Автор: | Русская литература (общая), год: 2000 |
Примечание: | Автор неизвестен |
Категория: | Легенды и мифы |
ВАВИЛО И СКОМОРОХИ
У честной вдовы да у Ненилы | |
А у ей было чадо Вавило. | |
А поехал Вавилушко на ниву, | |
Он ведь нивушку свою орати, | |
Еще белую пшоницу засевати - | |
Родну матушку свою хочё кормити. |
А ко той вдовы да ко Ненилы | |
Пришли люди к ней веселые, | |
Веселые люди, не простые, | |
10 | Не простые люди, скоморохи. |
"Уж ты здравствуешь, честна вдова Ненила! | |
У тя где чадо да нынь Вавило?" | |
- "А уехал Вавилушко на ниву, | |
Он ведь нивушку свою орати, | |
Еще белую пшоницу засевати - | |
Родну матушку хочё кормити". | |
Говорят как те ведь скоморохи: | |
"Мы пойдем к Вавилушку на ниву,- | |
Он не идет ле с нами скоморошить?" | |
20 | |
"Уж ты здравствуешь, чадо Вавило! | |
Тебе дай бог нивушка орати, | |
Еще белую пшоницу засевати - | |
Родну матушку тебе кормити". | |
- "Вам спасибо, люди веселые, | |
Весёлые люди скоморохи. | |
Вы куды пошли да по дороге?" | |
- "Мы пошли на инищое царство | |
Переигрывать царя Собаку, | |
30 | Еще сына его да Перегуду, |
Еще зятя его да Пересвета, | |
Еще дочь его да Перекрасу. | |
Ты пойдем, Вавило, с нами скоморошить". | |
Говорило то чадо Вавило: | |
"Я ведь песен петь да не умею, | |
Я в гудок играть да не горазён". | |
Говорил Кузьма да со Демьяном: | |
"Заиграй, Вавило, во гудочек, | |
А во звончатой во переладец, | |
40 | А Кузьма с Демьяном припособит". |
А во звончатой во переладец, | |
А Кузьма с Демьяном припособил: | |
У того ведь чада у Вавила | |
А было в руках-то понюгальцо - | |
А и стало тут ведь погудальцо; | |
Еще были в руках у его да тут ведь вожжи - | |
Еще стали шелковые струнки. | |
Еще то чадо да тут Вавило | |
50 | Видит - люди тут да не простые, |
Не простые люди те, святые,- | |
Он походит с има да скоморошить. | |
Он повел их да ведь домой же. | |
Еще тут честна вдова да тут Ненила | |
Еще стала тут да их кормити. | |
Понесла она хлебы те ржаные - | |
А и стали хлебы те пшонные; | |
Понесла она куру-то варёну - | |
Еще кура тут да ведь взлетела, | |
60 | На печней столб села да запела. |
Еще та вдова да тут Ненила | |
Не простые люди те, святые, | |
И спускат Вавила скоморошить. | |
А идут скоморохи по дороге, | |
На гумне мужик горох молотит. | |
"Тобе бог поможь, да те, крестьянин, | |
Набело горох да молотити". | |
- "Вам спасибо, люди весёлые, | |
70 | Веселые люди скоморохи. |
Вы куда пошли да по дороге?" | |
- "Мы пошли ни инищоё царство | |
Переигрывать царя Собаку, | |
Еще сына его да Перегуду, | |
Еще зятя его да Пересвета, | |
Еще дочь его да Перекрасу". | |
Говорил да тут да ведь крестьянин: | |
"У того царя да у Собаки | |
А окол двора-то тын железной, | |
80 | А на кажной тут да на тычинке |
По человечьей-то сидит головке, | |
А на трех ведь на тычинках | |
Тут и вашим-то да быть головкам". | |
- "Уж ты ой еси, да ты крестьянин! | |
Ты не мог добра нам тут ведь сдумать - | |
Еще лиха ты бы нам не сказывал. | |
Заиграй, Вавило, во гудочек, | |
А во звончатой во переладец, | |
90 | А Кузьма с Демьяном припособят". |
Заиграл Вавило во гудочек, | |
А Кузьма с Демьяном припособил: | |
Полетели голубята ти стадами, | |
А стадами тут, да табунами, | |
Они стали у мужика горох клевати. | |
Он ведь стал их кичигами сшибати; | |
Зашибал, он думат, голубяток - | |
Зашибал да всех своих ребяток. | |
Говорил да тут да ведь крестьянин: | |
100 | "Я ведь тяжко тут да согрешил - |
Это люди шли да не простые, | |
Не простые люди, те святые, | |
Еще я ведь им да не молился". | |
А навстречу им идё мужик горшками торговати. | |
"Тобе бог поможь, да те, крестьянин, | |
А-й тебе горшками торговати". | |
- "Вам спасибо, люди веселые, | |
Весёлые люди скоморохи. | |
110 | Вы куды пошли да по дороге?" |
- "Мы пошли на инищоё царство | |
Переигрывать царя Собаку, | |
Еще сына его да Перегуду, | |
Еще зятя его да Пересвета, | |
Еще дочь его да Перекрасу". | |
Говорил да тот да ведь крестьянин: | |
"У того царя да у Собаки | |
А окол двора да тын железной, | |
А на каждой да тут на тычинке | |
120 | По человечьей-то сидит головке, |
А на трех-то ведь да на тычинках | |
Нет человечьих-то да тут головок,- | |
Тут и вашим-то да быть головкам". | |
- "Уж ты ой еси, да ты крестьянин! | |
Еще лиха ты бы нам не сказывал. | |
Заиграй, Вавило, во гудочек, | |
А во звончатой во переладец, | |
А Кузьма с Демьяном припособит". | |
130 | Заиграл Вавило во гудочек, |
А во звончатой во переладец, | |
А Кузьма с Демьяном припособил: | |
Полетели куропцы с ребами, | |
Полетели пеструхи с чухарями, | |
Полетели марьюхи с косачами, | |
Они стали по оглоблям-то садиться. | |
Он ведь стал-то их да тут да бити | |
И во свой ведь воз да класти. | |
А наклал он их да ведь возочек, | |
140 | А поехал мужик да во городочек, |
Становился он да во рядочек, | |
Развязал да он да свой возочек - | |
Полетели куропцы с ребами, | |
Полетели пеструхи с чухарями, | |
Полетели марьюхи с косачами. | |
Еще тут у его одни да черепочки. | |
"Ой, я тяжко тут да согрешил ведь - | |
Это люди шли да не простые, | |
150 | Не простые люди ти, святые, |
Еще я ведь им да не молился". | |
А идут скоморохи по дороге, | |
Еще красная да тут девица | |
А она холсты да полоскала. | |
"Уж ты здравствуешь, красна девица, | |
Набело холсты да полоскати". | |
- "Вам спасибо, люди веселые, | |
Весёлые люди скоморохи. | |
Вы куды пошли да по дороге?" | |
160 | - "Мы пошли на инищое царство |
Переигрывать царя Собаку, | |
Еще сына его да Перегуду, | |
Еще зятя его да Пересвета, | |
Еще дочь его да Перекрасу". | |
Говорила красная девица: | |
"Пособи вам бог переиграти | |
Еще сына его да Перегуду, | |
Еще зятя его да Пересвета, | |
170 | А и дочь его да Перекрасу". |
- "Заиграй, Вавило, во гудочек, | |
А во звончатой во переладец, | |
А Кузьма с Демьяном припособит". | |
Заиграл Вавило во гудочек, | |
А во звончатой во переладец, | |
А Кузьма с Демьяном припособил: | |
А у той у красной у девицы | |
А были у ей холсты ти ведь холщовы - | |
180 | Говорит как красная девица: |
"Тут ведь люди шли да не простые, | |
Не простые люди те, святые, | |
Еще я ведь им да не молилась". | |
А идут за инищое царство. | |
Заиграл да тут да царь Собака, | |
Заиграл Собака во гудочек, | |
190 | Он хоче водой их потопити. |
"Заиграй, Вавило, во гудочек, | |
А во звончатой во переладец, | |
А Кузьма с Демьяном припособит". | |
А во звончатой во переладец, | |
А Кузьма с Демьяном припособил: | |
И пошли быки те тут стадами, | |
А стадами тут, да табунами, | |
200 | Еще стала вода да убывати. |
"Заиграй, Вавило, во гудочек, | |
А во звончатой во переладец, | |
А Кузьма с Демьяном припособит". | |
А во звончатой во переладец, | |
А Кузьма с Демьяном припособил: | |
Загорелось инищоё царство | |
И сгорело с краю и до краю. | |
210 | Он привез ведь тут да свою матерь. |
Примечания
Вавило и скоморохи. Озаровская О. Э. Бабушкины старины: 2-е изд., измененное и дополненное. М., 1922. С. 62. Зап. от М. Д. Кривополеновой (Пинега). Скоморохи - см. о них во вступит, статье, с. 34. Во время массовых гонений во второй половине XVII в. часть скоморохов осела на Севере, растворившись среди местного населения. По-видимому, М. Д. Кривополенова унаследовала через ряд поколений частично традиции скоморошьего искусства (ср.: Морозов А. М. Д. Кривополенова и наследие скоморохов // Кривополенова М. Д. Былины, скоморошины, сказки / Редакция, вступит, статья и примеч. А. А. Морозова. Архангельск, 1950. С. 111-134). Мы пошли на инищоё царство и т. д. Инищое, видимо, иное, чужое, враждебное. Былина героизирует скоморохов, придавая их искусству большое социальное назначение. Кузьма с Демьяном - святые, пользовавшиеся в народной среде особой популярностью: они считались "божьими кузнецами" и покровителями ремесленников; с ними был связан праздник Кузминки, с которого, как считалось, начиналась зима. Чудеса, которые совершают герои, принадлежат одновременно скоморохам (поскольку главное орудие их - музыка) и святым. Полетели голубята ти стадами и т. д. Мотив чудесного появления птиц подсказан, возможно, традиционными представлениями о Кузьме и Демьяне как покровителях птиц (Кузминки - "курячий праздник"). Названия птиц - диалектные названия куропаток, рябчиков, разновидностей тетеревов. Еще красная да тут девица и т. д. По распространенным в прошлом представлениям, Кузьма и Демьян считались покровителями девушек (Кузминки были также "праздником девиц").