Исцеление Ильи Муромца

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Русская литература (общая), год: 2000
Примечание:Автор неизвестен
Категория:Легенды и мифы


ОглавлениеСледующая страница

ИСЦЕЛЕНИЕ ИЛЬИ МУРОМЦА

  Да старой казак да Илья Муромец, 
  Илья Муромец да сын Иванович, 
  Он сидел ли тридцать лет на седалище, 
  Он не имел-то да ни рук, ни ног. 
  Да пришло к нему два старца незнакомые, 
  Проговорит ему старец да едино слово: 
  "Ай же Илей, восстань ты на свои резвы ноги, 
  Дай-ка пива выпити яндому". 
  Илей говорит-то старцу таково слово: 
10 "Не имею я да ведь ни рук, ни ног, 
  Сижу тридцать лет на седалище". 
  Говорил старый старец едино слово: 
  "Ай же Илей, восстань ты на свои резвы ноги, 
  Иди ты, Илей, к водоносу ты, 
  Налей пива яндому, 
  Принеси ты яндому пития". 
  Выстал Илей на свои резвы ноги, 
  Пришел Илей к водоносу, 
  Яндому захватил пития с водоносу, 
20  
  Старец говорит ему да й таково слово: 
  "Да пей-ка ты, Илей, да сам яндому". 
  Выпил Илья пития яндому, 
  Почувствовал в себе силу да великую, 
  Говорил старец-то друго слово: 
  "Ай же Илей, дай же мне пива выпить яндому". 
  Он пошел по мосту по дубовому, 
  Закричали балки под мостом белодубовым, 
  Загнулись-то тут мосты калиновы. 
30 Зачерпнул пития Илей с водоносу, 
  Приносил старцу яндому питья, 
  Старец говорил ему да й таково слово: 
  "Да пей-ка ты, Илей, да сам яндому". 
  И выпил Илей другу яндому, 
  Услышал Илей в себе силу великую, 
  Проговорит тут старец еще едино слово: 
  "Ай же ты Илей, дай-ка выпить яндому пития". 
  Он как выпил, Илей, пива-то яндому, 
  Он почуял в себе, Илей, силу да великую. 
40 Говорил другой старец таково слово: 
  "Ай же ты Илей, налей-ка мне пива яндому". 
  Наливает Илей пива с водоносу, 
  А приносит старцу-то другому, 
  Проговорил ли старец таково слово: 
  "Если приказать тебе третье пить яндому, 
  Не удержать тебе силы великоя, 
  Не удержать тебе силы богатырския". 
  Выпил-то старец ведь сам яндому, 
  И проговорил старец да таково слово: 
50 "Ай же ты Илей, да ты справься-тко да ко городу, 
  Ко городу да ты ко Киеву, 
  Ко солнышку князю да ко Владимиру. 
  И выйдешь из своего ты поселия, 
  Тутко о путь камень есть неподвижныя, 
  На камени да подпись есть подписана". 
  И ходит Илей покоем белодубовым, 
  Да тым ли мостом калиновым. 
  Пришли его родители да рожденые, 
  Пришли оны со работы со крестьянскоей, 
60 Пришли его братия да родимые, 
  Да пришли его сестры да любимые. 
   
  И с радости родители опечалились: 
  Тридцать лет сидел на седалище, 
  Не имел-то он ни рук-то да ни ног. 
  Говорит Илей своим рожденыим родителям, 
  Говорит Илей да таково слово: 
  "Ай же вы мои родители рожденые! 
  Где вы были на крестьянской на работушке?" 
70 Ай же отвечали его рожденые родители: 
  "Слава тебе господи, тридцать лет сидел Илей да на 
  седалище,
  Не имел Илей ведь ни рук, ни ног". 
  Спросил у рожденыих родителей: 
  "Ай же вы мои рожденые родители! 
  Где вы работали крестьянскую работушку?" 
  Говорил ему родитель да рожденые: 
  "Ай же ты Илей, мы работаем луг и пожню, 
  Чистим луг, пожню за три поприща от дому". 
  - "Ай же ты родитель мой рожденыя! 
80 Сведи меня туда да на займище, 
  Укажите вы мне мою работушку". 
   
  "Укажи мне, родитель, по которых мест межа". 
  Захватил Илейко лесу кусту в пясть, 
  Отрубил лесы дремучие по корешку, 
  Бросил на место на пристойное, 
  Говорил родителю да таково слово: 
  "Ай же ты мой-то родитель рожденыя! 
  Полно ли тебе луг, пожню чистить, 
90 Простите меня с рожденого со места". 
  Отправлялся Илей к стольному городу ко Киеву, 
  Пришел к тому камени неподвижному, 
  На камени была подпись да подписана: 
  "Илей, Илей, камень сопри с места неподвижного,- 
  Там есть конь богатырский тебе, 
  Со всеми-то поспехамы да богатырскима; 
  Там есть-то шуба соболиная, 
   
  Там есть-то палица булатная". 
100 Проговорил Илей да таково слово: 
  "Ай же ты конь богатырской! 
  Служи-тко ты верою-правдою мне". 
   
  "Ай же ты Илей, старой казак Илья Муромец, 
  Илья Муромец сын Иванович! 
  Ты мо'шь ли владать конем богатырскиим?" 
  Он садился, старой казак Илья Муромец, 
   
  На этого коня на богатырского, 
110 А со этыма поспехамы богатырскима, 
  Садился тот старой казак Илья Муромец, 
  Илья Муромец сын Иванович. 
   
  "Ай же старой казак Илья Муромец, 
  Илья Муромец сын Иванович! 
  Знай ты мною управлять, 
  Дал тебе господь коня да богатырского, 
   
  На твое рожденое на место, 
120 Дал тебе господь руце, нозе. 
  Не написано теби, старой казак Илья Муромец, 
  Илья Муромец сын Иванович, 
  ". 

Исцеление Ильи Муромца. Гильфердинг-2. No 120. Зап. от В. П. Щеголенка, дер. Боярщина (Кижи). Текст является частью сводной былины, объединяющей сюжеты: Илья Муромец и разбойники, Илья Муромец и Идолище, Илья Муромец и Соловей-разбойник.

Сюжет об исцелении Ильи Муромца в цикле посвященных ему былин естественно рассматривать как открывающий поэтическую биографию богатыря. Характерные для сюжета темы - чудесное избавление героя-сидня от недуга, наделение его богатырской силой и неуязвимостью, обретение им боевого коня и снаряжения, а также "первый" (предварительный) подвиг - традиционны для героического эпоса и героических сказок многих народов (ср.: Жирмунский-1974. С. 242-256; Жирмунский-1979. С. 25-27, 217-218; Путилов. С. 91-95; Халанский. С. 8390). Возможно, что в русской былинной традиции изложение сюжета в полной его форме - факт сравнительно поздний (Астахова-1. С. 617). Характерно, что среди записей преобладают прозаические и прозаизированные версии. Однако представления об Илье Муромце как крестьянском сыне, ставшем богатырем благодаря чудесному питью, принесенному странниками, и о том, что ему смерть в бою не писана, несомненно, изначально заложены в эпической биографии Ильи как неотъемлемые черты его богатырства. Он не имел-то да ни рук, ни ног - т. е. богатырь "не владел" руками и ногами. Два старца незнакомые. В других вар. - "калики перехожие". Дай-ка пива выпити яндому. В других вар. странники посылают Илью за водой либо сами подносят ему питье. Услышал Илей в себе силу великую и т. д. Эпизод с питьем и получением силы передан в тексте несколько сбивчиво. В более точном изложении Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы силу уменьшить и довести ее "до нормы" (см. вар. I). За три поприща от дому. Расстояние от дома до места работы (букв.трое суток пути) здесь по-эпически гиперболизировано. Дал тебе господь руце, нозе. Органичен для эпизодов чудесного исцеления Ильи мотив вмешательства неведомых фантастических сил; старцы же выступают как исполнители их воли. Сказитель Щеголенок был склонен трактовать древнюю былинную фантастику в христианско-религиозном духе, что и отразилось в изложении данного эпизода. Слова "руки" и "ноги" он произносил здесь по-церковнославянски. Не писана тебе смерть на убоищи. Обычно это предсказание делают странники (см. вар. I, II).

I. Соколов - Чичеров. No 70. Зап. от П. Е. Миронова, дер. Семеново (Пудога).

"сего лета", т. е. родившийся в этом году. А не съезжайся-ка ты с Самсоном тут и т. д. Самсон и Святогор в былинах дублируют друг друга в одинаковых сюжетах, чаще, однако, фигурирует Святогор (см. след. былину). Былинные сюжеты собственно о Самсоне восходят к библейско-апокрифическим сказаниям (ср.: Жданов-1904. С. 582-686). Мотив запрета на встречу Ильи Муромца со Святогором - Самсоном подсказан, очевидно, сюжетом: Илья Муромец и Святогор (см. след. былину). О том, что Святогора "земля не несет", см. след. былину, вар. III. Далее в тексте рассказывается о помощи Ильи Муромца отцу на пашне, о покупке богатырского коня, отъезде и встрече со Святогором (отрывок см.: "Илья Муромец и Святогор", вар. V).



ОглавлениеСледующая страница