Автор: | Русская литература (общая), год: 2000 |
Примечание: | Автор неизвестен |
Категория: | Легенды и мифы |
ИСЦЕЛЕНИЕ ИЛЬИ МУРОМЦА
Да старой казак да Илья Муромец, | |
Илья Муромец да сын Иванович, | |
Он сидел ли тридцать лет на седалище, | |
Он не имел-то да ни рук, ни ног. | |
Да пришло к нему два старца незнакомые, | |
Проговорит ему старец да едино слово: | |
"Ай же Илей, восстань ты на свои резвы ноги, | |
Дай-ка пива выпити яндому". | |
Илей говорит-то старцу таково слово: | |
10 | "Не имею я да ведь ни рук, ни ног, |
Сижу тридцать лет на седалище". | |
Говорил старый старец едино слово: | |
"Ай же Илей, восстань ты на свои резвы ноги, | |
Иди ты, Илей, к водоносу ты, | |
Налей пива яндому, | |
Принеси ты яндому пития". | |
Выстал Илей на свои резвы ноги, | |
Пришел Илей к водоносу, | |
Яндому захватил пития с водоносу, | |
20 | |
Старец говорит ему да й таково слово: | |
"Да пей-ка ты, Илей, да сам яндому". | |
Выпил Илья пития яндому, | |
Почувствовал в себе силу да великую, | |
Говорил старец-то друго слово: | |
"Ай же Илей, дай же мне пива выпить яндому". | |
Он пошел по мосту по дубовому, | |
Закричали балки под мостом белодубовым, | |
Загнулись-то тут мосты калиновы. | |
30 | Зачерпнул пития Илей с водоносу, |
Приносил старцу яндому питья, | |
Старец говорил ему да й таково слово: | |
"Да пей-ка ты, Илей, да сам яндому". | |
И выпил Илей другу яндому, | |
Услышал Илей в себе силу великую, | |
Проговорит тут старец еще едино слово: | |
"Ай же ты Илей, дай-ка выпить яндому пития". | |
Он как выпил, Илей, пива-то яндому, | |
Он почуял в себе, Илей, силу да великую. | |
40 | Говорил другой старец таково слово: |
"Ай же ты Илей, налей-ка мне пива яндому". | |
Наливает Илей пива с водоносу, | |
А приносит старцу-то другому, | |
Проговорил ли старец таково слово: | |
"Если приказать тебе третье пить яндому, | |
Не удержать тебе силы великоя, | |
Не удержать тебе силы богатырския". | |
Выпил-то старец ведь сам яндому, | |
И проговорил старец да таково слово: | |
50 | "Ай же ты Илей, да ты справься-тко да ко городу, |
Ко городу да ты ко Киеву, | |
Ко солнышку князю да ко Владимиру. | |
И выйдешь из своего ты поселия, | |
Тутко о путь камень есть неподвижныя, | |
На камени да подпись есть подписана". | |
И ходит Илей покоем белодубовым, | |
Да тым ли мостом калиновым. | |
Пришли его родители да рожденые, | |
Пришли оны со работы со крестьянскоей, | |
60 | Пришли его братия да родимые, |
Да пришли его сестры да любимые. | |
И с радости родители опечалились: | |
Тридцать лет сидел на седалище, | |
Не имел-то он ни рук-то да ни ног. | |
Говорит Илей своим рожденыим родителям, | |
Говорит Илей да таково слово: | |
"Ай же вы мои родители рожденые! | |
Где вы были на крестьянской на работушке?" | |
70 | Ай же отвечали его рожденые родители: |
"Слава тебе господи, тридцать лет сидел Илей да на | |
седалище, | |
Не имел Илей ведь ни рук, ни ног". | |
Спросил у рожденыих родителей: | |
"Ай же вы мои рожденые родители! | |
Где вы работали крестьянскую работушку?" | |
Говорил ему родитель да рожденые: | |
"Ай же ты Илей, мы работаем луг и пожню, | |
Чистим луг, пожню за три поприща от дому". | |
- "Ай же ты родитель мой рожденыя! | |
80 | Сведи меня туда да на займище, |
Укажите вы мне мою работушку". | |
"Укажи мне, родитель, по которых мест межа". | |
Захватил Илейко лесу кусту в пясть, | |
Отрубил лесы дремучие по корешку, | |
Бросил на место на пристойное, | |
Говорил родителю да таково слово: | |
"Ай же ты мой-то родитель рожденыя! | |
Полно ли тебе луг, пожню чистить, | |
90 | Простите меня с рожденого со места". |
Отправлялся Илей к стольному городу ко Киеву, | |
Пришел к тому камени неподвижному, | |
На камени была подпись да подписана: | |
"Илей, Илей, камень сопри с места неподвижного,- | |
Там есть конь богатырский тебе, | |
Со всеми-то поспехамы да богатырскима; | |
Там есть-то шуба соболиная, | |
Там есть-то палица булатная". | |
100 | Проговорил Илей да таково слово: |
"Ай же ты конь богатырской! | |
Служи-тко ты верою-правдою мне". | |
"Ай же ты Илей, старой казак Илья Муромец, | |
Илья Муромец сын Иванович! | |
Ты мо'шь ли владать конем богатырскиим?" | |
Он садился, старой казак Илья Муромец, | |
На этого коня на богатырского, | |
110 | А со этыма поспехамы богатырскима, |
Садился тот старой казак Илья Муромец, | |
Илья Муромец сын Иванович. | |
"Ай же старой казак Илья Муромец, | |
Илья Муромец сын Иванович! | |
Знай ты мною управлять, | |
Дал тебе господь коня да богатырского, | |
На твое рожденое на место, | |
120 | Дал тебе господь руце, нозе. |
Не написано теби, старой казак Илья Муромец, | |
Илья Муромец сын Иванович, | |
". |
Исцеление Ильи Муромца. Гильфердинг-2. No 120. Зап. от В. П. Щеголенка, дер. Боярщина (Кижи). Текст является частью сводной былины, объединяющей сюжеты: Илья Муромец и разбойники, Илья Муромец и Идолище, Илья Муромец и Соловей-разбойник.
Сюжет об исцелении Ильи Муромца в цикле посвященных ему былин естественно рассматривать как открывающий поэтическую биографию богатыря. Характерные для сюжета темы - чудесное избавление героя-сидня от недуга, наделение его богатырской силой и неуязвимостью, обретение им боевого коня и снаряжения, а также "первый" (предварительный) подвиг - традиционны для героического эпоса и героических сказок многих народов (ср.: Жирмунский-1974. С. 242-256; Жирмунский-1979. С. 25-27, 217-218; Путилов. С. 91-95; Халанский. С. 8390). Возможно, что в русской былинной традиции изложение сюжета в полной его форме - факт сравнительно поздний (Астахова-1. С. 617). Характерно, что среди записей преобладают прозаические и прозаизированные версии. Однако представления об Илье Муромце как крестьянском сыне, ставшем богатырем благодаря чудесному питью, принесенному странниками, и о том, что ему смерть в бою не писана, несомненно, изначально заложены в эпической биографии Ильи как неотъемлемые черты его богатырства. Он не имел-то да ни рук, ни ног - т. е. богатырь "не владел" руками и ногами. Два старца незнакомые. В других вар. - "калики перехожие". Дай-ка пива выпити яндому. В других вар. странники посылают Илью за водой либо сами подносят ему питье. Услышал Илей в себе силу великую и т. д. Эпизод с питьем и получением силы передан в тексте несколько сбивчиво. В более точном изложении Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы силу уменьшить и довести ее "до нормы" (см. вар. I). За три поприща от дому. Расстояние от дома до места работы (букв.трое суток пути) здесь по-эпически гиперболизировано. Дал тебе господь руце, нозе. Органичен для эпизодов чудесного исцеления Ильи мотив вмешательства неведомых фантастических сил; старцы же выступают как исполнители их воли. Сказитель Щеголенок был склонен трактовать древнюю былинную фантастику в христианско-религиозном духе, что и отразилось в изложении данного эпизода. Слова "руки" и "ноги" он произносил здесь по-церковнославянски. Не писана тебе смерть на убоищи. Обычно это предсказание делают странники (см. вар. I, II).
I. Соколов - Чичеров. No 70. Зап. от П. Е. Миронова, дер. Семеново (Пудога).
"сего лета", т. е. родившийся в этом году. А не съезжайся-ка ты с Самсоном тут и т. д. Самсон и Святогор в былинах дублируют друг друга в одинаковых сюжетах, чаще, однако, фигурирует Святогор (см. след. былину). Былинные сюжеты собственно о Самсоне восходят к библейско-апокрифическим сказаниям (ср.: Жданов-1904. С. 582-686). Мотив запрета на встречу Ильи Муромца со Святогором - Самсоном подсказан, очевидно, сюжетом: Илья Муромец и Святогор (см. след. былину). О том, что Святогора "земля не несет", см. след. былину, вар. III. Далее в тексте рассказывается о помощи Ильи Муромца отцу на пашне, о покупке богатырского коня, отъезде и встрече со Святогором (отрывок см.: "Илья Муромец и Святогор", вар. V).