Народы и религии мира
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕГ"-"НЬИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕГ"-"НЬИ")

НЕГРИ

негри, нагари, сельская община, деревня у народов Индонезии.

НЕОЛОКАЛЬНОСТЬ

неолока́льность (от греч. neos — новый и лат. locus — место), поселение новобрачных на новом месте — там, где до этого не жил ни один из них. Норма брачного поселения, всё шире распространяющаяся в современном мире.

НЕРИМСКИЕ КАТОЛИКИ

нери́мские като́лики, иногда употребляемое собирательное название для различных церковных групп, либо отделившихся в XVIII-XX вв. от Римско-католической церкви и приобретших в большинстве случаев некоторые протестантские черты, либо отколовшихся от англиканства и других течений протестантизма и приблизившихся к католицизму.

В частности, некоторые из групп неримских католиков, отколовшихся от Римско-католической церкви, ввели такие новшества, как служба на национальных языках, участие мирян в управлении церковью, безоговорочное причащение мирян под обоими видами, разрешение священникам вступать в брак, рукоположение женщин в священники и т. п. Группы же неримских католиков, имеющие протестантские (в том числе англиканские) корни, постарались прежде всего восстановить апостольскую преемственность в рукоположении духовенства и ввели в своё вероучение ряд догматических и культовых положений католицизма.

Неримские католики делятся на несколько групп, порой весьма сильно отличающихся друг от друга. Наиболее известны из них старокатолики, реформированные католики, консервативные католики. Кроме того, выделяют ещё несколько мелких групп: церкви, возглавляемые независимыми епископами, маргинальные католические организации, англо-романские церкви, католические церкви, имеющие протестантские истоки.

Автокефальные церкви, возглавляемые независимыми епископами (так называемые episcopi-vagantes), представляют собой очень малочисленные церковные организации, обычно насчитывающие менее 100 человек. Эти организации, отколовшиеся от Римско-католической церкви, именуют себя по-разному: католическими, апостольскими, православными. Возглавляющие их епископы были рукоположены в подавляющем большинстве следующими епископами: французом Жозефом Рене Вилаттом, англичанином Арнолдом Харрисом Мэтью и итальянцем Франческо Ферретти. Возглавленное ими движение имело своей целью поставление независимых епископов, призванных возродить раннее христианство и стать зачинателями объединения разобщённых в настоящее время христиан. Движение это возникло в Великобритании, а затем распространилось в ряде других стран Европы, в США и Канаде, Австралии, некоторых странах «третьего мира». Несмотря на специфический характер, эти церковные группки в целом сохраняют традиционное католическое вероучение.

В противоположность им маргинальные католические организации, отколовшись от Римско-католической церкви, включили в своё вероучение некоторые весьма далёкие от католицизма, а иногда и от христианства вообще догматические положения.

Англо-романские церкви являются результатом отделения от англиканства групп, поставивших под сомнение англиканские апостольскую преемственность и рукоположения и решивших заменить их апостольской преемственностью и рукоположениями, имеющими римско-католическую основу, главным образом преемственностью, идущей от упомянутых выше епископов Вилатта, Мэтью и Ферретти.

Ещё одна группа неримских католиков появилась в результате отделения от разных протестантских церквей (не считая англиканских). Эти организации протестантского происхождения всемерно стремились получить историческую преемственность епископата. Они ввели также церковную иерархию католического типа, возглавляемую епископами, установили епископское рукоположение священников, приняли католическое учение о таинствах, ввели близкие к католицизму богослужебный ритуал и литургию. К неримским католикам относили также апостольских католиков, однако определение их принадлежности к тому или иному направлению христианства вызывает споры. Иногда их называют ранними пятидесятниками, а порой даже относят к маргинальным протестантам. Спорно и положение либеральных католиков.

Общая численность неримских католиков (не считая апостольских католиков) - около 15 млн. человек, в том числе в ряде стран Европы (Чехии, Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах, Франции, Великобритании и др.), Америки (Бразилии, США, Канаде и др.), Азии (прежде всего на Филиппинах) и т. д.

П. И. Пучков

НЕСТОРИАНСТВО

несториа́нство, одно из 5 основных направлений христианства. Возникло в начале V в. н. э. Основателем является монах Несторий, ставший на короткое время в 428-431 константинопольским патриархом. Вероучение несторианства впитало в себя некоторые элементы осужденного на I Вселенском соборе христианской церкви (325) учения Ария, отвергавшего божественную природу Иисуса Христа.

Основным догматическим отличием несторианства от других ветвей христианства является его учение о том, что Христос не был сыном Божьим, а был человеком, в котором жил Бог, и что божественная и человеческая природы Иисуса Христа отделимы друг от друга. В связи с таким взглядом, мать Христа - дева Мария считается у несториан не Богородицей, а Христородицей и не является объектом почитания. На III Вселенском (Эфесском) соборе (431) вероучение Нестория было осуждено как ересь, сам он сослан, а его книги сожжены.

Как и в православии, монофиситстве и католицизме, в несторианстве признаются 7 таинств, однако не все из них идентичны тем, которые приняты 3 указанными направлениями христианства. Таинствами у несториан считаются крещение, священство, причащение, миропомазание, покаяние, а также имеющиеся только у них святая закваска (малка) и крестное знамение. Таинство святой закваски связано с верой несториан в то, что кусочек хлеба, розданного на Последней Вечере Иисусом Христом, был привезён апостолом Фаддеем (Иудой) на Восток, в Двуречье, и какая-то частица его постоянно использовалась при приготовлении элементов причастия. Считающееся в несторианстве таинством крестное знамение совершается весьма специфичным образом.

Несториане используют в богослужении литургию св. Фаддея (апостола из 12) и св. Марка (апостола из 70), которую последние ввели, прибыв на Восток из Иерусалима. Литургия совершается на старосирийском языке (в его несторианском варианте). В несторианских храмах, в отличие от православных, монофиситских и католических, нет икон и статуй.

Возглавляет несториан имеющий резиденцию в Тегеране патриарх-католикос всего Востока (в настоящее время Мар-Динха IV), причём должность эта с 1350 является наследственной в семье Мар-Шимун (племянник наследует своему дяде). В 1972 в руководстве несторианской церкви произошёл раскол, и часть иракских и индийских несториан признала своим духовным главой Мар-Аддаи, местопребывание которого в Багдаде. Патриарху подчинены митрополиты и епископы. Должность священников тоже носит наследственный характер. Священники не обязаны соблюдать целибат и, в отличие от православного белого духовенства, могут вступать в брак и после рукоположения. Богослужения и обряды священникам помогают совершать диаконы.

Численность последователей несторианской Ассирийской церкви Востока - около 200 тыс. человек. Несториане расселены в Ираке (82 тыс.), Сирии (40 тыс.), Индии (15 тыс.), Иране (13 тыс.), США (10 тыс.), России (10 тыс.), Грузии (6 тыс.), Армении (6 тыс.) и прочих странах. В Российскую империю, США и некоторые другие страны несториане стали переселяться с 90-х гг. прошлого века после учинённых в Оттоманской империи погромов.

По национальной принадлежности подавляющее большинство несториан (кроме живущих в Индии) - ассирийцы, индийские несториане - малаяли.

П. И. Пучков

НЕСШИТАЯ ОДЕЖДА

несшитая одежда, вид одежды, основу которой составляет несшитый кусок ткани.

НЕСШИТАЯ ЮБКА

несшитая юбка, см. Запашная юбка.

НИГЕРИЙСКАЯ БАПТИСТСКАЯ КОНВЕНЦИЯ

Нигери́йская бапти́стская конве́нция, крупнейшая баптистская церковная организация Африки.

Американские миссионеры Южной баптистской конвенции прибыли в Западную Нигерию в 1850. В 1914 была основана Баптистская ассоциация йоруба, позже переименованная в Нигерийскую баптистскую конвенцию. Она стала одной из самых крупных протестантских деноминаций страны.

По вероучению, культу и организации Нигерийская баптистская конвенция близка к Южной баптистской конвенции.

Численность сторонников Нигерийской баптистской конвенции (вместе с детьми) — около 1,5 млн. человек. По этнической принадлежности это главным образом йоруба, а также камбари (штат Нигер), гуде и бана, или фали (гуде и бана — небольшие народы, в штатах Гонгола и Борно, относящиеся по языку к чадской группе).

Помимо Нигерийской баптистской конвенции в Нигерии функционируют и другие.гие баптистские организации: Паломническая баптистская миссия (30 тыс. сторонников вместе с детьми), действующая среди живущих к западу от реки Нигер игбо и сохраняющая связи с афроамериканской Национальной баптистской конвенцией США; Камерунская баптистская конвенция (иначе — Баптистская конвенция Мамбила), насчитывающая 8 тыс. приверженцев (вместе с детьми) и связанная с североамериканской Баптистской генеральной конференцией; Бенинская объединённая баптистская миссия Нигерии, отколовшаяся в 1942 от Нигерийской баптистской конвенции из-за оппозиции к принятым её миссионерским руководством решений и объединяющая 2 тыс. сторонников (вместе с детьми).

П. И. Пучков

НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕФОРМИРОВАННАЯ ЦЕРКОВЬ

Нидерла́ндская реформи́рованная це́рковь, крупнейшая протестантская церковная организация в Нидерландах. Является преемницей существовавшей до 1816 Голландской реформатской церкви, которая имела до 1798 статус государственной.

Официально создана в 1568 после освобождения Нидерландов от Испании, хотя движение за церковную реформу возникло в стране значительно раньше (об этом, в частности, свидетельствует решение императора Священной Римской империи Карла V об учреждении в 1522 в Нидерландах инквизиции, призванной бороться со сторонниками Реформации).

По вероучению и обрядности Нидерландская реформированная церковь близка к другим реформатским церквам. Доктринальные положения Нидерландской реформированной церкви изложены в имеющем кальвинистский характер Бельгийском исповедовании (1561). Церковь признаёт также Гейдельбергский катехизис (1562) и каноны Дортского синода (1619), который осудил получившую широкое распространение в начале XVII в. в Нидерландах доктрину Арминия о наличии у человека свободной воли.

Как и другие.гие реформатские церкви, Нидерландская реформированная церковь имеет пресвитерианское церковное устройство (то есть в ней несколько соседних общин управляются пресвитериями, состоящими из священников и старейшин-мирян этих общин). Высшим церковным органом является Генеральный синод. В Нидерландской реформированной церкви выделено 9 церковных провинций.

В XIX в. Нидерландская реформированная церковь испытала несколько расколов, в результате которых от неё отошли фундаменталистски настроенные группы.

Численность последователей Нидерландской реформированной церкви в 1994 равнялась 2,6 млн. человек (17% населения страны). Число реформатов в Нидерландах имеет стойкую тенденцию к снижению (в 1900 сторонники реформатства составляли 61% населения и Нидерланды называли протестантской страной, а в 1990 удельный вес реформатов упал до 25%, и их опередили по численности как католики, так и неверующие).

В 1994 произошло слияние Нидерландской реформированной церкви с меньшей по численности и стоявшей на более консервативных позициях Реформатской церковью (784 тыс.) и малочисленной в Нидерландах Лютеранской церковью (25 тыс.). В результате численность объединённой церкви составила 3409 тыс. человек (23% населения страны).

П. И. Пучков

НИКОЛАЕВЦЫ

никола́евцы, одна из групп истинно православных христиан. Возникла в 1920-е гг. По своему учению николаевцы близки к федоровцам. Они также верят, что второе пришествие Иисуса Христа уже произошло. Христос, по их мнению, явился в образе царя Николая II. По представлениям николаевцев, Бог после второго пришествия находится на Земле среди истинно православных христиан, на небе же остался только Дух, охраняемый херувимами. Они считают, что на Земле вершится страшный суд и грешники пополняют чашу своих грехов.

Николаевцы очень малочисленны. Группы есть в Мордовии, Рязанской, Тамбовской и Липецкой областях. По этнической принадлежности — русские.

О. Е. Казьмина

НИМАТ

нимат, обычай взаимопомощи у тунгусских народов Сибири, предписывающий охотнику оставлять добычу или её часть сородичам или соседям.

НИРАНКАРИ

ниранка́ри, сикхская секта. Основана в начале XIX в. Дайал Сингхом (1783—1855) в сикхском государстве Ранджит Сингха. Дайал Сингх выступил за возврат к первоначальным традициям сикхских гуру, за очищение веры от идолопоклонства и другие.гих индуистских заимствований и кастовых предрассудков. Секта возникла в результате реформационных процессов в сикхизме, которые происходили при проникновении европейских идей и ценностей в индийское общество.

Название секты происходит от санскр. «ниранкара» — «бестелесный», «не имеющий формы». Вера в вечного, вездесущего, не имеющего формы Бога — основное доктринальное положение секты. Всё достояние членов ниранкари, включая тело и душу, принадлежит Богу; все люди равны между собой, независимо от цвета кожи, касты, веры, имущественного положения и пр. Сектанты не признают никаких ограничений в еде, одежде; каждый из них должен иметь семью — таковы основные принципы, отличающие членов ниранкари от ортодоксальных сикхов. 600 проповедников, отобранных главой общины, должны разъяснять другим эти основные положения веры.

В 1873 в движении ниранкари произошёл раскол: из состава Ниранкари дарбар вышла группа Буты Сингха и основала Миссию ниранкари. Ниранкари дарбар осталась численно небольшой сектой ортодоксального толка.

Поскольку для хальсы (сикхской общины) после гуру Гобинда не могло быть иных гуру, большинством сикхов секта ниранкари была отвергнута, она оказалась на периферии сикхизма и не оказывает на него заметного влияния. Сикхские лидеры объявили ниранкари антирелигиозной группой и запретили ортодоксальным сикхам иметь с ними отношения.

М. Ф. Альбедиль

НИТИРЭНИЗМ

нитирэни́зм, одно из главных направлений буддизма в Японии. Базируется на учении Нитирэна (1222—82), с которым этот проповедник выступил в 1253. В основе нитирэновской догмы лежит один из наиболее популярных буддийских текстов — Сутра лотоса благого закона (Саддхарма пундарика сутра). Нитирэн абсолютизировал культ Сутры, утверждая, что истина Будды заключена в самом её названии, а поэтому для того, чтобы добиться просветления и обрести блага в этом мире, достаточно многократно повторять сакральную формулу «Наму Мёхо рэнгэ кё!» — «Слава Сутре лотоса благого закона!». Нитирэн выдвинул идею обеспечения безопасности и процветания государства путём установления в стране «истинной веры», то есть почитания всеми без исключения и в первую очередь власть предержащими Сутры лотоса. Характерный для Нитирэна и его последователей повышенный интерес к реальной жизни впоследствии привёл к созданию на базе нитирэнизма ряда новых общественно-религиозных организаций, которые ныне составляют большинство среди 38 религиозных объединений нитирэновского толка. Наиболее влиятельные из них: Сока гаккай — организация приверженцев Нитирэн сёсю, Риссё косэй кай, Рэй ю кай, Буссё гонэн кай, Мёти кай. Среди традиционных нитирэновских групп наибольшим влиянием пользуется Нитирэн-сю с 2,8 млн. верующих.

Г. Е. Светлов

НИТИРЭН СЁСЮ

Нитирэ́н сё́сю (Ортодоксальная школа Нитирэн), школа буддизма в Японии, основана в конце XIII в. одним из учеников Нитирэна Никко. Догмы Нитирэн сёсю составляют основы идеологии крупнейшей общественно-религиозной организации Японии Сока гаккай (Общество создания ценностей). В отличие от других нитирэновских групп, в которых объектом культа является основатель буддизма Шакьямуни, а Нитирэн почитается как бодхисатва, Нитирэн сёсю считает Нитирэна воплощением первоначального Будды, а главным объектом поклонения — мандалу, начертанную собственноручно Нитирэном и хранящуюся в главном храме Нитирэн сёсю Тайсэкидзи. Вера в мандалу, согласно вероучению Нитирэн сёсю, служит обретению земных благ и достижению просветления. Исходя из представления о единстве всего сущего, Нитирэн сёсю утверждает, что достигший просветления индивидуум одновременно преобразует окружающую его среду в «землю Будды». Главной обязанностью верующих считается широкая пропаганда вероучения Нитирэн сёсю, его распространение в стране и в мире в целом, что, в конечном счёте, должно привести к созданию идеального общества. Эти особенности учения Нитирэн сёсю обусловливают высокую степень миссионерской активности её адептов, что, в свою очередь, послужило важным фактором быстрого роста Сока гаккай. Её численность — 17 млн. человек (оценка).

Г. Е. Светлов

НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Новоапо́стольская це́рковь, одна из двух основных церквей апостольских католиков. Название существует с 1906, до этого организация именовалась Вселенской католической церковью. Возникла в 1863 в результате откола от Католической апостольской церкви реформаторского крыла, возглавляемого немецким религиозным деятелем Генрихом Гайером.

Основные догматические положения Новоапостольской церкви совпадают с догматикой Католической апостольской церкви. Главное отличие заключается в том, что в Новоапостольской церкви взамен умерших «апостолов» стали назначаться новые и таким путём была установлена своеобразно понимаемая апостольская преемственность. «Старший апостол» стал рассматриваться как видимое воплощение Христа на Земле.

В отличие от Католической апостольской церкви, меньше внимание стало уделяться вопросу о втором пришествии Христа. Число таинств уменьшено до трёх: крещение, причащение и запечатление Святым Духом.

В Новоапостольской церкви существенно упрощена обрядность, ставшая менее «католической» и более «протестантской».

В организационном отношении церковь достаточно строго централизована. Верховное руководство осуществляется 12 «апостолами» во главе со «старшим апостолом», или патриархом, имеющим резиденцию в Цюрихе (ранее — в Дортмунде). «Апостолы» назначают епископов, окружных старейшин, пасторов и евангелистов.

Новоапостольская церковь неуклонно увеличивает свои ряды. Особенно быстрый рост наблюдался в Германии, несмотря на то, что нацисты наряду с другими христианскими церквами преследовали и эту церковь (от гонений её не избавило и то, что Иоганн Бишоф, занимавший в 1932—60 должность новоапостольского патриарха, объявил Гитлера специальным эмиссаром Божьим).

Численность последователей Новоапостольской церкви — свыше 7 млн. человек в более 170 странах мира, в том числе в Германии (610 тыс.), Швейцарии (32 тыс.), Франции (20 тыс., почти исключительно эльзасцы и лотарингцы), Италии (20 тыс., преимущественно выходцы из Германии), Нидерландах (12 тыс.), Австрии (10 тыс.), ЮАР (200 тыс.), Замбии (120 тыс., главным образом лози и бемба), Зимбабве (40 тыс.), Малави (10 тыс.), Канаде (200 тыс.), Бразилии (50 тыс.), Аргентине (50 тыс.), США (33 тыс.; в странах Америки последователи Новоапостольской церкви в основном выходцы из Германии), Индии (20 тыс.), Индонезии (10 тыс.). Новоапостольская церковь ведёт активную миссионерскую работу в России.

П. И. Пучков

НОВЫЙ АКРОПОЛЬ

Но́вый Акро́поль, неоязыческая секта, относящаяся к движению Новый век. Основана в 1952 в Буэнос-Айресе Хорхе Анхелем Ливрагой и его женой. Вероучение секты базируется на сочинениях основателя секты «Золотая секира», «Лабиринты ляпис-лазури» и другой эзотерической литературе. Доктринальные положения Новый Акрополя синкретичны и сочетают в себе элементы теософии и ряда языческих культов (особенно древнегреческих верований). В секте почитается ряд эвгемеристических языческих богов (обожествлённых людей), однако во главе пантеона должен встать якобы грядущий «сверхчеловек», эволюция в которого объявляется основной целью каждого члена секты. Вероучение Новый Акрополя предписывает своим адептам постигать законы микрокоСмотри и макрокосма, изучая такие оккультные дисциплины, как астрология, хиромантия, нумерология («наука» о мистическом значении чисел) и др. Большое внимание уделяется также возрождению оккультных традиций Древнего Египта и Тибета, при этом особое значение придаётся установлению связи с параллельными мирами. Сектанты также утверждают, что большинство стран, описанных в фантастических произведениях, реально существуют и авторы таких книг были визионерами (то есть людьми, способными получать откровения). Как и приверженцы большинства других групп «Нового века», адепты Новый Акрополя верят в реинкарнацию и скорое наступление на Земле так называемой эры Водолея.

На собраниях членов секты читаются и обсуждаются сочинения идеологов Новый Акрополя и иная литература.

К другим конфессиям, и особенно к христианству, секта относится враждебно и призывает к восстановлению дохристианских верований. Многие исследователи считают Новый Акрополь сектой фашистского толка.

Общины Новый Акрополя есть в большинстве стран Европы, в Аргентине, США, Израиле и другие.гих государствах. Общее число приверженцев секты превышает 50 тыс. В России насчитывается до 500 сторонников Новый Акрополя, многие из которых выдают себя за почитателей английского писателя Д. Р. Р. Толкина.

Р. А. Силантьев

НОВЫЙ ВЕК

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОВЫЙ ГОД

новый год, праздник наступления нового года, главный календарный праздник многих народов. Смотри также Мохаррам, Тэт, Ноуруз, Сонгкран.

НОГОВИЦЫ

ноговицы, вид обуви, закрывающей голени, без ступни.

НОРВЕЖСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Норве́жская це́рковь, одна из крупных лютеранских церквей. Установление контактов между норвежскими викингами и христианскими странами рано познакомило норвежцев с христианством. Впервые на территорию Норвегии христианство проникло около 900, когда миссионеры Бременско-Гамбургского архиепископства прибыли в район Осло-фьорда. Посещали страну также миссионеры из Дании и Англии. Большое влияние на процесс христианизации Норвегии оказали короли, правившие в X и XI вв., особенно король Хокон (время правления — 945—960), получивший христианское воспитание в Англии. В 1153 в Тронхейме было учреждено епископство. Реформация была встречена королём Дании и Норвегии (в те годы у этих стран был общий король) Кристианом III (1503—59, король с 1536) с энтузиазмом. Лютеранское исповедание было в 1537 по приказу короля официально принято в обеих странах. Король стал главой церкви, кjnjрая получила государственный статус.

С начала XVIII в. на норвежскую церковную жизнь большое влияние стал оказывать пиетизм (течение, ставившее во главу угла благочестие и углубление веры и не придававшее особое значение обрядности). Вероучение в Норвежской церкви сходно с догматикой других церквей, придерживающихся лютеранства. По уставу Норвежской церкви (1814) она является евангелическо-лютеранской и основывается на Апостольском символе веры, Аугсбургском исповедании и Малом катехизисе Лютера.

В Норвежской церкви в большей степени, чем в большинстве других лютеранских церквей, сохранена традиционная католическая церковная обрядность (в частности, церковные облачения).

Норвежская церковь сохранила статус государственной церкви (в годы германской оккупации церковь была на время отделена от государства). Король должен непременно исповедовать лютеранство, то же требуется, по крайней мере, от половины его кабинета. Реальный контроль над церковными делами находится в руках Министерства церковных дел и образования, которое ведает назначением епископов и священников, осуществляет финансовый надзор над церковью.

Норвежская церковь финансируется из 3 источников. Частично субсидирует церковь государство, в частности оно выплачивает жалованье назначаемым им священникам. Другую часть расходов несут муниципалитеты, которые строят церковные помещения, назначают и оплачивают низших церковных служителей, обеспечивают священнослужителей жильём. Ещё одну часть издержек оплачивает сама церковь, собирая добровольные пожертвования своих членов.

Норвежская церковь включает 10 епархий: Осло, Борга (в Фредрикстаде), Тунсберга (в Тёнсберге), Хамара, Агдера (в Кристиансанне), Ставангера, Бергена, Нидароса (Тронхейма), Южного Халоголанна (в Будё), Северного Халоголанна (в Тромсё). При епископах действуют епархиальные советы, созываемые раз в 4 года, предусмотрены и регулярные епископские собрания. В 1969 создан Центральный совет епархиальных советов, представляющий все епархии. В Норвежской церкви имеются священники-женщины.

В последнее время в некоторых сферах норвежского общества раздаются голоса о необходимости отделения в будущем церкви от государства.

Численность приверженцев Норвежской церкви 3,5 млн. человек (84% всего населения страны).

Норвежская церковь состоит членом Всемирной лютеранской федерации и Всемирного совета церквей.

П. И. Пучков

НОУРУЗ

ноуруз, новый год у ираноязычных народов.

НУСАЙРИТЫ

нусайри́ты (позднее название - алавиты), приверженцы одной из крайних сект шиитов, близкой к исмаилизму. Основателем её считается Мухаммед ибн Нусайр (ум. в 883). В вероучение и культ нусайритов включены значительные элементы древневосточных астральных культов и восточного христианства. Основной догмат вероучения нусайритов - существование троицы: мана (смысл), исм (имя) и баб (врата), которые воплотились в Али, Мухаммеде и одном из его сподвижников - Сальмане аль-Фариси. Обожествлённого Али признают главной фигурой троицы. Как и большинство крайних сект шиитов, нусайриты признают переселение душ (танасух). Они отвергают обрядовые и моральные запреты ислама; обожествляют Иисуса, признают христианских апостолов, некоторых святых и мучеников, в дни почитаемых христианских святых называют себя их именами, справляют христианские праздники (Рождество, Пасха), соблюдают ночные бдения, во время которых священнослужители читают Евангелие. Существует обряд причащения вином. Древние верования сохранились у некоторых нусайритов в виде почитания солнца, луны, утренней и вечерней зари. Гробницы их святых, окружённые деревьями, располагаются на возвышенностях.

Нусайриты имеют свою религиозную литературу; их главная священная книга «Китаб аль-Маджму» содержит 16 сур и является подражанием Корану. Нусайриты делятся в социальном плане на «посвящённых» (хасса), к которым принадлежит духовенство, и рядовых верующих (амма). Женщины не допускаются на богослужения и не могут входить в число «пocвящённых». Общая численность нусайритов составляет около 2 млн. человек. Они сосредоточены в Сирии (1,5 млн. человек, или около 12% населения, главным образом в исторической области Латакия) и Турции.

Б.-Р. Логашова

НЫОК НАМ

ныок нам, солёная приправа из квашеной рыбы у народов Юго-Восточной Азии.

НЬИНГМАПА

Ньингма́па, школа в буддизме ваджраяны, основана в VIII в. тибетским магом и йогом Падмасамбхавой. Ньингмапа одна из школ тантрийского буддизма, наряду с Сакьяпа и Каргьюпа, где основной упор в практике делается на различные магические способы достижения состояния просветления, значительно сокращая этот путь по сравнению с рекомендациями раннего (классического индийского) буддизма. История, теория и практика Ньингмапа изучены мало, так как, будучи эзотерической, она была закрыта для каких-либо исследований. В IX в. Ньингмапа подверглась гонениям со стороны правителя Тибета Лангдармы, во время которых последователи Ньингмапа, спасая от уничтожения священные тексты, прятали их в горах, пещерах и прочих тайных местах. Несколько веков спустя они были заново открыты и в XIV в. из них было составлено «Собрание старых тантр», которое не попало в тибетский канон. В пантеон Ньингмапа входят будды и бодхисатвы классического буддизма, однако много и специфических богов, пришедших из религии бон и другие.гих добуддийских верований и выступающих в «мягких» и «свирепых» формах. Особое место среди них занимает обожествлённый Падмасамбхава, который выступает одновременно в разных ипостасях: Бога-тигра (божество древнего Тибета из разряда звероголовых) и Совершенства мысли, символа Знания, приближающего к просветлению. Учение Ньингмапа делится на 9 разделов (колесниц), основной упор делается на последние 5 колесниц, излагающих магические способы достижения просветления: 1 — крия-тантра, 2 — упайога-тантра, 3 — махайога-тантра, 4 — ануйога-тантра, 5 — атийога-тантра. Посвящение в 1-ю позволяет достичь состояния будды в течение 7 перерождений, посвящение в последнюю — в течение одной жизни.

Н. Л. Жуковская

Предыдущая страница Следующая страница