Иван Годинович

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Русская литература (общая), год: 2000
Примечание:Автор неизвестен
Категория:Легенды и мифы


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ИВАН ГОДИНОВИЧ

  Завелся у солнышка Владимира почестный пир 
  На многие князи и бояре, 
  И все на пиру напивалися, 
  И все на пиру наедалися, 
  И все на пиру порасхвастались: 
  Умный хвастает отцом, матерью, 
  А безумный хвастает молодой женой. 
  Один на пиру невесел сидит, 
  Понизя сидит да буйну голову, 
10 И потупя сидит очи ясные 
  Во матушку да во сыру землю,- 
  Молодой Иванушко да Гудинович, 
  Княженецкий любезный племянничек. 
  Возговорит Владимир-князь стольне-киевский: 
  "Ай же ты Иванушко Гудинович! 
  Что сидишь невесел, нерадостлив? 
  Али место тебе не по разуму, 
  Али чара тебе не рядом дошла, 
  Али безумица тобой осмеялася?" 
20 И возговорит Иванушко Гудинович: 
  "Место то мне было по разуму, 
  И чара мне-ка рядом дошла,- 
  Захотелося мне, солнышко, женитися. 
  Я был за славным за синим морем, 
  Во том ли во городе да во Чернигове, 
  У Дмитрия - гостя торгового, 
  Во тех палатах белокаменных. 
  У него ведь есть любимая дочь, 
  Тая ли Настасья Митриевна,- 
30 Захотелось мне, Владимир-князь, женитися, 
  А эту Настасью замуж мне взять. 
  Дай-ка мне силы четыре ста, 
  Золотой казны да колько надобно, 
  Я поеду ко Митрию свататься". 

  Когда будет Иван за синим морем, 
  Во тех палатах да Митриевых, 
  Крест кладет да по-писаному, 
  А поклон ведет да по-ученому, 
  Поклоняется Иван на все стороны, 
40 Дмитрию - гостю торговому в особину, 
  И сам говорит таково слово: 
  "Здравствуешь, Митрий - гость торговыий!) 
   
  "Ты коей земли, ты коей орды, 
  Коего отца, коей матери, 
  Как тебя, удалый, зовут именем?" 
  - "Я из славного из города из Киева, 
  Молодой Иванушко Гудинович, 
  Княженецкий любезный племянничек, 
50 А приехал к тебе, Митрий, свататься. 
  У тебя ведь есть да любимая дочь, 
  Тая ли Настасья Митриевна,- 
  Отдай-ка ей да за меня замуж". 
  И возговорит Дмитрий - гость торговыий: 
  "У меня срощена собака на моем дворе,- 
  Отдать за тебя, Иванушко Гудинович". 
  И возговорил Иванушко Гудинович, 
  Сам говорил таково слово: 
  "Я не стану у тебя много спрашивать, 
60 Не стану с тобой много и разговаривать". 
  Вставал со лавочки брусовыя 
  И пошел по гридне по столовыя, 
  Ко той ко завесы да ко шелковыя, 
  Отдынул завесу шелковую, 
   
  За тые за перстни злаченые, 
  И целовал в уста да во сахарные, 
  И повел Настасью во широкий двор, 
  И садился Иван на добра коня, 
70 А Настасью Митриевну в тороки вязал. 
  И выходит Митрий - гость торговыий, 
  И сам говорит таково слово: 
  "Ай же Иванушко Гудинович, 
  Княженецкий ты любезный племянничек! 
  Ведь моя-то Настасья просватана 
  За того ли Кощея Бессмертного: 
  У нас записи-то с ним пописаны, 
  К записям у нас руки приложены, 
  К рукам у нас головы приклонены 
80 За того ли Кощея Бессмертного. 
  Тебе отрубит Кощей буйну голову, 
  Пропадет твоя буйная головушка 
  Ни за единую денежку". 
  И говорит Иван таково слово: 
  "Когда срубите с Кощеем буйну голову, 
  Тогда будете и хвастати". 
   
  А не видели его уедучись. 
   
  Когда будет Иванушко под городом под Киевом, 
90 И отослал он силу княженецкую во Киев-град, 
  И заехал во сторону во летнюю, 
  И расставил шатер белополотняный, 
  Зашел с Настасьей забавлятися. 
  На ту пору, да на то время 
  Не шум шумит, да не гром гремит,- 
  Налетел-то Кощей Бессмертныий, 
  Зарычал Кощей да во всю голову, 
  Мать сыра земля всколыбалася, 
  Сыры дубья пошаталися: 
100 "Ай же ты Иванушко Гудинович! 
  Выходи-тко ты из бела шатра, 
  Станем-ка, Иван, со мной бой держать,- 
  Кому на бою будет божья помочь, 
  Кому владеть Настасьею дочерью Митриевою". 
  Как пошел Иван да из бела шатра: 
  "Ай же ты ворона налетная, 
  Налетная ворона, негодная! 
  Тебе ли будет на бою божья помочь? 
  ". 
110 Они секлися-рубилися три часа, 
  И пособил ему господи, молодцу Ивану Гудинову, 
  Одолеть Кощея Бессмертного. 
  И садился он Кощею на белы груди, 
  И не случилось у Иванушка востра ножа, 
  И нечем пороть грудей белыих, 
  Вынимать сердечко со печенью. 
  И закричал Иван да во всю голову: 
  "Ай же ты Настасья Митриевна! 
  Подай-ка ты мой булатный нож, 
120 Я распорю Кощею белы груди, 
  Выну я сердце со печенью". 
  И закричал Кощей во всю голову: 
  "Ай же ты Настасья Митриевна! 
  За Иваном быть тебе - крестьянкой слыть, 
  А за мной-то быть тебе - княгиной слыть". 
  Как идет Настасья из бела шатра, 
  Она брала Ивана Гудиновича за желты кудри 
  И стащила с Кощея Бессмертного, 
  И одолела Иванушка Гудиныча 
130 Женска сила да богатырская. 
   
  На те ли петелки на шелковые, 
  И заехали со стороны со сиверныя, 
  И расставили шатер белополотняный, 
  И зашли с Кощеем да забавлятися. 
  На ту пору, да на то время 
  Налетел на дуб голубь да со голубушкою, 
  Они промеж собою ведь гуркают, 
  А Ивана Гудиновича распотешивают, 
140 А Кощею-то Бессмертному надзолу дают. 
  И говорит Кощей Бессмертный: 
  "Ай же ты Настасья Митриевна! 
  Подай-ка ты мой тугой лук, калену стрелу, 
  Застрелю я голубя с голубушкою, 
  Разорю любовь да голубиную". 
  Подает Настасья Митриевна 
  Тугой лук и калены стрелы, 
  И говорит Настасья таково слово: 
  "Ты не стреляй-ка голубя с голубушкою, 
150 И не разоряй любови голубиныя,- 
  Стреляй-ка ты Иванушка Гудинова во белы груди". 
  И не попал-то Кощей в Ивана во белы груди, 
   
  От сыра дуба стрелочка отскакивала, 
  Становилася Кощею во белы груди. 
  От своих рук Кощею и смерть пришла. 
  И брала Настасья свою саблю вострую, 
  Приходила Настасья ко сыру дубу, 
  К молодцу Иванушку Гудинову, 
160 Сама говорила таково слово: 
  "От бережка откачнутось, 
  К другому да не прикачнутось. 
  Ай же ты Иванушко Гудинович! 
  Ты возьмешь ли меня за себя замуж? 
  У тебя теперь скованы ножки резвые, 
  А связаны ручки белые,- 
  Я тебе отрублю буйну голову". 
  И говорит тут ей Иван да не с удробою, 
  И сам говорит таково слово: 
170 "Ай же ты Настасья Митриевна! 
  Я возьму тебя за себя замуж, 
  Только дам тебе три грозы княженецкия". 
  У ней женское сердце раздумалось, 
  И из белых рук сабля острая выпала 
   
  Тут-то Иванушко на воле стал, 
  Отковался Иванушко от сыра дуба, 
  И взял саблю Кощееву во белы руки, 
  И отрубил у Настасьи резвы ноги, 
180 Рубил-то ей ножки - сам приговаривал: 
  "Эти мне ноги не надобны, 
  Почто шли из бела шатра 
  Драть Ивана за желты кудри". 
  И отрубил у Настасьи белы руки: 
  "Эти мне руки не надобны, 
  Которые драли Ивана за желты кудри". 
  И распластал у Настасьи бело тело, 
  Которое спало с Кощеем Бессмертныим. 
   
  Только то Иванушко и женат бывал. 
190 И поехал во Киев-град, 
  И поклон отправил князю Владимиру 
  От Кощея Бессмертного,- что его жива нет. 

Примечания

Иван Годинович. Рыбников-3. No 23. Зап. от Т. Романова, дер. Пирзаковская (Пудога). За синим морем... во городе да во Чернигове. Обычное для былин нарушение реальной географии; в данном случае оно вызвано тем, что, в соответствии с эпической традицией, герой ищет невесту в чужой, дальней земле, т. е. если назван Чернигов, то он должен предстать в качестве далекого города. У Дмитрия - гостя торгового. Снижение социального статуса отца невесты - позднее привнесение, в старших редакциях он - чужеземный царь, король и проч. (см. вар. IV). Захотелось мне... Настасью замуж мне взять. Выбор невесты не мотивируется; можно предполагать, что в подтексте былины - Настасья - суженая Ивана Годиновича и богатырю ведомо, что она ему предназначена. Ведь моя-то Настасья просватана и т. д. В эпосе многих народов сватовство героя осложняется вмешательством претендентов, которые хотят захватить невесту, при этом герой отстаивает свое право на суженую (см.: Путилов. С. 125-190). Иван Годинович действует сам как нарушитель брачных норм; оправданием ему служит убеждение, что его суженую просватали "незаконно" и за противника Руси (см. вар. II, где князь Владимир толкует отказ как оскорбление его достоинства). Как идет Настасья из бела шатра и т. д. В большинстве вариантов поведение Настасьи толкуется как предательство по отношению к Ивану Годиновичу, продиктованное корыстью, но в подтексте есть намек на то, что Настасья полностью принадлежит "чужому" миру и не намерена его оставлять (см. примеч. к вар. IV). По логике сюжета, она мнимая суженая богатыря.

I. Гильфердинг-2. No 83. Зап. от Т. Г. Рябинина, дер. Середка (Кижи).

II. Кирша Данилов. No 16. Честью не даст, ты и силою бери. Далее рассказывается о втором приезде Ивана Годиновича в Чернигов; он забирает Настасью в тот момент, когда дружки царя Афромея Афромеевича привозят ей подвенечное платье. В заключительной части былины Ивана освобождает подоспевшая дружина; Афромея Афромеевича увозят к Владимиру, а Иван расправляется с Настасьей.

отцов выдают замуж с хлебом-солью, т. е. при обоюдном согласии, мирно.

IV. БПЗБ. No 104. Зап. от П. С. Пахоловой, дер. Нижняя Зимняя Золотица (Зимний берег). В образе невесты смутно проглядывают черты колдуньи; в вар. они иногда более определенны, невеста оказывается связанной с мифологическим миром, враждебным людям: "На головке у Авдотьи белы лебеди... На подножках у Авдотьи черны вороны" (Киреевский-3. No 1).

Стрела, посланная Кощеем из лука, взятого им у Ивана Годиновича, оборачивается "в груди татарские" благодаря заклинанию, которое произносит Иван.

VI. Рыбников-1. No 33. Зап. от Н. Прохорова, дер. Буракова (Пудога).

VII. Миллер. No 73. Казачья редакция. Зап. от Ф. Пономарева и В. Шамина, станица Щедринская (Терская обл.). Впервые - "Сборник для описания местностей и племен Кавказа". Тифлис, 1900. Вып. 27 С. 80.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница