Илья Муромец и Святогор

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Русская литература (общая), год: 2000
Примечание:Автор неизвестен
Категория:Легенды и мифы


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СВЯТОГОР

  Как не далече-далече во чистом во поли, 
  Тута куревка да поднималася, 
  А там пыль столбом да поднималася,- 
  Оказался во поли добрый молодец, 
  Русский могучий Святогор-богатырь. 
  У Святогора конь да будто лютой зверь, 
  А богатырь сидел да во косу сажень, 
  Он едет в поли, спотешается - 
  Он бросает палицу булатную 
10 Выше лесушку стоячего, 
  Ниже облаку да ходячего, 
  Улетает эта палица 
  Высоко да по поднебесью; 
  Когда палица да вниз спускается, 
  Он подхватывает да одной рукой. 
  Наеждяет Святогор-богатырь 
  Во чистом поли он на сумочку да скоморошную, 
  Он с добра коня да не спускается, 
   
20 Эта сумочка да не ворохнется. 
  Опустился Святогор да со добра коня, 
  Он берет сумочку да одной рукой - 
  Эта сумочка да не сшевелится; 
  Как берет он обема рукам, 
  Принатужился он силой богатырской, 
  По колен ушел да в мать сыру землю,- 
  Эта сумочка да не сшевелится, 
  Не сшевелится да не поднимется. 
  Говорит Святогор да он про себя: 
30 "А много я по свету еждивал, 
  А такого чуда я не видывал, 
  Что маленькая сумочка да не сшевелится, 
  Не сшевелится да не здымается, 
  Богатырской силы не сдавается". 
  Говорит Святогор да таковы слова: 
  "Верно, тут мне, Святогору, да и смерть пришла". 
  И взмолился он да своему коню: 
  "Уж ты верный богатырский конь! 
  ". 

40 Как схватился он да за уздечику серебряну, 
  Он за ту подпругу золочёную, 
  За то стремечко да за серебряно,- 
  Богатырский конь да принатужился, 
  А повыдернул он Святогора из сырой земли. 
   
  Тут садился Святогор да на добра коня 
  И поехал во чисту полю 
  Он ко тым горам да Араратскиим. 
  Утомился Святогор да он умаялся 
  С этой сумочкой да скоморошноей, 
50 И уснул он на добром коне, 
  Заснул он крепким богатырским сном. 
  Из-под далеча-далеча из чиста поля 
  Выеждял старой казак да Илья Муромец, 
  Илья Муромец да сын Иванович, 
  Увидал Святогора он богатыря: 
  "Что за чудо вижу во чистом поли, 
  Что богатырь едет на добром кони, 
  Под богатырем-то конь да будто лютый зверь, 
  ". 
60 Как скрычал Илья да зычным голосом: 
  "Ох ты гой еси, удалой добрый молодец! 
  Ты что, молодец, да издеваешься, 
  А ты спишь ли, богатырь, аль притворяешься, 
  Не ко мне ли, старому, да подбираешься? 
  А на это я могу ответ держать". 
  От богатыря да тут ответу нет. 
  А вскричал Илья да пуще прежнего, 
  Пуще прежнего да зычным голосом,- 
  От богатыря да тут ответа нет. 
70 Разгорелось сердце богатырское 
  А у старого казака Ильи Муромца, 
  Как берет он палицу булатнюю, 
  Ударяет он богатыря да по белым грудям,- 
  А богатырь спит, не просыпается. 
  Рассердился тут да Илья Муромец, 
  Разъеждяется он во чисто поле, 
  А с разъезду ударяет он богатыря 
  Пуще прежнего он палицей булатнею,- 
   
80 Рассердился тут старой казак да Илья Муромец, 
  А берет он шалапугу подорожную, 
  А не малу шалапугу - да во сорок пуд, 
  Разъеждяется он со чиста поля, 
  И ударил он богатыря по белым грудям,- 
  И отшиб он себе да руку правую. 
  Тут богатырь на кони да просыпается, 
  Говорит богатырь таково слово: 
  "Ох, как больно русски мухи кусаются". 
  Поглядел богатырь в руку правую, 
90 Увидал тут Илью Муромца, 
  Он берет Илью да за желты кудри, 
  Положил Илью да он к себе в карман, 
  Илью с лошадью да богатырскоей, 
  И поехал он да по святым горам, 
  По святым горам да Араратскиим. 
  Как день он едет до вечера, 
  Тёмну ноченьку да он до утра, 
  И второй он день едет до вечера, 
   
100 Как на третей-то да на денёчек 
  Богатырский конь стал спотыкатися. 
  Говорит Святогор да коню доброму: 
  "Ах ты волчья сыть да травяной мешок! 
  Уж ты что, собака, спотыкаешься, 
  Ты идти не мошь аль везти не хошь?" 
  Говорит тут верный богатырский конь 
  Человеческим да он голосом: 
  "Как прости-тко ты меня, хозяинушко, 
  А позволь-ка мни да слово вымолвить: 
110 Третьи суточки да ног не складучи 
  Я вожу двух русскиих могучиих богатырей, 
  Да и в третьих с конём богатырскиим". 
  Тут Святогор-богатырь да опомнился, 
  Что у него в кармане тяжелёшенько,- 
  Он берет Илью да за желты кудри, 
  Он кладет Илью да на сыру землю 
  Как с конем его да богатырскиим, 
  Начал спрашивать, да он выведывать: 
  "Ты скажи, удалый добрый молодец, 
120 Ты коей земли, да ты какой орды? 
  Если ты богатырь святорусский, 
  Дак поедем мы да во чисто поле, 
  Попробуем мы силу богатырскую". 
  Говорит Илья да таковы слова: 
  "Ай же ты удалой добрый молодец! 
  Я вижу силушку твою великую, 
  Не хочу я с тобой сражатися, 
  Я желаю с тобой побрататися". 
  Святогор-богатырь соглашается, 
130 Со добра коня да опушается, 
  И раскинули оне тут бел шатёр, 
  А коней спустили во луга зеленые, 
  Во зеленые луга оне стреножили. 
  Сошли они оба во белой шатёр, 
  Они друг другу порассказалися, 
  Золотыми крестами поменялися, 
  Они с друг другом да побраталися, 
  Обнялись они, поцеловалися: 
   
140 Илья Муромец да будет меньший брат; 
  Хлеба-соли тут они откушали, 
  Белой лебеди порушали 
  И легли в шатёр да опочив держать. 
  И недолго-немало спали - трое суточек, 
  На четверты оне да просыпалися, 
  В путь-дороженьку да отправлялися. 
   
  Как седлали оне да коней добрыих, 
  И поехали оне да не в чисто поле, 
  А поехали оне да по святым горам, 
150 По святым горам да Араратскиим. 
  Прискакали на гору Елеонскую, 
  Как увидели оне да чудо чудное, 
  Чудо чудное, да диво дивное: 
   
  Как стоит тута да дубовый гроб; 
  Как богатыри с коней спустилися, 
  Оне ко гробу к этому да наклонилися, 
  Говорит Святогор да таковы слова: 
  "А кому в этом гробе лежать сужено? 
160 Ты послушай-ка, мой меньший брат,- 
  Ты ложись-ка во гроб да померяйся, 
  Тебе ладен ли да тот дубовый гроб". 
  Илья Муромец да тут послушался 
   
  Он ложился, Илья, да в тот дубовый гроб,- 
  Этот гроб Ильи да не поладился, 
  Он в длину длинен и в ширину широк. 
  И ставал Илья да с того гроба, 
   
170 Святогору гроб да поладился, 
  В длину по меры и в ширину как раз. 
  Говорит Святогор да Ильи Муромцу: 
  "Ай же ты Илья да мой меньший брат! 
   
  Полежу в гробу я, полюбуюся". 
  Как закрыл Илья крышечку дубовую, 
  Говорит Святогор таковы слова: 
  "Ай же ты Ильюшенька да Муромец! 
   
180 Мни дышать-то нечем да тошнёшенько. 
  Ты открой-ка крышечку дубовую, 
  Ты подай-ка мне да свежа воздуху". 
  Как крышечка не поднимается, 
   
  Говорит Святогор да таковы слова: 
  "Ты разбей-ка крышечку саблей вострою". 
  Илья Святогора послушался, 
  Берет он саблю вострую, 
   
190 А куда ударит Илья Муромец, 
  Тут становятся обручи железные. 
  Начал бить Илья да вдоль и поперек,- 
  Всё железные обручи становятся. 
   
  "Ах ты меньший брат да Илья Муромец! 
  Видно, тут мни, богатырю, кончинушка, 
  Ты схорони меня да во сыру землю, 
  Ты бери-тко моего коня да богатырского, 
   
200 Я здохну тиби да в личко белое, 
  У тя силушки да поприбавится". 
  Говорит Илья да таковы слова: 
  "У меня головушка есь с проседью, 
   
  А мне своей-то силушки достаточно: 
  Если силушки у меня да прибавится, 
  Меня не будет носить да мать сыра земля; 
  И не наб мне твоего коня да богатырского,- 
   
210 Мни старой бурушка косматенький". 
  Тута братьица да распростилися, 
  Святогор остался лежать да во сырой земли, 
  А Илья Муромец поехал по святой Руси 
   
  А ко ласковому князю ко Владимиру. 
   
  Рассказал он чудо чудное, 
  Как схоронил он Святогора да богатыря 
  На той горы на Елеонскии. 
   
220 А Ильи Муромцу да хвалу дают. 
  А на том былинка и закончилась. 

Примечания

Илья Муромец и Святогор. Парилова - Соймонов. No 4. Зап. от А. М. Пашковой, г. Петрозаводск. Сказительницей объединены два самостоятельных сюжета: Святогор и тяга земная и Святогор примеряет гроб. Святогор-богатырь... подхватывает да одной рукой. В изложении Пашковой отчасти сглажены особенные черты Святогора, отделяющие его от киевских богатырей: связь его с мифическими горами, одиночество, непомерная тяжесть, невозможность его приложить силы к какому-то делу. Типовые черты Святогора как эпического героя с большей определенностью и более традиционно даны в вар. I и III. В русском эпосе Святогор - один из самых загадочных персонажей. Он представляет "первое" поколение богатырей-великанов, не участвующее в событиях эпической истории Киевской Руси и обреченное на гибель (см. Путилов. С. 78-83). Возможно, что мифологическим предшественником Святогора было хтоническое существо, враждебное людям: указания на это проявляются в мотивах связи Святогора с землей и ее таинственными силами. Хотел поднять погонялкой эту сумочку и т. д. Определение сумочки как "скоморошной" принадлежит, видимо, А. М. Пашковой и не поддается удовлетворительному объяснению. Обычно в вар. говорится о переметной сумочке, которая появляется перед Святогором в ответ на его похвальбу (вар. I). Значение сумочки загадочно: согласно вар., она заключает в себе "тягу земную", "весь земной груз", "всю тяготу"; тем самым наряду с прямым значением сумочки как фантастически тяжелого предмета появляется возможность истолкования ее в обобщенно-символическом плане: как воплощения всей силы земли, как особой земной силы, овладеть которой можно лишь посредством сознательной человеческой деятельности (в вар. Святогору противостоит богатырь-пахарь Микула Селянинович), как силы Русской земли, которая нуждается в разумно действующих героях (в вар. поднять сумочку предлагает Святогору Илья Муромец). См.: Пропп. С. 79-83. Образцы поэтического и социально-философского истолкования переметной сумочки дали Г. И. Успенский ("Власть земли") и Н. А. Некрасов ("Кому на Руси жить хорошо", гл. "Савелий, богатырь святорусский"). Верно, тут мне, Святогору, да и смерть пришла. В вар. I былины Святогор действительно гибнет в столкновении с "тягой земной". А берет он шалапугу подорожную. В былинах шалапуга (шелепуга) оказывается под руками у богатыря либо когда он вообще не вооружен, либо когда обычное оружие не дает эффекта. Святогору гроб да поладился и т. д. Мотив встречи героя со "своим" гробом, примеривания и невозможности освободиться от него (в чем выражена идея предуказанности и неотвратимости гибели героя) распространен в мировом фольклоре (ср. Жданов-1904. С. 653-658). Мни твоей-то силушки не надобно. Согласно различным вар. сюжета, Святогор готов передать Илье свою силу (или часть ее) через последний вздох, смертную слюну, пот либо через купанье "в силе" (см. вар. IV, V). В основе этого мотива лежат архаические представления о природе богатырской силы и о магических способах ее передачи. По-видимому, Святогор хочет сделать Илью своим преемником. Обычно Илья принимает лишь часть силы, избегая превращения в великана. В тексте А. М. Пашковой полный отказ Ильи от предложения Святогора подчеркивает несогласие наследовать его силу.

несколько искусственное, произведено первыми издателями.

II. Рыбников-1. No 8. Зап. от Л. Богданова (Кижи). Разделение на стихи (как и в вар. I) принадлежит первым издателям. Первую часть текста составляет сюжет: Исцеление Ильи Муромца. Выходит оттоль жена богатырская и т. д. Сохранились (в единичных вар.) былины о женитьбе Святогора - Самсона, основанные на мотиве предуказанного судьбой брака. Святогор узнает от чудесного кузнеца о своей суженой, находит ее спящей, покрытой коростой и "гноищем", и, желая избавиться от невесты, наносит удар ей по груди мечом, а сам уезжает. Между тем удары меча избавляют девушку от коросты и возвращают ей необыкновенную красоту. Позднее суженые встречаются, и Святогор по рубцу на груди узнает в жене предназначенную ему невесту: так он убеждается, что "от судьбины своей никуда не уйдешь" (Рыбников-1. С. 40-41). Эпизод с женой, которую Святогор возит в запертом хрустальном ларце и в кармане, мотив неверной жены, соблазняющей попавшего в плен героя, в былинах очень редки и, по-видимому, вошли в них из сказок (ср. Жданов-1904. С. 849-869). Дивья мне потыкатися - не удивительно (не чудо), что я спотыкаюсь. Поменялся крестом и назвал меньшим братом. Побратимство постоянно упоминается в былинах как форма особенно близких отношений между богатырями, основанных на взаимной преданности и готовности в любой момент прийти на помощь. Обычай побратимства восходит к древнему общественному быту славян (см.: Громыко M. M. Обычай побратимства в былинах // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. С. 116-125).

III. Гильфердинг-1. No 1. Зап. от П. Л. Калинина, дер. Горка (Повенец). Вторую часть былины составляет сюжет: Святогор примеривает гроб. Окончание необычно: умирающий Святогор отправляет Илью Муромца к своему отцу просить "прощеньица вечного". Старик думает, что Илья убил его сына, и пытается сам убить богатыря, но затем образумливается и посылает сыну "прощенье вечное".

IV. Григорьев-3. NЈ 114. Зап. от А. М. Мартынова, дер. Малые Нисогоры. Первую часть былины составляют эпизоды, соответствующие ст. 52-147 основного текста, и сюжет: Святогор и тяга земная. Давали бы они да как божью помощь - т. е. высказывали пожелание успеха в работе.

V. Григорьев-3. No 50. Зап. от Е. В. Рассолова, дер. Печище. Первая часть былины - см. "Исцеление Ильи Муромца", вар. II. Л сделалась в ём сила необъятна тут. Пример отклонения певца от основного эпического замысла, согласно которому Илья Муромец как богатырь нового типа не может наследовать полную силу Святогора. По-видимому, смысл совета Святогора, не принятого во внимание Ильей,- искупаться в третьей силе, минуя первую и вторую,- состоял в том, чтобы Илья получил силу не "необъятную", а соответствующую его богатырской природе.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница