме, Сев. Вьетнаме и Юж. Китае. Т.я. принято делить на три подгруппы: сев., центр , и юго-зап. Наиб, распространена юго-зап....
2. Мифы народов мира. ИУДАИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: н. э. у древних евреев. И. м. преемственно связана с западно-семитской мифологией и на ранней стадии представляла собой переработку её в духе поступательно крепнувшей монотеистической тенденции; в различные периоды И. м. испытывала влияние египетской, шумеро-аккадской и особенно иранской (в частности, зороастрийской) мифологий, а позднее - синкретистско-гностической мистики. Центральный цикл источников для ранней И. м. - библейские тексты (ветхозаветные), возникавшие на протяжении более чем тысячелетия (от 13-12 до 2 вв. до н. э.) и впитавшие в себя тексты самого разного характера (в том числе и фольклорного происхождения): мифы, древние народные предания, фрагменты хроник, исторические документы, законодательные памятники, ритуальные предписания, победные, свадебные и другие ритуальные песнопения, сочинения религиозно-философского характера и т. д., собранные и обработанные в религиозном духе еврейскими компиляторами в довольно поздний период. Сохранив многочисленные реликты разных эпох, Библия отразила наряду с собственно И. м. более ранние религиозно-мифологические представления древних евреев и сопредельных народов. Всё это явилось причиной того, что нередко мифы и исторические предания представлены в Библии не одной, а несколькими (иногда взаимоисключающими и содержащими разные концепции мировосприятия) версиями. Иудейский (ветхозаветный) канон делится, согласно традиции, на три части. 1. Тора («Закон»), или «Пятикнижие Моисея» (позднее было приписано Моисею): книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие; 2. «Пророки», куда входят т. н. исторические книги: Иисуса Навина, Судей, 1-4-я книги Царств (1-2-я книги Самуила и 1-2-я книги Цареи), излагающие историю Палестины по начало 6 в. до н. э., и сборники речей «больших» пророков - Исаии, Иеремии, Иезекииля (в православном и католическом каноне Библии также и книга Даниила) и...
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 6, "ДОД"-"ДУА")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
Часть текста: в западных областях Болгарии), а также румынской и других традициях (ср. польск. мифологическое имя Дзидзиля). Д., как и Перперуна, связана с культом Перуна, его именами, действиями или эпитетами, родственными литов. Dundulis - прозвищу Перкунаса (букв. «раскаты грома», ср. сербо-лужицк. Дундер) - и латыш. dûdina pçrkuoninš - «погромыхивает громом». Очевидно, имя Д. и т. п. имена - результат древней редупликации (удвоения) корня dhu, означавшего «трясти бородой» в отношении громовержца: [др.-инд. œmaœru dόdhuvad (об Индре), греч. θύων (о потрясаемом в бою оружии), др.-исл. dyja, «трясти» (о волосах громовержца Тора); ср. отчасти сходное удвоение в хетт. tethai, «греметь» (о громе)]. Сравнительный анализ додольских песен и ритуалов позволяет предположить, что в мифе Д. первоначально - жена громовержца, а в ритуале - представлявшие её жрицы. След такого ритуала можно видеть у сербов в Алексиначском Поморавье, где додолицы - шесть девушек в возрасте от 12 до 16 лет: четыре поют, две представляют Додола (видимо, древнего громовержца) и Додолицу (видимо, его жену). Их украшают венками, льют на них воду (что должно вызвать дождь), преподносят им хлеб. Для...
4. ГЛАКМЕН (Gluckman) Макс (1911-1975)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: ун-те (1928-34), где слушал лекции В. Хорн-ле и И. Шапера, последователей функционалистской школы в антропологии, а с 1934 — в Оксфорде, где сотрудничал с Эванс-Причардом, М. Фортесом и Радклифф-Брауном. Влияние этих ученых во многом определило теор. взгляды Г.; в эти годы сформировались и его осн. научные интересы — право и ритуал в племенных об-вах. В 1938 он защитил докт. дис., посвященную представлениям о сверхъестественном у юго-вост. банту. В 1938 Г. поселился в Сев. Родезии, где с 1939 работал в Ин-те им. Родса и Ливингстоуна; в 1941-49 возглавлял этот ин-т. В этот период провел ряд полевых исследований: исследование лози в Баротселенде, а также непродолжит. исследования народов тонга и ламба. Эти полевые исследования широко использовались впоследствии в его работах. В 1947-49 Г. преподавал социальную антропологию в Оксфорде. В 1949-71 возглавлял кафедру социальной антропологии Манчестер. ун-та; организовал в Манчестере Школу социальной антропологии. В 1954 вышла одна из этапных работ Г. “Ритуалы восстания в юго-вост. Африке” (Фрэзеровская лекция 1952). В этой небольшой работе были сформулированы осн. идеи о ритуалах восстания и о роли конфликта в укреплении социальной структуры и поддержании морального порядка. Предметом исследования были ритуалы свержения жреца-царя, бытующие у народов Зулуленда, Свазиленда и Мозамбика. На основе их...
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАБ"-"ГАЦ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: gabys). Другой вариант имени - Габета (литов. gabeta). Тот же корень встречается в имени литовской богини очага Матергабия, ср. Пеленгабию, Поленгабию (Роlengabia у Я. Ласицкого, 16 в.), литовское божество домашнего очага (от pelenãi, «зола, пепел»). в. И., в. т. ГАБРИЕЛ ХРЕШТАК ГАБРИЕЛ ХРЕШТАК - в армянской мифологии персонаж, идентифицируемый (после принятия армянами христианства, 4 в.) с архангелом Гавриилом, перенявший функции духа смерти Гроха и бога грозы и молнии Вахагна. В народной традиции и верованиях встречаются и поныне три наименования духа смерти (Г. X., Грох, Хогеар). Г. X. - пламенный, грозный и бесстрашный, вооружён огненным мечом (зарница - блеск его меча). Живёт на небесах под началом у бога; одна его нога - на небесах, другая - на земле. Как ангелу смерти люди оказывают сопротивление Г. X. В одном мифе герой Аслан Ага вступает в борьбу с Г. X., чтобы добиться для людей бессмертия, но терпит поражение. Как бог грозы и молнии Г. X., один или вместе с другими ангелами, борется против вишапов. Г. X. выступает также посредником между богом и людьми. В эпосе «Сасна Црер» Г. X. спускается с неба и разнимает борющихся между собой отца и сына (Давида и Мгера). с. б. а. ГАБЬЯУЯ ГАБЬЯУЯ - Габьяуис (литов. Gabjauja, Gabjaujis), в литовской мифологии божество богатства, чаще - женское. Нем. историк Т. Шульц (17 в.) упоминает имя Г. как обозначение бога амбаров, овинов. Другой немецкий историк 17 в. - М. Преториус уточняет функции Г.: божество счастья, хлебных злаков и помещений, где хранится хлеб (амбар, овин, клеть и т....
6. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 3, "КОН"-"КЬЕ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: стран с системами гражданского права. Обычно К. связана с подготовкой к преступлению, а не с самим преступлением. В 20 в. законодательство во мн. странах с учетом К. было значительно дополнено, чтобы вести борьбу с организованной преступностью, преступлениями белых воротничков, мошенничеством и подрывной полит, деят-тью. Судебные преследования часто вызывали споры из-за сложности доказать сговор, поскольку обвиняемые в К. могут быть обвинены в преступлениях, совершенных др. людьми. Обвинения в К. с целью совершения преступлений или подстрекательства к мятежу часто используются тоталитарными пр-вами ( тоталитаризм ) в кач-ве предлога для заключения в тюрьму своих противников. Конституционное правление Конституционное правление (constitutional government), форма правления, сдерживающего произвольное использование обществ, власти посредством конституции в целях обеспечения подотчетности правителей руководимому ими народу. При К.п. власти должны считаться с установленными юрид. и полит, ограничениями, отражающими права тех, кем правят. Это обеспечивается обычно рассредоточенностью ( плюрализм ) обществ, власти. Наиб, известными конструктивными тому гарантиями являются разделение властей и принцип...
7. CAMHEP (Sumner) Уильям Грэхем (1840-1910)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: -амер. социолог, представитель социал-дарвинизма в социологии, один из родоначальников социол. науки в США. В 1863 закончил Йельский ун-т по специальности “полит, экономия”. Затем учился в Гёттингене, Женеве, Оксфорде, где изучал языки, историю и теологию. В 1866, по возвращении из Европы, принял сан священника, от к-рого в 1872 отказался, став проф. полит. и социальной науки в Йельском ун-те, где работал до конца жизни. До 90-х гг. занимался гл. обр. экон. науками, в своих ярких экон. очерках, пользовавшихся большой популярностью, отстаивал принципы индивидуализма и laissez-faire. Уже в ранних экон. работах С. проявились его социал-дарвинистские воззрения. Он считал, что об-во должно управляться естеств. законами и что попытки гос. регулирования естеств. социальных процессов иррациональны. К 90-м гг. осн. предметом интереса С. становится социология; у него возникает идея создания единой индуктивной науки об об-ве, обобщения этногр. и истор. фактов. Социол. воззрения С., сложившиеся под значит, влиянием работ Спенсера и чеш. социолога Ю. Липперта, развивались далее в русле этого замысла и нашли отражение в двух его осн. социол. трудах “Народные обычаи” (1906) и “Наука об об-ве” (в 4 т., 1927). Книга “Наука об об-ве”, задуманная как учебник, не была завершена; ее закончил ученик и осн. популяризатор идей С. А. Келлер. “Народные обычаи” — важнейшее произведение С., один из наиболее влият. трудов о социальных нормах в истории ранней амер. социол. мысли. Осн. теор. идеи этого труда выстраиваются вокруг таких проблем, как природа норм и обычаев, их происхождение, изменение обычаев, механизмы...
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛИО"-"ЛОЦ")
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: под силу обратить в бегство сотни армий. Находящийся с Л. Ф. в ссоре его брат Мрингвари с помощью своих людей заточил Л. Ф. в тюрьму. Там Л. Ф. слагал и пел песни, понятные только его матери. Услышав их, она смогла помочь ему убежать из тюрьмы. Укрывшись в лесах, Л. Ф. совершал оттуда набеги на города, грабил путешественников. К Л. Ф. был подослан сын его сестры (ближайший родственник по древним нормам родства суахили), который выведал у Л. Ф. его уязвимое место и ночью проколол медной иглой пупок спящего Л. Ф. Проснувшись от боли, Л. Ф. с луком и стрелами пришёл к колодцу, опустился на колено, натянул тетиву и умер. Люди, боясь его, три дня не осмеливались подойти к колодцу. Лишь после заклинаний подошедшей к Л. Ф. матери он упал. Некоторые исследователи отождествляют Л. Ф. с правителем и поэтом, жившим в 13 в. в районе Пате и Ламу, принадлежавшим к знатному роду Шанга (или Шака). Возможно, в легенде отражена вражда между Л. Ф. и его братом Мрингвари, отстранившим от власти Л. Ф. как сына одной из младших жён (рабыни). Противника Л. Ф. отождествляют также с правителем Пате султаном Умари. Лит.: Сказание о Лионго фумо. Сказки народов Африки, М.. 1962; Сказки народов Африки, М., 1976, с. 271-76; Мнсюгин В. М., Социальное содержание легенды о Лионго Фумо, «Труды Института этнографии», 1972, т. 100....
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 1, "САГ"-"СВЯ")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: священное, важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные. Во многих языках такой смысл заложен изначально в семантич. строе слова, принятом для наименования С.: лат. - sacer, древнеевр. - gadosh связаны со значением отделенности, сокрытости, неприкосновенности. Для слав. *svet-, восходящего к индо-европ. *k'wen-, устанавливаются значения "увеличиваться", "набухать", в более конкретном культурном контексте - "исполненное благодатной иночеловеческой силой". В картине мира С. выполняет роль структурообразующего начала: в соответствии с представлениями о С. выстраиваются другие фрагменты картины мира и складывается их иерархия. В аксиологии С. задает вертикаль ценностных ориентаций. Исторически во всех без исключения культурах комплекс идей и чувств, предметом к-рых выступает С., нашел свое наиболее полное выражение в религ. духовности. Убеждение в существовании С. и влечение быть сопричастным ему составляет суть религии. В религии С. представлено в своем онтологическом аспекте как чудесное, Сверхъестественное ; нем. теолог Р. Отто в классич. работе "Святое" (1917) указывал, что для религ. сознания С. есть "совершенно Иное". В религ. культуре С. не просто иная реальность, но также реальность абсолютная, вечная и по отношению к тленному миру первичная, иначе говоря, С. мыслится субстанцией бытия. Этой субстанции предпосланы такие атрибуты, обычно взятые в превосходной степени, как разумность, нематериальность, духовность, могущество; в развитых религиях к ним прибавляется самодостаточность. Будучи для религ. онтологии "альфой" бытия, истоком и основой...
10. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОК"-"ПОХ")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Часть текста: Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОК"-"ПОХ") В начало энциклопедии По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОК"-"ПОХ") Показатель смертности Показатель смертности (mortality rate), коэф. смертности среди данного нас. за опред. период. Наиб, общепринятое измерение называется грубым П.с. и обычно вычисляется как среднегодовое число смертей на тысячу нас. Между 1950 и 1955 г. и 1985 и 1990 г. грубый П.с. в Европе остался неизменным - на уровне 11, но в Юж. Америке упал с 15 до 8, в Азии - с 24 до 9, а в Африке - с 27 до 15. Это быстрое падение уровня смертности, к-рое не сопровождалось одновременным падением коэффициента рождаемости, способствовало увеличению роста населения. Анализ П.с. нас. в целом, а также в группах в зависимости от возраста, пола, занятий и места проживания играет важную роль в определении характера и причин болезней ( эпидемиология ), а также влияет на развитие профилактической медицины ( общественное здравоохранение ). Поле влияния Поле влияния (в буддизме) (Pure Land Buddhism), кит. и яп. течения внутри буддизма махаяны. Согласно учению о П.в., в сфере влияния божественных будд находятся поля мистических миров, в к-рых может произойти перевоплощение в конкретного будду с...