Народы и религии мира
КАТОЛИЧЕСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАТОЛИЧЕСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Католи́ческая апо́стольская це́рковь, одна из двух основных церквей апостольских католиков. Иногда последователей этой церкви называют ирвингитами. Другое альтернативное название — Староапостольская церковь.

Основателем Католической апостольской церкви иногда неверно называют Эдуарда Ирвинга (1792—1834). Э. Ирвинг, отлучённый в 1830 от пресвитерианской церкви шотландский священник, проповедовавший скорое второе пришествие Христа и веривший в возможность получения людьми, как и в ранней церкви, даров Святого Духа, действительно оказал большое влияние на определённую группу верующих, недовольных слишком упрощённым толкованием Евангелия в раннем евангелистском движении. Однако он скорее не создал саму Католическую апостольскую церковь, а подготовил почву для её создания.

Церковь возникла в 1832 в результате консолидации в ходе молитвенных собраний группы, близкой идеям Э. Ирвинга и искавшей более глубокого толкования Священного Писания. Одним из основателей церкви считают банкира и члена британского парламента от консервативной партии Генри Драммонда (1786—1860). В 1832 в этой религиозной общине был назначен первый «апостол», а вскоре и остальные 11. В число «апостолов» вошёл Г. Драммонд, но не вошёл Э. Ирвинг, которому был предложен лишь скромный сан диакона.

Основой своего вероучения сторонники Католической апостольской церкви считают Апостольский, Афанасьевский и Никейский символы веры. Они верят в бессмертие души, искупительную жертву Иисуса Христа на кресте, воскресение и вознесение Христа, допускают наличие у человека свободной воли. 7 христианских таинств понимаются ими как знаки Божественной благодати. Крещение рассматривается как возрождение человека к новой жизни. Последователи Католической апостольской церкви признают присутствие при причащении тела и крови Христа в элементах причастия, однако считают, что они присутствуют лишь духовно, а не физически. Для конфессии характерно постоянное сохранение элементов причастия в дарохранительнице. Практикуются также таинства покаяния (которое носит добровольный характер), священства, брака (которому предшествует обряд помолвки), таинство помазания больных маслом, таинство запечатления Святым Духом (принятие во всей полноте Святого Духа членами церкви, достигшими зрелого возраста), совершаемое путём наложения рук на голову верующего и призванное обеспечить ему пребывание в тысячелетнем Царстве Христа. Последние 2 таинства были введены позже других.

Сторонники Католической апостольской церкви придерживаются учения премилленаризма, веря в так называемый дотысячелетний приход Иисуса Христа (то есть приход ещё до установления тысячелетнего Царства Божьего на земле).

В Католической апостольской церкви практиковались глоссолалия (говорение на иноязыках), пророчества, одним из даров Святого Духа считалась возможность исцеления. Всем этим последователи Католической апостольской церкви напоминают современных пятидесятников, и их нередко считают ранними пятидесятниками (см. Пятидесятничество).

Обрядность в Католической апостольской церкви довольно торжественная, сочетающая элементы римско-католического, православного и англиканского ритуалов. Священники носят особые облачения, во время богослужения практикуется каждение, используется святая вода. Весьма развит культ Богородицы.

Проповедуя скорое второе пришествие Иисуса Христа, Католическая апостольская церковь решила восстановить на земле раннюю, примитивную церковь и избрала 12 «живых апостолов», которые стали для неё единственным авторитетом истинной церкви. Эти 12 «апостолов» должны, как полагают приверженцы Католической апостольской церкви, занять вместе с 12 апостолами — учениками Христа 24 места вокруг Божьего престола. Помимо «апостолов» в иерархию входят «пророки», евангелисты, пасторы, учителя, «ангелы» (епископы), диаконы (2 последних сана были введены позже других). Имеются также иподиаконы.

Католическая апостольская церковь, по крайней мере формально, не считает себя отдельной конфессией, а рассматривает как особого рода орден внутри вселенской церкви, раскол в которой он призван преодолеть. Однако и сама эта церковь не избежала раскола.

Канонами Католической апостольской церкви число лиц, достойных получить печать Святого Духа, было, в соответствии с откровением Иоанна Богослова, ограничено 144 тыс. Кроме того, последователи Католической апостольской церкви полагали, что хотя бы один их «живой апостол» должен дожить до второго пришествия. Поставив себе эти два условия, церковь фактически обрекла себя на постепенное умирание. В 1901 умер последний «апостол» Католической апостольской церкви. Вскоре начался процесс неуклонного сокращения её рядов. Во многих церковных общинах совершать таинства уже некому.

Последователи Католической апостольской церкви насчитывают всего несколько десятков тысяч человек, и численность эта постоянно сокращается. В основном приверженцы Католической апостольской церкви сосредоточены в Германии (20 тыс.), Великобритании (8 тыс.), США (2,5 тыс.).

От Католической апостольской церкви в 1863 откололось реформаторское крыло, принявшее название Новоапостольская церковь.

П. И. Пучков

В начало словаря

© 2000- NIV