Михайло Козарин

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Русская литература (общая), год: 2000
Примечание:Автор неизвестен
Категория:Легенды и мифы


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

МИХАЙЛО КОЗАРИН

  Во Флоринском славном новом городе, 
  У купца Петра, гостя богатого, 
  Народилося чадышко малёшенько, 
  Всё малёшенько, да всё глупёшенько. 
  Ему дали имечко Козарино, 
  По отечестви да всё Пстровичом. 
  На роду Козарина испортили, 
  Его род-племя да не в любви держал, 
  Отец, матушка да ненавидели. 
10 Держали Козарина до трех годов, 
  Отвезли Козарина в чисто поле, 
  Да во то раздольицо широкое, 
  Дали Козарину коня белого, 
  Дали Козарину ружье вострое, 
  Дали Козарину пулю быструю, 
  Дали Козарину саблю вострую. 

  Ездил Козарин ровно двадцать лет, 
  Не видал Козарин он ни коннего, 
   
20 Увидал Козарин черна ворона, 
  Черна ворона, да вороневична,- 
  Черной-от ворон да на дубу сидел. 
  Черна ворона он подстрелить хотел, 
  Заряжал Козарин ружье вострое, 
  Ружье вострое, да пулю быструю,- 
  Черной-от ворон да слово промолвил: 
  "Не стреляй меня, да черного ворона, 
  Не рони перья да по чисту полю, 
  Не пусти крови да по сыру дубу,- 
30 Я скажу тебе да три словечушка: 
  Поезжай, Козарин, по чисту полю, 
  По тому раздольицу широкому, 
  Во чистом поли да три шатра стоит, 
  Три шатра стоит белы полотняны; 
  Как во тех шатрах живет три татарина, 
  Три татарина да три поганыя, 
  Три поганыя, да три неверные; 
  У их унесена да красна девица, 
  ". 
40 Поехал Козарин по чисту полю, 
  По тому раздольицу широкому; 
  Не доехавши, да стал выслушивать, 
  Стал выслушивать, да стал выведывать. 
  Чесала девица буйну голову, 
  Плела девица трубчату косу, 
  'на косы сама да приговариват: 
  "Ты коса моя, да коса русая! 
  Когда я была девка малёшенькой, 
  Мыла меня маменька в баенке, 
50 Да чесала маменька буйну голову, 
  Да плела маменька трубчату косу, 
  'на сама косы да приговариват: 
  "Ты коса, коса ль да девья русая! 
  Ты кому, коса девья, достанешься,- 
  Ты князьям ли ты, да боярам ли ты, 
  Ты какому купцу-гостю торговому?" 
  Доставалась коса да моя русая 
  Трем татаринам да трем поганыим". 
   
60 "Ты не плачь, не плачь, да красна девица, 
  Не рыдай, наша бела лебёдушка,- 
  Я возьму тебя да за больша сына, 
  Уж ты будешь у меня больша невестушка, 
  Станешь ключницей, станешь замочницеи". 
  'на того девица не послушала, 
  Плачет девица, как река течет, 
  Возрыдат красавица, как ручьи бежат. 
  Да середней татарин девку утешал: 
  "Ты не плачь, не плачь, да красна девица, 
70 Не рыдай, наша бела лебёдушка,- 
  Я возьму тебя да за середнёго сына, 
  Уж ты будешь у меня середня невестушка, 
  Я насыплю те да кучу золота, 
  Я другу насыплю чиста серебра, 
  Я третью насыплю скачна жемчужка". 
  Да того девица не послушала, 
  Плаче девица пуще старого, 
  Возрыдат красавица пуще прежного. 
   
80 "Ты не плачь, не плачь, да красна девица, 
  Не рыдай, наша бела лебёдушка,- 
  Я возьму тебя да за себя замуж, 
  Уж ты будешь у меня меньша невестушка; 
  У мня есь сабля да необновлена, 
  Я о твою шею да обновлю саблю". 
  Еще тут Козарину за беду стало, 
  Да Петровичу за великую,- 
  Да ехал Козарин во белой шатер: 
  Он первого татарина конем стоптал, 
90 Другого татарина саблей ссадил, 
  Он третьего татарина мечом сказнил. 
  Он брал девицу за праву руку, 
  Он повел девицу из бела шатра, 
  Он садил девицу на добра коня. 
  Ен подъехал немножко сам, малёхонько, 
  Он стал у девицы стал выспрашивать, 
  Стал выспрашивать, да стал выведывать: 
  "Ты отколь, девица, отколь, красная, 
   
100 Ты какого отца да какой матери?" 
  Отвечала ему да красна девица: 
  "Уж я с тех землей да с тех городов,- 
  Уж я города да я Флоринского, 
  Я отца Петра, купца богатого, 
  Уж я маменьки Катерины я Ивановной". 
  - "Уж ты ой девица, душа красная,- 
  Мне родна сестра, да родна сестрица!" 
  - "Ты брателко да ты родимой мой! 
  Ты какой судьбой зашел, заехавши?" 
110 - "Я уж той судьбой, да и той родиной. 
  На роду меня да всё испортили, 
  Меня род-племя да не в любви держал, 
  Отец, матушка да ненавидели. 
  Только доростили меня до трех годов,- 
  Они дали мне да коня белого, 
  Они дали мне оружье вострое, 
  Они дали мне да пулю быструю, 
  Они дали мне да саблю вострую. 
   
120 Ездил я да ровно двадцать лет, 
  Никого я не видел во чистом полюшке,- 
  Увидал только черна ворона, 
  Чёрной ворон он да на дубу сидел. 
  Черна ворона я подстрелить хотел, 
  Черной ворон он слово промолвил: 
  "Не стрели меня, да черного ворона, 
  Не рони перья да по чисту полю, 
  Не пусти крови да по сыру дубу; 
  Я скажу тебе да три словечушка: 
130 Поезжай, Козарин, по чисту полю, 
  Во чистом поли да три шатра стоит, 
  Три шатра стоит белы полотняны, 
  Во тех шатрах живет три татарина, 
  Три татарина да три поганые, 
  Три поганые, да три неверные, 
  У их-то есь да красна девица". 
  Поехал я да по чисту полю, 
  Не доехавши, да стал послушивать, 
   
140 Чесала ты да буйну голову, 
  Заплетала ты да русу косоньку, 
  'на сама косы да приговариват: 
  "Когда я была девка малёшенька, 
  Мыла меня маменька в баенке, 
  Да плела маменька трубчату косу, 
  Она сама косы да приговаривала: 
  "Ты коса, коса да девья русая! 
  Ты кому, коса, достанешься - 
  Ты князьям ли, ты да боярам ли, 
150 Ты каким купцам, гостям торговыим?" 
  Доставалась моя да коса русая 
  Трем татаринам, да трем поганыим, 
  Трем поганыим, да трем неверныим". 
  Большой татарин девку утешал: 
  "Ты не плачь, не плачь, да красна девица, 
  Не рыдай, наша бела лебёдушка,- 
  Я возьму тебя да за больша сына, 
  Уж ты будешь у меня больша невестушка, 
 
160 Того девка не послушала, 
  Плаче девица, как река течет, 
  Возрыдат красавица, как ручьи бежат. 
  Середней татарин девку утешал: 
  "Ты не плачь, не плачь, да красна девица, 
  Не рыдай, наша бела лебёдушка,- 
  Я возьму тебя да за середнего сынка, 
  Уж ты будешь у меня середня невестушка, 
  Я насыплю тебя да кучу золота, 
  Я другу насыплю чиста серебра, 
170 Третью насыплю скачна жемчуга". 
  Того девица не послушала, 
  Плаче девица пуще старого, 
  Возрыдат красавица пуще прежного. 
  Да меньшой татарин девку утешал: 
  "Ты не плачь, не плачь, да красна девица, 
  Не рыдай, наша бела лебёдушка,- 
  Я возьму тебя да за себя замуж, 
  Уж ты будешь у меня меньша невестушка; 
   
180 О твою шею да обновлю саблю". 
  Еще тут мене за беду стало,- 
  Я заехавши да во белой шатер, 
  Я первого татарина конем стоптал, 
  Другого татарина саблей ссаблил, 
  Я третьего татарина мечом сказнил. 
  Уж я взял девицу за белы руки, 
  Я повел девицу из бела шатра, 
  Садил девицу на бела коня, 
  Я повез девицу к отцу, к матушке, 
190 Сам у ей да стал выспрашивать, 
  Стал выспрашивать, да стал выведывать: 
  "Ты отколь, девица, отколь, красная, 
  Ты с каких землей да с каких городов, 
  Ты какого отца да какой матери?" 
  - "Я из города да я Флоринского, 
  Я отца купца Петра богатого, 
  Уж я маменьки Катерины я Ивановной"". 
   
  До своего города не доехали, 
   
200 Целовал девицу в сахарны уста, 
  Они тут с девицей распрощалися. 
  Она просила его, плакала, 
  Ко своёму-то отцу, ко своей маменьке, 
  На свою она на родиму сторону: 
  "Ты поедем со мной, да родной брателко". 
  Родной брателко да слово промолвил: 
  "Они однажды меня отстудили,- 
  Я не еду с тобой, да родна сестрица". 
  Разосталися да с родной сестрицей. 
   
210 Она пришла домой да рассказалася: 
  "Меня унесли да три татарина, 
  Три татарина да три поганые, 
  От татар меня да он избавил он ведь, 
   
  Я звала-звала, да звала, плакала,- 
  Он домой со мной да не поехал ведь, 
  Воротился он ведь да во чисто поле". 

Примечания

"Порча" (в вар.: "на родинах, на крестинах"), вследствие которой Козарин оказывается вне родной семьи,- типичная в ряде вар. подробность. В других вар. причины нелюбви родителей и отлучения сына от дома излагаются неопределенно и противоречиво. За всеми мотивировками кроется архаический подтекст, раскрываемый путем сравнительного анализа сюжета: над Козарином и его сестрой висит угроза предуказанного инцеста, они - суженые; родители как бы предвидят эту опасность и хотят предупредить ее, разлучив детей. В ходе эволюции сюжета появляются поздние мотивировки: сына "испортили", невзлюбили, отдали на воспитание чужой старухе; дочь похитили татары, разбойники. Я скажу тебе да три словечушка и т. д. Слова вещего ворона свидетельствуют о предуказанном характере дальнейших событий. В вар. ворон прямо предупреждает Козарина о встрече с суженой и о том, что она не станет его женой. Косы сама да приговариват и т. д. Жалобы девушки на свою участь оформлены в виде обрядового плача невесты. Коса - символ девичества; расчесывание, заплетение и расплетение косы составляли значимый элемент русского свадебного обряда; изображение полонянки как несчастной невесты, а плена - как трагического брака обычно для славянских песен о татарском (турецком) полоне. Сам большой татарин девку утешал и т. д. Похитители выступают в роли женихов, состязающихся за право владеть девушкой. Козарин в этом контексте - также один из претендентов, побеждающий своих соперников. Он стал у девицы стал выспрашивать. В ряде редакций (в том числе см. вар. III) расспросам предшествует попытка Козарина овладеть девушкой: в этом мотиве сохраняется след архаического замысла (инцест брата-сестры); узнавание снимает угрозу инцеста.

I. Марков. No 102. Зап. от Ф. Т. Пономарева, дер. Верхняя Зимняя Золотица. Его дразнят тут маленьки ребятушка... Да пошел наш Козарушко искать батюшка. Здесь Козарин напоминает Сокольника ("Илья Муромец и сын") и Константина Сауловича (в одноименной былине). Еще тут же пригласил да Козарушка Петровича. В ряде вар. обычно примирения Козарина с родителями не происходит.

II. Григорьев-3. No 43. Зап. от С. В. Рычкова, дер. Тимшелье.

III. Григорьев-1. No 121. Зап. от А. А. Завернина, дер. Карпова Гора (Пинега). Полонили матку каменну Москву, Да доставалася девица трем татаринам. След старого мотива: набег на город или страну совершается ради захвата одной женщины.

IV. Григорьев-1. No 112. Зап. от М. Смоленской, дер. Лохново (Пинега). Поедём-ка, да доброй молодец... да повенчаемся. Согласно эпической традиции, девушка признает в своем освободителе жениха. Брат-от на сестры не жонится. Эпические нормы повествования не требуют объяснения, как Козарин узнает в полонянке свою сестру.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница