Народы и религии мира
КОПТСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОПТСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Ко́птская правосла́вная це́рковь, одна из монофиситских церквей. Другое название - Коптская церковь.

По преданию, основана в 42 в Египте святым евангелистом Марком. В числе религиозных руководителей, способствовавших становлению церкви, копты называют выдающихся богословов Климента (около 150 - около 215), Оригена (185-253), св. Дионисия (ум. около 265), св. Афанасия (около 295-373). Египетский город Александрия вместе с Антиохией и Римом были в числе важнейших центров раннего христианства. В нач. IV в. св. Антонием (около 251-356) и другими религиозными деятелями были заложены основы монашества.

Однако в Египте как в политической, так и в церковной сфере долгое время господствовали греки, что задевало национальные чувства местного населения, потомков древних египтян - коптов. Поэтому, когда александрийский патриарх Диоскор (ум. 454) был осуждён на Халкидонском соборе (451) вместе с другими сторонниками монофиситства как еретик, копты поддержали его. Коптская православная церковь официально приняла монофиситскую доктрину о единой, божественной природе Иисуса Христа, что обособило её от большей части христианского мира. Истинное православие не получило поддержки со стороны местного населения, и его приверженцами остались проживающие в Египте греки.

Арабская экспансия в 642 не встретила какого-либо существенного сопротивления со стороны коптов, которые надеялись избавиться таким образом от возможного возвращения к власти греков. Но новое иго оказалось намного тяжелее прежнего. Облагая христиан значительно более высоким налогом, чем мусульман, власти добивались массового перехода местных жителей в ислам. Особенно жестокие преследования имели место при фатимидском халифе Хакиме, правившем с 996 по 1021. Было разрушено 3 тыс. церквей, закрыты монастыри. Коптам было предписано носить особую одежду и головные уборы. Преследования продолжались и в последующие годы, а в XIV в. вновь усилились. Приход турок в 1517 не изменил существенно положения, и лишь осуществлённые около 1840 реформы местного правителя - паши Мухаммеда Али (1769-1849), фактически отделившего Египет от Турции, несколько улучшили положение коптов.

По своему вероучению Коптская православная церковь близка к другим монофиситским церквам. Коптская обрядность имеет свою специфику. Копты в целом придерживаются александрийского обряда, хотя в него и внесены некоторые изменения. В Коптской православной церкви совершаются литургии св. Василия Великого, св. Григория Назианзина и св. Кирилла, однако наиболее обычна литургия св. Василия. Богослужение сопровождается частым каждением. Богослужебные песни поются под аккомпанемент флейты и ударных инструментов - треугольников и тарелок.

С 1906 литургия совершается в основном на арабском языке. В богослужебных книгах имеется текст на мёртвом ныне коптском языке, но параллельно с ним даётся перевод на арабский язык. Многие священнослужители сейчас слабо владеют коптским языком.

Крещение, как и в православии, соединено с миропомазанием. Причащение обычно совершается под одним видом, но может совершаться и под 2 видами. При причащении под 2 видами священник макает свой палец в вино (кровь Христову) и помазывает им хлеб (тело Христово). Причастный хлеб - заквашенный. По форме круглый, на нём оттиснуты квадратики. Просфоры пекутся для каждой службы.

Весьма специфичный характер имеет в Коптской православной церкви церковное облачение священника - «таиласан». Оно представляет собой длинное одеяние с капюшоном. Монашеская одежда состоит из чёрного плаща и чёрного тюрбана, причём её должен носить и монах, ставший епископом (отличает его от обычного монаха только епископский наперсный крест).

Характерно особое почитание Богородицы. В её честь отмечаются 32 праздника в году.

Во главе Коптской православной церкви стоит патриарх, имеющий титул папы Александрии, Пентаполиса и Эфиопии. Впрочем, последнее добавление к титулу носит чисто почётный характер, так как Эфиопская православная церковь с 1959 является автокефальной. Патриарх избирается на особом «Религиозном трибунале»", состоящем из 12 епископов. Он непременно должен быть монахом, но не обязательно епископом. Предъявляется к патриарху и ряд других требований: он должен быть в возрасте не моложе 50 лет, обладать египетским гражданством, никогда не иметь жены (то есть и до пострижения в монахи), должен быть рождён от первого брака матери. Часто патриарх избирается из настоятелей одного из главных монастырей страны. Из числа предложенных кандидатов выбор определяется по жребию, который тянет мальчик.

Патриарх является в церкви высшим авторитетом. Он не может быть смещён. Патриарх назначает и рукополагает всех епископов, лишь он может освящать миро.

В Египте Коптская православная церковь имеет 24 епархии. Кроме того, существует несколько зарубежных епархий. Соблюдается старый закон, запрещающий епископам менять епархию.

Как и в православных церквах, в Коптской православной церкви 3 степени священства: епископ, священник и диакон. Все епископы рукополагаются из числа монахов и обязаны соблюдать целибат (не вступать в брак). На них лежат и другие.гие монашеские ограничения, например, они не могут употреблять в пищу мясо.

В коптских семинариях готовят как священников, так и проповедников, причём последние либо остаются мирянами, либо становятся диаконами. Священники нередко рукополагаются, не имея какой-либо специальной подготовки. Некоторые из них не могут читать не только по-коптски, но и по-арабски. Коптские молитвы они произносят наизусть, не понимая их смысла. Часто во время литургии Евангелие читает мирянин, так как священник не способен этого сделать. Как и в православных церквах, священник может жениться только перед рукоположением, после посвящения в сан он сделать это уже не вправе.

Диаконами довольно часто служат мальчики 13-14 лет, нередко слепые. Имеются в Коптской православной церкви также архидиаконы, которые являются своего рода викариями при епископах.

Численность последователей Коптской православной церкви в Египте - 8 млн., что составляет 13% населения страны (официальные, сильно искажённые оценки дают гораздо более низкие цифры). Копты расселены как в городах, так и деревнях Нижнего, Среднего и Верхнего Египта. Особенно их много в Каире, Александрии, Асьюте, Гирге. Во многих деревнях Верхнего Египта они составляют большинство населения. Копты живут также в Судане (90 тыс.), Ливии (42 тыс.), ЮАР (10 тыс.), Алжире, Кении, США (43 тыс.), Канаде (25 тыс.), Бразилии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Палестине, Кувейте, Ливане, Ираке, Израиле, Саудовской Аравии и др. По этнической принадлежности современные копты представляют собой этноконфессиональную группу египетских арабов.

П. И. Пучков

В начало словаря

© 2000- NIV