Автор: | Русская литература (общая), год: 2000 |
Примечание: | Автор неизвестен |
Категория: | Легенды и мифы |
ИДОЛИЩЕ СВАТАЕТ ПЛЕМЯННИЦУ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
Как во той ли-то земли да во Турецкоей, | |
У Василия то было у Турецкого, | |
Пированье-то шло, да шел почестен пир. | |
Говорил тут Василий сын Турецкий же: | |
"Уж ты гой еси, Идойло сын Идойлович! | |
Уж ты съезди-ка, Идойло, в стольный Киев-град, | |
Уж ты сватай-ка, Идойло, Анну дочи Путятичну | |
За меня-то есть в законное супружество". | |
Говорит тут Идойло сын Идойлович: | |
10 | "Уж вы гой еси, колдуны да колдуницы же! |
Вы сколдуйте-ка Идойлу вы во первый раз,- | |
И какая мне ведь путь будет счастливая, | |
А счастливая бы путь да несчастливая". | |
Сколдовали и сказали скоро-наскоро: | |
"Как вперед-то Идойлу путь счастливая, | |
А назад-то Идойлу несчастливая". | |
Говорит тут Идойло сын Идойлович: | |
"Уж вы гой еси, колдуны да колдуницы же! | |
Вы сколдуйте-ка Идойле мне да во второй раз". | |
20 | Сколдовали и сказали скоро-наскоро: |
"Как вперед-то Идойлу путь счастливая, | |
А назад-то Идойлу несчастливая". |
Как садился тут Идойло на черлен кораб, | |
И поехал тут Идойло да в стольной Киев-град. | |
Приезжает он и да верно в стольной Киев-град, | |
Еще кладут-то ведь сходни да верно на берег, | |
Как соходит тут Идойло сам он на берег, | |
И идет-то он ко князю ко Владимиру, | |
Как заходит тут Идойло в гридни светлые, | |
30 | Богу русскому Идойло вот не кланятся, |
И челом-то не бьет да он Владимиру, | |
Говорит тот Идойло таковы слова: | |
"Уж ты гой еси, Владимир стольно-киевский! | |
Я не гость-то пришел, да не гостити зашел,- | |
Я пришел-то к тебе да вот и за сватовством | |
Как на Анны-то верно на. Путятичны. | |
Как отдашь-то ли честью - возьмем с радостью, | |
Не отдашь-то ведь честью - возьмем нечестью". | |
Как запечалился Владимир стольно-киевский, | |
40 | На одно-то плечо надел он шубочку, |
На одно-то ухо надел он шапочку | |
И пошел ко своей к любимоей племянницы, | |
Увидала-то его да вот племянница, | |
Говорит-то ему да таковы слова: | |
"Еще три года солнце не каталося,- | |
На четвертый-от год закатилося". | |
- "Уж ты гой еси, любимая племянница, | |
Еще Анна ты верно дочь Путятична! | |
50 | Как пришел-то слуга да непрошоный к нам |
От Василия-то сына от Турецкого,- | |
Еще сватает тебя Василий он Турецкий же". | |
Говорила-то ему да дочь Путятична: | |
"Уж ты ой еси, любимый мой да дядюшка! | |
Ты сряжай-ка ты да три корабли: | |
Еще первый-от кораблик свинцу, пороху, | |
Еще второй-от кораб вина заморского, | |
Как вина-то заморского, зелья лютого, | |
Еще третий-от кораблик силы ратноей. | |
60 | Еще дай-то Добрынюшку Никитича, |
Еще дай-ка мне Олешеньку Поповича". | |
Как садилася она да на кораблики, | |
Выходила-то она да в море синее, | |
Побросали-то они якоря булатные, | |
Говорит тут ведь Анна дочь Путятична: | |
"Уж ты гой еси, Олешенька Попович млад! | |
Та сними-кася верно шл<ю>пку белую, | |
Поезжай-ка ты к Идойлу на черлен кораб, | |
70 | Ты скажи-ка Идойлу таковы слова: |
Как у нас-то рули верно не правятся, | |
Паруса ти у нас не надуваются; | |
Как у Анны-то сегодня именинный день, | |
Еще милости-де просим хлеба кушати". | |
Поезжает тут Олеша на черлен кораб, | |
Говорит тут Олеша таковы слова: | |
"Уж ты гой еси, Идойло сын Идойлович! | |
Как у нас-то рули да нонь не правятся, | |
Паруса ти у нас не надуваются; | |
80 | Как у Анны-то сегодня именинный день, |
Еще милости-де просим хлеба кушати". | |
Как на это Идойло не соглашается. | |
Как приехал тут Олеша на черлен кораб, | |
Говорила тут ведь Анна дочь Путятична: | |
"Уж ты гой еси, Добрынюшка Никитич млад! | |
Уж ты съезди-ка к Идойлу на черлен кораб, | |
". | |
Как поехал тут Добрыня на черлен кораб, | |
Говорит тут Добрынюшка Никитич млад: | |
90 | "Уж ты гой еси, Идойло сын Идойлович! |
Еще милости-де просим к нам хлеба кушати, | |
Хлеба кушати, вина заморского пробовати". | |
Как на это Идойло соглашается, | |
И спускает тут Идойло шлюпку черную, | |
И отправился Идойло на черлен кораб, | |
Как заходит тут Идойло в гридню светлую, | |
И садился-то он верно за стол дубовый же, | |
Как подносят тут Идойлу чару зелена вина, | |
Как не малу, не велику - в полтора ведра, | |
100 | Берет тут Идойло единой рукой, |
Как выпивает тут Идойло единым духом, | |
Как подносят тут Идойлу втору чарочку, | |
Как не малу, не велику - в полтора ведра, | |
Полтора-то ведра да зелья лютого,- | |
Говорит тут Идойло сын Идойлович: | |
"По серёдочке чарочки огонь горит, | |
По краям-то ведь чарки струйки струятся". | |
Как от чары тут Идойло не отказывается, | |
110 | Выпивает тут Идойло единым духом, |
Как выходит тут Идойло на черлен кораб, | |
Еще стало тут Идойлушку помётывать, | |
Еще стало тут Идойлушку посвистывать, | |
Еще стал тут Идойло за снасточки похватываться: | |
За какую снастку схватится - снастка порвется. | |
Говорит тут Олешенька Попович млад: | |
"Уж ты гой еси, поганое Издойлище! | |
Не тобой-то были ведь снасти снащены, | |
Не тобой-то были деревца ставлены,- | |
120 | Не тебе-то, проклятому, обрывати же". |
Еще стало тут Издойлушку помётывать, | |
Еще стало его ведь пуще посвистывать, | |
За каку снастку схватится - снастка порвется. | |
Говорит тут Добрынюшка Никитич млад: | |
"Уж ты гой еси, поганое Издойлище! | |
Не тобою-то были ведь снасти снащены, | |
Не тобою-то были деревца ставлены". | |
Вынимает тут Добрыня саблю вострую, | |
Отрубает тут Идойле буйну голову. | |
130 | Как оттуда-то ведь Анна поворот держит, |
Примечания
Идолище сватает племянницу князя Владимира. БПЗБ. No 83. Зап. от Т. С. Кузьмина, дер. Тельвиска (Нарьян-Марский р-н, Печора). Повидимому, относительно поздняя былина, архаическую основу которой составляют мифы, сказки, сказания, известные в мировом фольклоре: чудовище требует в жены царскую дочь, герой спасает девушку и уничтожает насильника. В соответствии с общей тенденцией русского эпоса "мировая" тема переработана применительно к коллизиям былинного Киева. Анну дочи Путятичну. Племянница князя Владимира под разными именами фигурирует в ряде былин как невеста, как жертва Змея и др. Как запечалился Владимир и т. д. В соответствии с былинной традицией Владимир изображается беспомощным, неспособным оказать сопротивление насильнику. Еще милости-де просим хлеба кушати и т. д. В отличие от архаических сюжетов на тему увоза и спасения девушки, героиня сама организует свое спасение, богатыри лишь помогают ей. По серёдочке чарочки огонь горит и т. д. Типовая формула описания отравленного ("сонного") питья.
к которой сопряжено с выполнением чудесных задач.
II. Григорьев-3. No 100. Зап. от М. Г. Михашина, дер. Тиглява.