Словарь древнегреческих имен
Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"СИЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"СИЛ")

Сабазий

Бог-целитель, культ которого был распространен сначала во Фракии, потом - в Греции (с 4 в. до н. э.) и в Италии (со 2 в. до н. э.). Священным животным Сабазия являлась змея. Иногда Сабазия отождествляли с библейским Яхве, иногда - с римским Юпитером. В качестве даров Сабазию приносили бронзовые руки и т. п., что косвенно указывает на его восточное происхождение.

Савмак

Раб, вождь восстания (108-107 до н. э.) против боспорского царя Перисада V. Восстание было подавлено войсками Митридата VI Понтийского (Евпатора), а Савмак, выбранный царем, был казнён.

Саллюстий

Гай С. Крисп (86-34 до н. э.)

Римский историк и политический деятель. Саллюстий был политическим противником сената и В гражданской войне поддерживал Цезаря. Позже Саллюстия назначили управляющим в Нумидии, где он сколотил огромное состояние. Вернувшись в Рим, Саллюстий создал знаменитые сады, названные его именем, отошел от политики и посвятил свой досуг написанию исторических трудов, из которых до нас полностью дошли лишь «Заговор Катилины» и «Югуртинская война», повествующая о войне Рима с нумидийским царем Югуртой в 111- 105 до н. э. Подражая Фукидиду, Саллюстий писал сжатым стилем, который, в свою очередь, повлиял на стиль Тацита, назвавшего Саллюстия самым блестящим историком Рима. Саллюстий известен также как политический оппонент Цицерона.

Салмоней

Сын Эола и брат Сизифа, царь Элиды. Подражая громовержцу Зевсу, Салмоней стал швырять горящие головни и бряцать медью, за что был поражен молнией и брошен в Тартар. Историю Салмонея античные авторы часто приводят как пример наказанной Немесидой человеческой дерзости.

Салус

Римская богиня здоровья и благополучия (от лат. 5а1и1айо - «здравствуй»). Храм богини Салус был построен в 302 до н. э. Когда римлянин при встрече произносил это приветствие, он как бы поручал встреченного попечению этой богини.

Сапфо

Сапфо (род. ок. 612 до н. э.)

Греческая лирическая поэтесса из Митилены на острове Лесбос, современница Алкея. Вокруг Сапфо образовалась группа знатных женщин и девушек, посвятивших себя служению Афродите. В своих стихах, иногда изящных и грациозных, иногда полных мучительной страсти, Сапфо выражала своим подругам переполнявшие ее чувства, и отсюда пошли современные выражения «лесбийская любовь», «лесбиянка». О жизни Сапфо известно очень мало - неудачное сватовство Алкея или история о ее несчастной любви к Фаону скорее всего вымышлены. Согласно этой легенде, Сапфо покончила с собой, бросившись в море с утеса на острове Левкадия, - подобные прыжки считались ритуальными в рамках местного культа Аполлона. Сапфо писала стихи на эолийском диалекте, используя различные размеры, в том числе и знаменитую «сапфическую строфу». Дошедшие до нас фрагменты семи книг стихов Сапфо, в свое время переписанные Горацием, включают гимны богам, свадебные песни и любовную лирику. Художественная насыщенность стиха Сапфо, сочетающаяся с его прямотой и откровенностью, ставит Сапфо в ряд величайших поэтов.

Сарпедон

В «Илиаде» Гомера - один из союзников троянцев, ликийский царь, убитый Патроклом, оплаканный Зевсом и затем перенесенный в Ликию Сном и Смертью. В Ликии существовал культ героя Сарпедона, впоследствии мифографы стали считать Сарпедона сыном Зевса и Европы и дядей Главка, заставив его при этом пережить три поколения родственников, чтобы сохранить соответствие хронологии.

Сасаниды

Династия иранских царей. Правили с 227 до н. э., после свержения династии Аршанидов, до 636-642, когда в страну вторглись персы. Сасаниды успешно сражались против Рима и сдерживали натиск гуннов. В истории сохранилось множество свидетельств, показывающих роскошь сасанидских правителей (наскальные барельефы, монеты, утварь, великолепные дворцы).

Сатиры

В ранней греческой мифологии сатиры - это демоны плодородия, полуживотные духи холмов и деревьев, озорные и похотливые существа, гоняющиеся за нимфами или сидящие на дионисийских пирушках. Такими изображали сатиров на вазах начиная с 6 в. до н. э. Игрой сатиров с лошадиными хвостами по традиции завершалась любая драматическая трилогия - единственная полностью дошедшая до нас пьеса такого рода - это «Циклопы», приписываемые Еврипиду. По римским копиям известны несколько скульптур сатиров работы Праксителя, из которых больше других известен «Сатир, пьющий вино». Так же как Фавна и Пана, римляне изображали сатиров с козлиными ногами и рогами. В этом виде сатиры обычно появляются и в европейской живописи, например у Тициана («Вакх и Ариадна»), Рубенса («Нимфы и сатиры») и Пуссена. Иногда сатиры изображались в виде детей, как, например, у Боттичелли («Венера и Марс») и Микеланджело («Вакх»). В Европе сатиров обычно связывали с аркадской идиллией и совершенно забывали об исходном зловещем характере этих персонажей - пожалуй, только «каликанцары» - лешие греческого фольклора сохранили характерные черты сатиров, роднящие их с кентаврами.

Сатурн

Древний италийский бог земледелия (от. лат. sat - «сеять»). Позже Сатурна стали отождествлять с Кроносом и считать мужем Реи и отцом Юпитера. Храм Сатурна в Риме был освящен, в 497 до н. э. и получил статус «национального достояния» - девять колонн, оставшихся от этого храма, можно и сегодня увидеть на Форуме. Празднества Сатурна - сатурналии - проводились ежегодно 17 декабря: в этот и последующие 5-7 дней отпускали на свободу рабов, обменивались подарками, жгли свечи и выбирали «королеву бала». В 4 в. до н. э. сатурналии были приурочены к празднованиям Рождества и Нового года. У римских поэтов эпоха правления Сатурна обычно отождествляется с золотым веком.

Сбитой и клеобис

Герои Аргоса, сыновья жрицы Геры. Во время праздника, посвященного богине Гере, когда не оказалось волов для колесницы их матери, Битон и Клеобис впряглись и сами отвезли жрицу в храм. Мать попросила Геру наградить сыновей за такую любовь к ней лучшим из даров. Богиня исполнила просьбу: братья умерли в храме, одновременно, не заметив этого. История, рассказанная Салоном Крезу, царю Лидии, приводится Геродотом, чтобы проиллюстрировать парадокс - «не называй человека счастливым, пока он не умер». В музее в Дельфах хранятся античные статуи братьев, созданные ок. 600 до н. э.

Светоний транквилл

Светоний Транквилл Гай (ок. 69-140)

Римский историк, писатель, биограф, друг и корреспондент Плиния Младшего, личный секретарь императора Адриана. Все его работы по естественной науке и классической древности не сохранились, за исключением некоторых фрагментов, в частности трактата «О знаменитых мужах». Полностью дошел до нас лишь его труд «Жизнеописания знаменитых Цезарей» (от Юлия Цезаря до Домициана), считавшийся в средние века образцом жанра биографии. Так, сочинение Эйнгарда «Жизнь Карла Великого» написано в традициях, заложенных Светонием: сначала излагается история рода и ранние годы жизни героя, затем его общественная или государственная карьера, физический феномен и, наконец, его частная жизнь. Биографии Светония, колоритные изображениями пороков его героев, снискали Светонию репутацию сплетника, но на самом деле факты (или слухи), собранные писателем, изначально призваны развлекать читателя, они зачастую откровенно анекдотичны, но при всем при этом органично уживаются с историческими фактами, весьма выпукло рисуют конкретную эпоху и стиль жизни. В какой-то мере он положил начало жанру светской хроники.

Свида

Свида (правильнее - Суда)

Искаженное название самого обширного греческого лексикона или литературной энциклопедии, составленной в кон. 10 в. Автор неизвестен. Лексикон содержит не только толкования редких слов, но и персоналии, посвященные античным авторам, а также материалы по истории Византии. Архиепископ Евстафий Фессалоникский ошибочно счел название трактата именем его автора (Свида). Слово «свида» может означать «крепость», «свайная постройка».

Север александр

Север александр (208-235)

Римский император с 222. Был усыновлен двою- родным братом - императором Элагабалом. Достиг власти благодаря своей бабушке Юлии Мезе, сестре жены Септимия Севера и матери Юлии Маммен. Именно эти женщины реально правили государством во время его правления. Хотя Север Александр вел оборонительные войны против Сасанидов и против алеманнов на Рейне, он снизил расходы на нужды армии. Это привело к обострению отношений между императором и солдатами. Север Александр и его мать Юлия Маммен были убиты, и с их смертью прекратилась династия Северов.

Секст эмпирик

Секст Эмпирик (1 в.)

Греческий философ и врач. Эмпирик в медицине и скептик в философии. Отрицал существование богов и души, сомневался в возможности познания истины. Для того чтобы быть счастливым, по его мнению, нужно придерживаться традиций и законов. Познание относительной истины возможно, если основываться на личных ощущениях, но не больше. Благодаря сохранившимся сочинениям, таким, как «Против ученых», до нас дошли сведения об античном скептицизме.

Секстий латеран

Первый римский консул-плебей (выбран в 366 до н. э.). Облегчил положение плебеев, приняв три закона: ограничил частную собственность на землю, облегчил возврат долгов и дал возможность плебеям занимать высшую государственную должность.

Селена

Богиня Луны, возможно, восточного происхождения. Греки отождествляли Селену с Артемидой, а римляне - с Дианой или древней италийской богиней Луной, кроме того, и греки и римляне отождествляли ее с Гекатой. Ее возлюбленным считался Эндимион. Полагали, что Селена покровительствует колдовству и способна вызывать любовные чары. Как и у богини утренней зари Эос, у Селены была упряжка лошадей, на которых она путешествовала по небу. Подобное изображение сохранилось на восточном фронтоне Парфенона.

Семела

Дочь фиванского царя Кадма, родившая от Зевса бога Диониса. Согласно легенде, которую передают Еврипид («Вакханки») и Овидий, Семела по злоумышленному совету ревнивой Геры попросила своего любовника Зевса явиться в своем настоящем облике. Тот предстал перед ней среди молний и грома и испепелил Семелу, а не успевшего родиться младенца Зевс зашил себе в бедро и выносил (см. Дионис). Имя Семелы - не греческого происхождения: возможно, что это переделанное имя Селены.

Известно много изображений Зевса и Семелы, в особенности у Тинторетто. По мотивам легенды Гайдн создал ораторию.

Семеро против фив

Героический эпизод фиванского эпоса, относящийся ко временам Этеокла. Все участники перечислены в трагедии Эсхила «Семеро против Фив», а также в трагедиях Еврипида «Финикиянки» и «Просительницы» следующим образом: Адраст, Амфиарай, Капаней, Гиппомедонт (царь Аргоса), Партенопей (сын Мелеагра и Аталанты), Полиник (брат Этеокла) и Тидей (отец Диомеда). Войско состояло из семи отрядов под командованием семи вышеназванных полководцев (по числу ворот в Фивах). Все участники, кроме Адраста, погибли.

Семирамида

1. Царица, родом из Вавилона (9 в. до н. э.). После смерти мужа царица Шаммурамат (таково ее имя в ассирийской транскрипции) стала всевластной регентшей при малолетнем сыне.

2. В мифологии - дочь сирийской богини Деркето, оставленная после рождения в горах. Семирамиду выкормили голуби. Пастухи нашли маленькую девочку, воспитали ее. Она вышла замуж сначала за царского советника, затем за самого вавилонского царя. После смерти Семирамида превратилась в голубку.

Её имя связывают с созданием знаменитых «висячих садов», одного из семи чудес света. Однако, по другим источникам, «висячие сады» появились только в 6 в. до н. э.

Семь мудрецов

Греции.

Обычно к ним причисляют следующих греческих мыслителей и государственных деятелей 7 и 6 вв. до н. э.: Фалеса Милетского, Солона из Афин, Бианта из Приены, Хилона из Спарты, Клеобула с Родоса, Периандра из Коринфа и Питтака из Митилены. Семи мудрецам приписывают максимы, некоторые из которых начертаны у входа в храм Аполлона в Дельфах: «познай самого себя» (Хилон), «ничего слишком» (Солон), «лучше всего - это знать меру» (Клеобул), «соблюдай меру» (Фалес), «нажива ненасытна» (Питтак), «плохие люди составляют большинство» (Биант).

Семь холмов

Рима.

Возвышенности на левом берегу Тибра, на которых был заложен город Рим, можно и сейчас различить, несмотря на современную застройку. Семь холмов - это Капитолий, Палатин и Авентин, которые окружают Квиринал, Виминал, Эсквилин и Целий. После того как во время нашествия гуннов была испорчена система акведуков, снабжавших Рим водой, семь римских холмов стали безжизненными. Средневековый Рим располагался не на семи холмах, а в низинах между этими холмами, и только в 16 в., когда усилиями римских пап была реконструирована система акведуков, стало возможным построить на римских холмах великолепные дворцы и соборы, восстановившие былое величие Рима.

Семь царей

Рима.

Согласно традиции, это - Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый.

Семь чудес света

Египетские пирамиды под Мемфисом, галикарнасский мавзолей, вавилонские «висячие сады», эфесский храм Артемиды, статуя Зевса в Олимпии работы Фидия, Колосс Родосский и александрийский маяк (огромная фаросская крепость с маяком, где, по мнению Гомера, находилось жилище Протея; его построил в 279 до н. э. архитектор Сострат, служивший у Птолемеев; маяк был посвящен «богам- спасителям», в число которых входили Кастор, Поллукс и царствующая чета). Это грандиозное сооружение имело высоту более 120 м и заканчивалось отражающим свет фонаря «зеркалом» (полурефлектором-полутелескопом) и статуей Посейдона. Составляющие «семерки» варьировались; так, на «чудеса света» претендовали: алтарь на Делосе, дворец Кира (Пергам или Персеполь), египетские Фивы, вавилонские стены, храм Зевса в Кизике, Капитолий и Колизей, храм Св. Софии, Ноев ковчег и храм Соломона в Иерусалиме и другие шедевры зодчества или пластического искусства.

Сенека

Сенека

1. Сенека Анней Старший (ок. 55 до н. э.-ок. 40 н. э.)

Римский ритор из Кордубы (Испания), отец философа Сенеки (2) и дед поэта Лукана. До нас частично дошло руководство по риторике, содержащее записанные по памяти отрывки речей великих ораторов, которых Сенеке доводилось слышать за свою жизнь; он представляет интерес как для истории ораторского искусства, так и для истории литературной критики.

2. Сенека Луций Анней Младший (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.)

Родился в Испании, но провел большую часть жизни в Риме, будучи философом и писателем, а одно время - воспитателем и главным советником императора Нерона. Именно благодаря наставничеству Сенеки первые пять лет царствования Нерона впоследствии вспоминали как время образцового правления. Благосклонность императорского двора позволила Сенеке нажить огромное состояние, за что со стороны сената он подвергался неоднократным нападкам. В 62 Сенека испросил у Нерона разрешения уйти в отставку. Тремя годами позже Нерон вынудил Сенеку покончить жизнь самоубийством после обвинения в причастности к заговору Пизона. Стоическим самообладанием Сенеки перед смертью восхищается Тацит в «Анналах» (кн. 15); умирающего Сенеку изобразил также на своей картине Рубенс. В число основных сочинений Сенеки входят его сатиры «Отыквление божественного Клавдия» (от слова «тыква»), философские диалоги на этические темы («О дружбе», «О благодарности», «О предопределении» и др.), его труд «Естественно-научные вопросы» и, наконец, «Моральные письма», адресованные его другу Луциллию и на самом деле представляющие собой экзистенциальные эссе, в которых Сенека выразил свои стоические убеждения. Сенека писал также трагедии, девять из которых до нас дошли. Сенека использует классические мифологические сюжеты («Медея», «Федра», «Эдип», «Фиест» и др.), однако трактует их совершенно иначе, нежели греческие трагики, и, кроме того, из-за своей патетичности и риторического стиля они скорее предназначены для чтения, чем для постановки на сцене. Долгое время считалось, что эти трагедии принадлежат другому Сенеке, и на протяжении средних веков Сенека был известен только как философ-моралист. Сенеку вместе с Цицероном и греческими философами Данте с Вергилием встречают на Лимбе («Божественная комедия», Ад, 4). Св. Джером даже включил Сенеку в свой список христианских святых, опираясь на апокрифическую переписку Сенеки с апостолом Павлом. Сенека оказал влияние на таких мыслителей Возрождения и нового времени, как Петрарка, Эразм Роттердамский, Бэкон и Монтень.

Сенусерт

Три фараона Египта носили это имя. Наиболее известен из них Сенусерт III (1877-1839 до н. э.), которого греческий историк Геродот называет Сезострисом и приписывает наибольшее могущество Египта именно во времена его царствования.

Септимий север

Септимий север (римский император, 193-211)

Септимий Север был родом из приморского города Лептис Магна на севере Африки, и в свою бытность императором он отстроил свой родной город с таким великолепием, что его развалины знамениты до сих пор. При Марке Аврелии Септимий Север стал сенатором и консулом; позже, после смерти Марка Аврелия и с начавшейся борьбой за престол, был войсками провозглашен императором и после победы над претендентами установил открытую военную монархию. Основной опорой Септимия Севера стала новая, воссозданная из провинциальных частей гвардия. Солдатам был облегчен путь в сословие всадников. Септимий Север вел успешную борьбу с парфянами и в честь победы (в 203) возвел в Риме Триумфальную арку, великолепное здание Септизония и начал строительство терм Каракаллы. Его жена, сирийка Юлия Домна, красивая и образованная женщина, содержала «салон», в который входили среди прочих врач Гален и философ Флавий Филострат. Под покровительством Юлии Домны Филострат создал свои известные жизнеописания Аполлония Тианского и софистов.

Биография Септимия Севера описана в «Истории Августов».

Серапис

Серапис (САРАПИС)

Бог плодородия, здоровья, моря и Подземного царства. Птолемей I всячески пропагандировал его культ, который, по сути, был суммарным: Птолемей I приказал привезти из Малой Азии изображение Зевса, которому дал имя, сложив имена божественного быка Аписа и бога мертвых Осириса. Роль бога-целителя перешла к Сарапису от Имхотепа, мемфисского бога. К Сарапису, как к божеству мореплавателей, обращались моряки в портовом городе Александрия. Изображался Сарапис в виде зрелого мужчины с мерой зерна на голове.

Сербии туллий

Согласно преданию, шестой - предпоследний - римский царь, правивший в период с 578 по 534 до н. э. Сервий Туллий является также исторической личностью, ответственной за строительство храма латинской богини Дианы на Авентинском холме и городской стены, руины которой сохранились до сих пор, однако они датируются не раньше чем 4 в. до н. э., впрочем, они могут представлять собой остатки стены, построенной на месте другой, более древней. Этому царю приписывается также создание законодательства (так называемого Сервиева), согласно ему, римские граждане были разделены в соответствии с имущественным цензом.

Серторий

Квинт (ок. 122-72 до н. э.)

Популярный римский политик и полководец, оппонент диктатора Суллы и идеалист в душе. Плутарх приводит жизнеописание Сертория, чтобы на его примере продемонстрировать такие традиционно восхваляемые римлянами добродетели, как смелость, способность к лидерству и великодушие к подчиненным. Когда Серторий был управляющим в Испании, лузитане обратились к нему с просьбой сформировать собственное независимое от Рима правительство, и Серторий действительно сформировал из живших в Испании римлян - последователей Мария и Цинны - независимый сенат, а также построил школы для обучения в них испанцев, которые верили в божественную миссию Сертория и считали, что белый олененок, которого Серторий водил за собой, - подарок покровительствующей ему Дианы. Серторий заключил военный договор с понтийским царем Митридатом и смог продержаться несколько лет, до тех пор когда специально посланная из Рима армия под командованием Помпея не лишила его власти. В конце концов Серторий потерял свою популярность и был убит.

Сет

Сет (греч., егип.)

Мрачный бог пустыни, бог бури и землетрясений. Согласно мифу, Сет, убив своего брата Осириса, хотел занять его место, но встретил отпор от сына Осириса, бога Гора. Бога пустыни Сета представляли либо в образе мифического животного, либо человека с головой этого животного. Греки отождествляли Сета с Тифоном. Уже в 8 в. до н. э. произошла демонизация этого образа.

Сеян

Луций Элий (ок. 20 до н. э.-18 н. э.)

Префект преторианцев (императорской гвардии). Сеян был фаворитом Тиберия и пользовался большим влиянием; так, в 26 н. э. склонил императора покинуть Рим и правил самолично: устранял всех неугодных ему, пока не был обвинен в государственной измене и казнен. Тацит в «Анналах» представляет Сеяна расчетливым монстром.

О крахе честолюбивой карьеры Сеяна рассказывается в трагедии Бена Джонсона «Сеян».

Сивилла

Первоначально греки называли так женщин-пророчиц, пришедших с Востока. Варрон насчитывает их уже десять. Самая знаменитая - Сивилла из Кум (Кампания); в «Энеиде» Вергилия она учит Энея, как спуститься в Подземное царство (см. Золотая ветвь). Существует легенда о том, как Сивилла предложила римскому царю Тарквинию Древнему купить девять книг ее пророчеств. Царь отказался купить эти книги за назначенную Сивиллой цену, и тогда Сивилла сожгла три книги и предложила купить оставшиеся. Царь опять отказал, но, когда ясновидящая сожгла еще три книги с начертанным будущим, он купил оставшиеся за первоначальную цену, за которую он мог получить все девять книг. Как мы знаем по рассказу Ливия, , эти книги хранились у специально назначенных . жрецов, и к ним обращались только по особому;. распоряжению сената. Когда эти книги сгорели во время пожара 83 до н. э., их заменили другими (до сих пор существуют четырнадцать книг «Оракулов Сивилл», которые включают христианские и иудейские апокрифы). Последний раз к книгам пророчеств Сивиллы, хранящимся в римском храме Аполлона, обращались за помощью в 4 в. н. э., и вскоре после этого они были сожжены по приказу Стилихона.

В христианской литературе и искусстве Сивилла ставилась рядом с ветхозаветными пророками (см. также «Мессианская эклога» Вергилия) и как бы заполняла пространство между ними и гадателями-мошенниками. В кафедральном соборе в Ульме Сивилла изображена вместе с ветхозаветными женщинами и христианскими подвижницами. Микеланджело, Рафаэль, Мэнтенья, Тинторетто, Тернер, Рембрандт оставили замечательные образы вещих пророчиц. В «Метаморфозах» Овидия Энея встречает Сивилла, уже пережившая несколько по- колений. Она рассказывает, что Аполлон выполнил её просьбу дать ей столько лет жизни, сколько пылинок окажется в пригоршне пыли, однако при этом она забыла выпросить у бога еще и вечную молодость. В «Сатириконе» Петрония Тримальхион рассказывает, что видел Кумскую Сивиллу подвешенной в бутылке, которая на вопрос: «Что ты хочешь?» отвечала: «Хочу умереть».

Сидоний аполлинарий

Сидоний аполлинарий (ок. 430-ок. 485)

Государственный деятель родом из галльской аристократической семьи. В 468 Сидоний был префектом Рима, а в 469 стал епископом Клермона (Франция), где он поддерживал борьбу жителей города с вестготами. Сидоний написал несколько манерных панегириков императорской фамилии. Став епископом, Сидоний перестал заниматься поэзией. Подражая Плинию Младшему, написал девять томов писем, которые являются важным историческим свидетельством жизни Галлии в 5 в. и падения Западной империи. Впоследствии Сидоний был канонизирован как христианский святой.

Сизиф

Коринфский царь, предок Беллерофонта, по одной из версий - отец Одиссея. Сизиф был великим мошенником и, соревнуясь в искусстве воровства с Автоликом, победил его. У Гомера мы встречаем Сизифа уже в Аиде, терпящим наказание за совершенные преступления. Наказание Сизифа состояло в том, что он должен был вкатывать на вершину холма тяжелый камень, который, достигнув вершины, сразу же скатывался обратно (поэтому странно, что Тициан изобразил Сизифа несущим камень на спине). Выражение «сизифов труд» означает «бессмысленные, бесполезные усилия». Альбер Камю озаглавил свое эссе об абсурдности человеческого бытия «Миф о Сизифе».

Сикофант

Первоначально - соглядатай в Афинах, следивший за тем, чтобы не нарушался запрет на вывоз фиг, что и определило крайнюю непопулярность в народном сознании этого должностного лица. Позднее сикофантами стали называть профессиональных «обвинителей» или «адвокатов», которые за денежное вознаграждение способствуют оправданию или, наоборот, наказанию подсудимых. Этих вымогателей высмеивал Аристофан. Сегодня сикофант - доносчик, предатель, клеветник.

Силен

Первоначально силены были духами природы, демонами плодородия - подобными сатирам, однако начиная с 6 в. до н. э. силена стали изображать в виде человека с лошадиными ушами (например, на вазе Франсуа) и ассоциировать его с Дионисом, иногда считая силена воспитателем этого бога. Силен почти всегда появляется в состоянии опьянения (как в истории с Мидасом), демонстрируя свою мудрость и большие, часто тайные, знания (например, у Вергилия в шестой эклоге). С силеном часто сравнивали Сократа - с одной стороны, из-за его непривлекательной внешности, с другой - из-за его божественной мудрости, а один из участников платоновского «Пира», Алкивиад, сравнивает Сократа с глиняной фигуркой силена, устроенной наподобие матрёшки - если её открыть, внутри оказывается фигура бога.

Это сравнение Алкивиада как символ того, что вещи не таковы, какими они кажутся на первый взгляд, часто использовали ренессансные авторы: так, например, Рабле в прологе к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» называет силенами маленькие шкатулки, в которых хранятся ценные лекарства и парфюмерия, а знаменитый сборник изречений Эразма Роттердамского известен как «Алкивиэдовы силены». Силена изображали на своих «вакхических» полотнах Тициан, Козимо, Рубенс, Герико.

Предыдущая страница Следующая страница