Статьи на букву "В"
ВАКХАНКИ (БАССАРИДЫ, МЕНАДЫ) - Спутницы, почитательницы бога Диониса, согласно описанию Еврипида в "Вакханках". Толпами, в безумном восторге, ходят они за Дионисом. Лишены всех человеческих страхов и условностей. Живут свободно, бродят по лесам и горам, едят сырое мясо диких животных. Существовала традиция изображать их в ритуальном танце, полуобнаженными, в звериных шкурах, часто подпоясанными задушенными змеями, с тирсами в руках. В живописи Ренессанса они мало чем отличались от танцующих нимф, хотя Тициан в своей картине "Вакханалия" передает чувственную непринужденность их разгула. Пуссена скопировал Пикассо, придав сюжету тревожную тональность. |
ВАКХИЛИД - Греческий лирический поэт, родился на острове Хиос в конце 6 в. до н. э., племянник Симонида и соперник Пиндара. Он поселился, возможно в изгнании, на Пелопоннесе и какое-то время жил при дворе Гиерона в Сиракузах. Большая часть его уцелевших стихов - это победные оды, заказные дифирамбы, гимны. |
ВАРВАРЫ - Так греки называли всех тех, кто не говорил на греческом языке (barbaros - "непонятно болтающий"). Отсюда возникло презрительное обозначение грубого и некультурного человека. Похожий эквивалент в русском языке - немцы (от "немой"). |
ВАРРОН, МАРК ТЕРЕНЦИЙ - Крупнейший римский ученый-энциклопедист. Варрон получил образование в Риме и Афинах и делал обычную общественную карьеру, пока Юлий Цезарь не поставил его во главе новой публичной библиотеки в Риме. После смерти Цезаря он удалился от дел, чтобы продолжать свои научные занятия, и, по преданию, написал более 600 книг с охватом тем. Основным произведением были "Человеческие и божественные древности". До нас дошли фрагменты "Менипповых сатир", трактат "О сельском хозяйстве", а также сочинение "О латинском языке". |
ВЕГЕЦИЙ, ФЛАВИЙ РЕНАТ - Ренат Флавий Автор первого устава староримской армии, изложенного в "Кратком изложении военного дела" (написан ок. 400). |
ВЕЛИЗАРИЙ - Полководец императора Юстиниана, чьи подвиги записаны его секретарем Прокопием. В 534 разгромил вандалов; в последующие годы вел успешные боевые действия против остготов, персов и гуннов. Зависть "друзей" полководца стала причиной того, что Велизарий был отозван в Константинополь. Потом его вызвали из отставки для защиты города от болгар. Позднее Велизария арестовали по обвинению в заговоре против императора, однако через год восстановили в правах. Он умер в 565, но, согласно позднему преданию, он кончил свои дни ослепленным и нищим. Именно таким нарисовал его французский художник-неоклассицист Давид в первой из его героических картин - "Подайте Велизарию грош". |
ВЕЛИКАЯ МАТЬ БОГОВ - Фригийская богиня Кибела, культ которой с 204 до н. э. установлен в Риме. Иногда отождествлялась с Реей. Кибелу представляли на золотой колеснице, в окружении львов и пантер. Культ Кибелы требовал полного подчинения себе ее жрецов, когда в безумном экстазе они совершали самооскопление или наносили друг другу глубокие раны. Празднества в честь Великой Матери были наиболее пышными во время заката Империи, когда Кибела отождествлялась с покровительницей городов, дарующей им благосостояние. Овидий в "Фастах" упоминает об учреждении в ее честь Мегализийских игр, а Лукреций Кар в поэме "О природе вещей" описывает шествие в честь богини - защитницы городов, дарящей им плоды земли. |
ВЕЛИКИЙ ПОНТИФИК - Главный представитель государственной религии в Риме. Пожизненная должность. Император Август в 12 до н. э. объявил себя великим понтификом, и с этих пор религия была прочно спаяна с императорской властью. |
ВЕНЕРА - Первоначально малоизвестное италийское божество, чье имя значило "очарование" или "красота" и связано с классическим латинским прилагательным "venustus" (красивый, изящный). Венера ассоциировалась с растительной, а не животной плодовитостью. Впервые она была идентифицирована с Афродитой в культе Афродиты на горе Эрикс на Сицилии, который, согласно традиции, учредил Эней после смерти своего отца Анхиса. С 215 до н. э. Венера Эрицинская имела храм в Риме, поэтому она приняла на себя все функции Афродиты, в том числе ее легендарных спутников (см. Адонис, Купидон, Марс). Она особенно почиталась в официальном государственном культе, потому что Юлианская фамилия (последним императором которой был Нерон) выводила свое происхождение от Энея, сына Афродиты. Здесь богиня почиталась как Венера Прародительница, создательница всего живого; ей Лукреций Кар посвящает вступление к своей поэме "О природе вещей". В средние века Венера была известна и как Анадиомена ("появляющаяся на поверхности моря") главным образом благодаря картине Апеллеса, и как Прародительница (Genetrix); но чаще она идентифицировалась с одним из семи средневековых грехов - чувственностью, и изображалась с зеркалом, как символом праздной неги, которая должна быть преодолена Целомудрием. В аллегорических битвах Души, образцом для которых была "Психомахия" ("Сражение за душу") Пруденция, она всегда находится в ряду пороков, и подобная интерпретация существует продолжительное время на таких картинах, как "Триумф мудрости над пороком" Мантеньи и "Битва любви и чести" Перуджино. Венера в самом деле была средоточием средневекового страха перед наготой и язычеством. Существовало много сказок о юношах, соблазненных Венерой, чтобы стать служителями дьявола. А в хронике 14 в. записано, что языческая статуя Венеры, найденная в Сиене, была поставлена на пьедестал и окружена восхищением, пока горожане не догадались, что именно она стала причиной поражения, нанесенного им флорентийцами. Тогда сиенцы разбили ее и тайно похоронили на вражеской территории. Новая и неоклассическая Венера воцарилась в поэмах галантной и куртуазной любви; Гауэр, например, написал свою "Исповедь влюбленного" в форме диалога между ним самим и "жрецом Венеры". Троил Чосера страдает и умирает как ее слуга. Итальянские неоплатоники с их верой в любовь как метафизический опыт, ведущий к осознанию божественного, возвратили "живую" Венеру, свидетельство тому - "Весна" Боттичелли. Роскошная живопись в стиле барокко во дворце Фарнезе, принадлежащая кисти Караччи, иллюстрирует власть Любви изменять душу и представляет Венеру в разных ее аспектах. Написано также множество сцен веселья и отдыха, из которых величайшая, пожалуй, "Праздник Венеры" Тициана; а на полотне Рубенса "Ужасы войны" Венера и ее спутники оказываются невинными жертвами Марса и фурий. Прекрасные Венеры созданы Джорджоне, Веласкесом и Кановой, чья элегантная богиня носила черты сестры Наполеона Полины Боргезе. Существуют также вариации того различия, что впервые преподал Платон в своем "Пире", когда противопоставлял Афродиту Уранию ("небесную") и Афродиту Пандемос ("всенародную"), имея в виду божественную одухотворенность первой (в связи с происхождением от неба - Урана) и доступность, пошлую понятность второй. Общеизвестная картина Тициана "Любовь земная и небесная" - замечательный памятник этого разделения, но сколь бы ни разнились представления о Венере, она осталась богиней, вызывающей благоговение и интерес, но не страх. |
ВЕРГИЛИЙ, ПУБЛИЙ МАРОН (70-19 до н. э.) Римский поэт, родившийся в окрестностях Мантуи, получил образование в Кремоне и Милане, а затем переехал в Рим, где присоединился к кругу Мецената и стал близким другом Горация. Помимо ранних произведений сомнительной аутентичности, его первой работой считаются "Эклоги" или "Буколики" - десять пасторальных поэм, построенных по образцу Феокритовых, но дающих некоторую личную информацию; мы знаем из них, что его скромное семейное имение было конфисковано в 42 под земли для ветеранов гражданской войны, но позже возвращено, возможно, в результате вмешательства будущего императора Августа. Затем появились "Георгики", прославлявшие мирный труд италийских крестьян. Последние десять лет жизни он провел в своем сельском доме возле Неаполя, работая над "Энеидой". Он собирался переработать ее и затем заняться философией, но в 19 предпринял поездку по Греции, заболел и умер в Брундизии. Его тело было привезено в Неаполь и похоронено за городской чертой с эпитафией, по преданию, написанной самим Вергилием: Мантуя дала мне жизнь, Калабрия - Смерть, и теперь я лежу В Неаполе, поэт стад И ферм, и героев. В том же столетии его могила уже почиталась как святыня, а его работы стали хрестоматийными в римских школах. В средние века он приветствовался в двух ипостасях: как проповедник христианства в "Мессианских эклогах" и как чудодейственный маг. Гауэр, например, пишет о зеркале Вергилия, которое, как полагали, показывало приближающегося врага на расстоянии в тридцать миль. А предсказание судьбы посредством открывания наудачу тома Вергилия как альтернативы Библии было общим для всей Европы. Рабле заставляет своего Панурга прибегать к этому способу. Традиция утверждает, что могила поэта находится в римском колумбарии над старым гротом Посилиппо, который на самом деле представляет собой остатки римского туннеля сквозь скалу; там, по преданию, Вергилий занимался магией. Это место посещал Петрарка, он видел эпитафию, но нашел могилу уж разрушенной. Сегодня Вергилий увековечен зеленым оазисом в Неаполе, Парком Вергилия. Для Данте Вергилий был "величайшим поэтом" и стал проводником в "Аду". Начиная с Ренессанса Вергилий оказывал наибольшее влияние на всех, кто работал в эпическом жанре литературы. Он всегда расценивался как один из величайших поэтов в мире, и Пуссен справедливо изобразил его коронуемым Аполлоном на титульном листе Королевского Вергилия (1641). Вергилий был известен своей склонностью к меланхолии, которая анализировалась в исследовании Палинура, а нежелание поэта публиковать "Энеиду" в непереработанном виде побудило к созданию замечательного поэтического романа "Смерть Вергилия", написанного в 1945 австрийцем Германом Брохом. Он обращается к решению поэта на пороге смерти уничтожить рукопись из-за осознания того, что правда и красота языка не способны совладать с человеческими страданиями и приближением варварства, или, на самом деле, с самой реальностью. Пересекая грань смерти, он испытывает то, что для него "непонятно и невыразимо - мир по ту сторону речи". |
ВЕРГИНИЯ - В одной из ранних римских легенд, рассказанной Ливием в 3-й книге "Истории", она убита своим отцом Децимом Вергинием, спасавшим ее от домогательств Аппия Клавдия, одного из Коллегии Десяти, избранной для создания кодекса законов. Это привело к плебейской революции 449 до н. э., которая свергла децемвират. Неизвестно, была ли эта история придумана, чтобы объяснить историческое восстание, или преследовалась цель дискредитации старинной патрицианской фамилии Клавдиев. |
ВЕРРЕС, ГАЙ - Печально известный правитель римской провинции Сицилии, оставшийся в памяти преимущественно благодаря речам Цицерона, возбудившего против него иск от имени сицилийских городов в 70 до н. э. Веррес обвинялся в вымогательстве, растрате собранных в качестве налога денег, похищении произведений искусства, подкупах и несправедливом управлении. Были произнесены только две речи из шести, остальные написаны и опубликованы, после чего Веррес был приговорен к ссылке и возмещению ущерба. Ювенал, однако, предполагает, что он взял с собой большинство награбленного; и казнен был потому, что Марк Антоний домогался его имущества. |
ВЕРТУМН - В римской мифологии божество превращений и сменяющихся времен года. Культ Вертумна берет начало из этрусского города Вольсинии. По преданию, Вертумн повернул вспять воды разлившегося Тибра и, благодаря искусству принимать различные образы, покорил сердце Помоны. |
ВЕРЦИНГЕТОРИГ - Вождь кельтского племени авернов (Центральная Франция), поднявший восстание в 52 до н. э. против римской оккупации Галлии; был побежден только после долгого героического сопротивления. Его доставили в Рим в триумфальной процессии Цезаря и вскоре казнили. Цезарь отдает дань его способностям в своих "Галльских войнах". |
ВЕСПАСИАН, ТИТ ФЛАВИЙ (римский император, 69-79) Первый император династии Флавиев после убийства Нерона и года гражданской войны; легионы восточных провинций провозгласили его императором. Веспасиан был послан Нероном подавить иудейское восстание, но тот оставил в Палестине своего сына Тита и повернул на Рим. Веспасиан представлял из себя провинциального италийца с характерным набором добродетелей: бережливость, практичный здравый смысл, грубоватый прямой язык, и, если верить Светонию, ему было присуще выразительное остроумие. Веспасиан принес мир в изможденный распрями Рим и стабильность - в империю. Он заполнил вакансии в сенате такими же италийцами, как он сам, и держал свой бюрократический аппарат под строгим контролем, так что он оставил Рим в платежеспособном состоянии и был одним из немногих императоров, кто всеми оплакиваемый умер в собственной постели. Он начал строительство Храма Мира и огромного флавианского амфитеатра на месте Неронова Золотого Дворца, позже ставшего известным как Колизей (по имени огромной статуи Нерона, стоявшей рядом с ним). Колоссальный скульптурный портрет Веспасиана, этого самого выдающегося после Августа правителя раннего принципата, хранится в Пергамон-музее. |
ВЕСТА - Римская богиня домашнего очага (соответствовала греческой Гестии), почиталась в каждом доме, а также официально - в храме на римском Форуме; в нем поддерживался огонь, который, по преданию, был принесен из Трои и который запрещалось выносить. До конца 4 в. за огнем смотрели девы-весталки, служительницы, число которых в исторические времена было шесть и которые служили тридцать лет под контролем верховного жреца. Карой для них, если они теряли девственность, было сожжение живьем; такой случай известен во времена Домициана. Вообще же весталки окружались большим почетом и пользовались многими привилегиями. Гестия-Веста почти не персонифицировалась ни в какие времена, оставаясь древним символом огня как источника жизни, а очаг символизировал личную безопасность, как это было во всех примитивных обществах. Общественный культ Весты, возможно, вырос из убеждения, что царский очаг имел особенную жизненную важность для его народа. |
ВИКТОРИЯ - Богиня победы (по-гречески "Ника", "Виктория" по-латыни); согласно Гесиоду, Ника была возвеличена Зевсом за то, что сражалась на стороне олимпийцев в войне с титанами. Иногда она идентифицировалась с Афиной, как в небольшом храме Афины-Ники на афинском Акрополе (Храм Бескрылой Виктории). Наиболее известна из всех Викторий, вероятно, Крылатая Виктория Самофракийская, которая сейчас разместилась на главной лестнице в Лувре. Первоначально она изображала Викторию, осенившую нос корабля, и стояла в огромном бассейне, отражаясь в воде, как напоминание о морской победе; датируется примерно 190 до н. э. Она была найдена в 1813 разбитой на более чем сто мраморных обломков, которые затем собрали в знакомую всем, подхваченную ветром фигуру с большими распростертыми крыльями. В Риме Виктория имела храм на Палатинском холме и, естественно, почиталась армией, но самым священным ее символом был алтарь Виктории в здании сената. О его исчезновении рассказывает Симмах. |
ВИРИАТ - Пастух, предводитель лузитанов (Испания), выступивших против Рима в 147-139 до н. э. Поводом к восстанию лузитанов, перешедшему в освободительную войну, был приказ, нарушавший мирное соглашение, разрешавший убивать и обращать в рабство лузитанов. В 141 до н. э. Вириат был признан в Риме в качестве правителя, но в 139 до н. э. подкупленные слуги убили его. Только после его смерти Лузитания была полностью покорена Римом. |
ВИТЕЛЛИЙ, АВЛ - Третий из римских императоров в 69. Он командовал легионами на Рейнской границе, когда пришло известие о смерти Нерона, и был провозглашен его наследником. Армия Вителлия через Альпы достигла Италии и в апреле 69 одержала победу над Отоном, однако уже в июле потерпела поражение от легионов Веспасиана. Сам Вителлий был убит. |
ВИТРУВИЙ, МАРК ПОЛЛИОН - Римский архитектор и инженер, землемер императора Августа, известный своим трактатом "Десять книг об архитектуре". Эта книга, охватывающая все типы греческих и римских построек, городской планировки, водоводов, строительной техники, также геометрию, астрономию и методы декорирования лепкой и фресками, - единственная в этом роде, дошедшая до нас из античности. Она несколько раз переиздавалась в средние века, но более всего Витрувий известен архитекторам Возрождения благодаря изданию 1486, оказавшему сильнейшее влияние на таких специалистов, как Брамант, создавший собор Святого Петра, и Палладио - автора Базилики в Виченце и церквей в Венеции. Таким образом, можно сказать, что Витрувий определил классический стиль для Европы. "Человек Витрувия" относится к его объяснению теории идеальных человеческих пропорций посредством квадрата, соотнесенного (не вписанного) с кругом, и существует много рисунков, сделанных для иллюстрации этого. Самым знаменитым, вероятно, является рисунок Леонардо да Винчи, но прекраснейший из них - "Веселый день" Блейка в Британском музее, о котором было сказано, что "геометрически совершенный человек вновь обретает часть утраченной Аполлоновой жизненности". |
ВЛАСТЬ ЦАРЯ-БОГА - Власть обожествленного при жизни правителя, которому воздавались такие же почести, как богу (строились храмы, приносились жертвы и т. п.). Власть царя-бога была характерна для Римской империи. |
ВУЛКАН - Римский бог огня, идентифицированный с Гефестом и иногда называемый Мульцибером, "плавильщиком". Вулкан с циклопами, работающий в кузнице, представлял собой популярный сюжет для художников, и существует много второстепенных примеров наряду со знаменитыми картинами Тинторетто и Веласкеса; а Мортон в "Фонтанах Рима" описывает примечательное гидравлическое сооружение в садах Квиринальского дворца, датируемое концом 16 в., - пещера с мраморными фигурами в натуральную величину, бившими молотами по наковальне, когда вода пускалась в механизм. Но самые замечательные изображения Вулкана дал Пьеро ди Козимо. Он почерпнул информацию у Лукреция и у Витрувия (отрывок в книге 2), где описывается примитивное начало цивилизации до открытия огня и добавляется странное замечание, что Вулкан был воспитан обезьянами. Вулкан почитался в магических трактатах, так как якобы имел способность на десять лет отсрочивать веления судьбы. |