Словарь древнегреческих имен
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПИС"-"ПТО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПИС"-"ПТО")

Писистрат

Писистрат (ок. 600-528 до н. э.)

Тиран Афин, благоволящий деспот, под чьим правлением Аттика процветала культурно и экономически. Во времена правления Писистрата (561 -528 до н. э.) в Аттике была введена единая монетная система, а аттические чернофигурные вазы стали экспортироваться во все части Греции. Греческие историки утверждают, что именно Писистрат ввел традиционные Дионисийские празднества и позаботился о создании канонических текстов гомеровских поэм. Писистрат сохранил на протяжении своего правления конституцию Солона и подготовил почву для будущих демократических реформ.

Питтак

Питтак (ок. 650-570 до н. э.)

Правитель Митилен, такой же умеренный демократ, как и его современник Солон, впоследствии причисленный к Семи мудрецам Греции. Питтак был политическим оппонентом поэта Алкея.

Пифагор

Пифагор (ок. 540-500 до н. э.)

Греческий философ и математик, родившийся на Самосе и впоследствии, после путешествий в Египет и Вавилон, живший в Кротоне, на юге Италии. Там Пифагор стал лидером аскетической общины, в которую входили как мужчины, так и женщины, считавшие Пифагора гиперборейским Аполлоном. Пифагор был строгим вегетарианцем и развивал учение о переселении душ и их очищении в процессе перевоплощения, которое оказало значительное влияние на Платона и Эмпедокла. Пифагор определил также основные музыкальные интервалы и считал, что небесные тела подчиняются аналогичным законам гармонии. Эта концепция «музыки сфер» нашла отражение в платоновском «Тимее». До нас не дошли труды Пифагора (так называемую теорему Пифагора мы знаем прежде всего по «Началам» Евклида), и очень трудно разобраться, какие из многочисленных легенд о Пифагоре основываются на действительных фактах. Ценные сведения о Пифагоре можно почерпнуть из трудов Платона и .Аристотеля, а также - что весьма неожиданно - из последней книги «Метаморфоз» Овидия - в ней Пифагор излагает свое учение о переселении душ Нуме Помпилию, который, если он действительно был вторым римским царем после Ромула, должен был, согласно традиционной хронологии, жить лет на 150 раньше Пифагора.

Пифия, Пифон

Жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. Пифия получила свое имя от Пифона - дракона, охранявшего оракул Геи. Аполлон убил дракона стрелой и основал свой оракул. Колонну в виде трехглавого дракона, которую описывают Геродот и Павсаний, можно и сегодня увидеть на старом ипподроме в Стамбуле. Легенда о Пифоне и Аполлоне отражает победу олимпийских богов над древними хтоническими божествами; каждые четыре года в честь победы Аполлона над Пифоном устраивались Пифийские игры, включавшие в себя помимо спортивных соревнований музыкальные и театральные представления. Самое раннее изложение этой легенды содержится в гомеровском гимне «Аполлону Пифийскому».

Плавт

Тит Макций (ок. 254-184 до н. э.)

Римский комедиограф. Комедии Плавта (из 130 до наших дней сохранилась 21) построены по образцам греческой «новой комедии» («новоаттической комедии», см. Менандр), однако эти образцы с большим вкусом и умением переработаны Плавтом специально для римской публики. Кроме всего прочего, комедии Плавта служат бесценным источником разговорной латинской лексики. Плавт был практически забыт в средние века, однако в эпоху Возрождения его комедии стали переводиться на европейские языки, оказав существенное влияние на последующую литературу. Так, сюжет комедии «Близнецы» лег в основу шекспировской «Комедии ошибок», а «Золотой горшок» - мольеровского «Скупого». Следуя «Амфитриону» Плавта, Мольер написал также собственного «Амфитриона» (см. Амфитрион).

Платон

Платон (427-347 до н. э.)

Философ из Афин, ученик Сократа и учитель Аристотеля. До нас дошли почти все труды Платона, включающие в себя «Апологию Сократа», двадцать пять диалогов, в большей части которых участвует Сократ, и письма (не все из которых подлинные). «Апология Сократа» представляет собой попытку реабилитировать Сократа, казненного по обвинению в бесчестье. Ранние платоновские диалоги представляют Сократа, учившего, что Знание и Добродетель - это одно и то же: действительно, чтобы правильно себя вести, надо знать, что же на самом деле хорошо, и обратно - узнать, что хорошо, можно только при правильном поведении. Отсюда Платон развивает свою теорию Идей (Форм); согласно Платону, над меняющимся чувственным миром вещей существует мир вечных неизменных Идей, на вершине которого находится Идея Блага («хорошести»). В диалоге «Государство», написанном в десяти книгах, представлена идеальная модель общества, в котором немногочисленные правители-философы, знающие, что на самом деле есть Благо, то есть что на самом деле хорошо и правильно, управляют всеми остальными людьми, не способными оторваться от чувственного иллюзорного мира и потому имеющими о Благе лишь самое отдаленное представление. На философские воззрения Платона глубокое влияние оказали пифагорейцы, с которыми он встречался во время своих путешествий по Греции, в частности, именно у пифагорейцев Платон перенял использование мифологических образов для демонстрации своих философских соображений.

В оливковой роще близ Афин Платон основал свою школу - Академию. Академия существовала до 529 (почти тысячу лет!), когда ее деятельность была запрещена Юстинианом. Платон не хотел оставаться чистым теоретиком и стремился на деле осуществить задуманную им форму государственного устройства. Для этого Платон решил обучить сиракузского тирана Диона философии, чтобы тот на практике стал правителем-философом и смог бы осуществить необходимые реформы. Эта и последующие подобные попытки едва не стоили Платону жизни, и тогда он создал свои «Законы», в которых излагаются не только принципы идеального государственного устройства, но и все детали намеченной общественной системы, часто поражающей своей бесчеловечностью и жестокостью. Вообще платоновское государство с четкой кастовой системой, обобществленной собственностью и цензурой можно с полным правом назвать тоталитарным.

Моральная философия Платона оказала значительное влияние на римских мыслителей, особенно на Цицерона, а после того как в 15 в. флорентиец Марсилио Фичино перевел сочинения Платона с греческого на латынь, влияние Платона на всю западную культуру стало поистине огромным. Во, Флоренции под покровительством Лоренцо Медичи была создана платоновская Академия, последователи которой примиряли космогонические взгляды Платона с христианской теологией.

В 19 в. взгляды Платона повлияли на концепцию классического образования, в то время как Ницше считал платонизм философией упадка, подменяющей истинную реальность выдуманной.

Плейстоанакт

Плейстоанакт (458-408 до н. э.)

Царь Спарты. После отделения Эвбеи от Афин возглавил нападение на Аттику. Был заподозрен в том, что его подкупили противники. Отправлен в ссылку, где и умер.

Плеяды

Гомер говорит и о Плеядах и об Орионе как созвездиях, восходящих в мае и заходящих в ноябре и вызывающих дождь и ветер. Позже мифографы сделали Плеяд дочерьми Атласа, а Ориона - сыном Эос (Зари), охотником-великаном, преследовавшим Плеяд до тех пор, пока они не превратились в голубок. Зевс в виде созвездия вознес их на небо. Плеядами называла себя группа из семи александрийских поэтов, живших в 3 в. до н. э., в которую входили, в частности, Арат и Феокрит. Так же назвала себя группа из семи французских поэтов 16 в. во главе с Ронсаром, впервые ставших писать стихи по-французски, а не на латыни или греческом, как было принято в средние века.

Плиний младший

Плиний Младший

Гай Плиний Цецилий Секунд (61/62-112/113)

Племянник и приемный сын Плиния Старшего, сенатор и адвокат, друг Тацита, Светония и поэта Марциала. Плиний Младший собрал и опубликовал девять книг своих «Писем», в которых современное Плинию римское общество показано с точки зрения образованного служащего. Кроме того, Плиний Младший написал панегирик, то есть хвалебную речь, императору Траяну. Десятая книга «Писем» Плиния Младшего, опубликованная посмертно, содержит его официальную переписку с Траяном в качестве представителя императора в Вифинии. Именно в этой книге обсуждаются проблемы провинциальных христианских общин.

Плиний старший

Плиний Старший, Гай Плиний Секунд (23-79)

Римский администратор и писатель-энциклопедист, погибший во время извержения Везувия, разрушившего Геркуланум и Помпеи. Из обширного наследия Плиния Старшего до нас дошла только его «Естественная история» в 37 томах. В этом труде Плиний приводит около 20 000 фактов по самому широкому кругу вопросов (от математики до искусствоведения), основываясь как на своих личных наблюдениях, так и ссылаясь на других авторов (причем их около 400), не делая при этом никаких критических суждений.

В средние века Плиний считался авторитетным ученым. Существует множество переводов «Естественной истории» на европейские языки. Тогда не знали, что существовало два Плиния, и только в 14 в. историческая точность восторжествовала.

Плотин

Плотин (204-270)

Греческий философ, положивший начало неоплатонизму, живший сначала в Александрии, а затем в Риме. Труды Плотина собрал и разделил на шесть эннеад его ученик Порфирий. Плотин дополнил учение Платона идеями восточной мистики и сформировал теорию о всепроникающем духе, с которым философ может добиться экстатического единения, ведя аскетическую и созерцательную жизнь. Идеи Плотина оказали влияние на Августина, а через него на всю западную христианскую мысль. Через приписываемые Дионисию Ареопагиту «Ареопагитики» теория Плотина о непостижимости и невыразимости первоединого начала оказала влияние и на христианскую мысль Востока, дав исток мощного мистического течения так называемой негативной теологии. Эстетика Плотина оказала сильное влияние на философско-эстетические принципы Возрождения, позднее - на творчество Гете, Шеллинга.

Плотина помпея

Плотина помпея (ум 122)

Супруга императора Траяна. Поскольку брак был бездетным, покровительствовала Адриану, приемному сыну, считавшемуся преемником Траяна. Обожествлена после смерти.

Плутарх

Плутарх (ок. 46 - ок. 126)

Греческий эссеист и биограф, родился в Херонее (Беотия), учился в Афинах, был жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах, путешествовал в Египет, Италию, жил в Риме. До нас дошла большая часть трудов Плутарха, посвященных научным, моральным и литературным вопросам, самые известные из них - «Моралии» и «Сравнительные жизнеописания»; в последнем попарно сравниваются греческие и римские военные и государственные деятели. Плутарх не признает детерминированности поступков, поэтому его попутной целью является анализ тех или иных действий рассматриваемого им персонажа, их взаимосвязь с на- турой, в истоках которой как бы закодированы об- стоятельства жизни.

Труды Плутарха - неоценимый документ эпохи, оказавший грандиозное влияние на возрожденческий гуманизм. Монтень, Шекспир, немецкие классики обязаны Плутарху своим вдохновением.

Плутос

Бог богатства и преуспевания у греков. Первоначально Плутос был только богом урожая, и поэтому у Гесиода он является сыном Деметры и титана Иасиона. Плутоса обычно изображали слепым, так как он одаряет людей без всякой системы - совершенно не замечая их личных качеств. Это обыгрывает Аристофан в комедии «Плутос», по ходу которой бог прозревает и богачи получают по заслугам, отчего происходят комичные изменения в обществе, так как никто не хочет работать, а боги нанимаются поденщиками к разбогатевшим беднякам. В «Божественной комедии» Данте Плутос сторожит скупцов и расточителей.

Полибий

Полибий (ок. 200-120 до н. э.)

Греческий историк и государственный деятель, активный участник Ахейского союза. После того как греки были разбиты римлянами при Пидне в 168, Полибий в числе других представителей ахейской знати был доставлен в Рим в качестве политического заложника. В Риме Полибий подружился со Сципионом Младшим и сопровождал его в походах по Испании и Северной Африке. Полибий путешествовал также по Греции и Италии и видел собственными глазами многое из того, о чем он рассказывает в своей «Всемирной истории». В дошедших до нас пяти книгах описываются события в период с начала 2-й Пунической войны до падения Карфагена и Коринфа; фрагменты же после- дующих книг содержат весьма ценные сведения, например анализ Полибия римской конституции и его рассуждения о теории историографии.

Полигимния

Муза серьезной гимнической поэзии, одна из девяти муз, рожденных Мнемосиной от Зевса (вариант - от Геи).

Полигнот

Греческий художник, живший и работавший в середине 5 в. до н. э. Ни одна из работ Полигнота не сохранилась, однако по описаниям Павсания известна его стенная живопись в Афинах и Дельфах, изображающая падение Трои и Подземное царство. Плиний Старший восхищается умением Полигнота выбирать композицию и передавать оттенки выражения человеческого лица. Теофраст считал, что Полигнот совершил переворот в живописи своими попытками передачи пространства. Его палитра была ограничена четырьмя красками.

Поликлет

Греческий скульптор, живший во второй половине 5 в. до н. э., младший современник Фидия. Поликлет специализировался на изготовлении бронзовых статуй чемпионов Олимпийских игр. Не сохранилась ни одна оригинальная статуя Поликлета, однако до нас дошло много эллинистических и римских мраморных копий, самые известные из которых - «Диадумен» («Атлет, обвязывающий голову повязкой победителя») и «Дорифор» («Копьеносец»). На эти работы во многом ориентировались скульпторы Ренессанса. Самая знаменитая работа Поликлета, известная по описанию, - огромная скульптура сидящей Геры, выполненная из слоновой кости и золота для храма Геры в Аргосе. Страбон считал, что Поликлет сделал свою «Геру», чтобы затмить славу Фидиевого «Зевса Олимпийца». Изображения «Геры» Поликлета сохранились также на аргосских монетах.

Поликрат

Самосский тиран, правивший островом в середине 6 в. до н. э. Поликрат поощрял строительство общественных сооружений (храмов, гавани, акведука) и превратил Самое в сильную морскую державу. Он также оказывал покровительство искусствам (см. Анакреон). Карьера Поликрата описана Геродотом в третьей книге «Истории». Геродот приводит также легенду, согласно которой Поликрат, чтобы избежать наказания, должен был расстаться с самой дорогой своей вещью. Поликрат бросил в море свое любимое кольцо, однако оно к нему вскоре вернулось в желудке пойманной рыбы. Плиний Старший говорит, что это кольцо впоследствии хранилось в храме Согласия в Риме.

Поликсена

Дочь Приама и Гекубы, о которой нет упоминания у Гомера. Согласно более поздней легенде, она была принесена в жертву на могиле Ахилла. Заклание произвел его сын Неоптолем. На этот сюжет написана трагедия Еврипида «Гекуба». Образ Поликсены часто встречается в ранней греческой поэзии; о сватовстве героя и коварном убийстве его при этом и о том, как после смерти он призывает к себе нареченную.

Полифем

Один из циклопов, который в «Одиссее» Гомера запер Одиссея с его товарищами в пещере и каждый вечер съедал двоих. Одиссею удалось спастись, подпоив Полифема и выколов его единственный глаз раскаленным колом. Полифем является героем сатирической пьесы Еврипида «Циклоп». Согласно Гомеру, жилище Полифема находилось недалеко от необитаемого острова, населенного дикими козами, впоследствии этот остров отождествлялся с одним из Эгатов - трех островов у северо-западной оконечности Сицилии. По другой традиции, которой, в частности, придерживался Вергилий, считалось, что Полифем жил на востоке Сицилии, где можно видеть семь утесов, брошенных ослепленным Полифемом вслед уплывающему Одиссею. Это место находится недалеко от реки Акид, и местное предание сделало Полифема отвергнутым любовником нимфы Галатеи. Легенду о Полифеме и Одиссее воплотили на своих полотнах Пуссен и Тернер.

Поллион

Гай Азиний (76 до н. Э. - 4 н. э.)

Римский полководец, государственный деятель, оратор, писатель, который воевал на стороне Цезаря, а затем - Антония в гражданской войне, потом отошел от политики и стал покровителем искусств. Он основал первую публичную библиотеку в Риме, в которой библиотекарем был Варрон. Знал в юности Катулла, был другом Горация и Вергилия. Сам писал поэмы, ораторские выступления, а также историю гражданской войны. Сохранились только фрагменты этих работ. Он упоминается также как критик из-за своих насмешек над описаниями Ливия, которые раздражали его своим провинциализмом.

Помона

Италийская богиня плодов. В Риме существовали жрецы Помоны невысокого ранга, и у Помоны была своя священная территория в пригороде Рима, в ее честь проводились празднества - помональ. Все наши сведения о Помоне исчерпываются тем, что о ней сообщали Варрон и Овидий («Метаморфозы», кн. 14). Овидий рассказывает, как Помоной пытался завладеть бог смены времен года Вертумн, который мог менять и свой собственный облик и поэтому, кстати, ассоциировался еще и с обменом денег. Вертумн показывался Помоне в виде жнеца, пастуха и сборщика винограда, но смог покорить сердце Помоны, только представ перед ней в своем обычном облике. Помону и Вертумна изображали на масках, изготавливаемых для празднеств Цереры, и иногда - на настенных картинах и фресках. Позже Помону и Вертумна стали устанавливать в садах.

Помпей великий

Гай Помпеи Мага (106-48 до н. э.)

Римский военачальник, впервые проявивший себя в битве с Марием на стороне Суллы. В дальнейшем Помпеи подавил восстание рабов, очистил Средиземное море от пиратов и одержал победу над понтийским царем Митридатом. Помпеи женился на дочери Юлия Цезаря Юлии и наряду с Крассом и Цезарем входил в Первый Триумвират. Начавшееся после смерти Юлии соперничество между Помпеем и Цезарем переросло в 49 в открытый конфликт. В 48 между войсками Цезаря и Помпея произошла битва у города Фарсала (Фессалия), окончившаяся поражением войск Помпея. После этого он бежал в Египет, где был предательски убит. Помпею симпатизирует Лукан в своей «Фарсалии», которому, однако, все же не удается сделать из него трагического героя. Сохранилось множество бюстов Помпея, передающих выражение слабости и нерешительности на его лице.

Помпей секст

Младший сын Помпея Великого. После смерти отца продолжал войну против Цезаря и завоевал Сицилию, используя ее потом как морскую военную базу. В 40 до н. э. Помпеи Секст спровоцировал конфликт между Антонием и Октавианом и по Мизенскому договору получил во владение Сицилию, Сардинию и Ахею. Впоследствии Помпея Секста обвинили в нарушении этого договора, он был разбит в битве на море, затем казнен.

Поппея сабина

Любовница императора Нерона, а с 62 до своей смерти в 65 - его жена. Иосиф Флавий сообщает, что Поппея интересовалась иудаизмом, хотя и не была еврейкой. Тацит в «Анналах» говорит, что Поппея имела два замужества до брака с Нероном, и характеризует ее как женщину с дурным нравом, причастную к насильственной смерти Октавии, первой жены Нерона, а также его матери Агриппины. Сама Поппея погибла от руки Нерона, после чего Нерон обожествил ее. Последняя опера Монтеверди «Коронация Поппеи» рассказывает о свадьбе между Поппеей и Нероном и написана на основе трагедии Сенеки «Октавия».

Порсенна

Легендарный царь (Ларе) этрусков. Согласно Ливию, находившийся в изгнании Тарквиний Гордый посоветовал Порсенне взять Рим, что, возможно, Порсенна и осуществил. Вероятно, что Порсенна - не более чем персонифицированный образ этрусского владычества над Римом в 6 в. до н. э.

Порфирий

Порфирий (232-ок. 305)

Греческий философ, ученик Лонгина и Плотина и издатель их трудов. Порфирий составлял также обширные комментарии к трудам греческих философов и к поэмам Гомера. «Введение» Порфирия к «Категориям» Аристотеля в латинском переводе Боэция в средние века служило стандартным учебником логики. Трактат Порфирия против христиан в 448 был предан проклятию и сожжен на костре, однако отрывки этого сочинения, демонстрирующие критический метод Порфирия, сохранились.

Порция

Дочь Катона Утического и жена убийцы Цезаря, республиканца Брута. Под именем Портии она появляется в «Юлии Цезаре» Шекспира.

Посейдон

У греков - бог землетрясений, позже - моря. Посейдон почитался вместе со своими конями, которые первоначально были хтоническими, а не морскими. Согласно легенде, Посейдон имел от Медузы сына Пегаса, а от Геи - Антея. Сам Посейдон считался сыном Кроноса и братом Зевса и Гадеса, причем в то время как Зевсу достались во владение небо и земля, а Гадесу - Подземное царство, Посейдон стал держателем моря. Посейдона особенно чтили афиняне, так как он был отцом афинского героя. Тесея, Посейдон даже соперничал с Афиной за владение Аттикой. У Гомера он выступает на стороне греков в войне с Троей, потому что троянский царь Лаомедонт не отдал ему обещанную плату за сооружение стен Трои, а в «Одиссее» Посейдон мешает Одиссею вернуться домой, мстя за ослепление своего сына Полифема, он же топит Аякса за нечестивую похвальбу. Посейдон и Афина изображены на западном фронтоне Парфенона, известно также несколько античных статуй Посейдона с трезубцем, в основном бронзовых. Храм Посейдона на мысе Суний в Аттике, датируемый 5 в. до н. э., является сегодня такой же достопримечательностью для туристов, как это было и во времена Павсания. В Риме Посейдон в качестве бога моря отождествлялся с Нептуном.

Посидоний

Посидоний (ок. 135-50 до н. э.)

Философ, историк, географ и астроном; родом из Сирии; с 97 на Родосе возглавил стоическую философскую школу, обучал знатных римлян, в том числе Цицерона и Помпея. Его исторический труд в 57 книгах (сохранились фрагменты) являлся продолжением «Всемирной истории» Полибия. Посидоний считал, что человеческие страсти должны надежно контролироваться разумом, иначе они приносят зло. Римскую империю Посидоний отождествлял со стоическим братством людей, так как она стремилась подчинить себе (т. е. объединить) все народы мира. Кроме того, Посидоний считал законы Империи отражением божественного космического порядка, которому должны подчиняться все люди, чтобы выполнить свое земное предназначение. Эта точка зрения была взята на вооружение Цицероном и подробно изложена им в «Сне Сципиона». Взгляды Посидония оказали значительное влияние на развитие стоической философии.

Похищение сабинянок

Драматический эпизод ранней римской истории, описанный Титом Ливием в первой книге «Истории Рима». В недавно основанном Риме царила нехватка женщин, тогда Ромул пригласил соседнее племя сабинов участвовать в празднествах в честь основания Рима. Во время этих празднеств римляне и похитили всех сабинских девушек. Это послужило причиной войны между римлянами и сабинами. Позже, во время битвы, сабинянки, ставшие уже женами и матерями римлян, бросились между сражающимися и тем самым заставили их примириться. После этого сабины (италийское племя, жившее севернее Рима) переселилось в Рим.

Эта история, вероятно вымышленная, была призвана объяснить постепенное смешение кровей различных италийских племен, однако ее изложение у Ливия и в «Фастах» Овидия вызвало значительный отклик в Европе - можно упомянуть знаменитую скульптурную группу работы Джованни из Болоньи, картины Пуссена и Рубенса. Сцену вмешательства сабинских женщин изобразил также Давид и, несмотря на чистоту намерений, получил за это прозвище «Рафаэль санкюлотов» («Рафаэль голодранцев»).

Пракситель

Афинский скульптор, живший в середине 4 в. до н. э., которым восхищались и которому часто подражали в античности. По мраморным копиям известны многие работы Праксителя, например его Афродита Книдская, описанная Лукианом и Плинием Старшим, его Афродита Арльская и Аполлон Савроктон («убивающий ящерицу»). Знаменитую скульптуру - Гермеса, несущего младенца Диониса, Павсаний, возможно, видел в оригинале. Вполне вероятно также, что Пракситель работал над мавзолеем (см. Мавсол). С меньшей достоверностью ему приписывают такие шедевры, как «Пьяный сатир» И «Артемида Габийская».

Приам

Последний царь Трои, сын Лаомедонта, муж Гекубы. Имя Приама происходит от греческого глагола «выкупать», так как его жизнь выкупила у Геракла его сестра Гесиона. Во время Троянской войны Приам - престарелый царь, глава многочисленного семейства, которое почти полностью погибает к окончанию войны, в том числе старший сын Приама Гектар. Сцена выманивания Приамом тела Гектора в шатре Ахилла - одна из самых волнующих в «Илиаде». Согласно поздней легенде, которой следует Вергилий, Приам был убит у алтаря Зевса Неоптолемом («Энеида», кн. 2). Приам изображен на нескольких настенных картинах гомеровского цикла в Помпеях. Имя Приама стало символом человека, страдающего под ударами судьбы.

Приап

Бог плодородия, почитался в Греции и Александрии в 3 в. до н. э., а позже - в Италии. К Приапу принято было относиться с показным неуважением, и его обычно изображали в виде огородного чучела с раскрашенными красной краской головой и фаллосом. Считалось также, что Приап отпугивает воров на огородах. Священным животным Приапа был осел, служивший символом похоти. В весьма легкомысленном тоне о Приапе упоминают Гораций, Тибулл и Марциал. Известно также собрание из двадцати пяти так называемых приапей - коротких непристойных стихов, принадлежащих неизвестному латинскому автору. Приап гневается на героя Петрониева «Сатирикона» Энколпия и делает его импотентом. На картине Пуссена «Танец в честь Приапа» Приап представлен в виде гермы.

Прокопий

Прокопий (ок. 500 - после 562)

Византийский историк и секретарь Велизария, сопровождавший его в военных походах и описавший их. Прокопий был также префектом Константинополя. Девятитомная «История» Прокопия содержит описания зданий и произведений искусства, находящихся в Константинополе, и является ценным источником исторических фактов, относящихся ко времени царствования Юстиниана. Значительный интерес представляет также «Тайная история» Прокопия, написанная им втайне от всех и содержащая критику политики Юстиниана и морального облика императрицы Феодоры.

Прокруст

Легендарный аттический разбойник; имел ложе, в которое он укладывал свои жертвы; если их рост был меньше длины кровати, он их растягивал, а если, наоборот, превышал длину кровати, то обрубал лишнее. Его таким же образом убил Тесей. Выражение «прокрустово ложе» означает жесткие требования, подавляющие индивидуальные различия.

Прометей

Прометей («предвидящий»)

В греческих легендах раннего происхождения - титан, о котором Гесиод рассказывает две истории:

а) Прометей создал из глины первого человека, научил его ремеслам, дал ему огонь, который сам украл у Зевса, вынеся искорку в полом стебле тростника. Чтобы наказать человека за прегрешения, Зевс послал ему Пандору. Когда Павсаний путешествовал по Фокиде, ему показывали огромную глыбу, измазанную глиной, которая, как уверяли местные жители, пахла человеческой плотью и была, по их мнению, оставшимся после творения человека материалом.

б) Зевс также наказал Прометея: приковал его к скале на Кавказе и ежедневно присылал орла - клевать печень Прометея. На эту тему написана трагедия Эсхила «Прометей прикованный». По версии Эсхила, Зевс наказывает Прометея не только за то, что он украл у него огонь, но и за то, что он отказался раскрыть Зевсу тайну его будущего, то есть тайну его свержения. У Эсхила Прометей является символом противления человека новой власти олимпийских богов, пришедших на смену древним хтоническим божествам. В последней, утерянной части трилогии Эсхила Прометея освобождает Геракл.

Ту же тему развивает Шелли в «Освобожденном Прометее»: знания, переданные Прометеем людям, дают им свободу и возможность жить во взаимной любви. Образ Прометея как творца человека и страдающего героя, воплотившего в себе свободу, привлекал совершенно различных авторов. Так, ранние отцы церкви видели в мучениях Прометея символическое отражение Христовых Страстей, а Тертуллиан даже называл Христа «истинным Прометеем». Для Байрона, как и для Шелли, Прометей был прежде всего борцом за свободу, в то время как Гете подчеркивает момент сострадания Прометея к несчастному человечеству. Образ Прометея вдохновлял также Бетховена, Листа, Скрябина. Андре Жид в своем «Прометее прикованном» трактует древнюю легенду с характерным модернистским уклоном: Прометей получает мазохистское удовольствие от пытки, которую придумал для него Зевс. Пьеро ди Козимо изобразил Прометея как творца человека, ожидающего своего истинного наказания - человеческой цивилизации, которая, как библейское древо познания, приносит плоды греха. Прометея изображали также Тициан, Микеланджело, Рубенс и Иордане.

Проперций

Секст (ок. 50-ок. 16 до н. э.)

Римский поэт-элегик родом из Ассизия, живший в Риме. До нас дошли четыре книги стихов; Пропорция, являющихся уникальным памятником, античной литературы. Пропорций с необыкновенной психологической точностью и выразительностью описывает свою страсть к Цинтии, умело придавая известным латинским словам и выражениям совершенно новые значения. Многочисленные мифологические аллюзии Пропорция могут показаться сложными для современного читателя, но на самом деле они не сложнее, чем у Элиота или Паунда, Фета или Мандельштама. Поэтическое настроение у Пропорция может несколько раз меняться на протяжении одного стихотворения, отражая как присущее ему острое ощущение неизбежности смерти, так и его тонкое чувство комичного. В своих поздних стихах Пропорций говорит, что хотел бы быть римским Каллимахом, в том числе что он предпочитает писать короткие стихотворения, а не длинные эпические поэмы; с александрийскими поэтами его сближает также широкое использование аллюзий. В средние века поэта почти не знали. Эпоха Возрождения открыла поэта заново. Гете признавал сильное влияние Пропорция, что подтверждается его «Римскими элегиями». В 20 в. опыт творческого прочтения Пропорция представил Эзра Паунд в своей книге «Дань Сексту Проперцию».

Протагор

Протагор (ок. 485-ок. 415 до н. э.)

Греческий софист из фракийского города Абдеры, профессиональный учитель добродетели, которую он понимал как умение достигать поставленных целей, - эта точка зрения подвергнута критике Сократом в платоновском диалоге «Протагор». Протагор был агностиком и считал, что никакое знание не может выйти за пределы человеческой субъективности. Эту мысль он выражал с помощью популярного до сих пор афоризма: «Человек - мера всех вещей». В 418 в Афинах Протагор был обвинен в бесчестье и безбожии и изгнан. Согласно преданию, он вскоре погиб во время кораблекрушения.

Протей

Младшее морское божество, пастух тюленей и морских чудовищ, обладающий полученным от своего отца Посейдона даром предвидения и способностью изменять свой облик. Считалось, что Протей живет в морской пещере на острове Фаросе, расположенном неподалеку от дельты Нила. К Протею за советом обращается Менелай в «Одиссее» Гомера и Аристей в четвертой «Георгике» Вергилия.

Пруденций

Аврелий Пруденций Клемент (348-ок. 410)

Христианский римский поэт из Испании. Самые известные произведения Пруденция - это его «Катемеринон» («Ежедневник»), представляющий собой сборник гимнов для каждодневных молитв, и его «Психомахия» («Сражение за душу») - аллегорическая поэма, представляющая в эпическом жанре сражение добродетели с пороками, весьма популярная в средние века. В поэзии Пруденция синтезировались античная культура и христианские принципы.

Психея

Психея («душа»)

У Гомера души умерших в Подземном царстве выглядят как живые люди, и только под влиянием орфизма возобладало мнение, что души бесплотны и отличны от материального тела. На греческих гробницах душу часто изображали в виде птицы, а позже - в виде бабочки. Знаменитый платоновский образ души- колесницы, управляемой Эросом («Федр»), устанавливает тесную связь между душой и любовью, однако характерную для народных сказок персонификацию души в виде девушки Психеи, к которой ночью приходит ее любовник Эрос-Купидон, мы впервые встречаем у Апулея в «Золотом осле». Психее запрещено смотреть на Купидона, но однажды она не выдерживает и ночью зажигает лампу и подносит к его лицу. Горячее масло капает из лампы на Купидона, и он, проснувшись, исчезает и в следующую ночь уже не приходит. Психея ищет Купидона по всему свету, пока Зевс, пожалев любовников, не позволяет им вновь встретиться. Часто эту легенду трактовали как аллегорию жизненного пути и воссоединения с божеством после смерти. Легенда о Психее привлекла к себе внимание поэтов, художников и скульпторов. По многочисленным римским копиям известна знаменитая скульптурная группа «Изобретение поцелуя». Эта легенда пользовалась особой популярностью в эпоху Ренессанса - ложа Психеи во дворце Фарнезе в Риме украшена декорациями с изображениями легендарных сюжетов работы Рафаэля. Нельзя не вспомнить скульптурные группы работы Кановы и Родена. Так, Ките называл Психею «последним в олимпийской иерархии, но самым сладким видением»; к теме Психеи обращались Кальдерон, Лафонтен, Мольер, Батюшков, а Мандельштам посвятил Психее такие стихи:

Когда Психея-жизнь спускается к теням,

в полупрозрачный лес, вослед за Персефоной,

слепая ласточка бросается к ногам

с стигийской нежностью и веткою зеленой.

Птолемей

Клавдий (ок. 83 - ок. 161)

Греческий географ из Александрии, занимавшийся также математикой, теорией музыки и астрономией. Птолемей известен главным образом благодаря своей восьмитомной «Географии» и составленным им картам. Долгое время авторитет «Географии» Птолемея считался незыблемым и был поставлен под вопрос только в 16 в., когда Коперник развил учение, согласно которому центром Вселенной является Земля, а не Солнце. Кстати, ошибки, допущенные -Птолемеем в «Географии», связаны в основном с неправильным определением размеров земного шара и с некритическим отношением к рассказам мореплавателей. В средние века большой популярностью пользовался его астрологический трактат «Четверокнижие».

Предыдущая страница Следующая страница