Торшилов Д.О.: Античная мифография - мифы и единство действия
Эвгемеризм и schwindelliteratur

[94]

ЭВГЕМЕРИЗМ И SCHWINDELLITERATUR

Генеалогия, хронография, хорография, «кикл» собирали мифы и сводили их - каждая постольку, поскольку этого требовали и это позволяли ее принципы - в систему, но при этом почти никогда не имели целью собственно их изложение, тем более изложение в увлекательной форме, и тем более изложение, нарочито подчиненное некой содержательной идее. Это процесс собирания и сведения был более-менее исчерпан в александрийский период, когда началось составление сводов и компендиумов, когда, как считает Пирсон2, и были извлечены из-под спуда труды логографов, неизвестные аттическому периоду греческой литературы. Генеалогия и хорография работали, по крайней мере в начале, еще с внелитературными источниками; «кикл» и александрийские своды - кодификация мифологии, родившейся вне литературы, по литературным источникам; следующим шагом должно было стать создание собственно литературной, «книжной», «подложной» мифологии; ею и является эвгемеристи-

[95]

ческая и постэвгемеристическая литература, возвращающая мифологии - ценой подлинности - увлекательность.

увлекательней ее отсутствия. У порядочных греческих ученых, будь то Гесиод, Павсаний, Аполлодор, концепции нет - есть стиль, есть материал, есть принципы его сбора и изложения. У лгунов же эвгемеристов - Эвгемера, Скитобрахиона, Лже-плутарха - обнаруживаются именно нарочитые и подчиняющие себе изложение отдельных мифов концепции, о которых мы скажем в посвященных им главах1. Эти концепции сами по себе всегда красивы и благородны; однако они всегда аргументированы фантазиями, вульгарными и наивными настолько, что почти не остается возможности относиться к ним всерьез.

2 Pearson L. Op. cit. P. 10.

1 Прежде всего это относится к основной концепции эвгемеризма - ίξημέρωσις της οικουμένης.