Народы и религии мира
БАПТИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БАПТИЗМ

бапти́зм, одно из наиболее крупных по численности последователей течений протестантизма. Относительно истоков баптизма единого мнения нет. Некоторые религиеведы указывают на связь этого течения с радикальным религиозным движением эпохи Реформации — анабаптизмом, однако какие-либо документированные свидетельства этой связи отсутствуют. Вместе с тем одно из ответвлений анабаптизма — меннонитство, по-видимому, оказало существенное влияние на становление баптизма.

Основателем баптизма считают Джона Смита (около 1554, по другим данным, около 1565 — 1612), бывшего англиканского проповедника, примкнувшего сперва к пуританам, а затем к сепаратистам — браунистам (см. Конгрегационализм) и бежавшего от преследований вместе с группой единомышленников в 1607 или 1608 в Амстердам. Там он (вероятно, под влиянием местных меннонитов) пришёл к идее о необходимости сознательного крещения (то есть крещения в возрасте, когда человек уже может сознательно принять веру) и в 1608 крестил (обливанием водой лба) самого себя и ближайших своих соратников. В 1609, когда эта группа была исключена из общины живших в Голландии браунистов, Дж. Смит вместе с 36 сторонниками организовал в Амстердаме новую церковь, и эту дату обычно считают годом возникновения баптизма.

В 1611 или 1612 часть последователей Дж. Смита, поссорившихся со своим руководителем из-за его намерения вторично креститься у меннонитов, вернулась в Лондон. В Лондоне бывший соратник Смита Томас Гелвайс (около 1550 — около 1616) основал группу общих (генеральных) баптистов. Эта группа заимствовала у меннонитов арминианское учение о наличии у человека свободной воли и приняла точку зрения, что искупительная жертва была принесена Иисусом Христом для спасения всех людей, а не только избранных.

Однако подавляющее большинство современных баптистов ведёт своё происхождение не от этой группы, а от двух групп, которые в 1633 и 1638 откололись от индепендентов в Лондоне. В результате слияния этих групп в 1638 была создана церковь частных баптистов, которая ввела сознательное крещение, но сохранила кальвинистскую доктрину о предопределении, согласно которой искупительная жертва Христа была принесена для ограниченного числа людей.

В 1639 церковь, стоящая на принципах, разделяемых частными баптистами, была создана Роджером Уильямсом (1603 или 1604—83) в городе Провиденс (США, штат Род-Айленд). В XVII в. возникла ещё одна разновидность баптизма — церковь баптистов 7-го дня, празднующих не воскресенье, а субботу.

Основная масса баптистов придерживается большинства ключевых положений ортодоксального протестантизма. Они принимают доктрину о Божественной Троице и учение о двойной природе Иисуса Христа, верят в искупительную жертву Христа, Его воскресение, вознесение и грядущий приход, признают наличие первородного греха и загробной жизни в форме вознаграждения или наказания, считают веру единственным критерием спасения, провозглашают всеобщее священство людей и утверждают, что между Богом и человеком не должно быть посредников, полагают, что единственным источником веры и практики является Священное Писание. Большинство баптистских деноминаций считает, что человек духовно свободен и способен трактовать Библию, полагаясь на своё сознание.

В разное время баптистскими церквами было принято несколько исповеданий. Наиболее известными являются Второе Лондонское (1689), Филадельфийское (1742) и Нью-Хэмпширское (1833). Первые два близки к составленному в 1643 Вестминстерскому исповеданию британских кальвинистов, в третьем же кальвинистская доктрина предопределения несколько смягчена. Однако все эти исповедания не подменяют для баптистов Священного Писания и не являются абсолютным авторитетом. Они написаны скорее для того, чтобы показать, во что верят члены баптистских церквей.

Главной особенностью баптизма, отличающей его от многих других протестантских конфессий, является так называемое сознательное крещение. Крещение совершается по воле самого человека и только тогда, когда он почувствует, что готов принять веру (обычно в возрасте 12—14 лет). В очень небольшом числе баптистских церквей признаются обе формы крещения (как сознательное, так и детское), и лица, переходящие из небаптистских церквей, не перекрещиваются. На первых порах баптисты крестили своих новых членов окроплением водой, однако уже с начала 1640-х гг. вошло в практику крещение погружением в воду.

Другим основным обрядом у баптистов является причащение, совершаемое обычно раз в месяц и называемое хлебопреломлением. К причащению в большинстве церквей допускаются и верующие, ещё не принявшие крещение. Небольшая группа так называемых строгих баптистов позволяет участвовать в этом обряде лишь крещёным. И крещение, и причащение в баптизме считаются не таинствами, а лишь обрядами. Крещение рассматривается как свидетельство веры человека, а причащение — как воспоминание о последней трапезе, муках и смерти Христа. Баптисты практикуют также ритуалы бракосочетания и погребения.

Богослужение обычно не носит литургического характера, основное внимание на молитвенных собраниях уделяется проповеди и чтению Священного Писания. Характерны также импровизированные молитвы (они могут быть и молчаливыми) и пение гимнов. Традиционное убранство баптистских церквей очень простое. В «аудиториях», как называются места молитвенных собраний, были лишь кафедры для проповеди, престолы, на которых находились элементы причастия, баптистерии. В последние десятилетия такая традиция претерпела определённые изменения, и в некоторых церквах можно встретить алтари, кресты, настенные изображения, окна с витражами. Священнослужители кое-где надевают особые церковные облачения, специальная одежда предусмотрена и для поющих в хоре. Во время собраний зажигаются свечи.

До XIX в. в баптистских церквах не отмечались Рождество и Пасха, однако впоследствии они стали праздноваться. У баптистов не существует резкой грани между священнослужителями и мирянами. Хотя в баптизме определённые лица и назначаются на пасторское и иное служение, они тем не менее не считаются носителями сакральной или церковной власти. Намечается даже тенденция к ограничению функций пасторов. Они нередко выполняют лишь обязанности священнослужителей, а общинами руководят миряне. В помощь пасторам из числа членов общины избираются диаконы, которые совершают обряд хлебопреломления. Каждая община сама решает вопрос о допущении женщин к исполнению обязанностей священнослужителей. Все члены церковных общин должны заниматься евангелизацией, то есть распространением веры.

Большинству баптистских церквей свойственно конгрегациональное устройство, при котором каждая церковная община является независимой. Однако не отвергается их взаимозависимость. Общины, стоящие на близких доктринальных позициях, создают объединения (конвенции, ассоциации, общества, товарищества) в рамках штата, региона, страны или группы стран. Однако при этом они обычно ограничиваются лишь миссионерской, просветительской, благотворительной и другие.гой деятельностью, не осуществляя каких-либо властных функций.

Общая численность баптистов составляет 75 млн. человек (включая детей, формально не считающихся членами баптистских церквей). Почти 2/3 всех баптистов мира живут в США (48 млн. человек, или 19% населения, среди афроамериканского населения страны доля последователей баптизма около 50%).

В Азии наибольшее число баптистов живёт в Индии (3,1 млн. человек, или 0,4% населения; в штате Нагаленд они образуют большинство населения) и Мьянме (1,5 млн., или 4%), на Филиппинах (517 тыс.), а также в Казахстане (98 тыс. — немцы, русские, украинцы), Бангладеш (71 тыс.), Сянгане (66 тыс.), Японии (57 тыс.), на Тайване (46 тыс.), в Таиланде (41 тыс.), Грузии (16 тыс.), Сингапуре (16 тыс.) и в других азиатских странах.

Среди африканских стран значительным числом сторонников баптизма выделяются Эфиопия (4,1 млн., или 9% населения), Демократическая Республика Конго (1,3 млн., или около 4%), Нигерия (1,3 млн., или 1,5%), Кения (469 тыс.), Камерун (266 тыс.), Малави (245 тыс.), ЮАР (187 тыс.), Руанда (183 тыс.), Танзания (167 тыс.), Замбия (134 тыс.), Ангола (118 тыс.), Либерия (111 тыс.), Центральноафриканская Республика (100 тыс.), Зимбабве (67 тыс.), Чад (63 тыс.), Кот-д’Ивуар (39 тыс.), Мозамбик (27 тыс.), Бурунди (26 тыс.), Того (25 тыс.), Уганда (24 тыс.), Гана (21 тыс.), Бенин (12 тыс.), Буркина-Фасо (11 тыс.).

В Америке баптистов помимо США много в Бразилии (1,5 млн., или 1% населения), Канаде (456 тыс.), Гаити (382 тыс.), Мексике (141 тыс.), на Ямайке (120 тыс.), в Аргентине (86 тыс.), Пуэрто-Рико (57 тыс.), Гватемале (55 тыс.), Никарагуа (49 тыс.), Венесуэле (48 тыс.), на Багамских Островах (42 тыс.), в Чили (42 тыс.), Колумбии (35 тыс.), Боливии (32 тыс.), на Кубе (30 тыс.), в Эквадоре (29 тыс.), Сальвадоре (27 тыс.), Парагвае (26 тыс.), Панаме (22 тыс.), Гондурасе (21 тыс.), Коста-Рике (14 тыс.), на Тринидаде и Тобаго (14 тыс.).

В Европе последователи баптизма имеются в Великобритании (784 тыс.), на Украине (вместе с евангельскими христианами 492 тыс. — украинцы, русские), в России (вместе с евангельскими христианами 479 тыс. — русские, украинцы, немцы и др.), Румынии (363 тыс. — румыны и венгры), Германии (вместе с плимутскими братьями 257 тыс.), Молдавии (50 тыс.), Латвии (35 тыс.), Швеции (35 тыс.), Белоруссии (32 тыс.), Венгрии (25 тыс.), Нидерландах (22 тыс.), Эстонии (вместе с евангельскими христианами 20 тыс.), Франции (16 тыс.), Испании (15 тыс.), Италии (12 тыс.), Норвегии (12 тыс.), Дании (10 тыс.) и других странах. Приверженцы баптизма есть также в Австралии (135 тыс.), Папуа—Новой Гвинее (83 тыс.) и Новой Зеландии (70 тыс.).

В 1905 был создан Всемирный союз баптистов, который объединяет бо́льшую часть баптистских церквей мира.

П. И. Пучков

В начало словаря

© 2000- NIV