Автор: | Русская литература (общая), год: 2000 |
Примечание: | Автор неизвестен |
Категория: | Легенды и мифы |
СМЕРТЬ ВАСИЛИЯ БУСЛАЕВА
Не бела березонька к земле клонится, | |
Не бумажное листьё расстилается,- | |
Кабы кланялся Василий своей матушке, | |
Он бы кланялся е да во резвы ноги, | |
Да сам говорил да таковы речи: | |
"Ты свет государына моя матушка, | |
Честна вдова Омельфа Тимофеевна! | |
Уж ты дай благословенье мне великое, | |
Мне велико благословенье, вековечное, | |
10 | Со буйной-то главы да до сырой земли,- |
Мне ехать, Василью, в Ерасалим-град, | |
Свезти положеньицо немалое, | |
Мне немало положенье - сорок тысячей". | |
Говорит государына его матушка, | |
Честна вдова Омельфа Тимофеевна: | |
"Ты свет мое чадо нонче милое, | |
Ты бладой Василий сын Буслаевич! | |
'Ерусалим-град - дороженька не ближное,- | |
Кривой ездой ехать ровно три годы, | |
20 | |
На прямоезжой дорожке есть субой быстёр, | |
Субой-от быстёр, дак есть разбой велик". | |
Говорит государына его матушка, | |
Честна вдова Омельфа Тимофеевна: | |
"Кому думно спасаться, дак можно здесь спастись, | |
Туда много добрых молодцов ведь уж хаживало, | |
Назад молодцы не ворочались". | |
Он кланялся, Василий, ей во второй раз: | |
"Ты свет государына моя матушка, | |
30 | Честна вдова Омельфа Тимофеевна! |
Уж ты дай благословенье мне великое, | |
Великое благословеньицо, вековечное, | |
С буйноёй главы да до сырой земли,- | |
Мне ехать, Василью, в Ерасалим-град, | |
Святоей святыне помолитися, | |
Ко господней гробнице приложитися. | |
У мня с молоду быто бито-граблено, | |
Под старость ту надо душа спасти. | |
Нас тридесять удалых добрых молодцов, | |
40 | Субой-от быстёр - дак мы перегребем, |
". | |
Говорит-то Васильева матушка, | |
Честна вдова Омсльфа Тимофеевна: | |
"Кому думно спастися, можно здесь спастись". | |
Он кланялся, Василий, во третей након: | |
"Ты свет государына моя матушка, | |
Честна вдова Омельфа Тимофеевна! | |
Уж ты дашь - я поеду, и не дашь - я поеду, | |
Не отстать мне-ка 'дружинушки хороброей, | |
50 | Мне тридесять удалых добрых молодцов". |
Говорит государына его матушка, | |
Честна вдова Омельфа Тимофеевна: | |
"Как будь благословенье великое | |
На бладом на чаде на Василие, | |
Тебе ехать, Василью, в Еросалим-град, | |
Святоей святыне помолитися, | |
Ко господней гробнице приложитися, | |
Свезти положенье немалое, | |
Немало положенье - сорок тысячей". | |
60 | Да стал-то Василий снаряжатися, |
Сын Буслаевич стал да сподоблетися, | |
Да нос-де, корма да по-звериному, | |
Да хоботы мечет по-змеиному, | |
Дерева были у карабля кипарисные, | |
Оснасточка у карабля бела шелкова, | |
Не здешнего шелку, шемахинского, | |
Паруса были у карабля белополотняны, | |
Как флюгарочка была на карабли позолочена, | |
70 | Как цена этой флюгарочке пятьдесят рублей, |
Якоря были у карабля булатные, | |
Место очей было у карабля положено | |
По тому жо по камешку самоцветному, | |
Место бровей было у карабля положено | |
По тому жо по соболю по черному, | |
Не по здешнему соболю - по сибирскому, | |
Место ресниц было у карабля положено | |
По тому по бобру да нынь по сизому, | |
Не по здешнему бобру - по закаменскому. |
80 | Пошел-то Василий на черлен карабь, |
Со всей своей дружинушкой хороброю, | |
Обирали-то сходенки дубовые, | |
Вынимали-то якоря булатные, | |
Подымали тонки парусы полотняны. | |
Фома-то толстой тот на кормы стоит, | |
А Костя Микитич на носу стоит, | |
Потому-де Потаня окол парусов, | |
90 | Горазд был Потаня по снастям ходить. |
Они долго ли бежали нынь, коротко ли, | |
Подбежали под гору Сорочинскую, | |
Выходил-то Василий на черлен карабь, | |
Он здрил-смотрел, Вася, на круту гору, | |
Увидал Василий нынь чуден крест, | |
Говорит-то Василий сын Буслаевич, | |
Говорит-то Василий таковы речи: | |
"Вы ой есь, дружинушка храбрая, | |
Вы тридесять удалых добрых молодцев! | |
100 | Опускайте вы паруса полотняны, |
Помечите-тко вы якори булатные, | |
Кладите-тко сходни концом на берег,- | |
Мы выйдем-ка, братцы, на круту гору, | |
Мы чудному кресту богу помолимся". | |
Опускали-то парусы полотняны, | |
Пометали-то якори булатные, | |
Поклали-то сходни концом на берег. | |
Кабы вышол Василий на крут бережок, | |
110 | Пошел-то Василий по крутой горы, |
Не нашел-то Василий нынь чудна креста, | |
Нашел Василий только сухую кость, | |
Суху голову, кость человеческу, | |
Он пнул ей, Василий, правою ногой, | |
Говорит голова, кость человеческа: | |
"Не попинывай, Василий, меня, сухую кость, | |
Суху голову, кость человеческу,- | |
Да был молодец я не в твою пору, | |
Не в твою пору, да не в твою ровню, | |
120 | Как убила сорочина долгополая, |
Как та жо ли чудь да двоёглазая. | |
Не бывать тебе, Василью, на святой Руси, | |
Не видать тебе, Василий, своей матушки, | |
Честной вдовы Омельфы Тимофеевны". | |
Он ведь плюнул-то, Василий, сам чурается: | |
"Себе ты спала, да себе видела". | |
Он пнул ей, Василий, во второй раз: | |
"Ужли, голова, в тебе враг мутит, | |
Тебе враг-от мутит, да в тебе бес говорит?" | |
130 | Говорит голова-то человеческа: |
"Не враг-от мутит, мне не бес говорит,- | |
Я себе-то спала, да тебе видела: | |
Лежать тебе, Василью, со мной в едином гробу, | |
Во едином гробу, да по праву руку". | |
Пошел-то Василий на черлён карабь. | |
Пришел-то Василий на черлен карабь, | |
Обирали-то сходенки дубовые, | |
Вынимали-то якори булатные, | |
Подымали-то паруса полотняны, | |
140 | Побежали они да в Еросалим-град. |
Заходили-то в галань корабельнюю, | |
Опущали тонки парусы полотняны, | |
Пометали-то якори булатные, | |
Поклали-то сходни концом на землю, | |
Пошли-то они да в Еросалим-град, | |
Заходили они во церковь божию, | |
Ко господней гробнице приложилися. | |
Положил Василий положеньицо, | |
150 | Немало положенье - сорок тысячей, |
Пошел-то Василий ко Ердан-реки, | |
Скинывал-то Василий цветно платьицо, | |
Спускался Василий во Ердан-реку. | |
Приходит жона да староматера, | |
Говорила сама да таковы речи: | |
"Ты ой есь, Василий сын Буслаевич! | |
У нас во Ердан-реки не купаются, | |
Как только в Ердан-реки помоются - | |
Купался в Ердан-реки сам ведь Сус Христос. | |
160 | Не бывать тебе, Василий, на святой Руси, |
Не видать тебе родимой своей матушки, | |
Честной вдовы Омельфы Тимофеевны". | |
Он ведь плюется, Василий, сам чурается: | |
"Себе же ты спала, да себе видела". | |
Говорит-то жона да староматера: | |
"Себе я спала, тебе видела". | |
Выходил-то Василий из Ердан-реки, | |
Пошел-то Василий на черлен карабь. | |
170 | Зашел-то Василий на черлен карабь |
Со всей своей дружинушкой хороброю, | |
Обирали-то сходенки дубовые, | |
Поклали-то сходенки вдоль по караблю, | |
Выздымали-то якори булатные, | |
Подымали тонки парусы полотняны, | |
Побежали-то они да во свое царство. | |
Они долго ли бежали нынь, коротко ли, | |
Подбегали под гору Сорочинскую, | |
Выходил-то Василий на черлен карабь, | |
180 | Он здрит-смотрит на вси стороны. |
Как увидел Василий нынь чуден крест, | |
Говорит-то Василий таковы речи: | |
"Вы ой есь, дружинушка хоробрая! | |
Уж мы выйдём-ка, братцы, на круту гору, | |
Уж мы чудному кресту богу помолимся". | |
Кабы вся его дружина не ослушалась, | |
Опускали тонки парусы полотняны, | |
Метали якоря они булатные, | |
190 | Пошли-то они да по крутой горы, |
Подошли-то они да ко крутой горы, | |
Не нашли-то они да чудна креста, | |
Нашли-то они да сер горюч камень, | |
В ширину-то камень тридцать локот, | |
В долину-то камень да сорок локот, | |
Вышина его, у камешка, ведь трех локот. | |
Говорит-то Василий сын Буслаевич: | |
"Вы ой моя дружинушка хоробрая! | |
Мы станем скакать через камешок,- | |
200 | Вперед-от мы скочим, назад отскочим; |
Один у нас Потанюшка есь маленькой, | |
Кабы маленькой Потанюшка, хроменькой,- | |
Вперед ему скочить, назад не отскочить". | |
Скакали они-де через камешок, | |
Вперед-то скочили, назад отскочили. | |
Говорит-то Василий сын Буслаевич: | |
"Не чёсть-то хвала да молодецкая, | |
Не выслуга будет богатырская - | |
Мы станем скакать да вдоль по камешку, | |
210 | |
Один у нас Потанюшка есть хроменькой - | |
Вперед ему скочить, назад не отскочить". | |
Скакали они да вдоль по камешку, | |
Вперед-от скочили, назад отскочили, | |
Скочил Василий сын Буслаевич, | |
Да пал-то Василий грудью белою, | |
Да пал, разломил-то да грудь свою белую. | |
Поворотится у Василья еще язык в голове: | |
"Вы ой моя дружинушка хоробрая! | |
220 | Уж вы сделайте гроб да белодубовой, |
Найдите суху кость человеческу, | |
Положьте-тко кость со мной в единой гроб, | |
В единой-от гроб да по праву руку". | |
Они сделали гроб да белодубовой, | |
Нашли кость, голову человеческу, | |
Завертели во камочку белу хрущату, | |
Положили их да во белой гроб, | |
Закрыли-то их да гробовой доской, | |
Копали могилу им глубокую, | |
230 | Спускали в могилу во глубокую, |
Поставили во резвы ноги им чуден крест, | |
На кресте подписали подпись книжную: | |
"Лежат два удала добра молодца, | |
Два сильни могучи русски богатыря,- | |
Да один-от Василий сын Игнатьевич, | |
Другой-от Василий сын Буслаевич, | |
Их убила сорочина долгополая, | |
Да та же ли чудь да двоеглазая". | |
240 | Пошли-то дружина на черлен карабь, |
Обирали-то сходенки дубовые, | |
Поклали-то сходни вдоль по караблю, | |
Вынимали-то якори булатные, | |
Они сняли со дерева флюгарочку, | |
Как вынели из карабля ясны очи, | |
Как взяли они да черны брови,- | |
Не стало на карабле хозяина, | |
Того же Василья Буслаевича. | |
Подымали тонки парусы полотняны, | |
250 | Побежали они да во свое царство. |
Да втапоры Васильева матушка, | |
Да ждет-то Василия Буслаевича, | |
Как смотрит она в трубочку подзорную,- | |
Как бежит из-за моря черлен карабь, | |
Не по-прежнему кораблик, не по-старому,- | |
Да нету на карабле флюгарочки, | |
Как нету на карабле ясных очей, | |
Как нету на карабле черных бровей. | |
260 | Как плачет Омельфа Тимофеевна, |
Она плачет да горючьми слезьми: | |
"Видно, нету на кораблике хозяина, | |
Да блада-то Василия Буслаевича". | |
Пошла она, Васильева матушка, | |
Честна вдова Омельфа Тимофеевна, | |
Пошла-то она да во божью церковь, | |
Служить панафиды нынь почестные | |
По бладом Василье по Буслаевичу. |
Примечания
заложены противоречия: поездка замышляется как покаянная, но одновременно она оформляется как военный поход и сопровождается поступками богатыря, обличающими в нем неверие в силу предсказаний, религиозных догм и нежелание примириться с действительностью. Иов черлен корабь. Подобное же описание корабля, снаряжения и украшений в былинах "Илья Муромец с богатырями на Соколе-корабле", "Соловей Будимирович". Себе ты спала, да себе видела. Этой формулой герой обычно отвечает на предсказание, явившееся во сне его жене, матери, сестре; ответ демонстрирует неверие богатыря в сон. Предсказание в данном случае вызвано как будто тем, что Василий отбрасывает голову, выказывая пренебрежительное отношение к смерти. Но можно предполагать, что оно связано с дальнейшим поведением Василия. Побежали они да в Еросалим-град. В ряде вар. этому эпизоду предшествует встреча Василия с казаками (см. вар. I). Путь от Новгорода к Иерусалиму в вар. обычно представлен либо неопределенно, либо условно-эпически. Скинывал-то Василий цветно платьицо и т. д. В память о крещении Христа в Иордане паломники совершали обряд окунания в реку, входя в нее одетыми. Василий совершает кощунство, купаясь в реке нагим, и ему угрожает за это смерть (см. вар. I: "Потерять его вам будет"). В других вар. иногда усиливается мотив кощунства. На предупреждение девушки Василий отвечает (Тихонравов - Миллер. No 61):
Как была ты, девица, на сей стороне, | |
Я бы сделал тебе двух мальчиков, | |
По другому толкованию исследователей, Василий не кощунствует, но пытается таким купаньем испытать возможность преодоления грозящей смерти. Мы станем скакать через камешок и т. д. В вар. I и II желание скакать рождается вопреки запретительной надписи: тем самым весь эпизод следует трактовать как продолжение борьбы Василия с предсказаниями гибели. Исследователи предлагали различные толкования камня: как обладающего таинственной силой - приносящего гибель неверующим; как могильного и др. Василий прыгает, чтобы убедиться, что он одержал победу над силами смерти (см.: Юдин Ю. И. Интерпретация былинного сюжета//Методы изучения фольклора. Л., 1983. С. 146-153). Эпизод с камнем придает былине трагический характер. Василий сын Игнатьевич. Имя и отчество указывают на героя былины "Василий Игнатьевич и Батыга", но очевидных оснований для отождествления героев нет. В другом вар. Василий говорит о себе как о славном богатыре, который погиб в столкновениях с сарацинами (Григорьев-3. No 4, 74).
заставой, казаков, нападающих на корабли, характерно для этих песен.
II. Астахова-1. No 14. Зап. от М. Г. Антонова, дер. Усть-Низема (Мезень).