Торшилов Д.О.: Античная мифография - мифы и единство действия
Введение
«Мифография» в современном понимании

[20]

«Мифография» в современном понимании

В современной науке «античной мифографией» принято называть несколько прозаических сочинений эллинистического и римского времени, кратко излагающих большое количество мифов. Это, прежде всего,

- «Библиотека» Аполлодора,

- «Мифы» Гигина1,

- «Превращения» Антонина Либерала,

- «Превращения в звезды» Лжеэратосфена,

- «О любовных страстях» Парфения,

- «Повести»2 Конона (дошедшие в пересказе Фотия).

К ним примыкают реконструируемые по фрагментам их предшественники, такие, например, как Асклепиад из Трагила (с «Трагедуменов» которого начинаются многие современные обзоры мифографии3). Ослабив строгость отбора, в этот список включают и эвгемеристические книги:

- «О невероятном» Палефата;

[21]

- «Новые сведения для любознательных»1 Птолемея Гефестиона;

- «Дневник Троянской войны» Диктиса Критского и «Повесть о разрушении Трои» Дарета Фригийского (вымышленные имена авторов этих «мифологических романов» тоже можно взять в кавычки).

Можно включить в этот круг произведений стоящие на рубеже средневековья христианские сочинения Фульгенция и Ватиканских мифографов.

Названные книги проще всего классифицировать по шкале «упорядочивание известного - собирание редкого - выдумывание любопытного» (не совсем совпадающей со шкалой «научность - художественность»; вместо первого лучше подставить «строгость метода» и строгость отбора собственно мифологического материала, вместо второго - «развлекательность» или «беллетристическую выдумку»). На одном конце шкалы окажется Аполлодор, на другом - Птолемей Гефестион, которого, так же как и «Дарета» и «Диктиса», мешает зачислить в «мифографы» именно откровенная выдуманность того, что он пишет. Строгость отбора собственно мифов и исключения легенд или исторических анекдотов также наиболее высока у Аполлодора, наименее - у Птолемея Гефестиона.

названий которой (множественное число среднего рода прилагательных на -κά, образованных от географических названий: Αργολικά, ΛυΒιακά и т. д.2) в известной мере демонстрирует осознание их

[22]

жанровой однотипности; их авторы не ссылаются друг на друга и не видят друг в друге предшественников, коллег или противников; книги написаны разным языком и рассчитаны на разный образовательный ценз читателя. Этот канон не совсем удовлетворителен: возникает желание его сузить, воспользовавшись каким-либо более строгим критерием.

Однако, с другой стороны, много явно мифографического материала остается за его пределами. Нельзя не назвать мифографическую часть «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, мифографию Павсания, плутарховых «Тезея» и «Ромула», изложения мифов в схолиях; время жизни указанных писателей (I век до P. X. - II/III от P. X.) также совпадает с «каноническими» мифографами.

Не менее важны дошедшие в отрывках сочинения их предшественников: генеалогический эпос Гесиода и генеалогические сочинения логографов (Гекатея, Ферекида, Гелланика и др.), которым принадлежит центральное место в «научном» осмыслении и упорядочивании мифологии (наследником которых является наш Аполлодор), а также вся необозримая хорографическая литература, из которой черпали редкие сюжеты александрийские поэты, пересказываемые Парфением или Антониной Либералом.

Сноски

1 Частично - подписанная тем же именем «Астрономия».

2 Διηγήσεις, narrationes.

übertragen bei Ludwig Mader. Zürich, 1963, p. XVII; Гусейнов Г. Ч. Типология античной мифографии // Античная поэтика. М., 1991, с. 237.

Страница 21 :

Εις πολνμαθίαν καινή Ιστορία.

2 Не все такие названия относятся к хорографическим сочинениям, но почти все хорографические сочинения имеют