Торшилов Д.О.: Античная мифография - мифы и единство действия
«Аристофановы» Аргументы

АРИСТОФАНОВЫ» АРГУМЕНТЫ

Новейшее издание - Aristophanis Byzantii fragmen-ta / Ed. W. J. Slater, 1986 - к сожалению, осталось недоступным. Текст приводится по изданиям:

Scholia Graeca in Aeschylum quae exstant omnia / Ed. 0. L. Smith. Leipzig, Teubner, 1976-1982. Vol. I, p. 42 (аргумент «Эвменид»);

The older scholia on the Prometheus bound / Ed. C. J. Herington. Leiden, Brill, 1972, p. 65 (аргумент «Прометея»);

Argumenta fabularum Aristophani tributa / Ed. A. Nauck // Aristophanis Byzantii grammatici Alexandrini fragmenta. Halle, 1848; repr. Hildesheim, 1963, p. 256-263 (аргументы «Антигоны», «Вакханок»);

Scholia in Euripidem / Ed. E. Schwartz. Berlin, 1887-1891, repr. De Gruyter, 1966. Vol. I, p. 93 (аргумент «Ореста»), 244 («Финикиянок»), vol. II, р. 139 («Медеи»), 214 («Альцесты»), 325 («Реса»).

«ЭВМЕНИДЫ» Эсхила

Аргумент грамматика Аристофана.

Орест, окруженный в Дельфах Эринниями, по воле Аполлона прибыл в Афины в храм Афины; победив (потому что она так замыслила), он ушел в Аргос, она же, сделав Эринний кроткими, назвала их Эвменидами.

Ни у того, ни у другого нет такой мифопеи.

«ПРОМЕТЕЙ» Эсхила

У Прометея, прикованного в Скифии за то, что он украл огонь, скитающаяся Ио узнает, что она окажется в Египте и от прикосновения Зевса родит Эпа-фа. Выводится Гермес, угрожающий Прометею, что он будет поражен громом, если не скажет Зевсу будущее. Наконец гремит гром и Прометей исчезает.

Такая же мифопея у Софокла в «Колхах», в отступлении; у Еврипида же ее совсем нет.

«АНТИГОНА» Софокла

[Аргумент] грамматика Аристофана.

Антигона вопреки решению города похоронила Полиника, была схвачена, брошена Креонтом в подземный склеп и убита; тогда и Гемон, скорбя (потому что он любил ее), закололся мечом. После его смерти и его мать Эвридика убила себя.

Такая же мифопея у Еврипида в «Антигоне»: только у него схваченная [Антигона] потом отдана Гемону в жены и рождает Меона.

Между аргументом и справкой о мифопее мифографическая Справка: στασιάζεται δέ τά περί τήν ηρωίδα ίστορούμενα και τήν άδελφήν αυτής Ίσμήνην, ας 6 μεν "Ιων έν τοις διθυράμβοις καταπρησθήναί φησιν άμφοτέρας έν τω ίερω τής "Ηρας ύπό Λαοδάμαντος τοΰ Έτεοκλέους· Μίμνερμος δέ φησι τήν μεν Ίσμήνην προσομιλοϋσαν θεοκλυμένω ύπό Τυδέως κατά Αθηνάς έγκέλευσιν τελευτήσαι (сведения о героине и ее сестре Йемене противоречивы; Ион в дифирамбах говорит, что они обе были сожжены в храме Геры Лаодамантом, сыном Этеокла; Мимнерм же говорит, что Йемена, говорившая с Феоклименом, была убита Тиде-ем по велению Афродиты).

«ВАКХАНКИ» Еврипида

[Аргумент] грамматика Аристофана.

Дионис, ставший богом, ввергнув в безумие не желавшего принять его обряды Пенфея, заставил сестер его матери разорвать его.

Такая же мифопея у Эсхила в «Пенфее».

«ОРЕСТ» Еврипида

[Аргумент Аристофана.]

Аполлон.

Ни у того, ни у другого нет такой мифопеи.

«ФИНИКИЯНКИ» Еврипида

[Аргумент Аристофана.]

Поход Полиника с аргосцами на Фивы и гибель братьев Полиника и Этеокла и смерть Иокасты.

«Семерых против Фив», кроме Иокасты.

«МЕДЕЯ» Еврипида

[Аргумент] грамматика Аристофана.

Медея, возненавидев Ясона за то, что он женился на Главке, дочери Креонта, убила Главку и Креонта и своих сыновей и, уйдя от Ясона, вышла за Эгея.

Ни у того, ни у другого нет такой мифопеи.

«АЛКЕСТА» Еврипида

Альцеста, дочь Пелия, приняв смерть вместо своего мужа, спасена Гераклом, прибывшим тогда в Фессалию, сразившимся с подземными богами и отобравшим у них женщину.

«РЕС» [Еврипида]

[Аргумент Аристофана.]

Афины: ведь он был бы очень опасен для греков. Явившаяся Терпсихора забирает тело сына. Мимоходом говорится и об убийстве Долона.