Поиск по материалам сайта
Cлово "ANTIQUE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 128кб.
2. Мифы народов мира. ИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
3. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б"
Входимость: 1. Размер: 34кб.
4. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "Д"
Входимость: 1. Размер: 13кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИВ"-"ДОГ")
Входимость: 1. Размер: 70кб.
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 5, "ВИР"-"ВОС")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
7. Мифы народов мира. АХИЛЛ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
8. Словарь средневековой культуры. ШКОЛА
Входимость: 1. Размер: 22кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "О" (часть 1, "ОАН"-"ОКЕ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "Х" (часть 4, "ХРЕ"-"ХЭХ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 128кб.
Часть текста: которая со времен античности использовалась для арифметических подсчетов; в Западной Европе а. употреблялся до XVIII в. 2. В архитектуре - верхняя часть капители колонны преимущественно прямоугольной формы. АБАНТ (АБАС) АБАНТ (АБАС) (греч. Abas ) в греческой мифологии двенадцатый аргосский царь, дед Данаи. Считался героем-эпонимом племени абантов, жителей о-ва Эвбея. АБДЕРА АБДЕРА (греч. Abdera ) город во Фракии, основанный, согласно легенде, Гераклом на месте гибели сына Гермеса Абдера: отняв у фракийского царя Диомеда коней-людоедов, Геракл отдал их охранять Абдеру, и тот стал их жертвой. В А. родились философы Демокрит и Протагор. В классической Элладе эпитетом «абдерит» называли простака, наивного, недалекого человека. АБОРИГЕНЫ, АБОРИГИНЫ АБОРИГЕНЫ, АБОРИГИНЫ (от лат. ab origine - с начала) коренные жители страны или области. Первоначально древнейшее население Средн. Италии, осевшее в устье р. Тибр, называлось латинами - по имени царя Латина. Маяк И.Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М., 1983. С. 54-63, 68-72, 83-86. АВГИЙ АВГИЙ (греч. Augeas , Augeias ) в греческой мифологии царь Элиды, сын бога солнца Гелиоса (или Посейдона, Форбаса, Элея) и дочери царя Нелея Гирмины; владел неисчислимыми стадами скота, стойла которого не чистились 30 лет. Геракл их вычистил за один день: выгнал табун на пастбище, провел ров от р. Алфей и пустил в конюшни воду, которая смыла все нечистоты. В переносном смысле выражение «авгиевы конюшни» означает запущенное, захламленное помещение. АВГУРЫ АВГУРЫ (лат. augures ) - члены римской коллегии жрецов (авгурата), которые предсказывали будущее по полету птиц и их поведению. Согласно преданию, коллегия а. была учреждена...
2. Мифы народов мира. ИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: культовой терминологии и ярко выраженных рефлексах общеиндоевропейских представлений идеологические основы всех этих циклов заметно различались, отражая разницу в уровнях социально-экономического и культурного развития. После греко-македонского завоевания Ирана и части Средней Азии наступил второй, т. н. среднеиранский, период в развитии И. м. Его характеризовало обилие синкретических идейных течений со спекулятивно-теологическим уклоном. В этот период переделывались старые и возникали новые мифы, сложился в основных чертах священный канон зороастризма, вобравшего многие элементы индоиранской архаики. На западе Ирана самостоятельной религией стал митраизм, с 3 в. н. э. распространилось манихейство. Среднеиранский период завершился перерождением зороастризма в парсизм с утратой живого содержания И. м., подавленного схоластической догматикой и мелочной обрядностью. Однако в народных верованиях Курдистана, Афганистана, некоторых областей Средней Азии уцелели реликты И. м. В силу фрагментарности и взаимных противоречий источников общее понятие «И. м.» является предметом сравнительно-исторической реконструкции, которая опирается на данные индоевропейской мифологии, индоиранской мифологии, ведийской и других мифологий. Основные источники по И. м. представлены текстами, памятниками искусства и...
3. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Б"
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Часть текста: Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Б" БАБРИЙ БАБРИЙ (греч. Babrios ) (II в. н.э.) греческий поэт-баснописец италийского происхождения, пересказавший басни Эзопа. Сохранилось свыше 140 басен Б. в стихах и около 50 в прозе. Для большинства из них характерна живость изложения, однако ослаблен морально-дидактический акцент. Б. рано стал хрестоматийным автором, о чем свидетельствуют восковые таблички III в. из Пальмиры. Федр. Бабрий. Басни. М., 1962; Гаспаров М.Л. Античная литературная басня. М., 1971. БАГАУДЫ БАГАУДЫ (от кельт. baga - борьба) участники народно-освободительного движения против римского господства в Галлии и Сев. Испании в III - V вв. н.э., в основном разоренное население, колоны и рабы. В 70-80-х гг. III в. движение вылилось в открытую войну. Объединяясь в отряды, б. нападали преимущественно на виллы крупных землевладельцев. Их предводители Аманд и Элиан, провозглашенные императорами, создали армию, включавшую пехоту (из земледельцев) и конницу (из пастухов). Подавленное римлянами восстание возобновилось в 408 г., в 435-447 гг. оно охватило северо-зап. Галлию, однако было подавлено вторично. Дмитриев А.Д. Движение багаудов // ВДИ. 1940. № 3-4; Корсунский А.Р. Движение багаудов // ВДИ. 1957. № 4. БАЗИЛИКА БАЗИЛИКА (греч. basilike - царский дом) здание прямоугольной формы, разделенное рядами колонн на несколько нефов. Получила название от места заседания архонта-басилея в Афинах. В Древнем Риме предназначалась для судебных заседаний и других публичных собраний, здесь же заключались торговые сделки. В глубине б. находилась трибуна для выступающих. По типу б. стали строить христианские храмы. Б. получила...
4. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "Д"
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: словарь-справочник Статьи на букву "Д" В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Д" ДАНУНА Дануна - см. Дануниты ДАНУНИТЫ Дануниты (Дануна) - один из «морских народов», двинувшийся в 13-12 вв. до н. э. на Египет, Сирию и, по-видимому, идентичен данайцам. Вытеснены в 12 в. из Египта Дануниты обосновались на юго-востоке Азии и на острове Кипр. В восточной Киликии в 9 в. до н. э. существовало государство Дануна. В. Д. Гладкий ДАТ Дат - см. Дуат ДЕБЕН Дебен - одна из величин объема жидких и сыпучих веществ. = 212,5 г см. Меры объема жидких и сыпучих веществ В. Д. Гладкий ДЕВЯТКА БОГОВ Девятка богов - см. Эннеада ДЕСЯТОК Десяток - одна из величин измерения площади. = 2,74 га см. Меры площади В. Д. Гладкий ДЕШРЕТ Дешрет - см. Кеме ДЖЕСЕР Джесер - см. Джосер ДЖЕХУТИ Джехути - см. Тот ДЖОСЕР Джосер (Джесер) - египетский фараон III династии, правивший около 2780-2760 до н. э. При нем завершилось объединение Верхнего и Нижнего Египта в могучую рабовладельческую деспотию и началась эпоха Древнего царства. Столицей стал Мемфис. Джосер победил кочевников Синайского полуострова и закрепил египетское господство в расположенных здесь медных рудниках. При нем была подчинена часть Нубии («двенадцатимилье»), отданная царем жрецам бога Хнума. На юге от 1-го Нильского порога была создана линия укреплений. Со времени Джосера начинается строительство пирамид в Древнем Египте. В. Д. Гладкий ДИХАС Дихас - одна из величин измерения длины. = 17,45 см см. Меры длины В. Д....
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИВ"-"ДОГ")
Входимость: 1. Размер: 70кб.
Часть текста: У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИВ"-"ДОГ") ДИВ ДИВ - дива, в восточнославянской мифологии персонаж. Упомянут в средневековых «Словах»-поучениях против язычества (в форме «дива») и дважды в «Слове о полку Игореве»: приурочен к верху дерева («Дивъ кличетъ връху древа») и спускается вниз («уже връжеся дивъ на землю»). Демон и женский мифологический персонаж со сходным именем известен у западных славян (чеш. divy muž, diva žena, польск. dzivožona; сербо-лужицк. dziwja žona, dŸiwica, обычно связываемые с лесом), а также у южных славян (болг. самодива, синонимичное самовиле, см. Вилы ). Слово первоначально было связано, с одной стороны, с русским «диво» и родственными славянскими обозначениями чуда, с другой стороны - со славянскими и балтийскими словами в значении «дикий», происходящими из «божий»: ср. укр. дивий - «дикий», старослав. «дивии», болг. «див», польск. dziwy, «дикий» при латыш. dieva zuosis, «дикий гусь» - первоначально в значении «гусь бога»; ср. также родственное хеттское šiu - «бог» в šiunaš huitar, «животные богов», т. е. «дикие звери»; и типологические кетские параллели - Esdδ Sel, «дикий олень», т. е. «олень бога Эся». Развитие в славянском отрицательных значений типа «дикий» иногда связывают с влиянием иранской мифологии, в которой родственное слово из общеиндоевропейского значения «бог» (см. также Дый ) превратилось в обозначение отрицательного мифологического персонажа - дэва (см. Дэвы ). В значении «бог» у иранцев выступило переосмысленное обозначение доли (др.-инд. bhaga):...
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 5, "ВИР"-"ВОС")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: добродетели римского народа. Тесно связана с Гонор - почестью, служащей наградой за доблесть. В период империи почитается в основном В. (добродетель) правящего императора (судя по надписям и изображениям на монетах). е. ш. ВИРЬ-АВА ВИРЬ-АВА (вирь, «лес»; ава, «мать», «женщина»), в мордовской мифологии дух, хозяйка леса. Человеку показывается редко, имеет вид обнажённой длинноволосой, иногда одноногой женщины, с грудями, переброшенными через плечи. Может вывести заблудившегося из лесу (после необходимой молитвы) или наоборот запутать дорогу, защекотать до смерти; уходить от неё нужно пятясь назад, тогда она не разберёт, куда ведут следы. Соответствующий мужской персонаж - вирь-атя (морд. атя, «старик», «мужчина»): к нему обращаются мужчины с просьбой о помощи в мужских промыслах, тогда как женщины просят В.-а. показать, где больше грибов, ягод и т. п. Аналогичное представление о хозяйке леса - кожла-аве (мар. кожла, «лес») известно марийцам. См. также статью Албасты . ВИТ-КАН ВИТ-КАН (манси), Вит - хон, Йинк - кан (хантыйск.), в мифологии обских угров властитель вод и распределитель водных богатств; наделяет людей рыбой, может избавлять от заболеваний - его молили о помощи при эпидемиях (моление сопровождалось возлиянием...
7. Мифы народов мира. АХИЛЛ
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: Пелей, увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери (Apollod. Ill 13, 6). Согласно другой версии (Stat. Achill. I 269 след.), Фетида купала А. в водах подземной реки Стикс, чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой (отсюда выражение «ахиллесова пята»). Оскорблённая вмешательством Пелея, Фетида покинула мужа, и тот отдал А. на воспитание мудрому кентавру Хирону, который выкормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучил игре на сладкозвучной кифаре и пению (Apollod. Ill 13, 6). Как самый юный из поколения героев - будущих участников Троянской войны - А. не входил в число женихов Елены (по другим версиям мифа, его удержал от сватовства Хирон, обладавший даром предвидения) и не должен был принимать участие в походе. Фетида, зная, что её сыну всё же предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала А. во дворце царя Ликомеда на острове Скирос. Там А. жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Здесь от тайного брака А. с дочерью Ликомеда - Деидамией родился сын Пирр, прозванный позднее Неоптолемом. Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта, что без участия А. поход под Трою обречён на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем. Под видом купцов Одиссей и его спутники разложили перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием (мечом, щитом и др.). По версии, восходящей, вероятно, к Еврипиду. Одиссей велел своим воинам сыграть сигнал тревоги. Испуганные девушки разбежались, тогда как А. схватился за оказавшееся под руками оружие и бросился навстречу врагу...
8. Словарь средневековой культуры. ШКОЛА
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: учебного материала, средневековая образовательная практика включила их в иную институциональную структуру и переподчинила иным культурным и социальным приоритетам. Уже в эпоху поздней античности и раннего средневековья происходит процесс десекуляризации образования. В этот период формируются важнейшие черты средневековой школьной практики: воспроизведение в структуре и содержательном минимуме учебной программы основ античной системы знания; подчинение светского знания целям религиозного образования и духовного попечения; преимущественная ориентация школьного тренинга на подготовку клира и усвоение практических навыков выполнения специфических церковных обязанностей; функционирование образовательных учреждений в рамках или под контролем церковных институтов. В средиземноморской Европе упадок светской образованности не был сокрушительным, в то время как в северных регионах формирующегося латинского мира функции трансляции книжного знания сосредоточиваются в рамках церковных институтов - в монастырях и при епископских кафедрах. В целом, однако, общей тенденцией было последовательное сокращение круга людей, причастных к образованию и знанию. Направление развития школьной системы в средневековой Европе в значительной...
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "О" (часть 1, "ОАН"-"ОКЕ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: письму, наукам, строительству городов и храмов, земледелию и т. д. Судя по мифу об Инанне и Энки (см. Инанна , Ме ), традиция, указывающая на море как место, откуда началась цивилизация Двуречья, очень древняя. Возможно, этот рассказ связан с мифом об Энки и мировом порядке (см. в ст. Энки ) и с образом кулулу, а также с представлением об абгалях (шумер.; аккад. апкаллу, возможно, «мудрец») - обитающих в Абзу существах, подвластных богу Энки и считавшихся основателями многих городов Двуречья и носителями культуры в широком смысле (в аккадской традиции их семь; к ним причисляли Гильгамеша, Этану, Адапу и др.). в. А. ОБАН СИНДЖАН ОБАН СИНДЖАН - в корейской мифологии духи, охраняющие пять или четыре стороны света. Верховный дух зелёного цвета (Чхондже) находится на востоке, красный (Чокче) - на юге, белый (Пэкче) - на западе, чёрный (Хыкче) - на севере и жёлтый (Хвандже) - в центре. В пещерном храме Соккурам (Силла, 8 в., близ Кёнджу) сохранились самые ранние в Корее скульптурные изображения О. с., стоящих на демонах. О. с. нашли отражение на боевых знаменах средневековой...
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "Х" (часть 4, "ХРЕ"-"ХЭХ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: войско моровую язву, которую он прекратил также по просьбе X., как только Агамемнон вернул X. дочь (Нот. П. I 9-43; 430-457). В историческое время в Хрисе находился храм Аполлона со статуей работы Скопаса (Strab. XIII 1 604); 2) внук X. (1), сын Агамемнона и Хрисеиды, которая выдавала его за сына Аполлона. Во время бегства Ореста и Ифигении из Тавриды X. старший, у которого они искали прибежища, хотел выдать беглецов преследовавшему их царю тав-ров Фоанту, но, узнав от дочери, что X. - брат Ореста и Ифигении по отцу, помог им спастись. Сюжет был обработан в не дошедшей трагедии Софокла «X.». в. я. ХРИСАОР ХРИСАОР (Χρυσαωρ, «златомеч»), в греческой мифологии сын Посейдона и горгоны Медузы, появившийся на свет, когда горгону обезглавил Персей (Hes. Theog. 278-283). X. и океанида Каллироя - родители чудовищного трёхголового Гериона (287 след.). а. т.-г. Горгона Медуза и Хрисаор. Горгона Медуза и Хрисаор. Центральная часть скульптурной композиции западного фронтона храма Артемиды на острове Керкира. Известняк. Около 590 до н. э. Керкира. Музей. ХРИСИПП ХРИСИПП (Χρύσιππος), в греческой мифологии сын Пелопа и нимфы Аксиохи. По одной версии мифа, его похитил и соблазнил Лай; опозоренный X. наложил на себя руки, а Пелоп проклял Лая и весь его род (Apollod. Ill 5, 5; Schol. Eur. Phoe. 1760). По другой версии, X. убили его сводные братья Ат рей и Фиест, которых подговорила к этому их мать Гипподамия, боявшаяся, что X. как старший сын Пелопа лишит наследства её сыновей. За убийство X. Пелоп изгнал и проклял Атрея и Фиеста. в. я. ХРИСОФЕМИДА ХРИСОФЕМИДА (Χρυσόθεμις), в греческой мифологии дочь Агамемнона и Клитеместры. Упоминается в «Илиаде» (IX 145). В позднейшей мифологической традиции X. существенной...