Немировский А.И.: Мифы древности - Индия
Великое пополнение.
Шунахшепа

Шунахшепа

Те, кто хотят иметь сыновей, но их не удостоились, пусть слушают этот рассказ, и у них будут сыновья, непременно будут. Пусть слушают и те, кто не пожелал иметь сыновей, они тоже захотят их иметь, и они у них родятся

Некогда жил могущественный царь Харишчандра, имевший сто жен Он не ощущал потребности в сыне, и они у него не рождались, ибо благие боги не посылали Харишчандре сына, видя, что он не хочет его. Советники же и придворные, не зная этого, удивлялись, почему у Харишчандры нет наследника. Тем или иным способом они навели царя на мысль, что сын ему необходим, и он обратился к мудрецу Нараде с вопросом:

- Скажи, благочестивый, почему все желают иметь сына - и мудрецы и невежды? Какая от сына польза?

- О царь, отец, увидевший лицо рожденного им сына, выплачивает долг своего рождения, - ответил Нарада, - ибо в нем отец преодолевает густой мрак существования От «я», рождается «я» Сын - как ладья в безбрежном океане Жен а - друг человека Дочь - источник скорби Сын же - сиянье света в верхнем небе

Так ответил Нарада Харишчандре.

- Ты меня убедил, - сказал царь. - Как же мне заиметь сына?

- Обратись к Варуне, - посоветовал мудрец, - и у тебя родится сын, которого ради рождения других ты должен будешь принести ему в жертву.

И вошел Харишчандра в свою жену, и родился его сын, которому дали имя Рохита. Глядя в розовое детское личико, увидел царь в сыне самого себя и понял то, что говорил Нарада о великой радости рождения сына. И стало страшно Харишчандре, что он должен принести свое второе «я» в жертву

Варуна ж е напомнил царю о данном им обещании, а Харишчандра ответил

- Жертвенное животное лишь тогда пригодно к закланию, когда ему больше десяти дней. Исполнится десять дней, и я его тебе отдам.

- Да будет так! - согласился Варуна

На десятый день Варуна напомнил.

- Я жду!

- Жертвенное животное пригодно к закланию, когда у него прорежутся зубы Подожди, Варуна, еще немного, пока это случится, и ты получишь обещанное.

- Да будет так - согласился Варуна.

И еще четыре раза откладывал Харишчандра обещанное, пока Рохита не вырос и, узнав что его ждет, не убежал в лес

Каждый год он порывался покинуть лес, но выйдя на опушку, возвращался, ибо понимал, что отцу ничего не останется, как принести его в жертву На седьмой год он встретил в лесу брахмана Аджигарту с женой и тремя сыновьями

- Риши - обратился Рохита к брахману - Я дам тебе сто коров, ты же мне уступи одного из своих сыновей, чтобы я им выкупил свою жизнь

- Только не его - воскликнул Аджигарта, прижимая к груди старшего сына

И согласились они уступить среднего сына, которого звали Шунахшепа

Отдав Аджигарте сто коров, Рохита взял Шунахшепу и вместе с ним явился в деревню к отцу

- Отец. Я привел вместо себя этого юношу чтобы выкупить им свою жизн ь Принеси его в жертву Варуне

И явился Харишчандра к деревенскому алтарю и вознес свой голос Варуне

- О светлый помыслами, вот тот, кого я принесу тебе в жертву

Взглянул Варуна на Шунахшепу и сказал

- Пойдет. Брахман еще лучше, чем кшатрий.

И собралось на жертвоприношение множество людей Среди них были великие риши Вишвамитра, Джамадагни, Васиштха, Аясья, непреклонные в обетах Но не нашлось среди присутствующих ни одного, кто согласился бы привязать юношу к жертвенному столбу Наконец подошел отец Шунахшепы и потребовал за это сто коров. Дали ему сто коров, и он привязал Шунахшепу После этого прочли над жертвой заклинания и обнесли вокруг нее огонь Но не нашлось человека, согласившегося заклать Тогда Аджигарта попросил еще сто коров Дали их ему, и он стал точить нож.

И подумал Шунахшепа «Я человек, а меня хотят заколоть» И

воззвал он к первому из богов, Праджапати, таким стихом

В тебе все величие божье

Славлю тебя, Праджапати

Ты мне один лишь поможешь

Увидеть мира праматерь

- Агни среди богов - самый близкий к людям, ответил Праджапати - Обратись к нему.

И воззвал Шунахшепа к Агни таким стихом

Агни, скакун долгогривый,

С разверстой пылающей пастью

Твоею мы милостью живы,

Воитель дарующий счастье

И воззвал Шунахшепа к Савитару таким стихом

Познавший вещей всех границы

Хранитель всей правды Савитар

В твоей благосклонной деснице

Покоится вечная рита

- Ты обречен в жертву Варуне, - ответил Савитар - Обра тись к нему

И воззвал Шунахшепа к Варуне таким стихом

В морях и в мире надлунном

Хранящий предвечные воды

Тебя прославляю Варуна

Великий владыка природы

- Восславь Все-Богов, - сказал Варуна - Тогда мы освободим тебя

И воззвал Шунахшепа ко Bсe-Богам таким стихом

Славлю великих и малых

Славлю древних и новых

Нам дарующих славу

Мне дарованным Словом

И был такой ответ:

- Индра среди богов самый сильный, самый храбрый и самый великий И самый лучший помощник Восславь его.

И воззвал Шунахшепа к Индре таким стихом

Раджа небожителей Индра

Насыться огненной сомой

Обрушь свою силу на Вритру

- Восславь теперь Ашвинов, - сказал Индра

И воззвал Шунахшепа к Ашвинам таким стихом

О близнецы Ашвины

Блистательны ваши деянья

Вы мчитесь с миром едины,

Всегда готовые к брани

- Восславь теперь Зарю, и мы освободим тебя, - сказали Ашвины

И восславил Шунахшепа Зарю таким стихом

Ночь словно черная птица

Могучими машет крылами

Откройся Заря-кобылица

С дневными своими дарами

Так произносил Шунахшепа стих за стихом и с каждым из них ослабевали его путы С последним стихом путы с него спали, и жрецы сказали ему хором

- Теперь ты сам должен совершить жертвоприношение дня

Взял Шунахшепа ступу, наполненную зельем, и пест. Выжимая сому, он произнес такие стихи

Ты ступа как женское лоно

А пест - как лингам могучий

Как в небе сходятся тучи

Нет дома такого о ступа

Где о ты не оставила следа

Греми же громче чем трубы

Чем барабаны победы

Ты пест громогласнее грома

И ветра что свищет над полем

Дави же бессмертную сому

Чтоб Индра был ею доволен

Затем Шунахшепа вылил сок из ступы в чашу и, процедив его через овчину, обратился к Индре с таким стихом, закончив его восклицанием «Сваха»

Несущийся в небе высоком

На конском сияющем крупе

Всадник отведай же сока

Который выжат был в ступе

Сваха

Потом Шунахшепа подвел жертвователя к пламени очага и обратился к Агни с таким стихом:

Ты к свету вернул Шунахшепу

Из мрака, куда он был загнан

Сорви же путы и скрепы

И с мира всевидящий Агни

Сваха

Немировский А.И.: Мифы древности - Индия Великое пополнение. Шунахшепа

Агни — бог огня

- Прими меня в свой дом Я хочу жить у тебя

И тогда обратился Аджигарта к Шунахшепе с таким стихом

Вернись же выжавший сому

Богами прославленный риши

К тебя породившему дому

И под отцовскую крышу

Не вставая с колен Вишвамитры, Шунахшепа произнес

Ты отдал сердце коровам

Ты предал ариев мудрость

Не надо мне крыши и крова

От брахмана, ставшего шудрой.

- Ты прав, сынок, - сказал Вишвамитра и изрек такой стих:

Не можешь ты быть его сыном.

Точил на тебя он железо

И этим риту отринул,

Тебя от дома отрезал.

Обратившись к Шунахшепе, Вишвамитра сказал:

- У меня сто один сын. Ты будешь среди них старшим, а твое потомство всех счастливее. Раздели мой божественный жребий.

- Я не хочу обделять твоих сыновей. Пусть они согласятся на дружбу со мной, и тогда я стану твоим сыном.

И стали сыновья один за другим подавать голоса. Из всех старших сыновей только один Мадхучандас захотел иметь Шунахшепу братом. Младшие же пятьдесят сказали:

- То, что решил наш отец, мы принимаем. Приходи в наш дом, Шунахшепа, и будь в нем первым. Мы готовы следовать за тобой.

Тогда Вишвамитра благословил этих сыновей, а старших сыновей, за исключением Мадхучандаса, проклял и сказал им:

И действительно, от этих сыновей пошли племена андхров, пундров, шабаров, пулиндов и мутибов, живущих за пределами земли арьев. Много потомков Вишвамитры и среди нечистых дасью.