Поиск по материалам сайта
Cлово "ALT"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 4, "МАТ"-"МЕЛ")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
2. Мифы народов мира. НОЙ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
3. Мифы народов мира. МЕССИЯ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
4. Мифы народов мира. АВРААМ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
5. Мифы народов мира. ПЕРВОЧЕЛОВЕК
Входимость: 1. Размер: 19кб.
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 6, "КЛИ"-"КОС")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХЕМ"-"ХЮБ")
Входимость: 1. Размер: 42кб.
8. Реальный словарь классических древностей. АГЕР ПУБЛИКУС
Входимость: 1. Размер: 12кб.
9. Мифы народов мира. АФРИКАНСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗЕМ"-"ЗЯУ")
Входимость: 1. Размер: 38кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 4, "МАТ"-"МЕЛ")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Часть текста: на реке Араре, н. Mâсon. Caes. b. g. 7, 90. МАТРОНА МАТРОНА - I. Matrōna, общее название для каждой честной замужней женщины. Оно свидетельствует о том уважении, которое всегда в Риме оказывалось женщинам. Только матроны носили длинную столу, vittae и т. п. II. Matrŏna, н. Марна, река в Галлии, берет начало у города Andematunum в земле лингонов, недалеко от реки Мосы, и соединяется после северо-западного течения при Лютеции с Сеной. Caes. b. g. 1, l. МАТРОНАЛИИ МАТРОНАЛИИ - Matronalia, см. Iuno, Юнона , под сл. 'Ήρα, Гера , 5. МАТТИАКИ МАТТИАКИ - Mattiăci, германский народ, принадлежавший к племени хаттов, между реками Рейном, Майном и Ланом. Римляне имели в их области укрепления и серебряные рудники (Tac. Germ. 29, ann. 11, 20); там же находились знаменитые горячие ключи Aquae Mattiaсае, н. Висбаден. Упоминаемый Тацитом (Tac. ann. 1, 56) главный город хаттов Mattium (Ματτιακόν) не есть теперешний Марбург, но деревня Маден при реке Эдере (Adrana). МАТУТА МАТУТА - Matŭta, Mater Matuta, древнеиталийская богиня утра, смешиваемая с греческой Левкофеею и с Альбунеею. В Риме во время праздновавшихся в честь ее матралий (Matralia), 11 июня, матери брали себе на руки вместо собственных детей детей сестер, т. к. Ино Левкофея воспитала сына своей сестры Семелы, Диониса; церемонии празднества намекали на страдания Ино. Ov. fast. 6, 475 слл. Упоминается храм Матуты в Риме, Liv. 5, 19. 23. 25, 7, и другой в Сатрике, в Лации. Liv. 6, 33. МАХАНИД МАХАНИД - Machanĭdas,...
2. Мифы народов мира. НОЙ
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: о всемирном потопе, спасённый праведник и строитель ковчега (ср. Зиусудра , Атрахасис и Ут-Напишти в шумеро-аккадской традиции, Девкалион в греческой традиции); спаситель мира зверей и птиц, через своих сыновей Сима, Хама, Иафета родоначальник всего послепотопного человечества. Согласно библейскому повествованию, когда от браков «сынов божьих» (т. е. падших ангелов) с «дочерями человеческими» явилась новая порода исполинов, бог нашёл всех людей развратившимися и преданными злу, и только один человек «обрёл благодать перед очами Яхве» (6, 1-8); этот единственный избранник и был Н., потомок Адама в девятом колене, правнук Еноха. Его возраст исчисляется в таких же огромных числах, как и долголетие других начальных прародителей человечества: ко времени рождения сыновей ему было 500 лет, а ко времени потопа - 600 лет. Бог, решивший наслать на людей за их развращение потоп, предупреждает Н., который «ходил пред богом», был «человек праведный и непорочный в поколении своём» (6, 9), о предстоящей катастрофе и велит построить ковчег, давая точные предписания относительно материала, устройства (важен мотив трёх ярусов...
3. Мифы народов мира. МЕССИЯ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: на грани библейской и послебиблейской эпох). Употребление слова «М.» далеко от эсхатологической концепции М. (даже если иметь в виду, что мессианские образы обозначаются в библейских текстах различными терминами - «сын человеческий», Дан. 7, 13; отчасти «отрок Яхве» - Ис. 42). Слово «М.» имеет в Ветхом завете хотя и сакральный, но совершенно бытовой смысл, будучи прилагаемо к царям Израиля и Иудеи (напр., 1 Царств 12, 3 и 5; 16, 6; 2 Царств 19, 21; 2 Парал. 6, 42; Пс. 17, 51; 19, 7 и др.) или к первосвященникам (напр.. Лев. 4, 3 - «священник помазанный» и др.), или даже к языческому царю Киру II как провиденциальному орудию Яхве, пользующемуся его помощью (Ис. 45, 1). Сама идея М. кажется стоящей в противоречии с пафосом ветхозаветного монотеизма, не допускающего никаких «спасителей» рядом с Яхве и не благоприятствующего представлению о каком-либо посреднике между Яхве и его народом. Исходя из этого, в образе М. пришлось бы увидеть наносное заимствование (на мало подходящей для этого почве)...
4. Мифы народов мира. АВРААМ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: которую я укажу тебе» (Быт. 12, 1). В этом конкретном акте концентрируется весь драматизм разрыва с прежней жизнью, с инерцией родовых связей, ради доверия и преданности божеству. Субъективная психология и умственная мотивировка религиозного «обращения» совершенно отсутствуют в библейском повествовании. Позднейшая традиция иудаизма стремилась заполнить этот пробел. Послебиблейские легенды изображают, например, как А. проходит через поиски высшего начала в мире стихий, но убеждается, что слава солнца ограничена временем дня, слава луны - временем ночи, что огонь гасится водой, вода - дар облаков, облака разгоняемы ветром и т. д. (распространённый фольклорный мотив отыскивания сильнейшего) - всё имеет свой предел, кроме бога-творца (талмудический комментарий к книге Бытия - «Берешит рабба» 38, 13 и др.), и А. в акте сознательного выбора предпочитает этого бога всем остальным сверхчеловеческим покровителям. Это ставит А. в ситуацию конфликта с языческим миром, начиная с его собственной семьи (предполагается, что его отец был не только идолопоклонником, но и ваятелем идолов). Едва родившись, А. оказывается жертвой гонений со стороны Нимврода, устрашённого астрологическими предсказаниями; впоследствии Нимврод требует от А. поклониться идолам или самому Нимвроду, а за отказ бросает его в раскалённую печь, из которой А. вызволен богом (Пс.-Ионафан на Быт. 14, 1, Pesikta rabbati 33 и др.) (мотив печи, параллельный преданию о трёх...
5. Мифы народов мира. ПЕРВОЧЕЛОВЕК
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: воды и т. п., различение первоначальных трёх цветов - красного, белого и чёрного как цветов соответственно крови, молока и выделений). Архаичная классификация по принципу макро-микрокосмических соответствий кладётся в основу ритуала жертвоприношения. Типичный пример П. - ведийский Пуруша, чьё название образовано от глагола со значением «наполнять» (по такому же принципу обозначается народ, ср. лат. populus, plebs, «плебей» при plenus, «полный»; близки к этому и такие примеры, как рус. «люди» при готск. liudan, «расти»; литов. tauta, «народ» при индо-европ. *teu-/*toy-, «тучнеть»). Пуруша выступает в функции материального «заполнителя» вселенной («Ведь Пуруша - это вселенная», РВ Х 90, 2). Пуруша был принесён в жертву богам и из этой жертвы возникли гимны, напевы, поэтические размеры, ритуальные формулы; кони, быки, козы и овцы; боги; элементы космического и социального устройства. В древней иранской традиции в качестве П. выступает Гайомарт. Но Гайомарт шестое из творений Ормазда (см. Ахурамазда ), созданное из земли («Бундахишн»). Зато семя людей и быков, созданное "из света и небесной влаги, было вложено в его тело, чем и объясняется его роль как прародителя и. прототипа всего человечества. В иранской традиции также отождествлялись части тела П. с элементами мира: плоть (или кости) - земля, кровь - вода, волосы - растения, зрение - огонь, дыхание - ветер. Известны эддические отождествления, мотивирующиеся «экстериоризацией» частей тела космического великана Имира. В раввинской литературе Адам изображается как П. огромных размеров: в момент сотворения его тело простиралось от земли до неба, заполняя собою всю землю с севера ...
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 6, "КЛИ"-"КОС")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Часть текста: КЛИТИЯ КЛИТИЯ (Κλυτία), в греческой мифологии: 1) дочь Океана и титаниды Тефиды (Hes. Theog. 352). Влюбившись в Гелиоса, но не добившись взаимности, К. впала в безумие, отказывалась от воды и пищи и не могла оторвать взора от возлюбленного, поворачивая голову вслед за двигавшимся по небосклону солнцем. Она приросла к земле и превратилась в гелиотроп - цветок, который постоянно поворачивает венчик вслед за солнцем (Ovid. Met. IV 256-270); 2) дочь Пандарея (Paus. X 30, 2), наложница беотийского царя Аминтора, из-за которой тот стал пренебрегать своей женой. По просьбе последней их сын Феникс соблазнил К. Ревнивый отец проклял сына, призвав эриний и сделав так, чтобы у того никогда не было сына (Hom. Il. IX 440-484; Schol. Hom. II. IX 448) (вариант: ослепил сына). м. б. КОАТЛИКУЭ КОАТЛИКУЭ («она в платье из змей»), Коатлантонан («наша змеиная мать»), в мифологии ацтеков богиня земли и смерти, мать бога солнца Уицилопочтли. По мифу, К. была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа («400 южан-звёзд») и дочерью Койольшауки - богиней луны. Каждый день К. поднималась на гору Коатепек («змеиная гора»), чтобы принести жертву. Однажды на вершине горы к ней упал с неба шар из перьев, который она спрятала за пояс; этот шар мгновенно исчез. Вскоре К. почувствовала, что она беременна. Узнав об этом, дети пришли в ярость, и дочь посоветовала братьям убить опозорившую себя мать. Но дитя в чреве К. обещало защитить её. Когда убийцы приблизились, Уицилопочтли, родившись, напал на них и обратил в бегство, а...
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХЕМ"-"ХЮБ")
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: (часть 2, "ХЕМ"-"ХЮБ") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХЕМ"-"ХЮБ") ХЕМОНИЯ ХЕМОНИЯ - Haemonĭae, см. Thessalia, Фессалия . ХЕОПС ХЕОПС - Cheops, Χέοψ, на древнеегипетском языке Chufu, царь древнеегипетского Мемфисского государства, строитель высочайшей пирамиды, которой основание занимает площадь в окружности около 716 футов. Hdt. 2. 124. Diod. Sic. 1, 63 (где он называется Chemmis). ХЕРЕМОН ХЕРЕМОН - Chaerēmon, Χαφήμων, 1. афинский трагический поэт, живший ок. 375 г. до Р. X., он писал для обдуманного и сознательного чтения и употреблял все средства выразительного, живописного слога (γραφικη λέξις), поэтому, в силу требуемой им внимательности, он не годился для театрального представления, подобно тому как Филемона считали более удобным для чтения, а Менандра для исполнения на сцене. Его стиль вообще изыскан, возвышен фигурами речи, изобилует теплыми живописными красками и вместе с тем отличается мастерским построением стиха. Его вкус характеризует Афеней (13, р. 607), предлагая отборные образчики. см. собрание отрывков у Наука trag. Graec. fragm. стр. 606 слл. Монография: Bartsch, de Chaeremone poeta tragico (1843); 2. стоик, смотритель Александрийской библиотеки, по свидетельству Свиды, прибыл по приглашению в Рим и вместе с перипатетиком Александром из Эг (Αιγαί) руководил воспитанием Нерона. Он писал о иероглифах, также о религии и истории своего отечества. Немногие отрывки из его сочинений собраны в fragm. hist. Graec. Миллера, т. III. ХЕРЕФОН...
8. Реальный словарь классических древностей. АГЕР ПУБЛИКУС
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: государству путем завоевания по тому правилу, что все завоеванные земли переходят в собственность победившего государства, изредка путем добровольной передачи. Этот А. П. отчасти был продаваем римским гражданам (Cic. l. agr. 2, 14) и такие участки назывались agri quaestorii, наиболее часто их продажей заведовали квесторы. Другие его участки предназначались для удовлетворения потребностей культа и передавались храмам или жреческим коллегиям то в полную собственность, то лишь в пользование, это так называемые agri consecrati. Dion. Hal. 3, 1.2, 7. Некоторые части раздавались гражданам и безвозмездно (assignatio), то viritim, когда отдельные лица получали земли (Liv. 1, 46. Cic. l. agr. 3. 2. Dion. Hal. 8, 72), то целым общинам, именно колониям, см. Κληρουχία. Подобные наделы производились всегда комиссией из 3 и более членов. Но наибольшая часть так называемого А. П. оставалась государственным имуществом, с которым поступали различно. Г) Некоторые участки завоеванной земли возвращались прежним владельцам (agri redditi) с обязательством уплачивать известный постоянный оброк (Cic. Verr. 2, 3). 2) Другие части предоставлялись в пользование отдельным гражданам (in possessionem tradita или concessa, Cic. l. agr. 3, 2) и...
9. Мифы народов мира. АФРИКАНСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: политеистические пантеоны и происходит разделение функций божеств, трикстер выступает как самостоятельный персонаж (Легба). Тотемические представления (тотемические предки, зооморфные культурные герои) нашли отражение прежде всего в архаических мифологиях. Однако в отдельных реликтах они обнаруживаются и во многих стадиально более поздних мифологических системах (ср. Айдо-Хведо и др.). В мифологиях, в которых первенствующее значение приобретают небесное божество, громовник, зооморфный культурный герой становится помощником, посланцем верховного божества (так, в мифах яо хамелеон по приказанию Мулунгу обучил людей добывать огонь и др.). Проявлением модифицированных тотемических представлений в более поздних мифологиях является употребление имён тотемных животных в качестве эпитетов («хвалебных имён»), которыми наделяют богов, обожествлённых предков, вождей, царей (эпитеты Мвари, божества шона, - «слон», «большой павиан»; один из эпитетов Ньяме, божества ашанти, - «великий паук» и т. д.). Мифологии народов Межозёрья, бассейна Конго, Западного Судана, у которых был развит культ царских предков, также вобрали элементы тотемических верований: предкам царской династии приписывалось «звериное» происхождение. У фон (Дагомея) члены царского рода именовались детьми леопарда (Агассуви; см. в ст. Дагомейская мифология ). Широкое распространение в А. н. м. получили представления об антропоморфных родовых предках, выступающих в роли демиурга, прародителя, культурного героя (ср. мифологические персонажи - Мукуру у гереро, Ункулункулу у зулу. Моримо у суточвана, Мбори у азанде). Иногда первопредки и культурные герои наделяются также функциями и атрибутами грозового божества, громовника (ср. Мвари у шона и Мулунгу у бантуязычных народов Восточной Африки). В мифологиях народов, у которых наметилась социальная дифференциация, и в...
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗЕМ"-"ЗЯУ")
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Часть текста: предшествующего поколения богов: так, в гелиопольском мифе они - внуки Атума, в мифологии маори (Ранги и Папа) - дети По (ночи) и ао (света) и внуки Веу (корешка). Часто их существование предвечно - в виде яйца мирового, разбивание которого (отделение неба от З.) представляет собой создание космоса (см., например, др.-инд. «Чхандогья-упанишаду» III 19, 1-2, и Законы Ману I 12-13). В некоторых мифологиях З. создаётся не вследствие разбивания яйца, а благодаря расчленению (принесению в жертву) докосмического существа (аккад. Тиамат, др.-инд. Пуруша, сканд. Имир, кит. Пань-гу), тело которого даёт начало всем стихиям. Широко распространено также представление о возникновении З. из вод мирового океана, откуда её вылавливает тот или иной мифологический персонаж (сканд. Тор, др.-инд. Праджапати, полинез. Мауи и др.). В мифах американских индейцев и некоторых сибирских народов часто З. из воды вылавливает водяная птица-ныряльщик. В греческой мифологии возникшая из хаоса З. (Гея) создаёт из себя небо (Урок), от их брака происходят титаны. Вещественными символами союза неба и З. в архаических космологиях являются дождь, дающий жизнь растениям и животным, а также молния и удар метеорита. Место удара...