Современный словарь-справочник: Античный мир
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

ГАДЕС (АИД)

ГАДЕС (АИД) - Один из трех сыновей Кроноса, брат повелителя неба Зевса и властителя морей Посейдона, называемый также Плутоном ("богатство", т. е. владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ). Аид - муж Персефоны и правитель Подземного царства душ умерших. В греческой мифологии умереть - значит отправиться в "царство мрачного Аида", в которое никогда не проникают лучи солнца. Неумолим и жесток Аид, ни к кому не питает он расположения. Позже имя Аида получило подвластное ему царство; души умерших попадают в него через леденящую священную реку Стикс, водами которой клянутся сами боги. Вход в царство мертвых охраняет пес - страж Аида. Суд над мертвыми вершат Минос, Эак и Радамант - сыновья Зевса. Подробное описание преисподней дано у Гомера в "Одиссее" (XI) и у Вергилия в "Энеиде" (VI).

ГАЛАНОР

ГАЛАНОР - Царь Аргоса, передавший власть Данаю. Народ должен был утвердить царское решение. Но в тот же день на стадо быков, которое паслось у стен города, напал волк и зарезал одного быка. Этот случай был истолкован как знак в пользу Даная.

ГАЛАТЕЯ

ГАЛАТЕЯ - 1. Греческая морская нимфа (нереида), любившая сицилийского пастуха Акида и преследовавшаяся циклопом Полифемом. Чтобы спастись от него, она бросилась в море с берега Сицилии, а возлюбленного превратила в ручей. Эта версия была наиболее распространенной в пасторальной поэзии, рассказывалась Феокритом и упоминалась Вергилием, но более всего известна по Овидию. Она предоставляла художникам прекрасную тему для композиций с полурыбами-полуконями, дельфинами, купидонами, нереидами и тритонами, и существуют знаменитые версии "Триумфа Галатеи" кисти Рафаэля, Караччи и Пуссена. Галатея также изображена с Ацисом и Полифемом на фонтане Медичи в Люксембургском саду в Париже.

2. Имя статуи прекрасной женщины, ожившей благодаря молитвам скульптора Пигмалиона.

ГАЛЕН, КЛАВДИЙ

ГАЛЕН, КЛАВДИЙ (ок. 129-199)

Знаменитый врач и анатом из Пергама, работавший в Риме и бывший другом и придворным врачом императора Марка Аврелия. Многие из медицинских трудов Галена сохранились и через арабские источники оказали влияние на всю средневековую медицину и анатомию. Его познания о функциях спинного мозга были полностью оценены только в 19 в., а его открытия в диссекции костей и мускулов дали термины, которыми пользуются до сих пор.

ГАЛЕОТ

ГАЛЕОТ - В греческой мифологии сын Аполлона и дочери царя гипербореев Фемисто, брат Тальмисса. Эти братья были первыми прорицателями Аполлона. Галеот изображался обычно в виде ящерицы.

ГАЛИНА

ГАЛИНА - В греческой мифологии нимфа спокойного, ласкового моря. Ее статуя стояла в храме Посейдона.

ГАЛИНФИАДА

ГАЛИНФИАДА - Фиванка, служанка Алкмены. Когда Алкмена не могла разрешиться от бремени Гераклом, никто не мог ей помочь: мойры, страшась гнева Геры, сидели, сцепив руки, что было недоброжелательным знаком по отношению к роженице. Но Галинфиада, вбежав, сообщила им, что Алкмена родила мальчика. Мойры развели руками, и заклятие спало. Алкмена действительно родила. Гера разгневалась на бойкую служанку, обманувшую богов, и превратила ее в ласку. Поэтому в Фивах ласка считается священным животным, а почитая Геракла, ей приносят первую жертву.

ГАЛЛ, ГАЙ КОРНЕЛИЙ

ГАЛЛ, ГАЙ КОРНЕЛИЙ (ок. 69-26 до н. э.)

Политик, полководец и поэт, друг Катулла, один из "неотериков" или "новых поэтов", которые взяли за образец александрийскую любовную лирику. Был среди тех, кто поддержал Октавиана (см. Август); позднее назначен первым имперским префектом Египта. В этом качестве попал в опалу (возможно, из-за неумеренных амбиций), был отозван, сослан, покончил жизнь самоубийством. Он был также другом Вергилия, который написал о нем в своей десятой "Эклоге" и, по одной из традиционных версий, переделал последнюю часть четвертой "Георгики" после опалы Галла. Ничего из стихов Галла не сохранилось, кроме одного - спорного.

ГАЛЛИРОФИЙ

ГАЛЛИРОФИЙ - Сын Посейдона и нимфы Эвриты. Был послан отцом, чтобы срубить священную оливу богини Афины. Он занес топор над деревом, но, вырвавшись из рук, топор смертельно ранил самого Галлирофия.

В этом мифе отразилась борьба культов Посейдона и Афины в Аттике (в этой борьбе Афина вышла победительницей).

ГАЛЬБА, СЕРВИЙ СУЛЬПИЦИЙ

ГАЛЬБА, СЕРВИЙ СУЛЬПИЦИЙ - Представитель старой патрицианской фамилии, Гальба сделал блестящую военную карьеру и был правителем Восточной Испании с 60 до восстания Юлия Виндекса, правителя Западной Галлии, против Нерона в 68. Он был приглашен, чтобы унаследовать престол, и быстро сделался непопулярным из-за своей скупости (или бережливости, так как, например, отменил денежные подношения солдатам) и ограниченного кругозора. К середине января 69 армия под предводительством Отона восстала и убила его. Итог его жизни был навеки подведен эпиграммой Тацита: "По общему мнению, у него были задатки правителя - править ему не пришлось".

ГАМАДРИАДЫ

ГАМАДРИАДЫ - Нимфы деревьев, рождающиеся с деревом и гибнущие вместе с ним. В седьмой книге "Метаморфоз" Овидий рассказывает о том, как Эрихтоний велел срубить дуб в роще Деметры. Из срубленного дуба полилась кровь, а нимфа, обитавшая в дубе, воззвала к Деметре, моля об отмщении. Деметра наслала на Эрихтония неутолимый голод.

ГАНИМЕД

ГАНИМЕД - Троянский царевич, упоминаемый у Гомера как сын царя Троса, похищенный Зевсом на Олимп, где стал виночерпием; по другой версии, его обменяли на несколько великолепных лошадей или, в постгомеровском эпосе, - на золотую виноградную лозу. На краснофигурном кратере конца 5 в. до н. э. с одной стороны изображен бородатый Зевс со скипетром, а на другой - прекрасный Ганимед, держащий обруч и петуха, - излюбленный подарок мальчикам-любовникам от мужчин. В поздней, более популярной версии легенды он был похищен орлом, посланным Зевсом, или Зевсом в образе орла, возжелавшим красивейшего из смертных. Таким образом Ганимед представлен на красивой расписанной терракоте 5 в. в Олимпии и в римских копиях греческих статуй. Аристофан пародирует этот миф в своем "Мире", где герой уносится на небо на спине большого навозного жука. Платон использует его в "Федре", упоминая чувства Сократа к своим ученикам.

На всем протяжении средних веков Ганимед символизирует гомосексуализм, и "про" и "контра" двух типов любви обсуждается в легкомысленной латинской поэме "Спор между Еленой и Ганимедом". Только аллегористы-неоплатоники Возрождения прочитали в мифе нечто более духовное и нашли в нем символ восхождения души к абсолюту, и даже нашлись теологи, сравнившие с Ганимедом возносящегося Христа. Аналогично Ганимед Гете возносится в эфирные объятия вселюбящего Отца. Но для художников он остается во плоти: так, Челлини добавляет к античному торсу голову и конечности орла. Корреджо и Рубенс столь же чувственно интерпретировали миф. Только Рембрандт с характерной гуманностью написал его в когтях орла как испуганного сопротивляющегося ребенка.

ГАННИБАЛ, БАРКА

ГАННИБАЛ, БАРКА - Ганнибал - сын Гамилькара Барки, карфагенского полководца 1-й Пунической войны между Римом и Карфагеном, участвовал в военных кампаниях отца, а затем своего шурина Гасдрубала. В 225 командовал карфагенской конницей, а в 221, после гибели Гасдрубала, был провозглашен главнокомандующим карфагенской армии. Ганнибал участвовал во 2-й Пунической войне (218-201 до н. э.) стремясь опередить римлян, Ганнибал с большой, хорошо обученной армией совершил в 218 беспримерный в древности переход через Пиренеи и Альпы, вторгся в Италию и одержал победы при Тицине и Требии у Тразименского озера (217) и при Каннах (216). В Италии Ганнибал оставался до 203, когда был отозван на родину, так как римляне высадились в Африке. В битве при Заме (202) войско Ганнибала было полностью разбито римлянами.

После войны Ганнибал возглавил управление Карфагеном, но под давлением Рима был вынужден бежать к сирийскому царю Антиоху III и стал его военным советником. После поражения Антиоха III в войне с Римом римляне потребовали выдачи Ганнибала. Он укрылся в Армении, затем в Вифинии. Узнав о том, что царь Вифинии Прусий собирается выдать его, Ганнибал принял яд.

Ганнибал всегда считался одним из величайших полководцев, гением стратегии и тактики. Его образ вдохновлял Пуссена и Тернера. Сохранились свидетельства Ювенала о том, что подвиги Ганнибала служили предметом для исследования и обсуждения в школе риторики, а выражение "Ганнибал у ворот" приобрело значение шутливого клича в минуты опасности.

ГАННОН

ГАННОН - Родовое имя карфагенских аристократов.

Наиболее известен Ганнон-Мореплаватель, который (не позднее 450 до н. э.) предпринял путешествие вдоль западного побережья Африки. Для того времени, признававшего только каботажное плавание в пределах Средиземного моря (в пределах видимости берегов), это казалось подвигом. Исследователи спорят, до какого пункта он добрался - до Камеруна или Гвинеи-Бисау. В наиболее раннем, написанном на пуническом языке отчете, переведенном затем на греческий, рассказывалось о диких волосатых людях, живущих в тех краях, названных "гориллами". Именно так назвали открытых уже в 19 в. в Габоне человекообразных обезьян.

ГАРМОНИЯ

ГАРМОНИЯ - Дочь Ареса и Афродиты, унаследовавшая красоту своей матери. Супруга Кадма. Само ее имя символизирует гармонию их брака.

Боги подарили ей на свадьбу золотое ожерелье, сделанное божественным Гефестом. Оно было необычайно красиво, но не приносило счастья никому, кто хотел бы силой или хитростью им завладеть.

ГАРПАЛИНА

ГАРПАЛИНА - Дочь царя Фракии. В младенчестве потеряла мать, а отец воспитал ее как сына, научив владеть оружием и скакать верхом. Гарпалина даже участвовала в битвах вместе с отцом и в одной из них спасла ему жизнь. Когда подданные изгнали царя, вместе с ним ушла и его дочь. Бывший царь стал разбойником и погиб. После его смерти поймали и убили Гарпалину. Но после гибели Гарпалины ее убийц начали преследовать удары судьбы. Чтобы умилостивить тень убитой, ей воздвигли алтарь и стали приносить жертвы.

ГАРПИИ

ГАРПИИ - В древнейших легендах гарпии - это духи, привидения. У Гомера они появляются лишь для препровождения душ умерших в мир иной. В более поздних легендах гарпии предстают в виде крылатых чудовищ, похитителей людей или людской пищи. В своей поэме Аполлоний Родосский описывает, как аргонавты спасли Финея от нападения гарпий, полудев-полуптиц, которые пожирали всю его пищу и распространяли по дому страшное зловоние. В благодарность Финей открыл им, какие испытания ждут их впереди, и посоветовал, как вернее избежать их. В кн. 3 "Энеиды" Вергилий описывает гарпий как гнусных чудовищ, проклятых богами. Гарпии предстают птицами с женскими лицами, со страшными крючковатыми пальцами на лапах и с вечно бледными от голода щеками. Таков образ гарпий в античном искусстве. Вновь мы встречаем их в "Божественной комедии". В 13 песне Данте и Вергилий встречают говорящие растения. Это души самоубийц, казненных в седьмом круге Ада. Гарпии сильными клювами пробивают в растениях отверстия, через которые изливаются наружу стоны томящихся душ. Гарпии у Данте - это жирные птицы.

...с широкими крылами, ликом девьим,

когтистые, с пернатым животом,

они тоскливо кличут по деревьям.

ГАСДРУБАЛ

ГАСДРУБАЛ - Имя нескольких карфагенских полководцев. Из них наиболее известны:

1. Зять Гамилькара Барки, который после его смерти стал верховным главнокомандующим в Испании и основал "Новый Карфаген". Был убит в 221 до н. э.

2. Брат Ганнибала, выступивший в 218 до н. э. через горы - Пиренеи и Альпы на помощь Ганнибалу. Потерпел поражение и был убит у Метавра в 207 до н. э.

3. Предводитель карфагенских войск в 3-й Пунической войне, противостоящий римлянам около двух лет. В 146 до н. э. сдался и умер в плену в Риме.

ГЕБА

ГЕБА - В греческой мифологии дочь Зевса и Геры - воплощение юности, "вечно юная богиня". У Гомера Геба - подавальщица амброзии и нектара (пищи и напитка небожителей) олимпийским богам. Со временем, после вознесения Геракла на Олимп, Геба становится его женой - как награда за подвиги и в знак примирения с Герой, преследовавшей его всю жизнь.

ГЕКАТА

ГЕКАТА - Одна из древнейших и могущественных богинь; властвует в преисподней над всеми привидениями и чудовищами; богиня мрака, чародейства, миражей. У нее три тела и три головы. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Геката считается помощницей в колдовстве, имя ее связывают с черной магией. Геката упоминается Медеей в пьесе Еврипида (она помогла добиться любви Ясона и приготовить зелья) и в идиллии Феокрита. В более поздней литературе Геката выступает символом потусторонних сил. Пример тому - появление Гекаты в трагедии Шекспира "Макбет". Картина с ее изображением принадлежит перу английского поэта и художника Блейка.

ГЕКТОР

ГЕКТОР - Гектор - старший сын царя Приама и Гекубы, муж Андромахи, главный защитник Трои в "Илиаде" Гомера. Гектор руководит троянцами в сражении, дважды вступает в бой с Аяксом и убивает Патрокла. Гектору все время помогает Аполлон, что послужило поводом считать его сыном бога. Стремясь отомстить за смерть друга, Ахилл вызывает Гектора на бой и с помощью Афины-Паллады смертельно ранит его. Затем, проколов на ногах умершего сухожилия и продев сквозь них крепкий ремень, привязал труп к колеснице и протащил изувеченное тело вокруг Трои, после чего бросил тело к смертному ложу Патрокла. Лишь когда старый царь Приам пришел к Ахиллу и мольбами растрогал его сердце, тот возвратил тело Гектора троянцам. Сцена погребения Гектора завершает "Илиаду".

Образ Гектора стал олицетворением благородства. В античной пластике и вазописи особенно были распространены сюжеты: прощание с Андромахой и гибель Гектора в поединке с Ахиллом. Рубенс, Лебрен, Тьеполо оставили свое видение героического мифа.

ГЕКУБА (ГЕКАБА)

ГЕКУБА (ГЕКАБА) - Гекуба - жена царя Трои Приама и мать большинства из его детей, среди которых Гектор, Парис, Кассандра и Поликсена. Образ Гекубы не является центральным в "Илиаде", однако греческие трагедии, в особенности принадлежащие Еврипиду, позволяют узнать о судьбе Гекубы после падения Трои, гибели царя Приама и почти всех его детей. В "Троянках" она ведет за собой женщин, угнанных в плен; в "Гекубе" она видит жертвенную смерть Поликсены на могиле Ахилла и находит тело своего убитого сына Полидора. В более поздних легендах Гекуба, доведенная страданиями до безумия, превращается в собаку и бросается в Геллеспонт. В "Гамлете" Шекспира Первый актер так страстно исполняет монолог "жалкой царицы", что вызывает восклицание принца:

Что он Гекубе? Что ему Гекуба?

А он рыдает...

ГЕЛЕН

ГЕЛЕН - Сын Приама, одаренный силой предвидения; стал пленником ахейцев. Он предсказал падение Трои, если Филоктет будет привезен с Лемноса с луком и стрелами Геракла. Согласно той же поздней легенде, он был отдан как пленник Пирру вместе с Андромахой.

ГЕЛИОС

ГЕЛИОС - Греческий бог Солнца, титан, а не олимпиец, особенно почитавшийся на Родосе; обычно его представляли правящим по небу своей колесницей с востока на запад; в поздней легенде он идентифицируется с Гиперионом или Аполлоном. Он - отец Фаэтона. Греки интересовались вопросом о том, как он попадает обратно на восток каждое утро, и, по одной из версий, он плывет по реке Океан на большой чаше, которую Геракл занимает у него на пути к Гесперидам. Платон придает ему новое значение в "Законах", когда создает для своего идеального государства объединенный культ Аполлона и Гелиоса: Аполлона - чтобы дать массам архаический ритуал, которого они ждут, Гелиоса - чтобы привить просвещенному меньшинству рациональную форму почитания.

ГЕЛОС

ГЕЛОС - Греческое божество, олицетворяющее смех. Считалось, что Гелос всегда сопровождает Диониса. В Фессалии ему был посвящен ежегодный праздник.

ГЕМОН

ГЕМОН - Сын царя Креонта, жених Антигоны. Безуспешно пытался защитить ее от гнева отца и покончил с собой, когда она погибла.

ГЕНИЙ

ГЕНИЙ (от лат. gens - "род")

В римской мифологии - вначале прародитель рода, потом - бог мужской силы и способностей. Считалось, что каждый мужчина имеет своего гения, который несколько преобразовался - стал покровителем не физических свойств, а одаренности человека. Особенно почитался гений главы рода: в день рождения ему даже приносились подарки. Клятва гению господина считалась нерушимой для раба. Зависимые люди делали такие надписи, как "Гению нашего Марка", и т. п. Иногда предполагалось, что у человека два гения - добрый и злой. Иногда гений представлялся как самостоятельное божество, рождающееся с человеком, руководящее его поступками, а после смерти - присоединяющееся к другим богам или бродящее рядом с бывшим жильем. В таком качестве гений соответствует греческому Демону. Гениев изображали в виде юношей с рогами изобилия или с чашей. Считалось, что гениев имеют не только люди, но и города. В эпоху империи большое значение приобрел культ гения Рима и гения Императора.

ГЕОРГИКИ

ГЕОРГИКИ - Дидактическая поэма Вергилия по агрокультуре в четырех книгах, в которой идет речь об урожае, фруктовых деревьях и виноградных лозах, крупном рогатом скоте и лошадях и о содержании пчел. Сам Вергилий говорит, что она базируется на "Трудах и днях" Гесиода, но тон ее индивидуален, комбинирует практические советы с глубокой любовью Вергилия к итальянскому селу и крестьянскому быту, а также наблюдательную симпатию ко всем живым созданиям. Вергилий стремится не столько дать руководство по сельскому хозяйству, сколько восстановить утраченный в гражданских войнах идеал простой и здоровой жизни трудолюбивого крестьянина.

ГЕРА

ГЕРА - Архаическое доэллинское женское божество, олицетворяющее женственность и продолжение рода. Имя Гера означает просто "госпожа". Гера была включена в олимпийский пантеон в качестве жены Зевса и одновременно его сестры; оба они - дети Кроноса. Рассказы о ссорах между Зевсом и Герой, по-видимому, хранят память о тех временах, когда мужской культ Зевса и женский культ Геры сосуществовали на равных и конкурировали между собой. Гера крайне ревнива и необычайно жестока к своим соперницам (см. Ио, Семела). У Гомера Гера настроена враждебно к Трое, а у Вергилия - к троянцу Энею, так как сын троянского царя Парис разрешил спор о красоте между Афродитой, Афиной и Герой не в пользу последней (см. Суд Париса). Напротив, в легенде об аргонавтах Гера выступает как защитница и покровительница Ясона. Первоначально Гера почиталась на Аргосе, однако ее культ распространился по всей Греции. Сохранилось множество храмов этой верховной богини - например, древнейший храм Геры в Олимпии (17 в. до н. э.) или храм Геры в Пестуме (Южная Италия, 5 в. до н. э.). См. также Поликлет.

ГЕРАКЛ (ГЕРКУЛЕС)

ГЕРАКЛ (ГЕРКУЛЕС) - Самый популярный греческий герой, почитаемый во всей Греции и особенно в Арголиде (Пелопоннес) и на юге страны. Прототипом для легенд о Геракле мог послужить один из царей арголидского города Тиринфа микенского периода. Согласно легенде, Геракл был сыном Зевса и Алкмены, жены Амфитриона. В то же время Геракла часто называли Алкидом, то есть внуком тиринфского царя Алкея, отца Амфитриона. Геракл впервые показал свою силу, еще будучи младенцем, задушив в колыбели двух змей, подосланных Герой, чтобы убить его. Все знаменитые деяния Геракла связаны с его силой и мужеством; наиболее известны его двенадцать подвигов, которые Геракл совершил по распоряжению аргосского царя Эврисфея как искупление своего детоубийства в припадке безумия, которое наслала на него ревнивая Гера. Это тема трагедии Еврипида "Геракл".

Двенадцать подвигов таковы:

1) Немейский лев. Шкура его была неуязвима для стрел и копий, поэтому Геракл задушил льва голыми руками, после чего содрал с него шкуру, которую сам впоследствии носил. Борьбу Геракла со львом замечательно изобразил Делакруа.

2) Лернейская Гидра. Дыхание Гидры уничтожало все живое. На месте отрубаемой головы у чудовища вырастали две новые. Тогда Геракл призвал на помощь своего племянника Иолая, который прижигал свежие раны Гидры горящими головнями.

3) Керинейская лань. Она принадлежала Артемиде; у нее были золотые рога и медные копыта. Геракл охотился за ней целый год и поймал ее живой.

4) Эриманфский вепрь. Геракл загнал чудовище в глубокий снег и связанным отнес его в Микены.

5) Авгиевы конюшни. Геракл за один день вычистил конюшни элидского царя Авгия, которые не очищались десятки лет. Для этого Геракл перекрыл плотиной реку Алфей и направил ее воды на скотный двор.

6) Стимфалийские птицы. Они своими медными перьями убивали людей, затем пожирали. Геракл перебил их.

7) Критский бык. Геракл поймал этого свирепого огнедышащего быка и доставил его живым к Эврисфею.

8) Кобылицы царя Диомеда. Геракл укротил лошадей-людоедов и пригнал к Эврисфею.

9) Пояс Ипполиты (см. Амазонки).

10) Коровы Гериона. Геракл убил трехголового великана Гериона и, переправив его коров через океан в кубке Гелиоса, который бог подарил ему за смелость, пригнал стадо к Эврисфею в Микены.

11) Яблоки Гесперид. Геракл принес Эврисфею три золотых яблока, дарующих вечную молодость (их Гера получила как свадебный подарок от Геи). Гераклу потребовалось убить дракона, охранявшего сад.

12) Кербер (Цербер). Геракл спустился в преисподнюю и без оружия (таково было условие Аида) укротил трехголового пса со змеиным хвостом.

Во время путешествия за стадом Гериона Геракл воздвиг две скалы по обеим сторонам узкого пролива, отделяющего Средиземное море от Атлантического океана, создав Гибралтарский пролив. Со времен античности две эти скалы известны как Геракловы столбы.

Известно множество других легенд о Геракле. Так, согласно поздней версии, он присоединился к экспедиции аргонавтов, но, когда на острове Кеосе нимфы похитили его любимца Гиласа, плененные его красотой, Геракл расстался с аргонавтами, не желая продолжать путь без своего фаворита. Когда Геракл возвращался к Эврисфею с поясом Ипполиты, он по пути спас дочь троянского царя Лаомедонта, Гесиону, убив морского дракона; позже за неблагодарность царя разрушил Трою. Аполлон однажды не дал Гераклу очищения, и тогда Геракл бежал со священным дельфийским треножником. Аполлон в качестве наказания отдал Геракла в рабство лидийской царице Омфале, которая заставляла Геракла выполнять женскую работу и носить женскую одежду. Этот сатирический эпизод позднейшие моралисты использовали в качестве примера того, как женщина может поработить даже сильного мужчину. Геракл еще раз спускался в Аид для вызволения оттуда Алкестиды, жены царя Фер Адмета. Геракл победил Антея. О женитьбе и смерти Геракла см. Деянира и Несс. Афина с Гермесом спустились к погребальному костру Геракла и вознесли его на Олимп. С тех пор Геракл стал бессмертным богом, и Гера отдала ему в жены свою дочь, вечно юную Гебу. Все эти сюжеты запечатлены в вазописи и скульптуре.

В Древнем Риме Геракл был известен под именем Геркулеса и имел славу борца с несправедливостью. Благодаря своей выносливости, смелости и готовности служить людям Геркулес был идеалом для стоиков.

В средние века Геракл был известен благодаря Овидию и Боэцию; Чосер подробно описывает подвиги Геракла и ставит его в один ряд с такими значительными персонажами, как Адам, Самсон и Александр Македонский. Бургундское королевское семейство считало свой род происходящим от Геракла и королевы Элайзы. Со временем на Геракла стали смотреть почти как на христианского святого: найти христианскую символику в легендах о Геракле было несложно. Так, фасад Колеонской церкви в Пергаме (совр. Бергама) наряду со сценами из Ветхого Завета украшают и лепные изображения подвигов Геракла. На кафедре Пизанского собора изображение Геракла олицетворяет силу христианского духа. Один из известных в средние века духовных гимнов был посвящен "Гераклу-христианину". Ксенофонт в своих "Воспоминаниях о Сократе" ("Меморабилии") передает еще одну легенду о Геракле, рассказанную ему софистом Продиком, согласно которой Геракл еще до своей службы у Эврисфея повстречал двух прекрасных девушек, одна из которых предложила ему провести легкую жизнь, полную удовольствий, а другая - трудный путь служения людям. Этот сюжет не был популярен ни в античности, ни в средние века, впрочем, о нем упоминает Цицерон в трактате "О долге". Петрарка создал художественный образ Геракла, размышляющего над выбором жизненного пути. Позже сюжет о "выборе Геракла" прочно вошел в европейский культурный обиход: Бах написал кантату "Геракл на распутье", существует также несколько живописных полотен на тему "Выбор Геркулеса", в частности кисти Караччи, Веронезе и Пуссена. В 1540 в термах Каракаллы была найдена скульптура, известная сегодня как Геракл Фарнезе (по имени бывшего владельца). Она изображает Геракла, опирающегося на палицу. Автор этого произведения - афинский скульптор Гликон (1 в. до н. э.) и оно, возможно, представляет собой копию оригинала работы Лисиппа (кон. 4 в. до н. э.). Одной из самых впечатляющих современных композиций является "Стреляющий Геракл" Бурделя (1909).

ГЕРАКЛИТ

ГЕРАКЛИТ - 1. Философ из Эфеса (ок. 554 - 483 до н. э.). Учил, что все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Гераклит был известен своими таинственными изречениями (поэтому получил прозвище Темный) и критикой религиозной практики греков - погребальных обрядов, идолопоклонства, веры в сны. Из сочинения "О природе" сохранились отдельные фрагменты.

2. Из Галикарнаса (совр. Бордум) - поэт, друг поэта Каллимаха, который написал на смерть Гераклита поэму "Соловьи".

Кто-то сказал мне о смерти твоей, Гераклит, и заставил

Тем меня слезы пролить. Вспомнилось мне, как с тобой

Часто в беседе мы солнца закат провожали. Теперь же

Прахом ты стал уж давно, галикарнасский мой друг!

Но еще живы твои соловьиные песни; жестокий,

Все уносящий Аид рук не наложит на них.

ГЕРИОН

ГЕРИОН - Трехголовый, трехтелый, шестирукий великан, проживающий на крайнем Западе (в поздних легендах указывается Испания), необыкновенные коровы которого были украдены Гераклом и угнаны в Грецию. В "Божественной комедии" (песни 17 и 18) Герион - символ лжи и хранитель восьмого круга Ада, куда именно на его спине спускаются Данте и Вергилий.

ГЕРМА

ГЕРМА - Первоначально символ бога Гермеса. Представляла собой колонну с вырезанной головой Гермеса и подчеркнутыми половыми органами. Гермы устанавливались на перекрестках дорог и наряду с сакральной функцией служили дорожными указателями. В 415 до н. э. гермы были уничтожены, предположительно по приказу Алкивиада. Этот труднообъяснимый акт святотатства послужил дурным предзнаменованием для неудачного похода афинского флота на Сицилию. Во времена Рима гермы потеряли связь с фаллическим культом Гермеса и изготавливались в виде прямоугольной колонны, на которую водружался бюст человека или бога. Такими гермами римляне украшали свои сады и библиотеки (в последних были особенно популярны двойные гермы великих поэтов).

ГЕРМАНИК

ГЕРМАНИК (15 до н. э. - 19 н. э.)

Старший сын Друза Старшего и Антонии Младшей, был усыновлен своим дядей императором Тиберием и стал именоваться Германик Юлий Цезарь. Муж Агриппины Старшей и отец будущего императора Калигулы и матери Нерона, Агриппины Младшей. Германик, по словам Тацита, как никто другой, был наделен всеми телесными и душевными достоинствами; ему были присущи редкая красота и храбрость, замечательные способности к наукам и красноречию, беспримерная доброта и умение снискать расположение народа. Германик проявил себя как замечательный полководец. В 13 он командовал военными легионами, стоявшими на берегах Рейна. Его популярность среди солдат и военные успехи в Германии были столь значительны, что вызвали зависть Тиберия, который отозвал его из Германии и направил в Египет с чрезвычайными полномочиями. Утверждают, что в 19, в возрасте тридцати четырех лет, Германик был отравлен наместником Сирии Гнеем Кальпурнием Пизоном и его женой Планциной (этот сюжет использовал Пуссен в картине "Смерть Германика").

ГЕРМАФРОДИТ

ГЕРМАФРОДИТ - Согласно Овидию ("Метаморфозы") - сын Гермеса и Афродиты, отвергнувший любовь нимфы Салмакиды. Боги, вняв мольбам Салмакиды, соединили навеки тело нимфы с телом ее возлюбленного. Этот этиологический миф, по-видимому, был создан для объяснения феномена бисексуальности. (Ср. Эхо) Римские копии греческих скульптур, изображающих чувственно расслабленного Гермафродита, не были редкостью в Европе. Такая скульптура имеется в Эрмитаже (С.-Петербург).

ГЕРМЕС

ГЕРМЕС - Первоначально - фаллическое божество, изображаемое гермами. В олимпийский пантеон вошел как сын Зевса и Майи, дочери Атласа. Считалось, что Гермес родился в Аркадии. В гомеровском "Гимне Гермесу" описаны шалости юного бога: например, он угнал у Аполлона его священных коров. Натянув бычьи жилы на черепаший панцирь, Гермес изобрел лиру. За это Зевс подарил Гермесу широкополую шляпу, крылатые сандалии и кадуцей - традиционный жезл герольда (вестника), увитый двумя белыми лентами (на более поздних изображениях - змеями). В "Одиссее" Гомера Гермес передает Одиссею повеление Зевса покинуть Калипсо, точно так же как у Вергилия Меркурия посылают, чтобы оторвать Энея от Дидоны. Гермес также провожает Орфея к Эвридике в Подземное царство. Гермес считался покровителем видов деятельности, связанных со странствиями: торговли, воровства, путешествий. Одна из немногих, предположительно оригинальных статуй Гермеса, принадлежит Праксителю: Гермес изображен обнаженным, с младенцем Дионисом на руках. Об использовании легенды о Гермесе за пределами античности см. Меркурий.

ГЕРМИОНА

ГЕРМИОНА - Дочь Менелая и Елены. В "Одиссее" рассказывается, что Гермиону выдали замуж за сына Ахилла - Неоптолема.

ГЕРО

ГЕРО - Жрица Афродиты в Сесте. Ее возлюбленный Леандр, чтобы встретиться с Геро, каждую ночь переплывал Геллеспонт, пока не утонул, когда буря затушила светильник, выставленный Геро, по которому юноша ориентировался. Эта легенда, возможно, имеет александрийское происхождение, однако нам она известна по текстам Вергилия ("Георгики", III) и Овидия. Этот сюжет использовали многие поэты и художники - Марло, Шиллер, Китс, Рубенс, Тернер и др. Оригинальную трактовку сюжета дает Александр Куприн в рассказе "Геро, Леандр и пастух".

ГЕРОД АТТИК

ГЕРОД АТТИК - Родился в Марафоне. Известный оратор и софист (второй, или новой, софистики). Покровительствовал искусствам и был благодетелем Афин. В память о своей жене построил афинский Одеон (концертный зал) в южной части Акрополя, возвел каменные террасы к дельфийскому стадиону, построил бассейн в Фермопилах, водопровод в Олимпии. Павсаний сообщает о скульптурной группе, которую Герод передал в Коринфский храм. Филострат передает рассказ о том, как Герод огорчился, узнав, что у него не хватает денег на постройку канала через Коринфский перешеек.

ГЕРОДОТ

ГЕРОДОТ (ок. 484 - 425 до н. э.)

Греческий историк, "отец истории". Из Галикарнаса переехал на Самос, а потом в Афины; много путешествовал по Египту, Восточной Европе и Азии. Умер в Фуриях (Южная Италия). Описывая в своей девятитомной "Истории" войну между греками и персами, Геродот впервые отнесся критически к своим источникам и систематизировал факты. На греко-персидскую войну Геродот смотрел как на конфликт европейских и восточных идеалов. Свои наблюдения, сделанные во время путешествий, Геродот использовал для антропологических и географических отступлений, а Египту он посвятил целую книгу. Известен колоритный эпизод, когда Геродота его собратья-греки называли "отцом лжи" (см. Гипербореи). Геродот был практически свободен от национальных предрассудков: понимание культурного многообразия народов и глубокий интерес к отдельным личностям делают Геродота одним из самых интересных античных авторов.

ГЕРОИ

ГЕРОИ - Культ героев был широко распространен в Древней Греции. Считают, что этот культ сложился в конце 9 в. до н. э., когда гомеровский эпос стал широко известен и приобрел свой окончательный вид. Отдельные личности отождествлялись с легендарными персонажами - участниками фиванских и троянских войн: наиболее известными из них были Геракл, Персей и Тесей. Иногда культовые обряды совершались у надгробий исторических личностей: так, спартанский полководец Брасид после своей смерти на поле брани был причислен к героям. Считалось, что если совершать нужные обряды и жертвоприношения на могилах героев, то можно ожидать их помощи.

ГЕРОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

ГЕРОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - Математик и инженер-гидравлик; время жизни неизвестно, возможно 1 или 2 в. до н. э. Из трудов Герона сохранились описания паровых машин, пневматических устройств, геодезических инструментов и даже автомата, срабатывающего после опускания в него монеты, и устройства для создания оптических эффектов во время храмового действа.

ГЕРОСТРАТ

ГЕРОСТРАТ - Житель Эфеса, в котором находился храм Артемиды, считавшийся одним из семи чудес света. Чтобы прославиться, в 356 до н. э. Герострат сжег этот храм.

ГЕРСИЛИЯ

ГЕРСИЛИЯ - У римлян - одна из похищенных сабинянок, которая сделалась женой Ромула. Уговорила сабинян помириться с римлянами.

ГЕСИОД

ГЕСИОД - Первый исторически достоверный греческий поэт, возможно, живший ок. 700 до н. э. В Аскре (Беотия) у Гесиода было небольшое имение, расположенное на склонах горы Геликон. Там, по словам Гесиода, его посещали музы, когда он пас своих овец. Отец Гесиода - выходец из Ионии. Гесиод вел тяжбу со своим братом Персом по поводу отцовского наследства. Эти подробности биографии мы знаем по поэме "Труды и дни", адресованной Персу. Это замечательное произведение, полное описаний крестьянского быта, личных переживаний и тонкого юмора. В "Трудах и днях" использованы мифы о Пандоре и золотом веке. В "Теогонии" ("Происхождение богов") Гесиод делает попытку в систематической форме представить генеалогию олимпийских богов и восстановить события, предшествующие захвату Зевсом верховной власти (см. Кронос, Прометей, титаны). "Теогония" Гесиода послужила основой для дальнейшего развития мифологии. Фрагменты из "Щита Геракла" и "Эойи" (каталог женщин - прародительниц знатных родов), приписываемые Гесиоду, - позднейшего происхождения. Дидактические фрагменты Вергилиевых "Георгик" написаны под непосредственным влиянием "Трудов и дней" и даже содержат прямые языковые заимствования из Гесиода. Согласно поздним легендам о соревновании между Гомером и Гесиодом, последнему был присужден победный приз.

ГЕСПЕР

ГЕСПЕР - Вечерняя звезда, которой Сапфо посвятила одно из своих самых красивых стихотворений. До нас дошел лишь искаженный фрагмент этого сочинения, случайно процитированный в трактате по этимологии эпохи Возрождения. Возможно, он представляет собой часть свадебного гимна:

Вечерняя звезда, ты собираешь все,

Что свет дневной по миру разбросал.

Овцу приводишь в хлев, козу ведешь под кров

И возвращаешь матери дитя.

ГЕСПЕРИДЫ

ГЕСПЕРИДЫ - "Дочери Вечера", охранявшие вместе с Драконом золотые яблоки в саду богов на крайнем Западе. Геракл должен был принести эти яблоки Эврисфею, что с помощью Атласа ему и удалось сделать (12-й подвиг).

Обычно Геспериды ассоциировались с заходом солнца и Вечерней звездой, в то же время яблоко - это распространенный среди разных народов символ любви. Место Гесперид в греческой мифологии не было совершенно однозначным. В последующие века Гесперид часто путали с тремя Грациями: на картине Рафаэля изображены Грации, каждая из которых держит в руке по яблоку.

ГЕФЕСТ

ГЕФЕСТ - Бог огня и кузнечного дела, сын Зевса и Геры, по преданию, сброшенный с неба во время одной из ссор супругов и охромевший при падении на вулканический остров Лемнос:

... с утра

До полудня он падал, от полудня до росного вечера,

Летнего дня и с заходом солнца

Упал с зенита, как падающая звезда

На Лемнос, эгейский остров.

Мильтон. "Потерянный Рай" (1. 742-6)

Также, по преданию, у него была кузница под горой Этна. Дионис уговорил его вернуться на Олимп, чтобы прислуживать богам, - тема, которая часто иллюстрировалась на ранних греческих вазах. В "Илиаде" Гефест делает восхитительные вещи, такие, как скипетр Агамемнона и доспехи Ахиллеса, но является также комической фигурой, снующей среди богов. В "Одиссее" певец при дворе Алкиноя рассказывает историю брака Гефеста и Афродиты: как Гефест поймал Афродиту в сеть, когда та занималась любовью с Аресом. Гесиод делает Гефеста создателем Пандоры, первой женщины, или человечества в целом (ср. Прометей). Поздние писатели, включая Вергилия, говорят, что ему помогали в кузнице циклопы (см. Вулкан). Этой традиции следуют несколько широко известных постренессансных полотен, изображающих кузницу Вулкана, включая работы Тинторетто и Веласкеса. Дорический храм середины 5 в. над афинской горой, который обычно называют Тезеумом, это на самом деле Гефестеум, или храм Гефеста.

ГЕЯ

ГЕЯ - Земля, персонифицированная как дочь Хаоса и жена Неба (Урана), матерь титанов и циклопов; от крови кастрации Урана (см. Кронос) произошли гиганты и Фурии; от связи с Тартаром (Аидом) родила Тифона. Ее культ был основным по всей Греции, но позже его вытеснили олимпийские боги - например, она первоначально прорицала в Дельфах, пока змей Пифон, создание земли, не пал от стрел Аполлона. Римская богиня земли Теллус была индентифицирована с Геей; она изображена как символ мира и процветания на Алтаре Мира, установленного Августом в Риме.

ГИАДЫ

ГИАДЫ - 1. Дочери Атланта и океаниды Плейоны, нимфы. Их единственный брат, Гиас, на охоте был растерзан львами. Гиады умерли от горя и превратились в созвездие Тельца на небосводе.

2. Нимфы очень преклонных лет, воспитавшие Диониса. В благодарность за это волшебница Медея превратила старух в юных дев.

ГИАЦИНТ (ГИАКИНФ, ГИАКИНТ)

ГИАЦИНТ (ГИАКИНФ, ГИАКИНТ) - Доэллинское божество, почитаемое в Амиклах (Лакония) и в Спарте, где в честь Гиацинта ежегодно устраивались трехдневные празднества. Павсаний описывает статую Гиацинта с бородой, что расходится с традицией, представляющей Гиацинта в виде прекрасного юноши, в которого был влюблен Аполлон и которого нечаянно убил метательным диском, потому что ревнивый Зефир (западный ветер) сместил траекторию его полета. Из крови Гиацинта выросли цветы, на лепестках которых, как считали греки, можно прочесть "Ай-ай!" - горестные возгласы Аполлона. (Возможно, греки имели в виду не современные гиацинты, а ирисы или гладиолусы.) Эта романтическая история отражает события той эпохи, когда поклонение Аполлону вытеснило собой культ Гиацинта. Легенду о Гиацинте рассказывает Овидий в "Метаморфозах" (X). Одна из скульптурных групп Челлини изображает Аполлона и Гиацинта.

ГИБРИС

ГИБРИС - 1. Имя нимфы, родившей бога Пана от Зевса.

2. Олицетворение похоти, крайней наглости и самодовольства, желания сравняться и даже превзойти богов, не имея на это никаких оснований.

ГИГАНТЫ

ГИГАНТЫ - В легендах послегомеровского периода - сыновья Неба и Земли (Урана и Геи) - чудовищные великаны с ногами в виде змей и косматыми длинными волосами. Обладая страшной силой, гиганты восстали против олимпийских богов. По одной из версий, их возглавили Эфиальт и От. Взвалив на гору Осса гору Пелион, гиганты пытались добраться до небес. Они были повержены, лишь когда Зевс, осыпавший их своими стрелами-молниями, позвал на помощь Геракла, так как только участие "смертного" могло решить ход событий. Скалы и вулканы, один из которых - знаменитый вулкан Этна, погребли под собой гигантов, закрыв выход из тартара. Эта битва послужила темой для создания целого ряда скульптурных групп. Наиболее известные - сокровищница в Дельфах и барельеф "Зевс сражается с гигантами" алтаря Зевса в Пергаме.

Теме гигантомахии посвящена поэма римского поэта 4 в. Клавдиана.

ГИГЕС

ГИГЕС (8 - 7 вв. до н. э.)

По словам Геродота, Гигес был лидийским пастухом, убившим короля Лидии, женившимся на его вдове и завладевшим троном. Впрочем, это могло быть пОзднее объяснение происхождения династии Мермнадов. Гигес стремился к расширению своей власти и распространению ее над всеми греческими городами. Он послал в Дельфы предложения о создании новой денежной системы. Во второй части "Республики" Платона используется легенда о том, что свои победы Гигес одерживал с помощью волшебного кольца-невидимки, то есть подразумевалась мораль, что лишь страх быть наказанным заставляет человека поступать честно; а выражение "кольцо Гигеса" вошло в поговорку.

ГИГИЕЯ

ГИГИЕЯ - Дочь бога врачевания Асклепия, богиня здоровья. Изображается в образе молодой девушки рядом с величественным старцем - богом Асклепием.

ГИДРА

ГИДРА - Многоголовое чудовище, обитавшее у озера Лерна на Пелопоннесе, которую убил Геракл (2-й подвиг). Гидру было не просто победить, так как на месте отрубленной головы у нее сразу вырастали две новые. ("Гидроголовая" задача, то есть такая, по ходу решения которой возникают все большие трудности.) Гераклу все же удалось одолеть Гидру - прижигая свежие раны, и он смазал наконечники своих стрел ее ядовитой желчью. Существует множество античных изображений поединка; в эпоху Возрождения борющийся Геракл служил прекрасным образом для изображения обнаженной натуры в движении. К сожалению, знаменитые "Подвиги Геракла" Паллайоло (дворец Медичи) утеряны, однако его изображение Геракла, борющегося с Гидрой, сохранилось в Уффици (Флоренция).

ГИЛАС

ГИЛАС - В греческой мифологии сын царя дриопов Тейомена и нимфы Менодики. Геракл, убив Тейомена, был очарован красотой Гиласа и сделал его своим оруженосцем, вместе с ним отправился за золотым руном. Во время стоянки корабля "Арго" у острова Кеос Гилас пошел за водой. Его красота прельстила нимф источника, и они взяли его себе. Геракл тщетно искал его. На острове Кеос существовал обычай: раз в год у источника Гиласа приносить жертвы, а потом разбредаться по горам, жалобно выкликая имя Гиласа, как бы в память Геракла. Можно предположить, что Гилас был местным божеством природы, культ которого впоследствии присоединился к общегреческому культу Геракла.

ГИЛЛ

ГИЛЛ - Сын Геракла и его жены Деяниры. Перед смертью Геракл обручил Гилла с дочерью эхалийского царя Иолой. После смерти Геракла Гилл стал предводителем Гераклидов, но погиб спустя три года.

ГИМЕНЕЙ

ГИМЕНЕЙ - Как мы знаем по свадебным песням Алкмана, Сапфо и Феокрита, а также по стихам Катулла, на греческих свадьбах существовал обычай возглашать: "Гименей, о Гименей". Слово "Гименей" означало свадебную песнь и одновременно служило именем бога - покровителя брака. Гименей иногда изображался с венком на голове или в виде мальчика с факелом в руках.

Пушкин так отозвался о Гименее:

Он сын Вулкана молчаливый.

Холодный, дряхлый и ленивый,

Ворчит и дремлет целый век,

А впрочем, добрый человек.

ГИПЕРБОРЕИ

ГИПЕРБОРЕИ - Легендарный народ, почитающий Аполлона, живший, согласно поверьям, "на спине у северного ветра" или "за горами" в вечном блаженстве при постоянном свете солнца. Считалось, что Аполлон проводит среди гипербореев зиму. Геродот полагал, что гипербореи жили на территории современной России между аримаспами (скифами) и киммерийцами, населявшими побережье Черного моря. Геродот также добавляет, что гипербореи только пересылали через Адриатику Аполлону в Дельфы завернутые в пшеничные колосья жертвы, но сами не приходили. В этой легенде одни исследователи видят намек на действительно существовавший янтарный торговый путь через Балтику (см. по этому поводу также Фаэтон), другие - свидетельство о богатых злаками степях. Геродот также рассказывает о гиперборейском жреце Аполлона Абарисе, который летал по миру на золотой стреле и не нуждался в пище.

ГИПЕРИОН

ГИПЕРИОН - По Гесиоду, титан, солнечный бог, отец зари-Авроры, Солнца и Луны (Эос, Гелиоса и Селены). В "Одиссее" (XII) Гиперион отождествляется с Гелиосом: Гелиос-Гиперион держит своих священных коров на острове Тринакрия (возможно, это современная Сицилия).

В незаконченной поэме Китса "Гиперион" молодой солнечный олимпиец Аполлон поражает Гипериона, последнего из восставших титанов. "Гиперион" - это также название философского романа немецкого поэта-романтика Гёльдерлина. В этом романе байронический герой пытается освободить Грецию от турков и, когда ему это не удается, становится отшельником и живет в гармонии с Природой согласно своему романтическому идеалу античности.

ГИПЕРМНЕСТРА

ГИПЕРМНЕСТРА - Младшая дочь царя Даная, единственная из пятидесяти, ослушавшаяся приказа отца. Гипермнестра, сжимая в руках нож, не нашла в себе силы убить своего мужа, Линкея, в первую брачную ночь. Она помогла мужу бежать. Впоследствии Линкей стал родоначальником аргосского царского дома.

ГИПНОС

ГИПНОС - Бог Сна у греков. Сын Ночи (Никты) и брат Смерти (Танатоса). Изображался в виде крылатого юноши со склоненной в дремоте головой или льющего из рога снотворный бальзам. У Гомера Гипнос и Танатос уносят погибших с поля брани (см. Сарпедон). Гипнос был изображен на ларце Кипсела (см. Периандр). Существуют изображения Гипноса эпохи эллинизма. Образ Сна и Смерти как детей одних родителей использовался в поэзии последующих веков (см. также Морфей).

ГИППИЙ И ГИППАРХ

ГИППИЙ И ГИППАРХ - Сыновья афинского тирана Писистрата. Старший сын, Гиппий, правил Афинами с 527 по 510 до н. э., когда за свое деспотическое правление был отстранен от власти спартанским царем Клеоменом. Гиппарх, который, подобно своему отцу, покровительствовал искусствам, был в 514 убит Аристогитоном, а Гиппий бежал к персидскому царю Дарию I.

ГИППОДАМИЯ

ГИППОДАМИЯ - Прекрасная супруга Пирифоя, из-за которой разгорелась война между лапифами и кентаврами. Кентавры были побеждены.

ГИППОКЛИД

ГИППОКЛИД - Афинский аристократ 6 в. до н. э., жених дочери Клисфена, сицилийского тирана. Известен по рассказу Геродота (6.128): Гиппоклид настолько раскованно танцевал на праздновании своей помолвки, что закончил танец, стоя головой на столе и размахивая ногами в воздухе. Когда будущий тесть сказал Гиппоклиду, что таким образом он "протанцевал свою свадьбу", Гиппоклид ответил ему, что это его нимало не волнует. Согласно Геродоту, именно с тех пор "гиппоклидова беззаботность" вошла в Греции в поговорку.

ГИППОКРАТ

ГИППОКРАТ -

Гиппократ из Коса

(ок. 460 - ок. 356 до н. э.)

Знаменитый греческий врач, "отец медицины". Его школа располагалась у гробницы Асклепия на Косе, впрочем, он обучал медицине по всей Греции. Считается, что Гиппократ первым выделил медицину как самостоятельную дисциплину и попытался избавить ее от суеверий, ища естественные причины заболеваний путем научных наблюдений. Маловероятно, что обширные медицинские труды Гиппократовой школы написаны лично Гиппократом, однако все они несут следы его учения. Еще в начале 19 в. врачи применяли методы лечения и диеты, весьма близкие к предложенным Гиппократом. До наших дней существует традиция, обязывающая молодых врачей принимать так называемую "клятву Гиппократа", в которой сформулированы основные этические постулаты врача.

ГИПСИПИЛЛА

ГИПСИПИЛЛА - Дочь Фоанта, правителя Лемноса.

Во время правления Фоанта женщины отказались почитать Афродиту, которая, разгневавшись, одарила их таким зловонием, что мужья начали их избегать. Возмущенные женщины убили всех мужчин острова, только Гипсипилла помогла бежать своему отцу. Гипсипилла стала правительницей на острове. Когда корабль "Арго" причалил к Лемносу, Гипсипилла стала возлюбленной Ясона и родила ему двух сыновей. Вскоре после отплытия Ясона вдруг узнали, что Гипсипилла не умертвила своего отца. За это ее продали в рабство, и она стала нянькой у маленького Офельта, сына царя Фив.

Гипсипилла хотела помочь Семерым, выступившим против Фив (см. Семеро против Фив), и показать им источник питьевой воды. Однако Офельт, удушенный змеей, умер, и царь хотел за это умертвить няньку. Но подоспевшие сыновья спасли мать.

ГЛАВК

ГЛАВК - В греческой мифологии известно несколько персонажей с этим именем.

1. Рыбак-беотиец, случайно съевший волшебную траву, давшую ему бессмертие в образе морского божества; он получил при этом пророческий дар: прорицал Менелаю, возвращавшемуся после взятия Трои.

2. Внук Беллерофонта, ликиец, союзник троянцев; перед поединком с Диомедом выяснилось о дружеских отношениях предков с обеих сторон, после чего воины обменялись дарами и разошлись. Убит Аяксом в битве за тело Патрокла.

3. Сын Сизифа; растерзан собственными конями во время состязаний на колесницах.

ГОМЕР

ГОМЕР - Греки считали, что эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея" были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком. В обеих поэмах собраны древние легенды, "рассказы путников" и свидетельства микенской эпохи, и в то же время четкость сюжета и рельефность характеров героев делают "Илиаду" и "Одиссею" не похожими на устные эпические поэмы. Так или иначе, во времена Писистрата обе поэмы уже были известны в своем окончательном виде. По-видимому, автор "Илиады" был ионийцем и написал поэму около 700 до н. э. на богатом материале троянских сказаний. Все события "Илиады" происходят в течение нескольких недель, однако предполагается, что читатель знает всю предысторию Троянской войны. Возможно, что "Одиссея" была написана позже тем же автором. Отношения героев "Одиссеи" более запутанные, их характеры менее "героические" и более утонченные; автор показывает свое глубокое знание культуры стран Восточного Средиземноморья. Хотя связь между двумя поэмами весьма тесная и, возможно, что "Одиссея" была задумана как продолжение "Илиады", "Одиссея" все же представляется более оригинальным произведением. Александр Великий всегда возил с собой в золотой шкатулке томик "Илиады".

Начиная с 6 в. до н. э. появились так называемые "сыновья Гомера" (рапсоды) - люди, которым законодательно предоставлялось право публично декламировать поэмы Гомера. В качестве вступления к таким декламациям использовались "гомеровские гимны", содержащие обращения к разным богам.

Аристотель в "Поэтике" высоко оценивает Гомера как эпического поэта, и сегодня мы можем сказать, что никто не оказал такого глубокого влияния на западноевропейскую литературу, как Гомер. Гомер возглавляет группу самых прославленных язычников, которых Данте с Вергилием встречают на своем пути ("Божественная комедия", Ад, 4). Монтень называл Гомера "богоравным". В новое время к образу Гомера часто обращались крупные художники, например Рафаэль ("Парнас") и Энгр ("Апофеоз Гомера"). Древнерусский читатель мог найти упоминание о Гомере (Омире, как называли на Руси Гомера, следуя византийскому произношению) уже в "Житии" первоучителя Кирилла, а о Троянской войне прочесть в переведенных уже в киевскую эпоху византийских всемирных хрониках. Первая попытка стихотворного переложения небольших фрагментов гомеровских поэм принадлежит Ломоносову. Тредиаковский перевел гекзаметром - тем же стихотворным размером, которым писал Гомер - роман французского писателя Фенелона "Приключения Телемаха", написанный по мотивам "Одиссеи". "Телемахида" Тредиаковского содержала ряд вставок - прямых переводов с древнегреческого. Во 2-й половине 18 в. поэмы Гомера переводил Ермил Костров. В 19 в. были сделаны ставшие классическими переводы "Илиады" Гнедичем и "Одиссеи" Жуковским. По поводу перевода Гнедича Пушкин написал гекзаметром сначала такую эпиграмму:

Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера.

Боком одним с образцом схож и его перевод.

Потом Пушкин тщательно вымарал эту эпиграмму и написал следующую:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,

Старца великого тень чую смущенной душой.

Поэтические сравнения Гомера таковы, что стоит только автору сделать слабый намек, как вся образная картина выстраивается сама собой. Особенно мастерски Гомер пользуется этим приемом в "Илиаде", когда незначительная на первый взгляд бытовая подробность, введенная в эпическое повествование, может вдруг совершенно сменить тональность. Например, Зевс у Гомера взвешивает все доводы, определяющие исход войны, так же как бедная пряха взвешивает шерсть на ручных весах; Ахилл сравнивает рыдающего Патрокла с плачущей девочкой, еще не научившейся ходить и не способной самостоятельно подняться с земли. Огромные греческие армии Гомер сравнивает с лесным пожаром, со стаями лебедей, с тучами насекомых, кружащихся в коровнике вокруг ведра с молоком. Многие гомеровские образы перешли в литературу более поздних эпох: например, сравнение человеческой души, ожидающей Харона, перевозящего души через Стикс в царство мертвых, с опавшим осенним листом, после Гомера мы находим у Вергилия, Данте и Мильтона. Гомеровскими образами насыщена и русская литература - достаточно вспомнить Мандельштама:

Бессонница, Гомер, тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины...

ГОРАЦИИ

ГОРАЦИИ - Три брата из рода Горациев известны в связи с историческим эпизодом, возможно легендарным - относящимся ко времени правления третьего царя Рима Тулла Гостилия (7 в. до н. э.), о котором рассказывает Тит Ливий в первой книге своей "Истории". Во время правления Тула Гостилия был разрушен старинный латинский город Альба Лонга, а его население в основном депортировано в Рим. Во время сражения три брата Горации-римляне вступили в борьбу с тремя братьями Куриациями, выступавшими на стороне Альбы Лонги. Двое из Горациев были убиты, однако третий Гораций убил всех трех Куриациев и с триумфом возвратился в Рим. Там он встретился со своей сестрой, оплакивающей смерть своего жениха - Куриация. Гораций рассердился на свою сестру и убил ее, за что Тулл привлек его к суду, но после процедуры искупления вины он был оправдан.

Гораций является главным героем одноименной трагедии Корнеля; на первом из классических полотен Давида "Клятва Горациев" образ однолинейно мыслящего героя отсылает нас к персонажам Французской революции.

ГОРАЦИЙ, КВИНТ ФЛАКК

ГОРАЦИЙ, КВИНТ ФЛАКК - Римский поэт. Сын вольноотпущенника, родился в Апулии, получил разностороннее образование в Риме и Афинах. Сражался на стороне республиканцев в битве при Филиппах и вернулся с войны без гроша в кармане. Начал писать стихи, сблизился с кругом Вергилия и перешел под покровительство Мецената. До нас дошли все известные произведения Горация - "Послания", "Беседы", "Искусство поэзии", "Эподы". Они представляют Горация как весьма привлекательного человека своей эпохи - терпимого, наблюдательного, обладающего тонким чувством юмора и ценящего блага жизни. В то же время, как никакой другой римский поэт, Гораций понимает суть дионисийского экстаза (см. "Оды", 2.19; 3.25). Гораций мастерски сочетает латинские и греческие стихотворные размеры, особенно в "Одах", тщательно подбирает слова и всегда иронизирует над самим собой: все это составляет его так называемую "скрупулезную плодовитость", которая сделала его классиком литературы уже век спустя после смерти.

ГОРАЦИЙ КОКЛЕС

ГОРАЦИЙ КОКЛЕС ("Одноглазый")

Римлянин, живший в 6 в. до н. э., представитель рода Горациев, который, согласно легенде, сдерживал натиск этрусков на деревянном Субликийском мосту через Тибр, пока мост под ним не обрушился и он вынужден был спасаться вплавь. Эта история, рассказанная Титом Ливием, возможно, представляет собой чистую выдумку, сочиненную либо чтобы прославить легендарных основателей Рима, либо чтобы объяснить существование древней одноглазой статуи, которая стояла около Субликийского моста уже в исторические времена.

Этот Гораций изображен на картине Герико.

ГОРГИЙ

ГОРГИЙ (483-375 до н. э.)

Греческий софист из Леонтины, сторонник рабовладельческой демократии. Горгий выдвинул три тезиса:

1. Ничто не существует.

2. Если бы и существовало, то было бы непознано.

3. Если бы и было познано, то невыразимо.

ГОРГОНА МЕДУЗА

ГОРГОНА МЕДУЗА - Медуза - единственная смертная из трех чудовищных сестер, получивших в греческой мифологии общее название "Горгоны" и проживающих, по преданию, на крайнем Западе у берегов реки Океан. Медуза обладала способностью обращать в камень каждого, кто осмелится на нее взглянуть. В "Метаморфозах" Овидия описывается, как Персей обезглавил Горгону, глядя в медный щит на ее отражение, из крови Медузы появился крылатый Пегас.

Горгона - чрезвычайно популярный персонаж в древнем искусстве. Особенно часто ее изображение появляется на чернофигурных коринфских вазах, где она предстает в виде женщины со змеями вместо волос и кабаньими клыками вместо зубов, а также на щитах (известное полотно Караваджо имеет круглую форму).

Впрочем, древнегреческий поэт (6-5 вв. до н. э.) Пиндар следует иной традиции: в его произведениях Горгоны предстают прекрасными девушками. В эллинских изображениях также можно встретить прекрасную умирающую девушку Горгону.

В песне 9 "Божественной комедии" перед Данте предстают три Фурии; беснуясь и визжа, они призывают Медузу превратить его сердце в камень.

ГОРДИЕВ УЗЕЛ

ГОРДИЕВ УЗЕЛ - Гордий, легендарный крестьянин и основатель фригийского царства, был избран царем по указанию оракула, как первый встречный, которого фригийцы увидели ехавшим на телеге. Став царем, Гордий основал столицу, носящую его имя, принес в дар Зевсу свою телегу и, установив ее в храме, привязал ярмо к дышлу таким сложным узлом, что никто не мог его развязать.

Предсказание оракула гласило, что сумевший справиться с узлом получит во владение всю Азию. В ответ на предложение распутать узел Александр Великий, посетивший Гордион в 334, разрубил его мечом. Эта история часто пересказывается в античной литературе, а выражение "разрубить гордиев узел" вошло в поговорку и означает найти выход из затруднительного положения.

ГОРЫ (ОРЫ)

ГОРЫ (ОРЫ) - Первоначально богини времен года у греков. Их было три - в соответствии с ростом (Ауксо), цветением (Талло) и плодоношением (Карпо) сельскохозяйственных культур. Гор часто отождествляли с Грациями и редко изображали отдельно от других богов. В эпоху эллинизма число Гор увеличилось до четырех и их стали часто изображать на росписях и мозаиках в качестве символов времен года. В такой же роли Горы выступают в эпоху Ренессанса. Горы окружают богиню Луны на известном полотне Тинторетто.

ГРАИ

ГРАИ - Речь идет о трех сестрах Горгон - Энио, Пемфредо и Дино, - от рождения седовласых, имеющих один глаз и один зуб, которыми граи пользуются по очереди. Пока глаз находится у одной из них, другие слепы, и зрячая ведет за собой беспомощных сестер. Граи появляются главным образом в легендах о Персее. По совету Гермеса тот выкрал их глаз и зуб; за это, согласно Аполлодору, они указали Персею путь к нимфам, владевшим волшебными крылатыми сандалиями, сумкой и шапкой-невидимкой; граи подсказали также дорогу к горгонам.

ГРАЦИИ (ХАРИТЫ)

ГРАЦИИ (ХАРИТЫ) - Три Грации, дочери Зевса, называемые Гесиодом Аглая ("сияющая"), Евфросина ("благомыслящая") и Талия ("цветущая"), олицетворяют доброе, радостное, вечно юное начало жизни. Грации часто сопровождают богиню любви Афродиту. Гораций изобразил их в своих одах; их сплетенные фигуры были популярны в скульптуре и живописи с эллинских времен. Время от времени Грации появляются на средневековых рисунках. Образы Граций связываются с красотой и целомудрием, а их нагота символизирует чистоту и свободу от лжи. Прекрасных дев изображали Боттичелли и Рафаэль, Корреджо, Тинторетто и Рубенс; вновь они появляются на поздних рисунках Пикассо.

ГРИФОНЫ

ГРИФОНЫ - В греческой мифологии птицы с длинным клювом и телом льва. Геродот упоминает грифонов среди сказочных обитателей далекого Севера.

Предыдущая страница Следующая страница