Болгария

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Александров Н. А., год: 1900
Категории:Рассказ, Детская литература, Этнография

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Болгария (старая орфография)

Болгария

БОЛГАРИЯ.

Чтение для народа.

Составлено по исследованию Ф. Каница и другим позднейшим источникам.

Н. А. Александровым.

МОСКВА.
Издание книгопродавца А. Я. Панафидина
Покровка, Лялин пер., соб. дом.
1900.

Болгария.

Страна цветов и горя!...

Цветами, - роскошными, разнообразными цветами, или, вернее, коврами цветов покрыта вся Болгария. Деревни, поля, луга и долины усеяны яркими красками колокольчиков, гвоздики, подсолнечников, а бархатные долины оделись пышными, дивными мохровыми розами, и громадная адрианопольская долина известна всему миру драгоценным своим ароматным розовым маслом.

Нет такой болгарской хатки, утонувшей в густой зелени деревьев, которая бы не пестрилась цветами, и нет комнаты в этой хатке, где-бы повсюду не стояли на столах и окнах букеты; где-бы пучки цветов, хотя бы и засохших, не красовались за картинами, у образов, в углах, на полках; нет также и праздника, на котором бы повсюду и везде не бросались в глаза цветы и букеты. Накануне Нового года девушки собираются перед закатом солнца на открытом месте, зачерпывают в ведро воды и кладут в него каждая немного пшеницы и букет с кольцом, а замужния женщины букет с браслетом; затем оне все вместе составляют круг около ведра и поют: "собирайтесь малые и большие девицы, давайте славить кольца!". В так называемый Иванов день, или в день рождения Иоанна Крестителя девушки отправляются рано утром к воде - к реке, или ручью, - и бросают венки из букетов, загадывая о суженом; во время же свадебных обрядов нет и конца цветам и букетам. Тут, в день обручения, жених и невеста разсылают букеты знакомым девушкам, которые и носят цветы из букетов в продолжении нескольких дней в виде головных уборов, при церковном же обряде все гости и родные идут в свадебном шествии с палками, украшенными цветами и плодами, а в первый день после свадьбы новобрачные извещают о своем семейном счастии всех знакомых, разсылая им букеты. Впрочем, не только живые, но и мертвые не обходятся у болгар без цветов: к покойнику, когда он лежит на столе, женщины приносят свети и цветы, голову покойника украшают цветами, а об украшении цветами живых и говорить нечего; не только девушки и женщины, которые вплетают цветы в свои густые косы и убирают цветами головы, но и парни стараются ими принарядиться, нося цветы на шляпах вместе с лентами, и в петлицах курток и даже за ремянными поясами. Но и этого, скажем мы, мало: все роскошные вышивки болгарских рубах, утиральников, простынь, подушек и наволочек, - все это фигурными искусными узорами напоминает цветущую окружающую природу, которой одарена вся страна, претерпевшая вместе с тем столько горя и видевшая в продолжении многих веков рядом с цветами и потоки крови.

В этой стране, еще за много веков до Рождества Христова, сражались и гибли полчищами: скифы, гунны, римляне, греки и затем монголы, татары, славяне, а наконец явились сюда же и болгары. Они явились, изгнанные и теснимые с Волги, где некогда у них было свое могущественное и сильное болгарское царство. Смешавшись здесь на Дунае и вообще на Балканском полуострове с славянами, они, усвоив язык последних, религию и нравы, до того утратили отличительные черты своего отчасти финского характера, что в конце уже IX века составили с славянами как-бы один народ, принявший одно только общее имя победителя, то есть болгар, которое они носят и до настоящих дней.

преследовало их но пятам. Болгары то побеждали греков, то греки порабощали их, и также, как римляне, болгары властвовали над греками. Упорная борьба с греками продолжалась очень, очень долго, пока наконец греки не превозмогли болгар окончательно. И вот тут-то, с этого момента, началась та несчастная, безъисходная жизнь, в которой несть числа перенесенных страданий этого славянского племени. Хотя греками и введено было у болгар учение Христа вместе с славянской азбукой - кириллицей, ими же введен был и общеславянский письменный язык, который заменил им греческия и римския буквы, служившия письменными знаками; хотя опять-таки, после полутораста лет, болгарам снова удалось возстановить свое царство и выбиться из-под власти греков, что болгары достигли, соединившись с сербами; но греки, в силу непримиримой их ненависти вообще к славянам, призвали к себе на помощь неверных турок. И вот тут уже, с призванием турок, настала та долговечная кровавая борьба с неверными мусульманами, - турками с и хитрыми и алчными единоверцами - греками, которая не прекращалась до тех пор, пока не явилась заступницей за славян единоверная и единоплеменная им могущественная Россия. Турки, уничтожившие Византию и завладевшие всем Балканским полуостровом, стали на последних главенствовать и, хотя преобладающая численность была на стороне болгар, хотя пространство земель Болгарии шло от Савы до Черного моря и от Дуная до Македонии и Фракии, тем не менее турки управляли всем полуостровом и обращали болгар не только в своих рабочих, не только пользовались их трудами, но обращали их и просто в безответных, рабов с которыми они, что хотели, то и делали. И, когда болгары обратились к России, и когда приняла в них участие Россия, то она нашла Болгарию в таком печальном положении, про которое изследователь этой страны Ф. Каниц справедливо говорит: "чтобы обрисовать вполне действительность, поразившую меня во время моего путешествия по Болгарии в 1800 и 1862 г.г, то, право, я затрудняюсь в выборе красок. Чем яснее сияло солнце и чем теплее согревало оно эти восточные страны, тем мрачнее казались сцены, которые освещались им. Несомненно было, что для этого уголка земли, богато-наделенного природою, не наступало еще совсем утра. Великолепные когда-то леса были опустошены; плодородные поля лежали незасеянными, вследствие недостатка рабочих рук; жалкия деревушки расположены были на еще более жалких дорогах; а жители, одаренные от природы богатыми способностями, были окончательно забиты, целые общины не имели по большей части церквей и школ и были предоставлены вполне произволу навязанных им греческих епископов; мундиры и паши высасывали последние соки из народа"..

Тот же писатель Ф. Каниц так описывает положение болгар, которые были обезоружены турками и назывались райями: "Суд в Турции был невозможен; состав турецких судов, - состав, уничтожающий самую мысль о каком бы то ни было праве, - правоверный т. е. (турок) всегда был прав, а райя всегда виноват: и за всякую жалобу на суд паши имели право наказывать райев палками. Всякий кто верит, - говорит Ф. Каниц, - в допущение или значение христианских свидетельств против мусульман, может убедиться из донесений консулов о положении христиан в Турции. Английский консул, относительно похищения девушек-болгарок, пишет следующее: "Один турецкий жандарм требовал насильственно обратить в ислам одну болгарскую девушку. Девушка заявила начальству, что она не хочет отрекаться от своей религии, и жандарм на глазах же начальства убил ее. Английский консул из Белграда пишет: "Насильственное похищение христианских девушек магометанами есть злоупотребление, громко взывающее о помощи". Еще один консул пишет:. "Здесь существует. обычай освобождать молодых мусульман от воинской повинности, которые соблазняют девушку христианку и обращают ее в свою веру"; таких свидетельств Каниц приводит очень много,

Вот положение и обстановка, в которых находились райи, - это "беззащитное стадо", как гласит смысл турецкого слова райа". Но райей, в официальном значении этого слова в Турции, назывались болгары, как безоружное войско.

При первом же заступничестве России существование турецких христиан вдруг значительно возвысилось после русско-турецкой войны 1828--29 гг., вследствие которой султан даровал болгарам разные льготы, значительно изменившия их положение. Но однако только позднейшее положение при Императоре Александре II может сравниться с тем, которое Болгария приняла непосредственно после Адрианопольского мира. Император Николай I, давший почувствовать султану Махмуду II перевес своего могущества, выказал большое великодушие к побежденному врагу, как только начались переговоры о мире, и щадил его во всех, отношениях. Это произвело весьма сильное впечатление на султана и возбудило в его рыцарской душе чувство глубокой благодарности. Оно и выразилось тем, что султан вскоре же издал фирман (манифест), в котором объявлялось полное прощение всем болгарским райям, открыто высказавшим свою приверженность русскому Императору. Кроме того им обещалось милостивое управление, а в другом фирмане обнародована была равноправность его подданных христианского вероисповедания с мусульманским. К несчастию однако смерть султана Махмуда, оплакиваемого гораздо более христианами, чем мусульманами, привилегии которых он значительно ограничил, приостановила осуществление всех планов Махмуда, а наследник реформатора-султана, Абдул Махмуд был слабый, неопытный и безхарактерный юноша, который попал сразу в руки старо-турецкой партии, - эта же партия при нем восторжествовала и прежний порядок вещей со всеми ужасами грабежа, насилий, явился опять в той же силе. Опомнившись, однако, Абдул Махмуд с помощью одного сановника, европейца по взглядам, - Решида, разорвал всякую связь со старыми порядками и объявил новое европейское управление государством, так называемое, конституционное, - что удивило не только Константинополь, но и всю Европу, смотревшую уже косо на все злоупотребления в Турции и начавшую мало по малу принимать участие в судьбе турецких христиан. Новый конституционный порядок утверждал одинаково основные права всех граждан без различия вероисповедания и обещал устранение всех правительственных злоупотреблений. Европейския государства радостно приветствовали это новое решение султана, но в нем, собственно говоря, ничего нового и не было, в нем повторялись все те же обещания, которые высказывались неоднократно и реформатором султаном Махмудом и оно только придавало силу закона тому, что с течением времени вошло в обычай и считалось правом по привычке. Тем не менее вследствие этого правоверные турки, пользовавшиеся до сих пор всевозможными привилегиями, не хотели и не могли примириться с равноправностью христиан, на которых они смотрели с презрением и ненавистью. Турки поэтому не выдержали нового положения и стали набрасываться на безоружных христиан-болгар с оружием в руках. Начались возстания, кровопролитные стычки; при чем высшия власти, по своей ли. вялости, или по своему безсилию, но не могли приостановить этой резни; и России снова пришлось явиться на помощь славянам. Спокойные, миролюбивые по природе, болгары взволновались и это движение в 1860 г. охватило всю Болгарию, которая по размерам страны и по численности болгар, насчитывавшихся до восьми миллионов, значительно превышала на Балканском полуострове господствующую нацию - турок. Россия вследствие этого разсчитывала в войне с Турцией на сильную поддержку болгар; но в этой поддержке она ошиблась, так как пятисотлетнее давление, угнетавшее болгар, так обезсилело их нравственно и они так упали духом, что решительно не могли заботиться сами о своем освобождении; они должны были ждать его только от России. Их угнетало, как мы только что сказали, и господствующее государство с его мусульманским первенствующим населением, и церковь, подчиненная иноверческой власти.

А спор между Римом (Римская империя) и Византией (Византийская империя) за духовное первенство в Болгарии, - этот спор, который вел свое начало с IX столетия, когда болгары были обращены в христианство, подливал только масло в огонь и соперничество выражалось в разных интригах, увеличивавших всякия бедствия и несчастия. Болгарские правители часто были принуждены из политических видов выражать притворное сочувствие Риму, чтобы заручиться поддержкой в борьбе с византийскими императорами, и зачастую они обращались к папе; По византийские патриархи делали свое дело: они стремились изгнать из церковного управления, или иерархии национальный болгарский элемент и заменить туземное болгарское духовенство своим, так называемым, фанариотским, то есть теми подонками греческого квартала в Константинополе, где все византийские пороки соединились с азиатско-турецкими обычаями и нравами; они отдали торгашам-фанариотам на откуп епископства в. Болгарии; и фанариоты организовали торговлю мелкими и крупными духовными местами, и через эту торговлю греческий патриарх извлекал тоже свои выгоды, так как турки продавали в свою очередь места патриархов, через которых они и собирали дань с терзаемых ими болгар. С помощию же фанариотов, греки, изгнавши из церковной иерархии болгар, стремились затем вытеснить из церкви и школы, народный язык, и вместо славянского языка они хотели ввести - греческий. Но болгары однако устояли против всего этого; и, после введения ими в литургию славянского языка, они достигли и своей заветной мечты, - первой славянской национальной церкви, послужившей потом образцом, как для русской, так и для сербской церкви.

Таким образом единоплеменная, единоверческая Россия разрешила наконец, после жестокой последней войны с Турцией, этот давний как болгаро-греческий религиозный спор, так и спор между глазами западной и восточной церкви, а равно и тяготевший над всей Европой восточный вопрос.

Теперь нет уже сомнения, что над этой долготерпеливой страной взойдет и яркое солнце, которое осветит цветущия поля и красивые места глубоких долин и скалистых ущелий, по которым протекают разные реки и ручьи и которые идут вплоть до снеговых Балкан, покрытых до самых высоких вершин исключительно буковыми и дубовыми деревьями. Хотя по всей Болгарии везде видишь, рядом с небольшими лиственными лесами, прелестные луга и поля, а рядом с роскошными виноградниками и огородами - табачные и шелковые плантации. Безчисленные же стада овец, рогатого скота и табуны лошадей пасутся на обширных луговых выгонах высокой равнины, и в наружном виде отдельных крестьянских домов, также как и самого народонаселения, проглядывает теперь спокойствие и довольство. Климат Болгарии очень мягкий, очень здоровый и благоприятный по своей мягкости для шелководства, вследствие чего оно сильно и распространено по всей стране, и существовало даже до турок во времена владычества Византии. Понятно, что в такой благодатной стране должен жить и народ здоровый и крепкий. Болгары действительно и не могут пожаловаться на какие либо физическия немощи. По наружности они более узкого сложения, чем румыны и греки, и вообще между ними встречается гораздо-более худых, чем полных людей. Благодаря их мирному характеру, в их наружности выражается также гораздо более доброты, кротости, чем мужества и энергии. Брови у них очень, густые, волосы на голове большею частью светлые. Все они носят отпечаток серьезности, твердости и постоянства, - качества, составляющия отличительные черты характера болгар и много способствовавшия их успехам в земледелии, промышленности и ремесленных занятиях. Сильно развитые мускулы и кости, и узкий глаз, - это также отличительная черта их наружности; по всей вероятности, это не больше, как последствие их некогда бывшого кровосмешения на Волге с финно-уральскими завоевателями. По одежде они мало чем отличаются от сербов и румын. Они носят летом рубахи с широкими рукавами, с пестрыми вышивками на груди и на плечах; зимой же из белого сукна шаровары, которые завязываются ниже колен красною шерстяною тесьмой, или кожаным ремнем; рубаха подпоясывается также красным кушаком, к которому привешивается с левой стороны спрятанный в ножнах нож. В холодное время зажиточные люди надевают камзолы из сукна, выложенные черными шнурками, или же вместо камзолов носят длинные кафтаны, а в морозы шубы. Вместо фесок, общеупотребительных в сербских деревнях, болгары на головах носят кубари - это шапки в виде колпака из темной или светлой овчины, из-под которой висят их длинные русые распущенные волосы. Старые болгары стригут свои волосы, как старые турки, оставляя только пучек на макушке. Этот обычай существовал некогда тоже у финских болгар, а также у венгров и у прочих восточных народов. Женщины заплетают свои роскошные волосы в толстые косы, которые они, как мы уже и сказали ранее, украшают с большим искусством цветами, а затем медалями и лентами. Но главный наряд болгарок - это тоже, что и у мужчин - рубашки, которые покрываются обыкновенно, как и у мужчин, роскошными вышивками на груди, плечах и оконечностях рукавов. Вышивки эти делаются разноцветною шерстью или шелком, и узоры этих вышивок так разнообразны и так прелестны, что могли бы служить образцами самым искусным европейским рисовальщикам узоров. Сверх рубахи, болгарка надевает. еще юбку из плотной полосатой шерстяной материи домашняго тканья; а поверх её накидывает из такой же материи, но обшитой бахромой, фартуки, иногда наперед, - а иногда назад. Частью эти фартуки накидываются прямо на рубашку и без юбки. Юбка и фартуки придерживаются поясом, украшенным обыкновенно большими кольцами, или пальмообразными ветвями металлическими или перламутровыми. Часто эти пояса переходят по наследству из поколения в поколение, как драгоценные вещи, и играют весьма видную роль в приданом, выставляемом на показ, так как украшения на этих поясах бывают не только из литого серебра или филигранные, но и с эмалью и с драгоценными каменьями. Болгарки, кстати заметить, любят вообще всякого рода украшения: серьги, браслеты, кольца; они цепляют на себя цветы во множестве, ожерелье из медалей и жемчуга, но всем этим они украшаются с большим вкусом, что показывает в них врожденное чувство красоты формы и сочетания цветов.

В болгарских домах, если и нет комфорта (удобства или роскоши) в прямом значении это то слова, то по крайней мере изобилие домашней утвари и в особенности ковров. В углу парадной комнаты находится множество икон, лампадок, разных кружек и тарелок, служащих украшением и свидетельствующих об удивительном трудолюбии и промышленных способностях болгарских женщин. Это особенно чувствуется, когда они принимаются стлать постель перед кем либо из посторонних. Они раскладывают перед ним с справедливою гордостью роскошные одеяла и подушки с пестрыми, великолепными вышивками в виде разных фигур и узоров. Хатки болгарския по наружному виду также очень живописны; оне не только все в садах и цветах, но и как бы окутаны с ног до головы широкими густыми листьями и блестящими сочными гроздями виноградных кистей. Эти виноградники у хат в пору созревания винограда много придают красоты болгарским хаткам, - последния кажутся для посторонних, впервые встречающих или видящих их, чем то волшебным, чем то сказочным. И все эти хатки лепятся одна к другой, дружно смыкаются в общия группы, как бы в одну семью; так как и в действительности братская любовь и родительское чувство чрезвычайно сильны в болгарских семействах. Обыкновенно, вокруг крытого черепицею или каменными плитами большого дома главы семейства, группируются маленькие домики женатых сыновей и постройки из плетней, круглые или продолговатые, служащия амбарами для хранения 'фруктов и земледельческих продуктов, или же для загона скота. Высокий плетень из молодых побегов окружает эти семейные владения; которые стерегутся огромными дикими собаками, готовыми растерзать чужого человека, входящого за эту изгородь без сопровождения кого либо из домашних.

и цветущий вид. В противоположность мусульманским дворам, во внутренности которых господствует могильная тишина и неподвижность, дворы болгар оживлены шумом и движением. В них кипит жизнь и деятельность, раздаются смех и веселые крики детей, играющих на ниве на глазах работающих родителей.

Чувство любви к семейной жизни у болгар вкоренилось также глубоко, как и у других славянских народов. Тяготевшее над ними турецкое иго при исключении их из государственной жизни, ограничило их круг деятельности домашним очагом и укрепило в них чувство отцовской, сыновней и братской любви, отличающей вообще, как только что мы сказали, славянина. Они очень трудолюбивы, и занятия, и труд их очень разнообразны, он дает себя чувствовать на каждом шагу.

Болгары, живущие в высоких долинах и в Балканских горах, занимаются скотоводством и промышленностью; жители же низких долин занимаются исключительно земледелием. Две трети обработанной земли засеваются маисом, составляющим главное продовольствие болгар; остальная же треть засевается пшеницей, рожью, рисом, табаком, хлопчато-бумажником и виноградниками. Из овощей болгары предпочитают бобы, лук и чеснок, и производят их в огромном количестве. Особенно чеснок, с своими длинными, зелеными листьями, поставляет их любимое кушанье; лук же у них играет туже роль, которую у нас картофель, совсем почти неизвестный в Болгарии. Пшеница из Эски-Загри славится и почти вся вывозится заграницу. Обмолачивание у них зерен производится посредством быков и лошадей, которые ходят по настланным, колосьям, таская за собою бревно и описывая им круг. Это бревно, снабженное снизу острыми из кремня зубцами, имеющими назначение резать солому одновременно с вымолотом зёрен. Помол производится также не менее первобытным способом, хотя в последнее время и болгары стали устраивать искусственные мельницы, производящия превосходную муку. Вообще болгары очень способны к механическому искусству и они устраивают у себя без всяких машин такие искусные водопроводы, что даже западные европейцы при виде этих водопроводов приходят в изумление; при водопроводах они умеют пользоваться самыми незначительными ручьями.

В Болгарии разводится очень много табаку. Шелководство при содействии правительства давно бы было в Болгарии в самом цветущем состоянии; так как болгарские коконы, улучшенные персидскими и мало-азиатскими покупаются итальянскими торговцами по весьма высокой цене. Сарачинское пшено, перешедшее в Болгарию из Египта, доходит теперь до полутора миллионов ок, а око равняется двум с половиною фунтам. Возделывание репных семян приходит теперь в Болгарии в цветущее состояние. Возделывание красного крапа, льна и хлопка, как продуктов, имеющих огромное значение в промышленности, будет в скором времени выдающеюся производительностью в хозяйстве болгар. Во многих местах, лежащих на южном склоне Балкана, болгары занимаются производством розового масла, составляющим весьма выгодную отрасль промышленности. Масло это добывается, как мы уже и заметили выше, в великолепных долинах, усеянных розами, благоуханная жидкость которых собирается в маленькие известные по всей Европе пузырьки и продается повсюду по высокой цене. Сбор волошских орехов составляет также богатый источник доходов. Их продается ежегодно приблизительно на три миллиона пиастров. Волошско-ореховые деревья в Болгарии достигают такой вышины и красоты, которых они не всегда достигают даже и в Малой Азии. Стволы их продаются по высокой цене французским красно-деревцам. Ореховые, а также шелковичные и фруктовые плантации разсеяны в Болгарии по всей стране. С особенною же заботливостью болгары ухаживают за сливными деревьями, которые доставляют им их любимый напиток - (водка). Фабрикация рака и спирта, в состав которого входят и дикия яблоки, производится болгарами очень деятельно.

Помимо земледелия, Болгария славится также и скотоводством, которое; составляет одну из главных отраслей промышленности. Во внутренности страны путешественник встречает очень часто огромные стада рогатого, крупного и мелкого скота. Болгария весьма богата лошадьми, буйволами, быками, овцами, козами и всякого рода птицей. Рогатый скот и лошади маленькой породы. Для перевозки тяжестей и для работы употребляются преимущественно буйволы, которые чрезвычайно смирны, легки и втрое сильнее быков. Их медленность и крайнее упрямство при сильной жаре составляют, однако, важные неудобства их употребления в дело. В сухих местностях они требуют особенных попечений и ухода. Летом, когда жарко, необходимо проводить для них воду в особые обширные ямы, нарочно вырытые, в которых их обмывают несколько раз в день и где они иной раз лежат по целым часам; зимой же их нужно покрывать попонами, для предохранения от стужи и. кормить непременно дубовыми листьями, которые снимаются обыкновенно для этой цели осенью и, связанные в пучки, сохраняются между ветвями. Буйволы откармливаются однако легко, но мясо их твердо, коровы же буйволовые дают молока мало, но за то оно очень густое. В Болгарии, как и везде, разведение коз чрезвычайно вредит лесам, но тем не менее козоводство там очень распространено.

служат им кровлей; молоко, сыр и немного хлеба составляют их пищу. Лишь позднею осенью возвращаются- они в свои долины. Пригоняя благополучно свои стада домой, они громко играют на своих дудках, звуки которых приятно оглашают тишину балканских лесов.

Кроме всех такого рода богатств, и промышленность болгар достигла бы цветущого состояния, что мы и видели в тех местах Балкан, куда никогда не заглядывали турки, и где она развивалась самостоятельно. Но более всего способности болгар обнаруживаются в технических и ремесленных искусствах. Болгары отличаются не только художественным вкусом относительно формы и подбора цветов и не только искусностью рук и трудолюбием, но и замечательным талантом в строительном искусстве, который проявляется в постройке домов, церквей, мостов и в устройстве водоподъемных механизмов!. Наилучший из болгарских мостов - Янтрский, близ Белы, построен двумя первобытными болгарскими архитекторами. Церкви, мечети и синагоги в больших городах, с их красивыми куполами, минаретами и т. д. суть также произведение болгарских строителей, не имеющих никакого образования и едва умеющих держать карандаш в руках. Их искусство в постройке разных сельско-хозяйственных снарядов приводит знатоков дела в удивление. Есть, например, у них замечательный аппарат для орошения полей. Конструкция его или устройство показывают несомненно высшия природные дарования его изобретателей. С помощью этого аппарата вода из реки посредством колес, приводимых в движение воротом, вращаемым рогатым скотом, поднимается на высокорасположенную терассу через проведенные из реки жолоба и канавы. Отделка ворота и колес, покрытых, для предохранения от гниения, черною масляною краской, может назваться в техническом отношении образцовою, если принять в соображение, что эти сельские техники производят свои замысловатые работы посредством самых первобытных инструментов.

Болгары отличаются также замечательною искусностию во многих отраслях ремесленной промышленности, как например - в фабрикации ковров, кисеи, железных и серебрянных вещей, в резьбе из дерева, и т. п. И трудно сказать, кто у болгар более трудится и более работает: мужчины или женщины. Женщины помогают мужчинам даже в постройке домов, особенно, так называемых колиб, то есть домов, устраиваемых из плетней и кольев; замазывание же в домах щелей глиной, а также и окраска, или беленье хат - это исключительно женская работа. И на сколько болгар воспевает в песне любимую им девушку, на столько же незавидную роль предоставляет он ей в доме, когда она становится его женой. Она завалена работой и не имеет ни одной свободной минуты. Если не в поле, то она занята дома хозяйственными делами, отрываясь от которых на минуту, она кормит грудью маленьких детей, а кормит она их лет до пяти, а, когда не кормит, то снаряжает на работы старших; если же и в этом управилась, то моет и чистит у колодца домашнюю утварь, или белье, и т. д.; или же красит и белит свои ткани, или же приготовляет для семьи обед, а не то сидит за прялкой или шитьем, а не то: бежит заглянуть на загон, где пасется домашний скот; на ней же лежит обязанность и ухода за садом, который есть при каждом доме. Полное равенство у болгар существует не только между мужем и женой, но и во всей семье, и только такие обычаи, как целовать руку у мужа, или вставать с места при входе мужа в комнату, ставят жену как бы в подчиненное положение; но это только обычаи, явившиеся опять таки следствием турецкого ига, где болгар учили целовать руку наказующого; по существу же самая глубокая привязанность и равноправность скрепляют семейную связь болгар.

приращение; и благополучному приращению семейства бывают всегда все рады, и со всех сторон приносятся поздравления как роженице, так и ребенку.

Сближение парней с девушками на столько совершается скромно и тихо, что редко когда, кто и заметит это сближение. В большинстве случаев оно совершается у домашняго очага, когда в зимние длинные вечера собираются, также как и у нас в Малороссии, на вечерницы, а в России на посиделки, для общей работы за прялкой, за которой девушки напевают любимые песни, а парни, являющиеся на эти вечеринки, шутят, рассказывают разную быль и небылицу, расходясь по домам с этих вечеринок поздно ночью, а иногда и за полночь.

Выбор невесты у болгар никогда не-предоставляется личному усмотрению молодого человека; напротив, это считается скорее делом общесемейным и особенно в деревнях, где родители имеют большое влияние на выбор девушки. Физическая сила и трудолюбие считаются главными качествами, будь девушка даже и не красива. Обыкновенно девушки выходят замуж в возрасте от 16 до 20 лет, а парни женятся от 20 до 25 лет. Переговоры с родителями девушки ведутся через посредство доверенного лица невесты. Приданое, также как и сумма, за которую жених должен выкупить девушку, обозначаются подробно, и тогда только сваты делают девушке от имени жениха формальное: предложение, передают ей от него кольцо, и принимают такое же от нея. Затем жених и невеста посылают букеты знакомым девушкам, которые носят их в продолжении нескольких дней в виде головных уборов. После такого обручения, которое иногда происходит и с благословением священника, и после разсылки букетов, начинаются свадебные пиры, не обходящиеся, конечно, без музыки и танцев. В этот же день обручения выставляются обыкновенно на показ все подарки жениха, из которых более других интересует всех ожерелье из золотых и серебряных монет, а затем и прочия драгоценные вещи, как-то: браслеты, серьги, особенно пояс, головные уборы и проч.; и, если все эти вещи понравятся отцу невесты, то молодые люди могут считать себя обрученными. На другой день после обручения невеста надевает на себя все подарки и прогуливается по деревне, как бы показывая все приданое всему народу.

Свадебные песни и танцы все теже, что и всегда, и песни болгарския отличаются большею частью веселым характером и задушевностью. В них воспеваются прелести пастушеской жизни, горести и радости любви и жизнь в лесу и в поле с любимой девушкой. Любимый же национальный танец, это горо, который вы увидите, как на свадьбах, и на праздничных весельях, так равно и в обыденный день, где нибудь между виноградными лозами или фруктовыми деревьями в прохладной тени, или же в роще на зеленой лужайке, возле шумящого ручья. Там, молодые девушки и парни, взявшись за руки, образуют вьющуюся цепь, подобно пестрой ленте. Они делают два шага вперед и шаг назад, но темп или такт ускоряется все более и более, оба крыла начинают сближаться и образуют наконец круг, который опять разрывается, но с тем, чтобы тут же опять сомкнуться. Прелесть этого танца заключается в красивом изменении фигур, которые выделывает эта цепь, и в эластичной подвижности, с которой она следит за темпом музыки. Кроме этого танца у болгар есть еще и , нечто в роде полонеза, исполняемый одною танцовщицей, как и в нашем народе - русская, где также танцует или одна девушка, или один парень; и есть у болгар смешной танец, так называемый медвежий.

После обручения свадьба у болгар редко бывает через несколько месяцев, большею частью она откладывается на несколько лет.

Когда же назначается день бракосочетания, который обыкновенно назначается в одно из воскресений поздней осени, тогда молодые девицы устраивают танцы перед домом невесты, а молодые парни - перед домом жениха. Когда же совершается церковный обряд, то при нем особенное внимание обращает на себя торжественное шествие, во главе которого идут сваты, родные, и, как гости так и родные мужского пола идут в этом шествии с палками, украшенными цветами и плодами. На пороге дома молодых встречает теща и посыпает их плодовыми зернами. Первый выход новобрачной, после заточения со дня свадьбы в отдельном доме новобрачных, бывает всегда выход невесты к колодцу. Ее туда ведут торжественно пожилые женщины, и, обведя, ее три раза вокруг колодца, они черпают из колодца два ведра воды, которыми и обливают новобрачную. После этого обливания, новобрачная отправляется в гости к родителям и родственникам, - чем и заканчивается весь брачный обряд.

Супружеская верность у болгар также безупречна, как и нравственность их девушек. Вдовушки у них редко когда выходят замуж. Со смертью мужа жена обыкновенно предается такому отчаянью, как будто вместе с ним хоронит все надежды, все радости жизни и все материальные свои средства. Она голосит: "Ох, Милан! "

Кто-то будет для нас землю пахать?
 
Кто-то будет хлеб возить в город?
  Боже! Боже мой!
Кто-то будет теперь нам дрова рубить в лесу?
  Боже! Боже мой!
  Боже! Боже мой! и т. д.

Похороны у болгар совершаются очень просто, без всякой торжественности, а покойника тотчас же после кончины выносят в церковь, где читают над ним молитвы, а затем предают его тело земле. Чаще же случается, что без всякого духовного напутствования везут в телеге, или в арбе на скромное кладбище и зарывают в неглубокую могилу, которая делается фута в два. Каждый присутствующий бросает в могилу, как это принято и у нас в России, горсть земли, и затем, чтобы помянуть покойника, все едят кутью. Поминки на дому совершаются очень скромно и без особенных угощений; приглашенные довольствуются несколькими стаканами раки, лампа горела неугасимо в течение трех лет. Родные посещают могилу в разные дни до сорокового включительно и всегда ставят на могилу кушанья и напитки, что называется у них "задушницей". Эти поминки - задушницы справляются три раза в год и покойник поминается вкушая которую все приговаривают: "Да простит тебе Бог твои согрешения!"

Но не так удивительно это кормление покойников, в голод которых веруют многие народы, также заботящиеся о том, чтобы кормить и поить своих покойников на их могилах, как то, что болгары по прошествии трех лет еще и обновляют своих покойников. Они выкапывают их бренные останки из могил, моют их и, зашивая в холстинный мешок, приносят в церковь к епископскому седалищу, а после благословения священником, снова предают погребению. После такого вторичного погребения посещают могилу только уже самые близкие родственники.

По этому одному можно судить, - сколько суеверий, предразсудков, а также и разных обрядов, обычаев и верований осталось у болгар и от язычества, и от магометанства, а в свою очередь и от всех народов, населявших Болгарию и временно сожительствовавших с ними.

Поверье о вампире в Болгарии распространено повсеместно. Но это поверье ясно произошло в Болгарии от того, что, вследствие быстрого погребения, следующого почти непосредственно за прекращением дыхания человека, часто зарывались и зарываются люди, находящиеся в летаргическом сне (замирание), а так как могилы вырываются у болгар весьма не глубокия и покойники опускаются в них не в гробах, то мнимо-умершие (кажущиеся мертвыми), пробуждаясь от летаргии, могли легко выходить из них и являться домой, где их появление заставляло предполагать домашних, что они обратились в вампиров. По поверьям болгар вампиры летают в виде тени по полям и лугам, оставляя только за собою следы крови; но, выдержав сорок дней, вампир воплощается опять в человека и может даже на чужой стороне, где его не знают, жениться. Тогда он только по ночам уходит из дому, чтобы работать, - мести улицы и пожирать дохлых быков и буйволов, а также высасывать кровь из заболевших коров. Оборотней - вампиров болгары изводят или ядом, или же, разрывая их могилы, вбивают им в грудь гвоздь или кол, а не то и пристреливают их насквозь пулями.

фей, которые занимают весьма видное место в поверьях всех народов, болгары верят, что колодезная фея является то в виде белой кошки, то в виде белой козы, или белого коня и т. д., и если кого оцарапает она, или к кому прикоснется, то тот человек умрет; молодым же мужчинам она является в виде белой женщины удивительной красоты, и горе тому, кто ей понравится! - её поцелуй смертелен.

У болгар, конечно, также, как и у других народов, населены и леса, и реки, и горы, и вообще вся природа и добрыми, и злыми духами. В лесах обитают нимфы и заколдованные животные, бродят оборотни, медведи, в которых по понятиям болгар, обратились собственно турки.

Разные болезни, как ревматизм, подагру, болгары также приписывают влиянию духов и для предохранения себя от этих болезней запасаются амулетами, которые добываются обыкновенно у священников или бабок.

Конечно, и у болгар, также как и у прочих народов, есть и еще множество всякого рода "верований в клады и есть также у них знахари, знахарки, ворожеи, заклинание, гадание и т. д., и т. п.

Кто, например, не усмотрит во всем нижеследующем того же, что мы видим и у нас в России, и в Малороссии.

В день Нового года все обмениваются между собою пожеланиями и взаимными призваниями благословления, восклицая при этом: "Jurvokam!", т. е. "Желаю счастья!"

В течение дня все делают друг другу визиты, а молодой парень достает с крыши ветку, сыплет по дому ячмень и говорит: "здесь радость и Св. Василий"; а затем он подходит к божнице, ударяет веткою три раза по иконе и тут же ударяет всех присутствующих; а накануне Нового года устраивается у болгар особого рода пир, - приготовляется особый, так называемый, царский пирог, который по кусочкам раздается бедным. На столе же должен быть непременно студен из свиной головы или жареный окорок того же животного. Прежде чем сесть за стол хозяин дома обходит вокруг него с кадилом и окуривает.

5 Января, в день, называемый "Поповой колядой", священник ходит из двора во двор, благословляет и кропит Св. водой все покои. От рамой реки Савы и до Черного моря, одним словом, куда только доносятся звуки-славянского языка, вплоть до самого Рождества Спасителя, занимает самое видное место в ряду других обычаев, и везде поются в честь её песни с припевом: "ай, коляда! ай, коляда!" В коляду (рождественский сочельник) мальчики с небольшими посохами в руках, ходят по болгарским деревням и, подходя к каждому дому, ударяют посохом о землю, произнося громко: "Маленький Бог родился!" За это их угощают рождественскими пирогами - караваями. В сочельник едят обыкновенно постное.; в муку, из которой пекут хлеб и пироги, втыкают зажженную лучину и оставляют ее до тех пор, пока она не потухнет. Затем эту лучину сохраняют и зажигают в следующем году только в таком случае, если кто нибудь из членов семьи осрамит себя дурным поступком. В большие рождественские пироги запекают также и монеты. Когда пирог готов, то он ставится на накрытый стол, и к его верхней корке прилепляют зажженную восковую свечу, а под столом в тоже время ставят блюда с соломой и орехами. Затем хозяин с кадилом в руках обходит весь дом и двор и кадит во всех комнатах, конюшнях и сараях, после чего вешает кадило на божницу и приступает с молитвою к разрезыванию пирога, первый кусок которого назначается Богородице, а остальные членам семейства и разным хозяйственным принадлежностям и постройкам, как-то: дому, мельнице, полю, винограднику, лесу и т. д. Тот член семейства, в куске которого окажется запеченая монета, будет самым счастливым в новом году и обязывается оказывать помощь родным в случае их несчастия. Все остатки от ужина ставят пред иконой Божией Матери, говоря при этом: "пусть Св. Мария также поужинает", и оставляют их перед образом на всю ночь. Утром следующого дня берут солому, которую в сочельник вечером клали под стол, и окутывают ею деревья, чтобы они приносили больше плодов, орехи-же сохраняют как лекарство от накожных болезней, которые будто-бы быстро исчезают- при натирании ими кожи, но под одним условием, чтобы орехи немедленно после употребления выбрасывались на крышу дома и уносили таким образом с собою болезнь. Во время рождественских праздников все обмениваются визитами.

В день Крещения или Богоявления болгарки обыкновенно растирают груди своим детям комом снега, что по народному поверью укрепляет их здоровье. Ради-же укрепления здоровья и взрослые обливаются водою. А на следующий, так называемый, Бабин день празднуется в некоторых местах Болгарии своего рода вакханалии. Женщины обходят все местечко, танцуя, кривлясь и оглашая всю окрестность веселыми песнями и смехом. Это тем более бросается в глаза, так как танцовать для замужних женщин считается предосудительным. Этот Бабин день ознаменовывается также повсюду страшным пьянством.

пока они не потухнут, разсыпаясь дождем искръ/-Это называется огнем для заклинания духов. В следующий затем понедельник все маскируются, и начинается празднество карнавала, то есть Масляницы.

С чистого понедельника начинается строгий пост. В этот день вся посуда во всех " домах чистится и моется, все воздерживаются от самой необходимой пищи, не готовится никакой еды, так как по общему поверью последствием невоздержанности в этот день будет засуха и повреждение жатвы какою-нибудь стихийною случайностью.

задушница, о которой мы говорили уже выше. Праздник Благовещения чрезвычайно чтится болгарами. По их мнению, в этот день вся природа предается полному покою, птица не вьет гнезда, пчела не вылетает из улья; только змеи выползают из своих трущоб и празднуют свой шабаш, а потому на южных склонах Средняго Балкана, еще до солнечного восхода, женщины отправляются на свои дворы с медными тазами, и, ударяя по ним деревянными ложками, поют: "О, убегайте змеи, убегайте ящерицы"!..

Семинедельный пост, предшествующий Пасхе, соблюдается самым строгим образом. Только в день Благовещения разрешается есть рыбу. Есть еще и другой пост, соблюдаемый не менее строго, как Великий, это Петровский, продолжающийся четыре недели.

В оба эти поста питаются исключительно пищею, приготовляемою из овощей с постным маслом. Таким образом, если причислить к этим 22 неделям поста еще 30 пятниц и столько же сред, в которые болгары также постятся, то это составит в году 214 постных дней.

пожилые люди поют песни более серьезные; на проходящих же накидывают пестрые платки и поют: "О, приходи, приходи, Лазарь! яйцы раздавлены"!

В Вербное воскресенье отправляются на могилы и там справляют обеды, которые ночью, по общему убеждению, съедают выходящие из могил покойники.

В так называемый "Зеленый четверг" красят яйца красной краской, которою матери натирают щеки своим детям, приговаривая:, "будьте такие-же красные, как эти яйца, во весь год"!

В Светлое воскресенье все отправляются в церковь со свечами еще до разсвета, чтобы не пропустить момента, когда священник, выходя из царских дверей, благословляет народ и произносит: "примите Св. Духа"; после чего все спешат, все толкаются, чтобы зажечь свои свечки от священного огня и отнести их горящими домой, где свечи разставляют по всем углам для изгнания из дома злых духов. Везде раздаются возгласы: "Христос воскрес"! и "Воистину воскрес"!

День Св. Георгия чрезвычайно чтится болгарами; он празднуется принесением овец в жертву и перед этим днем не едят никакого молодого скота. В этот-же день пьют парное молоко и майский напиток, составляемый из вина с абсентом. Если весной не выпадет дождей, то в Болгарии существует весьма дикий обычай, заключающийся в том, что устраивается процессия из голых цыганок, которые, окутавшись зелеными ветками, ходят по деревне и, останавливаясь перед каждым домом, поют псалмы богини дождя. Оне поют: "Ниспошли росу на землю! Ниспошли дождя, чтобы был богатый урожай пшеницы, маиса и проса! Ниспошли размножение пчел"! и т. д. После этого цыганок обливают водой и дарят им разные вещи.

"самовильские праздники", или праздники в честь волшебниц, господствующих над полями, лесами, водами и лугами.

Праздник солнечного поворота празднуется в Болгарии в день рождения Иоанна Крестителя, или в так называемый Иванов день. В этот день, как и в Малороссии, девушки забавляются разными играми и гаданьями, оне плетут венки и бросают их, гадая о суженом, в волны реки; при чем венок, который опередит другие, обязывает хозяйку его угощать подруг пиром с музыкой и танцами. В ноябре начинаются волчьи праздники, и наконец 30 ноября, в день Св. Андрея, приготовляется особая каша из всех родов зернового хлеба со словами: "как они (зерна) разбухают, так пускай и все растет в будущем году"! - и все мужчины, работавшие в поле, берут каждый по полной ложке этой каши и, кидая ее в трубу, приговаривают: "пускай также высоко поднимаются стебли посева"!

Как в этих праздничных обычаях, поверьях, суеверьях, так даже и в самой речи, в языке болгар вы невольно чувствуете что-то близкое, родное русскому сердцу; и, если в последнее время болгар стали называть у нас , в силу их трусости во время войны, то надо только вспомнить тот ужасный гнет, который они претерпевали много веков, и то тяжкое горе, которое они несли из века в век, начиная от удаления с. берегов Волги, а затем надо вспомнить также и их долготерпение, их выносливость и преданность одной с нами вере, чтобы вполне и сердечно назвать их братьями. От кого-бы они ни происходили, - от финнов, или от какого другого племени, но они теперь и по крови и по плоти наши родные братья.

Балканы напомнят ему, что он в чужой стране, а не среди своих необъятных родных полей.