Сорок калик

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Русская литература (общая), год: 2000
Примечание:Автор неизвестен
Категория:Легенды и мифы


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

СОРОК КАЛИК

  От того же от озёра от Маслеёва 
  Ко тому-де монастырю почестному, 
  Ко тому ко кресту да Леванидову 
  Собиралося их, дак соезжалося 
  Да 'не сорок калик дак со каликою. 
  Да една-де калика да как бела лебедь, 
  Да снаряжона калика да буди маков цвет, 
  На имё Михайло да Михайлович млад. 
  Они все в землю копья испотыкали, 
10 Да на копьица сумки исповешали, 
  Да сумки ти были рыта бархата, 
  Да подсумочка были хрущатой камки. 
  Они клали-де заповедь великую, 
  Да великую заповедь, тяжелую: 
  "Да пойдем нонче, братцы, в Ерусалим-град,- 
  Еще кто из нас, братцы, дак заворуется, 
  Еще кто из нас, братцы, заплутуется, 
  Еще кто из нас, братцы, за блудом пойдет, 
  Такова-де судить дак нам своим судом: 
20  
  Речист язык тянуть у его теменем, 
  Ретивое сердцо скрозь хребетну кость, 
  Скрозь хребетнюю кость, дак промежу плеча, 
  Оставлять нам казнена на чистом поле". 
  Да положили заповедь великую, 
  Брали-де копьица вострые, 
  Повесили сумочки тяжелые, 
  Пошли они, братцы, по чисту полю. 
  Да не ясные соколы в перелет летят, 
30 Да не белые кречеты в перепуск пустят - 
  Едут-де калики по чисту полю. 

  Во ту-де пору да и во то времё 
  Владимёр стольне-киевской сряжался во чисто поле 
  Извозчиком Добрынюшка Микитич млад, 
  На запяточках Олёшенька Попович млад. 
  И едут они дак по чисту полю, 
  Стречают калик дак перехожиих, 
  Поклоняется Владимёр стольне-киевской: 
  "Уж вы здравствуйте, калики перехожие! 
40 Куды едете да куды правитесь?" 
   
  "Мы пошли нонче, братцы, в Ерусалим-град 
  Господу богу помолитися, 
  Во Ердане-реке дак окупатися, 
  На плакуне-травы дак окататися". 
  Говорил тут Владимёр таково слово: 
  "Уж вы ой есь, калики перехожие! 
  Спойте-ткось мне-ка нонь еленьскои стих". 
  Тут-де калики не ослышались, 
50 Все копьица в землю испотыкали, 
  А на копьица сумки исповешали,- 
  Сумки их были рыта бархата, 
  Да подсумочки были хрущатой камки. 
  Говорили калики перехожие: 
  "Да как нонче петь еленьскои стих - 
  В полкрыка петь али во весь нам крык?" 
  Отвечал тут Владимёр стольне-киевской: 
  "Хотя спойте-ка мне нонче в полкрыка". 
  Да запели калики еленьскои стих - 
60 Только мати земля дак пошаталася, 
  В озерах вода дак сколыбалася, 
   
  Увалился Добрыня со сижоночки, 
  Падал Олёша с запяточёк, 
  Не мог тут Владимёр сижучи сидеть, 
  Да не мог тут Владимёр лёжучи лежать, 
  Только мог тут Владимёр слово молвити: 
  "Уж вы полно-ка петь да нонь еленьскои стих". 
  Остановились калики да перехожие, 
70 Все копьица в руки они побрали, 
  На плечи-де сумочки исповешали, 
  Распрощалися со князем со Владимёром. 
  Говорил тут Владимёр таково слово: 
  "Приворачивайте ко мне дак хлеба-соли исть, 
  Хлеба-соли-де исть да пива с медом пить. 
  Хоть меня дома нонче не лучилося, 
  Отправит там княгинушка Опраксия". 
   
  Пошли-де калики перехожие, 
  Состигаёт их ноченька темная, 
80 Приворачивали они да в стольней Киев-град, 
  Заходили ко князю на широкой двор, 
  Подходили под окошечко под косищато, 
   
  Услышала княгинушка Опраксия, 
  Отворяла окошечко косищато, 
  Сама говорила таково слово: 
  "Уж вы ой еси, калики перехожие! 
  Добро жаловать ко мне да хлеба-соли исть 
  И прикрыться от ноченьки от темное". 
90 Тут-де калики не ослышались, 
  Заходили на крылечико на красное, 
  Заходили они дак во светлу гридню, 
  Чудну-де образу помолилися, 
  Крест-от кладут да по-писаному, 
  Поклон-от ведут да по-ученому, 
  Поздоровались с княгинушкой Опраксией. 
  Садила княгинушка за почесьён стол, 
  Отпоила она, дак откормила их, 
  Прикрывает от ноченьки от темноей. 
100 Заводила Михаила Михайловича 
  Да во ту-де во спальню княженецкую. 
  Повалились ребята опочив держать. 
  Во ту-де во ноченьку во темную 
   
  Ко тому же Михаилу Михайловичу, 
  Сама говорила таково слово: 
  "Уж ты ой еси, Михайло Михайлович млад! 
  Сдайся на прелести на женские, 
  Влюбися во княгинушку в Опраксию". 
110 Отвечает Михайло Михайлович млад: 
  "Уж ты ой еси, княгинушка Опраксия! 
  Не сдамся я на прелести на женские - 
  Да кладёна у нас заповедь великая". 
  Отходила княгинушка Опраксия. 
  Приходила княгинушка во второй након, 
  Говорила сама да таково слово: 
  "Уж ты ой еси, Михайло Михайлович млад! 
  Сдайся на прелести на женские, 
  Влюбись в княгинушку в Опраксию". 
120 Говорил тут Михайло Михайлович млад: 
  "Я скажу-де дружиночке хороброе, 
  Ты получишь, княгинушка, великой стыд". 
  Отходила княгинушка Опраксия, 
  Она брала братынечку серебряну, 
   
  Тому-де Михаилу Михайловичу. 
  Проходила тут ноченька темная, 
  По тому-де утру, утру ранному, 
  Становились калики перехожие, 
130 Омылися свежой водой ключевою, 
  Помолилися они да чудным образам, 
  Все копьица в руки-де побрали, 
  На плечи как сумки исповешали, 
  Поблагодарили княгинушку Опраксию, 
  Выходили калики на широкой двор, 
  Да пошли они как из города из Киева, 
  Идучись-де калики по чисту полю. 
   
  Да из далеча-далеча да из чиста поля 
  Приезжает Владимёр стольне-киевской 
140 Приезжает да он на широкой двор, 
  Заходил-де да во светлу гридню. 
  Стречаёт его княгинушка Опраксия, 
  Хватилась братынечки серебряной, 
  Сама говорила таково слово: 
  "Уж ты батюшко Владимёр стольне-киевской! 
   
  Не унесли ли они братынечки серебряной?" 
  Говорил тут ведь князь да таково слово: 
  "Поезжай-ка, Олёшенька Попович млад, 
150 Ты спроси-тко калик да ты перехожиих". 
  Тут-де Олёшенька не ослышался, 
  Побежал-де Олёшенька на конюшен двор, 
  Да уздал-де, седлал коня доброго, 
  Легко, скоро скакал он на добра коня, 
  Да поехал Олёшенька во чисто поле 
  Настигати калик да перехожиих. 
  Настиг он калик да перехожиих, 
  Сам говорил он да таково слово: 
  "Уж вы ой еси, калики перехожие! 
160 Ночевали у князя у Владимёра,- 
  Увезли вы братынечку серебряну". 
  Тут-де калики не ослышались - 
  Остановились они да на чистом поле, 
  Хватали Олёшеньку Поповича, 
  Штаны у его, Олёши, приоттыкали, 
  Долонями по <...> принахлопали, 
   
  Поехал Олёшенька в возвратной путь, 
  Ко тому-де ко городу ко Киеву, 
170 Ко ласкову князю ко Владимёру: 
  "Еще я говорил им таково слово: 
  Не унесли ли братынечки серебряной? 
  Тому они, калики, не веруют, 
  Идут-де калики по чисту полю". 
  Говорил тут Владимёр таково слово: 
  "Уж ты ой еси, Добрынюшка Микитич млад! 
  Поезжай-кася ты да во чисто поле, 
  Настиги-тко калик да перехожиих, 
  Подъедь-кася к им да потихошенько, 
180 Спроси-ткось ты их дак ты ладнёшенько". 
  А тут-то Добрыня не ослышался, 
  Да бежал тут Добрыня на конюшен двор, 
  Он уздал-де, седлал да коня доброго, 
   
  Легко, скоро скакал да на добра коня, 
  Поехал Добрынюшка во чисто поле. 
  Да завидел Добрынюшка во чистом поле 
   
   
190 Соходил-де Добрынюшка со добра коня, 
  Кланялся-де им да до сырой земли: 
  "Уж вы здравствуйте, калики да перехожие!" 
  Отвечали калики перехожие: 
  "Ты здравствуй, Добрынюшка Микитич млад!" 
  Говорил тут Добрыня таково слово: 
  "Уж вы ой есь, калики перехожие! 
  Ночевали вы во городе во Киеве,- 
  Не попала ли братынечка княженецкая?" 
   
200 Все копьица в землю испотыкали, 
  На копьица сумки исповешали, 
  Еще начали друг друга обыскивать: 
  Нашли эту братынечку серебряну 
   
  Отдавали Добрынюшке Микитичу. 
  Добрынюшка Микитич низко кланялся, 
  Легко, скоро скакал он на добра коня, 
  Поехал ко городу ко Киеву. 
   
   
210 Начали судить его своим судом: 
  Копали в сыру землю по поясу, 
  Речист язык его тянули теменем, 
  Ретивое сердцо сквозь хребетну кость, 
   
  А очи ти, очи ясные косицами. 
  Оставляли казнена на чистом поле, 
  Все копьица в руки они побрали, 
  На копьица сумки исповешали, 
   
220 Идучи-де калики по чисту полю, 
  Овернулися калики они возврат-назад,- 
  А сзади идет Михаила Михайлович млад. 
  Тут-де калики становилися, 
   
  Они опять стали казнить по-старому, 
  Оставили казнена на чистом поле. 
  Пошли-де калики по чисту полю, 
  Овернулись калики возвратной путь,- 
   
230  
  Все копьица в землю испотыкали, 
  Сумки на копья исповешали, 
  Они начали падать ему да во резвы ноги: 
  "Прости нас, Михайло Михайлович млад!" 

Примечания

Сорок калик. Григорьев-2. No 43. Зап. от П. А. Нечаева, дер. Сояна. От озёра от Маслеёва и т. д. Место, откуда отправляются калики, в вар. называется по-разному. Ко кресту да Леванидову - см. примеч. на с. 499; здесь крест указывает на священное место и на особую важность происходящих сборов. Сорок калик и т. д. Ради паломничества к религиозным местам калики могли создавать сплоченные, хорошо организованные группы, которые подчинялись строгим правилам и имели во главе атамана. Михайло Михайлович - атаман (в других вар. его зовут Касьяном). В других вар. именно атаман "кладет заповедь", которую калики принимают к исполнению. В землю копья потыкали. Обычно в вар. говорится о клюках-посохах - предметах обычного снаряжения калик. Здесь необычное вооружение придает каликам богатырские черты (иногда они характеризуются как богатыри, в старости ставшие каликами). В сыру землю его копать до пояса и т. д. Возможное толкование этого жестокого наказания см. в примеч. к былине "Илья Муромец и Идолище" (вар. II). Мы пошли... в Ерусалим-град и т. д. Паломничество в Иерусалим считалось священной целью калик. На плакуне-травы дак окататися. В народных представлениях, плакун-трава обладала магическими свойствами, в частности ее корень предохранял "от соблазна". С другой стороны, в духовном стихе "Голубиная книга" плакун-трава - "всем травам мати", это - слезы богородицы: отсюда понятно, почему поклонение плакун-траве намечено каликами при посещении Иерусалима. Еленьской стих - т. е. греческий (эллинский) стих. Имеется в виду, очевидно, какой-то духовный стих византийского происхождения. Духовные стихи составляли основной песенный репертуар калик. Она брала братынечку серебряну. В вар. "чарочку серебряную" подкладывает по поручению княгини Алеша Попович. Оставляли казнена на чистом поле и т. д. В тексте Кирши Данилова калики, оставив атамана в земле, уходят в Иерусалим, возвращаются через несколько месяцев и находят атамана живым; он выскакивает из земли. Калики идут в Киев, атаман "духом своим" излечивает княгиню, на которую напала болезнь за ее проступок. Таким образом, в былине прослеживаются мотивы духовных стихов и житийных легенд, в которых калики воплощают высокую нравственность, выдерживают испытания соблазном, обретают качества святых. Эти представления сочетаются с характерным для русского эпоса противопоставлением героев киевским властителям (в данном случае - княгине).

I. Кирша Данилов. No 24.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница