Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

Расовое неравенство

Расовое неравенство - отношения между этническими общностями, группами, основанные на. признании различий в физических, биологических, культурно-психологических особенностях людей.

Теории расового неравенства, получившие широкое распространение в период колонизации народов Азии, Африки, Латинской Америки, обосновывали превосходство белой расы над другими на основе внешних признаков, прежде всего биологических и психологических.

Французский ученый Ж.А. Гобино считал, что арийцы являются "высшей расой", и сформулировал на этой основе первую расистскую концепцию. Теории расового неравенства получили развитие и закрепление в социальном дарвинизме, мальтузианстве, евгенике и т. д.

Биологические и психологические различия являются, согласно теориям расового неравенства и политике расовой дискриминации, причинами господства и подчинения. Сторонники политики ассимиляции используют концепцю Р.н. для полного поглощения чуждых этнических групп. Если политика ассимиляции осуществляется насильственным способом, то наблюдаются сегрегация, изгнание, уничтожение представителей конкретных этнических общностей, если эволюционным - то происходит поглощение самобытности и культуры этнических меньшинств.

Формами насаждения Р. н. является политика расизма, длительного порабощения народов. Р.н. закрепляется с помощью пропаганды и навязывания расистских стереотипов, предрассудков и отношений, выработки поведения в соответствии с расистскими установками. Преодоление негативных последствий Р.н., осуществляется посредством установления равноправных отношений между этническими группами, общностями.

Расовые противоречия

Расовые противоречия - созданные искусственно противоречия между различными расами. Несмотря на то, что основой расового деления являются биологические и психологические различия, Р. п. носят социальный характер и обусловлены уровнем экономического развития рас, в частности, приоритетным экономическим развитием белой расы. Колониальная политика на многие годы закрепила подчиненное положение других рас, сформировав таким образом в коллективном сознании определенные установочные ориентиры, стереотипы в расовых отношениях.

Р.п. часто принимают политическую форму (см.: Дискриминация этническая). В условиях полиэтнического государства представители различных народов могут пользоваться неравными правами, существуют ограничения как формального, так и неформального характера при приеме на работу, получении социальных льгот, и, соответственно, существуют различия в уровнях доходов, а также социальных гарантиях и возможностях. Политика, закрепляющая Р.п. на государственном уровне, получила название апартеида. Она ведет к наиболее острой форме расовых отношений.

Расистские концепции обосновывают приоритет одной из рас. По воле расистов обострение Р.п. ведет к возникновению межэтнических конфликтов (см.: Межэтнические конфликты), дестабилизирует общество. Р.п. могут затрагивать не только политическую, экономическую, социальную сферы, но и культурную, когда предпринимаются попытки разрушить культуру других рас в силу ее "примитивности" и заменить более "высокой" культурой. Обострение Р.п. может иметь место и в процессе возрождения национального сознания, сопровождаясь при этом сопротивлением угнетенных народов.

Рационализация (этнопсихологическая)

Рационализация (этнопсихологическая) - защитный механизм осознанного сокрытия представителями конкретных наций причин, вызывающих душевный и психологический дискомфорт, неудовлетворенность своим положением.

Р.э. сопровождается поиском самооправданий, придумыванием предлогов для объяснения истинных причин своих действий с целью самоуспокоения, релаксации, сохранения "целостности" выражения национального самосознания, предотвращения нежелательных переживаний (чувства вины, стыда и т. д.).

Р.э. - механизм утверждения чувства собственной полноценности и ликвидации чувства виновности. Так, потеря русскоязычными людьми в Литве, Латвии, Эстонии после распада СССР некоторых элементарных гражданских прав оправдывалась ими самими "недостатками" молодой демократии в этих государствах.

Реабилитация иммигрантов и беженцев

Реабилитация иммигрантов и беженцев - процесс социального вовлечения иммигрантов и беженцев в активную, самостоятельную деятельность в новой этнической среде.

Реабилитация предполагает осуществление комплекса мероприятий, направленных на освобождение индивида от состояния стресса и жизненного кризиса, вызванного сменой места жительства, получением знаний о новой этнической среде, навыков активной деятельности в ней.

Комплекс реабилитационных мер включает материальную помощь и экономическое стимулирование (предоставление денежных средств, обеспечение жильем, одеждой, продуктами), разработку долговременной программы экономической активности (овладение новой профессией либо повышение профессиональной подготовки, трудоустройство, налаживание быта).

Возвращение иммигранта, беженца к активным социальным отношениям предполагает оказание психологической помощи, восстановление его социального комфорта и адаптацию к новой общественной ситуации. Иммигранты, беженцы осваивают новую культуру (язык, традиции, образ поведения и взаимоотношений, моральные и нравственные ценности представителей того государства или народа, в среде которых они оказались), переосмысливают свои этнические традиции, образ поведения, взаимоотношения, которые являются малоприменимыми и неэффективными в новых условиях.

Социальными институтами, осуществляющими выполнение комплекса мер по реабилитации, являются государственные службы миграции, различные негосударственные благотворительные организации, реализующие программы социальной помощи мигрантам и беженцам. Процесс Р.э. и б. направлен на обретение социальной, в том числе и этнической адаптированности в новых условиях жизни.

Региональная картотека человеческих отношении

Региональная картотека человеческих отношении (Human Relations Arca Files - HRAF)

методика, используемая зарубежными исследователями и заключающаяся в обобщении, классификации, систематизации и хранении этнографических данных.

Ее автор Д. Мердок начал работу по составлению картотеки этнографических данных в конце 30-х годов XX века. Сейчас она представляет собой около пятисот тысяч страниц печатного текста, в которых содержатся разнообразные сведения о различных сторонах жизни многих народов мира, сгруппированные по двум признакам: территориально-культурному и предметному.

Полный микрофильмированный текст HRAF хранится только в США, ФРГ и Швеции, выдержки из него - в научных библиотеках многих стран мира. Для этнопсихологии HRAF интересен тем, что в ней зафиксированы типичные этнопсихологические характеристики и способы поведения, свойственные для представителей конкретных этнических общностей.

Регрессия (этнопсихологическая)

Регрессия (этнопсихологическая) - упрощение поведения человека путем возвращения его сознания на более ранние этапы фило- и онтогенетического развития, чаще всего в условиях стресса, фрустрации, когда личность не способна реалистично, конструктивно оценивать возникшие проблемы, но когда субъективно она не может "уйти" от их решения.

Регуляция национального поведения

Регуляция национального поведения - совокупность методов, способов и приемов воздействия той или иной национальной общности на своих членов, вызывающих изменения степени участия последних во внутригрупповых процессах и групповой деятельности.

Так, среди выпивших людей различных национальностей может возникнуть ссора, в ходе которой могут использоваться выражения, затрагивающие национальное достоинство представителей других этнических общностей.

Ритуалы национальные

Ритуалы национальные - одна из форм поведения, часть культуры этнической общности, тесно связанная с ее традициями и обычаями, образующая вместе с ними нормативную систему поведения, принятую в данной общности.

Роли этнические

Роли этнические - а) социальные функции представителей национальных общностей;

б) способы их поведения в соответствии с их позицией в системе межэтнических отношений.

Р.э. включены в систему других многочисленных социальных ролей, которые выполняет индивид в системе общественных отношений (экономических, правовых, семейных, профессиональных и т. д.). Р.э. выполняются как на межличностном, так и на индивидуальном уровнях, в зависимости от конкретной социальной системы связей и отношений. Также имеет значение, в каком окружении осуществляет свои функции индивид: в своей, родной или чужой этнокультурной среде. Реализация Р.э. может принимать открытую или латентную формы. В последнем случае Р.э. не проявляется в данной конкретной ситуации. Выполнение Р.э. индивидом во многом зависит от статуса данной этнической группы в обществе (см.: Статус этнический).

Если в многонациональном государстве преобладают негативные характеристики, заниженные оценки данного этноса, его статуса, индивид, как правило, либо не стремится к активному выполнению Р.э., либо заботится о повышении их статусной значимости. Принятие позитивных положительных оценок Р.э. способствует повышению значимости индивида в глазах окружающих. Выполнение Р.э. зависит от их значимости для индивида, а также от оценок и ожиданий окружающих, в той мере, насколько индивид ориентируется на их мнение. Осуществление Р.э. тесно связано с процессом этнической идентификации (см.: Идентификация этническая).

Выполнение Р.э. может сопровождаться ролевой напряженностью, возникновением ролевого конфликта, когда индивид сталкивается с требованиями людей, выполняющих другие роли, к мнению которых он вынужден прислушиваться в возникшей ситуации. Содержание и функции Р.э. обусловлены как этническими, так и социальными факторами.

Русские

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница