Словарь древнегреческих имен
Статьи на букву "С" (часть 2, "СИЛ"-"СЦИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СИЛ"-"СЦИ")

Силий италик

Силий италик (ок. 26-101)

Римский администратор и поэт, который, уйдя в отставку, жил в своем имении близ Неаполя, собирая книги, произведения искусства и занимаясь восстановлением могилы Вергилия. Все, что мы знаем о жизни Силия Италика, изложено в письмах Плиния (3, 7), согласно которому Силий умер от голодовки, будучи неизлечимо болен. Главный труд Силия - это его большая эпическая поэма «Пуническая война», посвященная войне с Ганнибалом. Плиний справедливо оценивает этот труд как скорее вымученный, чем написанный с вдохновением.

Симмах

Квинт Аврелий (340-402)

1. Римский государственный деятель из старой знатной семьи Симмахов, противник христианства, хотя и был другом Авзония, а св. Августина рекомендовал главою риторов в Милане. Симмах боролся за возрождение римской веры и сохранение римского культурного наследия. Он был префектом столицы, позднее (393) - консулом, настойчиво добивался восстановления алтаря Виктории в зале сената. В этой борьбе Симмах потерпел поражение от христианской партии, лидером которой был св. Амвросий. Опубликованные письма («Послания») Симмаха сохранились полностью - девять книг личной переписки и книга реляций.

2. Потомок Симмаха с тем же именем. Был се- натором, ученым, тестем Боэция. Он служил остготскому королю Теодориху, но по подозрению в связях с византийским двором был репрессирован и после долгого заключения казнен вместе с Боэцием. Мы имеем лаконичную оценку Гиббона поздних угрызений совести Теодориха, его раскаяний, выраженных в своеобразной, довольно иносказательной форме.

Симонид

Симонид (ок. 556 - ок. 468 до н. э.)

Греческий лирический поэт с острова Кеос, живший при дворах правителей - в Афинах, а позже на Сицилии; дядя Вакхилида и друг Фемистокла. В своих стихах Симонид прославлял победы греков над персами, величал победителей на спортивных играх, писал эпиграммы, застольные песни и гимны. До нас дошли лишь фрагменты его поэмы (см. Даная) и некоторые эпиграммы, из которых наиболее популярна в наши дни его эпитафия на могиле погибших при Фермопилах гре- ков, сражавшихся под предводительством Леонида: Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, Что их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.

Симпосий

Симпосий («пиршество»)

В классической Греции симпосий был пирушкой, на которой меньше пили, а больше развлекались, вели дружеские и философские беседы. Вино смешивали с водой, вечер сопровождался музыкой, игрой на флейтах, присутствием гетер, украшенных гирляндами цветов, а также состязаниями в песнях и загадках. Атмосфера, сюжеты этих увеселений отражаются в поэзии, а также в рисунках на вазах. Как литературная форма симпосий продолжает традиции открытой дискуссии и приятной беседы на этих вечерах. Диалог Платона «Пир» - это обрамление для дебатов о любви, утверждения превосходства духовной (так называемой платонической) любви над плотской любовью. Симпосий Ксенофонта - собрание притч о Сократе. Развитие жанра в последующие времена связано с именами Плутарха, Авла Геллия, Макробия, Аристофана и Лукиана (сатира), Петрония (пародия). Сегодня симпосий как жанр чаще всего не более чем обмен мнениями, который если и подогревается вином, то в экспрессивных целях. Жанр же сколии (застольной песни) практически забыт.

Синид

Сын Посейдона, великан, разбойничал на дороге между Афинами и Трезеном. Синид жестоко расправлялся с путниками: привязывал их к вершинам согнутых деревьев. Выпрямляясь, деревья разрывали несчастную жертву. Тесей расправился с ним подобным же образом.

Синон

Греческий воин, участник Троянской войны, не упоминаемый Гомером, но, согласно троянским легендам, позволил взять себя в плен, притворившись дезертиром; он убедил троянцев втащить в город деревянного коня. Дождавшись ночи, Синон выпустил спрятавшихся внутри греков. Синон известен главным образом по второй книге «Энеиды» Вергилия, и его имя иногда употребляют как символ предательства.

В «Божественной комедии» Данте «троянский грек и лжец Синон» пребывает в муках Ада среди «поддельщиков слов».

Сирены

У Гомера - это две сестры (позже их число менялось), которые завлекали своим пением моряков, наводя их корабли на островные скалы. Сам остров усеян костями их жертв. Одиссей благополучно проплыл мимо этого острова, залепив своим спутникам уши воском, а самого себя привязав к мачте. Аргонавты смогли избегнуть волшебного напева сирен с помощью Орфея: своим прекрасным пением и игрой на лире он заглушал голоса демонических существ. Традиционно островом сирен считался современный остров Галли, находящийся в заливе Салерно. Согласно более ранней, негомеровской традиции, сирены считались дочерьми Геи (или одной из муз, - откуда божественный голос), подругами Персефоны, сопровождавшими мертвых в Подземное царство и, подобно гарпиям, питавшимися падалью. Сирен обычно изображали в виде женщин с птичьими лапами и крыльями - как, к примеру, на древних вазах и среди помпейской настенной живописи, однако1 позже сирен стали изображать на саркофагах и фонтанах в виде прекрасных девушек. Подобно северным русалкам, сирены в позднейшем фольклоре приобрели рыбьи хвосты. Они утратили также свой злобный характер: Платон в «Государстве» упоминает сирен в связи с пифагорейской музыкой небесных сфер, а согласно Светонию, вопрос «Какую песню пели сирены?» - это не более чем одна из неразрешимых загадок, которую задает император Тиберий своим придворным ученым, желая подразнить их. Однако и в наши дни сирена часто служит образом «роковой женщины».

Сиринга

Аркадская нимфа, которую преследовал Пан. Спасаясь бегством, она умоляла Землю помочь ей и была превращена в тростник, из которого Пан сделал свою свирель - пастушью флейту и назвал ее «Сиринга». В одном из сюжетов «Метаморфоз» Овидия Меркурий настигает Аргуса, приняв облик пастуха. Играя на свирели-сиринге и рассказывая о том, как однажды свирель была нимфой, Меркурий усыпляет Аргуса и затем убивает его. Это пример мастерства Овидия, его умения переходить из одной легенды в другую. Сирингу и ее судьбу во времена Ренессанса могли рассматривать как мистический символ «жизни через смерть» или музыкальное вдохновение Пана - род сублимированного обладания. Этот мотив был возрожден в поэме Браунинга «Музыкальный инструмент». Сирингу с Паном на своих полотнах изображали Пуссен, Иордане и др.

Скептики

Течение в греческой философии. Возникло в 4 в. до н. э.

Скептики сомневались в возможности познания, выявив следующие противоречия:

- противоречие элиатов: человек, находящийся в плену своих мнений, не может правильно судить о происходящем;

- противоречие Демокрита: ощущения скрывают подлинную структуру бытия;

- противоречие Гераклита: всеобщая текучесть препятствует любому определенному суждению.

Философы-скептики: Пиррон, Тимой Флиунтский, философы Средней (Арнесилай) и Новой (Карнеад) Академий. Итогом скептической мысли являлись сочинения Секста Эмпирика.

Скирон

Разбойник, который хозяйничал в Мегарских скалах. Захватывал путников и заставлял мыть себе ноги, а после ударом ноги сбрасывал с горы в море, где их съедала гигантская хищная черепаха. Тесей заставил его повторить путь этих невинных людей.

Скопас

Скопас (4 в. до н. э.)

Греческий архитектор и скульптор с острова Парос. Руководил постройкой храма Афины в Тегее (Пелопоннес), работал над фризом мавзолея в Галикарнасе. Среди работ, которые приписываются ему, - статуэтка пляшущей вакханки, уменьшенная копия знаменитой статуи, о которой в древности написана следующая эпиграмма:

Ты кто? - Вакханка. Кто тебя ваял? - Скопас,

Кто был неистов, Вакх или Скопас? - Скопас.

Симонид

Сократ

Сократ (470-399 до н. э.)

Афинский философ, сын камнереза и повивальной бабки, муж Ксантиппы, чье имя стало нарицательным из- за ее дурного нрава. В молодые годы Сократ служил в армии и принимал участие в борьбе с Тридцатью тиранами. Когда в 406 афинским военачальникам, проигравшим битву у Аргинузских островов, был вынесен антиконституционный смертный приговор, Сократ оказался единственным членом афинского совета, кто не признал его законность. Самого Сократа афинские демократические власти обвинили в «введении новых ботов» и растлении юношества и приговорили его к смерти - Сократ должен был выпить чашу с ядом (цикутой). Сократ считал, что Дельфийский оракул возложил на него обязанность узнавать истину, спрашивая у людей их мнения по различным вопросам, - сам себя Сократ при этом называл «повивальной бабкой», заставляющей людей думать и приходить к выводам, часто неожиданным для них самих. Сам Сократ ничего не писал, и мы можем судить о нем главным образом по диалогам Платона и Ксенофонта, в которых он был задействован как режиссер полемики. На первый взгляд может показаться, что знаменитая «сократическая ирония» (разыгранное неведение) и не менее знаменитый «сократический метод» (так задавать вопросы, чтобы получить требуемый ответ) приводят только к отрицательному результату: тот, кого расспрашивает Сократ, убеждается, что его первоначальные суждения на самом деле ложны и что, по сути, он ничего как следует не знает, ни на чем не стоит твердо, как это могло показаться до начала разговора. Однако это является необходимым предварительным условием для серьезной дискуссии в строгих терминах. Сократ считал, что философия не должна быть оторвана от человеческой жизни и что хороший человек должен обязательно разобраться, что на самом деле хорошо, а что дурно, иначе его нельзя будет считать хорошим («Добродетель тождественна Знанию»). Таким образом, Сократ не принимал готовые пути достижения жизненного успеха, которые предлагали софисты. Личность Сократа привлекала к себе многих его современников - среди его учеников были такие разные люди, как Платон и Алкивиад. Выражение «платоническая любовь» относится к эпизоду из платоновского «Пира», когда Алкивиад рас- сказывает о своих невинных отношениях с Сократом. Над Сократом насмехался Аристофан в комедии «Облака», не отличая его от софистов. В то же время многочисленные курносые бюсты Сократа - это не карикатуры: о неказистой внешности философа часто упоминают его современники. Давид на картине «Смерть Сократа» придал мудрецу более героическую внешность, чем была у него на самом деле. Сократа предавал анафеме Ницше, считая, что он переоценивал разумное начало в жизни человека и западной культуры вообще. Несмотря на это, Сократ всегда будет разрушать наше уютное, но ни на чем не основанное самодовольство.

Сол

Римский бог Солнца, соответствующий греческому Гелиосу. Во время Римской империи был отождествлен с персидским богом Митрой. В 218 император Элагабал привез в Рим статую из камня - Сола Непобедимого, а в 274 император Аврелиан ввел в Риме культ Сола Непобедимого, установив его ежегодный праздник 25 декабря.

Солон

Солон (ок. 640 - ок. 560 до н. э.)

Афинский государственный деятель и законодатель, избранный в 594 архонтом и наделенный чрезвычайными полномочиями, чтобы прекратить гражданскую смуту. Солон действительно положил конец анархии, проведя свои знаменитые реформы: с помощью закона, запрещающего брать в долг без соответствующего юридического оформления этого факта, он объявил недействительными все долги, сделанные ранее, и таким образом уничтожил получившее развитие крепостное право. Солон внес также изменения в законы, введенные Драконом, строго определив обязанности Народного собрания и создав Совет четырехсот - государственный орган представителей всех афинских фил, решения которого представлялись на рассмотрение Народному собранию. Кроме того, Солон - это первый известный афинский поэт; он писал в основном на политические и патриотические темы; некоторые фрагменты его поэзии сохранились. Во второй половине жизни Солон много путешествовал по Греции, Египту и Малой Азии. В Лидии Солон виделся с Крезом, пророчески заметив ему, что никто не может сказать, что он прожил счастливую жизнь, раньше дня смерти. Эта мысль впоследствии настолько поразила персидского царя Кира, что он сохранил жизнь пленному Крезу, передавшему ему фразу Солона. Впоследствии Солона причисляли к Семи мудрецам Греции.

Сон сципиона

Сон сципиона - «Сон Сципиона» представляет собой часть шестой книги диалога Цицерона «О государстве», причем до 1820, когда в Ватикане были найдены другие фрагменты этого диалога, «Сон Сципиона» был единственной известной его частью. Цицерон описывает, как Сципион Эмилий (Младший) рассказывает друзьям, как ему явился во сне Сципион Африканский (Старший). Дело происходит в 129, а события сна относятся ко временам молодости младшего Сципиона. Во сне Сципион видит картину космоса, близкую к пифагорейской (см. Пифагор): космос состоит из девяти сфер, находящихся по отношению друг к другу в гармоничной пропорции и производящих «музыку сфер» (см. также Посидоний). Как и в учении Пифагора, бессмертные души после смерти людей покидают тела, а затем вновь воплощаются. «Сон Сципиона» был знаком Боэцию, его комментировал Макробий. Позже благодаря Чосеру «Сон» стал известен Шекспиру, использовавшему образы «Сна» в своем «Венецианском купце».

Соран

Соран - из Эфеса (2 в. до н. э.)

Греческий врач, практиковавший в Риме. Наиболее известна его «Гинекология», которая вобрала в .себя все сведения по акушерству, известные к тому времени. Еще в средние века была пособием для студентов-медиков.

Сосиген

Астроном из города Александрии. По поручению Цезаря разработал юлианский календарь, по которому длительность года составляет 365,25 суток, что на 11 минут 4 секунды больше истинного года. Более точный, григорианский календарь был введен только в 16 в.

Софисты

Первоначально греческое слово «софист» означало «мудрый, знающий человек», однако в 5 в. до н. э. так стали называть профессиональных учителей, которые странствовали и за плату обучали желающих. В число известных софистов, упоминаемых Платоном, входят Протагор и Горгий из Леонтины (Сицилия, 485-380 до н. э.). В отсутствие системы школ в Греции софисты делали нужное дело, однако профессия софиста была дискредитирована людьми, подобными Фрасимаху из «Государства» Платона, которые учили достигать успеха в обществе, зарабатывать деньги и доказательно спорить на любую тему, совершенно не заботясь ни о морали, ни об истине. Именно поэтому Сократ критически относился к софистам.

Софокл

Софокл (ок. 496-406 до н. э.)

Гениальный афинский трагик, друг Геродота и Перикла. Софокл написал 123 драмы, из которых сохранились семь трагедий: «Аякс», «Антигона», «Эдип- царь», «Трахинянки», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне» и фрагмент сатировских драм «Следопыты» и «Похищение коров мальчиком Гермесом». Софокл был новатором: он не всегда следовал классической форме трилогии и ввел на сцену третьего актера. Мастерство Софокла проявилось как в его умении организовать диалог персонажей, так и в выборе сюжетной линии. Софокл известен своей своеобразной драматической иронией - персонаж по авторскому замыслу сам не осознает истинного - скрытого - смысла произносимых им слов, в то время как его прекрасно понимают зрители. Из-за этого искусного «несоответствия» возникает психологическое напряжение - начало катарсиса. Особенно сильно этот эффект проявляется в трагедии «Эдип-царь». Софоклом восхищается Аристотель в «Поэтике» и говорит, что его персонажи очень похожи на реальных людей, только лучше их. По мнению Аристотеля, Софокл изображает людей такими, какими они должны быть, в то время как Еврипид изображает их такими, какие они есть на самом деле.

Софонисба

Её настоящее имя Сафанбаал, а Софонисба - это его латинизированная форма. Софонисба была дочерью карфагенского полководца Гасдрубала, и о ее трагической судьбе рассказывает Тит Ливии в тридцатой книге своей «Истории». Софонисба была женой нумидийского царя Сифакса, войска которого потерпели поражение от армии Сципиона Африканского; исход битвы решила конница бывшего в изгнании нумидийского царевича Масиниссы. Привезя Софонисбу в Рим пленницей, Масинисса хотел жениться на ней, но Сципион запретил брак, и тогда Масинисса отравил ее.

Красавицу Софонисбу изображали на своих полотнах Мантенья и Рембрандт, о ней писали пьесы Корнель и некоторые другие, менее значительные драматурги.

Софрон

Софрон (5 в. до н. э.)

Греческий драматург из Сиракуз (Сицилия). Работал в жанре мима. Мимы - это небольшие законченные драматические сценки, сюжеты которых взяты из повседневной жизни. Мимы Софрона написаны прозой, живым и ясным языком,

Спартак

Фракийский гладиатор, возглавивший в 73 до н. э. бунт в Капуе. В армию Спартака, насчитывающую около 60 000 человек, входили беглые рабы, дезертиры и бродяги всех сортов. Спартак смог продержаться два года, но наконец был схвачен Крассом и распят на кресте вместе со многими своими сообщниками. Оставшихся на свободе бунтовщиков перебил Помпеи в 70. Из Плутарховых жизнеописаний Красса и Помпея становится ясно, что личность Спартака стала легендарной еще при его жизни.

Стаций

Публий Папиний (ок. 40-96)

Римский поэт и политик, родившийся в Неаполе и живший в Риме; известен по своим эпическим произведениям, главным образом по поэме «Фиваида», написанной в двенадцати книгах и рассказывающей о борьбе Полиника с Этеоклом - сыновей Эдипа, проклятых отцом. Свою вторую эпическую поэму «Ахиллеиду», рассказывающую о юности Ахилла, Стаций оставил незаконченной. По «Фиваиде» Стация был написан средневековый «Фиванский роман». Данте следует традиции, согласно которой Стаций обратился в христианство, прочитав «Мессианскую эклогу Вергилия», поэтому именно Стаций сменяет Вергилия в качестве провожатого Данте к Земному Раю («Божественная комедия», Чистилище, 21, 22, 23). Когда Данте встречает в Аду Улисса и Диомеда среди «лукавых советчиков» (Ад, 26), он сравнивает раздвоенное пламя, которым объяты эти герои, с таким же раздвоившимся пламенем погребального костра Этеокла и Полиника - эту деталь Данте непосредственно заимствовал из «Фиваиды»: Этеокл и Полиник так ненавидели друг друга при жизни, что и после смерти не хотят гореть в общем пламени. Стацием восхищались и в эпоху Ренессанса и позже. Сейчас, похоже, никто не ставит Стация на один уровень с Вергилием.

Стентор

Греческий воин, участник Троянской войны, о котором в «Илиаде» говорится, что он обладал голосом такой силы, что пятьдесят мужчин не могли его перекричать. Согласно легенде более позднего происхождения, Стентор умер, после того как в состязании по крику Гермес одержал победу.

Стесихор

Стесихор, греческий лирический поэт, живший в начале 6 в. до н. э. и проведший большую часть жизни на Сицилии. Согласно Сеиде, Стесихор - это псевдоним, а настоящее имя поэта было Тейсий. Александрийские ученые насчитывали двадцать шесть томов сочинений Стесихора, до нас дошло примерно такое же количество небольших фрагментов его стихов. Судя по заглавиям - «Охота на вепря», «Орестея», «Герион», «Эрифила», «Падение Трои», Стесихор пытался дать лирическое истолкование эпическим сюжетам. Существовало предание, что поэт ослеп, когда написал стихотворение, порочащее Елену, и вновь прозрел после создания «Опровержения»; в нем говорилось о древнейшей легенде о Елене, согласно ко- торой Елена осталась в Египте, а в Трою отправился только призрак. Стесихор использовал также сюжеты из сицилийского фольклора, в тому числе и историю о несчастной любви Дафны Стесихора можно рассматривать как предшественника пасторальной поэзии.

Стикс

Река в царстве мёртвых, через которую души умерших традиционно перевозятся Хароном. Иногда она описывается как озеро или топь (болото), как, например, в комедии Аристофана «Лягушки». У Данте - это тоже грязное черное болото, в котором «гневные» должны драться, «друг друга норовя изгрызть в клочки», а «угрюмые» - давиться грязью. И так она появляется в картине Делакруа «Данте и Вергилий, переправляющиеся через Стикс». У Гомера самая страшная клятва богов - присягать именем Стикса. В негомеровской легенде Ахилла погружали в Стикс, чтобы сделать его неуязвимым. Геродот писал о существовании ручья в Аркадии, отвесно срывающегося со скалы, его воды холодны как лед и оставляют черный след на камнях; считалось, что это воды Стикса. В древние времена думали, что воды его ядовиты. Арриан Флавий и Плутарх сообщают о том, что Александр Великий был отравлен водой из Стикса, присланной ему в копыте мула, хотя Павсаний не упоминает об этом факте. Известная картина под названием «Харон, переплывающий Стикс», написанная фламандским пейзажистом Патиниром, изображает широкую реку с двумя поразительно различными берегами: берег живых полон света, а берег мертвых зловеще чернеет под штормовыми тучами; возможно, что это самая удачная попытка передать атмосферу ада.

Стилихон

Флавий (ок. 365-408)

Полководец, возглавлявший войска римского императора Феодосия. Стилихон был романизированным вандалом, сделавшим карьеру на римской службе. В должности главнокомандующего войсками Империи ему удалось сдержать готов на восточных фронтах и в 403-406 отразить первый набег Алариха, он также предотвратил узурпацию Африки, однако не смог воспрепятствовать вторжению в Галлию (406) вандалов, аланов и свевов. Будучи опекуном юного императора Гонория и практически монархом Западной империи, Стилихон попытался купить мир с варварами римским золотом, что вызвало недовольство, и в результате заговора Стилихон был убит. После его смерти Аларих снова вторгся в Италию и в 410 разрушил Рим. Оценки правления Стилихона разнятся. Так, св. Джером, с чьим мнением в данном случае согласен Гиббон, называл Стилихона «варваром-предателем, вооружавшим наших врагов за наш же счет». Однако поэт Клавдиан, которому покровительствовал Стилихон, оставил потомкам прямо противоположное мнение.

Стимфалийские птицы

В хронике подвигов Геракла избиение и изгнание чудовищных птиц с озера Стимфал в Аркадии значится шестым по счету. Эти птицы своими медными перьями, которые они могли метать как дротики, убивали и пожирали людей. Геракл медными трещотками, подаренными ему богиней Афиной, спугнул их и затем часть перебил из лука, часть птиц улетела на остров в Понте Эвксинском, откуда их, согласно Аполлонию Родосскому, изгнали аргонавты. Однако самый подробный отчёт о стимфалийских птицах содержится в восьмой книге «Описания Эллады» Павсания; автор замечает, что эти птицы связаны с культом Артемиды и что резные статуи их венчали святилище богини. Кроме этого, изображение меднокрылых чудовищ встречается на монетах и в вазовой росписи, а также на метопах храма Зевса в Олимпии; В эпоху Возрождения сюжет со стимфалийскими птицами разрабатывался не часто; наиболее известная версия принадлежит Дюреру.

Стоики

Философская школа Стоя была основана Зеноном из Китая (335-263 до н. э.), приехавшим в Афины и занимавшимся с учениками в Пестром портике («Стоя пойкиле»). В дальнейшем учение Зенона развивали Хрисипп (ок. 290-207 до н. э.), Панэтий и Посидоний, и в середине 2 в. до н. э. оно достигло Рима, где сразу же стало популярным среди римской знати (см. Сципион Эмилий). В 1 в. учение Стой развивал младший Сенека. На этические положения стоиков опиралась во времена Нерона и Домициана группа политиков, выступавших против идеи единоначалия: таких сенаторов, как Тразея Пэт и Гельвидий Приск, часто называли «стоической оппозицией». После Эпиктета самым известным стоиком был император Марк Аврелий. Стоики учили, что природа управляется божественным разумом и что человеческое сознание - лишь отблеск божественного. Стоики считали своим моральным долгом жить в гармонии с рациональными принципами, а знание этих принципов они считали добродетелью. Таким образом, чем человек мудрее, тем он добродетельнее, и высшая стоическая мудрость и добродетель состоят в том, чтобы при всех поворотах судьбы сохранять выдержку и самообладание, оставаться безразличным к боли и смерти, быть свободным от предрассудков. Такой свободный человек, считали стоики, обязательно станет справедливым, праведным. Стоики считали также, что божественный разум должен привести к гармонии все человеческое общество целиком, преобразовав его в мировое братство. Стоицизм критиковали гуманисты Возрождения, особенно Эразм Роттердамский, считавший, что стоические моральные принципы противоположны христианскому смирению. «Стоический характер» предполагает стойкость, способность переносить тяжелые испытания. Так как все предопределено заранее, случайность в. судьбе невозможна, нужно быть открытым жизни, ничего не отторгать - так учили стоики, и их мужественный фатализм остается привлекательным поныне.

Страбон

Страбон (ок. 63 до н. э.- ок. 20 н. э.)

Греческий историк и географ из понтийского города Амасеи, который был достаточно богат, чтобы много путешествовать по Малой Азии и Египту и несколько раз посетить Рим. Огромный труд Страбона «Исторические комментарии» в 47 книгах почти полностью утерян, однако его «География» в 17 книгах дошла до нас полностью. Кроме ценных географических сведений о землях Римской империи «География» Страбона содержит замечательное предисловие, в котором автор говорит о важности географии как науки. Страбон многим обязан александрийскому географу Эратосфену (ок. 275-194 до н. э.) и, в частности, разделяет его мнение о шарообразности Земли, однако больший интерес представляет не физическая, а политическая география Страбона, содержащая богатый исторический и мифографический материал.

Суд париса

Эта история, хотя Гомер ее и не пересказывает, стала причиной Троянской войны. На свадьбе Лелея и Фетиды богиня раздора Эрида в отместку за то, что ее не пригласили, бросила среди гостей яблоко с надписью «Прекраснейшей». Богини Гера, Афина и Афродита призвали Париса, который в то время пас овец на склонах Иды, чтобы он выбрал из них прекраснейшую. Чтобы склонить Париса на свою сторону, Гера пообещала ему власть над миром, Афина - военную славу, а Афродита - самую красивую женщину на земле. Парис вручил яблоко Афродите (что само по себе весьма логично). Афродита помогла Парису увезти Елену в Трою, после чего и началась война, в которой отвергнутые Парисом Гера и Афина выступили на стороне ахейцев. В Спарте был найден костяной гребень, датированный 7 в. до н. э., на котором изображена сцена суда Париса; этот сюжет часто использовался и в вазописи. Более поздние авторы - Лукиан и Овидий вводят в легенду дополнительные детали - так, например, яблоко становится золотым и волшебным.

Благодаря Овидию («Героини») легенда о суде Париса была хорошо известна в средневековой Европе. Впоследствии ее разрабатывали такие разные художники, как Кранах, Рубенс, Ватто, Клод, Ренуар, Гоген и др.

Сулла

Луций Корнелий (138-78 до н. э.)

Римский полководец, лидер аристократической консервативной партии оптиматов в гражданской войне против популяров, которых возглавлял Марий. Ранние воинские успехи Суллы связаны с разгромом войск Митридата IV, взятием Афин и заключением выгодного Дарданского мира (85). После того как Сулла нанес поражение Марию, он провозгласил себя диктатором Рима на неограниченный срок. Сулла радикально изменил конституционную и юридическую системы, вновь передав суды в руки сената, ограничил полномочия народных трибунов. В 79, признав, что методы его правления не улучшили жизнь общества, сложил полномочия. Его почти царский стиль жизни, жестокость к политическим противникам и грекам помнили долго; они увековечены в «Жизнеописаниях» Плутарха.

Сфинкс

Сфинкс (Сфинга)

В греческой мифологии чудовище, порожденное Тифоном и Ехидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. В Грецию легенды о сфинксах пришли через Ближний Восток из Египта, где представляли собой полульва-получеловека. Сфинкс был наслан Герой на Фивы за прегрешения отца Эдипа, царя Лая. Он задавал всем прохожим свою знаменитую загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером - на трех?» - и тех, кто не мог дать правильный ответ, чудовище убивало. Таким образом погибло много знатных фиванцев. И только Эдип разгадал загадку: «Человек, который ползает в младенчестве на четвереньках, ходит на двух ногах в зрелом возрасте и опирается на палку в старости», - и тогда Сфинкс бросился в пропасть, а Эдипа за проявленную им мудрость фиванцы избрали своим царём.

Изображения сфинксов были очень популярны в античном искусстве, их помещали чаще всего на фризах дворцов, иногда с крыльями. Постепенно они утратили однозначно дурную славу, став таинственными роковыми существами с красивыми женскими лицами и женской грудью - как на полотнах Энгра или Моро. Неожиданную трактовку образа дал Тютчев, сравнив со Сфинксом природу:

Природа - Сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Сцевола

Гай Муций

Легендарный предок семьи Муциев, прозвищем которого («сцевола» - «леворукий») называли себя все члены этого клана. Согласно семейному преданию, Сцевола, придя в лагерь Порсенны, положил свою правую руку на горящий алтарь и молча смотрел, как она горела, чтобы продемонстрировать этрускам выдержку римлян и их готовность сражаться до конца. Эту весьма типичную для ранних римлян патриотическую легенду Ливии приводит в качестве поучительного примера, а Мантенья и Тьеполо воспроизвели на своих полотнах. Из семьи Муциев вышло несколько выдающихся юристов.

Сцилла

Сцилла (СКИЛЛА)

1. Дочь мегарского царя Ниса.

2. Морское чудовище, жившее на берегу одного из проливов, по другую сторону которого обитало ещё одно чудовище - Харибда; они подстерегали мореходов. Через этот пролив удалось проплыть Одиссею и аргонавтам. У Сциллы было шесть голов, а ее брюхо окружал пояс из лающих псов - такой Сциллу изображали на вазах. Согласно легенде позднего происхождения, которую передает Овидий, Сциллой была заколдованная Киркой нимфа, в которую влюбился Главк. До сих пор на Калабрийском побережье существуют мыс, называемый Сциллой, и городок с тем же именем. На монетах из Акрагаса (Агригента) Сциллу изображали в виде краба, однако описание Гомера скорее позволяет предположить, что прообразом Сциллы служит осьминог.

Сципион африканский старший

Публий Корнелий (235-183 до н. э.)

Член знаменитой семьи Сципионов, получивший прозвище Африканский, после того как в 202 разбил войска Ганнибала в битве при Заме, тем самым решив исход 2-й Пунической войны. Тактическим и стратегическим мастерством Сципиона военные специалисты восхищаются до сего дня. Сципион изгнал карфагенян из Испании, успешно вел войну против поддерживавшего Ганнибала Филиппа V Македонского. и, наконец, несмотря на противодействие сената, высадился в Африке. Сципион в течение десяти лет успешно руководил преданной ему армией; и не случайно сложилось представление о его божественной миссии. Римляне видели в Сципионе наследника самого Александра Великого. Гражданская карьера Сципиона была менее успешной - после того как он дважды избирался консулом, политические противники обвинили его во взяточничестве, он ушел в отставку и вскоре умер. В одном из своих «моральных писем» (№ 86) Сенека описывает простоту обстановки загородного дома Сципиона, находившегося недалеко от Неаполя. В Европе о Сципионе знали главным образом по труду Ливия, Петрарка написал о Сципионе длинную эпическую поэму «Африка», которая помимо прочего в 14 в. играла роль энциклопедии античной мифологии. О Сципионе неоднократно упоминают Данте и Монтень. Пуссен создал картину на популярный сюжет, взятый из 26-й книги «Истории Рима» Ливия («Целомудрие Сципиона»): Сципиону предлагают взять в наложницы пленную девушку, но он отказывается и возвращает ее жениху. Можно упомянуть также картину Мантеньи «Триумф Сципиона».

Сципион эмилиан

АФРИКАНСКИЙ МЛАДШИЙ (НУМАНСКИЙ)

Публий Корнелий (185-129 до н. э.)

Младший сын Эмилия Павла, разбившего греков в 3-й Македонской войне, приемный сын Сципиона Африканского Старшего. Сципион разбил карфагенян во время 3-й Пунической войны и захватил Нуманцию. Сципион Эмилиан вместе с оратором Гаем Лелием возглавлял группу молодых сенаторов, известную как «кружок Сципиона», которые изучали греческую литературу и философию, поддерживали отношения с философом-стоиком Панецием и греческим историком Полибием и оказывали покровительство комедиографу Теренцию. О «кружке Сципиона» упоминает Цицерон в диалогах «О дружбе» и «О государстве», при этом явно симпатизируя выдвинутой этим сообществом идее объединить все лучшее из греческой и римской цивилизации.

Предыдущая страница Следующая страница