Народы и религии мира
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

ЭЙРАН

эйран, кисломолочный напиток у татар. См. Айран.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЛЛАДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Элла́дская правосла́вная це́рковь, одна из 15 автокефальных православных церквей. Другое её название - Греческая православная церковь. Христианство проникло на территорию Греции в I в. Основную роль в его распространении сыграл св. апостол Павел. Церковь была образована во II в. К VI в. уже почти всё население страны приняло христианство. Язычества продолжали придерживаться лишь некоторые горные племена.

В первое время церковь подчинялась то Риму, то Константинополю, но с IX в. находилась в юрисдикции Константинопольской православной церкви. После завоевания в 1503 Греции Турцией православное духовенство получило статус низших чиновников, представлявших интересы своего народа в политических и прочих контактах с турками. Позже духовенство принимало активное участие в борьбе за независимость Греции. Именно патрский архиепископ Герман поднял в 1821 народ на восстание, вылившееся в войну за независимость. В 1829 Турция была вынуждена признать автономию Греции, а в 1830 и её независимость. Вскоре после этого - в 1833 - греческие епископы объявили об автокефалии Элладской православной церкви в границах нового государства, а в 1850 её самостоятельность была признана Константинопольским патриархатом.

Догматика Элладской православной церкви не отличается от догматики других православных церквей. Элладская православная церковь имеет и сходную с другими православными церквами обрядность.

В 1924 Элладская православная церковь перешла с юлианского на григорианский календарь. Часть духовенства и верующих не согласились с переходом на новый календарь и вышли из Элладской православной церкви, образовав Истинно православную церковь старого календаря, которая позже раскололась на две самостоятельные церковные организации.

Элладская православная церковь с 1923 возглавляется архиепископом. Его полный титул - архиепископ Афинский и всей Эллады. Резиденция архиепископа находится в столице Греции - Афинах. Руководство церковью осуществляется Священным синодом, находящимся в какой-то мере под контролем государства. В состав Элладской православной церкви входит 81 епархия, причём 49 из них (расположенные на севере страны) формально находятся в юрисдикции Константинопольской православной церкви, хотя и представлены в синоде Элладской православной церкви.

По сравнению с другими православными церквами в Элладской православной церкви более существенную роль играют светские богословы: большинство преподавателей богословия и значительная часть проповедников - миряне.

Для религиозной жизни Греции очень характерно широкое распространение так называемых внутренних миссий. Самая значительная из таких организаций - братство «Зое» (по-гречески - «жизнь»), основанное в 1911. Это своего рода монашеский орден современного типа. Почти все члены братства имеют высшее богословское образование. Лишь один месяц в году они живут дома, остальное время проводят в странствии по стране, проповедуя и занимаясь образовательной деятельностью.

Элладская православная церковь имеет статус государственной церковной организации. Численность последователей Элладской православной церкви составляет около 10 млн. человек. Подавляющее большинство из них живёт в Греции. По этнической принадлежности - греки.

О. Е. Казьмина

ЭНДОГАМИЯ

эндога́мия (от греч. endon — внутри и gamos — брак), норма, предписывающая заключение брака в пределах определённой социальной группы или категории (например, сословия, касты, некоторых этнических групп). Противопоставляется экзогамии.

ЭНИШ

эниш (кирг.), аударыспак (казах.), конноспортивное состязание у народов Средней Азии, во время которого каждый из двух всадников пытается сбросить другого с седла.

ЭНРАМАДА

энрамада (исп. enramada, от rama — ветка), хозяйственная постройка у народов Латинской Америки — шалаш, навес на столбах.

ЭРАН

эран, кисломолочный напиток у марийцев. См. Айран.

ЭРЕМЧЕК

эремчек, вид творога у татар и башкир.

ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА

этни́ческая гру́ппа, наиболее распространённое в науке обозначение этнической общности (народа, этноса), под которой понимается группа людей, обладающая общим самосознанием этническим, разделяющая общее название и элементы культуры и находящаяся в фундаментальных связях с другими общностями, в том числе государственными. Историческими условиями возникновения этнических групп (этногенеза) считаются наличие общности территории, хозяйства и языка. Для существования этнической группы важен разделяемый миф об общем происхождении и общая историческая память, а также ассоциация с определённой территорией. Сильное воздействие на формирование этнических групп оказывали миграции и контакты с другими культурами, политические и природные факторы. На ранних стадиях человеческой эволюции целостность этнических групп поддерживалась однотипной социальной организацией, внутригрупповой брачностью (эндогамией), контролем лидеров. На поздних стадиях важную роль играют государство и идеология. Через единую государственность обеспечивается социально-экономическая и политическая целостность этнической группы. Вместе с тем многие этнические группы могут существовать в составе гражданских наций или одна этническая группа на территории нескольких государств (например, кастильцы, каталонцы, галисийцы, баски и др. среди испанцев; индейские группы, гавайцы, испаноамериканцы среди американцев; русские, татары, чеченцы, чуваши, якуты и др. среди россиян; саамы в Норвегии, Финляндии, Швеции и России; курды в Азербайджане, Турции, Ираке, Иране, Сирии). Всего в мире насчитывается около 2—3 тысяч этнических групп, в России — более 100, в Индии, Индонезии, Нигерии — более 200 в каждой стране.

В отечественной науке термин этническая группа часто используется как синоним субэтнической группы или для обозначения компактно проживающих меньшинств этнических (например, латыши, эстонцы, литовцы в Сибири, венгры на Украине, татары в Литве).

В. А. Тишков

ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ

этни́ческая террито́рия, географическое пространство основного расселения или формирования этнической группы (народа, этноса). Понятие этническая территория является крайне условным и в современной ситуации может использоваться только для сельских районов с моноэтническим населением, так как почти все города имеют сложный состав населения. Принцип этнической территории иногда используется при создании этнотерриториальных автономий, самоуправляющихся общин (резерватов), а также для политических требований создания "национальных государств" (см. Национализм). Однако право владения территорией принадлежит государственным образованиям, которые по своему существу не могут иметь моноэтнический состав, а включают всех проживающих на ней граждан. Одним из неотъемлемых человеческих прав в современном мире считается право передвижения и свободного выбора места жительства в рамках государств (в отношении межгосударственных миграций могут существовать особые правила). Это означает, что индийцы на Фиджи, японцы и китайцы на Гавайях, русские в Эстонии и в Грозном, армяне в Лос-Анджелесе, татары в Москве и в Башкирии живут на "своих" территориях, если являются гражданами соответствующих государств. Но при этом часть территории государства может законодательно резервироваться для преимущественного или исключительного проживания и использования представителями этнических общин, которые ведут традиционный образ хозяйствования и культура которых нуждается в особых мерах защиты.

В. А. Тишков

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА

этнографи́ческая гру́ппа, одно из обозначений в отечественной науке локальных, культурно отличающихся групп в рамках одной этнической группы. Близко понятию субэтнической группы. Могут отличаться языком (диалектом, говором) и другими компонентами культуры, а также элементами самосознания этнического, выраженного прежде всего в самоназвании (например, картлийцы, кахетинцы, имеретинцы, хевсуры, гурийцы и др. среди грузин; поморы, казаки, каменщики (бухтарминцы), марковцы, камчадалы, липоване и др. среди русских). В определённых исторических и политических условиях могут обретать статус самостоятельного народа или вести борьбу за такой статус (например, русины на Украине). В зарубежной науке термин не употребляется.

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ

этноконфессиона́льная о́бщность, общность, возникающая при тесном сопряжении этнических и религиозных признаков. Существуют два основных типа этноконфессиональных общностей: сопряжение с той или иной конфессией какой-то части этнической группы и возникновение вследствие этого у неё специфических культурных свойств (например, группы старообрядцев, молокан и духоборов среди русских, кряшен и нагайбаков среди татар, меннонитов среди российских немцев и др.) и сопряжение нескольких объединённых одной конфессией, близких по культуре и расселённых на смежных территориях этнических групп и появление у них в результате этого общего самосознания (например, мусульманские народы Северного Кавказа). При формировании этноконфессиональной общности этническая и религиозная специфика тесно переплетаются: этнические свойства становятся составными элементами религиозного культа и, напротив, отдельные элементы культа приобретают характер этнических явлений. Этноконфессиональные общности могут со временем превратиться в самостоятельные этносы, например нагайбаки.

П. И. Пучков

ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ

этнонационали́зм, см. Национализм.

ЭТНОС

э́тнос, см. Этническая группа.

ЭФИОПО-КАТОЛИКИ

эфио́по-като́лики, одна из групп католиков-униатов, придерживающихся александрийского обряда. Хотя католические миссии начали свою деятельность в Эфиопии ещё в XV в. и эфиопы были представлены на Флорентийском вселенском соборе, уния между небольшой группой эфиопских христиан и Римско-католической церковью была заключена лишь в 1846.

Приняв католическую догматику, эфиопо-католики частично сохранили в богослужении особую эфиопскую разновидность александрийского обряда, характерную для Эфиопской православной церкви. Литургическим языком служит эфиопский язык геэз, ставший с XVI в. мёртвым. В настоящее время обрядность эфиопо-католиков подверглась значительной «латинизации». Прежнему обряду следуют лишь при совершении Евхаристической литургии и в архиерейских службах, в остальном же используют латинский обряд.

Во главе эфиопо-католиков стоит архиепископ Аддис-Абебы. Ему подчинены 3 епархии. Численность эфиопо-католиков — 123 тыс. человек. Бо́льшая часть их живёт в Эритрее, меньшая — в Эфиопии. Эритрейские эфиопо-католики по национальной принадлежности в основном тиграи, а также тигре и сахо, эфиопские — тиграи. Небольшие группы эфиопо-католиков имеются в Сомали и Палестине.

П. И. Пучков

ЭФИОПСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Эфио́пская правосла́вная це́рковь, одна из монофиситских деноминаций, близкая к Коптской православной церкви.

По преданию, возникла в первой половине IV в. после того, как жители Тира — христианские миссионеры Фрументий и Едесий попали в качестве пленников в Эфиопию. Около 340 Фрументий был рукоположен в епископы Афанасием Великим, главой Александрийской церкви. Христианство укрепило свои позиции в стране в конце V — начале VI вв., когда туда прибыло 5 сирийских монахов (принадлежали ли они к монофиситству или были православными-халкидонитами — точных сведений об этом не имеется). Однако близость к Александрии — одному из главных центров монофиситства — обусловило достаточно быстрое принятие эфиопами монофиситской доктрины (уже к середине V в. монофиситство становится основной деноминацией).

Придерживаясь монофиситского учения о единстве естества Иисуса Христа, сторонники Эфиопской православной церкви признают в Нём одну божественную природу и считают Его человечество чистой иллюзией. Вместе с тем они не совсем одинаково трактуют саму суть божественной природы: одни из них считают, что Христос, будучи человеком, стал истинным Сыном Божьим по наитию Святого Духа, что привело к полному поглощению его человеческой природы природой божественной (при вознесении он совлёк с себя плоть), другие же полагают, что соединение двух природ произошло не в результате наития, а только стало совершённым благодаря ему.

Признаваемая эфиопами Библия включает некоторые апокрифические книги (Енох, Вознесение Исайи).

Культ в Эфиопской православной церкви близок к коптскому культу (а в какой-то мере и к православному). Как и в Коптской церкви, у эфиопов весьма развито почитание (близкое к обожествлению) Богородицы, в честь которой установлено 33 праздника. Сходны с коптскими и эфиопские службы, таинства (их семь) также совершаются по коптскому чину. Богослужение в Эфиопской православной церкви ведётся на древнеэфиопском языке геэз, однако в последнее время предпринимаются попытки использовать в церкви и современный амхарский язык.

Некоторое влияние оказал на Эфиопскую православную церковь иудаизм: эфиопы совершают обрезание, празднуют не только воскресенье, но и субботу, имеют сходные с иудаистами пищевые запреты.

С 1950 Эфиопская православная церковь стала фактически автокефальной, а с 1959 — полностью независимой от Коптской церкви.

Возглавляет Эфиопскую православную церковь католикос-патриарх. Церковные служители в ней делятся на две группы: 1) рукоположенные священники, совершающие таинства, но иногда малограмотные; 2) начётчики «дабтара», не имеющие священного сана, но хорошо знающие язык геэз, ведающие чтением молитв и руководящие церковным пением и религиозным обучением (старшие из них также управляют церквами). Священники делятся на женатых (белое духовенство) и монашествующих (чёрное духовенство).

Общая численность сторонников Эфиопской православной церкви 21 млн. человек. 20 млн. из этого числа сосредоточены в Эфиопии (амхара, тиграи), 1 млн. — в Эритрее (здесь её называют Эритрейской православной церковью, к ней принадлежит более половины всех тиграи, живущих в этой стране).

П. И. Пучков

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV