Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

ИВИК

ИВИК - др.-гр. поэт. Род. в Регии (Южн. Италия), много странствовал по гр. городам Италии и Сицилии, жил при дворе тирана Поликрата на Самосе. Возм., И. во время одного из путешествий был убит разбойниками, одн. легенда о журавлях, изобличивших убийц, возникла только в эпоху поздн. эллинизма. Александрийские филологи издали соч. И. в 7 кн., дошли незнач. отрывки. Свой творч. путь И. начал как продолжатель Стесихора, о чем говорит изобилие мифолог, имен в его фр-тах и употребление триады. Одн. единств, крупный отрывок И. принадлежит к жанру энкомия, к-рый он, no-вид., впервые ввел в мелику. небол. поэма имеет целью прославление юного сына Поликрата, для чего арсенал мифолог, имен и гомеровских эпитетов служит только фоном. В др. фр-тах обращает на себя внимание изобр. любовного чувства как потрясения, целиком захватывающего человека.

В.Я.

ИГРЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ

ИГРЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ - общенар. празднества, приуроченные к святилищам определенных богов. Имея первонач. культовый характер (религ. церемония сопровождала открытие игр и в классич. эпоху), И. др.-гр. со вр. приобрели значение, выходящее за рамки одной обл. Они укрепляли сознание общности всего эллинского мира; победителей чтили на родине как общенац. героев, встречали с торжественными песнопениями (эпиникиями), им предоставляли постоянное почетное место в театре и пожизненное бесплатное питание в здании городского Совета. Осн. частью И. др.-гр. были спортивные состязания (отчего и сами И. назывались огонами). В их состав с нек-рыми вариантами в зависимости от места проведения входили бег (простой бег, в вооружении, с факелами), прыжки, метание диска и копья, борьба и кулачный бой, состязания колесниц. Практиковалось также пятиборье (пентатлон) - бег, прыжки, борьба, метание копья и диска. Наибол. значение имели 4 вида И. др.-гр.: Олимпийские, Пифийские, Истмийские, Немейские. Олимпийские И. наиболее торжественны. Они справлялись в свящ. округе при храме Зевса в Олимпии. Традиц. датой их основания считается 776 до н. э., хотя археолог, находки показывают, что ритуал, конные состязания имели место уже в XII в. до н. э. Олимп. И. проводились один раз в 4 года. По Этому циклу - Олимпиадам - с IV в. до н. э. греки стали вести свое летосчисление. На время Олимп. И., длившихся 5 дней в к. июня - нач. июля, провозглашался свящ. мир. К участию в них допускались все свободные греки, не запятнавшие себя неблаговидными поступками. Стадион в Олимпии вмещал не менее 50 тыс. зрителей. Наградой победителю служил венок из дикой маслины. Одержавший победу на трех Олимпиадах имел право поставить в Олимпии свое изображение. В 393 н. э. Олимп. И. были запрещены рим. имп. Феодосием, как несовместимые с христианством. В состав И. др.-гр. входили, наряду со спортивными состязаниями, соревнования в разл. видах муз. иск-ва. Так, Пифийские И. (самые значит, после Олимп., возникшие в 586 до н. э. при храме в Дельфах) проводились первонач. как мусические соревнования в честь бога Аполлона. Они устраивались каждый 3-й год после Олимп. И. и включали в себя исполнение пеанов, игру на кифаре и флейте. Затем к мусическим состязаниям были присоединены спорт и кон. соревнования. Наградой победителю служил венок из лавровых веток. Истмийские И., посвящ. богу Посейдону, проходили на Истме (Коринфский перешеек) с 581 до н. э. в каждый 1-й и 3-й годы Олимпиады. Программа состояла из выступлений флейтистов, кифаредов и спорт, состязаний. Победители И. награждались венками из сосновых веток. Немейские И., посвященные Зевсу, проходили в Немее (Арголида) каждый 2-й и 4-й годы Олимпиады. Впервые состоялись в 573 до н. э. В программу входили состязания мусические и гимнастические. Наградой служил венок из плюща или сельдерея. Во время Немейских И. полагалось поддерживать мир.

Лит.: Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские игры. М., 1958; Ривкин Б. И. В долине Алфея. Олимпийские ифы в искусстве Др. Греции. М., 1969; Шанин Ю. В. Олимпийские игры и поэзия эллинов. Киев, 1980.

Я. Ш.

ИГРЫ РИМСКИЕ

ИГРЫ РИМСКИЕ - зрелища, к-рые приурочивались в Др. Риме к гор. праздникам. И. р. делились на регулярные и устраиваемые по случаю. Среди регулярных И. самыми древ, были, по-вид., Римские (Великие), к-рые из дававшихся по обету становятся регулярными не позднее 326 до н. э. Справлялись ежегод. в нач. сент. в теч. неск. дней. Были посвящены Юпитеру. Первонач. включали ристания, к к-рым позже были присоединены сценические И., соревнования атлетов и травля зверей. Очень древ, считались Плебейские И., впервые засвидетельствованные в 216 до н. э. Проводились в нач. нояб., в них входили торжественные шествия, ристания и театр, представления. В связи с введением в Риме (205/204 до н. э.) культа т. н. Великой Матери богов были учреждены Мегалесийские И., просуществовавшие до IV в. н. э. К первонач. цирковым состязаниям со временем прибавились сценические. Со 173 становятся ежегод. Флоралии, возникшие еще в 238 до н. э. в честь богини растительности Флоры. Проводились в кон. апр. и включали театр, представления и охоту на диких животных. И. р. по случаю устраивались первонач. отдельными гражданами в честь родственника. Впосл. такие И. проводились по разным поводам, чаще в связи с воен. победами. С I в. до н. э. И., назначавшиеся по случаю триумфа полководца, становятся официальными. В 82 до н. э. И. были устроены по случаю победы Корнелия Суллы над его противниками в Италии. В 46 - по случаю 4-кратной победы Цезаря. Во вр. правления Августа (30 до н. э. - 14 н. э.) устраивались И. в честь дня его рождения. С 19- И., ознаменовавшие его возвращение в Рим после успешной воен. экспедиции, становятся регулярными под назв. Августалий. После смерти Августа его вдова Ливия учредила Палатинские И., к-рые проводились еще в IV в. н. э. До IV в. просуществовали и Капитолийские И., введ. в 86 н. э. имп. Домицианом. В эпоху Империи И. становятся все более длительными (прославление победы Траяна над даками в 107 н. э. длилось 123 дня) и пышными. По месту проведения И. делились на сценические, цирковые и гладиаторские. Сценические И. явл. частью неск. ежегод. праздников и проходили первонач. на подмостках, возводимых каждый раз заново, а затем - в театрах. Во вр. И. ставились в осн. комедии (из 6 комедий Теренция 5 были поставлены именно на таких И.) или выступали мимы. Цирковые И. первонач. проходили в Большом Цирке, представлявшем собой ипподром в виде вытянутого прямоугольника (ок. 600 х 120 м.). Со временем было построено еще неск. цирков. В цирковые И. входили прежде всего кон. ристания, любимейшее зрелище римлян - страстных болельщиков. Впосл. к ристаниям были присоединены выступления атлетов. Гладиаторские И. с 264 по 105 устраивались как часть погребального обряда; в дальн. они были присоединены к нек-рым праздникам. Происх. они в амфитеатрах, самым большим из к-рых был Колизей. В качестве гладиаторов выступали, как правило, пленные, рабы, осужденные преступники. Число сражавшихся в одних И. колебалось от неск. пар до неск. тыс. человек. Со 186 до н. э. в эти И. были включены сражения со зверями. Особняком стоят т. н. Секулярные (Вековые) И., впер, проведенные в 249 во время 2-й Пунической войны. Затем Вековые И. прошли в 149, а след, лишь в 17 до н. э. при Августе, отмеченные очень пышно. На этих И. исполнялся спец. написанный Горацием гимн. Последними Вековыми И. было отпраздновано тысячелетие Рима в 247 н. э.

Н.Ш.

ИДИЛЛИЯ

ИДИЛЛИЯ (греч. eidyllion - картинка)

в др.-гр. лирике стихотв., содержащее закон, бытовую сценку или живописную пейзажную зарисовку. Понятие И. впервые встречается в лит. обиходе в I в. до н. э. применительно к твор-ву Феокрита. Благодаря тому, что нек-рые из его соч. создавали образ безмятежного покоя на лоне природы, понятие И. приобрело впос. значение, свойственное ему в Новое вр.

В.Я.

ИДОЛИНО

ИДОЛИНО («Божок»)

итальянское название бронзовой статуи юного атлета, хранящейся во Флоренции. По-вид., копия с оригинала круга Поликлета (к. V в. до н. э.).

Д.М.

ИЕРОНИМ

ИЕРОНИМ (ок. 348 - 420)

рим. писатель, грамматик, ритор, философ и теолог, ученик Элия Доната и Мария Викторина. Род. в Далмации, учился в Риме риторике, затем совершил паломничество на Восток. Вскоре после возвращения в Рим И. отправился в Палестину, где до самой смерти вел отшельнический образ жизни. Соч. И. (трактат «О знаменитых мужах», «Письма», коммент. ко всем кн. Библии и др.) хотя и не содержат самостоятельной филос. концепции, одн. носят отпечаток высокой антич. образованности и культуры. В этич. сфере И. заимствовал взгляды рим. стоиков (Цицерон, Сенека Младший), уделяя бол. внимание проблемам воспитания. Аллег. и символ, толкование Библии И. отвергал. Он впервые перевел Ветхий Завет с древнеевр. на латынь («Вульгата») и отредактировал лат. перевод Нового Завета.

М.О.

ИКТИН

ИКТИН - др.-гр. архитектор. Принимал участие в строит-ве Парфенона, автор храма Аполлона в Боссах, возможно, участвовал в строит-ве Фелестерия в Элевсине. Создал основы панэллинского стиля, первым использовал коринфский ордер в интерьере.

Е.А.С.

ИЛИАДА

ИЛИАДА - др.-гр. эпич. поэма, известная под им. Гомера. Ее оформление больш-во исследователей относит ко 2-й пол. VIII в. до н. э. В основе И. лежит сказание о 10-летней Троянской войне, реальность к-рой оспаривается мн. учеными. Одн. очевидно, что сражения за важный стратегический пункт при входе в Дарданеллы, каким являлась Троя, могли иметь место неоднократно за время ее многовек. существования. Героич. сказание либо обобщило воспоминания о разл. походах против Трои, либо подняло к.-н. част, эпизод до уровня общенар. эпопеи. Из истории Троянской войны в И. выбраны 50 дней, приходящихся на ее 10-й год. Содержание поэмы определяется в 1-м же стихе: последствия «гнева Ахилла», вызванного оскорблением, к-рое нанес ему предводитель гр. войска Агамемнон. Самоустранение Ахилла дает остальным вождям возможность совершить героич. подвиги, пока крит. положение греков не побуждает Ахилла отпустить в сражение своего лучшего друга Патрокла. Гибель Патрокла от руки троянского героя Гектора заставляет Ахилла отречься от гнева и вступить в бой, в ходе к-рого он убивает Гектора. Выдача его тела троянцам, оплакивание убитого и его погребение завершают поэму. Ок. 15 700 гексаметров, к-рыми написана И., были поделены александрийскими филологами на 24 кн.

В.Я.

ИМПЛЮВИЙ

ИМПЛЮВИЙ (лат.)

в атрии бассейн для сбора дождевой воды.

Е.А.С.

ИНВЕКТИВА

ИНВЕКТИВА (лат. нападки)

обличение к.-л. лица в стихах или в прозе. И. либо составная часть произв. в разных жанрах, либо явл. содержанием целого произв. (как в нек-рых соч. Архилоха, Алкея, Катулла).

Н.Ш.

ИНСУЛА

ИНСУЛА - рим. многоэтажный доходный дом.

Е.А.С.

ИОН

ИОН (ок. 490 - 422)

др.-гр. поэт и прозаик. Происх. с о-ва Хиос, ок. 465 появился в Афинах. В прозе писал ист. и филос. соч., а также воспоминания об увиденном во вр. путешествий и о встреченных им людях (напр., сохран. его рассказ о встрече с Софоклом). Был известен как автор дифирамбов, но ярче всего проявил себя, no-вид., как трагич. поэт; впервые выступил на афинском театре между 451 - 448, написал, по разл. свид-вам, от 12 до 40 драм. Дошли незнач. отрывки из прозаич. соч., а также из 10 трагедий и сатировской драмы «Омфала».

В.Я.

ИОНИЙСКАЯ ШКОЛА

ИОНИЙСКАЯ ШКОЛА - направление др.-гр. натурфилософии, зародившееся вМилете и получившее распространение в др. городах Ионии (М.Азия): Эфесе, Клазоменах и др. Осн. проблемой И. ш. стало определение начала (первопричины), организующего чувственно-вещественное многообразие. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен пытались решить это при помощи естественнонауч. наблюдений, выделяя одну из 4 стихий (или их сочетание) в кач-ве первоначала. У Гераклита стихийное понятие начала впер, наполняется филос. содержанием (огонь как воплощение противоречия, поддерживающего космич. движение, связан с Логосом, к-рый управляет всем миром). Анаксагор выдвинул понятие Ума (Нуса), к-рый организует космос из беспорядочной смеси стихий. Подход представителей И. ш. к проблеме умозрит. познания был осложнен непреодолимым противоречием, к-рое заключалось в невозм. разумного осмысления чувст-венно-веществ. многообразия из-за его текучести и изменчивости и в недоступности Логоса для челов. ума. Оно было разрешено лишь в результате платоновского синтеза гераклитовского учения о движении и учения элеатов о едином и неподвижном бытии. Философам И. ш. принадлежит разработка понятия Всеобщего (Космоса), к-рое управляется физ. законами и переживает циклическое развитие. С деятельностью ионийских натурфилософов связано зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук. Филос. понятия И. ш. находятся в прямой зависимости от элементов и процессов чувственно-веществ. мира (бытие - жизнь, возникновение - рождение, уничтожение - гибель).

Лит.: Михайлова Э. Н., Чанышев А. Н. Ионийская философия. М., 1966

М.О.

ИОСИФ ФЛАВИЙ

ИОСИФ ФЛАВИЙ (37 - 95)

рим. историк, выходец из иудейской аристократии, активный участник и очевидец восстания иудеев, жестоко подавленного римлянами (66 - 70). После падения Иерусалима (сент. 70) жил в Риме. Гл. соч. И. Ф. - «Иудейская война» в 7 кн., написанная на небезупречном гр. яз., - отличается яркостью образов и темпераментом автора, не всегда верного ист. правде.

В.Я.

ИППОДРОМ

ИППОДРОМ (греч.)

сооружение для конных состязаний.

Е.А.С.

ИСЕЙ

ИСЕЙ - др.-гр. оратор. Происх. с о-ва Евбея, выступал как сочинитель речей для произнесения их участниками процесса. Специализировался на тяжбах по наследству. Из 64 приписывавшихся И. речей сохран. полностью 11, часть 12-й и фр-ты из неск. др. И., no-вид., многим был обязан своему старшему современнику Лисию, одн. повеств. в его речах более сжато, коротко, а аргументация более подробна, строга и конкретна. Речи И. дают мн. материала об эконом, и семейных отношениях в Афинах. Умелое использование всех худож. приемов, утвержденных школой Исократа, изящество языка, свободное обращение с традиц. схемой построения речи создало И. высокую репутацию. Принцип соединения приемов разных оратор, школ в дальнейшем разовьет ученик И. великий гр. оратор Демосфен.

Я.Ш.

ИСОКРАТ

ИСОКРАТ - др.-гр. оратор, учитель риторики, теоретик оратор, иск-ва. Жил в Афинах. Потеряв состояние, И. стал логографом. От почти 10-летней практики в этом кач-ве сохран. 6 речей (XVI - XXI) для части, судебных процессов. Затем И. занялся преподаванием, основав школу, к-рая стала крупнейшей в Элладе. В программной речи «Против софистов» (XIII) дал свой взгляд на обучение ораторов, считая, что риторика должна стать средством нравств. и полит, воспитания. Для этого в курс обучения было введено преподавание права, истории, лит., начал философии. По мнению И., для успешного овладения иск-вом красноречия необходимы три компонента: природное дарование, правильное обучение и практика. Образцом практических упражнений на мифолог, тему могут служить речи самого И. «Бусирис» (XI) и «Похвала Елене» (X). Одн. уже в этих речах И. высказывает нек-рые идеи, к-рые будет проповедовать в дальнейшем. Этапным в судьбе И. явл. «Панегирик» (380), напис. перед заключением 2-го Афинского морского союза. В этой первой собств. полит, речи И. говорит о необходимости для всех греков объединиться в борьбе против общего врага - персов. В дальнейшем, поняв, что ни Афины, ни Спарта не смогут возглавить борьбу с варварами, И. ищет среди монархов сильную личность, способную объединить греков, и находит ее в лице Филиппа Македонск., к к-рому обращается с призывом (V, XV) встать во гл. эллинов для борьбы с национальным врагом. В «Панафинейской речи» (XII), посл. из известных нам, призыв к единению окрашен трагич. предчувствием потери гр. полисами независимости. И. умер через неск. дней после битвы при Херонее в 338, означавшей крушение всех его надежд. Из творч. наследия И. до нас дошла 21 речь, 9 писем и неск. фр-тов из руководства по риторике. И. не мог выступать перед слушателями в силу слабости голоса и природной застенчивости. Он стал величайшим мастером письменного красноречия. По мн. И., оратор, проза должна быть соперницей поэзии. Отсюда - его ювелирная работа над словом. В тщательнейшем выборе простых слов, их употреблении в собств., а не в переносном знач. И. близок Лисию. Основой стиля И., как и Горгия, явл. период, но с более ясной и четкой конструкцией. Каждая фраза - худож. целое, смысловые части к-рого равномерно распределены и оформлены лексически. Плавный ритм речи И. достигается и тем, что он избегает зияния. Недостатком речи И. была нек-рая монотонность. И. можно считать завершителем классич. прозы и предтечей эллинизма. Он создатель жанра наставительной речи и прозаич. энкомия, послужившего образцом для панегириков в честь эллин, правителей и рим. императоров.

Я.Ш.

ИСТОРИЯ АПОЛЛОНИЯ

ИСТОРИЯ АПОЛЛОНИЯ - лат. приключ. роман (полн. название - «История Аполлония, царя Тирского»), переведенный, вер., в III в. н. э. неизв. автором с недошедшего до нас гр. оригинала. Его сюжет сводится к следующему. Аполлоний претерпевает многочисл. несчастья: гибель жены, потерю дочери и др.; одн. после смерти коварного царя Антиоха он становится царем, находит дочь и жену, чья смерть оказалась мнимой. В И. А. присутствуют все мотивы гр. приключ. романа: кораблекрушение, мнимая смерть, оживление, узнавание после долгой разлуки и др. Имеются и чисто сказочные мотивы: разгадывание загадок, козни злой воспитательницы против своей воспитанницы. Язык И. А. максимально приближен к народному и носит неск. примитив, характер. Роман неоднокр. перерабатывался вплоть до эпохи Возрождения, в результате чего имеется неск. его версий.

К.О.

ИСТРИЯ

ИСТРИЯ - древнейшая др.-гр. колония в Зап. Причерноморье. Основана Милетом в сер. VII в. до н. э. южнее дельты Истра (совр. Дунай).

Е.А.С.

ИТИНЕРАРИЙ

ИТИНЕРАРИЙ - в Рим. имп. описание путешествий с указанием дорог, расстояний, мест отдыха. Во времена позд. античности для христиан-паломников составлялись описания «святых мест», напр. «Паломничество Эгерии».

Я.Ш.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV