Автор: | Русская литература (общая), год: 2000 |
Примечание: | Автор неизвестен |
Категория: | Легенды и мифы |
СОРОК КАЛИК
От того же от озёра от Маслеёва | |
Ко тому-де монастырю почестному, | |
Ко тому ко кресту да Леванидову | |
Собиралося их, дак соезжалося | |
Да 'не сорок калик дак со каликою. | |
Да една-де калика да как бела лебедь, | |
Да снаряжона калика да буди маков цвет, | |
На имё Михайло да Михайлович млад. | |
Они все в землю копья испотыкали, | |
10 | Да на копьица сумки исповешали, |
Да сумки ти были рыта бархата, | |
Да подсумочка были хрущатой камки. | |
Они клали-де заповедь великую, | |
Да великую заповедь, тяжелую: | |
"Да пойдем нонче, братцы, в Ерусалим-град,- | |
Еще кто из нас, братцы, дак заворуется, | |
Еще кто из нас, братцы, заплутуется, | |
Еще кто из нас, братцы, за блудом пойдет, | |
Такова-де судить дак нам своим судом: | |
20 | |
Речист язык тянуть у его теменем, | |
Ретивое сердцо скрозь хребетну кость, | |
Скрозь хребетнюю кость, дак промежу плеча, | |
Оставлять нам казнена на чистом поле". | |
Да положили заповедь великую, | |
Брали-де копьица вострые, | |
Повесили сумочки тяжелые, | |
Пошли они, братцы, по чисту полю. | |
Да не ясные соколы в перелет летят, | |
30 | Да не белые кречеты в перепуск пустят - |
Едут-де калики по чисту полю. |
Во ту-де пору да и во то времё | |
Владимёр стольне-киевской сряжался во чисто поле | |
Извозчиком Добрынюшка Микитич млад, | |
На запяточках Олёшенька Попович млад. | |
И едут они дак по чисту полю, | |
Стречают калик дак перехожиих, | |
Поклоняется Владимёр стольне-киевской: | |
"Уж вы здравствуйте, калики перехожие! | |
40 | Куды едете да куды правитесь?" |
"Мы пошли нонче, братцы, в Ерусалим-град | |
Господу богу помолитися, | |
Во Ердане-реке дак окупатися, | |
На плакуне-травы дак окататися". | |
Говорил тут Владимёр таково слово: | |
"Уж вы ой есь, калики перехожие! | |
Спойте-ткось мне-ка нонь еленьскои стих". | |
Тут-де калики не ослышались, | |
50 | Все копьица в землю испотыкали, |
А на копьица сумки исповешали,- | |
Сумки их были рыта бархата, | |
Да подсумочки были хрущатой камки. | |
Говорили калики перехожие: | |
"Да как нонче петь еленьскои стих - | |
В полкрыка петь али во весь нам крык?" | |
Отвечал тут Владимёр стольне-киевской: | |
"Хотя спойте-ка мне нонче в полкрыка". | |
Да запели калики еленьскои стих - | |
60 | Только мати земля дак пошаталася, |
В озерах вода дак сколыбалася, | |
Увалился Добрыня со сижоночки, | |
Падал Олёша с запяточёк, | |
Не мог тут Владимёр сижучи сидеть, | |
Да не мог тут Владимёр лёжучи лежать, | |
Только мог тут Владимёр слово молвити: | |
"Уж вы полно-ка петь да нонь еленьскои стих". | |
Остановились калики да перехожие, | |
70 | Все копьица в руки они побрали, |
На плечи-де сумочки исповешали, | |
Распрощалися со князем со Владимёром. | |
Говорил тут Владимёр таково слово: | |
"Приворачивайте ко мне дак хлеба-соли исть, | |
Хлеба-соли-де исть да пива с медом пить. | |
Хоть меня дома нонче не лучилося, | |
Отправит там княгинушка Опраксия". | |
Пошли-де калики перехожие, | |
Состигаёт их ноченька темная, | |
80 | Приворачивали они да в стольней Киев-град, |
Заходили ко князю на широкой двор, | |
Подходили под окошечко под косищато, | |
Услышала княгинушка Опраксия, | |
Отворяла окошечко косищато, | |
Сама говорила таково слово: | |
"Уж вы ой еси, калики перехожие! | |
Добро жаловать ко мне да хлеба-соли исть | |
И прикрыться от ноченьки от темное". | |
90 | Тут-де калики не ослышались, |
Заходили на крылечико на красное, | |
Заходили они дак во светлу гридню, | |
Чудну-де образу помолилися, | |
Крест-от кладут да по-писаному, | |
Поклон-от ведут да по-ученому, | |
Поздоровались с княгинушкой Опраксией. | |
Садила княгинушка за почесьён стол, | |
Отпоила она, дак откормила их, | |
Прикрывает от ноченьки от темноей. | |
100 | Заводила Михаила Михайловича |
Да во ту-де во спальню княженецкую. | |
Повалились ребята опочив держать. | |
Во ту-де во ноченьку во темную | |
Ко тому же Михаилу Михайловичу, | |
Сама говорила таково слово: | |
"Уж ты ой еси, Михайло Михайлович млад! | |
Сдайся на прелести на женские, | |
Влюбися во княгинушку в Опраксию". | |
110 | Отвечает Михайло Михайлович млад: |
"Уж ты ой еси, княгинушка Опраксия! | |
Не сдамся я на прелести на женские - | |
Да кладёна у нас заповедь великая". | |
Отходила княгинушка Опраксия. | |
Приходила княгинушка во второй након, | |
Говорила сама да таково слово: | |
"Уж ты ой еси, Михайло Михайлович млад! | |
Сдайся на прелести на женские, | |
Влюбись в княгинушку в Опраксию". | |
120 | Говорил тут Михайло Михайлович млад: |
"Я скажу-де дружиночке хороброе, | |
Ты получишь, княгинушка, великой стыд". | |
Отходила княгинушка Опраксия, | |
Она брала братынечку серебряну, | |
Тому-де Михаилу Михайловичу. | |
Проходила тут ноченька темная, | |
По тому-де утру, утру ранному, | |
Становились калики перехожие, | |
130 | Омылися свежой водой ключевою, |
Помолилися они да чудным образам, | |
Все копьица в руки-де побрали, | |
На плечи как сумки исповешали, | |
Поблагодарили княгинушку Опраксию, | |
Выходили калики на широкой двор, | |
Да пошли они как из города из Киева, | |
Идучись-де калики по чисту полю. | |
Да из далеча-далеча да из чиста поля | |
Приезжает Владимёр стольне-киевской | |
140 | Приезжает да он на широкой двор, |
Заходил-де да во светлу гридню. | |
Стречаёт его княгинушка Опраксия, | |
Хватилась братынечки серебряной, | |
Сама говорила таково слово: | |
"Уж ты батюшко Владимёр стольне-киевской! | |
Не унесли ли они братынечки серебряной?" | |
Говорил тут ведь князь да таково слово: | |
"Поезжай-ка, Олёшенька Попович млад, | |
150 | Ты спроси-тко калик да ты перехожиих". |
Тут-де Олёшенька не ослышался, | |
Побежал-де Олёшенька на конюшен двор, | |
Да уздал-де, седлал коня доброго, | |
Легко, скоро скакал он на добра коня, | |
Да поехал Олёшенька во чисто поле | |
Настигати калик да перехожиих. | |
Настиг он калик да перехожиих, | |
Сам говорил он да таково слово: | |
"Уж вы ой еси, калики перехожие! | |
160 | Ночевали у князя у Владимёра,- |
Увезли вы братынечку серебряну". | |
Тут-де калики не ослышались - | |
Остановились они да на чистом поле, | |
Хватали Олёшеньку Поповича, | |
Штаны у его, Олёши, приоттыкали, | |
Долонями по <...> принахлопали, | |
Поехал Олёшенька в возвратной путь, | |
Ко тому-де ко городу ко Киеву, | |
170 | Ко ласкову князю ко Владимёру: |
"Еще я говорил им таково слово: | |
Не унесли ли братынечки серебряной? | |
Тому они, калики, не веруют, | |
Идут-де калики по чисту полю". | |
Говорил тут Владимёр таково слово: | |
"Уж ты ой еси, Добрынюшка Микитич млад! | |
Поезжай-кася ты да во чисто поле, | |
Настиги-тко калик да перехожиих, | |
Подъедь-кася к им да потихошенько, | |
180 | Спроси-ткось ты их дак ты ладнёшенько". |
А тут-то Добрыня не ослышался, | |
Да бежал тут Добрыня на конюшен двор, | |
Он уздал-де, седлал да коня доброго, | |
Легко, скоро скакал да на добра коня, | |
Поехал Добрынюшка во чисто поле. | |
Да завидел Добрынюшка во чистом поле | |
190 | Соходил-де Добрынюшка со добра коня, |
Кланялся-де им да до сырой земли: | |
"Уж вы здравствуйте, калики да перехожие!" | |
Отвечали калики перехожие: | |
"Ты здравствуй, Добрынюшка Микитич млад!" | |
Говорил тут Добрыня таково слово: | |
"Уж вы ой есь, калики перехожие! | |
Ночевали вы во городе во Киеве,- | |
Не попала ли братынечка княженецкая?" | |
200 | Все копьица в землю испотыкали, |
На копьица сумки исповешали, | |
Еще начали друг друга обыскивать: | |
Нашли эту братынечку серебряну | |
Отдавали Добрынюшке Микитичу. | |
Добрынюшка Микитич низко кланялся, | |
Легко, скоро скакал он на добра коня, | |
Поехал ко городу ко Киеву. | |
210 | Начали судить его своим судом: |
Копали в сыру землю по поясу, | |
Речист язык его тянули теменем, | |
Ретивое сердцо сквозь хребетну кость, | |
А очи ти, очи ясные косицами. | |
Оставляли казнена на чистом поле, | |
Все копьица в руки они побрали, | |
На копьица сумки исповешали, | |
220 | Идучи-де калики по чисту полю, |
Овернулися калики они возврат-назад,- | |
А сзади идет Михаила Михайлович млад. | |
Тут-де калики становилися, | |
Они опять стали казнить по-старому, | |
Оставили казнена на чистом поле. | |
Пошли-де калики по чисту полю, | |
Овернулись калики возвратной путь,- | |
230 | |
Все копьица в землю испотыкали, | |
Сумки на копья исповешали, | |
Они начали падать ему да во резвы ноги: | |
"Прости нас, Михайло Михайлович млад!" |
Примечания
Сорок калик. Григорьев-2. No 43. Зап. от П. А. Нечаева, дер. Сояна. От озёра от Маслеёва и т. д. Место, откуда отправляются калики, в вар. называется по-разному. Ко кресту да Леванидову - см. примеч. на с. 499; здесь крест указывает на священное место и на особую важность происходящих сборов. Сорок калик и т. д. Ради паломничества к религиозным местам калики могли создавать сплоченные, хорошо организованные группы, которые подчинялись строгим правилам и имели во главе атамана. Михайло Михайлович - атаман (в других вар. его зовут Касьяном). В других вар. именно атаман "кладет заповедь", которую калики принимают к исполнению. В землю копья потыкали. Обычно в вар. говорится о клюках-посохах - предметах обычного снаряжения калик. Здесь необычное вооружение придает каликам богатырские черты (иногда они характеризуются как богатыри, в старости ставшие каликами). В сыру землю его копать до пояса и т. д. Возможное толкование этого жестокого наказания см. в примеч. к былине "Илья Муромец и Идолище" (вар. II). Мы пошли... в Ерусалим-град и т. д. Паломничество в Иерусалим считалось священной целью калик. На плакуне-травы дак окататися. В народных представлениях, плакун-трава обладала магическими свойствами, в частности ее корень предохранял "от соблазна". С другой стороны, в духовном стихе "Голубиная книга" плакун-трава - "всем травам мати", это - слезы богородицы: отсюда понятно, почему поклонение плакун-траве намечено каликами при посещении Иерусалима. Еленьской стих - т. е. греческий (эллинский) стих. Имеется в виду, очевидно, какой-то духовный стих византийского происхождения. Духовные стихи составляли основной песенный репертуар калик. Она брала братынечку серебряну. В вар. "чарочку серебряную" подкладывает по поручению княгини Алеша Попович. Оставляли казнена на чистом поле и т. д. В тексте Кирши Данилова калики, оставив атамана в земле, уходят в Иерусалим, возвращаются через несколько месяцев и находят атамана живым; он выскакивает из земли. Калики идут в Киев, атаман "духом своим" излечивает княгиню, на которую напала болезнь за ее проступок. Таким образом, в былине прослеживаются мотивы духовных стихов и житийных легенд, в которых калики воплощают высокую нравственность, выдерживают испытания соблазном, обретают качества святых. Эти представления сочетаются с характерным для русского эпоса противопоставлением героев киевским властителям (в данном случае - княгине).
I. Кирша Данилов. No 24.