Василий Буслаев и новгородцы

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Русская литература (общая), год: 2000
Примечание:Автор неизвестен
Категория:Легенды и мифы


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ И НОВГОРОДЦЫ

  Жил Буслав в Новегороде, 
  Жил Буслав девяносто лет, 
  С Новым-городом не спаривал, 
  Со Опсковым он не вздоривал, 
  А со матушкой Москвой не перечился. 
  Живучись, Буславьюшка преставился, 
  Оставалось у Буславья чадо милое, 
  Молодой Васильюшка Буславьевич. 

  Будет Василий семи годов, 
10 Стал он по городу похаживать, 
  На княженецкий двор он загуливать, 
  Стал шутить он, пошучивать, 
  Шутить-то шуточки недобрые 
  Со боярскима детьмы, со княженецкима: 
  Которого дернет за руку - рука прочь, 
  Которого за ногу - нога прочь, 
  Двух-трех вместо столкнет - без души лежат. 
  Приходят с жалобой от князей Новгородскиих 
   
20 "Ай же ты честна вдова Мамелфа Тимофеевна! 
  Уйми ты свое детище любимое, 
  Молода Васильюшка Буславьева,- 
  Ходит он по городу, похаживает, 
  На княженецкий двор он загуливает, 
  Шутит он шуточки нехорошие 
  Со тыма детьми со боярскима, 
  Со боярскима детьмы, княженецкима, 
  Побивает смертию напрасною". 
  Тут честна вдова Мамелфа Тимофеевна 
30 Не спускает сына гулять во Новгород, 
  Шутить шуточек недобрыих. 
  Будет Василий семнадцати лет, 
  Обучился Василий наук воинскиих, 
  Воинских наук и рыцарскиих, 
  Ощутил в себе силушку великую 
  И делал себе сбрую ратнюю, 
  Палицу воинскую и копье мурзамецкое, 
  Тугой лук разрывчатый и саблю вострую. 
   
40 Почестен пир на двенадцать дней. 
  И на пиру было народа множество великое, 
  Тут Василий вином напоил допьяна, 
  Хлебом кормил он досыта, 
  Выбирал себе дружину хоробрую, 
  Удалыих дородних добрых молодцев, 
  Избирал тридцать молодцев без единого, 
  И распустил весь почестен пир. 
   
  Был Васильюшка Буславьевич 
  У князей Новгородскиих на честном пиру, 
50 Напился Василий Буславьевич допьяна, 
  Напился Василий, порасхвастался, 
  И ударил о велик заклад 
  Со трема князьямы Новгородскима - 
  Выходить на мостик на Волховский 
  И биться Василью с Новым-городом, 
  Побить всех мужиков до единого. 
  Проведала его государыня матушка, 
  Честная вдова Мамелфа Тимофеевна, 
   
60 Что на том пиру ударил о велик заклад, 
  Выводила своего сына любимого 
  Со того ли пира княженецкого, 
  Засадила его во погреба глубокие. 
  Тогда мужики новгородские 
  Делали шалыги подорожные, 
  Поутру выставали ранешенько, 
  Выступали на мостик на Волховский. 
  Васильева дружина хоробрая 
  Выступают сопротиву их. 
70 Оны билися ровно три часа,- 
  Тыи ль мужики новгородские 
  Попятили дружину Васильеву, 
  Была его дружина попячена, 
  Головки шалыгамы прощелканы, 
  Руки кушаками перевязаны, 
  Стоит дружина по колен в крови. 
  Со того ль двора со вдовиного, 
  От честной вдовы Мамелфы Тимофеевны, 
   
80 Дворовая девка-чернявка, 
  На тую на реку на Волхову 
  Со своима коромысламы железныма, 
  И видит девка-чернявка 
  Дружинушку Васильеву попячену, 
  Головки у них шалыгамы проколочены, 
  Руки кушаками перевязаны, 
  Стоит дружина по колен в крови. 
  И хватила коромыселко железное, 
  И начала пощелкивать мужиков новгородскиих,- 
90 Убила мужиков пятьсот человек. 
  И потом девка-чернявка побег чинит, 
  Прибежала девка к погребу глубокому, 
  Сама говорит таково слово: 
  "Ай же ты Васильюшка Буславьевич! 
  Спишь ты, Василий, не пробудишься, 
  Над собой невзгодушки не ведаешь,- 
  На том ли на мостике на Волховском 
  Попячена твоя дружина хоробрая, 
   
100 Руки кушаками перевязаны, 
  Стоит дружина по колен в крови". 
  Тут-то Васильюшко Буславьевич 
  Молился ей, девке-чернявке: 
  "Ай же ты девка-чернявка! 
  Выпусти меня со погреба глубокого, 
  Дам я тебе золотой казны долюби". 
  Отпирала она дверь у погреба глубокого, 
  И выпускала Василья на белый свет. 
  Не попало у Василья сбруи ратния, 
110 Палицы воинския и копья мурзамецкого,- 
  У того у погреба глубокого 
  Лежала ось тележная железная, 
  Долиною в две сажени печатныих, 
  А на вес ось та сорока пуд. 
  Хватает он тую ось железную 
  На свое плечо богатырское, 
  Говорит девке-чернявке не с упадкою: 
  "Благодарствуешь, девка-чернявка, 
   
120 Не погубила моей дружины хоробрыя. 
  Я с тобой опосля рассчитаюся, 
  А нонь мне недосуг с тобой проклаждатися" 
  Приходил он ко мостику ко Волховскому, 
  И видит дружину хоробрую по пячену, 
  Стоит дружина по колен в крови, 
  Головки шалыгамы прощелканы, 
  Платкамы руки перевязаны, 
  И ноги кушакамы переверчены. 
  Говорит Васильюшка Буславьевич: 
130 "Ай моя дружина хоробрая! 
  Вы теперь позавтракали, 
  Мне-ка-ва дайте пообедати". 
  Становил дружину на сторону, 
  А сам начал по мужичкам похаживать, 
  И начал мужичков пощелкивать, 
  Осью железною помахивать: 
  Махнет Васильюшка - улица, 
  Отмахнет назад - промежуточек, 
   
140 Мужиков новгородскиих мало ставится, 
  Очень редко и мало их. 
  Видят князья беду неминучую - 
  Прибьет мужиков Василий Буславьевич, 
  Не оставит мужиков на сем'ена,- 
  Приходят князья Новгородские, 
  Воевода Николай Зиновьевич, 
  Старшина Фома Родионович, 
  Ко его государыне ко матушке, 
  Ко честной вдовы Мамелфы Тимофеевны, 
150 Сами говорят таковы слова: 
  "Ай же ты честна вдова Мамелфа Тимофеевна! 
  Уговори, уйми свое чадо милое, 
  Молода Василья Буслаевича,- 
  Укротил бы свое сердце богатырское, 
  Оставил бы мужиков хоть на семена". 
  Говорит Мамелфа Тимофеевна: 
  "Не смею я, князья Новгородские, 
  Унять свое чадо милое, 
   
160 Сделала я вину ему великую, 
  Засадила его во погреба глубокие. 
  Есть у моего чада милого 
  Во том во монастыре во Сергеевом 
  Крестовый его батюшка Старчище Пилигримище, 
   
  Имеет силу нарочитую. 
  Попросите, князья Новогородские, 
  Не может ли унять мое чадо милое". 
  И так князья Новогородские 
  Приезжают к монастырю ко Сергееву 
170 И просят Старчище Пилигримище, 
  Со великим просят с унижением: 
  "Ай же ты Старчище Пилигримище! 
  Послужи ты нам верой-правдою, 
  Сходи ты на мостик на Волховский 
  Ко своему ко сыну крестовому, 
  Молодому Васильюшке Буславьеву, 
  Уговори его сердце богатырское,- 
  Чтобы он оставил побоище, 
   
180 Оставил бы малую часть на семена". 
  Старчище Пилигримище сокручается, 
  Сокручается он, снаряжается 
  Ко своему ко крестнику любимому, 
  Одевает Старчище кафтан в сорок пуд, 
  Колпак на голову полагает в двадцать пуд, 
  Клюку в руки берет в десять пуд, 
  И пошел ко мостику ко Волховскому 
  Со тыма князьмы Новогородскима. 
  Приходит на мостик на Волховский, 
190 Прямо к ему во ясны очи, 
  И говорит ему таковы слова: 
  "Ай же ты мое чадо крестное! 
  Укроти свое сердце богатырское, 
  Оставь мужичков хоть на семена". 
  Богатырское сердце разъярилося: 
  "Ай же ты крестный мой батюшка! 
  Не дал я ти яичка о Христовом дни, 
  Дам тебе яичка о Петровом дни". 
   
200 Тою осью железною, 
  Железною осью сорокапудовою,- 
  От единого удара Васильева 
  Крестовому батюшке славу поют. 
   
  Воевода Николай Зиновьевич, 
  Старшина Фома Родионович, 
  Приходят к его государыне матушке, 
  Честной вдовы Мамелфы Тимофеевны, 
   
210 "Ай же ты честна вдова Мамелфа Тимофеевна! 
  Упроси свое чадо любимое,- 
  Укротил бы свое сердце богатырское; 
  Мужичков в Новеграде редко ставится, 
   
  Честного Старчища Пилигримища". 
  Тогда государыня его матушка, 
  Честная вдова Мамелфа Тимофеевна, 
  Одевала платьица черные, 
   
220 Полагала шелом на буйну голову, 
  И пошла Мамелфа Тимофеевна 
  Унимать своего чада любимого. 
  То выгодно собой старушка догадалася,- 
   
  А зашла она позади его 
  И пала на плечи на могучие: 
  "Ай же ты мое чадо милое, 
  Молодой Васильюшко Буславьевич! 
   
230 Не сердись на государыню на матушку, 
  Уброси свое смертное побоище, 
  Оставь мужичков хоть на семена". 
  Тут Васильюшка Буславьевич 
   
  Выпадает ось тележная из белых рук 
  На тую на матерь сыру землю, 
  И говорит Василий Буславьевич 
  Своей государыне матушке: 
  "Ай ты свет сударыня матушка, 
240 Тая ты старушка лукавая, 
  Лукавая старушка, толковая! 
  Умела унять мою силу великую, 
  Зайти догадалась позади меня,- 
   
  То не спустил бы тебе, государыне матушке, 
  Убил бы заместо мужика новгородского". 
  И тогда Васильюшка Буславьевич 
  Оставил тое смертное побоище, 
   
250 А набил тых мужиков, что пройти нельзя. 
  Тут приходят князья Новогородские, 
  Воевода Николай Зиновьевич, 
  Старшина Фома Родионович, 
   
  Пали ко Василью в резвы ноги, 
  Просят Василья во гостебьице, 
  Сами говорят таковы слова: 
  "Ай же ты Васильюшка Буславьевич! 
   
260 Предать их матери сырой земле; 
  Во той ли во реченьке Волхове 
  На целую на версту на мерную 
  Вода с кровью смесилася, 
  ". 
  Тут-то Васильюшка Буславьевич 
  Приказал обрать тела убитые, 
  Не пошел к им в гостебьице,- 
  Знал-де за собой замашку великую, 
   
270 Ко своей государыне ко матушке 
  Со своей дружиной со хороброю. 
   
  И жил Васильюшка в праздности, 
  Излечил дружинушку хоробрую 
   
  И привел дружину в прежнее здравие. 

Примечания

Василий Буслаев и новгородцы. Рыбников-1. No 56. Зап. от неизвестного крестьянина-лодочника, Шальская вол. (Пудога). Жил Буслав в Новегороде и т. д. Смысл начала - в противопоставлении буйному герою его миролюбивого отца, поддерживавшего всю жизнь установленный порядок. Начало заключает также в скрытой форме типовой для эпоса разных народов мотив рождения великого богатыря от престарелых родителей. Будет Василий семи годов и т. д. Аналогичный мотив буйного поведения, озорства подрастающего богатыря встречается также в былине "Бой Добрыни с Ильей Муромцем" (см.: Пропп - Путилов-1; Смирнов - Смолицкий-1974). Обучился Василий наук воинскиих и т. д. В других вар. обычно говорится об обучении Василия грамоте и церковному пению. В данном случае эпизод разработан несомненно по аналогии с началом былины "Волх Всеславьевич". Выбирал себе дружину хоробрую. В большинстве вар. подробно разрабатывается мотив необычного подбора дружины, очень существенный для понимания содержания былины (см. вар. I. ). Ударил о велик заклад... Биться Василью с Новымгородом и т. д. Смысл этого центрального эпизода былины неоднозначен и в силу его неопределенности толкуется исследователями по-разному. Василий противопоставляет себя с дружиной всему Новгороду, его социальным силам - боярам и торговым людям. Он выступает против сложившихся новгородских порядков как богатырь, которому чужда окружающая среда. Выступали на мостик на Волховский и т. д. В эпизоде побоища на Волховом мосту справедливо усматривают отражение исторически реальных фактов новгородского средневекового быта: кулачные бои между разными сторонами Новгорода составляли традиционную забаву зимних (как правило) праздников; они носили подчас весьма жестокий характер. На Волховом мосту происходили и столкновения социального порядка (см.: Жданов-1895. С. 259-263; Смирнов - Смолицкий-1978. С. 368-371). В изображении былинного побоища пародийно переосмыслены традиционные описания сражений богатырей с татарами (заточение Василия матерью, вооружение дружины, помощь "богатырки"-чернавки). Старчище Пилигримище. В других вар. также: старчище Угрюмище, Андронище, старец - сильный богатырь. Неизменно подчеркивается его принадлежность как к духовному сословию, так и к богатырству. В вар. у него на голове огромный колокол. В некоторых вар. Василий, бросая вызов Новгороду, исключает при этом старчище из числа соперников. По мнению исследователей, в образе старчища заключен обобщающий смысл: он "как бы воплощает в своем лице тот старый Новгород, против которого Василий Буслаевич ведет борьбу" (Пропп. С. 461).

I. Рыбников-2. No 33. Зап. от неизвестного старика калики, дер. Красные Ляги (Каргопольский уезд). Тати-воры-разбойники. Из сопоставления вар. очевидно, что Василий собирает дружину из представителей преимущественно новгородских низов. Черняный вяз. В тексте Кирши Данилова (с. 49) добавлено:

   
  Тяжела свинцу чебурацкого, 
  Весом тот вяз был в двенадцать пуд. 

Иванище Сильное и т. д. Среди дружинников Василия названы эпизодические персонажи из других былин: Иванище (см. "Илья Муромец и Идолище"); Потанюшка Хроменькой (из исторической песни "Кострюк", см. также "Илья Муромец и сын"). В вар. упоминаются еще Костя Новоторженин, Фома Толстокожевников, Котельная причарина, мужики Залешена, дети боярские Лука и Моисей (см. "Камское побоище"). Следует учесть, что персонажи из других былин входят в сюжет о Василии Буслаеве без своих характеристик. Испытание членов дружины пародийно переосмысляет соответствующие мотивы героических былин (ср. "Волх Всеславьевич", "Наезд литовцев"). Исследователи усматривают в дружине Василия изображение новгородских ушкуйников - участников торгово-разбойничьих экспедиций на Волге (Жданов-1895. С. 263-282).

II. Кирша Данилов. No 10. Во братшину в Никольшину. Смысл вхождения Василия с дружиной в одну из братчин, собравшуюся в Николин день,- в нарочитом создании конфликтной ситуации: столкновение с чужой братчиной неизбежно. Василий, в соответствии с принятыми правилами, отдает за себя и за дружину денежный взнос. В вар. подчеркивается, что Василий является на пир незваным - это усиливает конфликт.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница