Торшилов Д.О.: Античная мифография - мифы и единство действия
Фабульная мифография в средние века

[260]

ФАБУЛЬНАЯ МИФОГРАФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Возможно, только после Гигина, в «Мифологиях» Фабия Фульгенция Планциада1 и у трех Ватиканских мифографов2 мифография впервые приобретает достаточную степень повторяемости внешних признаков, чтобы можно было говорить о ней как о «жанре». Отсутствие в расположении фабул у Фульгенция и Ватиканских мифографов следов эпического кикла, остающегося для Гигина одним из важнейших композиционных принципов, также говорит об утвердившейся самодостаточности фабулы: лжехронологическое расположение фабул в порядке «кикла» больше не нужно: каждая из них для этих мифографов законченна сама по себе.

Самое важное, уже упоминавшееся нововведение Фульгенция состояло в том, что каждую из 50 коротких фабул своего сборника он снабдил ее аллегорическим толкованием (так же, как старательные баснопис-

[261]

цы снабжали моралью каждую басню). Христианин, живший в африканском королевстве вандалов уже после так называемого падения Западной империи, Фульгенций ищет в толковании мифов отнюдь не священную истину древних; при сравнении Фульгенция с Корнутом или Проклом бросается в глаза, что его подход - хладнокровный подход ученого; те стараются разгадать тайны мифов и оправдать их глубокую истину с точки зрения истины философской, Фульгенций же - просто понять, в чем их целесообразность.

Книга третьего Ватиканского мифографа (Альбериха Реймсского, вероятно, XII века) вообще начинается с любопытной истории о Сирофане и его умершем сыне; этот «миф» описывает происхождение мифов и веры в богов из почитания изображений умерших. История Сирофана - предтеча современных теорий возникновения мифологии.

Таким образом, путь фабульной мифографии после Гигина был путем от изложения мифов к их осмыслению; зачатки этого осмысления находились и в том классифицировании мифов, тенденция к которому присуща фабульной мифографии.

Альберих был авторитетным предшественником для Боккаччо1, Боккаччо - для Лилия Гиральда и Наталиса Комеса, от которых остается несколько шагов до Вико, с которого обычно начинают историю современного осмысления мифологии2. Такова линия преемственности между античной мифографией и современной наукой о мифе; желание проследить судьбу фабульной мифографии приводит к осознанию этой преемственности.

Сноски

Страница 260 :

Страница 261 :

1 Ср. Gruppe О. Geschichte der klassischen Mythologie und Religionsgeschichte während des Mittelalters im Abendland und während der Neuzeit. Leipzig, Teubner, 1921. S. 23.

2 См., например, Мелетинский Ε. Μ. Поэтика мифа. Μ., 1976. С. 13.