Немировский А.И.: Мифы древности - Индия
Откуда пошел, как был организован и защищен мир.
Вначале было яйцо

Вначале было яйцо

В начале были только воды, неоглядное море вод (1) И овладело ими желание творить Они столкнулись, и запылал жар, отчего возникло золотое яйцо

Не существовало тогда точного времени, и плавало яйцо так долго, как долго длился год И за время этого года появилось в яйце живое существо Это был Праджапати (2) И если женщина, корова, кобылица производят жизнь в течение года, последовавшего за зачатием, то это потому, что Праджапати родился в течение года, последовавшего за появлением золотого яйца

Он взломал его скорлупу но поскольку не было никакой точки опоры, золотое яйцо долго еще колебалось во мраке, пока длился год И возникло в течение этого года у Праджапати желание чтонибудь произнести И он испустил звук «Бхур» - и появилась Земля «Бхувас» и появилось Пространство, «Сувар!» (3) - и появилось Небо

И если верно то, что у ребенка возникает потребность говорить в течение года вслед за рождением, то это потому, что Праджапати заговорил в течение этого года И если ребенок впервые заговорив, произносит лишь слова, состоящие из одного или двух слогов, то это потому, что Праджапати, впервые заговорив, произнес слова лишь из одного и двух слогов Из пяти слогов, которые он произнес, сотворилось также пять сезонов (4) - и именно поэтому сезонов существует пять

На протяжении года Праджапати выпрямился и встал на ноги, чтобы утвердиться в созданных им мирах И если ребенок в течение года желает встать на ноги, то это потому, что подняться на ноги захотел в течение года Праджапати

Праджапати рождался на тысячелетие подобно тому как с берега реки издали виден противоположный берег, точно так же и он видел издалека противоположный берег своих лет

Охваченный жаждой творчества он шагал, напрягая мускулы и распевая гимны Он вложил в свою душу творческую силу и из своего рта сотворил богов Он создал их, чтобы заселить небо отсюда и их название - боги (5) И поскольку он создал их для того, чтобы заселить небо, это стало для него, как свет, сияющий днем

Немировский А.И.: Мифы древности - Индия Откуда пошел, как был организован и защищен мир. Вначале было яйцо

Затем, подув вниз, он создал асуров, чтобы заселить землю И когда он их таким образом создал, чтобы заселить землю, они сделались для него, как мрак (тьма)

И он сказал себе «Поистине я сотворил нечто дурное, поскольку это возникло, пусть это будет для меня так, словно сделалось темно» И он поразил их злом и они от этого перемерли Именно поэтому нужно считать ложными рассказы или легенды, касающиеся соперничества богов и асуров ведь Праджапати поразил асуров злом и они немедленно погибли Именно об этом поет риши (6)

Не имел ты противников освободитель (7)

На сраженье с тобою кто бы мог выйти

Состязаться с тобой кто бы захотел?

Никогда ты соперников не имел

Между тем, из того что было для него светом дня, когда он создал богов он создал День, а из того, что было для него как мрак, когда он создал асуров, создал он Ночь И было положено начало дню и ночи Вот какие боги созданы Праджапати - Агни, Индра, Сома кроме сына его Парамештхин (8)

Рождены они на тысячелетие И как с берега реки виден издалека противоположный берег, так и боги видели издали противоположный берег своих лет

Они шагали, напрягая мускулы и распевая гимны и делая усилие Между тем сын Праджапати Парамештхин, имел видение - жертвоприношение, которое должны предложить дни Полной и Новой луны Празднуя их он пожелал (9) «Пусть станет для меня возможным сделаться всеми вещами в этом мире»

И стал он Водами, ибо Воды относятся ко всем вещам здесь внизу в той мере, в какой они находятся повсюду, даже в самых отдаленных местах И в самом деле, если углубиться в любом месте на Земле, несомненно найдешь воду Что же касается Парамештхина, то он изливается дождем со своего верхнего местопребывания, то есть с Неба

Когда сын его стал водами, Праджапати пожелал (10) «Пусть стану я всеми вещами в этом мире»

Примечания:

1 Концепция изначальных вод, несущих в себе семя жизни на земле, разрабатывается ведическими певцами во множестве мифов Возникновение земли в водах рассматривается как результат процесса уплотне ния - из изначальных вод путем пахтанья возникает бессмертие для вершителя мира богов Согласно одной из версий мифов, создателем земли был кабан, принесший на рыле грязь со дна вод (Кейпер 1986 119 и ел) В изложенном мифе воды рассматриваются как среда, вырастившая золотое яйцо, которое предшествует появлению Праджапати - первого бога первоначального, еще неразделенного мира В более поздних пересказах этого мифа он заменяется Брахмой

2 Представление о мировом яйце, из которого возникла вселенная, присуще многим мифологиям Вспомним египетский миф о происхождении мира из яйца, снесенного птицей «великий Гоготун» Значительна роль яйца в погребальных обрядах этрусков (на фресках покойный час то изображался с яйцом в руке) а также место яйца в праздниках плодо родия у восточных славян

Итак вначале существовали лишь неразделимые воды И чудесным образом выявило себя желание - Эрос. Появилось золотое яйцо с эмбрионом внутри давшее жизнь Праджапати - демиургу который в свою очередь дает существование богам и демонам, людям и животным элементам мирам мощи и т д И все эти следующие друг за другом творения появляются благодаря творческому жару (tapas) усилию (ритуальному) и слову в виде гимнов вед

3 Это литургические восклицания, мыслимые как олицетворения трех миров - Земли, Промежуточного пространства и Неба

4 Сезонов четыре Пятый - это время дождей между летом и осенью Весна - март-апрель Лето - май-июнь Дожди - июль-август Осень - сентябрь октябрь Зима - ноябрь-декабрь Изморозь - январь-февраль

5 Небо - боги - devah образованы от одного и того же корня div выражающего идею светового излучения испускаемого небесным сводом

6 Пророк - и здесь и всюду этим словом переводятся риши (название данное мифическим существам, которые имели видением гимны Ригведы)

7 Эпитет Индры

8 Ипостась Праджапати, тогда как Индра, Агни и Сома - независимые боги

9 Жертвоприношение - акт приносящий плоды Жертвователь формулирует желание которое должно реализовываться по мере осуществления ритуала

10 Совершающий богослужение совершает его на благо Жертвователя, имя данное тому, кто оплачивает церемонию

11 Жертва отправляется в огонь Следовательно, Агни (огонь) - это тот, кто «съедает» ее Здесь это Сома

12 Санскритское sn - это одновременно великолепие, богатство, вспышка света, слава, процветание

13 Север, который находился слева от богов или наверху, в зависимости от их ориентации, не назван

14 Супруга жертвователя участвует с полным правом в жертвоприношении и разделяет блага со своим мужем

15 Человек - аналог жертвы

16 Свойства - (санскр рrаnа) обычно означает дыхание, но часто рассматривается как божество, жизненная сила

17 Изъятая предварительно часть не бросается в огонь, а сохраняется участниками жертвоприношения для поедания вместе с богами которым посвящена жертва

© 2000- NIV