Современный словарь-справочник: Античный мир
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

ВАКХАНКИ (БАССАРИДЫ, МЕНАДЫ)

ВАКХАНКИ (БАССАРИДЫ, МЕНАДЫ) - Спутницы, почитательницы бога Диониса, согласно описанию Еврипида в "Вакханках". Толпами, в безумном восторге, ходят они за Дионисом. Лишены всех человеческих страхов и условностей. Живут свободно, бродят по лесам и горам, едят сырое мясо диких животных. Существовала традиция изображать их в ритуальном танце, полуобнаженными, в звериных шкурах, часто подпоясанными задушенными змеями, с тирсами в руках. В живописи Ренессанса они мало чем отличались от танцующих нимф, хотя Тициан в своей картине "Вакханалия" передает чувственную непринужденность их разгула. Пуссена скопировал Пикассо, придав сюжету тревожную тональность.

ВАКХИЛИД

ВАКХИЛИД - Греческий лирический поэт, родился на острове Хиос в конце 6 в. до н. э., племянник Симонида и соперник Пиндара. Он поселился, возможно в изгнании, на Пелопоннесе и какое-то время жил при дворе Гиерона в Сиракузах. Большая часть его уцелевших стихов - это победные оды, заказные дифирамбы, гимны.

ВАРВАРЫ

ВАРВАРЫ - Так греки называли всех тех, кто не говорил на греческом языке (barbaros - "непонятно болтающий"). Отсюда возникло презрительное обозначение грубого и некультурного человека. Похожий эквивалент в русском языке - немцы (от "немой").

ВАРРОН, МАРК ТЕРЕНЦИЙ

ВАРРОН, МАРК ТЕРЕНЦИЙ - Крупнейший римский ученый-энциклопедист. Варрон получил образование в Риме и Афинах и делал обычную общественную карьеру, пока Юлий Цезарь не поставил его во главе новой публичной библиотеки в Риме. После смерти Цезаря он удалился от дел, чтобы продолжать свои научные занятия, и, по преданию, написал более 600 книг с охватом тем. Основным произведением были "Человеческие и божественные древности". До нас дошли фрагменты "Менипповых сатир", трактат "О сельском хозяйстве", а также сочинение "О латинском языке".

ВЕГЕЦИЙ, ФЛАВИЙ РЕНАТ

ВЕГЕЦИЙ, ФЛАВИЙ РЕНАТ - Ренат Флавий Автор первого устава староримской армии, изложенного в "Кратком изложении военного дела" (написан ок. 400).

ВЕЛИЗАРИЙ

ВЕЛИЗАРИЙ - Полководец императора Юстиниана, чьи подвиги записаны его секретарем Прокопием. В 534 разгромил вандалов; в последующие годы вел успешные боевые действия против остготов, персов и гуннов. Зависть "друзей" полководца стала причиной того, что Велизарий был отозван в Константинополь. Потом его вызвали из отставки для защиты города от болгар. Позднее Велизария арестовали по обвинению в заговоре против императора, однако через год восстановили в правах. Он умер в 565, но, согласно позднему преданию, он кончил свои дни ослепленным и нищим. Именно таким нарисовал его французский художник-неоклассицист Давид в первой из его героических картин - "Подайте Велизарию грош".

ВЕЛИКАЯ МАТЬ БОГОВ

ВЕЛИКАЯ МАТЬ БОГОВ - Фригийская богиня Кибела, культ которой с 204 до н. э. установлен в Риме. Иногда отождествлялась с Реей. Кибелу представляли на золотой колеснице, в окружении львов и пантер. Культ Кибелы требовал полного подчинения себе ее жрецов, когда в безумном экстазе они совершали самооскопление или наносили друг другу глубокие раны. Празднества в честь Великой Матери были наиболее пышными во время заката Империи, когда Кибела отождествлялась с покровительницей городов, дарующей им благосостояние. Овидий в "Фастах" упоминает об учреждении в ее честь Мегализийских игр, а Лукреций Кар в поэме "О природе вещей" описывает шествие в честь богини - защитницы городов, дарящей им плоды земли.

ВЕЛИКИЙ ПОНТИФИК

ВЕЛИКИЙ ПОНТИФИК - Главный представитель государственной религии в Риме. Пожизненная должность. Император Август в 12 до н. э. объявил себя великим понтификом, и с этих пор религия была прочно спаяна с императорской властью.

ВЕНЕРА

ВЕНЕРА - Первоначально малоизвестное италийское божество, чье имя значило "очарование" или "красота" и связано с классическим латинским прилагательным "venustus" (красивый, изящный). Венера ассоциировалась с растительной, а не животной плодовитостью. Впервые она была идентифицирована с Афродитой в культе Афродиты на горе Эрикс на Сицилии, который, согласно традиции, учредил Эней после смерти своего отца Анхиса. С 215 до н. э. Венера Эрицинская имела храм в Риме, поэтому она приняла на себя все функции Афродиты, в том числе ее легендарных спутников (см. Адонис, Купидон, Марс). Она особенно почиталась в официальном государственном культе, потому что Юлианская фамилия (последним императором которой был Нерон) выводила свое происхождение от Энея, сына Афродиты. Здесь богиня почиталась как Венера Прародительница, создательница всего живого; ей Лукреций Кар посвящает вступление к своей поэме "О природе вещей".

В средние века Венера была известна и как Анадиомена ("появляющаяся на поверхности моря") главным образом благодаря картине Апеллеса, и как Прародительница (Genetrix); но чаще она идентифицировалась с одним из семи средневековых грехов - чувственностью, и изображалась с зеркалом, как символом праздной неги, которая должна быть преодолена Целомудрием. В аллегорических битвах Души, образцом для которых была "Психомахия" ("Сражение за душу") Пруденция, она всегда находится в ряду пороков, и подобная интерпретация существует продолжительное время на таких картинах, как "Триумф мудрости над пороком" Мантеньи и "Битва любви и чести" Перуджино. Венера в самом деле была средоточием средневекового страха перед наготой и язычеством. Существовало много сказок о юношах, соблазненных Венерой, чтобы стать служителями дьявола. А в хронике 14 в. записано, что языческая статуя Венеры, найденная в Сиене, была поставлена на пьедестал и окружена восхищением, пока горожане не догадались, что именно она стала причиной поражения, нанесенного им флорентийцами. Тогда сиенцы разбили ее и тайно похоронили на вражеской территории.

Новая и неоклассическая Венера воцарилась в поэмах галантной и куртуазной любви; Гауэр, например, написал свою "Исповедь влюбленного" в форме диалога между ним самим и "жрецом Венеры". Троил Чосера страдает и умирает как ее слуга. Итальянские неоплатоники с их верой в любовь как метафизический опыт, ведущий к осознанию божественного, возвратили "живую" Венеру, свидетельство тому - "Весна" Боттичелли. Роскошная живопись в стиле барокко во дворце Фарнезе, принадлежащая кисти Караччи, иллюстрирует власть Любви изменять душу и представляет Венеру в разных ее аспектах. Написано также множество сцен веселья и отдыха, из которых величайшая, пожалуй, "Праздник Венеры" Тициана; а на полотне Рубенса "Ужасы войны" Венера и ее спутники оказываются невинными жертвами Марса и фурий. Прекрасные Венеры созданы Джорджоне, Веласкесом и Кановой, чья элегантная богиня носила черты сестры Наполеона Полины Боргезе. Существуют также вариации того различия, что впервые преподал Платон в своем "Пире", когда противопоставлял Афродиту Уранию ("небесную") и Афродиту Пандемос ("всенародную"), имея в виду божественную одухотворенность первой (в связи с происхождением от неба - Урана) и доступность, пошлую понятность второй. Общеизвестная картина Тициана "Любовь земная и небесная" - замечательный памятник этого разделения, но сколь бы ни разнились представления о Венере, она осталась богиней, вызывающей благоговение и интерес, но не страх.

ВЕРГИЛИЙ, ПУБЛИЙ МАРОН

ВЕРГИЛИЙ, ПУБЛИЙ МАРОН (70-19 до н. э.)

Римский поэт, родившийся в окрестностях Мантуи, получил образование в Кремоне и Милане, а затем переехал в Рим, где присоединился к кругу Мецената и стал близким другом Горация. Помимо ранних произведений сомнительной аутентичности, его первой работой считаются "Эклоги" или "Буколики" - десять пасторальных поэм, построенных по образцу Феокритовых, но дающих некоторую личную информацию; мы знаем из них, что его скромное семейное имение было конфисковано в 42 под земли для ветеранов гражданской войны, но позже возвращено, возможно, в результате вмешательства будущего императора Августа. Затем появились "Георгики", прославлявшие мирный труд италийских крестьян. Последние десять лет жизни он провел в своем сельском доме возле Неаполя, работая над "Энеидой". Он собирался переработать ее и затем заняться философией, но в 19 предпринял поездку по Греции, заболел и умер в Брундизии. Его тело было привезено в Неаполь и похоронено за городской чертой с эпитафией, по преданию, написанной самим Вергилием:

Мантуя дала мне жизнь, Калабрия -

Смерть, и теперь я лежу

В Неаполе, поэт стад

И ферм, и героев.

В том же столетии его могила уже почиталась как святыня, а его работы стали хрестоматийными в римских школах.

В средние века он приветствовался в двух ипостасях: как проповедник христианства в "Мессианских эклогах" и как чудодейственный маг. Гауэр, например, пишет о зеркале Вергилия, которое, как полагали, показывало приближающегося врага на расстоянии в тридцать миль. А предсказание судьбы посредством открывания наудачу тома Вергилия как альтернативы Библии было общим для всей Европы. Рабле заставляет своего Панурга прибегать к этому способу. Традиция утверждает, что могила поэта находится в римском колумбарии над старым гротом Посилиппо, который на самом деле представляет собой остатки римского туннеля сквозь скалу; там, по преданию, Вергилий занимался магией. Это место посещал Петрарка, он видел эпитафию, но нашел могилу уж разрушенной. Сегодня Вергилий увековечен зеленым оазисом в Неаполе, Парком Вергилия. Для Данте Вергилий был "величайшим поэтом" и стал проводником в "Аду". Начиная с Ренессанса Вергилий оказывал наибольшее влияние на всех, кто работал в эпическом жанре литературы. Он всегда расценивался как один из величайших поэтов в мире, и Пуссен справедливо изобразил его коронуемым Аполлоном на титульном листе Королевского Вергилия (1641).

Вергилий был известен своей склонностью к меланхолии, которая анализировалась в исследовании Палинура, а нежелание поэта публиковать "Энеиду" в непереработанном виде побудило к созданию замечательного поэтического романа "Смерть Вергилия", написанного в 1945 австрийцем Германом Брохом. Он обращается к решению поэта на пороге смерти уничтожить рукопись из-за осознания того, что правда и красота языка не способны совладать с человеческими страданиями и приближением варварства, или, на самом деле, с самой реальностью. Пересекая грань смерти, он испытывает то, что для него "непонятно и невыразимо - мир по ту сторону речи".

ВЕРГИНИЯ

ВЕРГИНИЯ - В одной из ранних римских легенд, рассказанной Ливием в 3-й книге "Истории", она убита своим отцом Децимом Вергинием, спасавшим ее от домогательств Аппия Клавдия, одного из Коллегии Десяти, избранной для создания кодекса законов. Это привело к плебейской революции 449 до н. э., которая свергла децемвират. Неизвестно, была ли эта история придумана, чтобы объяснить историческое восстание, или преследовалась цель дискредитации старинной патрицианской фамилии Клавдиев.

ВЕРРЕС, ГАЙ

ВЕРРЕС, ГАЙ - Печально известный правитель римской провинции Сицилии, оставшийся в памяти преимущественно благодаря речам Цицерона, возбудившего против него иск от имени сицилийских городов в 70 до н. э. Веррес обвинялся в вымогательстве, растрате собранных в качестве налога денег, похищении произведений искусства, подкупах и несправедливом управлении. Были произнесены только две речи из шести, остальные написаны и опубликованы, после чего Веррес был приговорен к ссылке и возмещению ущерба. Ювенал, однако, предполагает, что он взял с собой большинство награбленного; и казнен был потому, что Марк Антоний домогался его имущества.

ВЕРТУМН

ВЕРТУМН - В римской мифологии божество превращений и сменяющихся времен года. Культ Вертумна берет начало из этрусского города Вольсинии. По преданию, Вертумн повернул вспять воды разлившегося Тибра и, благодаря искусству принимать различные образы, покорил сердце Помоны.

ВЕРЦИНГЕТОРИГ

ВЕРЦИНГЕТОРИГ - Вождь кельтского племени авернов (Центральная Франция), поднявший восстание в 52 до н. э. против римской оккупации Галлии; был побежден только после долгого героического сопротивления. Его доставили в Рим в триумфальной процессии Цезаря и вскоре казнили. Цезарь отдает дань его способностям в своих "Галльских войнах".

ВЕСПАСИАН, ТИТ ФЛАВИЙ

ВЕСПАСИАН, ТИТ ФЛАВИЙ (римский император, 69-79)

Первый император династии Флавиев после убийства Нерона и года гражданской войны; легионы восточных провинций провозгласили его императором. Веспасиан был послан Нероном подавить иудейское восстание, но тот оставил в Палестине своего сына Тита и повернул на Рим. Веспасиан представлял из себя провинциального италийца с характерным набором добродетелей: бережливость, практичный здравый смысл, грубоватый прямой язык, и, если верить Светонию, ему было присуще выразительное остроумие. Веспасиан принес мир в изможденный распрями Рим и стабильность - в империю. Он заполнил вакансии в сенате такими же италийцами, как он сам, и держал свой бюрократический аппарат под строгим контролем, так что он оставил Рим в платежеспособном состоянии и был одним из немногих императоров, кто всеми оплакиваемый умер в собственной постели. Он начал строительство Храма Мира и огромного флавианского амфитеатра на месте Неронова Золотого Дворца, позже ставшего известным как Колизей (по имени огромной статуи Нерона, стоявшей рядом с ним). Колоссальный скульптурный портрет Веспасиана, этого самого выдающегося после Августа правителя раннего принципата, хранится в Пергамон-музее.

ВЕСТА

ВЕСТА - Римская богиня домашнего очага (соответствовала греческой Гестии), почиталась в каждом доме, а также официально - в храме на римском Форуме; в нем поддерживался огонь, который, по преданию, был принесен из Трои и который запрещалось выносить. До конца 4 в. за огнем смотрели девы-весталки, служительницы, число которых в исторические времена было шесть и которые служили тридцать лет под контролем верховного жреца. Карой для них, если они теряли девственность, было сожжение живьем; такой случай известен во времена Домициана. Вообще же весталки окружались большим почетом и пользовались многими привилегиями. Гестия-Веста почти не персонифицировалась ни в какие времена, оставаясь древним символом огня как источника жизни, а очаг символизировал личную безопасность, как это было во всех примитивных обществах. Общественный культ Весты, возможно, вырос из убеждения, что царский очаг имел особенную жизненную важность для его народа.

ВИКТОРИЯ

ВИКТОРИЯ - Богиня победы (по-гречески "Ника", "Виктория" по-латыни); согласно Гесиоду, Ника была возвеличена Зевсом за то, что сражалась на стороне олимпийцев в войне с титанами. Иногда она идентифицировалась с Афиной, как в небольшом храме Афины-Ники на афинском Акрополе (Храм Бескрылой Виктории). Наиболее известна из всех Викторий, вероятно, Крылатая Виктория Самофракийская, которая сейчас разместилась на главной лестнице в Лувре. Первоначально она изображала Викторию, осенившую нос корабля, и стояла в огромном бассейне, отражаясь в воде, как напоминание о морской победе; датируется примерно 190 до н. э. Она была найдена в 1813 разбитой на более чем сто мраморных обломков, которые затем собрали в знакомую всем, подхваченную ветром фигуру с большими распростертыми крыльями. В Риме Виктория имела храм на Палатинском холме и, естественно, почиталась армией, но самым священным ее символом был алтарь Виктории в здании сената. О его исчезновении рассказывает Симмах.

ВИРИАТ

ВИРИАТ - Пастух, предводитель лузитанов (Испания), выступивших против Рима в 147-139 до н. э. Поводом к восстанию лузитанов, перешедшему в освободительную войну, был приказ, нарушавший мирное соглашение, разрешавший убивать и обращать в рабство лузитанов. В 141 до н. э. Вириат был признан в Риме в качестве правителя, но в 139 до н. э. подкупленные слуги убили его. Только после его смерти Лузитания была полностью покорена Римом.

ВИТЕЛЛИЙ, АВЛ

ВИТЕЛЛИЙ, АВЛ - Третий из римских императоров в 69. Он командовал легионами на Рейнской границе, когда пришло известие о смерти Нерона, и был провозглашен его наследником. Армия Вителлия через Альпы достигла Италии и в апреле 69 одержала победу над Отоном, однако уже в июле потерпела поражение от легионов Веспасиана. Сам Вителлий был убит.

ВИТРУВИЙ, МАРК ПОЛЛИОН

ВИТРУВИЙ, МАРК ПОЛЛИОН - Римский архитектор и инженер, землемер императора Августа, известный своим трактатом "Десять книг об архитектуре". Эта книга, охватывающая все типы греческих и римских построек, городской планировки, водоводов, строительной техники, также геометрию, астрономию и методы декорирования лепкой и фресками, - единственная в этом роде, дошедшая до нас из античности. Она несколько раз переиздавалась в средние века, но более всего Витрувий известен архитекторам Возрождения благодаря изданию 1486, оказавшему сильнейшее влияние на таких специалистов, как Брамант, создавший собор Святого Петра, и Палладио - автора Базилики в Виченце и церквей в Венеции. Таким образом, можно сказать, что Витрувий определил классический стиль для Европы.

"Человек Витрувия" относится к его объяснению теории идеальных человеческих пропорций посредством квадрата, соотнесенного (не вписанного) с кругом, и существует много рисунков, сделанных для иллюстрации этого. Самым знаменитым, вероятно, является рисунок Леонардо да Винчи, но прекраснейший из них - "Веселый день" Блейка в Британском музее, о котором было сказано, что "геометрически совершенный человек вновь обретает часть утраченной Аполлоновой жизненности".

ВЛАСТЬ ЦАРЯ-БОГА

ВЛАСТЬ ЦАРЯ-БОГА - Власть обожествленного при жизни правителя, которому воздавались такие же почести, как богу (строились храмы, приносились жертвы и т. п.). Власть царя-бога была характерна для Римской империи.

ВУЛКАН

ВУЛКАН - Римский бог огня, идентифицированный с Гефестом и иногда называемый Мульцибером, "плавильщиком". Вулкан с циклопами, работающий в кузнице, представлял собой популярный сюжет для художников, и существует много второстепенных примеров наряду со знаменитыми картинами Тинторетто и Веласкеса; а Мортон в "Фонтанах Рима" описывает примечательное гидравлическое сооружение в садах Квиринальского дворца, датируемое концом 16 в., - пещера с мраморными фигурами в натуральную величину, бившими молотами по наковальне, когда вода пускалась в механизм. Но самые замечательные изображения Вулкана дал Пьеро ди Козимо. Он почерпнул информацию у Лукреция и у Витрувия (отрывок в книге 2), где описывается примитивное начало цивилизации до открытия огня и добавляется странное замечание, что Вулкан был воспитан обезьянами. Вулкан почитался в магических трактатах, так как якобы имел способность на десять лет отсрочивать веления судьбы.

Предыдущая страница Следующая страница