Торшилов Д.О.: Античная мифография - мифы и единство действия
Эвгемеризм и schwindelliteratur
Геродор из Гераклеи

[95]

Геродор из Гераклеи

Авторы книг, не слишком удачно называемых «мифологическими романами»2, имели, как и представители других ветвей мифографии, своих предшественников в поэзии: темы книг Геродора из Гераклеи3,

[96]

который, как кажется, первым построил прозаическое мифографическое сочинение не по генеалогическому или хорографическому принципу, а по тематическому, посвятив одну Гераклу (Ό καθ' 'НракХёа Aoyos, не менее чем в 17 книгах), а другую аргонавтам1, совпадали с темами эпических поэм: жизнь Геракла «монографическим» образом описывали Писандр и Паниасид, плавание аргонавтов (прежде Аполлония) - Эпименид и Клеон из Сол. Следует добавить, что обе темы были связаны с родным городом Геродора: Геракл основал Гераклею, а поход аргонавтов также проходил через его родные места. Немифографическая проза уже пришла ко времени Геродора к идее биографии, биографического панегирика («Киропедия» и «Агесилай» Ксенофонта).

«монографической мифографии» с самого начала (т. е. с Геродора) оказалась склонность не просто к изложению мифа, но к его ревизии: с одной стороны, традиционно наличествующее в мифе чудесное объясняется рационалистически (золотой барашек Атрея был чашей с инкрустированным золотым изображением барашка2, Геракл не подставил свои плечи вместо Атланта под небесный свод, но научился у него астрономии3 и т. п.); с другой - автор не стесняется компенсировать эти чудеса, являющиеся важнейшей частью занимательности традиционного мифа, новыми фантастическими и экзотическими деталями (у Геракла было три ряда зубов; женщины на Луне рождают яйца, а из них вылупляются селениты ростом в 15 раз выше людей, и такими были сиамские близнецы Молиониды4). Если учиты-

[97]

«рационалистических» толкований отнюдь не в скучном правдоподобии, но, напротив, в новизне и занимательности: объяснить надоевшего золотого ягненка «рационалистически» - значит привлечь читателя новизной и остроумием, а не убедить его «реалистичностью».

Подобные приемы в изложении мифов1 часто не слишком точно называют «эвгемеризмом»; Геродора в таком случае следовало бы назвать «протоэвгемеристом». Проявляющаяся же в подобных деталях (и вообще в установке на ревизию привычного мифа) высокая степень авторской свободы и использование этой свободы ради беллетристической занимательности хоть сколько-то оправдывает применение слова «роман» к книгам Геродора и его последователей.

Сноски

1 Прежде всего это относится к основной концепции эвгемеризма - ίξημέρωσις της οικουμένης.

Ε. Quaestiones Diodoreae mythographae. Diss., Gottingae 1887, p. 4 etc.), Зуземилем (Susemihl F. Geschichte der Griechischen Literatur in der Alexandrinerzeit. Leipz., I, S. 345) и др.; Якоби называет эти книги «Monographien».

3 FGrHist ΙΑ 31.

1 Третья, «Пелопия», была всё же построена генеалогически, хотя сама генеалогия в данном случае была скреплена темой родового проклятья.

2 F 57 Jac.

Страница 97 :