Василий Казимирович и Добрыня

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Русская литература (общая), год: 2000
Примечание:Автор неизвестен
Категория:Легенды и мифы


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ВАСИЛИЙ КАЗИМИРОВИЧ И ДОБРЫНЯ

  А во стольнеём городе во Киеве, 
  А у ласкова князя у Владимира 
  А было пированьё-стол, почестён пир, 
  А про многих хрестьян, про русских бояров 
  А про тех же про русскиих богатырей, 
  А да про тех полениц да приудалые, 
  А про тех же наездников пресильниих. 
  А все на балу сидят, пьют, кушают, 
  А два молодца не пьют, не кушают, 
10 А где белой лебедушки не рушают. 
  А говорил тут Владимир стольнё-киевской: 
  "А уж ты ой еси, Василий да сын Касимирович! 
  А сослужи ты мне-ка служобку церковную,- 
  А ще съезди-тко, Васильюшко, во Болыиу орду, 
  Во Большу-де орду, да в прокляту землю, 
  А к тому же ко Батею к сыну Батеевичу; 
  А да свези где-ка дань, свези всё пошлины 
  А да за те за двенадцать лет выходных; 
  А да свези где ему нонче подарочки - 
20  
  А во-вторых-то, двенадцать белых лебедей, 
  А во-третьих-то, двенадцать да серых кречатов". 
  А ще тут-де Васильюшко призадумался, 
  Говорил где Васильюшко таковы слова: 
  "А уж ты ой еси, Владимир да стольнё-киевской! 
  А у нас много где ездило во Большу орду, 
  Во Большу-де орду, да прокляту землю, 
  А к тому же ко Батею сыну Батеевичу,- 
  А назад тут они не приезживали". 
30 А говорил тут Владимир да стольнё-киевской: 
  "А уж ты ой еси, Васильюшко сын Касимирович! 
  А тебе надо ехать во Большу орду, 
  Во Большу-де орду тебе, в прокляту землю. 
  Да бери-тко ты от меня да золотой казны, 
  А бери от меня да силы-армии". 
  Говорил тут Василий да сын Касимирович: 
  "А уж ты ой еси, Владимир да стольнё-киевской! 
  А не надо мне твоя да золота казна, 
  А не надь мне твоя да сила-армия, 
40 А не надь мне твои нонче подарочки,- 
   
  А на молода Добрынюшку Микитича". 
  Говорил тут Владимир да стольнё-киевской: 
  "А сряжайтесь-ка вы, русские богатыри, 
  А сряжайтесь, богатыри, по-подорожному, 
  А возьмите-тко с собой тут да дань-пошлину 
  А за те за двенадцать лет как выходных; 
  Вы возьмите еще ему подарочки". 
  А говорил-де Васильюшко сын Касимирович: 
50 "А не надо где нам да дань ведь, пошлина, 
  А не надо ведь нам ему подарочки". 
  А срядились богатыри по-подорожному, 
  А седлали, уздали своих добрых коней, 
  А на себя надевали латы кольчужные, 
  А брали лучок, калёну стрелу, 
  А ту еще палочку буёвую, 
  А ту еще саблю да нонче вострую, 
  А то где копейцо да брусоменчато. 
  А еще падали в ноги князю Владимиру. 

60 А еще падал Добрыня Василью Касимировичу: 
  "А уж ты ой еси, братилко крестовой нонь! 
   
  А не бросай ты меня да середи поля, 
  А не заставь ты меня ходить бродягою". 
  А да не видели поездки богатырскою, 
  А только видели - в поле курева стоит, 
  Курева где стоит, да дым столбом валит. 
  А едут дорожкой да потешаются,- 
  А Васильюшко стрелочку постреливат, 
70 А да Добрынюшка стрелочку подхватыват. 
  А приехали во царство да во Большу орду, 
  А не держала стена их городовая, 
  А та где-ка башня четвёроугольняя. 
  А заезжали они да нонь в ограду тут, 
  А становились молодцы да ко красну крыльцу, 
  А вязали коней да к золоту кольцу, 
  А заходили они да во светлу грыню. 
  Говорил где Васильюшко сын Касимирович: 
  "А здравствуй, царь Батей Батеевич!" 
80 А говорил где-ка царь Батей Батеевич: 
  "А уж ты ой еси, Васильюшко сын Касимирович! 
  А приходи-тко ты, Васильюшко сын Касимирович, 
  ". 
  А еще тут где-ка царь угощать их стал. 
  А говорил где-ка царь Батей Батеевич: 
  "А ты послушай-ка, Василий сын Касимирович! 
  А ты привез ле мне дань, привез ле пошлину 
  За двенадцать как лет да нонче выходных? 
  А привез еще нонче подарочки - 
90 А тех же двенадцать ясных соколов, 
  А во-вторых, двенадцать белых лебедей, 
  А во-третьих, двенадцать серых кречатов?" 
  А говорил Васильюшко сын Касимирович: 
  "А уж ты ой еси, царь Батей Батеевич! 
  А не привез я к тебе нонь дани-пошлины 
  А за те как за двенадцать лет как выходных; 
  А не привез я к тебе нонче подарочок - 
  А тех же двенадцать ясных соколов, 
  А во-вторых-де, двенадцать белых лебедей, 
100 А во-третьих-де, двенадцать серых кречатов". 
  А говорил где-ка царь Батей Батеевич: 
  "Уж ты ой еси, Василий да сын Касимирович! 
  А есь ле у вас да таковы стрельцы - 
   
  А во ту где во меточку во польскую, 
  А во то вострее да во ножовое? 
  Ай если нету у вас да таковых стрельцей 
  А с моима стрельцами пострелетися,- 
  А не бывать те, Васильюшко, на святой Руси, 
110 А не видать четья-петья церковного, 
  А не слыхать тебе звону колокольнёго, 
  А не видать те, Васильюшко, бела свету". 
  А говорил где Васильюшко сын Касимирович: 
  "А уж ты ой еси, царь Батей Батеевич! 
  Я надею держу да я на господа, 
  Я надеюсь на матерь на божью, Богородицу, 
  А надеюсь на званого на братилка, 
  А на молоды Добрынюшку на Микитича". 
  А еще тут Батей царь Батеевич 
120 А выбрал он ровно триста стрельцов, 
  А из трехсот он выбрал одну сотенку, 
  А из сотни он выбрал да только три стрельца. 
  Да пошли как они как тут стрелетися, 
  А пошли где они да во чисто поле, 
   
  А во то вострее во ножовое. 
  А первой тут стрелил - да он не выстрелил, 
  А второй-от тут стрелил - да он не дострелил, 
  А третей-от стрелил - да он перестрелял. 
130 А Добрынюшка стрелил да всё во меточку,- 
  А калёна та стрелочка раскололася. 
  А еще тут у царя да вся утеха прошла, 
  А собрал он где пир да ровно на три дня, 
  А еще тут богатырей угощать тут стал. 
  А пировали-столовали да ровно по три дня, 
  А на четвертой-от день стали разъезжатися, 
  А говорил где Батей сын Батеевич: 
  "А уж ты ой еси, Васильюшко сын Касимирович! 
  А есь ли у тебя да таковы игроки - 
140 А с моима игроками поиграти нонь 
  А во те же во карточки, во шахматы? 
  А еще нет у тя таковых игроков,- 
  Не бывать тут тебе да на святой Руси, 
  А не видать тебе тут будет бела свету, 
  А не слыхать-то четья-петья церковного, 
  ". 
  А говорил тут Василий да сын Касимирович: 
  "А я надею держу да я на господа, 
  Я на матерь на божью, Богородицу, 
150 Я надеюсь на званого на братилка, 
  А на молоды Добрыню на Микитича". 
  А еще тут же как царь Батей Батеевич, 
  А еще выбрал игроков он одну сотенку, 
  А из сотенки выбрал да ровно тридцать их, 
  А из тридцати выбрал да ровно пять тут их. 
  А они сели играть во карты, шахматы, 
  А играли они да ровно суточки, 
  А Добрынюшка тут всех их поигрыват. 
  А еще тут у царя да вся утеха прошла, 
160 А собрал он пир да ровно на три дня, 
  А тут-де богатырей угощать тут стал. 
  А пировали-столовали да ровно три тут дня, 
  А на четвертой-от день стали разъезжатися. 
  А говорил где-ка царь Батей Батеевич: 
  "А уж ты ой еси, Василий да сын Касимирович! 
  А есь ле у тебя тут таковы борцы - 
   
  А если нет у тя да таковых борцей,- 
  Не бывати тебе да на святой Руси, 
170 А не видати тебе да нонь бела свету, 
  Не слыхать тут четья-петья церковного, 
  А не слыхивать звону колокольнёго". 
  Говорил тут Василий да сын Касимирович: 
  "А надею держу да я на господа, 
  Я на матерь на божью, Богородицу, 
  Я надеюсь на званого на братилка, 
  Я на молоды Добрынюшку на Микитича". 
  А тот как царь Батей Батеевич 
  А еще выбрал борцов одну ведь сотенку, 
180 А из сотенки выбрал ровно тридцать их, 
  А из тридцати выбрал да ровно три борца, 
  А да пошли где они тут всё боротися 
  А во то-де как поле да во раздольицо. 
  А говорил где Васильюшко сын Касимирович: 
  "А послушай-ка, Батей ты царь Батеевич! 
  А как им прикажошь тут боротися - 
  А поодиночке ле им или со веема тут вдруг?" 
   
  "А уж ты ой Васильюшко сын Касимирович! 
190 А боритесь-ка вы нонь как йонь знаете". 
  А еще тут-де Добрынюшка Микитич млад 
  А еще два к себе взял нонче в охабочку, 
  А третьего взял да по середочку,- 
  А всех он тут трех да живота лишил. 
  А богатырская тут кровь да раскипелася, 
  А могучи его плеча расходилися, 
  А белы его руки примахалися, 
  А резвы его ноги приходилися,- 
  Ухватил он татарина всё за ноги, 
200 А стал он татарином помахивать: 
  А перёд тут махнет - да всё как улками, 
  А назад-от махнет - да переулками; 
  А сам где татарину приговариват: 
  "А едрён где татарин на жилки - не порвется, 
  А могутен на косьи - не переломится". 
  А еще тут где-ка царь Батей Батеевич, 
  А говорил где-ка царь Батей Батеевич: 
  "А уж вы ой еси, русские богатыри, 
   
210 А укротите свои да ретивы сердца, 
  А опустите-ка свои да руки белые, 
  А оставьте мне татар хотя на семена. 
  А я буду платить вам дань и пошлину 
   
  А буду я давать вам красного золота, 
  А буду дарить вам чистым серебром, 
  А еще буду ведь я скатным жемчугом; 
  А присылать я вам буду нонь подарочки - 
   
220 А тех же двенадцать белых лебедей, 
  А тех же двенадцать серых кречатов". 
  А еще где-ка тут царь Батей Батеевич, 
  А еще тут где-ка царь да им ведь пир доспел. 
   
  А на одиннадцатой день стали разъезжатися. 
  А еще зачали богатыри сряжатися, 
  Еще стали могучи сподоблятися. 
  А спроводил их Батей тут сын Батеевич. 
   
   
230  
  А стречат их Владимир да стольне-киевской, 
  А стречаёт ведь их да всё тут с радостью. 
  Рассказали они князю да всё Владимиру. 

Василий Казимирович и Добрыня. Григорьев-3. No 54. Зап. от Е. В. Рассолова, дер. Печище. Съезди-тко, Васильюшко, во Болыиу орду и т. д. В рамках эпически условного сюжета исторически реальным выступает мотив отсылки дани Владимиром в Орду: такая практика установилась в XIV в., а до того дань передавалась на местах баскакам - уполномоченным Орды. Прекращение выплаты дани произошло при Иване III, во второй половине XV в. В былине превращение татар в данников Киева с реальной историей не согласуется. А есь ле у вас да таковы стрельцы и т. д. Предложение царя устроить состязание плохо мотивировано. Одна из возможных мотивировок - та, что царь рассчитывает, победив послов, восстановить взимание дани. А надеюсь... на молоды Добрынюшку на Микитича. В эпосе (как и в сказках) типовым является персонаж, выполняющий вместо главного героя трудные задачи.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница