Три поездки Ильи Муромца

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Русская литература (общая), год: 2000
Примечание:Автор неизвестен
Категория:Легенды и мифы


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА

  Из того ли из города из Мурома, 
  Из того ли села да Карачаева 
  Была тут поездка богатырская,- 
  Выезжает оттуль да доброй молодец, 
  Старый казак да Илья Муромец, 
  На своем ли выезжает на добром кони, 
  И во том ли выезжает во кованом седле. 
  И он ходил-гулял, да добрый молодец, 
  От младости гулял да он до старости. 
10 Едет добрый молодец да во чистом поли, 
  И увидел добрый молодец да Латырь-камешок, 
  И от камешка лежит три росстани, 
  И на камешке было подписано: 
  "В первую дороженку ехати - убиту быть, 
  В другую дороженку ехать - женату быть, 
  Третьюю дороженку ехать - богату быть". 
  Стоит старенькой да издивляется, 
  Головой качат, сам выговариват: 
  "Сколько лет я во чистом поли гулял да езживал, 
20  
  Но начто поеду в ту дороженку, да где богату быть? 

  Нету у меня да молодой жены, 
  И молодой жены, да любимой семьи, 
  Некому держать-тощить да золотой казны, 
  Некому держать да платья цветного. 
  Но начто мне в ту дорожку ехать, где женату быть? 
  Ведь прошла моя теперь вся молодость. 
  Как молодинка ведь взять - да то чужа корысть, 
  А как старая-то взять - дак на печи лежать, 
30 На печи лежать да киселем кормить. 
  Разве поеду я ведь, добрый молодец, 
  А й во тую дороженку, где убиту быть: 
  А й пожил я ведь, добрый молодец, на сем свети, 
  И походил-погулял ведь, добрый молодец, во чистом поли". 
  Но поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть. 
  Только видели добра молодца ведь сядучи, 
  Как не видели добра молодца поедучи,- 
  Во чистом поли да курева стоит, 
  Курева стоит да пыль столбом летит. 
40 С горы на гору добрый молодец поскакивал, 
   
  Он ведь реки ты, озера меж ног спущал, 
  Он сини моря ты наокол скакал. 
  Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую, 
  Не доехал добрый молодец до Индии до богатый, 
  И наехал добрый молодец на грязи на смоленские, 
  Где стоят ведь сорок тысячей разбойников, 
  И те ли ночные тати-подорожники. 
  И увидели разбойники да добра молодца, 
50 Старого казаку Илью Муромца, 
  Закричал разбойнический атаман большой: 
  "А гой же вы, мои братцы-товарищи, 
  И разудаленькие вы да добры молодцы! 
  Принимайтесь-ка за добра молодца, 
  Отбирайте от него да платье цветное, 
  Отбирайте от него да что ли добра коня". 
  Видит тут старый казак да Илья Муромец, 
  Видит он тут, что да беда пришла, 
  Да беда пришла да неминуема, 
   
60 Испроговорит тут добрый молодец да таково слово: 
  "А гой же вы, сорок тысяч разбойников, 
   
  Ведь как бить-трепать вам будет стара некого, 
  Но ведь взять-то будет вам со старого да нечего,- 
  Нет у старого да золотой казны, 
  Нет у старого да платья цветного, 
  А и нет у старого да камня драгоценного, 
  Столько есть у старого один ведь добрый конь, 
  Добрый конь у старого да богатырский, 
70 И на добром коне ведь есть у старого седелышко, 
  Есть седелышко да богатырское, 
  То не для красы, братцы, и не для басы,- 
  Ради крепости да богатырский, 
  И что можно было сидеть да добру молодцу, 
  Биться-ратиться добру молодцу да во чистом поли. 
  Но еще есть у старого на кони уздечка тесмяная, 
  И во той ли во уздечике да во тесмяные 
  Как зашито есть по камешку по яфонту, 
  То не для красы, братцы, не для басы,- 
80 Ради крепости богатырский, 
  И где ходит ведь, гулят мой доброй конь, 
  И среди ведь ходит ночи темные, 
   
  Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак, 
  Шеломчат колпак да сорока пудов, 
  То не для красы, братцы, не для басы,- 
  Ради крепости да богатырский". 
  Скричал-сзычал да громким голосом 
  Разбойнический да атаман большой: 
90 "Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать, 
  Принимайтесь-ка вы, ребятушка, за дело ратное". 
  А й тут ведь старому да за беду стало 
  И за великую досаду показалося, 
   
  Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак, 
  И он начал, старенький, тут шеломом помахивать. 
  Как в сторону махнет - так тут и улица, 
  А в другу отмахнет - дак переулочек, 
  А видят тут разбойнички, да что беда пришла, 
  И как беда пришла и неминуема, 
100 Скричали тут разбойники да зычным голосом: 
  "Ты оставь-ка, добрый молодец, да хоть на семена!" 
  Он прибил-прирубил всю силу неверную, 
  И не оставил разбойников на семена. 
   
  И на камешке подпись подписывал: 
  "И что ли очищена тая дорожка прямоезжая". 
  И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть. 
  Выезжает старенький да во чисто поле, 
  Увидал тут старенький палаты белокаменны, 
110 Приезжает тут старенький к палатам белокаменным, 
   
  Увидала тут да красна девица, 
  Сильная поляница удалая, 
  И выходила встречать да добра молодца: 
  "И пожалуй-кось ко мне, да добрый молодец". 
  И она бьет челом ему, да низко кланяйтся, 
  И берет она добра молодца да за белы руки, 
  За белы руки да за златы перстни, 
  И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны, 
  Посадила добра молодца да за дубовый стол, 
120 Стала добра молодца она угащивать, 
  Стала у добра молодца выспрашивать: 
  "Ты скажи-тко, скажи мне, добрый молодец, 
  Ты какой земли есть, да какой орды, 
  И ты чьего же отца есть да чьеё матери, 
   
  А звеличают тебя по отчеству?" 
  А й тут ответ-то держал да добрый молодец: 
  "И ты почто спрашивашь об том, да красна девица? 
  А я теперь устал, да добрый молодец, 
130 А я теперь устал да отдохнуть хочу". 
  Как берет тут красна девица да добра молодца, 
  И как берет его да за белы руки, 
  За белы руки да за златы перстни, 
  Как ведет тут добра молодца 
  Во тую ли во спальню богато убрану, 
  И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обмансливу. 
  Испроговорит тут молодец да таково слово: 
  "Ай же ты душечка да красна девица! 
  Ты сама ложись да на ту кроватку на тисовую". 
140 И как схватил тут добрый молодец да красну девицу, 
   
  И хватил он ей да подпазушки, 
  И бросил на тую на кроваточку,- 
  Как кроваточка-то эта подвернулася, 
   
  Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом: 
  "А гой же вы, братцы мои да вси товарищи, 
  И разудалые да добры молодцы! 
  Но имай, хватай, вот и сама идет". 
   
150 Выпущает двенадцать да добрых молодцев, 
  И всё сильниих могучих богатырей, 
  Едину оставил саму да во погребе глубокоём. 
  Бьют-то челом да низко кланяются 
   
  И старому казаку Ильи Муромцу. 
  И приезжает старенький ко камешку ко Латырю, 
  И на камешке-то он подпись подписывал: 
  "И как очищена эта дорожка прямоезжая". 
   
160 И во тую ли дороженьку, да где богату быть. 
  Во чистом поли наехали на три погреба глубокиих, 
  И которые насыпаны погреба златом, серебром, 
  Златом, серебром, каменьем драгоценныим. 
   
  И раздавал это злато, серебро по нищей по братии, 
  И раздал он злато, серебро по сиротам по бесприютным. 
   
   
  И на камешке он подпись подписывал: 
  "И как очищена эта дорожка прямоезжая". 

Примечания

Три поездки Ильи Муромца. Гильфердинг-2. No 171. Зап. от Ф. Никитина (Выгозеро). Сказитель объединил текст с былиной "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Былина о трех поездках Ильи Муромца трактуется обычно как поздняя по происхождению, сложенная на основе сказочных сюжетов и как бы дополнившая основную эпическую биографию героя (ср.: Астахова-1. С. 614-615; Миллер-3. С. 142-146). Между тем былина вполне органично вписывается в цикл об Илье, обнаруживая связи не только со сказочной, но и с мифологической и архаической эпической традициями. Одна из главных идей былины - судьба оказывается не властной над героем: он не боится предсказаний и опровергает их, уничтожая зло в разных его обличьях. Латырь-камешок (более распространенная форма - Алатырь) - эпический камень, с которым в былинах связаны типовые значения: места встреч богатырей, места предуказанных испытаний, иногда - гибели. "Бел-горюч камень Алатырь" имеет, скорее всего, мифологическое происхождение, он "всем камням отец", обладает чудесными свойствами; упоминается нередко в заговорах. Существует также объяснение алатыря-камня как алтарного камня, составившего основу Сионской церкви в Иерусалиме; по христианской легенде, у этого алтаря Христос установил таинство причащения (см.: Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. Спб., 1881. Вып. 3. С. 23-24). Как молодинка ведь взять - да то чужа корысть. Молодая жена - чужая добыча, чужая выгода. Курева стоит - обычная формула в былинах для изображения быстрого отъезда героя. Проехал... Корелу проклятую, Не доехал... до Индии до богатый, И наехал... на грязи на смоленские. Характерный пример условной эпической географии. Места, названные здесь, имеют типовые эпические значения: Корела - чужая опасная земля, которую герою надо благополучно миновать; Индия - далекая и богатая земля, до которой герою обычно не удается добраться; грязи смоленские - место, где героя ожидает прямая опасность. То не для красы, братцы, и т. д. В былинах обычно подчеркивается, что драгоценные, изысканные предметы нужны богатырю не для красоты, а ради какой-либо практической цели. Предметы, служащие украшением, знаком щегольства, характеризуют героя с отрицательной стороны. Не оставил разбойников на семена. Рассказ о первой поездке Ильи известен также в виде самостоятельной былины - "Илья Муромец и разбойники" (см. вар. II): здесь богатырь обычно ограничивается тем, что разгоняет разбойников. Сильная поляница удалая. Женщины-богатырки выступают в былинах обычно как представительницы "чужого", враждебного мира; богатыри либо укрощают их и увозят к себе ("Женитьба Добрыни", "Дунай Иванович"), либо уничтожают. Раздал он злато, серебро по сиротам. Рассказ о третьей поездке богатыря в записях былины излагается чаще всего сжато, подчас несколько сбивчиво, либо вовсе опускается. В одном вар. Илья отказывается от третьей поездки, так как ему не нужно богатство (Гильфердинг-2. No 190). Встречаются также трактовки, идущие от религиозно настроенных сказителей: богатырь отдает клад на постройку церкви или в монастырь и затем уходит в киевские пещеры, где окаменевает,- влияние легенды о мощах Ильи Муромца, будто бы хранящихся в Киево-Печерской лавре (Киреевский-1. No 2; Гильфердинг-1. No 58; Гильфердинг-3. No 221, 266).

I. Астахова-1. No 13. Зап. от М. Г. Антонова, дер. Усть-Низем (Мезень). За вступлением сразу следует рассказ о встрече с разбойниками, затем о наезде богатыря на камень с письменами. Финальный эпизод - освобождение пленников.

II. Григорьев-1. No 105. Зап. от М. Амосова, дер. Красное (Пинега). Текст ограничивается эпизодом столкновения Ильи Муромца с разбойниками.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница