Немировский А.И.: Мифы древности - Индия
Откуда пошел, как был организован и защищен мир.
Вначале был Праджапати

Вначале был Праджапати

Возвращаются ветры на круги своя,

По своим же следам идет Праджапати -

Ведь великая Рита не знает изъятий,

И в объятиях Неба ликует Земля

И рождаются боги от Неба-отца,

И от жара любви испаряется влага,

Возвращаясь с небес благотворною Гангой,

Чтобы страстью своей ослепить мудреца,

Чтобы разумом не был наш мир обделен,

Как враждой и любовью - такой же взаимной,

Чтоб одни откровенья, рожденные гимном,

Неизменно пылали во мраке времен

Праджапати (1) в сотворенном им мире был одинок, как перст. И подумал он «Как мне себя продолжить » Напрягшись, Праджапати воспламенил свой дух и породил из своего рта Агни (2), пожирателя пищи. Был Агни первым из богов, ведь Агни все равно что Агри, а Агри - это «первый», «стоящий спереди». Пищи ж е в мире, могущей прокормить Агни, не нашлось, и понял Праджапати, чго Агни сожрет его. От испуга он открыл рот и выронил свою Силу - сила ж е его - Речь - появилась после Агни второй. Чтобы принести жертву, Праджапати потер ладонью ладонь, и они лишились волос Продолжал тереть Праджапати ладони, пока из них не вылились жертвенное масло и молоко, но они смешались с волосами, отделившимися от ладоней. Поэтому он опрокинул эту смесь в огонь, и превратились волосы в корни и стебли растений, и мир радостно зазеленел.

Так, принеся жертву, Праджапати продлил себя и спасся от обжоры Агни Так же и тот, кто совершает всесожжение, спасает себя от Агни, готового его сожрать, а когда человек умирает, его возлагают на огонь, сжигающий лишь тело, и он возвращается к жизни из пепла

После Агни были созданы Вайю (3) и Сурья (4) Они сказали «Давайте сотворим существо, и да будет оно четвертым». Очертив место, на котором стояли, боги начали слагать песнопения. Место, очерченное ими и услышавшее гимны, стало Землей, а проведенная ими черта - Океаном.

Совершив это, боги отправились на Восток, пообещав Земле вернуться. По пути им встретилась корова, возникшая из их песнопений Агни ее возжелал, сказав «Да будет она мне парой» Он излил в нее свое семя, ставшее молоком. Оно и поныне белое у любой коровы, черной или бурой, и теплое от Агни.

И решили боги попробовать это молоко, принеся его в жертву. И возник между ними спор, кому это сделать первым. Тогда они явились к Праджапати и спросили «Кому из нас отведать это молоко первым?»

- Агни - ответил Праджапати, не думая - Ибо Агни возродит свое семя, а с ним вместе возродитесь и вы. Вторым пусть отхлебнет Сурья, а то, что останется, пусть допьет Вайю, который всюду веет.

Выпили боги молоко и вновь обрели рождение и жизнь.

Примечания:

1 Праджапати («господин потомства») встает из этого и других гимнов «Ригведы» не только как главная фигура жертвоприношения, жертвователь и жертва одновременно, но и как бог вечного кругооборота природы, текущего и постоянно возвращающегося к своим истокам, и времени, бог календаря и его празднеств, отмечаемых в начале каждою нового года и сезона В этой ипостаси у него мною общего с этрусским Киленом и римским Янусом Подобно тому как у каждого из главных богов этрусского пантеона, занимающих участки ободка печени из Пьяченцы былевой Килен (Немировский, 1986 112) так и свой Праджапати был у ведийского Брихаспати и затем у его восприемника индуистского Брахмы Как воплощения их функций богов природы и вечного ее кругооборота - смены дня ночью месяца месяцем года годом жизни смертью (Gonda, 1984, 5 и ел 1989 38 и ел 57 и ел ) Именно поэтому он воспринимался как главный бог - так же как и у этрусков главным богом считался не Тиния а Киленс (Янус) Совершение жертвы на алтаре Праджапати или превращение в жертву его самого рассматривались как культовый акт, и в этом плане он близок к Агни в его ипостаси жертвенного огня, без которого боги не могут существовать (Gonda, 1984, 2)

2 Агни - в ведийской и индуистской мифологии бог огня во всем его многообразии - от домашнего очага до пламени солнца, считался посредником между людьми и богами («ближайший из богов»), поскольку переносил жертвы смертных из жертвенного костра к небожителям

3 Вайю - ветер и бог ветра, обозначаемый как «быстрейший из богов», вихрь, отождествляемый с Агни

4 Сурья - в ведийской мифологии бог солнца, входящий в ведийскую триаду Агни - Индра - Сурья, глаз богов, отождествляется с Савитаром В эпосе с Сурьей связано множество сюжетов, в которых он противник богов, грозящий испепелить их лучами, но также и демонов, и родоначальник героев

© 2000- NIV