Автор: | Русская литература (общая), год: 2000 |
Примечание: | Автор неизвестен |
Категория: | Легенды и мифы |
ИВАН ГОДИНОВИЧ
Завелся у солнышка Владимира почестный пир | |
На многие князи и бояре, | |
И все на пиру напивалися, | |
И все на пиру наедалися, | |
И все на пиру порасхвастались: | |
Умный хвастает отцом, матерью, | |
А безумный хвастает молодой женой. | |
Один на пиру невесел сидит, | |
Понизя сидит да буйну голову, | |
10 | И потупя сидит очи ясные |
Во матушку да во сыру землю,- | |
Молодой Иванушко да Гудинович, | |
Княженецкий любезный племянничек. | |
Возговорит Владимир-князь стольне-киевский: | |
"Ай же ты Иванушко Гудинович! | |
Что сидишь невесел, нерадостлив? | |
Али место тебе не по разуму, | |
Али чара тебе не рядом дошла, | |
Али безумица тобой осмеялася?" | |
20 | И возговорит Иванушко Гудинович: |
"Место то мне было по разуму, | |
И чара мне-ка рядом дошла,- | |
Захотелося мне, солнышко, женитися. | |
Я был за славным за синим морем, | |
Во том ли во городе да во Чернигове, | |
У Дмитрия - гостя торгового, | |
Во тех палатах белокаменных. | |
У него ведь есть любимая дочь, | |
Тая ли Настасья Митриевна,- | |
30 | Захотелось мне, Владимир-князь, женитися, |
А эту Настасью замуж мне взять. | |
Дай-ка мне силы четыре ста, | |
Золотой казны да колько надобно, | |
Я поеду ко Митрию свататься". |
Когда будет Иван за синим морем, | |
Во тех палатах да Митриевых, | |
Крест кладет да по-писаному, | |
А поклон ведет да по-ученому, | |
Поклоняется Иван на все стороны, | |
40 | Дмитрию - гостю торговому в особину, |
И сам говорит таково слово: | |
"Здравствуешь, Митрий - гость торговыий!) | |
"Ты коей земли, ты коей орды, | |
Коего отца, коей матери, | |
Как тебя, удалый, зовут именем?" | |
- "Я из славного из города из Киева, | |
Молодой Иванушко Гудинович, | |
Княженецкий любезный племянничек, | |
50 | А приехал к тебе, Митрий, свататься. |
У тебя ведь есть да любимая дочь, | |
Тая ли Настасья Митриевна,- | |
Отдай-ка ей да за меня замуж". | |
И возговорит Дмитрий - гость торговыий: | |
"У меня срощена собака на моем дворе,- | |
Отдать за тебя, Иванушко Гудинович". | |
И возговорил Иванушко Гудинович, | |
Сам говорил таково слово: | |
"Я не стану у тебя много спрашивать, | |
60 | Не стану с тобой много и разговаривать". |
Вставал со лавочки брусовыя | |
И пошел по гридне по столовыя, | |
Ко той ко завесы да ко шелковыя, | |
Отдынул завесу шелковую, | |
За тые за перстни злаченые, | |
И целовал в уста да во сахарные, | |
И повел Настасью во широкий двор, | |
И садился Иван на добра коня, | |
70 | А Настасью Митриевну в тороки вязал. |
И выходит Митрий - гость торговыий, | |
И сам говорит таково слово: | |
"Ай же Иванушко Гудинович, | |
Княженецкий ты любезный племянничек! | |
Ведь моя-то Настасья просватана | |
За того ли Кощея Бессмертного: | |
У нас записи-то с ним пописаны, | |
К записям у нас руки приложены, | |
К рукам у нас головы приклонены | |
80 | За того ли Кощея Бессмертного. |
Тебе отрубит Кощей буйну голову, | |
Пропадет твоя буйная головушка | |
Ни за единую денежку". | |
И говорит Иван таково слово: | |
"Когда срубите с Кощеем буйну голову, | |
Тогда будете и хвастати". | |
А не видели его уедучись. | |
Когда будет Иванушко под городом под Киевом, | |
90 | И отослал он силу княженецкую во Киев-град, |
И заехал во сторону во летнюю, | |
И расставил шатер белополотняный, | |
Зашел с Настасьей забавлятися. | |
На ту пору, да на то время | |
Не шум шумит, да не гром гремит,- | |
Налетел-то Кощей Бессмертныий, | |
Зарычал Кощей да во всю голову, | |
Мать сыра земля всколыбалася, | |
Сыры дубья пошаталися: | |
100 | "Ай же ты Иванушко Гудинович! |
Выходи-тко ты из бела шатра, | |
Станем-ка, Иван, со мной бой держать,- | |
Кому на бою будет божья помочь, | |
Кому владеть Настасьею дочерью Митриевою". | |
Как пошел Иван да из бела шатра: | |
"Ай же ты ворона налетная, | |
Налетная ворона, негодная! | |
Тебе ли будет на бою божья помочь? | |
". | |
110 | Они секлися-рубилися три часа, |
И пособил ему господи, молодцу Ивану Гудинову, | |
Одолеть Кощея Бессмертного. | |
И садился он Кощею на белы груди, | |
И не случилось у Иванушка востра ножа, | |
И нечем пороть грудей белыих, | |
Вынимать сердечко со печенью. | |
И закричал Иван да во всю голову: | |
"Ай же ты Настасья Митриевна! | |
Подай-ка ты мой булатный нож, | |
120 | Я распорю Кощею белы груди, |
Выну я сердце со печенью". | |
И закричал Кощей во всю голову: | |
"Ай же ты Настасья Митриевна! | |
За Иваном быть тебе - крестьянкой слыть, | |
А за мной-то быть тебе - княгиной слыть". | |
Как идет Настасья из бела шатра, | |
Она брала Ивана Гудиновича за желты кудри | |
И стащила с Кощея Бессмертного, | |
И одолела Иванушка Гудиныча | |
130 | Женска сила да богатырская. |
На те ли петелки на шелковые, | |
И заехали со стороны со сиверныя, | |
И расставили шатер белополотняный, | |
И зашли с Кощеем да забавлятися. | |
На ту пору, да на то время | |
Налетел на дуб голубь да со голубушкою, | |
Они промеж собою ведь гуркают, | |
А Ивана Гудиновича распотешивают, | |
140 | А Кощею-то Бессмертному надзолу дают. |
И говорит Кощей Бессмертный: | |
"Ай же ты Настасья Митриевна! | |
Подай-ка ты мой тугой лук, калену стрелу, | |
Застрелю я голубя с голубушкою, | |
Разорю любовь да голубиную". | |
Подает Настасья Митриевна | |
Тугой лук и калены стрелы, | |
И говорит Настасья таково слово: | |
"Ты не стреляй-ка голубя с голубушкою, | |
150 | И не разоряй любови голубиныя,- |
Стреляй-ка ты Иванушка Гудинова во белы груди". | |
И не попал-то Кощей в Ивана во белы груди, | |
От сыра дуба стрелочка отскакивала, | |
Становилася Кощею во белы груди. | |
От своих рук Кощею и смерть пришла. | |
И брала Настасья свою саблю вострую, | |
Приходила Настасья ко сыру дубу, | |
К молодцу Иванушку Гудинову, | |
160 | Сама говорила таково слово: |
"От бережка откачнутось, | |
К другому да не прикачнутось. | |
Ай же ты Иванушко Гудинович! | |
Ты возьмешь ли меня за себя замуж? | |
У тебя теперь скованы ножки резвые, | |
А связаны ручки белые,- | |
Я тебе отрублю буйну голову". | |
И говорит тут ей Иван да не с удробою, | |
И сам говорит таково слово: | |
170 | "Ай же ты Настасья Митриевна! |
Я возьму тебя за себя замуж, | |
Только дам тебе три грозы княженецкия". | |
У ней женское сердце раздумалось, | |
И из белых рук сабля острая выпала | |
Тут-то Иванушко на воле стал, | |
Отковался Иванушко от сыра дуба, | |
И взял саблю Кощееву во белы руки, | |
И отрубил у Настасьи резвы ноги, | |
180 | Рубил-то ей ножки - сам приговаривал: |
"Эти мне ноги не надобны, | |
Почто шли из бела шатра | |
Драть Ивана за желты кудри". | |
И отрубил у Настасьи белы руки: | |
"Эти мне руки не надобны, | |
Которые драли Ивана за желты кудри". | |
И распластал у Настасьи бело тело, | |
Которое спало с Кощеем Бессмертныим. | |
Только то Иванушко и женат бывал. | |
190 | И поехал во Киев-град, |
И поклон отправил князю Владимиру | |
От Кощея Бессмертного,- что его жива нет. |
Примечания
Иван Годинович. Рыбников-3. No 23. Зап. от Т. Романова, дер. Пирзаковская (Пудога). За синим морем... во городе да во Чернигове. Обычное для былин нарушение реальной географии; в данном случае оно вызвано тем, что, в соответствии с эпической традицией, герой ищет невесту в чужой, дальней земле, т. е. если назван Чернигов, то он должен предстать в качестве далекого города. У Дмитрия - гостя торгового. Снижение социального статуса отца невесты - позднее привнесение, в старших редакциях он - чужеземный царь, король и проч. (см. вар. IV). Захотелось мне... Настасью замуж мне взять. Выбор невесты не мотивируется; можно предполагать, что в подтексте былины - Настасья - суженая Ивана Годиновича и богатырю ведомо, что она ему предназначена. Ведь моя-то Настасья просватана и т. д. В эпосе многих народов сватовство героя осложняется вмешательством претендентов, которые хотят захватить невесту, при этом герой отстаивает свое право на суженую (см.: Путилов. С. 125-190). Иван Годинович действует сам как нарушитель брачных норм; оправданием ему служит убеждение, что его суженую просватали "незаконно" и за противника Руси (см. вар. II, где князь Владимир толкует отказ как оскорбление его достоинства). Как идет Настасья из бела шатра и т. д. В большинстве вариантов поведение Настасьи толкуется как предательство по отношению к Ивану Годиновичу, продиктованное корыстью, но в подтексте есть намек на то, что Настасья полностью принадлежит "чужому" миру и не намерена его оставлять (см. примеч. к вар. IV). По логике сюжета, она мнимая суженая богатыря.
I. Гильфердинг-2. No 83. Зап. от Т. Г. Рябинина, дер. Середка (Кижи).
II. Кирша Данилов. No 16. Честью не даст, ты и силою бери. Далее рассказывается о втором приезде Ивана Годиновича в Чернигов; он забирает Настасью в тот момент, когда дружки царя Афромея Афромеевича привозят ей подвенечное платье. В заключительной части былины Ивана освобождает подоспевшая дружина; Афромея Афромеевича увозят к Владимиру, а Иван расправляется с Настасьей.
отцов выдают замуж с хлебом-солью, т. е. при обоюдном согласии, мирно.
IV. БПЗБ. No 104. Зап. от П. С. Пахоловой, дер. Нижняя Зимняя Золотица (Зимний берег). В образе невесты смутно проглядывают черты колдуньи; в вар. они иногда более определенны, невеста оказывается связанной с мифологическим миром, враждебным людям: "На головке у Авдотьи белы лебеди... На подножках у Авдотьи черны вороны" (Киреевский-3. No 1).
Стрела, посланная Кощеем из лука, взятого им у Ивана Годиновича, оборачивается "в груди татарские" благодаря заклинанию, которое произносит Иван.
VI. Рыбников-1. No 33. Зап. от Н. Прохорова, дер. Буракова (Пудога).
VII. Миллер. No 73. Казачья редакция. Зап. от Ф. Пономарева и В. Шамина, станица Щедринская (Терская обл.). Впервые - "Сборник для описания местностей и племен Кавказа". Тифлис, 1900. Вып. 27 С. 80.