Вавило и скоморохи

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Русская литература (общая), год: 2000
Примечание:Автор неизвестен
Категория:Легенды и мифы


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ВАВИЛО И СКОМОРОХИ

  У честной вдовы да у Ненилы 
  А у ей было чадо Вавило. 
  А поехал Вавилушко на ниву, 
  Он ведь нивушку свою орати, 
  Еще белую пшоницу засевати - 
  Родну матушку свою хочё кормити. 

  А ко той вдовы да ко Ненилы 
  Пришли люди к ней веселые, 
  Веселые люди, не простые, 
10 Не простые люди, скоморохи. 
  "Уж ты здравствуешь, честна вдова Ненила! 
  У тя где чадо да нынь Вавило?" 
  - "А уехал Вавилушко на ниву, 
  Он ведь нивушку свою орати, 
  Еще белую пшоницу засевати - 
  Родну матушку хочё кормити". 
  Говорят как те ведь скоморохи: 
  "Мы пойдем к Вавилушку на ниву,- 
  Он не идет ле с нами скоморошить?" 
20  
  "Уж ты здравствуешь, чадо Вавило! 
  Тебе дай бог нивушка орати, 
  Еще белую пшоницу засевати - 
  Родну матушку тебе кормити". 
  - "Вам спасибо, люди веселые, 
  Весёлые люди скоморохи. 
  Вы куды пошли да по дороге?" 
  - "Мы пошли на инищое царство 
  Переигрывать царя Собаку, 
30 Еще сына его да Перегуду, 
  Еще зятя его да Пересвета, 
  Еще дочь его да Перекрасу. 
  Ты пойдем, Вавило, с нами скоморошить". 
  Говорило то чадо Вавило: 
  "Я ведь песен петь да не умею, 
  Я в гудок играть да не горазён". 
  Говорил Кузьма да со Демьяном: 
  "Заиграй, Вавило, во гудочек, 
  А во звончатой во переладец, 
40 А Кузьма с Демьяном припособит". 
   
  А во звончатой во переладец, 
  А Кузьма с Демьяном припособил: 
  У того ведь чада у Вавила 
  А было в руках-то понюгальцо - 
  А и стало тут ведь погудальцо; 
  Еще были в руках у его да тут ведь вожжи - 
  Еще стали шелковые струнки. 
  Еще то чадо да тут Вавило 
50 Видит - люди тут да не простые, 
  Не простые люди те, святые,- 
  Он походит с има да скоморошить. 
   
  Он повел их да ведь домой же. 
  Еще тут честна вдова да тут Ненила 
  Еще стала тут да их кормити. 
  Понесла она хлебы те ржаные - 
  А и стали хлебы те пшонные; 
  Понесла она куру-то варёну - 
  Еще кура тут да ведь взлетела, 
60 На печней столб села да запела. 
  Еще та вдова да тут Ненила 
   
  Не простые люди те, святые, 
  И спускат Вавила скоморошить. 
   
  А идут скоморохи по дороге, 
  На гумне мужик горох молотит. 
  "Тобе бог поможь, да те, крестьянин, 
  Набело горох да молотити". 
  - "Вам спасибо, люди весёлые, 
70 Веселые люди скоморохи. 
  Вы куда пошли да по дороге?" 
  - "Мы пошли ни инищоё царство 
  Переигрывать царя Собаку, 
  Еще сына его да Перегуду, 
  Еще зятя его да Пересвета, 
  Еще дочь его да Перекрасу". 
  Говорил да тут да ведь крестьянин: 
  "У того царя да у Собаки 
  А окол двора-то тын железной, 
80 А на кажной тут да на тычинке 
  По человечьей-то сидит головке, 
  А на трех ведь на тычинках 
   
  Тут и вашим-то да быть головкам". 
  - "Уж ты ой еси, да ты крестьянин! 
  Ты не мог добра нам тут ведь сдумать - 
  Еще лиха ты бы нам не сказывал. 
  Заиграй, Вавило, во гудочек, 
  А во звончатой во переладец, 
90 А Кузьма с Демьяном припособят". 
  Заиграл Вавило во гудочек, 
  А Кузьма с Демьяном припособил: 
  Полетели голубята ти стадами, 
  А стадами тут, да табунами, 
  Они стали у мужика горох клевати. 
  Он ведь стал их кичигами сшибати; 
  Зашибал, он думат, голубяток - 
  Зашибал да всех своих ребяток. 
  Говорил да тут да ведь крестьянин: 
100 "Я ведь тяжко тут да согрешил - 
  Это люди шли да не простые, 
  Не простые люди, те святые, 
  Еще я ведь им да не молился". 
   
  А навстречу им идё мужик горшками торговати. 
  "Тобе бог поможь, да те, крестьянин, 
  А-й тебе горшками торговати". 
  - "Вам спасибо, люди веселые, 
  Весёлые люди скоморохи. 
110 Вы куды пошли да по дороге?" 
  - "Мы пошли на инищоё царство 
  Переигрывать царя Собаку, 
  Еще сына его да Перегуду, 
  Еще зятя его да Пересвета, 
  Еще дочь его да Перекрасу". 
  Говорил да тот да ведь крестьянин: 
  "У того царя да у Собаки 
  А окол двора да тын железной, 
  А на каждой да тут на тычинке 
120 По человечьей-то сидит головке, 
  А на трех-то ведь да на тычинках 
  Нет человечьих-то да тут головок,- 
  Тут и вашим-то да быть головкам". 
  - "Уж ты ой еси, да ты крестьянин! 
   
  Еще лиха ты бы нам не сказывал. 
  Заиграй, Вавило, во гудочек, 
  А во звончатой во переладец, 
  А Кузьма с Демьяном припособит". 
130 Заиграл Вавило во гудочек, 
  А во звончатой во переладец, 
  А Кузьма с Демьяном припособил: 
  Полетели куропцы с ребами, 
  Полетели пеструхи с чухарями, 
  Полетели марьюхи с косачами, 
  Они стали по оглоблям-то садиться. 
  Он ведь стал-то их да тут да бити 
  И во свой ведь воз да класти. 
  А наклал он их да ведь возочек, 
140 А поехал мужик да во городочек, 
  Становился он да во рядочек, 
  Развязал да он да свой возочек - 
  Полетели куропцы с ребами, 
  Полетели пеструхи с чухарями, 
  Полетели марьюхи с косачами. 
   
  Еще тут у его одни да черепочки. 
  "Ой, я тяжко тут да согрешил ведь - 
  Это люди шли да не простые, 
150 Не простые люди ти, святые, 
  Еще я ведь им да не молился". 
  А идут скоморохи по дороге, 
  Еще красная да тут девица 
  А она холсты да полоскала. 
  "Уж ты здравствуешь, красна девица, 
  Набело холсты да полоскати". 
  - "Вам спасибо, люди веселые, 
  Весёлые люди скоморохи. 
  Вы куды пошли да по дороге?" 
160 - "Мы пошли на инищое царство 
  Переигрывать царя Собаку, 
  Еще сына его да Перегуду, 
  Еще зятя его да Пересвета, 
  Еще дочь его да Перекрасу". 
  Говорила красная девица: 
  "Пособи вам бог переиграти 
   
  Еще сына его да Перегуду, 
  Еще зятя его да Пересвета, 
170 А и дочь его да Перекрасу". 
  - "Заиграй, Вавило, во гудочек, 
  А во звончатой во переладец, 
  А Кузьма с Демьяном припособит". 
  Заиграл Вавило во гудочек, 
  А во звончатой во переладец, 
  А Кузьма с Демьяном припособил: 
  А у той у красной у девицы 
  А были у ей холсты ти ведь холщовы - 
   
180 Говорит как красная девица: 
  "Тут ведь люди шли да не простые, 
  Не простые люди те, святые, 
  Еще я ведь им да не молилась". 
   
   
  А идут за инищое царство. 
  Заиграл да тут да царь Собака, 
  Заиграл Собака во гудочек, 
   
   
190 Он хоче водой их потопити. 
  "Заиграй, Вавило, во гудочек, 
  А во звончатой во переладец, 
  А Кузьма с Демьяном припособит". 
   
  А во звончатой во переладец, 
  А Кузьма с Демьяном припособил: 
  И пошли быки те тут стадами, 
  А стадами тут, да табунами, 
   
200 Еще стала вода да убывати. 
  "Заиграй, Вавило, во гудочек, 
  А во звончатой во переладец, 
  А Кузьма с Демьяном припособит". 
   
  А во звончатой во переладец, 
  А Кузьма с Демьяном припособил: 
  Загорелось инищоё царство 
  И сгорело с краю и до краю. 
   
210 Он привез ведь тут да свою матерь. 

Примечания

Вавило и скоморохи. Озаровская О. Э. Бабушкины старины: 2-е изд., измененное и дополненное. М., 1922. С. 62. Зап. от М. Д. Кривополеновой (Пинега). Скоморохи - см. о них во вступит, статье, с. 34. Во время массовых гонений во второй половине XVII в. часть скоморохов осела на Севере, растворившись среди местного населения. По-видимому, М. Д. Кривополенова унаследовала через ряд поколений частично традиции скоморошьего искусства (ср.: Морозов А. М. Д. Кривополенова и наследие скоморохов // Кривополенова М. Д. Былины, скоморошины, сказки / Редакция, вступит, статья и примеч. А. А. Морозова. Архангельск, 1950. С. 111-134). Мы пошли на инищоё царство и т. д. Инищое, видимо, иное, чужое, враждебное. Былина героизирует скоморохов, придавая их искусству большое социальное назначение. Кузьма с Демьяном - святые, пользовавшиеся в народной среде особой популярностью: они считались "божьими кузнецами" и покровителями ремесленников; с ними был связан праздник Кузминки, с которого, как считалось, начиналась зима. Чудеса, которые совершают герои, принадлежат одновременно скоморохам (поскольку главное орудие их - музыка) и святым. Полетели голубята ти стадами и т. д. Мотив чудесного появления птиц подсказан, возможно, традиционными представлениями о Кузьме и Демьяне как покровителях птиц (Кузминки - "курячий праздник"). Названия птиц - диалектные названия куропаток, рябчиков, разновидностей тетеревов. Еще красная да тут девица и т. д. По распространенным в прошлом представлениям, Кузьма и Демьян считались покровителями девушек (Кузминки были также "праздником девиц").



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница