Словарь древнегреческих имен
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПИР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПИР")

Павсаний

Греческий путешественник и писатель, живший в сер. 2 в. В десятитомном «Описании Эллады» Павсаний рассказывает о тех местах, где он побывал, и передает местные легенды и предания. «Описание Эллады» было задумано как книга для путешественников, содержащая краткие характеристики различных достопримечательностей. Книгу Павсания отчасти и до сих пор можно использовать по ее прямому назначению. «Описание Эллады» является важнейшим источником для историков античной культуры - например, именно Павсанию мы обязаны описаниями многочисленных скульптур, о которых нет никакой другой информации. Очень интересны критические комментарии Павсания к излагаемым им мифам и легендам.

Пакс

Римская богиня мира. Посвященный ей Алтарь был освящен в 9 до н. э. В представлении римлян мир - это всегда победа Рима и поражение противника. Pax Augusta - мир, который подарил стране император Август.

Паламед

Сын эвбейского царя Навплия. Ему приписывалось изобретение букв, цифр, мер, весов и такой игры, как шашки. Во время Троянской войны разоблачил Одиссея, который симулировал безумие. За это Паламед был обвинен Одиссеем в том, что якобы он продался троянскому царю Приаму. Легковерные греки побили Паламеда камнями. Царь Навплий отомстил вернувшимся с войны грекам.

Палатинская антология

Палатинская антология - «Antologia palatina», сборник греческих эпиграмм различных периодов и на различные темы (также христианские эпиграммы) в 15 книгах, переписанный ок. 980 г., сохранившийся в единственном экземпляре в рукописи, открытой в конце XVI в. в библиотеке Палатината в Гейдельберге (отсюда название). А.Р. содержит около 3700 эпиграмм (ок. 23 000 стихов), неоднородной художественной ценности, среди них произведения таких поэтов, как Агафий, Асклепиад Самосский, Антипатр Сидонский, Антипатр с Фессалоники, Гедил, Каллимах, Леонид из Тарента, Мелеагр из Гадары, Носсис, Посейдипп, Феокрит. Сборники эпиграмм начали создаваться довольно рано, самое позднее в начале эллинистического периода, как о том свидетельствуют папирусные находки. Первую подлинную антологию, о которой нам известно, составил Мелеагр из Гадары ок. 70 г. до н. э. и назвал ее Венец (Stephanos). Он включил туда свои собственные эпиграммы и эпиграммы 47 поэтов, начиная с Архилоха и до своих современников. Ок. 40 г. до н. э. Филипп из Фессалоники издал новый Венец, охватывающий его эпиграммы и эпиграммы 13 других поэтов, более поздних, чем Мелеагр. Оба эти сборника были составлены в алфавитном порядке (согласно именам авторов).

В последующие годы и века создавалось множество сборников эпиграмм. Самым значительным из них представляется сборник Агафия, прозванного Схоластом, середины IV в., называемый Круг (Kyklos). Эти три сборника эпиграмм, Мелеагра, Филиппа и Агафия, легли в основу большой антологии, которую составил ок. 900 г. в Византии Константин Кефалий, включив в нее также произведения из других источников. А.П. представляет собой позднейшую доработку произведения Кефалия, дополненную книгами I-III, VIII, XIII-XV.

Палес

Римский пастушеский бог. Его представляли то в мужском, то в женском обличье. Его праздник, праздник очищения - палилии - справлялся ежегодно в день основания Рима, 21 апреля.

Палики

Боги-близнецы родом из Сицилии, родившиеся от Зевса и музы Талии (вариант - от Гефеста и Этны). Миф рассказывает, что, страшась гнева Геры, забеременевшая муза скрылась в глубине земли, но фонтаны воды выбросили близнецов на поверхность. Святилище братьев находилось около города Леонтины, у серного источника, казавшегося кипящим, хотя вода в нем оставалась холодной. Па-лики считались покровителями гонимых, несправедливо обиженных.

Палинур

Кормчий Энея, который по повелению богов заснул на пути из Африки в Италию и упал в море вместе с кормовым веслом («Энеида», 5). Палинура вынесло на берег, где он был убит дикарями. Свою историю тень Палинура рассказывает Энею при встрече на берегу Стикса в преисподней и умоляет Энея помочь переправиться, чтобы найти успокоение в Аиде, однако Харон отказывает Палинуру, потому что тот не был как следует погребен. Тогда Эней похоронил Палинура на месте гибели; мыс на западном побережье Лукании (совр. Капо Палинуро - ср. Эльпенор и Мизены) стал зваться его именем. Псевдоним Палинур взял Кирилл Коннолли - автор книги «Неспокойная могила». Коннолли усматривает в образе Палинура выражение «воли к провалу» и стремление к смерти в противоположность воле к успеху у Энея. Коннолли считает, что Палинур - это сам Вергилий, страдающий от меланхолии.

Палладий

Легендарная статуя Афины Паллады, которая, согласно легенде, была сброшена с неба Зевсом основателю Трои Дардану, чтобы тот смог удостовериться в его покровительстве. Согласно Вергилию («Энеида», 2), Палладий выкрали из Трои Диомед и Одиссей. По другой легенде, Эней спас Палладий из огня Трои и привез его в Рим, где он несколько раз спасал город от несчастий в ранний период римской истории. Жители других городов тоже утверждали, что обладают Палладием, так что возможно, что палладиями стали называться любые священные статуи.

Пан

Аркадский бог, сын Гермеса, покровитель пастухов. Пан упоминается уже в гомерических гимнах и у Пиндара. Изображали Пана, как правило, в виде человека с рогами, ушами и ногами козла. Пан считался похотливым богом, которого оба пола привлекали в одинаковой мере. Наверное, самая знаменитая из его любовных историй - с нимфой Сирингой, которая, чтобы уклониться от близости с Паном, превратилась в тростник; тогда Пан сделал из тростника свирель - сирингу, на которой до сих пор играют пастухи. Пан также сватался к Селене и подарил ей замечательное овечье руно. Иногда Пан гневался и становился опасен, особенно если его тревожили во время полуденного зноя, и тогда он обращал в бегство стада, насылал кошмары и вызывал у людей необъяснимый «панический» ужас. Пан помогал афинянам в войне с персами, и, согласно Геродоту, его видел на горном перевале бегун Фидиппид, спешивший попросить помощи у Спарты перед Марафонской битвой. После своей победы афиняне посвятили Пану пещеру на северном склоне Акрополя, сохранившуюся до наших дней.

Со времен античности Пан считается покровителем пасторальной поэзии и идеализированной Аркадии - именно в этой роли Пан выступает в «Гимне Пану» Шелли и в «Эндимионе» Китса. Забавным образом фигура Пана привлекала к себе и христианских писателей. Плутарх передает рассказ о том, что некие путешественники слышали на острове Паксос голос, обращающийся к сирийскому богу Таммузу и возвещающий о том, что «Великий Пан умер». Согласно Плутарху, это происходило во время царствования Тиберия, и христиане делали вывод, что слышанный путешественниками голос вещал о конце языческой эпохи и начале новой - христианской. Похоже, однако, что все это основывается на элементарной ошибке - путешественники просто не расслышали слово «панмегас» («всемогущий») - эпитет, относящийся к богу Таммузу.

Некоторые философы-гуманисты связывали навлекаемый Паном «фурор» с мистическим состоянием, позволяющим постигать божественные истины, а Рабле отождествляет Пана с Добрым Пастырем, который есть «все, что есть» («все» по-гречески «Пан»), таким образом примитивное полузооморфное-полуантропоморфное божество становится символом воплощения божественного Слова, «божеством всего». Художники Возрождения часто изображали Пана вместе с Венерой и Купидоном - возможно, потому, что читали «любовь побеждает всё» как «любовь побеждает Пана». Наиболее известные картины, посвященные Пану, принадлежат кисти Пуссена, Йорданса, Врубеля.

Панафинеи

Празднества в честь рождения Афины, проводившиеся в Афинах в середине лета каждые четыре года. После музыкальных представлений и жертвоприношений на Панафинеях устраивалась процессия, следующая по Священной дороге к Парфенону с новыми одеждами для Афины (так называемый пеплос). Эти шествия часто служили предметом изображений на фризах античных храмов.

Пандар

Троянский лучник. В «Илиаде» Гомера Пандар нарушает перемирие, раня стрелой Менелая. В другой раз он ранит Диомеда, который благодаря вмешательству Афины вскоре убивает Пандара ударом копья.

Пандора

Пандора («вседающая»)

Согласно Гесиоду, Пандора была первой женщиной, которую Зевс создал в наказание человечеству, облагодетельствованному Прометеем. Пандора принесла с собой сосуд («ящик Пандоры»), в котором были спрятаны все пороки и несчастья. Простодушный брат Прометея Эпиметей женился на Пандоре и открыл ее сосуд - все его содержимое немедленно разнеслось по свету, только надежда осталась на самом дне; так как крышка захлопнулась, люди были лишены даже надежды на лучшую жизнь.

Пандций

Пандций - с Родоса (ок. 180-110 до н. э.)

Греческий философ-стоик. В Афинах был главой стоической школы (со 129 до н. э.), в Риме ввел на стоицизм моду в аристократических кругах. Пандций полагал, что здравый смысл определяет истинность вещей, человек - часть космоса, душа конечна во времени, то есть смертна.

Парис

Один из сыновей Приама. Его мать Гекуба увидела вещий сон, согласно которому ее будущий сын станет причиной гибели города (ей приснился горящий факел). Родители бросили младенца в горах, но он выжил, подобранный и воспитанный пастухами. Опознание Париса произошло после его победы на спортивных состязаниях в Трое. Парис, фигурирующий у Гомера под именем Александра, воспользовавшись гостеприимством Менелая, похитил его жену Елену, что послужило причиной начала Троянской войны. Во время поединка Александра с Менелаем Афродита похищает Александра, спасая ему жизнь. Позднее возникли легенды о Суде Париса, о том, как он покинул Энону, убил Ахилла и сам погиб от стрелы Филоктета. Оценка Александра («отражающий мужей») в античных комментариях различна: это и мужественный, сильный воин, это и изнеженный, трусоватый красавец, фаворит Афродиты.

Может быть, поэтому сюжеты с участием Париса привлекали внимание художников, особенно эпизод с выбором красивейшей из богинь. Кранах Старший, Рубенс, Ватто, Джорджоне, Ренуар, Гоген, несомненно, были на стороне Париса в этом вопросе.

Парменид

Парменид (5-4 вв. до н. э.)

Греческий философ. Представлял мир в виде неподвижного, сплошь заполненного шара. Противопоставлял «учение истины» и «учение мнения». В «учении мнения» Парменид излагал свои естественно-научные взгляды, исходя из того, что в мире существуют два начала: активное (огненное) и инертное (темное).

Парнас

1. Гора в Фокиде, на южном склоне которой были расположены Дельфы. Парнас считался обителью муз и Аполлона, там же брал начало священный Кастальский ключ - источник поэтического вдохновения. Парнас изображали Рафаэль (фрески в Ватикане), Мантенья, Пуссен, Доменичино, Менгс и др.

2. Сын Посейдона и нимфы Клеодоры; он считался основателем древнего оракула Пифо, впоследствии посвященного Аполлону.

Партенопа

Нимфа или сирена, чье тело было выброшено волнами на берег в том месте, где впоследствии около 600 до н. э. основали город Неаполь. Именем Партенопы была названа недолго просуществовавшая Неапольская партенопийская республика, основанная французами в 1799.

Парфенон

Парфенос - прозвище Афины, как богини-девственницы. Храм сооружен во время правления Перикла. Архитекторами Парфенона были Калликтрат и Иктин. О скульптурах, украшающих Парфенон, см. Элджинские мраморы и Фидий. В более позднее время в Парфеноне хранилась государственная казна. В 5 в. Парфенон стал христианской церковью Св. Марии, а в 15 в. - турецкой мечетью. В 1687 при осаде Афин венецианцами сильно повреждён.

Пасифая

Пасифая («вся светящаяся»)

Дочь солнечного бога Гелиоса, жена критского царя Миноса. Пасифая влюбилась в быка, посланного на Крит Посейдоном для совершения жертвоприношения (или же это был сам Посейдон в образе быка). С помощью Дедала, сделавшего для Пасифаи полое чучело коровы, Пасифае удалось добиться взаимности. От союза Пасифаи с быком родился Минотавр. Кроме того, Пасифая родила от Миноса Ариадну, Федру и Андрогея. Афиняне убили Андрогея из зависти к его победе на Панафинейских играх, и тогда, чтобы отомстить за смерть сына, Минос пошел войной против афинского царя Эгея и наложил на Афины дань в виде юношей и девушек, которых афиняне ежегодно должны были посылать на растерзание Минотавру. (См. Тесей.)

Патрокл

В «Илиаде» Гомера - преданный друг Ахилла. Гомер не говорит прямо, что Ахилл и Патрокл были любовниками. Однако их отношения друг к другу больше похожи на страстную влюбленность, чем на спокойную дружбу. О смерти Патрокла см. Ахилл.

Пегас

Согласно послегомеровской легенде, крылатый конь Беллерофонта, рожденный из крови убитой Персеем Медузы. Беллерофонт поймал Пегаса, когда тот пил из Пейренского источника. Этот источник можно и сейчас увидеть среди развалин Старого Коринфа. «Необузданный Пегас» считался символом Коринфа и изображался на монетах. После того как Пегас ударом своего волшебного копыта высек на горе Геликон источник Гиппо-крену («лошадиный источник»), он стал любимцем муз. Вместе с Беллерофонтом Пегаса часто изображали на античных вазах. Позже Пегас становится символом безудержного поэтического полета фантазии и в этом качестве часто появляется в поэзии.

Пейто

Греческая богиня убеждения; существовал и отдельный культ этой богини. Греки считали, что Пейто часто сопровождает Афродиту. Кроме того, Пейто - прозвище Афродиты.

Пелеи

Сын эгинского царя Эака. Обычно считалось, что Пелей жил в Фессалии (позднейшие мифографы приводят версию, по которой Пелей совершил у себя на родине убийство и должен был уйти из дома). Пелей принимал участие в охоте на Калидонского вепря, в битве кентавров с лапифами, в походе аргонавтов. Самый яркий эпизод с участием Пелея - его женитьба на нимфе Фетиде, которая родила ему сына Ахилла. На их свадьбу были приглашены все боги и богини, кроме богини раздора Эриды, которая, однако, сама пришла без, приглашения и бросила посреди стола яблоко с надписью «Прекраснейшей». Это привело к спору, разрешенному Судом Париса. Свадебные гимны исполняли богини судьбы Мойры, предсказывая в них судьбу Ахилла. «Пелей и Фетида» Катулла - это, наверное, лучшее во всей латинской поэзии стихотворение, выражающее римскую тоску по золотому веку, когда люди и боги еще жили вместе.

Пелий

Царь Иолка, сын Посейдона. Послал Ясона, своего сводного брата, за золотым руном, надеясь, что тот не вернется живым и не сбудется пророчество оракула, согласно которому опасность для царского трона исходит от человека в одном башмаке (Ясон потерял второй, переходя реку). Однако Ясон добыл золотое руно и вернулся в Иолк с женой-волшебницей Медеей. Медея убедила дочерей Пелия, с горечью наблюдающих за одряхлением отца, что, как только его зарежут и сварят, Пелий помолодеет. Чтобы доказать свое умение, она зарезала старого барана, окунула в кипящие травы, и баран превратился в ягненка. Дочери пронзили отца мечами и погрузили в горячую воду, тем самым окончательно погубив его.

Пелоп

Пелоп (ПЕЛОПС)

Сын Тантала, прародитель семьи Пелопидов, по имени которого был назван Пелопоннес. О необычном детском опыте Пелопа см. Тантал. Чтобы Пелоп смог найти себе жену на другом берегу Эгейского моря, Посейдон подарил ему золотую колесницу и табун бессмертных коней. Когда Пелоп решил жениться на Гипподамии - дочери царя Писы в Элиде, Эномай поставил перед Пелопом условие: он должен победить его в состязании на колесницах. Чтобы победить Эномая и завладеть Гипподамией, Пелоп прибегнул к хитрости: подговорил возничего Эномая Миртила заменить металлическую чеку на восковую в колесе царской колесницы, пообещав ему полцарства и первую ночь с Гипподамией. Когда Пелоп победил Эномая (царь разбился насмерть), он сбросил Миртила в море и тем самым навлек на себя и свой род проклятие богов. Чтобы снять с себя это проклятие, Пелоп совершил путешествие на край земли к водам Океана, а затем, уже став царем Элиды и заслужив уважение ее граждан за свое справедливое правление, воздал Миртилу геройские почести. (По словам Павсания, он видел гробницу Миртила рядом со святилищем Пелопа в Элиде.) Состязание Пелопа с Эномаем изображено на восточном фронтоне храма Зевса в Олимпии - согласно преданию, именно в этом городе происходило памятное состязание, вслед за которым бега на колесницах стали проводить и во время Олимпийских игр. Изображение Пелопа находят также на этрусских саркофагах. Копье Пелопа, сработанное Гефестом и подаренное ему Зевсом, которое служило также царским скипетром, впоследствии перешло к Атрею, а от него - к Агамемнону. С этим копьем Агамемнон появляется на собрании греческих воинов во второй песне «Илиады». Проклятие рода Пелопа возобновило свое действие при Атрее и окончательно сбылось, только когда Аполлон дал очищение Оресту.

Пенаты

Римские домашние боги, которые находятся в самом доме (в кладовой, около очага), охраняют домашний очаг, поэтому в переносном смысле «пенаты» - это жилье. Считалось, что Эней вынес пенаты из горящей Трои и привез с собой в Италию. В государственном культе пенаты почитались как покровители римского народа в храме Вести.

Пенелопа

Гомеровская Пенелопа - это верная жена Одиссея и мать Телемаха, обычно характеризуемая как «верная» и «благоразумная». Пенелопа двадцать лет ждала Одиссея в Итаке, под разными предлогами отказывая многочисленным женихам, так, она несколько лет ткала обрядовый погребальный саван для своего тестя Лаэрта. То, что Пенелопа успевала соткать за день, ночью она распускала, и так продолжалось до тех пор, пока Пенелопу не выдала служанка. Тогда по внушению Афины Пенелопа объявила женихам, что выйдет замуж за того, кто сможет натянуть огромный лук Одиссея и выстрелить из него так, чтоб стрела пролетела сквозь двенадцать колец. В это время появляется Одиссей, переодетый нищим, и входит в свой дом неузнанным. Только ему и удается выполнить условие Пенелопы, причем Одиссей не просто демонстрирует свою силу Пенелопе, но заодно и убивает всех ее женихов. Далее следует сентиментальная сцена узнавания, и Одиссей с Пенелопой после долгих лет разлуки вновь оказываются вместе. Вне гомеровского эпоса Пенелопа обычно символизирует верность, впрочем, исключением является пелопоннесский культ Пенелопы, где она представлена, напротив, неверной женой. Павсаний передает легенду, согласно которой Пенелопа была дочерью спартанского царя Икария, и тогда, если принять во внимание, что Икарий считался братом Тиндарея, то Пенелопа, возможно, - двоюродная сестра Елены и Диоскуров. Пенелопу особенно почитали на востоке Аркадии, где, по преданию, она умерла, превратившись в утку. Геродот передает также легенду, согласно которой Пенелопа была матерью аркадского бога Пана, впрочем, возможно, что в Аркадии просто существовал культ одноименной нимфы. Сюжеты мифа воплотились в живописных произведениях Вазари, Йорданса, Лемуана, Блумарта.

Пенфей

Царь Фив, внук Кадма, главный герой трагедии Еврипида «Вакханки». Переодетый Дионис подговаривает Пенфея, пытающегося искоренить в своем городе культ Диониса, пробраться в женском платье на оргию, устроенную в его честь. В результате Пенфей оказывается растерзанным находящимися в состоянии вакхического экстаза («фурора») фиванками во главе с его собственной матерью Агавой. Агава вбежала во дворец с окровавленной головой Пенфея в руках, и только речь старого Кадма привела ее в чувство. Образ Пенфея - один из самых сложных у Еврипида, и было бы ошибкой считать Пенфея просто возгордившимся смертным, не желающим следовать воле богов и несущим за это заслуженную кару. Когда Пенфей противится Дионису, он поступает одновременно и как богоборец, и как блюститель нравственности, не желающий окунаться в стихию вакхического безумия. Только в самый момент смерти Пенфею удается разобраться в самом себе. Сам же миф о сопротивлении экстатическому божеству показывает враждебность греков к приходу и распространению восточного культа.

Периандр

Правитель Коринфа в период примерно от 625 до 548 до н. э. Периандр оказывал покровительство художникам и поэтам, в частности Ариону. Во время царствования отца Периандра Кипсела, а также самого Периандра коринфские расписные вазы стали известны по всей Греции, и их начали экспортировать из Коринфа, особенно интенсивно в западные колонии. Периандр поддерживал торговые связи с Египтом. Геродот описывает современный ему Коринф как город, в котором в равной мере процветают культура и коммерция. Плутарх выбрал двор Периандра местом действия для своего «Пира семи мудрецов». В пятой книге «Описания Эллады» Павсаний рассказывает о знаменитом «сундуке Кипсела», украшенном золотыми и костяными рельефами с изображениями мифологических сюжетов; надписи на этом сундуке, посвященном Периандром отцу, были сделаны «ходом быка» - архаическим способом написания, когда текст читается то слева направо, то справа налево через строку.

Перикл

Афинский военачальник и государственный деятель, который с 460 до самой своей смерти (в 429 до н. э. во время эпидемии чумы) был первым лицом в Афинах. Таким образом, Перикл руководил политикой Афин в начале Пелопоннесской войны и во время реорганизации союза, созданного для защиты от возможного нападения персов. Перикл был демократом правого крыла в противоположность, например, такому демократу-радикалу, как Клеон, При огромном авторитете и популярности у него было много врагов. Фукидид восхищался Периклом и передал его взгляды на политическое устройство Афин во второй книге своей «Истории». Жизнеописание Перикла приводит Плутарх параллельно с жизнеописанием Фабия Кунктатора. Благодаря Периклу были возведены замечательные сооружения афинского Акрополя. Известна дружба Перикла со скульптором Фидием, трагиком Софоклом и философом Анаксагором.

Перипатетики

Философы, последователи Аристотеля, из школы, основанной в Афинах в 325. Особенностью школы было то, что обучение происходило во время неспешных прогулок.

Персей

Сын Зевса и Данаи, прославившийся тем, что убил Медузу Горгону. Совершить эти подвиги Персею помогли Афина и Гермес, снабдившие его волшебными сумой, шлемом (делавшим Персея невидимым), крылатыми сандалиями и блестящим щитом, в который Персей смотрел, сражаясь с Медузой. Перед этим Персей побывал у Грай («Седовласых»). В Эфиопии Персей спас царскую дочь Андромеду, отданную на съедение морскому дракону, и женился на ней; вернувшись на родину, избавил мать от притязаний Полидекта, превратив его с помощью головы Горгоны Медузы в камень (позднее голова горгоны была отдана Афине, которая водрузила ее на свою эгиду). В средние века образ Персея аллегорически толковали как символ победы добродетели над грехом, Андромеда символизировала спасенную для вечной жизни душу, а убитая Персеем Медуза - самого Дьявола. Среди обращавшихся к образу Персея в эпоху Возрождения и позже - художники Тициан, Веронезе, Рубенс, Делакруа. Бронзовый Персей с отрубленной головой Медузы; в руке работы Челлини - одна из известнейших скульптур во Флоренции.

Персефона

Персефона (ПРОЗЕРПИНА)

Греческая богиня доэллинского происхождения, которую называли также Корой, то есть «девой». Впоследствии Персефона (Прозерпина) стала считаться дочерью Зевса и Деметры. История о том, как Дит (Плутон, Аид) похитил Персефону, удерживая ее ежегодно по полгода (или две трети года) в Подземном царстве, отражает периоды сельскохозяйственного цикла, а также умирание и возрождение растительной природы. В качестве царицы преисподней Персефона (Прозерпина) встречает Орфея, когда тот спускается в Аид в поисках Эвридики.

О похищении Персефоны (Прозерпины) упоминает Мильтон в четвертой книге «Потерянного рая»:

Не так прекрасна Энна, где цветы

Сбирала Прозерпина, что была

Прекраснейшим цветком,

который Дит Похитил мрачный...

В средние века легенда о Персефоне (Прозерпине) была известна в Европе по произведениям Овидия, в «Морализованном Овидии» эта легенда приобретает новое христианское содержание, которое подразумевал Данте, когда сравнивал с Персефоной (Прозерпиной) свою Мательду - девушку, ветреченную им в Чистилище. Изображения Персефоны V (Прозерпины) наряду с изображениями Деметры и Плутоса часто встречаются на римских саркофагах. Образ Прозерпины волновал Тернера и Рембрандта; у статуи Персефоны (Прозерпины) входят в скульптурные группы Бернини, Джованни из Болоньи и Франсуа Жирардона; «Похищение Прозерпины» последнего находится в садах Версаля. В литературе образ Персефоны (Прозерпины) обычно используется как символ смерти, но смягченный, женский:

В Петрополе прозрачном мы умрем,

Где властвует над нами Прозерпина.

Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем,

И каждый час нам смертная година.

Богиня моря, грозная Афина,

Сними могучий каменный шелом.

В Петрополе прозрачном мы умрем,

Здесь царствуешь не ты, а Прозерпина.

О. Мандельштам

Персий

Флакк Авл (34-62 до н. э.)

Римский сатирик, друг поэта Лукана и член группы стоиков, выступавших против единоличного правления любого императора, если только он сам не будет стоическим философом. На Персия Флакка оказали большое влияние Луцилий и Гораций, однако использование замысловатых аллюзий и своеобразный эзотеризм поэтической речи Персия можно считать индивидуальной чертой его стиля. О Персии говорили, что он писал очень медленно и, по-видимому, создал не слишком много, по крайней мере до нас дошло только шесть его сатир.

В средние века и в эпоху Возрождения Персия часто цитировали и переписывали его сочинения.

Петроний

Петроний Гай или Тит (ум. 66)

Римский сатирик, автор «Сатирикона» - романа, высмеивающего римское общество. До нас дошли только фрагменты 15-й и 16-й книг, представляющие собой рассказ о приключениях двух молодых людей сомнительной репутации - Энколпия и Аскилта и слуги-любовника Гитона, который на протяжении всех их скитаний по злачным местам Кампании и Южной Италии, кроме всего прочего, постоянно играет на ревности обоих своих спутников. Возможно, весь роман представляет собой пародию на рассказы о путешествиях Одиссея. Центральный эпизод сохранившегося фрагмента - обед у разбогатевшего вольноотпущенника Тримальхиона, обставленный с безвкусной роскошью. Петроний высмеивает с позиции аристократа и эстета разбогатевших плебеев, их чванство и претенциозность, невежество и неприкрытость инстинктов. Автор дал блестящие образцы разговорного стиля современной ему эпохи и, главное, зарисовки нравов ранней Империи. Петроний писал также лирические стихи; некоторые дошли до нас. Он считался законодателем вкуса при дворе Нерона, именно арбитром изящества. Однако в 66 его обвинили в связях с участниками заговора, и поэт вынужден был покончить жизнь самоубийством.

На сюжет «Сатирикона» Феллини создал одноимённый фильм.

Пигмалион

По греческой легенде позднего происхождения - царь или просто скульптор с Кипра, влюбившийся в сделанную им из слоновой кости статую женщины. Вняв мольбам Пигмалиона, Афродита вдохнула жизнь в статую, которая стала женой Пигмалиона по имени Галатея и впоследствии родила дочь Пафос.

В Европе легенда о Пигмалионе и Галатее была известна по «Метаморфозам» Овидия. Для Рамо, Руссо и немецких поэтов-романтиков Пигмалион был символом влюбленного, способного силой своей страсти создать идеал красоты. Бернард Шоу сделал из Галатеи изъяснявшуюся на лондонском просторечном диалекте Элизу Дулитл, а из Пигмалиона - специалиста по фонетике, который, давая Элизе образование, делает ее независимой женщиной.

Пилат

Пилат (ПОНТИЙ ПИЛАТ)

Управляющий римской провинцией Иудеей в период с 26 по 36. Евангелия говорят о нем как о виновнике казни Иисуса Христа через распятие на кресте - именно такая казнь полагалась жителям римских провинций, уличённым в призывах к насильственному свержению существующей власти. Об этом эпизоде мельком упоминает Тацит в 15-й книге «Анналов», однако главные свидетельства этого события - несомненно, четыре Евангелия. Пилат не был заметной фигурой в римском обществе, и о нем ничего больше не известно. В последующие века о Пилате циркулировало много ложной информации, в частности был подделан якобы сохранившийся отчёт Пилата о суде над Христом, посланный Тиберию.

Пиндар

Пиндар (ок. 518-ок. 438 до н. э.)

Греческий лирический поэт, родившийся в Беотии и получивший образование в Афинах, аристократ по рождению и духу. В античности было известно семнадцать томов лирики Пиндара, из которых, не считая фрагментов, до нас дошли только четыре книги «Од». «Оды» Пиндара написаны в традиционном жанре хвалебных песен, исполняемых хором на спортивных состязаниях в честь чемпионов, однако этот традиционный жанр Пиндар трактует очень своеобразно: для него значительны не столько достижения спортсменов и их воля к победе, сколько сама даруемая богами Слава, выводящая героя за рамки морали и ставящая его в один ряд с мифологическими персонажами. Вообще надо иметь в виду, что жанр оды обязательно предполагал принесение благодарения богам и был включен в религиозную сферу. Сами греки считали Пиндара своим величайшим поэтом, а среди римлян им особенно восхищался Гораций, полагавший, что его собственные оды не идут ни в какое сравнение с одами Пиндара. Существует предание, согласно которому Александр Македонский, разрушая Фивы, пощадил дом Пиндара (кстати, существует аналогичная легенда про дом Еврипида).

«Оды» Пиндара существенно повлияли на развитие жанра оды в европейской литературе. Широко известны переводы Гёльдерлина.

Пирам и фисба

Эту легенду рассказывает Овидий в четвертой книге «Метаморфоз». Дело происходит в Вавилоне. Влюбленным друг в друга Пираму и Фисбе запрещено видеться, но они переговариваются через отверстие в стене и назначают тайную встречу ночью у могилы ассирийского царя Нина. Фисба приходит первой и видит у гробницы льва с окровавленной мордой; убегая, она роняет свое покрывало, которое зверь разрывает. Идущий следом Пирам находит окровавленные куски покрывала и, думая, что Фисба погибла, закалывает себя мечом. Не дождавшись Пирама, Фисба возвращается и, найдя его умирающим, тоже бросается на его меч. С тех пор белые плоды тутового дерева, растущего неподалеку, стали красными. Это та самая «слезливейшая» комедия, которую играют друзья-артисты в комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»; известно также французское средневековое переложение этой истории. На этот сюжет написана опера Глюка.

Пирифой

У Гомера - царь лапифов, на свадьбе которого произошла ссора и схватка с кентаврами. В более поздних легендах Пирифой обычно появляется вместе со своим близким другом Тесеем, афинским царем. Пирифой фигурирует также в легенде о похищении Елены, он участвует в битве с амазонками; вместе с Тесеем Пирифой спускается в Аид, чтобы освободить Персефону. Плутон пресекает дерзкую попытку Пирифоя и Тесея и наказывает их заключением, но, согласно одной версии, Тесею удается бежать, а Пирифой остается в Аиде терпеть адские муки, хотя по другой легенде они остаются в Аиде оба до тех пор, пока их не освобождает Геракл. Борьба кентавров с лапифами изображена на фронтоне храма Зевса в Олимпии.

Пирр

1. Другое имя героя Неоптолема.

2. Царь Эпира, правивший в период с 306 по 272 до н. э. и утверждавший, что он является потомком Неоптолема, таким образом - Ахилла. Пирр провел ряд успешных военных кампании против Македонии, а затем помогал греческим городам, расположенным на юге Италии и на Сицилии, противостоять расширяющемуся влиянию Рима. В 279 Пирру удалось разбить римлян при Аускуле (Апулия), но ценой таких значительных потерь, что «пиррова победа» вошла в поговорку и стала означать победу, достигнутую слишком большой ценой. Высадившись на Сицилии, Пирр завоевал ряд карфагенских крепостей. В 275 Пирр был вынужден покинуть Италию и вернуться в Грецию, где он погиб во время уличных боев в Аргосе. Найденная в Геркулануме голова от статуи в македонском шлеме с дубовым венком обычно считается головой Пирра, мечтавшего сравняться в славе с Александром Македонским.

Пирра

В греческой мифологии - жена Девкалиона, которой удалось вместе с мужем остаться живыми после потопа.

Пиррон

Пиррон - из Элиды (ок. 365-275 до н. э.).

Греческий философ, основатель античного скептицизма. В центре внимания Пиррона были в основном вопросы счастья и его достижения. Счастье понималось Пирроном как невозмутимость и отсутствие страданий. Пиррон полагал, что раз человек все равно ничего не знает о вещах, ему лучше воздерживаться от суждений о них.

Предыдущая страница Следующая страница